EDN: DZFWNI УДК 76.03/.09-769.2
ISSUE SUBJECT | ТЕМА HOMEPA|
STYLISTIC FEATURES OF THE GRAPHIC STORIES BY VIKTOR KOSHELEV
Klavdia I. Stelmakh
Magadan Regional Museum of Local Lore Magadan, Russian Federation
Abstract: The article is devoted to the 90th anniversary of the Magadan graphic artist Viktor Ivanovich Koshelev (1933-1984) and his creative legacy. The collection ofV. I. Koshelev's works from the funds of the Magadan Regional Museum of Local Lore not only represents a variety of genres and author's graphic techniques, but it also attracts the great ethnographic interest among the researchers of the peoples of the Far North-East culture. The biographical data of V. I. Koshelev, information on the assessment of the influence of his work on the development of fine arts in the Magadan region are presented.
Keywords: Viktor Koshelev; drawing; etching; graphic series; book graphics; Magadan.
Citation: Stelmakh, К. I. (2023). STYLISTIC FEATURES OF THE GRAPHIC STORIES BY VIKTOR KOSHELEV. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal 'nego Vostoka.Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, №4 (17), pp. 78-85.
К. И. Стельмах
Магаданский областной краеведческий музей Магадан, Российская Федерация
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРАФИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ВИКТОРА КОШЕЛЕВА
Статья посвящена 90-летию со дня рождения магаданского графика Виктора Ивановича Кошелева (1933-1984) и его творческому наследию. Коллекция работ В. И. Кошелева из фондов Магаданского областного краеведческого музея не только представляет разнообразие жанров и авторских графических приемов, но и имеет большое этнографическое значение для исследователей культуры народов Крайнего Северо-Востока. В исследовании приводятся биографические данные В. И. Кошелева, информация об оценке влияния его творчества на развитие изобразительного искусства Магаданской области.
Ключевые слова: Виктор Кошелев; рисунок; офорт; графическая серия; книжная графика; Магадан.
Художника Виктора Ивановича Кошелева можно по праву считать автором произведений, в которых тема жизни коренных народов Крайнего Северо-Востока получила одно из самых оригинальных образных воплощений. Начало его творческой деятельности в 1960-е гг. совпало с активным периодом становления изобразительного искусства в Магадане. Работы В. И. Кошелева «стали явлением, во многом определившим магаданскую графику в начале 1970-х гг.» [6]. Художник рано ушел из жизни, но успел оставить ценное художественное наследие. Магаданский искусствовед Л. В. Андреева отмечала, что именно в станковой гравюре - офортах и литографиях -проявились его лучшие достижения.
Виктор Кошелев родился 7 мая 1933 года в г. Владивостоке в семье военного моряка. По родословной, составленной его отцом Иваном Андреевичем, род Кошелевых происходил из Сибири. Прадед Виктора был иконописцем, дед - резчиком по дереву [2, с. 210]. К началу Великой Отечественной войны в семье было пятеро детей, старший - Виктор. В 1941 г. Кошелевы эвакуировалась в Ташкент, но после потери двух дочерей, в 1943 г. вновь вернулись во Владивосток. После окончания войны И. А. Кошелев был направлен в Китай на военную службу и взял с собой сына. Виктор учился в русской школе для детей советских военнослужащих в г. Порт-Артуре. Директор школы Николай Иванович Максимов много рассказывал о Чукотке, где еще до войны, в 1939-1945 гг., работал в Уэлене, Анадыре. Впоследствии он написал книгу «Поиски счастья» (1952) о русских поселенцах Аляски и коренных жителях Чукотки в начале XX в. Именно И. И. Максимов повлиял в дальнейшем на решение художника ехать на Север. В 1949 г. Виктор Кошелев окончил школу и, вернувшись на родину, начал самостоятельную жизнь. Много ездил по стране, работал в г. Ростове-на-Дону, Таганроге, Орджоникидзе, Керчи. Затем служил в армии, в 1956 г. демобилизовался в звании старшего сержанта и приехал к отцу в Киев, где Иван Андреевич жил после выхода в отставку с военной службы [4, с. 238]. В 1957-1959 гг. В. И. Кошелев учился в Киевском филиале Львовского полиграфического института им. И. Федорова на факультете художественного редактирования книги. Но из-за болезни, связанной с нарушением зрения и невозможностью различать цвет, не смог заниматься живописью и продолжил образование в ве-
черней художественной студии. Одновременно сотрудничал внештатным корреспондентом и художником в киевских газетах, журналах и на телевидении.
В 1959 г. по рекомендации своих друзей, журналистов А. Мифтахутдинова1 и С. Глушко, Виктор Иванович по договору приехал на Чукотку. Здесь он работал литературным сотрудником, ответственным секретарем районной газеты «Новая жизнь» в поселке Анюйск (ныне Билибинский район Чукотского автономного округа), в окружной газете «Советская Чукотка» в Анадыре. Часто бывая в командировках, он приво-
зил не только материал для статей и очерков, но и зарисовки о жизни и быте местных жителей. К этому периоду относится начало становления творческой биографии художника-графика. В 1960 г. он впервые принял участие в окружной выставке изобразительного и прикладного искусства в Анадыре, где его линогравюры были отмечены двумя дипломами первой степени [7, с. 3]. В 1961 г. Виктор Иванович переехал в Магадан и был приглашен в молодежную газету «Магаданский комсомолец». В 1964 г. принят в члены Союза журналистов СССР [8, с. 165].
Во время творческих поездок по Магаданской области свои наблюдения художник фик-
сировал в журналистском дневнике, в рисунках, набросках, эскизах, позже они дорабатывались для публикаций в периодической печати. В декабрьских номерах газеты «Магаданский комсомолец» 1970 г., в рубрике «Из путевого альбома худ. В. Кошелева», размещены его авторские заметки с иллюстрациями. На протяжении многих лет вместе с другими рисунками они бережно хранились в семье художника, затем были подарены его женой Н. Л. Кошелевой Магаданскому краеведческому музею. Для работ художника, выполненных тушью и пером, характерна индивидуальная выразительность, художественная документальность и особый романтический акцент. Это внимательный взгляд автора на жизнь в поселках, знакомство с местным фольклором и бытом современной Чукотки. Владимир Николаевич Мягков2 вспоминал, что Виктор был наделен редким, даже среди художников, талантом мимолетной фиксации прекрасного момента, характерной чертой его творчества была «легко-струйность». Она проявлялась во всех его работах, «ставших живыми свидетельствами ушедшей эпохи советского северного романтизма» [4, с. 244-245].
В 1960-е гг. Виктор Кошелев, как и другие магаданские художники, увлеченно работал над черно-белой линогравюрой, получившей широкое распространение в графическом искусстве этого периода. Уже в начале творческой деятельности определились ведущие темы его произведений: история освоения Северо-Востока, жизнь и быт коренного населения Чукотки. Одна из ранних работ «Рыткучи» (1965), где он использовал этнографический материал, выполнена с применением северных орнаментальных мотивов. Первые станковые графические работы В. И. Кошелева были представлены в 1969 г. на зональной выставке «Советский Дальний Восток» в г. Улан-Удэ [5, с. 3]. Наиболее значимая из них - линогравюра «Колымские перекрестки» (второе авторское название - «Геологи») экспонировалась в 1970 г. на республиканской выставке «Советская Россия» в Москве.
В 1970 г. Виктор Иванович начал осваивать новую для него технику офорта на творческой даче «Челюскинская» в Подмосковье под руководством известного графика, заслуженного художника РСФСР В. М. Звонцова. В. И. Кошелев отмечал, что именно Звонцов, которого он считал своим учителем, дал ему полный курс школы по офорту [3, с. 7]. Подводя итоги своему
обучению, художник говорил:: «Хочу надеяться, что очень много дали два месяца работы в Доме творчества „Челюскинская41, вкусив прелести офорта, теперь испытываю жжение под ложечкой и не дождусь установки офортного станка в ближайшее время...» [4, с. 239]. За два месяца художник создал пятнадцать офортов, посвященных Северу и архитектуре средней полосы России. Среди них выделяется работа «Церковь Покрова на Нерли» с изображением одного из самых известных памятников русского зодчества XII в. под г. Владимиром. Тема древнерусской архитектуры была новой для художника, но в дальнейшем не получила особого развития в его творчестве. Сложная и трудоемкая техника офорта «вызвала существенные изменения в художественной манере Кошелева. 14зменилась общая тональность листов, на смену контрастно сопоставляемым локальным черно-белым пятнам как основному художественному приему линогравюры приходит ровная серебристая гамма. Скупой набор изобразительных элементов композиции сменяется обилием тонко прорисованных деталей, складывающихся в цельную, декоративно насыщенную композицию» [1, с. 54]. В 1971 г. Виктор Кошелев принял участие во Всесоюзной выставке «Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве». Пять офортов: «Метатели чаата», «Бег с палками», «Гонки на каяках», «Моржи», «Шахматы», подготовленные художником, составили серию «Чукотские игры». Основой для создания этого цикла послужили личные впечатления, глубокие этнографические знания традиций и быта народов Севера. Каждый праздник на Чукотке сопровождался спортивными состязаниями и играми. Национальные виды соревнований сформировались на основе особенностей труда и обитания коренных жителей в суровых климатических условиях, требующих хорошей физической подготовки и выносливости. В офортах из серии «Чукотские игры», объединенных общностью темы и композиционных приемов, присутствует подчеркнутая декоративность и легкий юмор. Автор завораживает, увлекает зрителя своим графическим рассказом, проявляя удивительную изобретательность в мельчайших деталях композиции, покрывающих всю поверхность листа. В центре, как правило, главные действующие лица, а в обрамлении центральной группы - миниатюрные рисунки, изображающие жанровые сцены, связанные с
жизнью в национальном поселке. Во всем, что изображал художник, присутствовал его аналитический ум и энергичный характер, свое понимание и видение мира. «В чем больше чувств -в графике или живописных полотнах? И там, и там чувства могут быть равно глубокими, только средства их выражения разные. Грубо можно сравнить стих с рисунком, с описанным образом, а добавь к стихам музыку? Будет лучше? Не всегда... В стихах всегда есть музыка, ритм.
В графике - музыка линий, черного и белого, гармония пятна... В живописи то же самое, но в цвете» (из письма к дочери Яне) [4, с. 243-244].
Созданный Виктором Кошелевым в 1972 г. цикл «Земля и Море», посвященный жизни оленеводов и морских охотников, явился своеобразным продолжением «Чукотских игр» (второе название - «Спортивные игры Чукотки»), Графические листы «Пастухи», «Праздник кита» рассказывают зрителю об особенностях национального быта, праздничных обрядах, которым коренные жители придавали особое значение. На протяжении всего мероприятия, отражающего благодарственный прием и проводы души кита в море, искусные танцоры показывали свое мастерство. Танцы исполнялись под аккомпанемент бубнов, в основном в быстром темпе. Именно такой выразительный момент изображен в динамичной сцене движения молодых исполнителей в центре композиции «Праздник кита». Десять офортов «Спортивные игры Чукотки», «Земля и море» получили широкую известность и экспонировались на многих отечественных и зарубежных выставках. Творческие достижения магаданского художника (графическая серия «Земля и Море») были удостоены бронзовой медали ВДНХ СССР. Произведения В. И. Кошелева привлекают внимание особенными стилевыми решениями, основанными на традиционных художественных приемах чукотско-эскимосской резьбы по кости. Так, черты, характерные для цветной гравюры на клыке
моржа: повествовательная манера изображения, выделение главного события и причудливое переплетение реальности с миром фантазии - присущи творческой манере художника. По словам В. Н. Мягкова, графика В. И. Кошелева «живая, источающая свет. По его офортам можно писать энциклопедию чукотской жизни» [6].
1970-е гг. для В. И. Кошелева явились определяющим этапом в его творчестве. В 1972 г. он принят в члены Союза художников СССР. В 1974 г. с группой художников направлен в творческую поездку на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ), объявленной в стране важнейшей стройкой. В 1975 г. в Москве, в Выставочном зале Союза художников, открылась выставка «Молодые художники Российской Федерации на БАМе», где были представлены шесть основных листов серии, выполненной В. Кошелевым в технике литографии. С 1974 г. по 1980 г. мастер создал серии графических произведений «Белый день в Уэлене», «Уэленские игры», обширную серию рисунков «Колымская ГЭС», посвященную строительству гидроэлектростанции в поселке Синегорье Магаданской области.
Виктор Кошелев проявил себя как яркая, незаурядная личность в различных областях творчества. Достаточно обратить внимание на книжную графику, серии экслибрисов и юмористических рисунков, где также проявился высокий уровень его профессионального мастерства. Он иллюстрировал поэтические сборники (А. Адамов «День в сентябре», А. Пчелкин «Свет снега», С. Лифшиц «Координаты тревоги», 3. Ненлюмкиной «Птицы Наукана»), историческую и документальную прозу (Ф. Нансен «В страну будущего», И. Глушанков «Секретная экспедиция», В. Цареградский «По экрану памяти») и другие книги Магаданского книжного издательства. Значительное влияние на работу художника с литературными произведениями оказала Нина Львовна Кошелева, его супруга. Она работала библиографом, затем директором Областной библиотеки им. А. С. Пушкина и привлекала Виктора Ивановича к художественному оформлению библиотечных изданий. Он разрабатывал композиции, рисунки для обложек, заставок и шмуцтитулов к справочникам и указателям литературы о Магаданской области, известных людях Чукотки, путешественниках и исследователях Северо-Востока Азии. И в книжной графике художника отличал свой неповторимый почерк и стиль художественного решения. Часто предлагаемые им для иллюстрирования работы не были связаны непосредственно с литературным содержанием произведения. Так, накопленные зарисовки, изначально не предназначенные для художественного оформления книг, становились иллюстративным материалом для некоторых печатных изданий. Ярким примером этому служит часть рисунков в сборнике для детей чукотского поэта В. Кеулькута «Слышу голос твой» (1977). Особый творческий интерес проявлял Виктор Кошелев к работе над книгами Евгения Наумова - известного на Дальнем Востоке детского писателя. Несмотря на черно-белую графику, иллюстрации к повестям-сказкам «Коралловый город, или Приключения Смешинки» (1974) и «Околесица» (1979) очень выразительны и отличаются оригинальными композиционными построениями.
В разнообразном творческом наследии В. И. Кошелева сатирические рисунки, как и все, что сделано художником, также заслуживают внимания. Во время работы в газете «Магаданский комсомолец» он профессионально занялся карикатурой, так постепенно сложились целые серии тематических рисунков. По воспоминаниям тех, кто хорошо знал Виктора Ивановича, он обладал блестящим остроумием, был ироничным и одновременно доброжелательным человеком. Его превосходное чувство юмора отмечали и близкие, и друзья. Распоряжаться своим творчеством, своей жизнью и здоровьем было для Виктора Кошелева делом естественным. В конце 1982 г., когда состояние художника из-за долгой болезни стало критическим, он диктовал жене Нине Львовне под запись шутливые напутствия семье и друзьям.
Одна из последних значимых работ художника - серия «Землепроходцы» - получила свое развитие из одноименного листа, выполненного еще в 1972 г. Тема русских географических открытий всегда была близка Виктору Кошелеву: «Давно „болею“ мечтой о серии офортов „Землепроходцы". Еще никто и никогда не показал в изобразительном искусстве первых покорителей Севера. Очень хочется сделать это. Я уже много о них знаю - рылся в архивах, читал в подлиннике челобитные Семена Дежнева „на высочайшее имя". Диву даешься, как много интересного мы не знаем...» [5, с. 3]. Походы русских служилых людей и мореплавателей
«встречь солнцу» на северо-восток Азии, впервые предпринятые в XVII в., нашли отражение в его офортах «К новым берегам», «Поединок», «Банька», «В тайге», «К солнцу», выполненных в свойственной художнику повествовательной манере. «Всю его творческую жизнь пронизывала тема землепроходцев, которую он так и не успел завершить. Волновало это удивительное человеческое явление любопытства и мужества. И потому, наверное, что и его семейные корни уходили вглубь этого беспокойного племени, да и сам он, видимо, ощущал в своем искусстве зов первопроходца» [4, с. 245].
Первая персональная выставка Виктора Кошелева, посвященная его 50-летию, состоялась в г. Магадане в декабре 1983 г. Последующие, наиболее полно раскрывающие творческое наследие автора, были организованы в Областном краеведческом музее в 1993, 2003 и 2021 гг.
В. И. Кошелев - художник разностороннего дарования и необыкновенной работоспособности. Его графические работы и сегодня вызывают какое-то особое восхищение необычной фантазией, тонкостью и изяществом линий,
художественной и познавательной ценностью. Магаданский живописец В. С. Цирценс, с которым Виктора Ивановича связывала многолетняя дружба, отмечал: «То, что сделал Кошелев, - это потрясающе. У него свой почерк, своя манера. Виктор сумел сказать свое слово в искусстве. Какое проникновение в культуру народов Чукотки. Какая самобытность и богатая фантазия! Он оставил глубокий след как график, у него надо учиться молодым. Он был романтиком, таким и остался до конца. Его не сковывали никакие каноны, он был духовно раскован и своей свободой дорожил больше всего» [7, с. 3].
Примечания
1. Мифтахутдинов Альберт Валеевич (1937-1991) -прозаик, очеркист. Заслуженный работник культуры РСФСР. В 1937-1982 гг. ответственный секретарь Магаданской областной писательской организации.
2. Мягков Владимир Николаевич (1938-2005) -живописец, театральный художник. Заслуженный художник РСФСР. В 1980-1989 гг. председатель Магаданской областной организации СХ РСФСР.
Литература
1. Андреева, Л. В. Верность Северу// Библиотека и читатель. - Магадан, 1984. - Вып. 26. - С. 54-73.
2. Андреева, Л. В. Талант, отданный Северу // На Севере Дальнем. - 1984. - Вып. 2. - С. 210-214.
3. Виктор Иванович Кошелев: каталог выставки, декабрь 1983 - январь 1984. - Магадан, [1985]. - С. 76.
4. Задорин, В. И. «Виктор Кошелев: «Всё... Живите, творите, любите» // На Севере Дальнем. - 2003. -Вып. 1. - С. 234-248.
5. Куритник, Н. Верность Чукотке // Магаданская правда. - 1983. - 22 окт. - С. 4.
6. Мягков, В. Н. Художник и Север // Научный архив МОКМ. Из личного архива Мягкова В. Н.
7. Смолина, Т. П. Графика «свободного полета» Виктора Кошелева // Территория. - Магадан, 1993. - 29 июня. - С. 4.
8. Толоконцева, О. А. Прекрасного след: Художники Магаданской области: Альбом-справочник / О. А. Толоконцева, Л. Д. Роньжина. - Москва: Пранат, 2002. -С. 253.
References
1. Andreeva, L. V. Vernost' Severn [Loyalty to the North], Biblioteka i chitatel, Magadan, 1984, Issue no. 26, pp. 54-73.
2. Andreeva, L. V. Talant, otdannyj Severn [Talent given to the North]. Na Severe Dalnem, 1984, issue no. 2, pp. 210— 214.
3. Viktor Ivanovich Koshelev: katalog vystavki, dekabr' 1983 - yanvar 1984 [Viktor Ivanovich Koshelev: the exhibitions catalogue, December 1983 - January 1984]. Magadan, 1985, p. 76.
4. Zadorin, V. I. «Viktor Koshelev: «Vsyo... Zhivite, tvorite, lyubite» [“Viktor Koshelev: “That’sit... Live, create, love”]. Na Severe Dalnem, 2003, issue no. 1, pp. 234-248.
5. Kuritnik, N. Vernost' Chukotke [Loyalty to Chukotka]. Magadanskaya Pravda, 1983,22 Oktober, p. 4.
6. Myagkov, V N. Hudozhnik i Sever [Artist and the North], Scientific archive of the Magadan Regional Museum of Local Lore. Personal V. N.Myagkov s archive.
7. Smolina, T. P. Grafika «svobodnogo poleta» Viktora Kosheleva [“Free flight” graphics by Viktor Koshelev]. Territoriya, Magadan, 1993,29 June, p. 4.
8. Tolokonceva, O. A., Ronzhina L. D. Prekrasnogo sled: Hudozhniki Magadanskoj oblasti: Albom-spravochnik [A trail of something wonderful: Artists of the Magadan region: Album-reference book], Moscow, Pranat, 2002, p. 253.
Об авторе
Стельмах Клавдия Ивановна - заведующая экспозиционно-исследовательским отделом, Магаданский областной краеведческий музей
E-mail: stelmakh.ki@magadanmuseum.ru
Stelmakh Claudia Ivanovna
Head of the Exposition and Research Department, Magadan Regional Museum of Local Lore