Научная статья на тему 'ИСКУССТВО УЭЛЕНСКИХ МАСТЕРОВ. КОЛЛЕКЦИЯ ЧУКОТСКО-ЭСКИМОССКОЙ РЕЗНОЙ И ГРАВИРОВАННОЙ КОСТИ В МАГАДАНСКОМ ОБЛАСТНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ'

ИСКУССТВО УЭЛЕНСКИХ МАСТЕРОВ. КОЛЛЕКЦИЯ ЧУКОТСКО-ЭСКИМОССКОЙ РЕЗНОЙ И ГРАВИРОВАННОЙ КОСТИ В МАГАДАНСКОМ ОБЛАСТНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
633
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРЖОВЫЙ КЛЫК / СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ГРАВИРОВКА / РЕЗЧИК / ГРАВЕР / ИСКУССТВО / КОЛЛЕКЦИЯ / УЭЛЕН / МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стельмах Клавдия Ивановна

В 2021 г. исполняется 90 лет Уэленской косторезной мастерской. Статья посвящена истории формирования коллекции чукотской и эскимосской резной кости в Магаданском областном краеведческом музее в 1950-1980-е гг. Приведены сведения о творческой деятельности талантливых самобытных уэленских художников. Дана общая характеристика развития оригинального художественного промысла и его значение для сохранения культуры и преемственности национальных традиций коренных народов Крайнего Северо-Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART OF THE UELEN MASTERS. COLLECTION OF CHUKCHI-ESKIMO CARVED AND ENGRAVED BONES IN THE MAGADAN REGIONAL MUSEUM OF LOCAL LORE

The year 2021 marks the 90th anniversary of the Uelen Bone Cutting Workshop. The article is devoted to the history of the formation of the collection of Chukchi and Eskimo carved bones in the Magadan Regional Museum of Local Lore in the 1950s and 1980s. The article provides information about the creative activities of talented original Uelen artists. The author gives a general description of the original crafts development and its significance for the preservation of the culture and continuity of the national traditions of the indigenous peoples of the Ear North-East.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО УЭЛЕНСКИХ МАСТЕРОВ. КОЛЛЕКЦИЯ ЧУКОТСКО-ЭСКИМОССКОЙ РЕЗНОЙ И ГРАВИРОВАННОЙ КОСТИ В МАГАДАНСКОМ ОБЛАСТНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ»

УДК 745.55 К. И. Стельмах

Магаданский областной краеведческий музей Магадан, Россия

ИСКУССТВО УЭЛЕНСКИХ МАСТЕРОВ.

КОЛЛЕКЦИЯ

ЧУКОТСКО-ЭСКИМОССКОЙ РЕЗНОЙ И ГРАВИРОВАННОЙ КОСТИ В МАГАДАНСКОМ ОБЛАСТНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ

В 2021 г. исполняется 90 лет Уэленской косторезной мастерской. Статья посвящена истории формирования коллекции чукотской и эскимосской резной кости в Магаданском областном краеведческом музее в 1950-1980-е гг. Приведены сведения о творческой деятельности талантливых самобытных уэленских художников. Дана общая характеристика развития оригинального художественного промысла и его значение для сохранения культуры и преемственности национальных традиций коренных народов Крайнего Северо-Востока.

Ключевые слова: моржовый клык; скульптурная композиция; гравировка; резчик; гравер; искусство; коллекция; Уэлен; Магаданский областной краеведческий музей.

И. Сейгутегин. Стакан. ¡956. Клык моржа, резьба, цветная гравировка, ¡1x3,7x6,2

Магаданский областной краеведческий музей (Магадан)

Художественная обработка моржовой кости - самобытное явление национальной художественной культуры народов Чукотки. Его история насчитывает более 2 тысяч лет. Об этом свидетельствуют результаты археологических исследований, в том числе раскопки рядом с поселком Уэленом, где были обнаружены одни из самых совершенных произведений древнего искусства. Из кости моржа изготавливали предметы быта

и орудия охоты, амулеты и украшения, покрытые сложным орнаментом, миниатюрные скульптуры животных культового назначения [2, с. 4]. Несколько наиболее характерных предметов из археологической коллекции Магаданского областного краеведческого музея дают представление об изделиях периода зарождения традиционного искусства у народов Крайнего Северо-Востока.

Со временем резьба по кости утратила характер производства изделий, необходимых в повседневной жизни, и превратилась в изготовление предметов сувенирного характера. В конце XIX - начале XX веков появляются цельные моржовые клыки с гравировкой, изображающей сцены быта морских охотников и оленеводов.

В 1920-1930-х гг. во многих поселках на побережьях Берингова и Чукотского морей сформировались сезонные и постоянные бригады резчиков. Они изготавливали скульптуру, гравюру на клыках, предметы утилитарно-декоративного характера. Особое внимание коренных жителей к занятиям резьбой и гравировкой по кости, проявленное в этот период, привело к созданию в 1931 г. Уэленской косторезной мастерской (УКМ), ставшей впоследствии основным центром развития чукотского и эскимосского искусства [4, с. 244].

Собрание резной и гравированной кости Магаданского областного краеведческого музея представлено образцами изделий известных уэленских мастеров и насчитывает свыше четырехсот единиц хранения. Основу коллекции составляют клыки с цветной гравировкой и скульптурные композиции. Коллекция произведений из кости начала формироваться в музее после образования в 1953 г. Магаданской области, в состав которой вошел Чукотский автономный округ. В 1956 г. в фонды Областного краеведческого музея были переданы работы резчиков и граверов из Уэлена, подготовленные к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в г. Москве. В том же году во время музейной экспедиции сотрудников на Чукотку были приобретены другие произведения ведущих мастеров народного промысла. Создание Магаданской организации Союза художников РСФСР в 1962 г. способствовало дальнейшему росту и пополнению коллекции. В 1960-1980-е гг. работы поступали также с областных выставок изобразительного искусства, передавались различными организациями города, приобретались непосредственно у авторов. Создание в 1978 г. художественного отдела

под руководством искусствоведа Л.В. Андреевой в значительной степени способствовало более активному выявлению и сбору лучших образцов чукотско-эскимосского художественного промысла, его изучению и популяризации. Значимым приобретением для музейной коллекции стали произведения резной и гравированной кости, поступившие из частного собрания Ф.Г. Заетдинова в 1982 г. и от администрации Магаданской области в 1983 г. [1]. В результате фонды музея пополнились работами 1950-1960-х гг. известных мастеров УКМ, среди них: жанровая скульптура, гравированные композиции на клыке, украшения и декоративные утилитарные изделия.

Предметы из собрания резной и гравированной кости дают представление об индивидуальном стиле, своеобразной трактовке образов и особых технических приемах каждого автора. Особую художественную ценность представляют работы резчиков и граверов: Хухутана, Туккая, Ивана Сей-гутегина, Веры Эмкуль, Елены Янку, Галины Тынатваль - заслуженных художников РСФСР, участников международных, всесоюзных, республиканских выставок. Произведения этих художников и других известных мастеров Уэлена характеризуют развитие лучших этнических традиций народного творчества в 1950-1980-е гг.

Ярким примером этому являются жанровые композиции, выполненные из моржовой кости. С начала 1950-х гг. мастера УКМ, помимо традиционных одиночных скульптурных изображений морских животных, медведей, оленей, создавали разнообразные

Крылатый предмет. II-VIII вв. Чукотка. Клык моржа, резьба, гравировка. 17x6,5x3,2

Магаданский областной криеведчсский музей (Магадан)

Хухутан. Бой быков. 1967. Клык моржа, резьба, цветная гравировка. 7,9x3,5x19,2

Магаданский опластной краеведческий музей (Магадан)

многофигурные композиции, в основном на тему анималистики. Примечателен тот факт, что многие из них являлись потомственными резчиками и охотниками. На основе впечатлений, полученных во время занятий охотой, наблюдений за жизнью односельчан, они искусно изображали тонко подмеченные и запомнившиеся эпизоды в художественной резьбе по кости. Так возникали миниатюрные группы на темы быта морских зверобоев и оленеводов, жизни животных, населяющих холодные воды Берингова и Чукотского морей.

Важной особенностью большинства скульптурных композиций стало включение в них гравированных изображений на подставках. Их сюжет обычно перекликался с основной темой скульптуры, дополнял и развивал ее. «Сочетание скульптурных и графических форм позволяло художникам расставить эмоциональные акценты, сконцентрировать внимание зрителя на тех или иных поворотах сюжета» [2, с. 10].

Одним из первых авторов многофигурных композиций был Хухутан (1904-1969). Основная тема его произведений, как правило, связана с охотой [2, с. 34]. В коллекции представлено свыше 10 работ, характеризующих творчество мастера в 1950-1960-е гг.

Хухутан, эскимос, родился в Наукане, в семье морского охотника. Он возглавлял бригаду морских зверобоев, занимался резьбой по кости в поселках Наукане, Нунямо. В Уэ-

ленской косторезной мастерской работал с 1928 г. до конца 1960-х гг. [2, с. 90; 6, с. 92].

Для творчества Хухутана характерно стремление к созданию сложных скульптурных групп, передаче насыщенных действием моментов. Его работы на анималистические темы показывают великолепное владение мастерством обработки кости: «Песец и утка» (1956), «Борьба за добычу» (1957), «Медведь и морж» (1957), «Бой быков» (1967) выполнены в динамичной реалистической манере, выразительность фигур животных подчеркнута пластичностью их движений.

Около 20 произведений мелкой пластики Туккая (1911-1973) отражают широкий круг сюжетов: быт жителей побережья, темы охоты и оленеводства, национальные танцы. Туккай, чукча, родился в Уэлене в семье охотника и резчика Хальмо. Вместе с братом Вук-волом (1914-1942), впоследствии известным чукотским художником, он учился у отца резьбе по кости. Работал в Уэленской мастерской в 1932-1934 гг. и затем, после 20-летнего перерыва, с 1955 г. по 1973 г. В 1960-1970-х гг. был художественным руководителем УКМ [2, с. 84].

Мастера всегда отличало умение выбрать самое выразительное и динамичное решение для своих произведений. В скульптурных миниатюрах «Возвращение с охоты» (1956), «Охота на нерпу у отдушины» (1956), «Приручение оленя» (1956), «Северный танец» (1961) Туккай рассказывал о людях Чукотки, особенностях национального быта. В миниатюрной скульптуре «Попали в беду» (1961) автор, используя свой характерный прием построения композиции по диагонали, изображает драматическую ситуацию тонущей в полынье оленьей упряжки с людьми. Все внимание автора сосредоточено на моменте, полном огромного внутреннего напряжения, - энергичных движениях оленеводов и испуганных животных, стремящихся выбраться из ледяной воды.

Оленеводческие мотивы постепенно заняли равноправное место в произведениях резчиков и граверов наряду с традиционной темой, отражающей морской зверобойный промысел [1]. Наиболее выразительно олене-

водческая тема звучит в работах И. Сейгутеги-на. В коллекции представлено 10 работ. Среди них скульптурные композиции «Оленье пастбище» (1961), «Подгон оленя» (1967), «Оленья упряжка» (1969).

Иван Сейгутегин (1939-2010) родился в поселке Уэлен. Учился искусству резьбы у отца - Сейгутегина и Вуквутагина (18981968), одного из первых организаторов УКМ. С 1954 г. работал в Уэленской косторезной мастерской. В 1970-1980-х гг. был ее художественным руководителем. В 1961-1980-х гг. преподавал искусство резьбы и гравировки в Уэленской школе [2, с. 82].

И. Сейгутегин - автор скульптурных композиций, посвященных реальным событиям, происходящим на охоте, в море и тундре. Основой для сюжета художнику часто служили собственные впечатления. Он работал оленеводом, ходил на охоту, изучал повадки морского зверя и животных тундры. В драматическом сюжете борьбы северного оленя с волками «Олень и волки» (1961) представлен кульминационный момент жестокой схватки, исход которой еще не предрешен. Нападение хищного моржа на нерпу избрал мастер темой скульптурной миниатюры «Кеглючин» (хищный морж). Предельная выразительность композиции достигается сочетанием высокого мастерства с тонкой наблюдательностью охотника. Изредка морж нападает на нерпу. Выследив нерпу, он переворачивается на спину и бросается на свою жертву, когда она всплывает, чтобы подышать и набрать воздух. В этот момент, обхватив добычу ластами, морж поражает ее мощными клыками.

Как уже упоминалось выше, охотничий промысел развил у прибрежных чукчей и азиатских эскимосов исключительную наблюдательность, точное знание пластики зверя и его повадок. Поэтому анималистическая тема является ведущей в резьбе по кости. При небольшом размере скульптуры художники-анималисты лаконичными средствами дают точную характеристику животного, акцентируя самые необходимые детали [5, с. 54].

Талант резчика особо проявляется в работе над определенными видами диких животных. Среди фигурных изображений коллекции пре-

Туккай. Попили в беду. 1961. Клык моржа, резьба, цветная гравировка Г. Тынатваль. 3,8x6x24,2

Магаданский областной краеведческий музеи (Магадан)

Хухутан. Песец и утка. 1956. Клык моржа, резьба. 2,5x8x3,2

Магмшнский областной краеведческий музеи (Магадан)

И. Сейгутегин. Олень и волки. 1961. Клык моржа, резьба. 9,5x4,5x14,1

Магаданский областной краеведческий музей (Магадан)

дельно реалистично выглядит группа белых медведей, созданная мастером Хуватом (1938-1968). Резчик выполнил различные по размеру миниатюрные фигурки, подчеркнув своеобразную пластику и силу полярных животных.

В работах Николая Килилоя (1934-1976), ученика Хухутана, «Моржиха с моржонком» (1961), «Моржиха кормящая» (1961), «Чета моржей» (1957) морские обитатели также воспринимаются как вполне осязаемые образы. Многофигурная композиция «Охота на медведя» (1961), изображающая неожиданную встречу охотника с хищным могучим зверем в ледяных торосах, полна напряженности, отличается четкостью и ясностью силуэтов, строгим композиционным построением.

Скульптурные композиции из музейной коллекции разнообразно характеризуют традиционные занятия коренных жителей Чукотки - оленеводство и охоту на промысловых животных. Но изображения средств передвижения - собачьих и оленьих упряжек - представлены единичными образцами.

Работа «Гонки каюров» (1964) Л. Никитина посвящена одному из видов состязаний береговых чукчей - гонкам на собачьих упряжках. Автор подчеркивает своеобразный характер каждой из проворно бегущих северных лаек и наделяет их особой индивидуальной пластикой, используя декоративные возможности «мореной» моржовой кости. Динамичность фигур ездовых собак усиливается активными движениями каюров, уверенно управляющих стремительно бегущими упряжками.

Лев Никитин (1940-1973) - ученик резчиков Туккая и Хухутана. Он работал в Уэленской косторезной мастерской в 1959-1972 гг. [2, с. 76]. Каждая из представленных в коллекции 11 работ художника отличается тщательной проработкой деталей и плавностью линий, в их числе «В школу» (1963), «Охотник на каяке» (1969), «Маленький помощник» (1969), «Охота на нерпу» (1972) и др.

В существующей художественной обработке моржовой кости большой интерес в этнографическом и художественном отношении вызывают гравированные клыки. «При откровенной повествовательности, приближающей гравюру к реалистической изобразительности, она сохраняет явные черты декоративного почерка» [5, с. 55]. Для создания миниатюрной композиции на кости целый клык предварительно шлифуется, и на обеих его сторонах гравируется изображение. Контуры рисунка вырезаются специальным резцом, затем зубчатой металлической стамеской наносится штрих, в который втирается измельченный цветной грифель. Тональная определенность красного, синего, зеленого и других цветов создает колористическое разнообразие гравюр на кости, желтоватый цвет которой естественно включается в пространство композиции [там же]. На моржовых клыках часто изображается окружающая природа, морской промысел, охота, рыболовство, жизнь в стойбище, праздники, фольклорные сюжеты. Повествование на клыке представляет своеобразный графический рассказ, где одно за другим воспроизводятся разные события, обычно начиная от широкой части клыка, постепенно приближаясь к узкой и продолжаясь на другой стороне.

Наиболее значительными и ценными в коллекции следует считать работы резчика Онно (1912-1953), переданные в музей И.В. Вальтер-Маслаковец, ленинградской художницей, автором иллюстраций к сказкам и учебникам для народов Севера. Она приобрела две гравюры на моржовом клыке в антикварном магазине г. Ленинграда в первые послевоенные годы. Это самые ранние гравированные композиции в фондах, характеризующие искусство художественного промысла в 1940-е гг. [1]. Онно, чукча, морской охотник, работал в поселке Лаврентия и УКМ с 1933 г. до начала 1950-х гг. [2, с. 78].

В работе «Охота на моржей. Морской зверобойный промысел» (до 1941) представлена жизнь в стойбище. Следуя традиционному способу гравировки конца XIX - начала XX веков (ранее разные по сюжету рисунки на

моржовом клыке ограничивались поперечными полосами), мастер композиционно отделяет сцены зимней рыбалки, охоты на моржей, китов и белого медведя вертикальными крупными изображениями моржа и лососей. Таким образом, он создает графический рассказ, состоящий из отдельных эпизодов, достигая при этом большой выразительности запечатленных образов.

В середине 1930-х гг. для обучения косторезному делу привлекают женщин, ранее занимавшихся только шитьем по меху и коже. В числе первых женщин-граверов была талантливая художница, чукчанка Вера Эмкуль (1919-1985). Она училась у своего отца - резчика Аромке. Работала в Уэленской косторезной мастерской в 1935-1971 гг. [2, с. 92]. В. Эмкуль прекрасно освоила тонкую технику гравирования.

Для ее работ (в коллекции 15 ед.) характерно глубокое чувство ритма и линии, сдержанные пастельные тона, тонкое понимание построения композиции. В гравюрах «Перекочёвка» (1961), «Жизнь в стойбище» (1957), «Жизнь на побережье» (1970) и др. художница с этнографической точностью рассказывала о занятиях оленеводов и морских охотников.

Ярко проявился индивидуальный почерк мастерицы в гравированных композициях на сюжеты чукотских и эскимосских сказок. Гравюра «Сказка о добром великане Лол-гылыне», выполненная В. Эмкуль, отличается продуманной композицией и масштабом изображения, сочетая в изобразительном повествовании сказочные элементы с реалистическими, бытовыми наблюдениями. Повествование начинается с выхода охотников в море на промысел. Раненый кит забрасывает байдару далеко в море. Внезапно поднявшийся шторм заставляет людей высадиться на льдину. Затем они встречают великана и обращаются к нему за помощью. Великан собирает людей в рукавицу и доставляет по морю до родного поселка. На обратной дороге он прилег отдохнуть и проспал всю зиму. Проснулся великан весной и так чихнул, что

все звери разлетелись в стороны, а он продолжил свой путь дальше [3, с. 183-184].

Во второй половине XX века одной из характерных черт творчества гравировщиков стало увлечение фольклорными сюжетами. «Чукотская мифология зарождалась и формировалась в течение тысячелетий на основе наблюдений за жизнью природы, во всем ее многообразии и самобытности: все в ней очеловечивалось и представлялось живым и телесным... Как свидетельствуют чукотские мифы, в те далекие времена человек не отделял себя от животных, на которых охотился, и даже в той или иной форме объединял себя с животным миром, вступая в контакты со зверем: перевоплощение человека в зверя, а зверя в человека, брачные связи, равноправные поединки-игры. И в чукотских мифах человек всегда одерживает победу, которая изображается как равноправное состязание в силе и ловкости» [4, с. 253-254].

Многие женщины-граверы выбирали сюжеты на сказочные темы, создавая изобразительные интерпретации по мотивам народных сказок, легенд и преданий. Произведения северного фольклора представлены в коллекции в достаточном количестве. Графические рассказы на моржовом клыке «Легенда о китенке» (1980) и «Женщина-оборотень» (1984) Е. Илькей, «Потерявшаяся жена» (1985) Т. Печетегиной, «Приемыш медведя» (1984) Г. Тынатваль, «Добрый келе» (1985) Л. Теютиной и других мастеров свидетельствуют о сохранении и продолжении лучших традиций устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства резьбы по кости.

Особое внимание обращают граверы на сказки анималистического жанра. Своеобразно трактуется сказочный образ зайца, который в русском фольклоре часто выглядит трусливым и глупым, в гравированной композиции «Похититель солнца» (1984) Зои Гемауге. Работа, выполненная по мотивам эскимосской сказки «Достали солнце», повествует о злых духах тунгаках, укравших дневное светило. Собравшиеся на совет звери решают отправить самого проворного

Хуват. Медведь. 1956.

4,8x10,8x3

Магаданский областной краеведческий музей (Магадан)

из них за похищенным солнцем. Быстроногий заяц, преодолев трудный путь, находит солнце, и на земле опять становится светло. Тунгаки, ослепленные светом, скрываются в подземелье, а звери прославляют героя [7, с. 40].

Принимая во внимание индивидуальные особенности творчества граверов, следует отметить разницу в размере рисунка, передаче объемности фигур, цветовых предпочтениях мастеров, умении сосредоточить все внимание на главном. Интересен сам творческий процесс переосмысления художником сказки. Автор выбирает из текста самые

основные действия главных героев, свободно проявляя свою фантазию в их изображении, но в то же время не нарушая последовательности событий. [3, с. 172-173].

Сказка «Победитель врагов моря и тундры» (1979) Галины Иргутегиной [2, с. 68], в отличие от художественного почерка 3. Гемауге, выполнена в холодных серых, темно-синих и черных тонах. В повествовании юноша, оставшись один, решает отомстить за гибель старших братьев, которых погубили враги моря и тундры. Сражаясь с великанами, один из которых пытается проглотить человека вместе с морской водой, он одерживает победу и отправляется дальше. В тундре юноша попадает в сети к огромному пауку, где его сторожат два ворона. Охотник набрасывает на их головы котелки, выбирается из убежища паука, убивает его и затем оправляется домой [ 1 ].

Большое распространение в гравюре на кости в 1950-1980-е гг. получает бытовой

жанр. На многих гравированных клыках этого периода на одной стороне изображены сцены морской охоты, на другой - возвращение с охоты и разделка добычи или жизнь в стойбище, сцены оленеводства. Раскрывая тот или иной сюжет, гравер строит композицию в соответствии с формой и размером клыка, умело используя его природные свойства для создания разнообразных графических миниатюр.

Творческие работы Елены Янку (19302005) отличает строгий колорит и сдержанность, сочетание холодных серо-синих тонов (в коллекции 21 ед.). Она училась у гравера В. Эмкуль, работала в УКМ в 1945-1986 гг. [2, с. 94]. Гравюра Е. Янку «Обмен между береговыми и тундровыми чукчами» (1956) вызывает большой интерес, прежде всего, с этнографической точки зрения. В графической композиции автор изображает существующие с древних времен обменные отношения между береговым и оленеводческим населением. В гравировке на клыке показаны сцены охоты на моржей на лежбище и с байдары, охота на кита, ловля оленей арканом в стойбище и завершение обмена продуктами морского промысла и оленеводства.

В 1970-1980-е гг. особое значение в творчестве мастеров приобретают темы праздничных ритуалов и обычаев. Гравированные композиции «Чукотские праздничные обряды» (1980) Т. Печетегиной, «Праздник кита» (1980) В. Емрыкаина, «Начало ярмарки» (1985) Л. Теютиной, «Песни и танцы Чукотки» (1983) Г. Иргутегиной рассказывают о традиционных обрядовых праздниках народов Чукотки, раскрывая особенности национального быта морских зверобоев и оленеводов. В основе подобных графических сюжетов часто использовались личные наблюдения мастеров, семейные рассказы, литературные источники.

В работе чукотского гравера Галины Иргутегиной «Случай с бригадой Эйнес» (1980), выполненной по рассказу ее отца, отражено реальное событие, связанное с трудным и опасным занятием зверобойным промыслом. Однажды во время охоты на кита раненое

животное опрокинуло вельбот, и люди оказались в ледяной воде. Но на помощь успели подплыть другие охотники, взяли своих товарищей на борт и вернулись домой с редкой добычей [1].

Резчики УКМ, проявившие свой талант в резьбе по моржовому клыку, в 1970-е гг. начали создавать скульптурные композиции из китовой кости. Однако объем и характер этих скульптур совсем иной, что обусловлено природными свойствами материала. Своеобразная пористая фактура диктует увеличенный размер, сдержанный лаконичный стиль резьбы, минимальную проработку деталей.

Интересны в этом отношении работы Виктора Теютина [2, с. 84]. В скульптурах «Дети тундры» (1979), «Поединок» (1980) художник минимально расчленяет объем фигур, акцентируя внимание на достаточно выразительных силуэтах и своеобразной структуре материала.

В рассматриваемой коллекции представлены и другие работы из китовой кости: С. Эйнес - «За выделкой» (1979), Г. Татро - «В морозный день» (1978).

Мастерство уэленских резчиков и граверов проявилось и в изготовлении предметов утилитарного характера, предназначенных для украшения жилого интерьера. Представленная в коллекции группа подобных декоративных изделий из моржовой и китовой кости показывает, что даже в изготовлении простых вещей каждый мастер стремится подчеркнуть природные свойства и красоту используемого материала. Среди них декора-

тивные ножи, стаканы для карандашей, брелоки, плакетки, украшенные цветной гравировкой или скульптурными изображениями животных.

Собрание резной и гравированной кости Магаданского областного краеведческого музея характеризует не только творческую деятельность отдельных художников, но и достаточно полно и разнообразно отражает основные периоды развития народного искусства Чукотки в XX веке.

В связи с отделением Чукотского автономного округа от Магаданской области в 1991 г. возникли определенные трудности в осуществлении связи с промыслом, поступления стали редкими - в основном из частных коллекций. Одним из источников ознакомления с современным творчеством уэленских мастеров являются Международные фестивали косторезного искусства, которые проводятся в Магадане с 2017 г.

На стационарной выставке «Люди Земли и Моря», организованной в Магаданском областном краеведческом музее в 2013 г., наряду с этнографической, археологической коллекциями, предметами декоративно-прикладного искусства, экспонируются работы уэленских резчиков и граверов нескольких поколений. Представленные произведения наглядно демонстрируют историю трансформации традиционного искусства чукотско-эскимосской резной и гравированной кости в яркий, уникальный народный художественный промысел.

11. Никитин. Гонки каюров. ¡964. Клык моржа, резьба, цветная гравировка Г. Тынатваль. 10,2x8x57

Магаданский областной краеведческий музей (Магадан)

3. Гамауге.

Похититель

солнца. 1984.

Клык моржа,

цветная

гравировка.

61,2x8x4,7

Магаданский областной краеведческий музей (Магадан)

Г. Иргутегина. Случай

с бригадой Эйнес.

1980. Клык

моржа,

цветная

гравировка.

66,2x7,2x4,2

Магаданский областной краеведческий музей (Магадан)

Литература

1. Андреева, Л.В. Чукотская и эскимосская резная кость. Каталог. Из научного архива Магаданского областного краеведческого музея. - Магадан, 1991.

- 130 с.

2. Бронштейн, М.М., Карахан, И.Л., Широков, Ю.А. Резная кость Уэлена. Народное искусство Чукотки. - Москва, 2002. - 99 с.: ил.

3. Митлянская, Т.Б. Художники Чукотки. - Москва, 1976. - 208 с.: ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. История и культура чукчей. Историко-этно-графические очерки / под общей ред. чл.-корр. АН СССР А. И. Крушанова. - Ленинград : Наука, 1987.

- 287 с.

5. Уткин, П.И., Королева, Н.С. Народные художественные промыслы. - Москва, 1992. - 159 с.

6. Чукотские родники : библиографический указатель литературы об известных людях Чукотки / сост. Т.В. Кушпель, Т.К. Козловская, О.В. Крутикова ; под ред. В.В. Леонтьева. - Магадан, 1980. - 152 с. : ил.

7. Эскимосские сказки / запись, перевод, предисл. и примеч. Г.А. Меновгцикова. - 3-е изд. - Магадан, 1980. - 224 с.: ил.

Об авторе

Стельмах Клавдия Ивановна - главный научный сотрудник, зав. экспозиционно-исследовательским отделом Магаданского областного краеведческого музея

E-mail: stelmakh.ki@magadanmuseum.ru

THE ART OF THE UELEN MASTERS.

COLLECTION OF CHUKCHI-ESKIMO CARVED AND ENGRAVED BONES IN THE MAGADAN REGIONAL MUSEUM OF LOCAL LORE

Stelmakh Klavdia Ivanovna

Chief Researcher, Head of the Exhibition and Research Department, Magadan Regional Museum of Local Lore

Abstract: The year 2021 marks the 90th anniversary of the Uelen Bone Cutting Workshop. The article is devoted to the history of the formation of the collection of Chukchi and Eskimo carved bones in the Magadan Regional Museum of Local Lore in the 1950s and 1980s. The article provides information about the creative activities of talented original Uelen artists. The author gives a general description of the original craft's development and its significance for the preservation of the culture and continuity of the national traditions of the indigenous peoples of the Far North-East.

Keywords: walrus tusk; sculptural composition; engraving; carver; engraver; art; collection; Uelen; Magadan Regional Museum of Local Lore.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.