Научная статья на тему 'Стилистические особенности декора деревянной жилой архитектуры Енисейска во второй половине XIX в'

Стилистические особенности декора деревянной жилой архитектуры Енисейска во второй половине XIX в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
184
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стилистические особенности декора деревянной жилой архитектуры Енисейска во второй половине XIX в»

7. Никитин, А.В. Братский острог / А.В. Никитин // Советская археология. - 1961а. -№2. - С. 213-226.

8. Никитин, А.В. Восстановление башен Братского острога / А.В. Никитин // Советская археология. - 19616. - №4. - С. 281-285.

9. Никитин, А.В. Раскопки Братской крепости / А.В. Никитин // КСИА. - 1961в. Вып. 85. -С.118-126.

10. Пивкин, В.М. Он проверен в дружбе / В.М. Пивкин // Советская Сибирь. - 1999. -№125. - С. 3.

11. Пивкин, В.М. Он - наша история (2004 г.) / В.М. Пивкин // Баландинские чтения: избранное 2006-2010 гг. - Новосибирск, 2011 - С. 6-7.

12. Сабурова, Л.М. Русское население Приангарья / Л.М. Сабурова // Быт и искусство населения восточной Сибири: в 2 ч. - Новосибирск, 1971. - Ч. 1: Приангарье. -С. 28-77.

А.А. Гольцова, г. Красноярск

стилистические особенности декора деревянной жилой архитектуры енисейска во второй половине XIX В.

В XIX в. вместе с «образцовыми» проектами основные принципы и элементы стилевой архитектуры начали проникать в строительную жизнь русской глубинки. С распространением представлений о престижности каменного дома по сравнению с деревянным начался процесс изменения во внешнем облике традиционных изб. Он проявился в стремлении подражать формам и конструкциям каменных зданий, что спровоцировало увеличение оконных и дверных проемов, повышение этажности, моду на обшивку сруба тесом или строительство из бруса, а также окраску. Эти изменения продолжились во второй половине XIX в., когда распространение эклектики привело к появлению более разнообразного декора. В этой связи на примере Енисейска, города с хорошо сохранившейся застройкой второй половины XIX в., представляется интересным проследить, в какой мере художественно-стилистические приемы эклектики затронули деревянное домостроительство, какие мотивы стилевой архитектуры были наиболее востребованы.

Основную массу деревянной застройки исторического центра Енисейска составляют дома, относящиеся к последней трети XIX в. Большая часть их была возведена после пожара 1869 г., который стал своеобразным Рубиконом, отделившим позднеклассицистическую стилистку от новых для Сибири веяний эклектики. На фотографиях 1870-х гг., хранящихся в Енисейском краеведческом музее, видны поистине грандиозные масштабы строительства.

Широкое распространение в этот период в Енисейске получили большие двухэтажные особняки с застекленной лоджией в углу второго этажа над парадным входом. Дома подобного типа возводились в 1860-х гг. и в камне, например, дома купцов Захарова и Назарова на ул. Большой, а также главный дом усадьбы Кытманова. лоджии в этих постройках выполнены из дерева и оштукатурены. Подобная композиция напоминает дом так называемого «вологодского типа». Это не случайно: в Енисейске исторически существовали тесные связи с торговыми городами Вологодской губернии. Правда, в Во-

логде лоджии застекляли очень редко, а на улицу выходили всегда три арочных пролета [3]. В енисейских же деревянных особняках на улицу выходило всегда два окна лоджии.

Одним из замечательных примеров подобных зданий, исполненных в дереве, является так называемый дом жестянщика Громова (рис. 1, ул. Кирова, 70). Точно найденная

рис. 1. Дом жестянщика Громова (ул. Кирова, 70)

мастером гармония масс и стройность пропорций выделяют этот дом среди других не менее интересных экземпляров деревянной застройки Енисейска. Двухэтажный пятистенный сруб на каменном цоколе выходит тремя окнами на улицу. Значение второго этажа как парадного подчеркнуто более высокими окнами с резными наличниками. С восточной стороны к дому примыкает пристройка, завершенная в передней части лоджией, а в дворовой увенчанная фронтоном. Декоративное оформление здания еще хранит мотивы классицизма: стены всего дома обшиты тесом, углы сруба закрыты резными досками, наличники второго этажа украшены комбинацией ромбов. Сам дом прост и строг, и на его фоне особенно изящно смотрится лоджия с неожиданно большими для Сибири окнами с полуциркульным завершением и красивым переплетом, между которыми расположились резные пилястры «коринфского» ордера, выполненные в технике глухой резьбы. В каменных домах лоджии пилястрами не украшались. Этот элемент классицистической архитектуры, получивший своеобразную «народную» трактовку, стал в Енисейске необычайно популярным - подобными пилястрами стали украшать не только здания, но и столбы ворот.

Словно зеркальное отражение на дом Громова похож особняк Одинцовых (ул. Пере-нсона, 67). Но только на первый взгляд. Здесь нет уже такой «классической» стройности, дом выглядит несколько приземистей: открытый сруб горизонтальными членениями бревен делает фасад визуально шире, окна первого и второго этажей меньшего размера и не сильно различаются по высоте. Но главное отличие в декоративном строе - в доме Одинцовых соединяются и взаимопроникают мотивы народной и стилевой архитектуры. Особенно интересно оформление лоджии, где уже знакомые нам «коринфские»

пилястры украшены цветочными розетками, а пространства под окнами заполнены травными орнаментами, выполненными в технике глухой резьбы. Видна продуманность и тщательность ее исполнения. Растительный узор представляет собой большой многолепестковый цветок, вписанный в круг и окруженный акантовыми листьями. Всего таких досок с орнаментами пять.

Классицистические мотивы в соединении с народными традициями демонстрирует и дом Калашникова (ул. Рабоче-Крестьянская, 114). В его основе - традиционный связевый сруб, построенный «в обло». Яркий стилевой акцент здесь - небольшая светелка с открытой галереей под треугольным фронтоном, мотив весьма популярный на Вологодчине, но редкий для Енисейска. Галерея оформлена балюстрадой, а фронтон поддерживают четыре «коринфские» колонны. Интересно использование широких окон в оформлении фасадов. Здесь явствует отход от строгих принципов классицизма в пользу эклектики. В южном главном фасаде торцы бревен делят его на три части так, что в средней, более широкой части, помещается три обычных окна, а в более узких -одно, но трехстворчатое. На боковых фасадах ситуация обратная: здесь среднее широкое окно фланкируется с двух сторон парой обычных узких. Такой необычный ритм окон придает дополнительную декоративность облику здания. Наличники дома украшены стилизованными в народном вкусе цветочными розетками в окружении «акантовых» листьев.

Особую группу жилых домов в Енисейске этого периода составляют деревянные оштукатуренные особняки с изящной лепниной в стилистике раннего классицизма 1760-70-х гг. Всего их четыре: особняк Щукина (рис. 2, ул. Ленина, 70), дом Борзецо-вой (ул. Рабоче-Крестьянская, 110), особняк Кузнецова (Партизанский пер., 11) и дом Тонконогова (ул. Петровского, 3). Обращает на себя внимание прежде всего стилистическое единство декора и его месторасположения на фасадах. На гладко оштукатурен-

рис. 2. Особняк Щукина (ул. Ленина, 70)

ных и выкрашенных в светлый (желтый, белый или голубой) цвет стенах размещены гирлянды, цветочные розетки и вазоны, придающие зданиям изящный нарядный вид. Такие пасторальные мотивы очень импонировали народному вкусу. В сходной стилистике оформлены несколько каменных домов на центральной улице города - Большой (ул. Ленина), в частности доходный дом Тонконогова и дом Хрюнина с магазином (ул. Ленина, 110). В основном декор сосредоточен вокруг окон, в филенчатых лопатках по углам зданий и во фризе.

Маленький одноэтажный дом мещанки Борзецовой, не производящий сейчас на первый взгляд особого впечатления, так как лепнина его и штукатурка во многих местах осыпались, неожиданно прелестен, если взглянуть на его дворовый фасад. Здесь лепные гирлянды с виноградными лозами имитируют филенчатые лопатки, под крышей вокруг всего дома шла гирлянда из лавровых листьев, перевязанных лентами, а окна украшали вазоны. По-видимому, по мнению владелицы, такая южная роскошь должна была выгодно выделить дом из окружающих построек.

Нужно отметить, что подобные реминисценции в енисейской архитектуре не следствие затянувшегося влияния классицизма, а качественно новый этап. В петербургской и московской эклектике второй половины XIX в. раннеклассическое направление было столь же популярно, и в декоре широко применялись лепные венки, гирлянды и розетки [2, с. 522].

В последней четверти XIX в. в Енисейск приходит мода на ажурную пропильную резьбу, которая отвечала «русскому» направлению в эклектике. В большинстве построек резные доски заполняли карнизы и подзоры под кровлей, а также наличники. Лучшим образцом этой тенденции является дом по ул. Ленина, 74. Главный фасад в пять окон выходит на красную линию застройки, центрально окно выделено щипцом, заполненным пропильной вставкой тонкой работы (на данный момент эта вставка утрачена). Наличники всех окон декорированы сложными прихотливыми сандриками. Декоративная насыщенность нарастает кверху, выплескиваясь в узорочье широкого фриза, опоясывающего весь дом. Изящное орнаментальное кружево создает богатую светотеневую игру и придает зданию образ сказочного терема.

Необарокко, пережившее в столице расцвет в середине XIX в., с некоторым запозданием добралось до Сибири. Провозглашенное в 1860 г. со страниц журнала «Современник» стилем людей образованных и имеющих «изящный вкус» [1, с. 207], оно получило в своеобразной интерпретации большую популярность и в енисейской архитектуре. Строго говоря, в деревянном зодчестве из арсенала декоративных форм барокко были заимствованы лишь некоторые мотивы украшения окон (рис. 3). Особенной популярностью в Енисейске в последней трети XIX в. пользовалось оформление сандриков объемными встречно-направленными волютами с акротериями между ними. Разнообразные варианты таких наличников можно встретить в разных частях города. Некоторые, особенно удачные варианты, повторялись, и иногда встречаются одинаково украшенные дома.

Наверное, самые необычные наличники имеет дом на ул. Ленина, 80. Неожиданно смотрятся они на фоне простого открытого сруба. Помимо волют, окна украшены объемными деревянными маскаронами в виде женского лица. Примечательно, что располагаются они не только на уличном, но и на дворовых фасадах. Применение резного деревянного маскарона уникально, нам удалось найти нечто подобное только в Ярославской области.

рис. 3. Пример оформления окна в стилистике барокко

В двухэтажных домах Енисейска зачастую соседствуют наличники, в которых зодчими интерпретировались мотивы разных стилей. Наличники «классицистического» характера при этом размещали на первом этаже, выполнявшем хозяйственные функции, а жилой второй этаж украшали вычурными «барочными». Подобный прием широко использовался и в столичных доходных домах эпохи эклектики.

Периферийное положение города и преобладание деревянного домостроительства наложило свой отпечаток на массовую архитектуру Енисейска этого периода. Архитектура эклектики с ее стремлением к оригинальности и праздничности в деревянном домостроительстве проявилась здесь в синтезе стилевого и народного начал, усилении декоративности построек. Веяния раннего классицизма, барокко, «русского» стиля на основе крестьянских традиций слились в единый самобытный образ сибирского провинциального городка.

Литература

1. Бурдяло, А.В. Необарокко в архитектуре Петербурга. (Эклектика. Модерн. Неоклассика) / А.В. Бурдяло. - СПб.: Искусство-СПб, 2002. - 382 с.

2. Пунин, А.Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Т.1. 1830-1860-е годы. Ранняя эклектика /А.Л. Пунин. - СПб.: Крига, 2009. - 592 с.

3. Сазонов, В.И. Такой город в России один. - Вологда: Полиграфист, 1993. - 94 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.