Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНСАМБЛЕВОМУ ПЕНИЮ МАКОМА'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНСАМБЛЕВОМУ ПЕНИЮ МАКОМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маком / макомное пение / исполнитель / студент / педагог / ансамбль.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Буриева Комилахон

маком одно из самых красивых направлений узбекского искусства. Поскольку макомное исполнение требует высокого профессионализма, мастерства и опыта, певца воспитывают и обучают в течение нескольких лет. Поскольку исполнение произведений макомов является сложным процессом, его большие партии исполнялись несколькими певцами в ансамбле. На сегодняшний день одним из актуальных вопросов является обучение и развитие будущих исполнителей макомов в виде ансамбля. В данной статье будет рассказано о развитии ансамблевого пения макомов учащимися и методиках их обучения. Также будет предоставлена информация об аспектах, на которые следует обратить внимание в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНСАМБЛЕВОМУ ПЕНИЮ МАКОМА»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНСАМБЛЕВОМУ ПЕНИЮ МАКОМА

Буриева К.

Буриева Комилахон - доцент, кафедра макомного пения, Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: маком - одно из самых красивых направлений узбекского искусства. Поскольку макомное исполнение требует высокого профессионализма, мастерства и опыта, певца воспитывают и обучают в течение нескольких лет. Поскольку исполнение произведений макомов является сложным процессом, его большие партии исполнялись несколькими певцами в ансамбле. На сегодняшний день одним из актуальных вопросов является обучение и развитие будущих исполнителей макомов в виде ансамбля. В данной статье будет рассказано о развитии ансамблевого пения макомов учащимися и методиках их обучения. Также будет предоставлена информация об аспектах, на которые следует обратить внимание в процессе обучения.

Ключевые слова: маком, макомное пение, исполнитель, студент, педагог, ансамбль.

УДК 378.14

Исполнение макомов требует от певцов огромного таланта и мастерства, голоса с широким диапазоном и широким дыхательным путем. Еще один важный фактор в узбекском традиционном исполнении - умение выразить свою естественность и исполнение музыкального произведения с национальными орнаментами. В этом отношении, безусловно, важное значение имеет живое выступление учителя-специалиста в качестве примера для учащихся. В этом контексте одним из важных факторов является то, что преподаватели -специалисты могут показать голосом все национальные тенденции, присутствующие в традиционном пении, и привить это своим ученикам. Таковы, например, орнаменты узбекской национальной исполнительской традиции, известной такими терминами, как "титратма", "кочирим", "нола", "зангула", которые подразумевают умелое выражение каждого по-своему. Уроки традиционного пения желательно начинать, прежде всего, с произведений, относящихся к народному или композиторскому творчеству, которые исполняются простыми способами. В узбекском национальном традиционном исполнении савтханы, исполняющие талкинча или мугулча отличались друг от друга по стилю исполнения. Для развития этих путей необходимо, прежде всего, уметь правильно различать голос ученика. Это также делается через определенный период времени, потому что практика пения имеет различные особенности в зависимости от возраста детей. Кроме того, происходит процесс изменения голоса. В то время невозможно придать голосу певца силу и научить его неправильному дыханию. Только после того, как певцу исполнится 17-19 лет, надо работать с голсом с осторожностью. Голос с годами становится более спонтанным на уровне возможностей певца, то есть постепенно формируется в процессе обучения пению, обретая свой тональность. В традиционном исполнении благодаря многолетней работе над "нола", "кочирим", создаётся настоящий узбекский певческий голос. Для того чтобы привить учащимся творческий певческий путь, одной из задач учителя должно быть регулярное предоставление им практических упражнений, связанных с макомами и народными мелодиями в отдельных частях "Шашмаком". Кроме того, необходимо поочередно и на уровне возможностей певца знакомить их с бухарскими путями исполнения, хорезмскими направлениями исполнения, кокандскими стилями пения.

Обучение ансамбля макомному пению требует от педагога высокого мастерства, знаний, опыта и осознания современных, новых педагогических технологий. Одним из характерных аспектов этой дисциплины является то, что она должна объединять учащихся, имеющих разную природу, характер, голос и голосовые возможности, чтобы научить их выбирать и красиво исполнять произведения по мере их возможностей. Создание общего красивого звучания путем сочетания разных голосов и достижение тем самым уникальности исполнения требует от педагога много труда, опыта и знаний. В процессе обучения ансамбля макомному пению из учеников или студентов формируется ансамбль, и в процессе работы с ним налаживание их голоса является одной из важных педагогических технологий.

Голос певца считается самым важным критерием в традиционном исполнении. Особое значение в исполнении макомов имеют качество, оригинальность певческих голосов. В связи с тем, что узбекский маком сложный и безупречный, певцу требуется высокое мастерство. Дух, настроение, характер певца также отражается в его голосе. Исполняя узбекские макомы, дух и настроение исполнителя и произведения должны соответствовать. Независимо от того, является ли исполнитель мужчиной или женщиной, безусловно, станет профессиональным исполнителем макомов после нескольких лет, упражнений и занятий наукой о макомах и повышения опыта [1].

Существуют правильные техники подготовки певцов к ансамблевому пению:

1. Отработка упражнений целой группой или небольшими группами по отдельным видам голоса;

2. Работа с определенными гласными, слогами и словами;

3. Работа в стиле различных звуковых направлений (legato, Staccato, Marcato, nonlegato);

4. Работа в разных динамических (по силе звука) стилях темпа;

5. Исполнение с использованием фрагментов отдельных макомов

6.Работа с расширением в определенной части диапазона (в определенном регистре).

Обучение учащихся-певцов, участвующих в ансамблях, правильному дыханию и контроль за его соблюдением в процессе исполнения требуют от педагога наблюдательности. На самом деле, одним из главных критериев голосового воспитания является обучение певцов правильному дыханию, работе и экономному расходованию дыхания. Когда речь идёт о произведениях макомов надо особо заметить, что исполнение макомов требует сильных голосов, возможностей и мастерства певцов. Поэтому певцы-наставники прошлого, выступавшие в виде дуэт, трио или квартет и выступавшие в составе ансамблей, показали отличное исполнение. Неудивительно, что на этом фоне была учтена усталость певца и намечено полное исполнение произведения. В выборе произведения макомов надо учитывать это [2]. Работа каждого певца над макомным произведением уникальна, и каждый подходит к этому процессу по-своему. Но процесс работы над музыкальными произведениями имеет общие черты для всех, сложившихся за последние годы. Это можно в основном разделить на три этапа.

Первый этап - знакомство с макомным произведением и формирование исполнительского замысла, на основе мастерского опыта формируется общее представление о произведении, сначала знакомясь с ним и читая его с пониманием стихов и газелей. Затем формируется план исполнения.

Второй этап, направленный на реализацию плана исполнения произведения, является важнейшим этапом. При этом определяется текст произведения, рассматриваются основные исполнительские и художественные средства. Потому что с помощью этих средств раскрывается содержание и образ произведения. При работе над музыкальными произведениями четко определяется развитие произведения и содержащиеся в нем предложения, эпитеты, кульминации, части мелодии, намуды и другие опорные точки. Какой из них будет ведущим или вспомогательным, зависит от характера и задач музыки.

Третий этап - заключительный этап работы над музыкальным произведением, заключающийся в заучивании художественного замысла произведения, его частей с углубленным изучением, определении конечных результатов художественной задачи, «собирании» изученных частей в единое целое и совершенствовании исполнительской выразительности. При этом инструментальное сопровождение, особенно в сочетании с аккомпанементом или ансамблем, является этапом, на котором осуществляется общее целое исполнение. На этом этапе учитель должен глубоко знать данное произведение, а не пытаться облегчить некоторые его сложные места.

Список литературы

1. Улашева М.А. Роль певческих голосов в мире макомов. «Проблемы современной науки и образования».

№ 4 (137), 2019.

2. Салихова М.Ж. Выбор произведения Шашмаком для традиционного певческого ансамбля. «Проблемы

современной науки и образования». № 9 (142), 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.