Научная статья на тему 'Стилевые особенности саморегуляции спортсменов-стрелков на различных этапах подготовки'

Стилевые особенности саморегуляции спортсменов-стрелков на различных этапах подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
383
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СПОРТСМЕН ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ / РАЗЛИЧНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА / SELF-REGULATION / STYLISTIC FEATURES / ATHLETE BULLET SHOOTING / THE VARIOUS STAGES OF PREPARATION OF THE ATHLETE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Купченко Виктория Евгеньевна, Меньщикова Анастасия Алексеевна

В статье описаны результаты исследования стилевых особенностей саморегуляции спортсменов-стрелков на различных этапах подготовки. Статистически доказано, что существуют значимые различия в выраженности компонентов индивидуально-типического регуляторного профиля. Изучение уровня саморегуляции спортсменов-стрелков позволяет нам заявлять о планомерном развитии уровня саморегуляции от этапа начальной подготовки к этапу высшего спортивного мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Купченко Виктория Евгеньевна, Меньщикова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Stylistic Features of Self-Regulation Athletes Arrow on the Various Stages of Preparation

The article describes the results of a study of stylistic features of self-control athletes, shooters at various stages of preparation. Statistically, it is proved that there are significant differences in the expression of individual components the typical profile regulator. The study of the level of self-control athletes archers allows us to assert the systematic development of the level of self-regulation of the initial stage of preparation for the higher sports skill.

Текст научной работы на тему «Стилевые особенности саморегуляции спортсменов-стрелков на различных этапах подготовки»

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 3. С. 42-48.

УДК 159.923

В. Е. Купченко, А. А. Меньщикова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ

В статье описаны результаты исследования стилевых особенностей саморегуляции спортсменов-стрелков на различных этапах подготовки. Статистически доказано, что существуют значимые различия в выраженности компонентов индивидуально-типического регуляторного профиля. Изучение уровня саморегуляции спортсменов-стрелков позволяет нам заявлять о планомерном развитии уровня саморегуляции от этапа начальной подготовки к этапу высшего спортивного мастерства.

Ключевые слова: саморегуляция; стилевые особенности; спортсмен пулевой стрельбы; различные этапы подготовки спортсмена.

V. E. Kupchenko, A. A. Menshikova

Dostoevsky Omsk State University

THE STYLISTIC FEATURES OF SELF-REGULATION ATHLETES ARROW ON THE VARIOUS STAGES OF PREPARATION

The article describes the results of a study of stylistic features of self-control athletes, shooters at various stages of preparation. Statistically, it is proved that there are significant differences in the expression of individual components - the typical profile regulator. The study of the level of self-control athletes - archers allows us to assert the systematic development of the level of self-regulation of the initial stage of preparation for the higher sports skill.

Keywords: self-regulation; stylistic features; athlete bullet shooting; the various stages of preparation of the athlete.

Введение

В спортивной психологии существует достаточно данных, свидетельствующих о значимости психологической подготовки спортсменов и ее влияния на достижение высоких результатов (А. Ц. Пуни, Р. М. Загайнов, П. А. Рудик, С. А. Московкин и др.). Пулевая стрельба - индивидуальный вид спорта, который осуществляется вне прямого единоборства с противником. Требования к физическим качествам стрелка не играют ведущей роли. Специфичным является и то, что стрелки не знают результаты своих соперников вплоть до окончания соревнований. Это повышает зависимость успешности выступлений в стрелковом виде спорта от умения самостоятельно и

© Купченко В. Е., Меньщикова А. А., 2016

адекватно программировать, показывать результат, претендующий на победу.

Исследования, проводимые на стрелках, отражают, что адекватное оценивание своих ощущений, полное управление своими действиями, четкий план этих действий, являются необходимым условием успешности для стрелка. В условиях сильного напряжения и высокой конкуренции соревнований спортсмену необходимо показать наилучший результат. Таким образом, успешность спортсменов на соревнованиях существенно зависит от умения сознательно программировать цели и средства специальной подготовки, осознанно подчинять свое поведение и деятельность принятым планам.

Таким образом, в данном исследовании мы основываемся на идее о том, что в пулевой стрельбе для спортсмена чрезвычайно значим регуляторный аспект деятельности, непосредственно влияющий на успешность выступления спортсмена на соревнованиях.

В отечественной психологии представления о саморегуляции личности складывались постепенно. Изначально они основывались на идее единства сознания и деятельности: человек, как субъект, может реализоваться только в различных видах активности, а процесс познания окружающего мира поддается регулированию только его сознанием [1].

Подобные взгляды на проблему стали серьезно обсуждаться во второй половине XX в. под влиянием кибернетики и физиологии в рамках структурно-функционального подхода, с одной стороны, и деятельностного подхода, с другой стороны. Первый из этих подходов предполагал обозначение структурно-функциональных моделей регуляции, во втором большое внимание уделялось анализу деятельности.

В данном исследовании мы опираемся на идеи О. А. Конопкина, В. И. Моросановой.

Структурно-функциональная модель осознанной регуляции наиболее полно была описана в научной школе О. А. Конопки-на [2]. На ее основе разработана концепция осознанного саморегулирования произвольной активности человека при достижении поставленных целей в различных видах деятельности. Фундаментальным достижением в данной концепции явилась система реализации субъектной целостности личности, в которой акцент выставлялся на целенаправленной активности, имеющей определенный смысл, относительно которого человек выступал «как инициатор и даже творец» [2]. Таким образом, человек являясь субъектом собственной деятельности, имеет возможность осуществлять выбор условий, которые соответствуют определенной задаче, анализировать способы ее решения и оценивать результаты с поправкой на возможность коррекции исполнительских действий.

В контексте структурно-функционального подхода В. И. Моросанова одна из первых сформировала гипотезу о том, что личностные особенности человека влияют на деятельность посредством сложившихся индивидуальных способов саморегуляции активности [3]. В. И. Моросанова изучила типичные для чело-

века индивидуальные способы регуляции, устойчиво проявляющиеся в различных ситуациях деятельности и иных видах психической активности, цельно характеризующие стиль саморегуляции. По ее мнению, только в индивидуальных особенностях саморегулирования отражается то, как человек программирует и планирует достижение цели, учитывает значимые условия окружающей действительности, корректирует и оценивает собственную активность, стремясь получить субъективно приемлемые результаты. В своем подходе В. И. Моросанова доказала, что успешность различных видов деятельности обеспечивается сформированностью целостной системы саморегуляции, а любой дефект (недостаточная реализация какого-либо функционального компонента) процесса регуляции существенно ограничивает эффективность выполнения различных видов деятельности. Такой подход дает возможность выделить и изучить функциональные компоненты регуляции, общие для разных видов деятельности. При этом любой психический процесс, включенный в деятельность, может рассматриваться в аспекте его принадлежности к функциональному звену целостного процесса регуляции как средство его реализации. Действительно, саморегуляция функционирует как единый процесс, который обеспечивает мобилизацию и интеграцию психологических особенностей человека для достижения поставленных целей деятельности и поведения. Благодаря процессу саморегуляции развивается способность управлять собой для реализации оставленной цели, направлять и корректировать свое поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями. В своей работе В. И. Моросанова выделяет индивидуальные особенности саморегуляции.

Таким образом, целью данного исследования явилось выявление стилевых особенностей саморегуляции спортсменов-стрелков на различных этапах подготовки. Нами проверялось теоретическое предположение о том, что существуют особенности стиля саморегуляции, самоконтроля спортсменов-стрелков на различных этапах спортивной подготовки.

Метод

1. Участники

В исследовании приняли участие 40 спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой в г. Омске, из них 10 спортсменов этапа начальной подготовки; 10 спортсменов учебно-тренировочного этапа; 10 спортсменов

этапа спортивного совершенствования мастерства; 10 спортсменов этапа высшего спортивного мастерства.

Этапы подготовки определялись в соответствии с федеральным стандартом по виду спорта: пулевая стрельба от 23 февраля 2015 г. Согласно федеральному стандарту на этап начальной подготовки принимаются дети от 12 до 13 лет, без спортивного разряда; на учебно-тренировочный этап зачисляются спортсмены от 14 до 15 лет, имеющие спортивный разряд не ниже 3-го взрослого; на этап совершенствования спортивного мастерства зачисляются спортсмены от 16 до 17 лет, имеющие спортивный разряд не ниже 1-го взрослого; на этап высшего спортивного мастерства зачисляются спортсмены от 17 лет, имеющие спортивный разряд не ниже «мастера спорта России».

2. Методы и процедура Для проведения исследования была использована следующая методика:

Опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). Методика создана в Психологическом институте РАО г. Москва. Цель методики - диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего пока-

8 7 6 5 4 3 2 1 0

затели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности [3].

При статистической обработке полученных эмпирических данных были использованы программы вычисления MS Excel, SPSS, а также ^-критерий Манна-Уитни, который позволил выявить значимость различия уровней выраженности переменных саморегуляции.

Результаты

Опираясь на работы В. И. Моросановой, мы исследовали саморегуляцию спортсменов-стрелков на различных этапах подготовки по таким компонентам, как планирование (Пл), моделирование (М), программирование (Пр), оценка и коррекция результатов (Ор), гибкость (Г), самостоятельность (С). Для составления типичного профиля, отражающего стилевые особенности саморегуляции спортсменов, был выявлен средний показатель по каждому из компонентов на разных этапах подготовки.

Результаты, полученные с помощью методики В. И. Моросановой «ССПМ», позволяют определить индивидуально-типические (стилевые) особенности саморегуляции спортсменов на этапе начальной подготовки (НП) (рис. 1).

Этап начальной подготовки

Рис. 1. Уровень сформированности показателей саморегуляции у спортсменов

этапа начальной подготовки

У спортсменов начального этапа подготовки проявляется дифференцированный профиль, без ярко выраженных акцентуаций. Также эти спортсмены обладают наиболее низким общим уровнем саморегуляции среди других групп подготовки, имеют более низ-

кую развитость таких компонентов саморегуляции, как планирование, моделирование, программирование и самостоятельность. Это можно объяснить тем, что спортсмен начального этапа только входит в данный вид деятельности, знакомится с ним. Не имея полной

информации о условиях деятельности, невозможно качественно запрограммировать и спланировать свои действия, отсюда вытекает и несамостоятельность спортсмена, постоянная зависимость от тренера. На начальном этапе подготовки ответственность за результативность спортсмена несет тренер. Но можно наблюдать наличие компенсаторных

связей в компонентах саморегуляции. Можно предположить, что высокое развитие гибкости позволяет спортсменам осваивать избранный вид деятельности.

Диагностика спортсменов-стрелков учебно-тренировочного этапа (УТ) по методике «ССПМ» показала следующие результаты (рис. 2).

Пл

М

Пр Ор

■Учебно-тренировочный этап

Рис. 2. Уровень сформированности показателей саморегуляции у спортсменов

учебно-тренировочного этапа

У спортсменов учебно-тренировочного этапа можно наблюдать гармонично развитый профиль саморегуляции. Возможно, это отражает быстрый темп развития саморегуляции именно на этом этапе спортивной карьеры. На период учебно-тренировочного этапа спортсмен за относительно небольшой временной

отрезок достигает нескольких разрядных нормативов, от третьего взрослого спортивного разряда до «кандидата в мастера спорта».

Диагностика спортсменов-стрелков этапа совершенствования спортивного мастерства (ССМ) по методике «ССПМ» показала следующие результаты (рис. 3).

4,6

Пл

М Пр Ор Г

Этап спортивного совершенствования мастерства

Рис. 3. Уровень сформированности показателей саморегуляции у спортсменов этапа совершенствования спортивного мастерства

7

Г

С

8

С

На этапе совершенствования спортивного мастерства можно наблюдать акцентуированный регуляторный профиль. Общий уровень саморегуляции достаточно высок. При сравнении с этапами начальной, учебно-тренировочной подготовки и высшего спортивного мастерства компонент программирование набирает высокий бал, что говорит о развитой способности спортсмена программировать свои действия, учитывать объективные и субъективные условия выполнения программы действий. На данном этапе наблюдается рост показателей по компонентам моделирование и спад показателей по компоненту «гибкость». Это объясняется тем, что на дан-

ном этапе спортсмен уже в совершенстве овладевает навыками стрельбы, главная его задача состоит в удержании концентрации и постоянном повторении заранее отрепетированных действий. Все условия и субъективные, и объективные хорошо известны, возможно, это влияет на снижение гибкости. В тренировочный процесс вводится аутогенная тренировка, которая развивает навык моделирования.

Диагностика спортсменов-стрелков этапа высшего спортивного мастерства (ВСМ), по методике «ССПМ» показала следующие результаты (рис. 4).

Этап высшего спортивного мастерства

Рис. 4. Уровень сформированности показателей саморегуляции у спортсменов этапа высшего спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства характеризуется наличием высокого уровня самоконтроля и акцентуированным регуля-торным профилем. На данном этапе спортсмены становятся менее гибкими и самостоятельными, несмотря на профессиональный опыт и высший уровень подготовки. Перед спортсменом стоит несколько другая задача, он сталкивается с новыми проблемами - самоактуализации и самореализации в жизни. Ведь далеко не каждый спортсмен становиться олимпийским чемпионом, встают вопросы самоопределения в жизни. Навыки програм-

мирования, моделирования, планирования развиты в высокой степени относительно очень конкретного и специфичного вида деятельности, отсюда вытекает и ригидность процессов. Заранее отрепетированные и запрограммированные действия, которые доходят до автоматического выполнения.

Также данная методика «ССПМ» позволяет выявить общий уровень саморегуляции спортсменов-стрелков. По данному показателю мы получили следующие результаты (рис. 5).

Рис. 5. Общий уровень саморегуляции спортсменов-стрелков на разных этапах подготовки

Для выявления различий между этапами подготовки спортсменов-стрелков, по компонентам саморегуляции, была применена статистическая обработка эмпирических данных с помощью и-критерия Манна-Уитни. Она позволила выявить значимость различия уровней выраженности компонентов саморегуляции (планирование, программирование, моделирование, оценка и коррекция результатов, гибкость, самостоятельность и общий уровень саморегуляции) на четырех выборках.

Изучая различия в компонентах саморегуляции спортсменов-стрелков различных этапов, мы наблюдаем стилевые особенности саморегуляции. Так, по компоненту «Планирование» на высоком уровне значимости различия есть между этапами начальной подготовки и высшего спортивного мастерства (и = 101 при р < 0,001), это можно объяснить недостаточностью опыта начинающих спортсменов и уже большим опытом спортсменов высокого уровня. Также на уровне значимости выражены различия между этапами совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства (и = 125 при р < 0,05). На таких высоких этапах подготовки различие проявляется в активности выдвижения целей и их иерархичности. Перед спортсменами данных этапов стоят разные цели, соответственно, мы наблюдаем различия в планировании этих целей.

Изучая различия между этапами подготовки по компоненту «Программирование»

выяснилось, что лишь между этапами спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства нет различий, остальные этапы достоверно различны. Перед спортсменами разных этапов стоят разные задачи, соответственно, и последовательность шагов будет различной. Способы выполнения действий - это те средства, которыми овладевает спортсмен на пути становления, от этапа к этапу эти способы должны меняться и совершенствоваться. Умение детализировать предстоящие действия, способность соотнести их с внешними и внутренними условиями развивается вместе с получением опыта. Возможно, именно с этим связана такая дифференциация в уровне выраженности компонента саморегуляции «Программирование».

По компоненту саморегуляции «Моделирование» выявленные различия могут объяснятся поставленными целями перед спортсменами разных этапов. Возможность моделировать условия как внешние, так и внутренние представляется не сразу. На начальных этапах подготовки спортсмены знакомятся с соревновательной деятельностью опосредовано, через опыт других спортсменов, просмотр видеоматериалов, литературы и тренера, в связи с этим объективно оценивать внешние условия не получается. По мере развития спортсмена и перехода в профессиональный спорт растет ранг соревнований, спортсмены на этапе спортивного совершенствования выезжают на международные со-

ревнования, а значит меняются внешние условия деятельности и проверяется внутренняя готовность спортсмена.

На каждой стадии достижения цели происходит контроль, оценка и коррекция своих действий. У спортсменов этапа высшего спортивного мастерства есть потребность более частого контроля своих действий, ведь чем более точна деятельность, тем больше контроля она требует. Задача на этом этапе добиться максимально возможного результата, а вот задача начального этапа подготовки максимально контролировать свои действия, т. е. задачи разные, но требуют одинаково тщательного контроля.

Изучив компонент саморегуляции «Гибкость», не выявлены различия лишь между этапами начальной подготовки и учебно-тренировочным. По мере становления спортсмена от учебно-тренировочного этапа к этапу высшего спортивного мастерства наблюдается значимый спад уровня гибкости, т. е. спортсмены становятся более ригидные в самоконтроле. Скорее всего, это обусловлено спецификой деятельности. Как было уже сказано, действия стрелка заранее известны, и спортсмен пытается максимально одинаково их исполнить. Набираясь опыта, стрелок получает все возможные знания о внешних и внутренних условиях, и потребность в многостороннем рассмотрении того или иного факта постепенно снижается.

Самостоятельность спортсменов меняется на всех этапах подготовки. Самые низкие уровни самостоятельности показали спортсмены этапа начального и высшего спортивного мастерства. Эти этапы перекликаются во многом, но задачи, как говорилось, стоят разные. Самостоятельно принять решение, значит взять на себя ответственность. Спортсмены начального этапа в силу своей неопытности

не могут этого сделать, а спортсмены высшего спортивного мастерства напрямую зависят от тренерского состава, их судьбой распоряжаются и направляют без права голоса.

По мере становления спортсменов, развития их профессиональных навыков, получения опыта, растет и общий уровень саморегуляции. Значительный рост можно наблюдать при переходе от начального этапа к учебно-тренировочному, а также от этапа совершенствования спортивного мастерства к высшему спортивному мастерству.

Таким образом, проведя диагностику стилевых особенностей саморегуляции спортсменов-стрелков различных этапов подготовки, можно говорить о наличии значимых различий в выраженности компонентов индивидуально-типического регуляторного профиля. Изучение уровня саморегуляции спортсменов-стрелков позволяет нам заявлять о планомерном развитии уровня саморегуляции от этапа начальной подготовки к этапу высшего спортивного мастерства.

Данное исследование имеет практическую значимость для спортсменов и тренеров-преподавателей. Выявленные стилевые особенности саморегуляции спортсменов на различных этапах подготовки отражают специфику деятельности спортсмена в пулевой стрельбе, не претендуя на обобщение профилей саморегуляции в других видах спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М. : Педагогика, 1989.

2. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 5-12.

3. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции. - М. : Наука, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.