Научная статья на тему 'СТИЛИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иноязычная коммуникативная компетенция / стилистическая компетенция / уровень владения / преподавание английского языка в школе / декодирование / стилистически маркированный текст / стилистический прием / foreign language communicative competence / stylistic competence / proficiency level / teaching English at school / decoding / stylistically marked text / stylistic device

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Ю. Белецкая

В данной статье обосновывается необходимость формирования стилистической компетенции на уроке английского языка в школе. В основе статьи лежит тезис о невозможности полноценного общения на иностранном языке без учета стилистического фактора, игнорирование которого может привести к сбою коммуникации. Предложенное определение стилистической компетенции коррелировано с содержанием иноязычной коммуникативной компетенции, формирование которой является целью обучения английскому языку в школе. В работе также указывается место стилистической компетенции в структурной модели иноязычной коммуникативной компетенции, и описываются уровни ее владения от базового до высокого. Статья также раскрывает роль межпредметных связей при формировании навыков декодирования имплицитно выраженной стилистически маркированной информации и навыков соблюдения норм функциональных стилей в письменном и устном общении на английском языке. Проведенный анализ содержания учебно-методических комплексов, рекомендованных для образовательных учреждений разного типа, раскрывает их лингводидактический потенциал для формирования стилистической компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLISTIC COMPETENCE AS A COMPONENT OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

The article substantiates the necessity of forming stylistic competence at English lessons at school. The article is based on the thesis that efficient communication in a foreign language is impossible without taking into account the stylistic factor, the ignorance of which may lead to a communication failure. The proposed definition of stylistic competence is correlated with the content of foreign language communicative competence, the formation of which represents the aim of teaching English at school. The paper also indicates the place of stylistic competence in the structural model of foreign language communicative competence and describes its proficiency levels that range from basic to upperintermediate. The article also reveals the role of interdisciplinary connections in forming skills for decoding implicitly expressed stylistically marked information and following norms of functional styles in written and oral communication in the English language. The analysis of the content of textbooks recommended for educational institutions of various types reveals their linguistic and didactic potential for the formation of stylistic competence.

Текст научной работы на тему «СТИЛИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

Исходя из триады «знание - умения - владения», И.Р Федорова описала три компонента общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций: «когнитивный (теоретические знания о будущей профессии), деятельностный (применение на практике теоретических знаний, владение конкретными способами деятельности), ценностно-смысловой (совокупность установок, способностей, мотиваций к достижению результатов, наличие рефлексии и саморефлексии)» [140].

Описав общие компетенции как интегративное качество в виде совокупности знаний, умений, навыков и мотивационно-ценностных ориентаций, А.А. Яворская выделила следующие компоненты: «когнитивный (общие и специальные знания), операциональный (умения и навыки для достижения целей), мо-тивационно-ценностный (мотивация к деятельности, формирование ценностных ориентиров), личностный (базовые и психологические качества)» [15].

Анализ научных работ, посвященных рассмотрению критериев и показателей сформированности общих компетенций будущих специалистов ссузов, позволил нам определить критерии и показатели сформированности общей компетенции будущего учителя в системе среднего профессионального образования.

Когнитивный критерий - совокупность освоенных знаний о сущности и содержании педагогической деятельности и их значимости для успешного

Библиографический список

осуществления профессиональной деятельности. Характеризует сформиро-ванность системы знаний о сущности и содержании педагогической деятельности.

Мотивационный критерий - совокупность системы потребностей и стремлений к применению освоенных общих компетенций в педагогической деятельности. Выражается в стремлении к применению освоенных общих компетенций в педагогической деятельности.

Деятельностный критерий - умение решать задачи профессиональной деятельности и планировать собственное профессиональное и личностное развитие. Проявляется в готовности к осуществлению педагогической деятельности с учетом освоенных общих компетенций.

Таким образом, результаты данного исследования имеют теоретическую значимость, поскольку они способствуют развитию методологии компетентност-ного подхода в системе профессионального образования. Выделенные критериальные характеристики позволят в дальнейшем оценить результативность формирования общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования. В перспективе исследования могут быть направлены на более глубокое изучение конкретных методов диагностики выделенных критериев и показателей.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2022 г № 742). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209230008

2. Степанова И.Ю. Межпредметное содержание подготовки будущего учителя в эпоху цифровой революции. Человеческий капитал. 2020: № 2: 67-75.

3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 17.02.2023). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_146342/e9a1a62c2e07799e8554 e53cdd8c212fa2afffeb//

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: обсуждение программного доклада А.В. Хуторского в РАО. Эйдос. 2014: № 8.

5. Адольф В.А., Балыкова И.Е. Исследование формирования общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования (теоретические и практические аспекты). Образовательные технологии. 2021: № 2: 40-51.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2014 № 1353). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70709794/

7. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. Москва, 1990.

8. Смышляева Л.Г. Реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ: особенности оценки результативности. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009: № 8 (86): 23-27.

9. Винник В.К. Формирование общих компетенций обучающихся системы профессионального образования средствами информационно-проектной технологии. Диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2019.

10. Голохвастова Е.Ю. Формирование общих компетенций у будущих экологов в учреждениях среднего профессионального образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тольятти. 2015.

11. Куракова ГВ. Организационно-педагогические условия формирования общих компетенций у учащихся колледжа. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Майкоп. 2011.

12. Лумбунова Н.Б. Критерии и показатели сформированности общих компетенций специалиста среднего звена. Педагогический имидж. 2017: № 4: 120-127.

13. Хлупина Н.О. Организация самостоятельной работы студентов по овладению компетенциями в учреждениях среднего профессионального образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2017.

14. Федорова И.Р Формирование общих компетенций студентов профессиональных образовательных организаций средствами учебных задач. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Томск, 2020.

15. Яворская А.А. Физическое воспитание как средство формирования общих компетенций студентов средних специальных учебных заведений: на примере ссузов сферы обслуживания. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2013.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nyh klassah (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 avgusta 2022 g. № 742). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209230008

2. Stepanova I.Yu. Mezhpredmetnoe soderzhanie podgotovki buduschego uchitelya v 'epohu cifrovoj revolyucii. Chelovecheskijkapital. 2020: № 2: 67-75.

3. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 17.02.2023). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/ e9a1a62c2e07799e8554 e53cdd8c212fa2afffeb//

4. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty: obsuzhdenie programmnogo doklada A.V. Hutorskogo v RAO. 'Ejdos. 2014: № 8.

5. Adol'f V.A., Balykova I.E. Issledovanie formirovaniya obschih kompetencij buduschego uchitelya v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya (teoreticheskie i prakticheskie aspekty). Obrazovatel'nye tehnologii. 2021: № 2: 40-51.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nyh klassah (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rf ot 27.10.2014 № 1353). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70709794/

7. Shilova M.I. Uchitelyu o vospitannostishkol'nikov. Moskva, 1990.

8. Smyshlyaeva L.G. Realizaciya kompetentnostno-orientirovannyh obrazovatel'nyh programm: osobennosti ocenki rezul'tativnosti. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009: № 8 (86): 23-27.

9. Vinnik V.K. Formirovanie obschih kompetencijobuchayuschihsya sistemy professional'nogo obrazovaniya sredstvamiinformacionno-proekinojtehnologii. Dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2019.

10. Golohvastova E.Yu. Formirovanie obschih kompetencij u buduschih 'ekologov v uchrezhdeniyah srednego professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tol'yatti. 2015.

11. Kurakova G.V. Oiganizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya obschih kompetencij u uchaschihsya kolledzha. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop. 2011.

12. Lumbunova N.B. Kriterii i pokazateli sformirovannosti obschih kompetencij specialista srednego zvena. Pedagogicheskijimidzh. 2017: № 4: 120-127.

13. Hlupina N.O. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po ovladeniyu kompetenciyami v uchrezhdeniyah srednego professional'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2017.

14. Fedorova I.R. Formirovanie obschih kompetencij studentovprofessional'nyh obrazovatel'nyh organizacijsredstvami uchebnyh zadach. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2020.

15. Yavorskaya A.A. Fizicheskoe vospitanie kak sredstvo formirovaniya obschih kompetencij studentov srednih special'nyh uchebnyh zavedenij: na primere ssuzov sfery obsluzhivaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2013.

Статья поступила в редакцию 21.03.24

УДК 372.881.111.1

Beletskaya A.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: allabeletskaya@yandex.ru

STYLISTIC COMPETENCE AS A COMPONENT OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE. The article substantiates the necessity of forming stylistic competence at English lessons at school. The article is based on the thesis that efficient communication in a foreign language is impossible without taking into account the stylistic factor, the ignorance of which may lead to a communication failure. The proposed definition of stylistic competence is correlated with

the content of foreign language communicative competence, the formation of which represents the aim of teaching English at school. The paper also indicates the place of stylistic competence in the structural model of foreign language communicative competence and describes its proficiency levels that range from basic to upper-intermediate. The article also reveals the role of interdisciplinary connections in forming skills for decoding implicitly expressed stylistically marked information and following norms of functional styles in written and oral communication in the English language. The analysis of the content of textbooks recommended for educational institutions of various types reveals their linguistic and didactic potential for the formation of stylistic competence.

Key words: foreign language communicative competence, stylistic competence, proficiency level, teaching English at school, decoding, stylistically marked text, stylistic device

А.Ю. Белецкая, канд. филол. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, E-mail: allabeletskaya@yandex.ru

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В данной статье обосновывается необходимость формирования стилистической компетенции на уроке английского языка в школе. В основе статьи лежит тезис о невозможности полноценного общения на иностранном языке без учета стилистического фактора, игнорирование которого может привести к сбою коммуникации. Предложенное определение стилистической компетенции коррелировано с содержанием иноязычной коммуникативной компетенции, формирование которой является целью обучения английскому языку в школе. В работе также указывается место стилистической компетенции в структурной модели иноязычной коммуникативной компетенции, и описываются уровни ее владения от базового до высокого. Статья также раскрывает роль межпредметных связей при формировании навыков декодирования имплицитно выраженной стилистически маркированной информации и навыков соблюдения норм функциональных стилей в письменном и устном общении на английском языке. Проведенный анализ содержания учебно-методических комплексов, рекомендованных для образовательных учреждений разного типа, раскрывает их лингводидактический потенциал для формирования стилистической компетенции.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, стилистическая компетенция, уровень владения, преподавание английского языка в школе, декодирование, стилистически маркированный текст, стилистический прием

Современный урок английского языка обязан соответствовать требованиям, предъявляемым обществом к сфере образования в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет целью обучения иностранным языкам в средней школе формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая предполагает способность к межличностной и межкультурной коммуникации на иностранном языке. Иноязычная коммуникативная компетенция представляет собой сложное единство более узко нацеленных компетенций, которые обеспечивают полноценное общение на иностранном языке. На настоящий момент существует несколько подходов к определению понятия иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) и ее компонентного состава. Подробный сопоставительный анализ структурных моделей ИКК, разработанных И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, РП. Мильрудом, В.В. Сафоновой, Е.Н. Солововой, представлен в работе Е.А. Соболевой и Н.А. Казанцевой [1]. В основе данного исследования лежит структурная модель ИКК, состоящая из лингвистической, социолингвистической, социокультурной, прагматической, социальной и аналитической компетенций.

В настоящее время ведется интенсивная научная деятельность, сфокусированная на определении объема содержания и механизмов формирования каждого компонента структурной модели иноязычной коммуникативной компетенции. Целью данной статьи является выявление роли стилистической компетенции в формировании иноязычной коммуникативной компетенции в школе. В качестве объекта исследования выступает стилистическая компетенция как составной компонент коммуникативной компетенции, обеспечивающей полноценное общение на иностранном языке. Предметом исследования является содержательный аспект стилистической компетенции, формируемой на уровне школьного образования. Задачи исследования включают: 1) определение понятия «стилистическая компетенция» в контексте обучения английскому языку в школе; 2) выявление роли стилистической компетенции в формировании иноязычной коммуникативной компетенции; 3) описание уровней владения стилистической компетенцией и 4) анализ и оценка лингводидактического потенциала учебно-методических комплексов (УМК), рекомендованных для обучения английскому языку в школе, для формирования стилистической компетенции.

Актуальность данного исследования продиктована необходимостью привлечения внимания к стилистической стороне речи, без учета которой невозможно полноценное общение на иностранном языке. Новизна исследования заключается в том, что в работе анализируется стилистически окрашенный языковой материал, включенный в учебно-методические комплексы и учебные пособия, рекомендованные для работы на уроках английского языка в школе. Определение места стилистической компетенции в структурной модели ИКК и описание уровней овладения данной компетенцией обеспечивают теоретическую значимость данного исследования Практико-ориентированный анализ лингводидак-тического потенциала стилистически окрашенного языкового материала УМК отражает практическую значимость статьи.

В большинстве исследований, проводимых в области компетентностного подхода, понятие «стилистическая компетенция» наиболее тесно связано с изучением предмета «Стилистика» в вузе», в рамках которого студенты получают представление о стилистических средствах изучаемого языка, формируют навыки их интерпретации и употреблении в речи, знакомятся с основными функциональными стилями и учатся подбирать языковые единицы в контексте ситуаций общения с учетом их стилистического регистра. На уровне школьного образования стилистическому компоненту иноязычной коммуникативной компетенции не

уделялось должного внимания. В настоящее время этой проблемой занимается очень узкий круг специалистов, считающих необходимым принятие во внимание стилистической составляющей при обучении русскому или национальному языку нерусскоязычных обучающихся [2; 3]. Разрабатывая методику обучения стилистике на уроках английского языка, Е.Л. Черникова подчеркивает недостаточность теоретического обоснования обучения старшеклассников стилистической стороне иноязычного общения и предлагает применение механизма функционального переноса для обучения школьников стилистическому аспекту коммуникации на иностранном языке на уровне среднего общего образования [4].

В данной статье под понятием «стилистическая компетенция» понимается способность к осуществлению коммуникации на английском языке с учетом стилистического компонента, который подразумевает адекватное понимание стилистически маркированного содержания высказываний и текстов на английском языке, употребление стилистических средств выразительности английского языка и соблюдение норм функциональных стилей в устной и письменной речи. Определяя предметное содержание учебной дисциплины «Стилистика английского языка» в вузе, Ю.В. Слободская раскрывает содержание лингвистической, социолингвистической, социокультурной, прагматической, социальной и аналитической компетенций при изучении данного предмета [5]. Однако знания и умения в области стилистики не должны быть ограничены отдельным предметом вузовского уровня образования. Формируемая на уроке английского языка ИКК, включающая лингвистическую, социолингвистическую, социокультурную, прагматическую, социальную и аналитическую компетенции без учета стилистического компонента, не сможет обеспечить полноценного межличностного и межкультурного общения. С нашей точки зрения, стилистическая компетенция в структурной модели ИКК занимает не отдельный слот, а является связующим звеном между ее компонентами, обеспечивающим эффективную реализацию коммуникативной компетенции в контексте общения.

В рамках обучению английскому языку в школе изучение стилистики как отдельного языкового аспекта не предусмотрено, но овладение английским языком как средством общения невозможно без получения базовых представлений о стилистических особенностях языка. Эти представления, а также умения подбирать в ходе общения языковые средства адекватные ситуации коммуникации с учетом стилистического компонента формируются на уроке английского языка не только в ходе овладения лингвистической компетенцией (т. е. фонетическими, лексическими, грамматическими, орфографическими нормами), но и через актуализацию межпредметных связей с такими учебными дисциплинами, как русский язык и литература. Полученные на уроках русского языка и литературы знания о средствах выразительности, стилистических приемах и функциональных стилях, а также умения применять данные знания на практике актуализируются у обучающихся при столкновении с подобными явлениями при изучении иностранного языка.

Формирование стилистической компетенции происходит в ходе освоения всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции на протяжении всего курса изучения английского языка в школе. Активная роль в сопоставительном анализе сходных языковых явлений отводится учителю, основной задачей которого является проведение параллелей между родным и иностранным языком и доведение до обучающихся сведений о стилистических особенностях английского языка. Более детальное и глубокое понимание роли стилистического фактора в общении формируется в старших классах, но основы этого понимания закладываются еще на начальном этапе изучения английского языка. Так, в

ходе формирования социокультурной компетенции, предусматривающей получение знаний о социальном и речевом поведении носителей языка, уже на первых уроках английского языка обучающиеся узнают о необходимости учета социальной роли коммуникантов при выборе приветствия: Hi! Hello! Good morning! etc. На среднем этапе обучения одним из примеров формирования стилистической компетенции при овладении социокультурной и лингвистической компетенциями является получение навыков дифференцированного употребления модальных глаголов may, might, can, could в значениях «просьба», «выражение степени уверенности/сомнения».

Знакомство со стилистическим аспектом социолингвистической компетенции также происходит на уроках в начальной школе, когда обучающиеся получают первые представления об особенностях написания личного письма другу и учатся излагать мысли, принимая во внимание стилистические особенности таких текстовых сообщений. Стилистический аспект при овладении прагматической, социальной, стратегической и аналитической компетенциями становится более осязаем для обучающихся на старшем этапе обучения, у которых уже сформированы 1) навыки построения связных высказываний различного функционального типа по предложенным моделям (доклад, сочинение-рассуждение, сочинение-анализ и т. п.), 2) навыки подбора тактики речевого поведения с учетом ролевого статуса коммуникантов (друг, учитель, родитель, незнакомый человек), 3) навыки определения функциональной окрашенности слов при поиске языковых единиц с целью компенсации недостаточности знаний для передачи смысла высказывания и 4) навыки интерпретации текста и декодирования имплицитно выраженной информации, в том числе переданной при помощи стилистических приемов.

Уровни овладения стилистической компетенцией соотносятся с уровнями освоения иноязычной коммуникативной компетенции. Базовый (пороговый) уровень предполагает умения дифференцировать официальный и неофициальный стили общения на иностранном языке, создавать письменные тексты и устные высказывания определенной функциональной направленности в соответствии с предложенным образцом (например, написать личное письмо другу, заполнить анкету, составить диалог с коммуникантами, играющими разные социальные роли). Обучающиеся, владеющие стилистической компетенцией на этом уровне, знают отличительные особенности наиболее частотных стилистических средств и умеют применять минимальный набор стилистических приемов, лексический состав которых соотносится с уровнем А2 (эпитеты wonderful, interesting, beautiful, pleasant, etc., устойчивые образные сравнения as busy as a bee, as cold as ice, etc.). Продвинутый уровень овладения стилистической компетенцией предполагает владение обучающимися более широким арсеналом стилистических средств, умение определить имплицитно выраженную информацию, передаваемую при помощи тропов (метафор, метонимий, гипербол и т. п.), умение создавать тексты и устные высказывания различной функционально-стилистической направленности, необходимые для реализации речевой деятельности при выполнении различных видов заданий, в том числе проектов, на уроке английского языка. Для высокого уровня владения стилистической компетенцией характерно активное применение стилистических средств в устной и письменной речи, продуцирование устных высказываний и текстов в соответствии с требованиями публицистического, официального и научного жанров. Обучающиеся, владеющие стилистической компетенцией на высоком уровне, способны анализировать стилистически нагруженные тексты на английском языке и адекватно интерпретировать имплицитно передаваемую при помощи разнообразных стилистических средств информацию.

Опыт работы в качестве эксперта в региональной предметной комиссии единого государственного экзамена по английскому языку показывает, что уровень владения стилистической компетенцией у большинства участников экзамена не превышает продвинутого уровня. Формат заданий разделов ЕГЭ «Письмо» и «Устная речь» не предполагает широкого использования стилистических средств - в большей степени они ориентированы на соблюдение требований функционально-стилистической направленности речи, т. е. следование правилам организации и языкового наполнения текстов и устных высказываний, соответствующих разговорному стилю при написании электронного сообщения другу, нейтральному стилю при написании сочинения с элементами рассуждения на основе анализа таблицы, в ответах на вопросы интервью и выполнении устного задания, имитирующего звонок другу с материалом для будущего проекта. Самым уместным стилистическим приемом в этих видах устных и письменных ответов является эпитет. Анализ учебно-методических комплексов, рекомендуемых для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка, показывает, что в предлагаемую для изучения лексику включены разнообразные эпитеты (terrific, breathtaking, overwhelming, etc.). Однако, как показывает практика, в письменной и устной речи участники экзамена опери-

Библиографический список

руют минимальным количеством эпитетов, соответствующих базовому лексическому минимуму. Самыми частотными эпитетами являются interesting, pleasant, comfortable и convenient.

Анализ результатов ЕГЭ и пробных экзаменов показывает, что участники экзамена испытывают затруднения при выполнении заданий, связанных с интерпретацией имплицитно представленной информации и декодированием смысла метафор и образных сравнений. Например, ряд участников пробного экзамена, в том числе набравших высокие баллы, допустили ошибки в задании базового уровня в разделе «Чтение», не увидев связи между заголовком Dark magic и текстовым сообщением о темном шоколаде. Некоторые участники также неправильно проинтерпретировали заголовок Chocolate: toxic, связав его с текстовым сообщением о вреде окружающей среде, причиняемым вырубкой лесов под плантации какао. Также затруднения вызывают задания раздела «Чтение» высокого уровня сложности, для выполнения которых необходимо понимание значения метафорически осложненных фразеологических единиц типа to keep something at bay или авторских метафор. Данные ошибки сигнализируют о недостаточном уровне формирования стилистической компетенции даже среди участников, хорошо справившихся с заданиями, не требующими умений в области стилистического анализа.

При изучении английского языка в школе обучающиеся чаще всего сталкиваются со стилистическим аспектом речи при чтении текстов или работе с песенным или поэтическим материалом. Анализ УМК показывает, что знакомство со стилистическими приемами, основанное на знании родного языка и представлениях об окружающем мире, начинается уже с начальной школы. Например, рекомендованный для общеобразовательных организаций учебник Spotlight (серия «Английский в фокусе») для второго класса в образец текста-описания для рассказа о себе включает образное сравнение: I can jump like a frog [6, с. 76], а для описания дома предлагает не только эпитеты beautiful и comfortable, но и shabby [6, с. 135]. Вся линейка УМК «Английский в фокусе» представляет материал для развития умения правильно интерпретировать метафорически представленную информацию. Например, в учебник для 8 класса включена построенная на развернутой метафоре песня The World is Our Oyster [7, c. 157]. Обучающимся предлагается обсудить название песни и проанализировать ее смысл на основе ключевых фраз, помогающих в расшифровке данной метафоры. Рекомендованный для школ с углубленным изучением английского языка УМК Starlight (серия «Звездный английский») также содержит материал для развития стилистической компетенции на протяжении всего курса изучения английского языка в школе.

Формирование стилистической компетенции является сложной задачей и неотъемлемо связано с формированием иноязычной коммуникативной компетенции в целом. В ходе реализации задач урока английского языка учителю необходимо привлекать внимание обучающихся к стилистическому аспекту изучаемого языкового материала, учить их понимать информацию, выраженную не только эксплицитным, но и имплицитным способом, а также поощрять использование широкого спектра стилистических средств в устной и письменной речи.

Подводя итоги, следует отметить, что данное исследование очерчивает лишь ряд проблем, которые необходимо решить для успешного формирования стилистической компетенции при изучении английского языка в школе и требует дальнейшего изучения в области теории и практики преподавания английского языка. Перспективными направлениями развития данной тематики представляется более детальное описание содержания уровней владения стилистической компетенцией и механизма ее формирования.

В качестве основного вывода предлагается тезис о невозможности полноценной коммуникации на английском языке без сформированной стилистической компетенции, под которой понимается осознанное восприятие и продуцирование стилистически маркированной речи в соответствии с принятыми нормами функциональных стилей. Стилистическая компетенция находит отражение во всех составных компонентах иноязычной коммуникативной компетенции (лингвистической, социолингвистической, социокультурной, прагматической, социальной, стратегической и аналитической), обеспечивающих осуществление всех видов речевой деятельности на английском языке. Уровни овладения стилистической компетенцией подразделяются на базовый (пороговый), продвинутый и высокий. Недостаточный уровень сформированности стилистической компетенции приводит к ошибкам интерпретации стилистически маркированных высказываний и текстов, в результате которых возможен сбой в коммуникации. Рекомендуемые для обучения английскому языку учебно-методические комплексы содержат все необходимые для формирования стилистической компетенции материалы. Грамотное использование лингводидактического потенциала УМК и актуализация межпредметных связей с такими предметами, как русский язык и литература, позволит учителю сформировать у обучающихся стилистическую компетенцию на высоком уровне.

1. Соболева Е.А., Казанцева Н.А. Иноязычная коммуникативная компетенция как цель обучения иностранным языкам в основной общеобразовательной школе. Наука и образование сегодня. 2020; № 1: 49-52.

2. Гумерова ГР Стилистическая компетенция как основа успешной коммуникации при обучении детей (на материале башкирских деепричастий). Наука, инновации, образование: актуальные вопросы XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2022: 232-234.

3. Корякина А.Н. Педагогические условия формирования стилистической компетенции у старшеклассников якутской школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Якутск, 2008.

4. Черникова Е.Л. Методика обучения школьников стилистическому аспекту иноязычного общения на уровне среднего общего образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2023.

5. Слободская Ю.В. Содержание предметной компетенции по учебной дисциплине «Стилистика английского языка». Ярославский педагогический вестник. 2011; Т. 2; № 2: 170-174.

6. Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелов М.Д., Эванс В. Английский в фокусе: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва: Express Publishing: Просвещение, 2006.

7. Ваулина Ю.В., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский в фокусе: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций. Москва: Express Publishing: Просвещение, 2016.

References

1. Soboleva E.A., Kazanceva N.A. Inoyazychnaya kommunikativnaya kompetenciya kak cel' obucheniya inostrannym yazykam v osnovnoj obscheobrazovatel'noj shkole. Nauka i obrazovanie segodnya. 2020; № 1: 49-52.

2. Gumerova G.R. Stilisticheskaya kompetenciya kak osnova uspeshnoj kommunikacii pri obuchenii detej (na materiale bashkirskih deeprichastij). Nauka, innovacii, obrazovanie: aktual'nye voprosy XXI veka: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: Nauka i prosveschenie, 2022: 232-234.

3. Koryakina A.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya stilisticheskoj kompetencii u starsheklassnikov yakutskoj shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2008.

4. Chernikova E.L. Metodika obucheniya shkol'nikov stilisticheskomu aspektu inoyazychnogo obscheniya na urovne srednego obschego obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2023.

5. Slobodskaya Yu.V. Soderzhanie predmetnoj kompetencii po uchebnoj discipline «Stilistika anglijskogo yazyka». Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2011; T. 2; № 2: 170-174.

6. Bykova N.I., Duli Dzh., Pospelov M.D., 'Evans V. Anglijskij v fokuse: uchebnik dlya 2 klassa obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Express Publishing: Prosveschenie, 2006.

7. Vaulina Yu.V., Duli D., Podolyako O.E., 'Evans V. Anglijskij v fokuse: uchebnik dlya 8 klassa obscheobrazovatel'nyh organizacij. Moskva: Express Publishing: Prosveschenie, 2016.

Статья поступила в редакцию 12.03.24

УДК 378

Vasilyeva V.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Volgograd State Technical University (Volgograd, Russia), E-mail: vasilyevavd2016@yandex.ru

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY: MODULAR STRUCTURING. The socio-psychological foundations of the professional activity of engineering specialists are laid when mastering socio-psychological knowledge in the educational process of technical universities in order to form universal competencies of graduates related to their self-development and social interaction in society. On the eve of the introduction of the fourth generation educational standard and the new higher education system, it becomes relevant to determine the methodologically correct approach to designing the content of educational programs for training engineers in the field of socio-psychological knowledge in their modular construction at the bachelor's level. In this study, the necessary and sufficient (in terms of completeness and level of reflected objectified experience) scientific fields of socio-psychological knowledge are identified, namely, the basic (fundamental) and applied (professional) scientific fields of sociology and psychology are selected. In the process of modular structuring, the main educational elements are formed from them, their interrelation is established in accordance with the requirements of the time, modern science, society and personality. Practical recommendations on the conditions for the implementation of modular training are developed.

Key words: socio-psychological foundations of professional activity, modular structuring, educational element

В.Д. Васильева, д-р пед. наук, проф., Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, E-mail: vasilyevavd2016@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МОДУЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ

Социально-психологические основы профессиональной деятельности специалистов-инженеров закладываются при освоении социально-психологических знаний в образовательном процессе технических вузов с целью формирования универсальных компетенций выпускников, связанных с их саморазвитием и социальным взаимодействием в обществе. В преддверии внедрения образовательного стандарта четвертого поколения и новой системы высшего образования актуальным становится определение методологически верного подхода к проектированию содержания образовательных программ подготовки инженеров в области социально-психологических знаний при их модульном построении на уровне бакалавриата. В данном исследовании определены необходимые и достаточные (по полноте и уровню отраженного объективизированного опыта) научные области социально-психологического знания, а именно - отобраны базисные (фундаментальные) и прикладные (профессиональные) научные области социологии и психологии. В процессе модульного структурирования из них сформированы основные учебные элементы, установлена их взаимосвязь в соответствии с требованиями времени, современной науки, общества и личности. Разработаны практические рекомендации по условиям реализации модульного обучения.

Ключевые слова: социально-психологические основы профессиональной деятельности, модульное структурирование, учебный элемент

При подготовке будущих специалистов-инженеров в технических вузах социально-психологические основы профессиональной деятельности закладываются при освоении социально-психологических знаний, в основном представленных в содержании социально-гуманитарных дисциплин образовательных программ бакалавриата.

Социально-психологические знания безальтернативно необходимы для формирования большинства универсальных компетенций, связанных с саморазвитием, социальным взаимодействием специалистов в обществе, в том числе в профессиональной деятельности, адаптацией к изменяющимся условиям жизни. Перечень таких универсальных компетенций во ФГОС ВО 3++ в последние годы пополнялся, и теперь почти во всех образовательных стандартах инженерной подготовки (уровень бакалавриата) они представлены в следующем виде: способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3); способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке РФ и иностранном (ых) языке (ах) (УК-4); способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5); способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6); способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах (УК-9); способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности (УК-11).

Сейчас мы стоим на пороге разработки и внедрения образовательных стандартов четвертого поколения и новой системы высшего образования [1; 2; 3], происходит и активное изменение образовательных программ вузов в рамках действующих ФГОС ВО 3++ в соответствии с другими нормативными документами государственного уровня [4; 5].

Вполне возможно, что в новых образовательных стандартах результаты освоения программы бакалавриата в формате компетенций выпускников будут сохранены; по сути, мало изменятся универсальные компетенции, включающие в себя когнитивные, мотивационные, ценностные и практические составляющие, которые проявляются в личностном развитии и в успешных действиях всесторонне развитых специалистов в социальной и профессиональной сферах жизни.

Что касается социально-гуманитарных дисциплин, аккумулирующих социально-психологические знания, то в русле развития образовательных стандартов к настоящему времени они претерпели значительные изменения: изменился их перечень, изменилось и содержание. С внедрением ФГОС ВО третьего поколения в рамках Болонского процесса из внимания разработчиков образовательных программ подготовки специалистов выпал целый ряд ранее существовавших социально-гуманитарных дисциплин; их перечень, кроме дисциплин «Философия» и «История», теперь дается вузам на самостоятельное определение.

Проведенный ранее анализ содержания цикла социально-гуманитарных дисциплин в учебных планах действующих образовательных программ (уровень бакалавриата) ряда технических вузов показал, что выбор вузами перечня социально-гуманитарных дисциплин, которые формируют одни и те же универсаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.