Научная статья на тему 'Стили совладающего поведения и смысложизненные ориентации китайских студентов в период адаптации к обучению в университете в России и на родине'

Стили совладающего поведения и смысложизненные ориентации китайских студентов в период адаптации к обучению в университете в России и на родине Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
362
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС АККУЛЬТУРАЦИИ / РЕСУРСЫ СОВЛАДАНИЯ / СТИЛИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ / СТРАТЕГИЯ ПОИСКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / СТРАТЕГИЯ ИЗБЕГАНИЯ / АДАПТАЦИЯ К НОВЫМ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ УСЛОВИЯМ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ACCULTURATION STRESS / COPING RESOURCES / STYLES OF COPING BEHAVIOR / PROBLEM SOLVING STRATEGY / SEEKING SOCIAL SUPPORT STRATEGY / AVOIDANCE STRATEGY / ADAPTATION TO NEW SOCIO-CULTURAL CONDITIONS / LIFE MEANING ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лыкова Наталья Михайловна, Чжан Лиин, Янь Шегуан

В статье описываются результаты исследования стилей совладающего поведения и смысложизненных ориентаций студентов из Китая, обучающихся в РУДН и в Объединенном университете Хе Бей, г. Тан Шань (Китай), в процессе преодоления трудностей адаптации к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лыкова Наталья Михайловна, Чжан Лиин, Янь Шегуан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Styles of Coping and Life Meaning Orientations of Chinese Students During the Period of Adaptation to Studying at University in Russia and in their Home Country

The article describes the results of the research of coping styles and life meaning orientations of students from China, studying at Peoples' Friendship University of Russia and the He Bei United University of Tang Shan (China), in the process of overcoming the difficulties of adaptation to studying at University.

Текст научной работы на тему «Стили совладающего поведения и смысложизненные ориентации китайских студентов в период адаптации к обучению в университете в России и на родине»

СТИЛИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ В РОССИИ И НА РОДИНЕ*

Н.М. Лыкова, Чжан Лин

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Янь Шегуан

Международный студенческий отдел Объединенный Университет Хе Бей ул. Дэн ше нан, 57, Тан Шань, Китай

В статье описываются результаты исследования стилей совладающего поведения и смысло-жизненных ориентаций студентов из Китая, обучающихся в РУДН и в Объединенном университете Хе Бей, г. Тан Шань (Китай), в процессе преодоления трудностей адаптации к обучению в вузе.

Ключевые слова: стресс аккультурации, ресурсы совладания, стили совладающего поведения, стратегия разрешения проблем, стратегия поиска социальной поддержки, стратегия избегания, адаптация к новым социокультурным условиям, смысложизненные ориентации.

Молодые люди, уезжающие учиться за границу, неизбежно сталкиваются с трудностями, которые возникают у всех, кто попадает в новую культурную среду. Контакт с незнакомой культурой приводит к психическому потрясению, для обозначения которого в кросскультурной психологии есть термин «стресс аккультурации» [8]. К этим трудностям добавляются проблемы, связанные в целом с адаптацией к обучению в университете. Молодые люди, получающие образование на родине, также переживают подобные трудности адаптации, которые связаны с освоением новых социальных ролей, навыков самостоятельной жизни, новым характером отношений с преподавателями и сокурсниками.

Борьба со стрессом аккультурации и трудностями приспособления к новым жизненным условиям и требованиям учебы в университете рассматривается в нашей работе в контексте процесса адаптации [1; 8; 9].

С позиции теории стресса и копинга Р. Лазаруса [14] возможность благополучного процесса адаптации определяется общим стилем совладающего (преодолевающего стресс) поведения, присущего конкретному человеку.

Стиль совладающего поведения может быть адаптивным, дезадаптивным и псевдоадаптивным [11]. Адаптивность, дезадаптивность и псевдоадаптивность стиля совладающего поведения определяются соотношением трех видов базисных стратегий: стратегии разрешения проблем, стратегии поиска социальной поддержки и стратегии избегания, используемых человеком для преодоления стрессовых ситуаций [13].

* Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.; Г/К 02.740.11.03.77 от 20 июля 2009 г.

Формирование здорового, адаптивного стиля совладающего поведения связано с уровнем развития ресурсов личности и социальной среды [14]. Одним из наиболее значимых ресурсов личности является осознание человеком иерархии его жизненных смыслов. Годы студенчества, проведенные в стенах университета на родине или за границей, для молодого человека это не только годы адаптации к новому социокультурному окружению, но и годы, посвященные поиску жизненных смыслов [1; 2; 3].

В нашей работе нас интересовало, влияет ли обучение в чужой стране на иерархию жизненных смыслов молодого человека и существует ли связь между смыс-ложизненными ориентациями и стилями совладающего поведения. Для ответа на эти вопросы нам было необходимо сравнить смысложизненные ориентации и стили совладающего поведения студентов, получающих образование в университете на родине и за границей.

Нашими испытуемыми были 120 китайских студентов, получающих образование в Китае в Медицинском университете Тан Шань и в России в Российском университете дружбы народов, всего четыре группы:

1) 30 студентов подготовительного факультета РУДН из Китая в возрасте от 18 до 26 лет;

2) 30 студентов четвертого курса разных факультетов РУДН из Китая в возрасте от 22 лет до 31 года;

3) 30 студентов первого курса Медицинского университета в Тан Шань (Китай) в возрасте от 17 лет до 21 года;

4) 30 студентов пятого курса Медицинского университета в Тан Шань (Китай) в возрасте от 21 года до 24 лет.

В эмпирической части нашего исследования мы применили методику Д. Амир-хана «Индикатор стратегий преодоления эмоционального стресса», адаптированную Н.А. Сирота и В.М. Ялтонским, и «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО), разработанный Д.А. Леонтьевым. Обе методики были подвергнуты процедуре двойного перевода на китайский язык.

Полученные нами результаты исследования стратегий совладания китайских студентов, обучающихся в РУДН, приведенные в табл. 1, указывают на наибольшие абсолютные значения показателя стратегии совладания «Разрешение проблем», несколько меньшие значения показателя стратегии совладания «Поиск социальной поддержки» и наименьшие значения стратегии совладания «Избегание».

Таблица 1

Результаты исследования базисных стратегий совладающего поведения китайских студентов подготовительного факультета и 4-го курса, обучающихся в РУДН

Стратегии Подготовительный 4-й курс Достоверность

совладающего поведения факультет различий (р)

Разрешение проблем 28,10 30,17 < 0,05

Поиск социальной поддержки 23,33 24,97 > 0,05

Избегание 18,43 17,67 >0,05

Примечание. Достоверность различий оценивалось по критерию Манна—Уитни, статистически значимые различия выделены.

Подобная иерархия стратегий совладания в общей структуре совладающего поведения описывается в работах психологов как свойственная адаптивным здоровым подросткам 14—15 лет [11; 12], так и взрослым адаптивным здоровым людям [6; 10], и классифицируется как активный адаптивный стиль совладания [11].

Из таблицы 1 также следует, что китайским студентам, обучающимся на подготовительном факультете и на 4-м курсе РУДН, свойственна близкая структура поведения совладания. Однако нами были обнаружены статистически значимые различия между результатами исследования совладающего поведения китайских студентов, обучающихся на подготовительном факультете и на 4-м курсе РУДН по показателю стратегии совладания «Разрешение проблем». Это различие указывает на то, что за годы обучения в университете китайские студенты формируют более активный адаптивный стиль, чаще принимают самостоятельные решения в стрессовых ситуациях.

Из таблицы 2 видно, что китайским студентам, получающим образование на родине, также свойственен активный адаптивный стиль совладающего поведения. Здесь же мы видим, что годы обучения в университете на родине никак не влияют на стили совладающего поведения, они остаются стабильными адаптивными.

Таблица 2

Результаты исследования базисных стратегий совладающего поведения китайских студентов 1-го и 5-го курсов, обучающихся в Китае

Стратегии 1-й курс 5-й курс Достоверность

совладающего поведения различий(р)

Разрешение проблем 28,18 27,71 > 0,05

Поиск социальной поддержки 26,02 25,83 > 0,05

Избегание 19,72 18,63 >0,05

Примечание. Достоверность различий оценивалось по критерию Манна—Уитни.

Интересные результаты были получены нами при сравнении стилей совладающего поведения китайских студентов первого и последнего года обучения, получающих образование в России и в Китае. Оказалось, что на ранних этапах адаптации китайские студенты, обучающиеся на родине, достоверно чаще прибегают к использованию стратегии совладания «Поиск социальной поддержки» в отличие от их сверстников, получающих образование в России. Мы предположили, что это может быть связано с наличием большего ресурса социальной поддержки на родине (родители, друзья, учителя, значимые другие — рядом, у них можно искать поддержку) и большими коллективистическими ценностями китайской культуры (рядом больше людей, которые могут активно предложить поддержку). К окончанию университета различия в использовании стиля совладающего поведения «Поиск социальной поддержки» стираются, и на первый план выступают достоверные различия в использовании стиля совладающего поведения «Разрешение проблем». Китайские студенты — выпускники РУДН для эффективного преодоления стрессовых ситуаций чаще принимают самостоятельные решения по сравнению со студентами-пятикурсниками в Китае. Для большей наглядности этих различий мы представили их на рис. 1 и 2 в виде профилей стилей совладающего поведения.

Рис. 1. Профили стилей совладающего поведения китайских студентов первого года обучения, обучающихся в России и в Китае

Рис. 2. Профили стилей совладающего поведения китайских студентов пятого года обучения, обучающихся в РУДН и в Китае

Результаты исследования смысложизненных ориентаций китайских студентов, получающих образование в РУДН (табл. 3), показали, что на подготовительном факультете у китайских студентов максимальные значения (28,2) приходятся на шкалу «Цели жизни». Это означает, что для китайских студентов, обучающихся

на подготовительном факультете, «Цели в жизни» являются их ведущим смыслом. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о наличии в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Вместе с тем, предупреждает автор методики, высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленных людей, но и прожектеров, планы которых не имеют реальной опоры в настоящем. К 4-му курсу иерархия смыслов у китайских студентов не претерпевает изменения, и ведущими по абсолютному значению (30,3) остаются показатели шкалы «Цели в жизни».

Таблица 3

Результаты исследования смысложизненных ориентаций китайских студентов подготовительного факультета и 4-го курса, обучающихся в РУДН

Смысложизненные Подфак 4-й курс Достоверность

ориентации различий(р)

Цели в жизни 28,23 30,33 > 0,05

Процесс 26,37 27,27 >0,05

Результат 26,23 24,97 >0,05

Локус контроля Я 19,10 19,93 > 0,05

Локус контроля жизни 23,60 25,067 > 0,05

Общая осмысленность 28,23 30,33 > 0,05

Примечание. Достоверность различий оценивалось по критерию Манна—Уитни.

Наиболее низкие баллы (19,1) в общей иерархии смыслов для китайских студентов подготовительного факультета получились по шкале «Локус контроля Я». Низкие баллы по этой шкале означают неверие в свои силы относительно контроля событий собственной жизни. Надо обратить внимание на то, что китайские студенты на 4-м курсе показывают незначительное увеличение баллов (19,9) по этой шкале. В общей иерархии смыслов эта шкала по-прежнему остается наименее выраженной, что в целом согласуется с исследованием Д.А. Леонтьева [5], в котором для выборки в 200 человек русских испытуемых в возрасте от 18 до 20 лет шкала «Локус контроля Я» по абсолютной величине набрала наименьшие баллы. Близкие результаты были получены и при исследовании смысложизненных ориентаций китайских студентов, обучающихся в России в 2009 г. [7].

Результаты исследования смысложизненных ориентаций китайских студентов 1-го и 5-го курса, получающих образование на родине (табл. 4), позволяют нам увидеть ту же иерархию смыслов, которую мы видим и у их соотечественников, обучающихся в России. Наибольшие значения в этой иерархии принадлежат шкале «Цели в жизни» (29,44 / 29,97). Наименьшие баллы (20,7) в общей иерархии смыслов получены по шкале «Локус контроля Я».

Однако в группе студентов, обучающихся на Родине, нами выявлены статистически достоверные различия между первокурсниками и пятикурсниками по шкале «Результативность в жизни, или удовлетворенность самореализацией». К 5-му курсу достоверно увеличиваются показатели по этой шкале, что означает, что растет удовлетворенность результатом прожитых лет и удовлетворенность самореализацией.

Таблица 4

Результаты исследования смысложизненных ориентаций китайских студентов 1-го и 5-го курсов, обучающихся в Китае

Смысложизненные 1-й курс 5-й курс Достоверность

ориентации различий (р)

Цели в жизни 29,43 29,97 > 0,05

Процесс 28,54 28,08 >0,05

Результат 22,82 25,20 < 0,05

Локус контроля Я 20,69 20,86 > 0,05

Локус контроля жизни 27,56 27,17 > 0,05

Общая осмысленность 29,43 29,97 > 0,05

Примечание. Достоверность различий оценивалось по критерию Манна—Уитни, статистически значимые различия выделены.

Результаты исследования смысложизненных ориентаций китайских студентов первого года обучения, обучающихся в РУДН и в Китае, проиллюстрированы в табл. 5. Мы получили статистически достоверные различия по шкалам «результативность жизни» и «Локус контроля жизни».

Таблица 5

Результаты исследования смысложизненных ориентаций китайских студентов первого года обучения, обучающихся в РУДН и в Китае

Смысложизненные Обучающиеся Обучающиеся Достоверность

ориентации в РУДН в Китае различий (р*)

Цели в жизни 28,23 29,43 > 0,05

Процесс 26,36 28,54 >0,05

Результат 26,23 22,82 < 0,05

Локус контроля Я 19,10 20,69 > 0,05

Локус контроля жизни 23,60 27,56 < 0,05

Общая осмысленность 28,23 29,43 > 0,05

Примечание. Достоверность различий оценивалось по критерию Манна—Уитни, статистически значимые различия выделены.

Результаты по шкале «Результативность жизни» отражают оценку пройденного пути жизни, того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. В целом, у китайских студентов первого года обучения, обучающихся в РУДН и в Китае, выражена тенденция положительно оценивать прожитый этап жизни. Вместе с тем оценки китайских студентов подготовительного факультета РУДН статистически выше оценок китайских первокурсников, получающих образование на родине. На наш взгляд, это может быть следствием переживания успеха, связанного с поступлением в иностранный университет, первым этапом адаптации к чужой культуре, который связан с повышенной эйфорией и интересом к новому этапу жизни. Сама же возможность этого этапа расценивается как результат предшествующего периода жизни.

Значения показатели шкалы «Локус контроля жизни» свидетельствует об убеждении в том, что человек может сознательно контролировать свою жизнь и деятельность, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. По этой шкале статистически большими получились значения показателей у китайских первокурсников, получающих образование на родине. Это свидетельствует о том, что китайские студенты-первокурсники, обучающиеся на родине, в отличие от своих сверстников, получающих образование в России, более уверены в своей спо-

собности самостоятельно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и действовать соответственно с этими решениями.

К концу обучения иерархия стратегий смысложизненных ориентаций китайских студентов, получающих образование в России и на родине, выравниваются (табл. 6). Ведущим остается смысл «Цели в жизни». Далее в порядке убывания следуют смыслы: «Процесс жизни», «Локус контроля жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля Я». Интересно отметить, что такая же иерархия смыслов была выявлена Ю.А. Гришениной [3] для российских, индийских и африканских студентов. Это, вероятно, свидетельствует о том, что иерархия жизненных смыслов у здоровых, успешно адаптированных выпускников университетов является схожей, независимо от того, представителями какой культуры они являются.

Таблица 6

Результаты исследования смысложизненных ориентаций китайских студентов пятого года обучения, обучающихся в РУДН и в Китае

Смысложизненные Обучающиеся Обучающиеся Достоверность

ориентации в РУДН в Китае различий (р)

Цели в жизни 30,33 29,97 > 0,05

Процесс 27,27 28,08 >0,05

Результат 24,97 25,20 >0,05

Локус контроля Я 19,93 20,85 > 0,05

Локус контроля жизни 25,07 27,17 > 0,05

Общая осмысленность 30,33 29,97 > 0,05

Примечание. Достоверность различий оценивалось по критерию Манна—Уитни.

Для выявления связи стилей совладающего поведения и смысложизненных ориентаций нами был использован метод ранговой корреляции Спирмена.

Мы не выявили статистически значимых корреляций показателей смысложизненных ориентаций и стратегий совладающего поведения у китайских студентов 1-го курса, обучающихся в Китае.

У пятикурсников, получающих образование в Китае, мы обнаружили положительные корреляции показателей смысложизненных ориентаций «Результативность жизни», «Локус контроля жизни» с показателем стратегии совладания «Разрешение проблем». Это свидетельствует о том, что использование активной адаптивной стратегии «Разрешение проблем» свойственно студентам с высоким уровнем удовлетворенности самореализацией и высоким уровнем осознания собственной ответственности перед жизненными выборами (Я — хозяин жизни). Положительную корреляцию смысложизненной ориентации «Результативность жизни» со стратегией «Разрешение проблем» мы получили и для китайских студентов выпускного курса РУДН.

Помимо этого, мы получили статистически значимую отрицательную корреляцию показателя смысложизненных ориентаций «Цели в жизни» со стратегией совладания «Избегание» для студентов подготовительного факультета РУДН. Эта корреляция, вероятно, свидетельствует, о том, что осмысление целей жизни для китайских студентов подготовительного факультета РУДН является адаптивным ресурсом и помогает формировать активный адаптивный стиль поведения, снижая частоту использования пассивной стратегии совладания «Избегание».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегия совладания «Избегание» также дает отрицательную корреляцию с показателем субшкалы смысложизненных ориентаций «Локус контроля Я» у китайских студентов 4-го курса РУДН. Это означает, что если человек осознает себя как хозяин жизни, оценивает себя как сильную личность, обладающую свободой выбора, строит свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле жизни, то он реже использует совладающую стратегию «Избегание». Иными словами, стиль его совладающего поведения становится менее пассивным и более активным и адаптивным.

На основании выполненного исследования мы можем сделать следующие выводы.

1. Для китайских студентов подготовительного факультета и четвертого курса РУДН характерен активный адаптивный стиль совладания, который выражается следующим соотношением стратегий: наибольшие абсолютные значения показателя стратегии совладания «Разрешение проблем», несколько меньшее значения показателя стратегии совладания «Поиск социальной поддержки» и наименьшие значения стратегии совладания «Избегание». За годы обучения в университете китайские студенты формируют более активный адаптивный стиль, чаще используя стратегию совладания «Разрешение проблем», принимая самостоятельные решения в стрессовых ситуациях.

2. Для китайских студентов 1-го и 5-го курса, получающих образование на родине, также характерен активный адаптивный стиль совладания. Годы обучения в университете на родине никак не влияют на стили совладающего поведения, они остаются стабильными адаптивными.

3. Китайские студенты подготовительного факультета РУДН реже используют стратегию совладания «Поиск социальной поддержки» по сравнению со студентами первокурсниками, получающими образование в Китае. Вероятно, это может быть объяснено большим наличием ресурса социальной поддержки на родине и большими коллективистическими ценностями китайской культуры.

3. Китайские студенты последнего года обучения, получающие образование в РУДН, для эффективного преодоления стрессовых ситуаций чаще принимают самостоятельные решения по сравнению со студентами-пятикурсниками, получающими образование в Китае.

4. Для китайских студентов, обучающихся на подготовительном факультете и 4-м курсе РУДН, «Цели в жизни» являются ведущим смыслом. Для них характерно осознание целей в будущем, которые предают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Однако им свойственна неуверенность в том, что они в силах контролировать события собственной жизни.

5. Для китайских студентов, обучающихся на 1-м и 5-м курсе университета на родине «Цели в жизни», также как и для их соотечественников, получающих образование в России, являются ведущим смыслом. К 5-му курсу у китайских студентов, обучающихся в Китае, растет удовлетворенность результатом прожитых лет и удовлетворенность самореализацией, в отличие от их сверстников, получающих образование в России.

6. У китайских студентов первого года обучения, обучающихся в РУДН и в Китае, выражена тенденция положительно оценивать прожитый этап жизни.

Однако у китайских студентов подготовительного факультета РУДН переживание удовлетворения «Результативности жизни» выше, чем у их сверстников, получающих образование на родине. На наш взгляд, это может быть следствием переживания успеха, связанного с поступлением в иностранный университет, первым этапом адаптации к чужой культуре, который связан с повышенной эйфорией и интересом к новому этапу жизни. Однако в вопросе управления своей жизнью китайские первокурсники, обучающиеся на родине, превосходят своих сверстников в России. Они более уверены в своей способности самостоятельно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и действовать соответственно с этими решениями.

7. К концу обучения иерархии стратегий смысложизненных ориентаций китайских студентов, получающих образование в России и на родине, выравниваются, принимая последовательность, культурно неспецифичную, а напротив, свойственную представителям разных культур, здоровым, успешно адаптированным выпускникам вузов. Ведущим остается смысл «Цели в жизни». Далее в порядке убывания следуют смыслы: «Процесс жизни», «Локус контроля жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля Я».

8. Формирование здоровой адаптивной иерархии смыслов является ресурсным для формирования активных адаптивных стилей совладания, на что указывают полученные нами положительные корреляции смысложизненных ориентаций «Результативность жизни» и «Локус контроля жизни» с активной адаптивной стратегией совладания «Разрешение проблем» и отрицательные корреляции смысложизненных ориентаций «Цели в жизни» и «Локус котроля Я» со стратегией совладания «Избегание».

Мы надеемся, что выполненное нами исследование будет полезно специалистам, разрабатывающим программы по адаптации китайских студентов, проходящих обучение как в России так и на родине. Оказывая направленное влияние на формирование здоровой иерархии смысложизненных ориентаций, преподаватели и психологи могут управлять формированием здоровых адаптивных стилей.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бойко З.В., Марин Херес К.Г. Особенности коммуникативной компетентности и адаптации студентов из Латинской Америки на разных этапах обучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 1. — С. 37—40.

[2] Волк М.И., Акимова А.Р. Соотношение переменных уверенности и общительности с показателями адаптированности у различных групп студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 1. — С. 52—56.

[3] Гришенина Ю.А. Этнические особенности системы смыслов как компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 12 (91): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория методики обучения). — СПб., 2009. — С. 22—26.

[4] Данилова Т.А Формирование копинг-поведения у учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников: Дисс. ... канд. психол. наук. — СПб., 1997.

[5] Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). — М.: Смысл, 2006.

[6] Лигер С.А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача: Дисс. ... канд. психол. наук. — СПб., 1997.

[7] Лыкова Н.М., Караведо Интриаго Р. Стили совладающего поведения латиноамериканских и китайских студентов в период адаптации к условиям новой социокультурной среды // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 1. — С. 42—47.

[8] Маслова О.В. Основные подходы к изучению межкультурной адаптации в зарубежной психологии // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 3. — С. 12—21.

[9] Новикова И.А. Соотношение толерантности и параметров межкультурной адаптации иностранных студентов из разных регионов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 4.— С. 24—28.

[10] Сиерральта З.Х. Бернардо. Особенности психологических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте: копинг-стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект: Дисс. ... канд. психол. наук. — СПб., 2000.

[11] Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дис. ... докт. мед. наук. — СПб., 1994.

[12] Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. — М.: Генезис, 2001.

[13] Amirkhan J.H. A Factor analytically drived measure of coping: The coping strategy indicator // J. of Personality and social psychology. — 1990. — V. 59(5). — P. 1066—1074.

[14] Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation // W.D. Gentry (Eds.) // The handbook of behavioral medicine. — N.Y.: Guilford, 1984. — P. 282—325.

STYLES OF COPING AND LIFE MEANING ORIENTATIONS OF CHINESE STUDENTS DURING THE PERIOD OF ADAPTATION TO STUDYING AT UNIVERSITY IN RUSSIA AND IN THEIR HOME COUNTRY

N.M. Lykova, Zhang Ling

Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198

Yan Shengguang

He Bei United University Overseas Students Management Section No.57 Jianshe Nan Rd., Tang Shan, China

The article describes the results of the research of coping styles and life meaning orientations of students from China, studying at Peoples' Friendship University of Russia and the He Bei United University of Tang Shan (China), in the process of overcoming the difficulties of adaptation to studying at University.

Key words: acculturation stress, coping resources, styles of coping behavior, problem solving strategy, seeking social support strategy, avoidance strategy, adaptation to new socio-cultural conditions, life meaning orientations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.