СТИЛИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ НОВОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ1
Н.М. Лыкова, Р. Караведо Интриаго
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В работе исследуются этноспецифические особенности совладания студентов из Латинской Америки и Китая в разные периоды адаптации к условиям новой социокультурной среды.
Ключевые слова: стили совладающего поведения, стратегия разрешения проблем, стратегия поиска социальной поддержки, стратегия избегания, стресс аккультурации, адаптация к новым социокультурным условиям.
Преодоление стресса аккультурации традиционно рассматривают в контексте процесса адаптации. Возможность благополучного процесса адаптации определяется общим стилем совладающего (преодолевающего стресс) поведения, присущего мигранту.
Студенты РУДН оказываются в ситуации двойного стресса, когда, будучи носителями разных культур, они должны адаптироваться к жизни в России. При этом им, как и студентам, получающим образование на родине, необходимо адаптироваться к новой социальной роли, требованиям новой образовательной системы, жизни в общежитии, далеко от семьи. Успешное преодоление этих множественных стрессовых факторов свидетельствует об успешной адаптации студентов-иностранцев и способствует более эффективному обучению. Наше стремление проанализировать национальные стили совладания определяется насущной потребностью в создании программ по успешной адаптации студентов-иностранцев с учетом национальной специфики.
Наше эмпирическое исследование было выполнено с использованием методики Д. Амирхана «Индикатор стратегий преодоления эмоционального стресса», адаптированной Н.А. Сирота и В.М. Ялтонским. Методика были подвергнута процедуре двойного перевода на испанский и китайский языки.
В исследовании приняли участие четыре группы студентов (всего 120 испытуемых):
1) 30 студентов подготовительного факультета РУДН из Китая в возрасте от 18 до 26 лет;
Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.
2) 30 студентов подготовительного факультета РУДН из Латинской Америки, в возрасте от 17 до 26 лет;
3) 30 студентов четвертого курса разных факультетов РУДН из Китая, в возрасте от 22 до 31 лет;
4) 30 студентов четвертого курса разных факультетов РУДН из Латинской Америки, в возрасте от 22 до 30 лет.
Оценка базисных стратегий совладания в нашем исследовании проводилась по следующим позициям:
— степень выраженности стратегии в баллах;
— удельный вес каждой базисной стратегии совладания в общей структуре совладающего поведения;
— наличие статистически значимых различий между исследуемыми группами студентов.
В таблице 1 представлены результаты исследования стратегий совладающего поведения студентов из стран Латинской Америки.
Таблица 1
Результаты исследования базисных стратегий совладающего поведения латиноамериканских студентов (n* = 30)
Стратегия Контингент Достоверность различий (p**)
студенты подготовительного факультета студенты четвертого курса
Разрешение проблем 26,6 28,2 > 0,05
Поиск социальной поддержки 23,2 24,2 > 0,05
Избегание 18,2 18,1 >0,05
*п — число испытуемых в каждой группе.
**р — достоверность различий оценивалась по критерию Манна—Уитни.
Данные табл. 1 указывают на наибольшие абсолютные значения показателя стратегии совладания «разрешение проблем», несколько меньшее значения показателя стратегии совладания «поиск социальной поддержки» и наименьшие значения стратегии совладания «избегание».
Подобная иерархия стратегий совладания в общей структуре совладающего поведения описывается в работах психологов как свойственная адаптивным здоровым подросткам 14—15 лет [5; 4], так и взрослым адаптивным здоровым людям [1; 2]. Из таблицы 1 также следует, что латиноамериканским студентам, обучающимся на подготовительном факультете и на 4-м курсе, свойственна близкая структура поведения совладания, так как не было обнаружено статистически значимых различий между результатами исследования совладающего поведения латиноамериканских студентов, обучающихся на подготовительном факультете и на 4-м курсе.
В таблице 2 приведены результаты исследования стратегий совладания китайских студентов.
Таблица 2
Результаты исследования базисных стратегий совладающего поведения китайских студентов (п* = 30)
Стратегия Контингент Достоверность различий (р**)
студенты подготовительного факультета студенты четвертого курса
Разрешение проблем 23,9 24,6 0,5
Поиск социальной поддержки 25,1 26,5 > 0,05
Избегание 22.6 21.4 >0,05
*п — число испытуемых в каждой группе.
^ — достоверность различий оценивалась по критерию Манна—Уитни.
Данные табл. 2 указывают на наибольшие абсолютные значения показателя стратегии совладания «поиск социальной поддержки», несколько меньшее значения показателя стратегии совладания «разрешение проблем» и наименьшие значения стратегии совладания «избегание».
Подобная иерархия стратегий совладания в общей структуре совладающего поведения описывается в литературе как свойственная младшим подросткам 11— 12 лет [3], представляющая собой ситуацию риска для развития дезадаптивного стиля совладающего поведения у людей более старшего возраста [5]. Вероятно, это связано с особенностями китайской культуры, которая, являясь коллективистской, формирует высокую степень зависимости индивида от группы. Специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, высокая степень доверия к мнению группы, особый характер сочувствия и сопереживания, проявляющиеся в межличностных отношениях, затрудняют принятие самостоятельного решения.
Для большей наглядности удельные доли стратегий совладания наших испытуемых показаны в табл. 3.
Таблица 3
Удельные доли стратегий совладания в общей структуре совладающего поведения китайских и латиноамериканских студентов (%)
Стратегия Контингент
латиноамериканские студенты подготовительного факультета латиноамериканские студенты 4-го курса китайские студенты подготовительного факультета китайские студенты 4-го курса
Разрешение проблем 39,14 40,02 33,42 33,93
Поиск социальной поддержки 34,13 34,28 35,06 36,55
Избегание 26,72 25,68 31,51 29,51
Таблица 3 демонстрирует разницу стилей совладающего поведения латиноамериканцев и китайских студентов. Мы видим, что латиноамериканцам студентам как в начале, так и в конце обучения свойственны адаптивные стили совлада-
ния, в то время как китайским студентам свойственен менее адаптивный стиль за счет небольшой удельной доли стратегии совладания «принятие решения» и высокой удельной доли стратегии «избегание».
Количественный анализ, приведенный в табл. 4 и проиллюстрированный на рис. 4, показывает нам, что существуют статистически достоверные различия абсолютных значений показателя стратегии совладания «разрешение проблем и «избегание» у латиноамериканцев и китайских студентов на подготовительном факультете, что указывает на то, что стиль совладания китайских студентов на подготовительном факультете значимо менее адаптивный, чем стиль совла-дания их латиноамериканских сокурсников.
Таблица 4
Сравнение результатов исследования базисных стратегий совладания китайских и латиноамериканских студентов подготовительного факультета (п* = 30)
Стратегия Контингент Достоверность различий (р**)
китайские студенты подготовительного факультета латиноамериканские студенты подготовительного факультета
Разрешение проблем 23,9 26,6 < 0,05
Поиск социальной поддержки 25,1 23,2 > 0,05
Избегание 22.6 18,2 < 0,05
*п — количество испытуемых в каждой группе.
*p — достоверность различий оценивалась по критерию Манна—Уитни.
Рис. 1. Профили стилей совладающего поведения латиноамериканских и китайских студентов подготовительного факультета
Количественный анализ, приведенный в табл. 5 и проиллюстрированный на рис. 2, показывает нам, что существуют статистически достоверные различия абсолютных значений показателя стратегии совладания «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки» и «избегание» у латиноамериканцев и китайских студентов на 4-м курсе, что указывает на то, что стиль совладания китайских студентов на 4-м курсе значимо менее адаптивный, чем стиль совладания их латиноамериканских сокурсников.
Таблица 5
Сравнение результатов исследования базисных стратегий совладания китайских и латиноамериканских студентов четвертого курса (п* = 30)
Стратегия Контингент Достоверность различий (р**)
китайские студенты IV курса латиноамериканские студенты IV курса
Разрешение проблем 24,6 28,2 < 0,05
Поиск социальной поддержки 26,5 24,2 < 0,05
Избегание 21.4 18,1 < 0,05
*п — число испытуемых в каждой группе.
**р — достоверность различий оценивалась по критерию Манна—Уитни.
Число студентов (человек) 30 п-----------------------
15 Н-----------1-----------1-----------1-----------
Разрешение Поиск Избегание Стратегия
проблем социальной
поддержки
Рис. 5. Профили стилей совладающего поведения китайских и латиноамериканских студентов четвертого курса
Результаты сравнения стратегий совладания китайских и латиноамериканских студентов, приведенные в табл. 4 и 5, указывают, что латиноамериканцы и на подготовительном факультете, и на 4-м курсе для эффективного разрешения проблем чаще принимают самостоятельные решения, реже прибегают к избеганию и умеренно используют социальную поддержку по сравнению со своими китайскими сокурсниками, которые для разрешения проблем чаще всего предпочитают обращаться за помощью и поддержкой к окружающим.
Основываясь на вышесказанном мы можем подвести некоторые итоги:
— в период адаптации к новой социокультурной среде студентам из Китая и Латинской Америки свойственны разные стили совладающего поведения;
— на протяжении пяти лет обучения эти стили остаются неизмененными для каждой этнической группы, что, очевидно, свидетельствует об их национальной специфичности;
— студентам из Латинской Америки свойственен стиль совладающего поведения, описанный в литературе как здоровый адаптивный;
— студенты из Китая в период адаптации используют стиль, в котором доминирует использование стратегии совладания «поиск социальной поддержки»; такой стиль для их возрастной группы в литературе описан как стиль совлада-ния с риском развития дезадаптации.
В перспективе представляется интересным выяснить, какие стили совла-дающего поведения свойственны китайским и латиноамериканским студентам,
получающим образование у себя дома. Подобные исследования позволили бы нам выяснить, являются ли описанные нами стили культурноспецифичными стилями совладания в условиях адаптации или это просто стабильные национальные стили совладания.
В практическом плане уже сегодня знания об особенностях стилей совла-дания может быть полезно как для преподавателей, работающих с иностранными студентами, так и для администрации вузов, задумывающейся над созданием эффективной социальноподдерживающей структуры.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Данилова Т.А Формирование копинг-поведения у учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников: Дисс. ... канд. психол. наук. — СПб., 1997.
[2] Лигер С.А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача: Дисс. ... канд. психол. наук. — СПб., 1997.
[3] Лыкова Н.М. Совладающее поведение младших подростков. — М.: МАИ; МОСУ, 2004.
[4] Сиерральта З.Х. Бернардо. Особенности психологических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте: копинг-стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект: Дисс. ... канд. психол. наук. — СПб., 2000.
[5] Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. ... д-ра мед. наук. — СПб., 1994.
[6] Amirkhan J.H. A Factor analytically drived measure of coping: The coping strategy indicator // J. of Personality and social psychology. — 1990. — V. 59 (5). — P. 1066—1074.
[7] Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation // W.D. Gentry (Eds.) // The handbook of behavioral medicine. — N.Y.: Guilford, 1984. — P. 282—325.
STYLES OF COPING BEHAVIOR OF LATINAMERICAN AND CHINEESE STUDENTS IN PERIOD OF ADAPTATION TO NEW SOCIOCULTURAL
ENVIRONMENT
N.M. Lykova, R. Karavedo Intriago
Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article describes ethnospecific characteristics of coping of students from Latin America and China in different periods of adaptation to the conditions of new sociocultural environment.
Key words: styles of coping behavior, problem solving strategy, seeking social support strategy, avoidance strategy, acculturation stress, adaptation to new sociocultural conditions.