Научная статья на тему 'СТИЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ГОЛОСОМ И СОТВОРЧЕСТВА В ХОРЕЗМСКОМ ПЕСЕННОМ ИСКУССТВЕ'

СТИЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ГОЛОСОМ И СОТВОРЧЕСТВА В ХОРЕЗМСКОМ ПЕСЕННОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
песня / дыхание / журовозлик (сопровождающий голос) / сотворчество (коллективное исполнение певцов с одинаковым дыханием) / катта ашула (большая песня) / учитель-ученик / сувора. / song / breath / zhurovozlik (accompanying voice) / co-creation (collective performance of singers with the same breath) / katta ashula (big song) / teacher-student / suvora.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рахимов Ботир Матякубович

стоит отметить, что голосовое сопровождение и сотворчество (коллективное исполнение певцов с одинаковым дыханием), широко распространены в Хорезмском регионе, Фергано-Ташкентской исполнительской практике. Направление гармонии, сформировавшее неповторимый исполнительский стиль исполнения народной песни, послужило причиной изобретения отдельного направления в музыкальном творчестве. В статье рассматриваются исполнительские традиции в узбекском песенном искусстве, интерпретирующие песню или распев с одинаковым дыханием (сотворчество ) и с сопровождающим голосом, с такой же отточенной страстью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLES OF VOICE ACCOMPANIMENT AND CO-CREATION IN THE KHOREZM SONG ART

it should be noted that voice accompaniment and co-creation (collective performance of singers with the same breath) are widespread in the Khorezm region, Ferghana-Tashkent performing practice. The direction of harmony, which formed the unique performing style of performing a folk song, was the reason for the invention of a separate direction in musical creativity. The article deals with performing traditions in the Uzbek song art, interpreting a song or chant with the same breath (co-creation) and with an accompanying voice, with the same honed passion.

Текст научной работы на тему «СТИЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ГОЛОСОМ И СОТВОРЧЕСТВА В ХОРЕЗМСКОМ ПЕСЕННОМ ИСКУССТВЕ»

СТИЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ГОЛОСОМ И СОТВОРЧЕСТВА В ХОРЕЗМСКОМ

ПЕСЕННОМ ИСКУССТВЕ Рахимов Б.М.

Рахимов Ботир Матякубович - доктор философии по искусствоведению (PhD), заведующий кафедрой,

кафедра музыкального образования, Ургенчский государственный университет, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: стоит отметить, что голосовое сопровождение и сотворчество (коллективное исполнение певцов с одинаковым дыханием), широко распространены в Хорезмском регионе, Фергано-Ташкентской исполнительской практике. Направление гармонии, сформировавшее неповторимый исполнительский стиль исполнения народной песни, послужило причиной изобретения отдельного направления в музыкальном творчестве.

В статье рассматриваются исполнительские традиции в узбекском песенном искусстве, интерпретирующие песню или распев с одинаковым дыханием (сотворчество ) и с сопровождающим голосом, с такой же отточенной страстью.

Ключевые слова: песня, дыхание, журовозлик (сопровождающий голос), сотворчество (коллективное исполнение певцов с одинаковым дыханием), катта ашула (большая песня), учитель-ученик, сувора.

STYLES OF VOICE ACCOMPANIMENT AND CO-CREATION IN THE KHOREZM

SONG ART Rakhimov B-М.

Rakhimov Botir Matyakubovich - Doctor of Philosophy in Art History (PhD), Head of the Department, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION,

URGENCH STATE UNIVERSITY, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: it should be noted that voice accompaniment and co-creation (collective performance of singers with the same breath) are widespread in the Khorezm region, Ferghana-Tashkent performing practice. The direction of harmony, which formed the unique performing style ofperforming a folk song, was the reason for the invention of a separate direction in musical creativity.

The article deals with performing traditions in the Uzbek song art, interpreting a song or chant with the same breath (co-creation) and with an accompanying voice, with the same honed passion.

Keywords: song, breath, zhurovozlik (accompanying voice), co-creation (collective performance of singers with the same breath), katta ashula (big song), teacher-student, suvora.

Голосовое сопровождение или коллективное исполнение певцов с одинаковым дыханием - одно из уникальных направлений в узбекском певческом исполнительском искусстве.

Айтишув дийралишма (коллективное исполнение двух-трёх певцов поочерёдно) - типичная для исполнителей Хорезмской песенной школы и катта ашула, (большая, крупная песня) исполняется в Ферганско-Ташкентском стиле. Эти методы исполнения уже давно используются как дополнительный способ сольного исполнения. Сольное пение открывает хафизу (исполнитель песен) или музыканту путь, полный свободы, для проявления своего мастерства и творческого потенциала. А в голосовом сопровождении или сотворчестве необходимо, чтобы исполнители следовали общему усулю (ритму), а потому строго договаривались о том, кто какую задачу будет выполнять. Другими словами, в голосовом сопровождении или сотворчестве творческая свобода в определенном смысле ограничена. Оба голоса следуют одной и той же форме. Когда певцы поют вместе в этом стиле, общий звуковой диапазон чрезвычайно широк, и появляется возможность идеально исполнить произведение. Вокальный диапазон увеличивается на две-две с половиной октавы, достигая уровня, который трудно достичь сольным исполнителям.

Учителя брали с собой своих учеников и создавали условия для отработки певцами необходимых действий на практике на основе теоретических основ. Таким образом, ученики внимательно учились, как тщательно осваивать каждое произведение, как выполнять секреты пения каждой части песни с разным очарованием, вплоть до момента исполнения.

Ещё один выдающийся аспект обучения в традиции учитель-ученик заключается в том, что ученик непосредственно наблюдает за ситуациями из процесса подготовки выступления учителя, в которых учитель настраивает инструмент, играет на нём, берёт дыхание и поёт кульминации с большой силой, вместе с ним чувствует творческие переживания, становится его партнёром и, исполняя вместе с учителем, тщательно усваивает произведение. В этом процессе очень важно соблюдать ряд умственной подготовки исполнителя, то есть певца.

У ученика может быть большой диапазон голоса, но подготовка учителя, состояние, отношение, интенсивность, мастерство и, наконец, мужество во время пения должны быть совершенными во всех отношениях. Вот почему ученик учится, подражая своему учителю. Это воспитывает, приспосабливает, подготавливает и формирует ученика. Если ученик прилежный и трудолюбивый, он может быстро освоить все аспекты пения своего учителя. Поэтому традиция учитель-ученик в практике пения позволяет овладеть стилем голосового сопровождения и сотворчества, еще больше укрепить навыки и знания, более совершенно освоить исполнительское мастерство. Чтобы узнать свои знания и уровни на пути хафиза-певца, ученики шли рядом с учителем и осваивали способы пения, сопровождая его голосом. Ещё одним примером этого является то, что ученик проявляет большое уважение к своим учителям. Ярким примером тому является сотворчество исполнителей хорезмской школы Хаджихана Болтаева, брата известного хафиза Нурмамата Болтаева. Нурмамат Болтаев не уступал брату ни в исполнительстве на сазе, ни в песенном исполнении, ни в мастерстве. Однако он всегда ставил себя на второе место после своего брата, который был его учителем. Однако, несмотря на то, что у него были все возможности для самостоятельной исполнительской деятельности, из-за этикета он не превзошёл своего брата. Их голоса также подходили друг другу, а их стиль исполнения был примером и отличной школой для других.

Это очень редкое явление, когда два человека с одинаковым дыханием в музыке интерпретируют одну и ту же песню с одинаковой страстью. «Великие представители узбекского Ферганско-Ташкенткого песенного искусства, обладатели неповторимых голосов Журахон Султонов стал учителем обладателя редкого голоса Мамуржона Узокова, подтолкнувший его к пути большого искусства в голосовом сопровождении и сотворчестве.

Дошедшие до нас записи на магнитных лентах свидетельствуют об уникальном исполнении песен в стиле сотворчества» [2, 333].

Поклонники наслаждались загадочным миром творчества более 30 лет пению с голосовым сопровождением и сотворчеству Мамурджона Узокова со своим наставником Журахоном Султановым, а Комилжона Отаниёзова с Каримжоном Исмаиловым.

Многие из узбекских хафизов извлекли пользу из школы исполнительского мастерства, которую создал каждый из них.

Можно привести множество примеров гармонического исполнения песен, исполняемых учителями в голосовом сопровождении.

Гармония в пении означает дополнение друг друга. В отношении голоса и дыхания разумно принять тот факт, что один является преемником другого и помогает друг другу в выполнении сложных произведений. Итак, певцы, поющие в гармонии, должны одинаково брать дыхание, одинаково думать, петь в одном направлении. На основании этого и состоит философия сотворчества (гармоничного пения). Исполнение в стиле сопровождения голосом и сотворчества настолько гармоничны, что иногда их трудно отделить друг от друга. Вот почему хафизы описывают хорошую работу так, как будто она исполняется «двойным голосом».

В практике узбекской классической музыки пение с голосовым сопровожденим и сотворчество являются одним из искусств пения, которую стоит изучить отдельно. Самое главное заключается в том, что этот стиль исполнения в основном одинаков во всех регионах Узбекистана, но выработал свои способы голосового сопровождения и сотворчества, приспосабливаясь к специфическим местным особенностям. Они повторяют друг друга, украшены привлекательными красками, каждый регион придает гармоничное очарование стилю исполнения.

В хорезмском классическом пении также есть особый вид, именуемый «сувора», ряд божественных изречений. Сувора - жанр суфийского песнопения которые исполнялся не в обрядах а в зикрах в хонаках. Сувора является внутренней сутью музыкального образа. Этот жанр в XV веке во времена Навои называли Суфия. Как цикл, Сувора состоит из ведущей части под названием «Она сувора» (или «Тоджи сувора»), непосредственных частей под названием «Хуш парда», «Як парда», «Чапандоз» и последующих частей под названием «Савти сувора» [1. 6].

Газели и мухаммасы на темы восхваления (наът, дуруд), муножот (молитвы) читаются в суворах как лирика. Суворы на богословские темы обычно запрашивались во время религиозных обрядов проходивших в хонаках, каландарханах и святых местах, а также в специальных типичных беседах религиозных лидеров.

Известно, что в прошлом было принято устраивать большие шествия у святынь известных святых в дни Урозы и Курбан-байрам, а также в месяцы Раджаб и Сафар. В Хорезме пение суворы в стиле айтишув дийралишма (коллективный исполнения двух трёх певцов поочерёдно) стала очень популярной во время таких больших праздников. Такое пение считалось критерием, взвешивающим голос певца, исполнение, талант и знания на весах искусства. Люди, узнавшие о таких авторитетных айтишув дийралишма, посещали их, проходили народные шествия. Само-собой начиналось большое ликование. Айтишув дийралишма обычно проходили в стиле говорения в сопровождении дутара. Полли дузчи соревнуясь с Хаджиханом, Хаджихан с Каландаром банги, а Шерози (Мадрахим Якубов) соревнуясь с Мухаммадом Богибековым и Хаджиханами, доставляли людям огромное удовольствие.

Поклонники хранят магнитные записи выступлений, транслируемых по телевидению и радио, а также выступлений в различных кругах, праздниках. Особенно, такие айтишув дийралишма между Абдушарифом Вафоевым и Искандаром Пирматовым, Кувондиком Искандеровым и Рузиматом Джуманиязовым, Уринбоем Отажоновым и Рузиматом Джуманиязовым, Озодом Иброхимовым и Матназаром

Худайназаровым, Рахматжоном Курбановым и Отамуратом Хаджиевым, Фарходом Давлетовым и Комилджоном Бобожановым проходили в дружеской и искренней атмосфере.

Они не соревновались друг с другом, а черпали вдохновение друг у друга, демонстрировали своё искусство и талант, получали удовольствие от пения поющего рядом хофиза и в то же время учились друг у друга.

Список литературы /References

1. Иброуимов Илхом (Озод). Суворийлар. Ташкент, 2009.

2. Матякубов О. Макомат. Ташкент, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.