Научная статья на тему 'Фасады деревянных доходных домов в Томске рубежа XIX-XX вв'

Фасады деревянных доходных домов в Томске рубежа XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
251
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСАДЫ / ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА / ДОХОДНЫЙ ДОМ / FACADES / WOODEN HOUSES / LEASED HOUSE

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Куликова Ирина Владимировна

Исследование многоквартирного деревянного дома конца XIX начала XX в. позволило вывести несколько определенных схем фасадов, которые входят в основу композиций многих деревянных домов XIX начала XX в. в Томске. Рассмотрены первоначальные схемы-модули. В каждой выявленной группе фасадов отмечены особенности расположения окон, обработки поверхности стены дома, размещения фронтонов, входных узлов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACADE OF LEASED WOODEN HOUSES IN TOMSK ON A BOUNDARY OF XIX-XX CENTURIES

The investigation of leased wooden house at the end of the XIXth and at the beginning of the ХХth centuries has allowed to determine some certain facades schemes, which became a basis of compositions of many wooden houses in Tomsk of that period. In each revealed group of façade the features of the arrangement of windows, processing of walls surface of the house, placing of pediments, entrance blocks have been pointed out.

Текст научной работы на тему «Фасады деревянных доходных домов в Томске рубежа XIX-XX вв»

УДК 711.641 + 728.03: 647

КУЛИКОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, канд. архит., доцент,

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ФАСАДЫ ДЕРЕВЯННЫХ ДОХОДНЫХ ДОМОВ В ТОМСКЕ РУБЕЖА Х1Х-ХХ ВВ.

Исследование многоквартирного деревянного дома конца XIX - начала XX в. позволило вывести несколько определенных схем фасадов, которые входят в основу композиций многих деревянных домов XIX - начала XX в. в Томске. Рассмотрены первоначальные схемы-модули. В каждой выявленной группе фасадов отмечены особенности расположения окон, обработки поверхности стены дома, размещения фронтонов, входных узлов.

Ключевые слова: фасады, деревянные дома, доходный дом.

KULIKOVA, IRINA VLADIMIROVNA, Cand. of arch. sc., assoc. prof.,

Tomsk State University of Architecture and Building,

2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia

THE FACADE OF LEASED WOODEN HOUSES IN TOMSK ON A BOUNDARY OF XIX-XX CENTURIES

The investigation of leased wooden house at the end of the XIXth and at the beginning of the ХХ* centuries has allowed to determine some certain facades schemes, which became a basis of compositions of many wooden houses in Tomsk of that period. In each revealed group of facade the features of the arrangement of windows, processing of walls surface of the house, placing of pediments, entrance blocks have been pointed out.

Keywords: facades, wooden houses, leased house.

Исследование архитектурных особенностей многоквартирного деревянного дома Томска конца XIX - начала XX в. позволило вывести несколько композиционных схем фасадов, которые представлены в огромном количестве вариантов использования. Первоначальной схемой-модулем композиции деревянного дома явились две группы зданий: первая группа - жилой дом эпохи классицизма в три окна и крестьянская изба в два-четыре окна. Дома обращены к улице торцевым фасадом с фронтонным завершением (Песочный переулок, 36, ул. Розы Люксембург, 24, ул. Октябрьская, 66, ул. Водяная, 10). Ко второй схеме относятся купеческий и мещанский дома с гладким фасадом, равномерным ритмом окон, распределением декора на фасаде, с минимально выделенным центром и продольным расположением корпуса, вытянутого параллельно трассе улицы [5, с. 136].

В XIX - начале XX в. наблюдается большое разнообразие вариантов размещения окон на фасадах в широких пределах - от 2 до 10. Дома в большинстве случаев стоят на «красной линии», выходя на улицу либо торцевым, либо протяженным фасадом. Дома могли иметь 4-скатное или 2-скатное по-

© И.В. Куликова, 2010

крытие и завершаться карнизом с фронтонами. Для более подробного исследования и описания композиций фасадов многоквартирных домов проведено разделение домов по количеству окон на главном фасаде.

Дом в 3 окна ориентирован к главной улице торцевым узким фасадом, растягиваясь в глубину усадьбы (ул. Гоголя, 23, 16, ул. Войкова, 14, Кузнечный взвоз, 5, ул. Яковлева, 24, ул. Крылова, 26, ул. Сибирская, 3, ул. Б. Подгорная, 16, 18, пр. Ленина, 153, 120). Длина дома вглубь двора может достигать 12 м. Окна на фасаде распределены равномерно, композиция фасада симметрично-осевая и несимметричная (ул. Водяная, 24). В несимметричной композиции можно встретить устройство двойных окон на фасаде (ул. Советская, 59). В вариантах домов с 2-скатной кровлей встречается устройство чердачного окна (ул. Пушкина, 5, ул. Яковлева, 24, Кузнечный взвоз, 5, ул. Водяная, 24).

Как правило, на доме с фасадом в 3 окна в народных традициях размещается фронтон по центральной оси фасада, пристраивается боковой объем - прируб, через который осуществляется вход в дом с улицы (ул. Студенческая, 4) или со двора через боковой прируб (ул. Б. Подгорная, 85, 70, ул. Яковлева, 24, ул. Пушкина, 5, ул. К. Маркса, 41) (рис. 1).

Дома с фасадами в 4 окна чаще всего с 4-скатной кровлей (ул. Гоголя, 48, пр. Фрунзе, 67, ул. Эуштинская, 9, ул. Яковлева, 4, ул. Водяная, 27, 5, 4, 9, ул. Красноармейская, 62, ул. Татарская, 42, ул. Шишкова, 8). Такие дома чаще других имеют входы через пристроенные сбоку прирубы, а также через теплые лестничные узлы (ул. Гоголя, 24). Вход осуществляется в одних случаях через прируб - со двора (ул. М. Подгорная, 2, ул. Гоголя, 52, 32, 45, ул. Тверская, 44, ул. Эуштинская, 17), в других - с улицы (пер. Островского, 15, ул. Герцена, 23, пр. Фрунзе, 37, ул. Пирогова, 11). Часто наблюдается устройство парадных крылец (пер. Типографский, 3).

В этой группе дома по размерам срубов невелики, но встречаются и очень массивные двухэтажные дома на цокольном этаже (ул. Р. Люксембург, 43). Равномерный ритм окон - частое явление у фасадов в 4 окна (ул. Водяная, 32, 35, ул. К. Маркса, 47, 49а, б, ул. Белинского, 59, ул. Войкова, 13).

Ось домов в 4 окна часто композиционно поддерживается фронтоном по центру, форма которого чаще треугольная, имеет декор в народных традициях (ул. Белинского, 76, ул. Войкова, 23, ул. Дзержинского, 6а). Башни, балконы, эркеры в большом количестве представлены на домах с фасадами в 4 окна (ул. Кузнецова, 17, ул. Красноармейская, 68 - вход в дома осуществляется с улицы, лестница располагается в объеме дома).

Различны варианты компоновки окон на фасаде при неравномерном ритме. Иногда сближение средних двух окон подчеркивает ось фасада (ул. Красноармейская, 77). Другой вариант - средние два окна выделяются пилястрами (пр. Кирова, 25). Разделение пилястрой в некоторых композициях происходит на группы по два окна (пер. Соляной, 24, пер. Дербышевский, 31, ул. Войкова, 13а, пер. Александровский, 18). Пилястры либо обшиты, либо представляют собой открытые выносы стен (ул. Набережная озера, 14, ул. Войкова, 43, 45, 20, ул. К. Маркса, 49/3) (рис. 1).

а

ул. Советская, 58

ул. Гоголя, 24а

ул. Пушкина, 5

ул. Р. Люксембург, 43

я.....н

ШІШ

ПТггр

И и к і

і 1 1 I

ул. Гоголя, 48

^Р\\ ІГГЬ,

ул. Войкова, 45 пр. Кирова, 25 ул. Войкова, 23

Дома с фасадами в 5 окон (рис. 2) в подавляющем большинстве просты по декору, без фронтонов, наличники в простых формах, окна расположены в равномерном ритме (ул. Эуштинская, 11, ул. Красноармейская, 21, ул. Водяная, 7, ул. Советская, 10а, ул. Киевская, б0, пр. Фрунзе, 29, ул. Б. Подгорная, 50, 29, ул. Р. Люксембург, 11, ул. Войкова, 12, пр. Ленина, 151, ул. К. Маркса, 29). Значительную роль играют единичные схемы композиций с акцентами по центральной оси фасада. Например, фронтоном (ул. Батенько-ва, 8, ул. Шишкова, 15, ул. Гоголя, 43, ул. Герцена, 5б, ул. Татарская, 42б, ул. Вершинина, 1) или чердачным окном (ул. Тверская, 21). Эти здания, как правило, заметны и богато декорированы. На гладком фасаде ось может быть выделена тройным окном (ул. Р. Люксембург, 51), тройным окном с балконом (ул. Кузнецова, 28а). В некоторых случаях по центральной оси размещены двойные окна (ул. Герцена, 9, ул. Студенческая, 2а).

Встречается тройное членение пилястрами фасада таким образом, что в центральной части оказывается три окна, акцентированных чердачным окном (ул. Гоголя, 39). Иной вариант - в средней части фасада оказывается выделенным пилястрами одно окно, при этом остальные окна на фасаде расположены в неравномерном (ул. Р. Люксембург, 41) или равномерном ритмах (ул. К. Маркса, 37). В центральной части фасада в некоторых случаях размещено одно тройное окно, а над ним на карнизе размещен треугольный фронтон (ул. К. Маркса, 43). В случаях, когда сруб оставался открытым, тройное членение фасада осуществлялось выносами стен сруба и в центральной части фасада размещалось одно тройное окно (ул. К. Маркса, 27). Применялось деление на две части пилястрой или выносом стены сруба - одна часть по три окна, другая - по два окна (ул. Пушкина, 7, ул. Р. Люксембург, 72, 47, 58, ул. М. Подгорная, 4, пер. Кустарный, 10, ул. Красноармейская, 112, б4/1, 37, ул. Эуштинская, 11, ул. Источная, 28, 4, 2б, ул. Б. Подгорная, 70/2, б1, ул. Водяная, 21). Есть и другие варианты разделения окон на группы: выявлено две группы по два и одно отдельно расположенное окно (ул. Б. Подгорная, 19, ул. Красноармейская, 104).

Над входами размещали аттик, а на самом фасаде в середине - фронтон (ул. Бакунина, 24, ул. Белинского, 31). Крыльцо акцентировалось сверху тройным или двойным окном (пл. Соляная, 3, ул. Кузнецова, 33, ул. Красноармейская, 78). Другой вариант - при устройстве входа в дом с бокового фасада обустраивали балкон или эркер над крыльцом во дворе (пр. Ленина, 5б, пр. Фрунзе, 33, ул. Беленца, 5, 7).

При центрально-осевом решении фасада в 5 окон по обе стороны от крыльца, расположенного в центре, могут быть двойные окна (ул. Б. Подгорная, 51). Другой прием - пристраивание двух прирубов по обе стороны фасада (ул. Пушкина, 24).

Дома с фасадами в б окон (рис. 2) чаще всего стоят протяженной стороной к улице. Вход в здание осуществляется через прирубы со двора или с улицы (ул. Татарская, 48, ул. Шишкова, 14, ул. Бакунина, 20). Декор встречается и в народных традициях, характерных для Томска, и очень сложный декор в технике пропильной ажурной резьбы (ул. Шишкова, 14).

л—л

ул. Красноармейская, 78

ул. Герцена, 9а

ул. К. Маркса, 43

В ііЕіІііі ЙіШи

1 іВДИМ аіаі

і і і і н и

ул. Войкова, 34

ул. Красноармейская, 35

ул. Яковлева, 39 ул. Татарская, 20 ул. Б. Подгорная, 43

ул. Дзержинского, 5 Ул. М. Горького, 18

Распространен прием разбивки окон на группы. На фасаде окна часто сближены по два (ул. Б. Подгорная, 49, ул. Горького, 12, 25), а некоторые окна в общем равномерном ряду устраиваются двойными (ул. Яковлева, 45). Над двумя сближенными центральными окнами иногда возвышается треугольный фронтон (пер. Совпартшкольный, 4). Встречается равномерный ритм оконных проемов и большой фронтон посередине фасада (ул. Пушкина, 34, ул. Источ-ная, 24, ул. Яковлева, 39, 41, ул. Б. Подгорная, 43).

На фасадах с равномерным ритмом сближенных по два окнами выявляются варианты организации входной части. Вход либо через прируб с боковой части (ул. Татарская, 25), или со двора (ул. Горького, 12), либо крыльцо-вход принадлежит плоскости главного фасада (пер. Типографский, 5).

Другой вариант решения композиции фасадов в 6 окон - разделение фасада декоративно оформленными пилястрами. Разделение фасада осуществляется декоративной пилястрой посередине и акцентируется большим треугольным фронтоном (иногда со шпилем) (ул. Татарская, 48, 31, ул. Горького, 18). Подобная композиция фасада распространена в Татарской слободе. Этот район богат большими домами с цокольным этажом, фасадом в 6 окон, акцентированным треугольным фронтоном, богатым декором всего здания (ул. Татарская, 46). Вход осуществляется либо через прируб сбоку, либо во дворе (ул. Татарская, 40). Этот же вариант входа встречается в других районах города (ул. Дзержинского, 5, пер. Соляной, 18). Более простые фасады (без фронтона) имеют равномерный ритм окон и деление пополам пилястрой или выносом стены сруба (ул. Пушкина, 15, пер. Александровский, 18а, 4, ул. М. Подгорная, 2а, пер. Аптекарский, 11б, ул. Татарская, 20, ул. Гоголя, 10, 50, ул. Б. Подгорная, 37). Использовалось деление фасада в 6 окон пилястрами на три части по два окна и на неравные части по 4 и по 2 окна (ул. Б. Подгорная, 35, ул. Войкова, 22, 34, 32, пер. Нечевский, 9, ул. Р. Люксембург, 60, пер. Карповский, 14, ул. Кононова, 5, ул. Сибирская, 13, ул. Гоголя, 30). Предположительно, что многие из них претерпели временные изменения и фронтон по оси дома был утрачен.

Итак, в композициях фасадов в 6 окон использовалось по нескольку различных ритмов: 1) равномерные ритмы простых и двойных окон (ул. Гоголя, 41); 2) сближенные по краям два одиночных окна, а в центре - двойные (сбоку мог находиться прируб с лоджией над входом) (пр. Ленина, 23а); 3) сочетание ритма сближенных по два одиночных окон и тройных окон, а наверху размещение одного или двух фронтонов (ул. Гоголя, 22); 4) равномерный ритм окон (ул. Красноармейская, 35, ул. Татарская, 36, пер. Кустарный, 6, ул. Водяная, 41). В целом широко используемые тройные и двойные окна составляли самостоятельный ритм на плоскости фасада либо акцентировали центральную ось, либо находились сбоку с одного из краев, когда, к примеру, тройное окно на обоих этажах подчеркивает асимметричность композиции (ул. Гагарина, 22).

Дома с фасадами в 7 окон, по сути, похожи на дома с фасадами в 5 окон. Просматривается два популярных решения композиций (рис. 3). Первое - окна на фасаде распределяются равномерно, а над центральным окном возвышается треугольный фронтон. Вход осуществляется со двора через прирубы. Другой вариант - асимметричный фасад, акцент ставится сбоку

с устройством крыльца, а над ним двойное или тройное окно (ул. Студенческая, 2). В этом случае лестница может входить в основной объем дома.

Акцентирование центральной оси фасада может осуществляться группой окон. В центре - три окна, а по бокам фасада на некотором расстоянии от центральных трех расположены группы по два окна с каждой стороны, по центральной оси фасада на карнизе устроен фронтон, вход в дом со двора (пер. Нахановича, 13). Этот же вариант может быть с устройством входа сбоку через прируб (пер. Лесной, 15). На фасадах также может применяться разделение окон пилястрами на группы: 1 - по три окна и одно отдельное (ул. Р. Люксембург, 61); 2 - одна группа по три и две по два окна (ул. Шишкова, 3). Эти группы окон могут чередоваться друг с другом, вход в дом может осуществляться с улицы через боковой прируб (ул. Эуштинская, 13, ул. Дзержинского, 10). Применяется выделение входной зоны пилястрой, тогда над крыльцом размещается окно (пер. Нечевский, 20). Деление фасада пилястрами на неравные части обусловлено внутренней планировкой, асимметрия уравновешивается устройством фронтонов в центральной части фасада (пр. Ленина, 25, ул. Тверская, 24).

Для акцентирования центральной оси фасада применяется размещение тройных и двойных окон. Тройное окно размещается в центре фасада, а боковые три «сгущаются» ближе к краям (пр. Ленина, 149). Или двойное окно, размещенное по центральной оси, поддерживает центр вместе с устроенным на карнизной части треугольным фронтоном (пр. Ленина, 19).

Вход с улицы - обычное явление для фасадов в 7 окон - композиция в некоторых случаях уравновешена 1-3 фронтонами на карнизном поясе фасада (ул. Герцена, 9а). В симметрично-осевой композиции во всех случаях применяется акцентирование эркером над входным крыльцом, башенкой со шпилем, высоким фронтоном (ул. Дзержинского, 16, 18, ул. Кузнецова, 30).

Дома, фасады которых в 8 окон, схожи по композиции с домами с фасадами в 6 окон (рис. 4). На фасаде окна либо распределяются в равномерном ритме, либо равномерно парами, между парами простенки увеличены (ул. Горького, 37, ул. Р. Люксембург, 72а).

Симметрично-осевая композиция фасада в 8 окон, как правило, акцентируется фронтоном (ул. Горького, 15) в карнизной части и дополнительными приемами - устройством крылец, разделением фасада на части пилястрами или выносами стен. В сочетании с размещенным по центру треугольным фронтоном в композиции фасада могут участвовать два крыльца по бокам фасада, при этом окна визуально или пилястрой делятся пополам на две группы (пер. Нечевский, 12). Другую симметрично-осевую схему можно наблюдать при делении пилястрами фасада на 3 части - центральная группа в два окна, боковые по три окна, а над каждой из трех групп окон устраивается фронтон (пер. Кустарный , 4). Другой вариант композиции - по бокам фасада группы по три окна, а в центре над двумя выделенными выносами стен сруба окнами размещен один треугольный фронтон (Московский тракт, 7). Устройство фронтона в середине фасада сопровождается иногда делением окон фасада визуально с помощью неодинаковых величин простенков пополам на 2 группы по 4 окна (ул. Кулева, 16).

ул. Тверская, 26

ул. Красноармейская, 79

пр. Ленина, 19

ш

ш

ш

ш

ш

ввшаан

ул. Гагарина, 36

пер. Шишкова, 3

71

таг

ПШ

11

пер. Нечевский, 18

ул. Р. Люксембург, 72в

НР Р Р Р Р Р Р ш ш ш М Ш Ы ш

ул. Пушкина, 38

ул. Гагарина, 46

ул. М. Горького, 37

^гГГрї\^\1/НІ^\Г'?РТГ^

=п #оМ 1

/'^ПГ-рМр' ;і|ГГ|ШіШІШ ап □І1ІМ5^5мї^-^рг -ДНІ я іня ТЕИ Нас >

пер. Нечевский, 12

пер. Кустарный, 4

В целом на фасадах в 8 окон симметрия поддерживается устройством боковых балконов с обеих сторон, центральная ось здания выявляется фронтонным поясом (иногда состоящим из трех фронтонов), под одним из боковых балконов может быть устроено парадное крыльцо (ул. Гагарина, 46). Встречаются асимметричные фасады (пер. Островского, 13), композиция которых продиктована особенностями внутренней планировки. Дома с фасадами в 8 окон часто обшивались и имели богатое декоративное убранство. Резьба пропильная и накладная располагалась в карнизном поясе, в обрамлении окон, дверей, балконов, крылец.

Фасады в 9 окон имеют во многих случаях трехчастное деление вертикальными элементами - пилястрами (рис. 5). Такие большие дома часто обшивались. Имели богатый декор. Окна на плоскости фасада сгруппированы по три. Часто над каждой группой окон устраивался фронтон, или только один большой над центральной частью фасада (ул. Пушкина, 40). Встречаются дома без обшивки, рубленные «в обло», с прирубом, через который осуществляется вход в дом с улицы (ул. Плеханова, 6, ул. Кривая, 27). Дома с фасадами в 9 окон часто обладали симметрией с расставленными акцентами в поле фасада. В симметричных композициях находят применение акценты по краям фасада в виде тройных окон, а в центре - устройством парадного крыльца и тройного окна над ним (ул. Белинского, 17а, 17б). Встречается также размещение крыльца в центре при равномерном ритме одинаковых окон (ул. Гоголя, 14/2). При равномерном ритме окон вход в дом часто осуществлялся еще и через прируб сбоку (ул. Тверская, 22).

Деление пилястрами на неравные части, объясняемое особенностями внутренней планировки, сопровождалось устройством фронтонного пояса, состоящего из 2-3 фронтонов (пр. Ленина, 23), что позволяло уравновесить композицию большого фасада в 9 окон.

Дома с фасадами в 10 окон (рис. 6) представляют собой большие объемы по размеру сруба. Вход в дом устраивается с улицы как особый признак «доходного» дома. Простенками и пилястрами фасад делится на различные части. Вход с улицы осуществляется через крыльцо (пер. Комсомольский, 16). Выносы стен срубов часто делят фасад на группы: 1 - одну группу по 4 и две группы по 3 окна; 2 - чередующиеся группы по 2-4 окна (ул. Кононова, 6).

Встречаются симметричные композиции фасада в 10 окон (ул. Ис-точная, 25). При этом фасад дома схематично делится на две одинаковые части - в каждой по бокам устроено большое крыльцо и двойное окно над ним. Два треугольных фронтона симметрично расположены над каждой из групп окон.

Распространено также трехчастное деление фасада в 10 окон, когда в центре фасада выделяются 4 окна, а по бокам - группы по 3 окна (ул. Б. Подгорная, 47).

Дома с фасадами в 11 окон и более (рис. 6). Встречаются значительно реже вышеперечисленных вариантов композиций. Из всех сохранившихся на сегодняшний день возможно представить несколько единичных примеров: ул. Б. Подгорная, 41, 39, ул. Красноармейская, 64, ул. Дзержинского, 8, ул. Шишкова, 1. Это - большие по размерам дома-гиганты на цокольных этажах.

ул. Гоголя, 14/2

ул. Пушкина, 40

С-^п-----------г—1ь

ул. Белинского, 17

ул. Гоголя, 14/2

ул. Тверская, 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пр. Ленина, 23

г<ГГТТ

ТТГтт--,

ІТТтт-^ г<тгтТ

ул. Кононова, 6

пер. Комсомольский, 16

ул. Красноармейская, 64

ул. Дзержинского, 8

ул. Войкова, 15

Входы в дома устроены либо только со двора, либо с двух сторон, со стороны улицы устроены парадные крыльца. Равномерный ритм окон может чередоваться с парадными крыльцами (ул. Красноармейская, 64). Встречается центрально-осевая композиция фасада в 11 окон с устройством в центре парадного крыльца и фронтоном на карнизной части (ул. Дзержинского, 8). Устройство трех фронтонов на карнизной части уравновешивает длинный фасад с неравномерным распределением окон (ул. Войкова, 15).

Рассматривая многообразие композиционных схем фасадов многоквартирных деревянных домов, необходимо отметить, что на уличном фасаде устраивалось наибольшее количество окон. При композиции фасадов с одной или тремя осями - количество окон нечетное. Величины простенков часто были равны ширине окон, расстояния между окнами первого и второго этажей (так же, как и высота цоколя и верхней надоконной части стены) часто равны или близки высоте окна. Такая закономерность способствовала проявлению четкой сетки на фасаде дома, состоящей из геометрически одинаковых окон и простенков. Большинство двухэтажных домов имели всего 6-8 окон, расположенных в различных ритмах. Максимальное количество окон, как показало исследование, - 11-15. Прием достраивания дополнительного объема к основному, наблюдаемый в центральных районах города - Юрточная гора, Верхняя Елань, позволял нарастить длину фасада, это объясняется желанием домовладельца увеличить площадь дома. Рост же по высоте дому давали эркеры, башенки со шпилями, фронтоны, обращенные к улице, количество которых колебалось от 1 до 3 (ул. Красноармейская, 65-67, ул. Кузнецова, 20, ул. Б. Подгорная, 41, пр. Комсомольский, 16, ул. Войкова, 15).

Дома, возведенные богатыми застройщиками в центральных районах, рассчитанные на поквартирную сдачу в аренду, отличаются многообразием сочетаний резьбы, расположенной во фронтонах, многослойных карнизах, наличниках, балконах, крыльцах, эркерах. В композициях фасадов присутствуют, как правило: 1-3 фронтона различных формы и размера, пилястры, разделяющие группы окон; балконы, аттики, акцентирующие либо главную ось, либо парадное крыльцо, и другие признаки, свойственные для композиции многоквартирного деревянного дома Томска конца XIX - начала XX в.

Библиографический список

1. Горбачев, В.Т. Особенности развития архитектуры городов Сибири во второй половине XIX - начале XX в. : автореф. дис. ... докт. архит. - М., 1984. - 40 с.

2. Деревянная архитектура Томска : альбом /сост. Ю.И. Шепелев, В.А. Зайцев. - М. : Сов. художник, 1987. - 152 с.

3. Журин, Н.П. Архитектура сибирского города конца XIX - начала XX в. / Н.П. Журин. -Новосибирск : Изд-во НАр-хИ, 1993. - 89 с.

4. История названий томских улиц / отв. ред. Г.Н. Старикова. - Томск : Водолей, 1998. -320 с.

5. Кириченко, Е.И. Деревянное зодчество русского города и архитектура Томска / Е.И. Кириченко // Деревянная архитектура Томска. - М. : Советский художник, 1987. - С. 115-146.

6. Деревянное зодчество русского города и архитектуры Томска / сост. Ю.И. Шепелев, З.А. Зайцева // Е.И. Кириченко. Деревянная архитектура Томска : альбом. - М. : Советский художник, 1987. - С. 136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.