Научная статья на тему 'Наличники городских многоквартирных деревянных домов Томска (конец XIX - начало XX века)'

Наличники городских многоквартирных деревянных домов Томска (конец XIX - начало XX века) Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
455
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Куликова И. В.

В статье на примере Томска рассматривается многообразие наличников городского многоквартирного деревянного дома, организованного по принципу доходности. Рассматривается формирование и трансформация окна жилого дома от крестьянского древнейшего типа (косящатого окна) до большого «парадного». Обозначается многообразие видов распространенных для Томска наличников и применяемых в их изготовлении техник деревянной резьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наличники городских многоквартирных деревянных домов Томска (конец XIX - начало XX века)»

4. Горбачев, В.Т. Некоторые нормативы, используемые при строительстве городов Сибири в XIX - начале XX в. / В.Т. Горбачев; под. ред. В.М. Пивкина - Выставочное общество «Сибирская Ярмарка, 2001». - Новосибирск : Сибпринт, 2001. - С. 72.

5. Города России в 1910 г. Статистический сборник. - СПб, 1914. - С. 1020-1087.

6. Дмитриенко, Н.М. Сибирский город Томск / Н.М. Дмитриенко. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. - 284 с.

7. Залесов, В.Г. Архитекторы Томска (XIX - начало XX в.) / В.Г. Залесов. - Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. - 170 с.

8. Кириченко, Е.И. Деревянное зодчество русского города и архитектуры Томска / Е.И. Кириченко; сост. Ю.И. Шепелев, З.А. Зайцева // Деревянная архитектура Томска. Альбом. - М. : Советский художник, 1987. - С. 116-146.

9. Оглы, Б.И. Строительство городов Сибири / Б.И. Оглы. - Л. : Стройиздат. Ленинградское отделение, 1980. - 272 с.

10. Романова, Л.С. Здесь начинался Томск. Прошлое, настоящее, будущее / Л.С. Романова. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. - 218 с.

11. Традиционное жилище народов России XIX - начале XX в.; отв. ред. Л.Н. Чижикова. -М.: Наука, 1997.

I.V. KULIKOVA

FORMATION AND DEVELOPMENT OF WOODEN TENEMENT HOUSES IN TOMSK CITY (LATE XIX - EARLY XX CENTURIES).

The example of formation and development of urban wooden house organized on a principle of lessee's interest are given in the paper. The transformation of planning structure of a dwelling house from peasant urban house up to a tenement houses with renting area are considered. The variety of planning and three-dimensional structures for such type of tenement house is pointed out.

УДК 72.01

И. В. КУЛИКОВА, аспирант

НАЛИЧНИКИ ГОРОДСКИХ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ДОМОВ ТОМСКА (конец XIX - начало XX века)

В статье на примере Томска рассматривается многообразие наличников городского многоквартирного деревянного дома, организованного по принципу доходности. Рассматривается формирование и трансформация окна жилого дома от крестьянского древнейшего типа (косящатого окна) до большого «парадного». Обозначается многообразие видов распространенных для Томска наличников и применяемых в их изготовлении техник деревянной резьбы.

Композиция деревянных зданий Томска представляет собой сочетание конструктивности и декоративности. При всем богатстве и многообразии декоративных элементов главным элементом декора, самым активным и ярким, по мнению исследователей, является наличник окна.

Деревянный многоквартирный дом конца XIX - начала XX в. - наиболее массовый для Томска, построенный по принципу доходности - поквартирной или покомнатной сдачи в аренду. Этот тип дома составляет основную часть сохранившейся деревянной застройки города.1 Облик многоквартирных деревянных городских домов конца XIX - начала XX в. очень разнообразен. Размеры и этажность домов являются основным средством достижения их выразительности. Двухэтажные дома стоят на «красной линии», выходя на улицу либо торцевым, либо протяженным фасадом. Дома, выходящие на улицу торцевым фасадом, имеют характерную для архитектуры классицизма симметричную композицию с акцентированной осью и нечетным количеством окон. Дома, выходящие на главную улицу протяженным фасадом в 6-10 окон, чаще представлены с сильно развитым горизонтальным карнизом и фронтонами, междуэтажным поясом, ритмом дверных и оконных проемов, являющимся мощным средством придания динамичности фасаду.

В основном окна имеют равные размеры, расположены в равномерном строгом ритме либо сближаются на некоторых частях фасада и украшены наличниками. Неравномерное расположение окон обусловлено особенностями внутренней планировки. Сближение окон в регулярном ритме встречается довольно часто. «Однако чаще всего в основное регулярное расположение окон включается элемент, нарушающий его идеальную правильность, внося в композицию ноту непредустановленности, свободы и живописности», - отмечает исследователь Е.И. Кириченко. Это ярко прослеживается в композиции, где над крыльцом или рядом с ним, по краям или по одному из краев уличного фасада устраивается двойное или тройное окно.

По пропорциям окна могут быть удлиненные и простые. Наличники встречаются со ставнями и без них, если этого требует композиция или положение дома в усадьбе. Словом, наличники не существуют отдельно от дома, воспринимаются в контексте с поверхностью стены, в сочетании с другими элементами и с другими наличниками, расположенными на соседнем этаже. Все зависит от местоположения и характера всего здания и от места, занимаемого окном, основными элементами которого являются: надоконная, венчающая часть, несущие, зрительно поддерживающие венчающую часть пилястры (нередко их называют боковинами) и нижняя, подоконная часть. В связи с исторической эволюцией окна можно реконструировать и формы наличников.

Исследователи деревянной архитектуры Сибири выводят ряд причин, от которых зависят развитие, своеобразие и форма наличников деревянных домов. 2 Время сооружения дома является одной из причин.

1 Население Томска интенсивно росло с конца 1890-х годов (в 1897 г. оно составляло 52,5 тыс. жителей, а в 1910 г. достигло численности 107,7 тыс. человек). На рубеже веков отмечается период «строительного бума», увеличившего число городских строений на 40-50 %. Составлено по книге: Дмитриенко, Н.М. Сибирский город Томск в XIX - первой трети XX века: управление, экономика, население / Н.М. Дмитриенко. - Томск: Изд-во ТГУ, 2000.

2 Ранее своеобразие и разновидности наличников г. Томска рассматривали В.Т. Горбачев, Е.И. Кириченко, В.Г. Залесов, Л.С. Романова, С.Н. Баландин.

Считается, что самыми ранними по конструкции были косящатые окна, повторявшие схему дверного косяка.3 В такой конструкции окно вставлялось в раму-коробку, боковые части которой несли верхнюю балку окна, а нижняя часть его опиралась прямо на сруб. Окна были квадратной формы, и по размерам они значительно меньше высоких, прямоугольных, восходящих к архитектуре классицизма окон. 4

Далее по времени (до 1870-х гг.) наличники - строгие по формам и обладают признаками классицизма.

Следующий период - 1870-1880-х гг. - характерен появлением стилистически более разнообразных по форме наличников. В конце XIX века (1880-е гг.) окно приобрело стройную форму вытянутого вверх прямоугольника. Меняется по рисунку оконный переплет. Сложный декор самого окна выходит на первый план. Навершия, нижняя часть и боковины, увеличиваясь в размерах, представлены в сложной форме, где боковины теперь составлены из резных элементов замысловатой формы пилястр. Во многих случаях декор напоминает в основе ордерную форму, более декоративную. Усложнению по форме подлежит поверхность навершия, размещающая резные панно с разнообразными мотивами, и подоконная доска, ставшая местом размещения накладного резного декора.

На конструктивное развитие влияло появление новых технических возможностей и материалов, Так, например, увеличение размеров окон в его историческом развитии объясняется удешевлением стоимости стекла.

Окна многоквартирных домов состояли из двух переплетов. Летний переплет был створным (выходил наружу), а внутренний зимний - глухим. Верхнее очертание оконного проема имело форму в виде горизонтальной прямой или пологой лекальной кривой, полуциркульной, стрельчатой или килевидной арки. Форма ставень соответствовала очертанию окон. Оконные наличники, устанавливаемые спустя год после рубки дома, делались с двух сторон. Внутренние дворовые были более простые. Наличники несли важное конструктивное значение - закрывали места сопряжений коробки с бревном

3 Подобные факты изложены в трудах: Кириченко, Е.И. Деревянное зодчество русского города и архитектуры Томска / Е.И. Кириченко; сост. Ю.И. Щепелев, З.А. Зайцева // Деревянная архитектура Томска: альбом. - М.: Советский художник, 1987. - С. 116-146.; Ащепков, Е.А. Русское народное зодчество Западной Сибири / Е.А. Ащепков. - М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1950. - 141 с.; Горбачев, В.Т. Черты модерна в деревянном зодчестве городов Сибири / В.Т. Горбачев.// Архитектурное наследство. - М.: Строй-издат, 1978. - № 26. - С. 75-81.

4 В сибирских города косящатые окна довольно в большом количестве сохранились в Енисейске и Тюмени. На примере томской архитектуры их встречается очень мало. Пропорции окон в период с XVШ до конца XIX века были близки к квадрату (кося-щатые окна).

Деревянная архитектура Томска: Альбом / сост. Ю.И. Шепелев, В.А. Зайцев. - М.: Сов. художник. 1987. -152 с.; Ащепков, Е.А. Русское народное зодчество Западной Сибири. - М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1950. - 141 с.

и зазор сверху, содействовали уменьшению промерзания и продуваемости. Верхние широкие части наличников состояли из 2-4 досок5.

Резьба, украшающая многоквартирные деревянные дома Томска, является неотъемлемой частью архитектуры конца XIX - начала XX в. Месторасположение резьбы на многоквартирных домах различно. Резьбой украшены очертания и ритм оснований - венчания стен, обрамления окон и дверей, декоративные стенки над воротами и угловыми частями домов - аттики, балюстрады балконов и лоджий, навершия ворот. Заполнение резьбой фасада многоквартирного городского дома также разнообразно. Основные конструктивно-функциональные элементы здания - подзоры карнизов, окон, крылец, фронтоны - заполнялись резьбой. Среди всего многообразия декоративного решения убранства деревянных домов Томска можно выделить несколько видов деревянной резьбы: глухая, объемная, пропильная ажурная, смешанные техники резьбы.

Глухая резьба представляет собой выявленный рельефный рисунок на толстой доске путем углубления фона. Одни края ее могут быть острыми, оставленными под прямым углом к фону, другие могут скругляться 6. Что касается объемной резьбы, то детали выполняются отдельно, компонуются и затем набиваются на основу - доску гвоздями. Объемная и глухая резьба Томска родственные по мотивам, производят схожие впечатления.

Пропильная резьба, как наиболее поздняя по времени (возникновение относится к концу XVIII в.), отражает название способа ее изготовления. Изготавливалась с помощью продольной пилы7. Подобно объемной, пропильная резьба используется в двух вариантах: либо составляет единое целое с фоном доски, либо воспринимается на просвет. Используется в основном при декорировании относительно крупных или протяженных элементов - фризов, карнизов, полей фронтонов, словом, там, где требуется декорировать большую поверхность, плоскость. Применяется пропильная резьба в подоконной и надоконной части наличника. Детали укрепляются на доске, затем сверху и снизу крепятся повторения и воспринимаются на просвет. Как показали ис-

5 Горбачев, В.Т. Особенности развития архитектуры городов Сибири во второй половине XIX - начале XX в.: автореф. дис. ... докт, арх. - М., 1984. - 40 с.

6 «Глухая резьба - наиболее древняя, она украшала и предметы крестьянского быта. С конца XVIII в. она получила распространение на карнизах и наличниках жилых деревянных домов». Кириченко, Е. И. Деревянное зодчество русского города и архитектуры Томска / Е.И. Кириченко; сост. Ю.И. Шепелев, З.А. Зайцев // Деревянная архитектура Томска: альбом. - М.: Советский художник, 1987. - С. 143.

7 По мнению Е.И. Кириченко, ранее всего пропильная резьба получила распространение в крестьянском зодчестве тех районов, где особенно интенсивно велось строительство лесопильных заводов (близ Москвы и особенно Петербурга). «Воспринятая дипломированными архитекторами как характерная особенность народного искусства», пропильная резьба через альбомы и руководства, содержащие образцовые проекты, вернулась в народное строительство как «пример высокого искусства». Кириченко, Е.И.. Деревянное зодчество русского города и архитектуры Томска / Е.И. Кириченко; сост. Ю.И. Шепелев, З.А. Зайцев // Деревянная архитектура Томска: альбом. -М.: Советский художник, 1987. - С. 143.

следования, применение пропильной резьбы почти не встречается в Томске в чистом виде. В большинстве случаев ее используют в сочетании с объемной. Дом № 19 по улице Белинского, по данным исследователей деревянной архитектуры Томска, является одним из немногих представителей деревянных зданий, где пропильная резьба нашла применение в своем чистом виде. Накладная пропильная резьба и накладная объемная резьба схожи в принципе использования деталей. Только в одном случае - использование пропильных накладных, в другом - объемных накладных деталей. Присутствует характерное «накладывание» орнаментальной детали на поверхность доски или стены.

Существуют различные варианты, выполненные в смешанной технике. Можно встретить различные сочетания глухой резьбы с прозрачной объемной, объемной резьбы и прозрачной пропильной, рядов пропильной резьбы на фоне доски и отдельно и др. Возможно лишь очертить основные принципы из всего многообразия сочетаний и техник резьбы. Это касается и многообразия обработки основных конструктивных узлов в наличниках окон.

В наличниках объемной резьбы конструктивные узлы подоконных досок обработаны в виде волютообразных консолей (рис. 1, 2, 3), имеющих чисто декоративное значение и очень часто применяемых в наличниках домов Томска, а также наличниках Тюмени, о чем говорят исследования Н. Шайх-тдинова8. В зависимости от манеры исполнения резьбы всего здания волюты приобретают либо мягкие, либо жесткие очертания. На боковую доску располагали либо розетки, либо детали в виде цветка с листьями. Плечо фронтона часто поддерживают пилястры, завершенные невысокими капителями удлиненных пропорций с завитками, плотно прижатыми к основному блоку или свободно выступающими. Стволы оконных пилястр либо иногда покрыты каннелюрами, либо набраны из отдельных элементов. Детали, составляющие саму конструкцию наличников, имеют значительную глубину. В углубленном поле размещена резьба. У наличников объемной резьбы верхние части имеют форму сложных фронтонов, ограниченных завитками в виде волют, имеющих в тимпане резной декор. На «плечиках» и в центре, где сходятся завитки волют, укреплены круглые точеные вазоны.

В зависимости от используемой техники резьбы различается внешний вид частей наличника. У наличников, украшенных глухой резьбой, верхние части имеют чаще всего прямоугольную форму тимпана - западающей части. Над сандриком - небольшим карнизом - может находиться завершение, поддерживающее стиль всего убранства.

Прямоугольные строгие подоконные доски встречаются больше всего в наличниках с глухой резьбой. Доска, содержащая рельеф, заключена в раму с расположенными по бокам кессонами. Подоконные доски наличников с объемной резьбой во многих случаях содержат сложно изрезанный нижний

8 В альбоме «Деревянная резьба Тюмени» исследователь Н. Шайхтдинов показывает многообразие наличников деревянных городских домов Тюмени конца XIX - начала XX в., среди которого довольно часто встречаются наличники, верхние части которых имеют сложные фронтоны, ограниченные «волютообразными» завитками. Деревянная резьба Тюмени: альбом / сост. Н. Шайхтдинов. - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1984.

край. Свиток, переходящий с двух сторон в листья, - типичная деталь нижних досок в объемной резьбе. Вторым способом обработки нижних частей наличников является наложение резных деталей в центре доски и по бокам.

Декоративность наличника увеличивается приемом насыщения его поля резьбой, усложнением силуэта. При этом происходит постепенная трансформация от архитектурного наличника к орнаментальному. Удвоение исходных элементов навершия и основания, увеличение боковин и орнаментального узора также играют роль в росте декоративности наличника. В нижней части наличника узор подоконной доски, выполненный в технике объемной резьбы, повторяется внизу еще раз и в той же технике, но помещается он уже не на поле подоконной доски, а под ней, в одной плоскости с поверхностью доски. Достигается эффект удвоения прозрачности, не являющегося повтором, потому что показываются разные сочетания техник.

У большинства наличников многоквартирных домов Томска проявляется характерная особенность - наличие на плечах и в поле наличников своеобразных вазонов, а в завершении нижней части боковин - перевернутые вниз вазоны (наряду с вазонами встречается использование шаров со шпилями). В венчающей части окна Томска большее распространение получили три мотива - занавес с кистями, гирлянда с цветами, ваза с поставленным в нее растением, а также разнообразные трилистники или стебли растений, сочетания завитков или свитков, орнаментальных мотивов в виде завитков 9. По типам наверший наличники Томска различаются на наличники с навершием в виде волют, наличники с навершием в форме треугольного фронтона или опирающегося на «плечики» щипца10 (рис. 1, 2).

Характер декора многоквартирного деревянного дома различается в зависимости от величины здания. Важные элементы - ворота, калитки, заборы, эркеры, объемы крытых крылец, балконы - декорируются в общем стиле. В производстве декоративных деталей наличников и других элементов, расположенных на домах Томска, прослеживается закономерная схожесть и повторяемость характера рисунка и композиции. Это свидетельствует о широкомасштабной для города работе ремесленных мастерских и цехов в конце XIX века, изготавливающих либо вручную, либо на станках декоративные элементы для оформления многоквартирных деревянных домов. Обычно застройщик был заинтересован в высокой скорости возведения дома. Покупка поточного метра декора и готовых типовых наличников играла положительную роль для быстрого строительства сразу нескольких домов. Достаточно часто можно встретить многоквартирные деревянные дома со схожим декоративным убранством и оформлением фасадов.

9 Кириченко, Е.И. Деревянное зодчество русского города и архитектуры Томска / Е.И. Кириченко; сост. Ю.И. Шепелев, З.А. Зайцев // Деревянная архитектура Томска: альбом. - М.: Советский художник, 1987. - С. 116-146.; Горбачев, В.Т. Композиционные приемы и образцы декоративной пластики в архитектурном наследии городов Сибири: методические указания к выполнению проекта по дисциплине «Архитектура» студентам факультета ПГС / сост. В.Т. Горбачев. - Новосибирск, 1984. - 43 с.

10 Там же. - С. 142.

ул. Октябрьская, 17

пр. Фрунзе, 37

пр. Фрунзе, 37

пер. Кустарный, 4 пер. Кустарный, 4

ул. Гоголя, 14/2 ул. Дзержинского, 12

ул. Красноармейская, 92 ул. Гоголя, 22

Исследования многообразия деревянных зданий города Томска позволили провести типологию многоквартирных домов Томска по планировочному принципу11. Исходя из четкой классификации по внутренним планировкам, стало заметной закономерность применения определенных видов декора на фасадах многоквартирных домов. Дома, рассчитанные на 4 и более число квартир, расположенных в отдаленных и неблагополучных районах города, в большинстве случаев уступали более богатым и просторным домам, построенным ближе к центру, по степени декорированности фасадов, их отделке. Дома, возведенные богатыми застройщиками в центральных районах, рассчитанные на поквартирную сдачу в аренду, отличаются многообразием сочетаний резьбы, расположенной в многочисленных фронтонах, многослойных карнизах, парадных окнах, балконах, крыльцах, эркерах. Композиция зданий определяется четкими ритмами вертикалей и горизонталей. Этому способствуют ряды домов в улице, ряды окон, акцентируемые декором нарядные возвышения (башенки, фронтоны, аттики, эркеры). Восприятие дома меняется с различных точек зрения при наблюдении его в городской среде: целиком дом наблюдается издали и с противоположной стороны улицы со всеми соотношениями и членениями фасадов основных элементов здания. В сильной перспективе при движении вдоль тротуара, когда уличный фасад видим в сильном сокращении, главную роль начинают играть декор, наличники, их отдельные элементы. По мнению Е.И. Кириченко, сильная перспектива влияет на сближение форм, которые зрительно почти сливаются. Возникает сильный вертикальный ритм сложных элементов, среди многообразия которых мощнейшим и виртуозно созданным является наличник окна, встречающийся в виде волютных, килевидных, килевидно-фестончатых, щипцовых наверший и других элементов (рис. 3, 4, 5)

Удивительно многообразны наличники окон многоквартирных домов Томска, домов, которые составляют архитектурное наследие города и пока еще являются массовой исторической застройкой, требующей определенных решений и действий по ее сохранению.

Библиографический список

1. Баландин, С.Н. Эволюция русского деревянного зодчества в Сибири с конца XVI до начала XX в.: автореф. дис. докт. арх. - М., 1987. - 46 с.

2. Борисова, Е.А. Русская архитектура второй половины XIX в. / Е.А. Борисова. - М. : Наука, 1979. - 320 с.

3. Горбачев, В.Т. Особенности развития архитектуры городов Сибири во второй половине XIX - начале XX в.: автореф. дис. докт. арх. - М., 1984. - 40 с.

4. Дмитриенко, Н.М. Сибирский город Томск / Н.М. Дмитриенко. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. - 284 с.

11 В 2002 году на базе ТГАСУ была выполнена дипломная работа по научной теме «Многоквартирный деревянный дом конца XIX - начала XX в. в Томске». В ходе исследования планировочных схем многоквартирных деревянных домов Томска была выведена типология, где обозначились 4 основных типа - тип коридорный, тип с распределительным пространством в виде пристроенного объема, тип с распределительным пространством в виде лестничного блока, тип смешанный.

5. Журин, Н.П. Архитектура сибирского города конца XIX - в начале ХХ веков / Н.П. Жу-рин. - Новосибирск, 1993.

6. Залесов, В.Г. Сибирский стиль в архитектуре Томска / В.Г. Залесов // Сибирская старина. - 1999. - №16 (21). - С. 4-5.

7. Кириченко, Е.И. Деревянное зодчество русского города и архитектуры Томска / Е.И. Кириченко; сост. Ю.И. Шепелев, З.А. Зайцева // Деревянная архитектура Томска: альбом. - М. : Советский художник, 1987. - С. 116-146.

8. Традиционное жилище народов России XIX - начале XX в. / отв. ред. Л.Н. Чижикова. -М. : Наука, 1997.

9. Деревянная резьба Тюмени: альбом / сост. Н. Шайхтдинов. - Свердловск : Средре-Уральское книжное издательство, 1984.

10. Деревянное кружево Красноярья / сост. В.Г. Черепанов // Деревянное кружево Красноярья: альбом. - Красноярск : Кн. изд-во, 1986. - С. 5-26.

I.V. KULIKOVA

WINDOW CASING OF WOODEN TENEMENT HOUSES IN TOMSK CITY (LATE XIX - EARLY XX CENTURIES)

The variety of window casing of wooden tenement houses organized on a principle of lessee's interest is presented in the paper. The formation and transformation of a window both in the most ancient country house and large representative window are considered. The variety of window casing widespread in Tomsk and the technique of a wooden carving used in their manufacturing are stressed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.