Научные работы студентов, магистров и аспирантов
УДК 796.071.2-159.9 ББК 75.577
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ВИДОВ СПОРТА)
Д.С. Каськова
Рассмотрен вопрос изучения механизмов саморегуляции спортсменов, занимающихся различными видами спорта. Важнейшей общей субъективноличностной предпосылкой успешности соревновательной деятельности являются те индивидуальные особенности сложившейся системы саморегулирования психического состояния, которые определяют типичный для данного спортсмена стиль регуляции.
Ключевые слова: спортивная деятельность, саморегуляция, мотивационный компонент, индивидуальный вид спорта, групповой вид спорта.
Современный уровень развития представлений о спортивной деятельности позволяет утверждать, что победа в сложных и изменчивых условиях соревновательной деятельности зависит не только от уровня физической и функциональной подготовленности спортсмена, но и в значительной степени от его способности управлять своими действиями и поведением в условиях соревновательной борьбы. Эффективность и результативность спортивной деятельности, определяющие ее успешность, обусловлены регулирующими воздействиями волевых и мотивационных особенностей. Для спортсмена способность регулировать свою активность, а также психические состояния является одним из главных шагов к успеху [3]. Однако данному вопросу, а именно изучению мотивационного и волевого компонентов регуляции спортсменов, уделено недостаточное внимание.
Волевой компонент регуляции реализуется через систему саморегуляции и проявляется в реализации функций планирования и программирования достижения своих целей, способности учитывать значимые внешние и внутренние условия, оценивать результаты и корректировать свою активность, а также в уровне их развития и осознанности [3]. Индивидуальный стиль саморегуляции активности человека характеризуется комплексом стилевых особенностей. В спортивной деятельно-
сти к ним относятся типичные для спортсменов, занимающихся различными видами спорта, особенности регуляторно-волевых процессов, реализующие основные звенья системы саморегуляции [2].
Мотивационный компонент регуляции в спортивной деятельности представлен мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач. Мотивация спортивной деятельности определяется как совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность.
Мотив - сложное психологическое образование, являющееся с содержательной стороны основанием действия и поступка, деятельности и поведения, а с энергетической стороны - побуждением к достижению выбранной цели. Большое влияние на мотивацию достижения спортсмена могут оказывать различные раздражители и факторы, исходящие из внешних условий. Одна из сложных задач для начинающего - научиться не реагировать на несущественные раздражители окружающих условий и сосредотачивать внимание на наиболее значимых и информативных [1].
Изучение механизмов регуляции спортсменов позволит существенно повысить эффективность соревновательной деятельности, а также совершенствовать содержание их психологической подготовки.
Научные работы студентов, магистров и аспирантов
Таким образом, в своей работе мы обратились к изучению вопроса о механизмах регуляции спортивной деятельности в индивидуальных и групповых видах спорта.
Целью эмпирического исследования выступает изучение особенностей регуляции в индивидуальных и групповых видах спорта (на примере тенниса и футбола).
Исследование проводилось на базе спортивной школы «Авангард» г. Курска, спортивных школ тенниса г. Курска, Адлера, Сочи с сентября 2008 г. по апрель 2010 г.
Общий объем выборки составил 66 человек: 32 футболистов и 34 теннисиста мужского пола в возрасте от 11 до 15 лет.
При проведении исследования были использованы следующие методы: структурированное интервью, анализ продуктов деятельности, психодиагностические методики (опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, методика диагностики личности на мотивацию к успеху, методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса).
В результате исследования общего уровня саморегуляции спортсменов в индивидуальных и групповых видах спорта были обнаружены значимые различия (иэмп=398; икр=415).
По шкалам оценки результатов (ОР), самостоятельности (С), гибкости (Г) в группе футболистов и в группе теннисистов статистически значимых различий обнаружено не было. Показатели по данным шкалам как в группе футболистов, так и в группе теннисистов находятся в диапазоне средних значений. Это свидетельствует о достаточном уровне развития процессов гибкости, характеризующем способности изменять свое поведение в соответствии с требованиями внешней и внутренней
35
среды; самостоятельности и оценки результатов деятельности, характеризующей адекватность оценки спортсменами себя и результатов своей деятельности и поведения. В результате статистической обработки данных было обнаружено, что у спортсменов-теннисистов показатели по шкалам программирование (ПР), планирование (ПЛ), моделирование (М), общий уровень саморегуляции (ОУС) выше, чем у группы футболистов (рис. 1).
Развитие процессов планирования, программирования, моделирования деятельности на высоком уровне в группе спортсменов-теннисистов свидетельствует о сформирован-ности потребности в осознанном планировании и программировании деятельности; планы в этом случае реалистичны, детализированы. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. Данные особенности являются предпосылкой успешной деятельности в индивидуальном виде спорта, так как на протяжении всей игры спортсменам приходится самостоятельно выстраивать программу и план деятельности, корректировать действия по ходу игры, не прибегая к посторонней помощи (см. таблицу).
В результате исследования мотивационного компонента регуляции в группах спортсменов в индивидуальных и групповых видах спорта статистически значимых различий обнаружено не было (иэмп=453; икр=415).
Данные результаты свидетельствуют об умеренно высоком уровне мотивации достижения успеха как в группе футболистов, так и в группе теннисистов (рис. 2). Это говорит о высокой потребности спортсменов добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования. Для них
30
25
20
15
10
-ТТГЦ-ГГТГГ
■ Футбол □ Теннис
ОР
ПР
ПЛ
М
ОУС
Рис. 1. Гистограмма средних значений параметров системы саморегуляции поведения спортсменов в индивидуальных и групповых видах спорта (ОР - оценка результатов, ПР - программирование,
Г - гибкость, Пл - планирование, С - самостоятельность, М - моделирование)
130
Вестник ЮУрГУ, № 6, 2012
Каськова Д.С.
Психологические механизмы регуляции спортивной деятельности...
Показатели описательной статистики параметров системы саморегуляции поведения спортсменов в индивидуальных и групповых видах спорта
Параметр Футболисты Теннисисты
успешные неуспешные успешные неуспешные
Х с Х с Х с Х с
Ор 5,1 2,01 1,89 5,8 1,67 5,4 2,03
Пр 4,7 1,04 5,4 2,07 6,2 1,22 5,9 2,04
Г 7,0 2,04 7,1 1,38 7,1 1,72 6,7 1,94
Пл 4,8 1,68 6,4 2,51 5,7 1,73 5,1 1,69
С 5,6 1,42 6,6 0,94 5,5 1,25 4,9 1,56
М 4,7 2,4 5,5 1,27 6,2 0,68 5,9 0,92
ОУС 25,9 4,61 30,2 2,37 30,1 3,28 29,8 4,30
Футбол
Теннис
Мотивация к избеганию Мотивация на достижение
неудач успеха
Рис. 2. Гистограмма средних значений уровня выраженности мотивации к достижению успеха и мотивации к избеганию неудач у спортсменов в индивидуальных и групповых видах спорта
характерна полная мобилизация внутренних ресурсов и сосредоточенность на реализации поставленной цели.
Таким образом, при исследовании регуляции в индивидуальных и групповых видах спорта (на примере тенниса и футбола) нами выявлено, что спортсмены в индивидуальных видах спорта характеризуются как высоким общим уровнем саморегуляции, так и высокой степенью выраженности отдельных параметров системы саморегуляции поведения по сравнению со спортсменами в групповых видах спорта; мотивационный блок регуляции у спортсменов как в индивидуальных, так и в групповых-видах спорта характеризуется преобладанием
мотивации на достижение успеха; при этом уровень выраженности мотивационных тенденций у спортсменов в индивидуальных видах спорта значимо выше по сравнению со спортсменами в групповых видах спорта.
Литература
1. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 352 с.
2. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. - М.: Наука, 1980.
3. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции / В.И. Моросанова. - М. : Наука, 1998.
Поступила в редакцию 22.11.2011 г.
Каськова Диана Сергеевна. Аспирант кафедры общей и клинической психологии, Курский государственный медицинский университет. Е-mail: [email protected]
Diana S. Kaskova. Postgraduate student of general and clinical psychology department, Kursk State Medical University. E-mail: [email protected]