Научная статья на тему 'Живописное мастерство Петра попова'

Живописное мастерство Петра попова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.С. ПОПОВ / ЖИВОПИСЬ / РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ПЕЙЗАЖ / ПОРТРЕТ / МАГАДАН / P S. POPOV / PAINTING / REALISTIC ART / LANDSCAPE / PORTRAIT / MAGADAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стельмах К. И.

Статья посвящена творчеству магаданского художника Петра Степановича Попова (1929-2014), выставка которого к 90-летию со дня рождения была организована в Магаданском областном краеведческом музее. Вводятся в научный оборот материалы из фондов музея, научной библиотеки музея, семейного архива, раскрывающие особенности творческой манеры и тематические предпочтения автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Живописное мастерство Петра попова»

УДК 75.03 К. И. Стельмах

Магаданский областной краеведческий музей Магадан, Россия

ЖИВОПИСНОЕ МАСТЕРСТВО

ПЕТРА ПОПОВА

Статья посвящена творчеству магаданского художника Петра Степановича Попова (1929-2014), выставка которого к 90-летию со дня рождения была организована в Магаданском областном краеведческом музее. Вводятся в научный оборот материалы из фондов музея, научной библиотеки музея, семейного архива, раскрывающие особенности творческой манеры и тематические предпочтения автора.

Ключевые слова: П.С. Попов; живопись; реалистическое искусство; пейзаж; портрет; Магадан.

П. С. Попов. Пирс. 1967. Холст, масло. 51x61

Магаданский областной краеведческий музей

Пётр Степанович Попов (19292014) - яркий, самобытный живописец, ветеран Великой Отечественной войны.

П. С. Попов награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и юбилейными медалями - «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и такой же на 65 лет. Он является ветераном ВОВ как труженик тыла: во время войны 12-летним мальчиком работал в колхозе.

Вся жизнь и более чем 60-летний период творчества художника связаны с Крайним Севером и Магаданом. Его творческая деятельность сыграла значительную роль в истории Магаданской организации СХ РСФСР и культуры нашего региона. На выставке, организованной к юбилею П.С. Попова в Магаданском областном краеведческом музее в 2019 году, экспонировались более 100 произведений. Работы

из художественного собрания музея и семейной коллекции, отмеченные высоким профессиональным мастерством, от небольших этюдов и картин до масштабных живописных полотен, позволяют проследить развитие творческой индивидуальности автора с середины 1950-х годов. В 2001 году П. С. Попов был удостоен звания «Заслуженный художник России». В 2017 г. - награждён золотой медалью Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» имени В.И. Сурикова.

Период становления художника совпал со временем значительного подъёма советского искусства в 1950-1970-е годы, когда многогранное развитие в живописи и графике получили исторический, портретный, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт. В живописных работах П.С. Попова, основанных на лучших реалистических традициях русского изобразительного

искусства, представлены практически все жанры. В основном это колымские пейзажи, портреты друзей и родных, Магадан и его окрестности. Значительную часть творческого наследия составляет обширный цикл произведений, посвящённых образу жизни коренных народов Крайнего Севера.

Пётр Степанович Попов родился 25 мая 1929 года на хуторе Ильменский Михайловского района Нижне-Волжского края (ныне Волгоградская область). В 12 лет он остался сиротой: отец погиб в начале Великой Отечественной войны, мать умерла ещё при его рождении. Воспитанием мальчика занимался дед по отцовской линии. В трудные военные годы Пётр ещё подростком работал на тракторе. С детства он проявлял интерес к рисованию. В школе замечали его способности, но, по воспоминаниям художника, тогда у него не было возможности учиться. Первый опыт художника-оформителя он приобрёл во время учёбы в ремесленном училище, затем на сталелитейном заводе в г. Днепродзержинске Днепропетровской области. Художник Иосиф Фёдорович Вовк обучал Петра Степановича в мастерской предприятия навыкам написания шрифтовых плакатов и лозунгов. Вместе они занимались оформлением заводской территории, подготовкой наглядной агитации к праздникам [3].

В 1952 г. Пётр Степанович прибыл в город Магадан для прохождения срочной службы и был направлен художником в клуб им. Дзержинского. В мастерской он работал с Константином Короленко, армейским товарищем, окончившим художественно-ремесленное училище, у него П. С. Попов учился технике рисунка с натуры (фото 1). В клубе приходилось заниматься буквально всеми видами художественного оформления: «Кроме наглядной и афиши ежедневно, плюс ещё сцена, декорации. А вот тут я насчёт сцены... Откуда мне её было знать? Я человек родом с хутора, а там вместо театра земля, степь, раздолье, и поэтому к театральному искусству был далёк. Но от судьбы не уйдёшь, и она заставляла овладевать им. Есть такое понятие - не умеешь - научись - преодолей. Важно не упустить то, что дано самой судьбой. Заставить себя через сто раз, сдохни, но сделай (И. Е. Репин). И какая величина! А он отдыхал и делал. Для меня он был пример подражания, и я боготворил его и учился у него. Он был в основе моим кумиром в искусстве.» [4].

Пётр Степанович работал в клубе с бывшим репрессированным артистом, знаменитым певцом, руководителем ансамбля песни и пляски Вадимом Алексеевичем Козиным, который очень требовательно относился к художественному оформлению сцены. Здесь же художник впервые самостоятельно исполнил декорации к музыкальной комедии «Анютины глазки» под чутким руководством режиссёра Николая Анатольевича Вельяминова, автора пьесы. Н.А. Вельяминов прекрасно рисовал, владел знаниями сценографии и помогал молодому художнику в подготовке спектаклей. Общение с ним было

Фото 1. Константин Короленко и Пётр Попов в мастерской клуба им. Дзержинского. Магадан. 1953

Архив семьи Поповых

Рис. 1. П. С. Попов. Каменный венец. 1960.

Холст, масло. 61x141

Магаданский областной краеведческий музей

Фото 2. П.С. Попов и В.Н. Мягков, художник-живописец. Магадан. 1970

Архив семьи Поповых

бесценным опытом для П.С. Попова в сфере изобразительного и театрального искусства.

В начале 1950-х годов в Магадане возникли предпосылки для создания профессионального союза художников. Особенность развития художественной жизни на Колыме заключалась в том, что изобразительное искусство здесь до этого времени существова-

ло преимущественно в любительской форме. На выставках, организованных в 1940-х - начале 1950-х годов, демонстрировались в основном работы самодеятельных авторов. Но периодически сюда попадали и картины репрессированных художников, имеющих профессиональное образование. Они работали в культурно-воспитательной части, занимаясь оформлением плакатов, лозунгов, концертов художественной самодеятельности и театральных постановок [5]. После освобождения им предоставлялась возможность заниматься творчеством, делиться профессиональными знаниями и опытом с художниками-любителями.

В 1955 году Валентин Иосифович Анто-щенко-Оленев (впоследствии заслуженный деятель искусств Казахской ССР) организовал в Магадане вечернюю студию рисунка и живописи для всех желающих. В этой студии и стал заниматься Пётр Степанович, одновременно работая художником-декоратором в областном музыкально-драматическом театре (1956-1961). В 1956 г. состоялся творческий отчёт студийцев, и по инициативе В. И. Антощенко-Оленева была организована первая персональная выставка Петра Попова. В том же году вместе с другими магаданскими художниками он принял участие в художественной выставке «Сибирь и Дальний Восток» в Иркутске.

П.С. Попов не получил специального образования, законам рисунка и живописи он учился на произведениях великих художников-передвижников. Изучение творчества В. Г. Перова, И. Е. Репина, В. А. Серова оказало значительное влияние на формирование особенного индивидуального стиля художника. Несомненный талант живописца -обострённое чувство цвета и света, умение схватывать быстро меняющееся, порой мимолётное состояние природы - заметен уже в ранних работах. Они отличаются точно выверенной композицией и тонким чувством колорита (рис. 1).

В конце 1950-х - начале 1960-х годов в Магадане с его фактически «островным» положением складываются благоприятные условия для преодоления барьера отдалённости и «включения его в контекст общероссийской художественной жизни» [6]. В 1959 году были организованы художественно-производственные мастерские Магаданского отделения Художественного фонда РСФСР, где Пётр Степанович на протяжении 26 лет занимался оформительской

работой, выполнением творческих заказов.

Значительным событием и огромным стимулом для профессионального роста магаданских художников явилось создание в 1962 году Магаданского отделения Союза художников РСФСР. С этого времени П. С. Попов становится постоянным участником областных, зональных и региональных художественных выставок.

Он много работает, делает бесчисленные зарисовки и этюды с натуры. Походы с этюдником по городу и на природу являлись

Рис. 2. П. С. Попов. Автопортрет. 1978.

Картон, масло. 37,8x22,6

Магаданский областной краеведческий музей

внутренней потреб- П

Рис. 4.

С. Попов.

ностью Петра Степа- Друзья. 1962. новича. Увлечённый Оргалит, холст,

масло. 89x66,6

Магаданский областной краеведческий музей

своеобразной красотой северной природы, суровой и удивительной в своей первоз-данности, он придавал большое значение работе на пленэре. Его вдохновляли живописные виды городских окраин: побережье бухты Гертнера, бухта Нагаева, Каменный венец, посёлки Новая и Старая Весёлая, Ар-манский перевал. В то же время в этюдах практически отсут-

Рис. 3. П. С. Попов. В красной камлейке. 1967. Картон, масло. 51,5x42

Магаданский областной краеведческий музей

ствует центр любимого города, в небольших по размеру натурных работах запечатлены уходящая история и новостройки Магадана.

Пейзажные работы П. С. Попова отличают свежесть чистой палитры, энергичная, иногда импрессионистическая манера (рис. на развороте, рис. 2). «В камерных вещах живописные качества достигают иногда большого напряжения, цвет - главный камертон образности. Северная стройка, освещённая солнцем, едва пробивающимся сквозь морозную мглу, когда от стужи дымно в воздухе. Прозрачный колымский пейзаж -рыжая осень... Обыкновенные гаражи -цветными весёлыми скворечниками на фоне яркого голубого неба. Старый пирс, ставший последним пристанищем для отслуживших свой век кораблей, - всё подтверждает взгляд человека, которому красота жизни открывается всюду, и настойчиво ищет выхода в пластично вылепленной цветом форме, весомом и быстром мазке.» [1].

Ещё в ранний период творчества, в

начале 1960-х годов, в художнике проявился сильный и глубокий дар портретиста. Освоение портретного жанра, который впоследствии занял значительное место в его творчестве, Пётр Степанович начинал с внимательного изучения собственной личности. Он написал много автопортретов в разные периоды жизни, выполненных в слегка гротескной, ироничной манере. Вырабатывая профессиональные навыки, оттачивая мастерство, постоянно писал портреты жены, дочери и сына. Небольшие, очень выразительные этюдные портреты, написанные

энергичными мазками, являются вполне самостоятельными и завершёнными работами (рис. 2).

В 1960-е годы П.С. Попов находится в творческих командировках на Колыме и Чукотке, знакомится с бытом и традициями оленеводов и морских охотников. Во время встреч и общения с коренными жителями он делает наброски, пишет этюды, внимательно изучает особенности национального характера. Выразительность образов портретируемых достигается в одних случаях за счёт яркого

мажорного звучания и насыщенного колорита, в других - через тонкие лирические нотки и очень плотную цветовую гамму. В портретах простых людей - оленеводов, рыбаков, охотников, написанных с натуры, - художник показывает своё, глубоко личное восприятие и понимание конкретных образов жителей Севера (рис. 3, 4).

В картине «Охотник» (1965) в изображении морского охотника, написанного крупным планом, на фоне ледяных торосов, автор подчёркивает внутреннее психологическое состояние героя, спокойного, уверенного в себе человека, живущего в единстве и полной гармонии с природой сурового края (рис. 6).

В 1967 году на Второй зональной выставке в г. Владивостоке экспонируется лирический триптих «Чукотка». Этот год становится переломным в судьбе живописца: Петра Степановича принимают в Союз художников РСФСР [2] (фото 2). Впервые он совершает поездку в Дом творчества «Академическая», где занимается у замечательного художника-пейзажиста и педагога Петра Николае-

вича Малышева, заслуженного художника РСФСР. Одна из работ этого времени - лирический зимний пейзаж деревенской окраины, передающий неброскую красоту окрестностей Вышнего Волочка Тверской области (рис. 5).

После возвращения с творческой дачи П.С. Попов вновь едет на Чукотку, в тундру, продолжает изучать жизнь и занятия чукчей, эскимосов, якутов. Накопленный изобразительный материал позволяет художнику создать новый цикл - серию портретов и жанровых картин о людях Чукотки.

Наиболее известная работа этого периода - «Труженики тундры» (1972) - производит сильное впечатление необычным вертикальным построением композиции и контрастным цветовым соотношением светлого холодного снега и фигур оленеводов с обветренными, загорелыми лицами, выполненных в тёмных коричневых и охристых тёплых тонах. Группа пастухов расположена к зрителю настолько близко, что видны индивидуальные черты и настроение каждого из них. В этой работе художнику с присущей ему искренностью и проницательностью удалось приблизиться к глубокому пониманию внутреннего и внешнего мира людей,

кочевников-оленеводов, привычных к тяжёлому труду. Она пронизана чувством уважения и любви к занятиям и культурным традициям народов Крайнего Севера.

В конце 1980-х годов П.С. Попов обращается к драматической странице лагерного прошлого Колымы и теме Великой Отечественной войны. В работах исчезают радостные краски. Сдержанный, почти монохромный колорит использует художник в изображении группы заключённых на берегу холодной пустынной Нагаевской бухты в картине «Говорит Москва» (1988). Они стоят у громкоговорителя, закреплённого на высокой, почти без ветвей, лиственнице, в напряжённом ожидании сообщения из Москвы, «возможно об амнистии», по словам автора (рис. 7). «Художник, словно сам себя осаживая, вдруг вспоминает, что север суров, что в отношениях природы и человека нет места идиллии. Противостояние этих двух начал, взаимодействующих на более чем мрачном историческом фоне, как будто исключает возможность мыслить полихромно. Цветовая гамма оскудевает, аскетичность цвета определяется тонально сближенным плоскостным мазком, сменяющим свободную лепку формы цветом» [1].

В живописном полотне «...И была Победа» (1995) запечатлён момент всеобщего

Рис. 5. П. С. Попов. В деревне. 1967. Картон, масло. 60x79

Магаданский областной краеведческий музей

Рис. 6. П. С. Попов. Охотник. 1965. Оргалит, холст, масло. 75x62

Магаданский областной краеведческий музей

+Рис. 8. П. С. Попов. ...И была Победа. 1995. Холст, масло. 135,5x84,5

Магаданский областной краеведческий музей

Рис. 7. П. С. Попов. Говорит Москва. 1990-е гг. Холст, масло. 170x139

Магаданский областной краеведческий музей

ликования в связи с окончанием войны, несутся ввысь радостные возгласы русских воинов-победителей. Все они - главные герои произведения, за плечами этих солдат - время тяжких испытаний, тысячи километров фронтовых дорог, гибель товарищей и потери близких. Осознание масштабов этой трагедии придёт позже. Но в это мгновение слышится только победное «Ура!». Сим-воличен букет белой и красной сирени в руках девушки, сестры медицинской службы, от которого словно исходят лучи света, падающего на лица и одежду солдат, как свидетельство начала мирной жизни (рис. 8).

В 1990-2000-х гг. художник продолжал уделять много внимания пейзажу. Работы этого периода, отличающиеся особой свободой самовыражения, имеют черты яркой индивидуальности зрелого профессионального мастера. В своих высказываниях об искусстве Пётр Степанович всегда подчёркивал, что быть реалистом очень трудно: сложно найти свой авторский стиль в создании пейзажа, портрета, жанровой картины. Произведения художника, хранящиеся в фондах музея, дают представление о его природном таланте и постоянном стремлении к сохра-

нению и развитию принципов реализма в искусстве, которые сегодня вновь приобретают актуальность в творческих поисках молодых художников.

Литература

1. Андреева, Л.А. Беру своё добро, где нахожу его... Этюд из мастерской художника // Магаданская правда. - Магадан, 1989. - 30 мая. - С. 4.

2. Артёмов, А.А. Живописных дел мастер // Магаданская правда. - Магадан, 1986. - 20 дек. -С. 3; Артёмов, А.А. Люди Колымы. О творчестве художника Петра Попова. Цветная вкладка с репродукциями картин // Уральский следопыт : литературно-художественный и научно-популярный ежемесячный журнал. - Свердловск, 1990. - № 6. - С. 1-80.

3. Видеозапись интервью П.С. Попова. Магадан, 2014, май. Из архива семьи Поповых.

4. Пётр Попов. Встреча с Магаданом, год 1952-й. (Воспоминания П.С. Попова. Из архива семьи Поповых) // На Севере Дальнем : литературно-художественный и общественно-политический альманах. - Магадан, 2019. - № 1 (106). - С. 164-172.

5. Стельмах, К.И. Из истории изобразительного искусства Колымы // Краеведческие записки. - Магадан, 2015. - Выпуск ХХ. - С. 81-92.

6. Толоконцева, О.А., Роньжина, Л.Д. Прекрасного след. Художники Магаданской области [альбом-справочник] / О.А. Толоконцева, Л.Д. Роньжина ; вступ. ст. В.И. Кандыбы ; Магадан. обл. универс. науч. б-ка им. Пушкина ; Магаданская областная организация Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». - Москва : Пранат, 2002. - 256 с.

Об авторе

Стельмах Клавдия Ивановна - главный научный сотрудник Магаданского областного краеведческого музея

E-mail: stelmakh.ki@magadanmuseum.ru

PAINTING SKILLS OF PETR POPOV

Stelmakh Klavdia Ivanovna

Chief researcher at the Magadan Regional Museum of Local Lore

Abstract: The paper is devoted to the work of the Magadan artist Petr Stepanovich Popov (1929-2014) and to the exhibition to his 90th anniversary organized in the Magadan Regional Museum of Local Lore. Materials from the collections of the Museum, the scientific library of the Museum, and the family archive are introduced into scientific circulation, revealing the features of the creative manner and thematic preferences of the author.

Keywords: P. S. Popov; painting; realistic art; landscape; portrait; Magadan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.