Научная статья на тему 'СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ'

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СТРЕСС / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / СТИЛЕВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шестиловская Наталья Александровна

Психическая саморегуляция в спортивной деятельности обеспечивает устойчивость к соревновательному стрессу у спортсменов. С накоплением профессионального опыта на основе развития и взаимодействия компонентов саморегуляции происходит формирование индивидуального стиля деятельности спортсмена. В исследовании проведена диагностика уровней развития компонентов саморегуляции у спортсменов и суммарного показателя саморегуляции, выявлены гендерные различия в уровнях развития компонентов саморегуляции в целом и по уровням мастерства, а также стилевые особенности индивидуальных регуляторных профилей спортсменов, установлена взаимосвязь возраста и уровней мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шестиловская Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLE FEATURES OF SELF-REGULATION OF DIFFERENT QUALIFICATION ATHLETES

Mental self-regulation provides for athletes resistance to a competitive stress in sports activity. On the basis of development and interaction of components of self-regulation individual style of activity of the athlete forms during professional experience. The research includes results of diagnostics of the levels of development of components of athletes self-regulation, total indicator of self-regulation, gender differences on the levels of development of components of self-regulation in general and on skill levels, style features of individual regulatory profiles of athletes, the interrelation of age and levels of skill.

Текст научной работы на тему «СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

УДК 159.92:796

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Н.А. ШЕСТИЛОВСКАЯ (Белорусский государственный университет, Минск)

Психическая саморегуляция в спортивной деятельности обеспечивает устойчивость к соревновательному стрессу у спортсменов. С накоплением профессионального опыта на основе развития и взаимодействия компонентов саморегуляции происходит формирование индивидуального стиля деятельности спортсмена. В исследовании проведена диагностика уровней развития компонентов саморегуляции у спортсменов и суммарного показателя саморегуляции, выявлены гендерные различия в уровнях развития компонентов саморегуляции в целом и по уровням мастерства, а также стилевые особенности индивидуальных регуляторных профилей спортсменов, установлена взаимосвязь возраста и уровней мастерства.

Ключевые слова: саморегуляция, стресс, гендерные различия, стилевые индивидуальные особенности, спортсмены.

Введение. Саморегуляция является важнейшим процессом, обеспечивающим эффективность любой деятельности. Особенное значение саморегуляция приобретает в спортивной деятельности, где субъект и обьект деятельности сливаются воедино.

Произвольная осознанная саморегуляция - это системный многоуровневый процесс психической активности человека по выдвижению целей и управлению их достижением [1]. Психическая саморегуляция принципиально осознаваема человеком по мере необходимости, например, в случае возникновения трудностей или осознанного построения новых планов и программ поведения.

Психическая саморегуляция имеет следующую структуру [2]:

- принятая субъектом цель деятельности;

- субъективная модель значимых условий;

- программа исполнительских действий;

- система субъективных критериев достижения цели;

- контроль и оценка реальных результатов;

- решения о коррекции системы саморегулирования.

Все звенья регуляторного процесса системно взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса саморегуляции [2].

Также спортивная деятельность характеризуется сопровождением стресса и в некоторые моменты и дистресса, в связи с этим спортсмену нужно выработать устойчивость к стрессовым ситуациям. Наблюдения и специальные исследования показали, что в основе высокой устойчивости к соревновательному стрессу у спортсменов с различными свойствами нервной системы и темперамента лежат индивидуально своеобразные и стабильные приемы психической саморегуляции деятельности [3]. Саморегуляционные механизмы в ситуации дистресса являются отражением другого уровня приспособления, на этом уровне происходит интеграция, обеспечивающая максимально возможную сохранность системы и ее функционирование.

Эффективное переживание поражения приводит к тому, что спортсмен, получая опыт выхода из «поля безнадежности отрицательных эмоций», перестает бояться поражения, что приводит его к большей мыслительной и двигательной свободе и значительно увеличивает вероятность победы. В то время как непреодоленный и «непрожитый» страх поражения сковывает спортсмена, вводит в ступор, человек не может объективно и своевременно оценивать ситуацию. Страшась проигрыша, он отвлекает свое внимание на этот страх, т.е. думает о действиях, которые делать не надо, в результате чего делает именно их и совершает. Потому что они были в фокусе его внимания, пусть даже и со знаком «не». В поле внимания не остается места для технически правильных и выигрышных действий. Субъективно поражением не обязательно является фактически занятое место в протоколе результатов. Переживание зависит от того, на что рассчитывал сам спортсмен. В некоторых ситуациях и предпоследнее место может быть воодушевляющей удачей, а в других - второе место субъективно равносильно поражению [4].

Саморегуляция в спортивной деятельности проявляется в способности спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения. Конкретные проявления саморегуляции всегда специфичны, т.к. связаны с особенностями деятельности и непосредственного окружения [5].

В настоящее время разработано много различных способов психической саморегуляции: релаксационная и аутогенная тренировки, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др. [6].

По В.И. Моросановой, что личностные особенности определяют не столько результат, сколько стилевые способы регуляции произвольной активности субъекта, которые, реализуясь в регуляции конкретной деятельности, становятся основой вырабатываемого субъектом ее индивидуального стиля [1]. На этой основе и были сформулированы представления о стилевых особенностях саморегуляции субъекта, которые являются психологическим ресурсом и выступают предпосылками проектирования и создания индивидуальных стилей в конкретных видах деятельности в той мере, в какой они осознаются субъектом деятельности [7]. Индивидуально-типическими (или стилевыми) особенностями саморегуляции называются такие особенности саморегуляции человека, которые устойчиво проявляются в различных видах произвольной активности, в поведении и практической деятельности [7].

Среди них можно выделить индивидуально-типические особенности планирования, моделирования, программирования и оценки результатов. Развитость этих процессов, реализующих различные компоненты индивидуальной системы саморегуляции, описывается индивидуальными профилями саморегуляции.

Согласно структурным и уровневым характеристикам было выделено два вида регуляторных профилей: гармоничный и акцентуированный. При относительно равной развитости всех компонентов саморегуляции диагностируется гармоничный регуляторный профиль, при наличии выраженных различий в уровне сформированности компонентов - акцентуированный профиль. Очевидно, что гармоничный профиль регуляции может быть сформирован на различном общем уровне регуляции: высоком, среднем или низком [1].

Индивидуальный стиль деятельности складывается только на достаточно высоких ступенях спортивного мастерства, при этом параметры индивидуального стиля специализируются в соответствии со спецификой спортивной деятельности, с одной стороны, и индивидуальными особенностями спортсмена - с другой. Опосредующую роль в этом процессе играют специальные свойства личности и чувствительность к стресс-факторам.

Как утверждает В.Э. Мильман, отчетливых «личностных профилей успеха» не существует; иначе говоря, достичь существенных результатов в определенном виде спорта могут спортсмены с самыми различными общеличностными проявлениями, хотя, например, замечены различия в типизированных профилях личности спортсменов и неспортсменов [5].

Субъекты с высоким развитием саморегуляции и одинаковым уровнем развития всех регулятор-ных свойств легче овладевают новыми видами деятельности и чаще достигают высокой эффективности в профессиональной сфере. Исследования показывают, что у спортсменов высшей квалификации, прошедших отбор в олимпийские сборные, как правило, наблюдается гармоничный стиль саморегуляции спортивной подготовки [7].

Если профиль акцентуирован, то формирование эффективного или неэффективного стиля зависит не только от уровня развития саморегуляции, но и от создания в процессе формирования стиля компенсаторных отношений между сильной и слабой сторонами регуляции. В.И. Моросановой (1994) были выделены три стиля с акцентуированной структурой профиля: автономный, устойчивый, оперативный [8].

Актуальность проблем индивидуальных стилевых особенностей саморегуляции в спортивной деятельности определяет необходимость исследований в данной области. В исследовании В.Е. Купченко, А.А. Меньшиковой (2016) стилевых особенностей саморегуляции спортсменов-стрелков на различных этапах подготовки выявлено планомерное развитие уровня саморегуляции от этапа начальной подготовки к этапу высшего спортивного мастерства, а также различия в выраженности компонентов индивидуально-типических регуляторных профилей [9]. По мнению Е.А. Пархоменко (2013), у спортсменов индивидуальных видов спорта компоненты индивидуально-типического регуляторного профиля находятся на более высоком уровне развития по сравнению со спортсменами командных видов спорта [10]. Обнаружены также взаимосвязи компонентов саморегуляции с нервно-психической устойчивостью, а также использованием копинг-стратегий [11-13].

Приведенные исследования имеют отрывочный характер, не учитывают в достаточной мере различия компонентов саморегуляции по видам спорта, а также отсутствуют исследования гендерных различий у спортсменов, что определяет необходимость дополнительных исследований в этом направлении.

Основная часть. В данном исследовании приняли участие 150 спортсменов, из них 50 мастеров спорта (МС), 50 кандидатов в мастера спорта (КМС), 50 - первого разряда. Возраст респондентов от 18 до 23 лет. Все респонденты на момент диагностики являются действующими спортсменами, участвующими в республиканских и международных соревнованиях.

Цель исследования - выявить особенности функций саморегуляции и стилевых особенностей индивидуальных регуляторных профилей спортсменов. Для реализации данной цели необходимо опре-

делить уровень развития основных функций саморегуляции, установить тендерные различия и различия в зависимости от уровня мастерства, проверить взаимосвязь с возрастом и уровнем мастерства.

Для диагностики стилевых особенностей саморегуляции был применен опросник «Саморегуляция подготовки спортсмена» (В.И. Моросанова, 1989) [7]. Выбор данной методики обусловлен специализи-рованностью методики, а также высокой диагностической валидностью. В ряде исследований уже были примеры использования данной методики [9-11], однако нет примеров исследований, характеризующих стилевые особенности индивидуальных регуляторных профилей в соответствии с видами спорта, уровнем мастерства и гендером.

Методика содержит шесть шкал: пять шкал представляют собой основные функции саморегуляции - планирование, программирование, оценка результатов, гибкость и самостоятельность; шестая шкала - социальное одобрение - свидетельствует о достоверности ответов. В результате диагностики для каждого респондента выявляются два важных показателя: во-первых, на основании пяти шкал определяется количество баллов, набранных по каждой функции саморегуляции, на основании чего можно оценить уровень развития конкретной функции у респондента и построить индивидуальный профиль стилевых особенностей; во-вторых, высчитывается суммарный показатель саморегуляции и определяется его уровень - высокий, средний или низкий.

Результаты диагностики общего (суммарного) показателя саморегуляции (табл.) показали значительное преобладание среднего уровня развития саморегуляции у спортсменов, что согласуется с данными ранее проведенных исследований [10, 13].

Таблица. - Суммарный показатель саморегуляции

Уровень суммарного показателя Женщины, Мужчины,

саморегуляции частота частота

Высокий не выявлен не выявлен

Средний 96% 78%

Низкий 4% 22%

В данной методике среднее значение компонента саморегуляции не является индикатором развитости или неразвитости способности к саморегуляции респондента, поскольку, во-первых, имеет значение совокупное развитие компонентов, что задает суммарный показатель саморегуляции, во-вторых, имеет значение взаимная сбалансированность развития компонентов саморегуляции. То есть средняя или даже слабая развитость одного компонента саморегуляции может компенсироваться развитием других компонентов саморегуляции, что в итоге будет определять успешность или неуспешность деятельности конкретного спортсмена.

Далее был проведен статистический анализ гендерных различий в уровнях развития основных функций саморегуляции. По отдельным компонентам саморегуляции, как у мужчин, так и у женщин, в основном, преобладают средние уровни их развития (рис. 1).

0 2 4 б 8 10

Планирование Программирование Оценка результатов Гибкость Самостоятельность

Рисунок 1. - Уровни развития компонентов саморегуляции спортсменов в зависимости от гендера

Данные диаграммы позволяют предположить наличие различий в уровнях развития отдельных компонентов саморегуляции, причем развитие данных компонентов саморегуляции выше у женщин.

женщины ■ мужчины

Статистически достоверные тендерные различия были установлены по следующим шкалам: «Программирование» (иэмп = 966,5; р < 0,05), «Гибкость» (иэмп = 1002,5; р < 0,05), «Самостоятельность» (иэмп = 803,5;р < 0,01), а также по суммарному показателю саморегуляции (иэмп = 954,5;р < 0,05).

Следовательно, женщины лучше, чем мужчины, продумывают свою деятельность, умеют расставить приоритеты в процессе тренировок, скорректировать ошибочные действия, организовать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты.

Анализ полученных результатов по основным компонентам саморегуляции по уровню мастерства представлен на диаграмме (рис. 2).

Рисунок 2. - Уровни развития компонентов саморегуляции спортсменов по уровню мастерства

Согласно диаграмме, суммарные показатели уровня саморегуляции у МС, КМС и 1-разрядников находятся на среднем уровне, но отличаются по отдельным компонентам саморегуляции.

Статистически достоверные различия выявлены по шкале «Программирование» между МС и КМС (иэмп = 895,5; р < 0,05) и между МС и 1-разрядниками (иэмп = 936,5; р < 0,05), что можно объяснить профессиональным опытом МС по сравнению с 1 разрядом, большей продуманностью действий, способностью к моделированию возможного исхода ситуации и соревновательного поведения, умению расставить приоритеты в тренировочном процессе; по шкале «Оценка результатов» между МС и КМС (иэмп = 825,0; р < 0,05) и между МС и 1-разрядниками (иэмп = 804,0; р < 0,01), что можно объяснить тем, что МС чаще анализируют результаты тренировок и соревнований, причины побед и поражений склонны искать в себе и независимы от мнения окружающих в отличие от КМС и спортсменов 1 разряда; по шкале «Самостоятельность» (иэмп = 799,0; р < 0,05); по общему уровню саморегуляции между МС и КМС (иэмп = 843,5;р < 0,01) и между МС и 1-разрядниками (иэмп = 901,5; р < 0,05), что может означать способность МС в большей степени, по сравнению с КМС и 1-разрядниками, самостоятельно планировать свою деятельность и целенаправленно работать для достижения поставленной цели.

Поскольку были обнаружены статистически значимые гендерные различия по компонентам саморегуляции, было интересно проверить наличие гендерных различий и с учетом уровня мастерства. Диаграммы на рисунках 3 и 4 отображают показатели саморегуляции МС, КМС и 1-разрядников у женщин и мужчин.

Наиболее развитые показатели у женщин-спортсменов по компонентам «Планирование» и «Гибкость», наименее - «Программирование» и «Самостоятельность», однако заметны различия между уровнями мастерства.

У мужчин-спортсменов наиболее развитые показатели по компонентам «Планирование» и «Гибкость» находятся в пределах средних значений, при этом также заметны различия по уровню мастерства.

С помощью статистического анализа были установлены следующие гендерные различия по уровням мастерства: у МС - по шкалам «Программирование» (иэмп = 499,5; p < 0.05) и «Самостоятельность» (иэмп = 469,5; p < 0,05); у КМС - по шкалам «Программирование» (иэмп = 320,0; p < 0,01), «Гибкость» (иэмп = 460,0; p < 0,01) и «Самостоятельность» (иэмп = 460,0; p < 0,05); у 1-разрядников - по шкалам «Планирование» (иэмп = 580,0; p < 0,05) и «Самостоятельность» (иэмп = 478,0; p < 0,01).

10

Планирование Программирование Оценка результатов Гибкость Самостоятельность

ш

¥

_

-1-1-1—

шштшшшшшшшт.

МС

кмс

1 разряд

Рисунок 3. - Показатели саморегуляции спортсменов по уровню мастерства у женщин

Рисунок 4. - Показатели саморегуляции спортсменов по уровню мастерства у мужчин

Выявлена также взаимосвязь возраста и общего (суммарного) показателя саморегуляции (коэффициент корреляции Спирмена г = 0,32, р < 0,05), что еще раз подчеркивает роль развитости личностных качеств в функционировании регуляторных процессов; взаимосвязи уровня мастерства с уровнями развития функций саморегуляции и общего показателя саморегуляции не выявлено.

Заключение. В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:

- выявлено значительное преобладание среднего уровня развития саморегуляции у спортсменов

(87%);

- определено преобладание среднего уровня развития отдельных компонентов саморегуляции у спортсменов (не превышающий 6 баллов) как у мужчин, так и у женщин;

- показаны статистически достоверные гендерные различия по шкалам «Программирование» (р < 0,05), «Гибкость» (р < 0,05), «Самостоятельность» (р < 0,01) и суммарным показателям саморегуляции (р < 0,05);

- выявлены статистически достоверные различия в уровнях мастерства по шкалам «Программирование» между МС и КМС, МС и 1-разрядниками (р < 0,05); «Оценка результатов» между МС и КМС (р < 0,05), МС и 1-разрядниками (р < 0,01); «Самостоятельность» (р < 0,05); по общему уровню саморегуляции между МС и КМС, МС и 1-разрядниками (р < 0,05);

- обнаружены статистически достоверные гендерные различия также в уровнях мастерства: у МС - по шкале «Программирование» (р < 0,05) и «Самостоятельность» (р < 0,05); у КМС - по шкалам «Программирование» (р < 0,01, «Гибкость» (р<0,01) и «Самостоятельность» (р < 0,05); у 1-разрядников -по шкалам «Планирование» (р < 0,05) и «Самостоятельность»;

- установлена статистически достоверная взаимосвязь возраста и общего (суммарного) показателя саморегуляции (р < 0,05), что подчеркивает роль развитости личностных качеств в функционировании регуляторных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека / В.И. Мороса-нова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2010. - № 1. - С. 36-45.

2. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 36-45.

3. Акимова, Л.Н. Психология спорта : курс лекций / Л.Н. Антипова. - Одесса : Негоциант, 2004. - 127 с.

4. Тихвинская, Е.О. Психология переживания в спорте / Е.О. Тихвинская. - СПб. : СПбГУ, 2007. - 127 с.

5. Мильман, В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В.Э. Мильман // Стресс и тревога в спорте : сб. науч. тр. - М .: Физкультура и спорт, 1983. - 288 с.

6. Батырова, А.А. Переживание и методы саморегуляция в спорте [Электронный ресурс] / А.А. Батырова. -Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/13375.pdf. - Дата доступа: 01.02.2018.

7. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. - М. : Наука, 2001. - 192 с.

8. Моросанова, В.И. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов / В.И. Моросанова, P.P. Сагиев // Вопр. психологии. - 1994. -№ 5. - С. 134-140.

9. Купченко, В.Е. Стилевые особенности саморегуляции спорстменов-стрелков на различных этапах подготовки /

B.Е.Купченко, А.А.Меньщикова // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Психология». - 2016. - № 3. - С. 42-48.

10. Пархоменко, Е.А. Стилевые особенности саморегуляции поведения спортсменов игровых и индивидуальных видов спорта / Е.А. Пархоменко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 3. -

C. 69-71.

11. Акименко, А.К. Взаимосвязь алекситимии, копинг-стратегий и стиля саморегуляции личности / Изв. Сарат. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - Т. 16, вып. 3. - C. 311-315.

12. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин // Психология. -2013. - Т. 10, № 1. - С. 82-118.

13. Пирожкова, В.О. Роль произвольной саморегуляции поведения при совладании с соревновательным стрессом у спортсменов игровых видов спорта / В.О. Пирожкова // Молодой исследователь: вызовы и перспективы : сб. ст. по материалам I Междунар. заочн. науч.-практ. конф. - № 1 (1). - М. : Интернаука, 2015. - С. 77-82.

Поступила 03.04.2018

STYLE FEATURES OF SELF-REGULATION OF DIFFERENT QUALIFICATION ATHLETES

N. SHESTILOVSKAYA

Mental self-regulation provides for athletes resistance to a competitive stress in sports activity. On the basis of development and interaction of components of self-regulation individual style of activity of the athlete forms during professional experience. The research includes results of diagnostics of the levels of development of components of athletes self-regulation, total indicator of self-regulation, gender differences on the levels of development of components of self-regulation in general and on skill levels, style features of individual regulatory profiles of athletes, the interrelation of age and levels of skill.

Keywords: self-regulation, stress, gender differences, style individual features, athletes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.