Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / общие компетенции / будущий учитель / критерии и показатели / competencies / general competencies / future teacher / criteria and indicators

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Е. Балыкова

В статье рассматривается теоретический аспект формирования общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования. Опираясь на научные положения работ В.А. Адольфа, В.И. Байденко, Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеер, В.В. Игнатовой, И.С. Якиманской, автором уточнено содержание понятия «формирование общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования» как деятельности, направленной на формирование и развитие профессиональных и личностных качеств обучающихся. В статье уделяется внимание сопоставлению общих компетенций, утвержденных ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в 2014 и 2022 г. Представлен теоретический анализ научных работ по проблеме выделения и описания критериев и показателей сформированности общи компетенций будущего специалиста. На основе этого обоснованы критериальные характеристики и сообразны им показатели, а также уровни сформированности общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR THE FORMATION OF GENERAL COMPETENCIES OF A FUTURE TEACHER IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article examines the theoretical aspect of the formation of general competencies of a future teacher in the system of secondary vocational education. Based on the scientific provisions of the works of V.A. Adolf, V.I. Baydenko, E.V. Bondarevskaya, E.F. Zeer, V.V. Ignatova, I.S. Yakimanskaya, the author clarifies the content of the concept “formation of general competencies of a future teacher in the system of secondary vocational education” as an activity aimed at the formation and development of professional and personal qualities of students. The article focuses on the comparison of the general competencies approved by the Federal State Educational Standard for the specialty 44.02.02 Teaching in primary schools in 2014 and 2022. A theoretical analysis of scientific papers on the problem of identifying and describing criteria and indicators of the formation of general competencies of a future specialist is presented. On the basis of this, the criteria characteristics and indicators are justified, as well as the levels of formation of the general competencies of the future teacher in the system of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.1

Balykova I.E., senior teacher, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: balikova_ie@khsu.ru

CRITERIA FOR THE FORMATION OF GENERAL COMPETENCIES OF A FUTURE TEACHER IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. The article examines the theoretical aspect of the formation of general competencies of a future teacher in the system of secondary vocational education. Based on the scientific provisions of the works of V.A. Adolf, V.I. Baydenko, E.V. Bondarevskaya, E.F. Zeer, V.V. Ignatova, I.S. Yakimanskaya, the author clarifies the content of the concept "formation of general competencies of a future teacher in the system of secondary vocational education" as an activity aimed at the formation and development of professional and personal qualities of students. The article focuses on the comparison of the general competencies approved by the Federal State Educational Standard for the specialty 44.02.02 Teaching in primary schools in 2014 and 2022. A theoretical analysis of scientific papers on the problem of identifying and describing criteria and indicators of the formation of general competencies of a future specialist is presented. On the basis of this, the criteria characteristics and indicators are justified, as well as the levels of formation of the general competencies of the future teacher in the system of secondary vocational education.

Key words: competencies, general competencies, future teacher, criteria and indicators

И.Е. Балыкова, ст. преп., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: balikova_ie@khsu.ru

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается теоретический аспект формирования общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования. Опираясь на научные положения работ В.А. Адольфа, В.И. Байденко, Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеер, В.В. Игнатовой, И.С. Якиманской, автором уточнено содержание понятия «формирование общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования» как деятельности, направленной на формирование и развитие профессиональных и личностных качеств обучающихся. В статье уделяется внимание сопоставлению общих компетенций, утвержденных ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в 2014 и 2022 г Представлен теоретический анализ научных работ по проблеме выделения и описания критериев и показателей сформированности общи компетенций будущего специалиста. На основе этого обоснованы критериальные характеристики и сообразны им показатели, а также уровни сформированности общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: компетенции, общие компетенции, будущий учитель, критерии и показатели

К профессиональной подготовке будущих учителей в системе среднего профессионального образования (далее - СПО) государство, работодатели и современное общество предъявляют особые требования. Современному российскому пространству необходим конкурентоспособный и практико-о-риентированный специалист, способный выполнять трудовые обязанности в соответствии с нормативно-правовыми требованиями, системно осуществлять профессиональное и личностное совершенствование. Одним из основных направлений процесса профессиональной подготовки будущего учителя в системе среднего профессионального образования согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования является реализация компетентностного подхода и формирование компетенций [1]. В системе профессионального образования в течение последних 10-15 лет сформированность общих компетенций стало одним из ключевых результатов освоения образовательных программ, так как общие компетенции представляют совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне и дальнейшую успешную социализацию.

Существующее противоречие между необходимостью формирования общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования и недостаточной разработанностью в определении критериального аппарата сформированности общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования побудило нас к изучению данной проблемы.

Цель данного научного исследования: теоретическое определение критериев, показателей и уровней сформированности общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования.

Основные задачи статьи: конкретизировать понятие «общие компетенции»; провести сравнительный анализ общих компетенций ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах; рассмотреть подходы к обоснованию критериев и показателей сформированности общих компетенций будущего специалиста.

Научная новизна исследования заключается в определении критериев сформированности общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования, а также сообразных им показателей и уров-невых характеристик.

Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении и расширении представлений о критериях, показателях сформированности общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования (на основе положений системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов).

Практическая значимость работы состоит в возможности применения результатов теоретического исследования в построении структурной модели (схемы) процесса формирования общих компетенций.

Методы научного исследования: анализ научных работ по проблеме определения критериальных характеристик сформированности общих компетенций; систематизация и обобщение полученных выводов.

Безусловно, одной из важных составляющих процесса профессиональной подготовки является формирование компетенций [2]. В нормативно-правовых документах компетенции определяются как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности» [1]; «способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области» [3]. Методологическим и теоретическим основам формирования компетенций в рамках профессиональной подготовки посвящены научные труды многих ученых-педагогов. В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, Л.Г Смышляева определили компетенции как меру образовательного успеха; Г К. Селевко и А.В. Хуторской - как обобщенную характеристику профессиональных и личностных качеств специалиста. Положения научных трудов В.А. Адольфа, Н.Ф. Гафуровой, И.А. Зимней, С.Н. Чистяковой, Л.В. Шкериной позволяют определить сущность и содержание процесса формирования компетенций.

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» выделяют компетенции профессиональные и общие (далее - ОК). Последние означают «совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне [3]. В ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах» общие компетенции - это «способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов деятельности» [1]. Опираясь на научные положения личностно ориентированного (Е.В. Бондаревская, В.В. Игнатова, И.С. Якиманская и др.) и системно-деятельностного подходов (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.), мы придерживаемся мнения, что формирование общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования - это деятельность, направленная на воспитание и развитие профессиональных и личностных качеств обучающихся.

По мнению А.В. Хуторского, общие компетенции (ключевые) относятся к общему содержанию среднего профессионального образования. Им был определён авторский перечень ключевых компетенций на основе «структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности обучающихся, позволяющих овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования» [4]. В 2022 году был утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах. В том числе изменился и перечень компетенций, которые должны быть сформированы у будущих учителей. Так, общекультурная компетенция трансформировалась в проявление гражданско-патриотической позиции. Содержание коммуникативной компетенции стало более широкое и включает такие умения, как общение на государственной языке, способность пользоваться документацией. В перечне компетенций нет теперь «понимания сущности и социальной значимости профессии». Зато появились компетенции «сохранение окружающей среды» и «укрепление своего здоровья». Ранее нами был проведен сравнительный анализ [5] соответствия между ключевыми (ав-

Таблица 1

Соответствие ключевых (автор А.В. Хуторской) и общих компетенций ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Ключевые компетенции (А.В. Хуторской) Общие компетенции (ФГОС СПО от 27.10.2014 г.) Общие компетенции (ФГОС СПО от 17.08.2022 г.)

1 2 3

Ценностно-смысловые компетенции ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК-01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Общекультурные компетенции ОК-11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих ОК-06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Учебно-познавательные компетенции ОК-2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК-3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК-01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Информационные компетенции ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК-02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Коммуникативные компетенции ОК-6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать -с руководством, коллегами и социальными партнерами ОК-04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. ОК-05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК-09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Социально-трудовые компетенции ОК-3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК-7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК-9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК-10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей ОК-07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК-08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Компетенции личностного самосовершенствования ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК-01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. ОК-03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

тор А.В. Хуторской) и общими компетенциями, утвержденными в ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в 2014 году [6]. В табл. 1 представлено сопоставление общих компетенций, утвержденных в 2022 году.

Существует ряд научно-исследовательских трудов, в которых освещены вопросы определения критериев и показателей сформированности общих компетенций будущих выпускников СПО (В.К. Винник, Е.Ю. Голохвастова, ГВ. Куряко-ва, Н.Б. Лумбунова, И.Р Федорова, Н.О. Хлупина, А.А. Яворская и др.). Критерий, по мнению М.И. Шиловой, - это «мерило, признак для оценки, классификации; суждение, позволяющее из множества возможных решений выбрать одно» [7]. Показатель сформированности компетенции, с точки зрения Л.Г Смышляевой, -это «характеристика субъекта учебной деятельности, объективно выражающая наличие в его поведении определенных компонентов компетенции» [8].

Определив структурные компоненты общих компетенций - когнитивный, деятельностный и оценочно-рефлексивный, В.К. Винник описала критерии эффективности формирования общих компетенций обучающихся в системе профессионального образования: «общие знания, умения и владения обучающихся в области конкретной компетенции» [9]. Автором было установлено также соответствие между общими компетенциями и критериями.

В структуре общих компетенций студентов Е.Ю. Голохвастова выделила компоненты - мотивационный, когнитивный и деятельностный, описав показатели сформированности общих компетенций: «потребность и стремление овладевать общекультурными и профессиональными компетенциями и использовать их в процессе обучения (мотивационный), знание содержания компетенции (ког-

нитивный), практическое и оперативное применение знаний, опыт проявления в разнообразных ситуациях (деятельностный)» [10].

Г В. Куракова классифицировала структурные компоненты общих компетенций и соответствующие им показатели: «мировоззренческие (ценностные смыслы общечеловеческой культуры и умение ориентироваться в окружающем пространстве); социально-личностные (ответственность за собственные решения и поступки, инициативность, мобильность); гностические (учебно-познавательная деятельность); информационно-коммуникативные (владение информационными технологиями); профессионально-трудовые (знание экономико-правовых основ и умение ориентироваться в социально-экономической ситуации); самосовершенствования (физическое, духовное, интеллектуальное, профессиональное саморазвитие, саморефлексия)» [11].

Из понимания, что общие компетенции - это личностные качества, Н.Б. Лумбунова выделила три базовых критерия сформированности общих компетенций специалиста среднего звена: «мотивационный (мотивы для овладения общей компетенцией, понимание её значения в профессиональной деятельности), когнитивный (знания с проекцией на профессиональную деятельность), поведенческий (умения и навыки для решения профессиональных задач)» [12].

Совокупность критериев, показателей и индикаторов оценивания уровня овладения общими компетенциями студентами среднего профессионального образования описана Н.О. Хлупиной: мотивационно-ценностный (положительная мотивация и отношение), когнитивный (действенные знания), деятельностный (выполнение практической работы), рефлексивно-оценочный (рефлексия собственного выполнения работы) [13].

Исходя из триады «знание - умения - владения», И.Р Федорова описала три компонента общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций: «когнитивный (теоретические знания о будущей профессии), деятельностный (применение на практике теоретических знаний, владение конкретными способами деятельности), ценностно-смысловой (совокупность установок, способностей, мотиваций к достижению результатов, наличие рефлексии и саморефлексии)» [140].

Описав общие компетенции как интегративное качество в виде совокупности знаний, умений, навыков и мотивационно-ценностных ориентаций, А.А. Яворская выделила следующие компоненты: «когнитивный (общие и специальные знания), операциональный (умения и навыки для достижения целей), мо-тивационно-ценностный (мотивация к деятельности, формирование ценностных ориентиров), личностный (базовые и психологические качества)» [15].

Анализ научных работ, посвященных рассмотрению критериев и показателей сформированности общих компетенций будущих специалистов ссузов, позволил нам определить критерии и показатели сформированности общей компетенции будущего учителя в системе среднего профессионального образования.

Когнитивный критерий - совокупность освоенных знаний о сущности и содержании педагогической деятельности и их значимости для успешного

Библиографический список

осуществления профессиональной деятельности. Характеризует сформиро-ванность системы знаний о сущности и содержании педагогической деятельности.

Мотивационный критерий - совокупность системы потребностей и стремлений к применению освоенных общих компетенций в педагогической деятельности. Выражается в стремлении к применению освоенных общих компетенций в педагогической деятельности.

Деятельностный критерий - умение решать задачи профессиональной деятельности и планировать собственное профессиональное и личностное развитие. Проявляется в готовности к осуществлению педагогической деятельности с учетом освоенных общих компетенций.

Таким образом, результаты данного исследования имеют теоретическую значимость, поскольку они способствуют развитию методологии компетентност-ного подхода в системе профессионального образования. Выделенные критериальные характеристики позволят в дальнейшем оценить результативность формирования общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования. В перспективе исследования могут быть направлены на более глубокое изучение конкретных методов диагностики выделенных критериев и показателей.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2022 г № 742). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209230008

2. Степанова И.Ю. Межпредметное содержание подготовки будущего учителя в эпоху цифровой революции. Человеческий капитал. 2020; № 2: 67-75.

3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_146342/e9a1a62c2e07799e8554 e53cdd8c212fa2afffeb//

4. Хуторской AE. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: обсуждение программного доклада АВ. Хуторского в РAО. Эйдос. 2014; № 8.

5. Aдольф ВА, Балыкова И.Е. Исследование формирования общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования (теоретические и практические аспекты). Образовательные технологии. 2021; № 2: 40-51.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2014 № 1353). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70709794/

7. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. Москва, 1990.

8. Смышляева Л.Г. Реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ: особенности оценки результативности. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009; № 8 (86): 23-27.

9. Винник В.К. Формирование общих компетенций обучающихся системы профессионального образования средствами информационно-проектной технологии. Диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2019.

10. Голохвастова Е.Ю. Формирование общих компетенций у будущих экологов в учреждениях среднего профессионального образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тольятти. 2015.

11. Куракова ГВ. Организационно-педагогические условия формирования общих компетенций у учащихся колледжа. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Майкоп. 2011.

12. Лумбунова Н.Б. Критерии и показатели сформированности общих компетенций специалиста среднего звена. Педагогический имидж. 2017; № 4: 120-127.

13. Хлупина Н.О. Организация самостоятельной работы студентов по овладению компетенциями в учреждениях среднего профессионального образования. Aвторе-ферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2017.

14. Федорова И.Р Формирование общих компетенций студентов профессиональных образовательных организаций средствами учебных задач. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Томск, 2020.

15. Яворская A.A. Физическое воспитание как средство формирования общих компетенций студентов средних специальных учебных заведений: на примере ссузов сферы обслуживания. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2013.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nyh klassah (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 avgusta 2022 g. № 742). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209230008

2. Stepanova I.Yu. Mezhpredmetnoe soderzhanie podgotovki buduschego uchitelya v 'epohu cifrovoj revolyucii. Chelovecheskijkapital. 2020; № 2: 67-75.

3. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 17.02.2023). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/ e9a1a62c2e07799e8554 e53cdd8c212fa2afffeb//

4. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty: obsuzhdenie programmnogo doklada A.V. Hutorskogo v RAO. 'Ejdos. 2014; № 8.

5. Adol'f V.A., Balykova I.E. Issledovanie formirovaniya obschih kompetencij buduschego uchitelya v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya (teoreticheskie i prakticheskie aspekty). Obrazovatel'nye tehnologii. 2021; № 2: 40-51.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nyh klassah (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rf ot 27.10.2014 № 1353). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70709794/

7. Shilova M.I. Uchitelyu o vospitannostishkol'nikov. Moskva, 1990.

8. Smyshlyaeva L.G. Realizaciya kompetentnostno-orientirovannyh obrazovatel'nyh programm: osobennosti ocenki rezul'tativnosti. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009; № 8 (86): 23-27.

9. Vinnik V.K. Formirovanie obschih kompetencijobuchayuschihsya sistemy professional'nogo obrazovaniya sredstvamiinformacionno-proekinojtehnologii. Dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2019.

10. Golohvastova E.Yu. Formirovanie obschih kompetencij u buduschih 'ekologov v uchrezhdeniyah srednego professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tol'yatti. 2015.

11. Kurakova G.V. Oiganizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya obschih kompetencij u uchaschihsya kolledzha. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop. 2011.

12. Lumbunova N.B. Kriterii i pokazateli sformirovannosti obschih kompetencij specialista srednego zvena. Pedagogicheskijimidzh. 2017; № 4: 120-127.

13. Hlupina N.O. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po ovladeniyu kompetenciyami v uchrezhdeniyah srednego professional'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2017.

14. Fedorova I.R. Formirovanie obschih kompetencij studentovprofessional'nyh obrazovatel'nyh organizacijsredstvami uchebnyh zadach. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2020.

15. Yavorskaya A.A. Fizicheskoe vospitanie kak sredstvo formirovaniya obschih kompetencij studentov srednih special'nyh uchebnyh zavedenij: na primere ssuzov sfery obsluzhivaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2013.

Статья поступила в редакцию 21.03.24

УДК 372.881.111.1

Beletskaya A.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: allabeletskaya@yandex.ru

STYLISTIC COMPETENCE AS A COMPONENT OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE. The article substantiates the necessity of forming stylistic competence at English lessons at school. The article is based on the thesis that efficient communication in a foreign language is impossible without taking into account the stylistic factor, the ignorance of which may lead to a communication failure. The proposed definition of stylistic competence is correlated with

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.