Научная статья на тему 'Традиции Северной резьбы по кости у современных мастеров'

Традиции Северной резьбы по кости у современных мастеров Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3195
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЬБА ПО КОСТИ / КОСТОРЕЗ / ШКОЛА РЕЗЬБЫ / ЦЕНТР ПРОМЫСЛА / СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / МАСТЕР / BONE CARVING / BONE-CARVER / SCHOOL OF BONE-CARVING / TRADE CENTRE / SCULPTURAL GROUP / CRAFTSMAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корольков Сергей Владимирович

В статье рассматривается история становления косторезного промысла у малых народов Севера, а также современная интерпретация исторического наследия ремесла; выявляются материально-бытовые, исторические, географические, индивидуально-личностные факторы, повлиявшие на искусство резьбы по кости. Автор приходит к выводу, что своеобразие современных косторезных миниатюр заключается в умелом сочетании творческого замысла художника-мастера с исторической традицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The traditions of bone carving of the Russian North by modern craftsmen

The article deals with the history of development of bone-carving trade of the small indigenous peoples of the Russian North and the contemporary interpretation of the heritage of the trade. The author observes the socio-economic, historical, geographic, and individual factors which made an impact on the art of bone-carving. The author concludes that the peculiarity of modern bone-carved sculptural groups lies in the skillful combination of the artistic intention of an artist-craftsman with the traditional practice.

Текст научной работы на тему «Традиции Северной резьбы по кости у современных мастеров»

6. Ротбаум Л.Д. Опера и ее воплощение. - М.: Сов. композитор, 1980. - 262 с.

7. Салина Н.В. Жизнь и сцена. Воспоминания, письма, материалы. - Л.; М., 1941. - 183 с.

8. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: Искусство, 1983. - 424 с.

9. Теляковский В.А. Воспоминания. - М.; Л.: Искусство, 1965. - 484 с.

10. Шавердян А.И. Большой театр Союза ССР -М., 1952. - 229 с.

11. Шаляпин Ф.И. Литературное наследие. Т. I. - М.: Искусство, 1976.

12. Шаляпин Ф.И. Литературное наследие. Статьи, высказывания, воспоминания о Ф.И. Шаляпине. Т. 1-2. - М.: Искусство, 1960. - 630 с.

13. Шаляпин Ф.И. Страницы моей жизни. - Л.: Музыка, 1990. - 352с.

14. Энгель Ю.Д. Глазами современника: избр. статьи о русской музыке. 1898-1918. - М., 1971. -55 с.

15. Энгель Ю.Д. В опере: сб. ст. об операх и балетах. - М., 1911. - 62 с.

16. Adler Kurt. Phonetic and Diction in singing. -N.-Y., 1965.

УДК 621

Корольков Сергей Владимирович

Училище культуры и искусств им. Л.В. Лапцуя [email protected]

ТРАДИЦИИ СЕВЕРНОЙ РЕЗЬБЫ ПО КОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ МАСТЕРОВ

В статье рассматривается история становления косторезного промысла у малых народов Севера, а также современная интерпретация исторического наследия ремесла; выявляются материально-бытовые, исторические, географические, индивидуально-личностные факторы, повлиявшие на искусство резьбы по кости. Автор приходит к выводу, что своеобразие современных косторезных миниатюр заключается в умелом сочетании творческого замысла художника-мастера с исторической традицией.

Ключевые слова: резьба по кости, косторез, школа резьбы, центр промысла, скульптурная композиция, мастер.

...Резные скульптурки! Забавные и искрометные, грустные и серьезные. Они будто частицы драгоценной мозаики, содержание которой - жизнь народов Крайнего Севера. Эпическое величие края, масштабность трудовых свершений, образы простых и добрых людей, тонкое движение души человека, аллегория, метафора, символика - все это оказалось подвластным волшебному резцу.

А.А. Валов

Одним из интересных и древних видов декоративного искусства, сопровождавших человечество на протяжении всей его истории, является художественная обработка кости. Путь развития косторезного творчества - от очень простых утилитарных предметов до гармоничных по форме и орнаментации произведений декоративно-прикладного искусства. В каждое произведение вложен не только труд и талант одного человека, исполнителя данной вещи, но навыки многих поколений, многих безымянных творцов, чьи достижения получили достойных восприемников в лице косторезов последующего времени. Рассмотрим становление косторезного промысла на Севере России, традиции, сохранившиеся в обработке кости у современных мастеров, на примере четырех наиболее известных косторезных промыслов: в Архангельской области, в городе Тобольске, на Чукотке и в республике Саха (Якутия).

В глубокой древности коренные жители Сибири и Крайнего Севера изготовляли из кости животных различные хозяйственные и охотничьи изделия: ножи, наконечники для гарпунов, амулеты.

Такие предметы, найденные археологами на побережье Чукотки, относятся к началу нашей эры. Повседневные практические и полезные вещи отличались простотой изготовления, не имели каких-либо декоративных орнаментов, но в процессе их изготовления складывались определенные навыки работы с костью - благородным и прекрасным материалом. В настоящее время изделия из кости сохраняют свое утилитарное назначение, а также развивается художественная обработка кости как вид декоративно-прикладного искусства.

В развивающихся школах резьбы по кости большое значение имеет наличие в достаточном количестве того или иного материала: на Чукотке велась добыча и обработка кости - клыков моржа, с древности органически входящая в образ жизни охотников на морского зверя. В Сибири бивни мамонта находили и находят до сих пор в вечной мерзлоте тундры, где складываются благоприятные условия хранения. Эти виды кости сейчас становятся все большей редкостью и используются современными мастерами для изготовления уникальных произведений и высокохудожественных работ,

выполняемых малыми сериями. Для более массовой продукции используют простую второсортную кость - цевку. В производстве художественных изделий из кости древними мастерами использовались традиционные способы обработки, которые сохранились и широко применяются у современных мастеров.

Начнем с художественного промысла резьбы по кости, сформированного на Русском Севере, близ города Холмогоры, возникшем на берегу реки Северная Двина, недалеко от Архангельска. Наряду с оживленной торговлей с Западной Европой на Русском Севере получает развитие художественная резьба по кости. Немаловажную роль в развитии резьбы сыграли находки бивней мамонтов в обвалах крутых речных берегов Архангельской губернии и побережья Ледовитого океана, а также добываемый клык моржа. Местные жители ходили на судах за моржовым промыслом на остров Вайгач, Новую землю, Югорский Шар. Мастера

XVII века постепенно вместе с простой костью (цевкой) чаще используют для изготовления различных бытовых предметов моржовый клык и бивень мамонта. Традиционные изделия из мамонтовой кости и клыка моржа воспринимались как предметы роскоши и пользовались спросом не только у местных жителей, но и шли на экспорт. Возможно, с этого времени в устную традицию былин входит описание убранства кораблей и домов, где присутствуют предметы из кости: гребни, шахматы, трости, пороховницы и т.д.

Оружейная палата была своеобразной художественной академией того времени, где косторезы работали с мастерами других специальностей: оружейниками, серебряниками, художниками, граверами, резчиками по дереву, токарями. В одном изделии мастера могли сочетать различные приемы декорирования, например, изысканная ажурная резьба и цветная гравировка, особая орнаментальная изощренность, использование драгоценных материалов. Приостанавливается резьба по кости на Русском Севере в первой четверти ХУШ в., кость поступает в Петербург в распоряжение Адмиралтейства и используется при строительстве кораблей, изготовлении инструментов, различных деталей и блоков, требующих большого количества кости, появляется необходимость изготовления сложных предметов с применением токарных станков. Нехватка материала повлияла на изготовление предметов: мастера косторезы в целях экономии сырья изготавливали небольшие по размеру изделия. К середине ХУШ века мастера начинают окрашивать костяные пластинки в зеленый или коричневый цвет, позднее, в конце ХУШ - начале

XIX вв., цвета теряют свою яркость, заменяются блеклыми желтыми и глухими зелеными тонами. Меняется облик изделий и утрачивается праздничность, изделие становится более строгим, в чем

проявляется влияние ведущего стиля эпохи - классицизма. После октябрьского переворота 1917 года художественный промысел резьбы по кости, угасший в начале XX в., возрождается. В 1931 г. в селе, носящем имя М.В. Ломоносова (бывшее Денисов-ка), организуется современная артель, впоследствии фабрика художественной резьбы по кости. С этого времени растет и формируется разнообразный ассортимент изделий на основе северорусской резьбы, которая прославилась искусством резьбы «на проем». Благодаря издавна сложившимся традициям, где наиболее распространенные, создаваемые холмогорскими резчиками изделия (костяные ларцы, табакерки, гребни) становятся символом холмогорского мастерства в настоящее время. Холмогорские мастера продолжают богатые традиции прошлого, создавая произведения, отвечающие стилистической направленности декоративного искусства наших дней.

С древних времен известна Чукотская резьба по кости, основанная на побережье Берингова пролива, где местные жители, чукчи и эскимосы, занимались охотой на морского зверя, разведением пушных зверей и оленеводством. Найденные на Экве-не (местность близ поселка Уэлен) костяные статуэтки северных животных восхищают совершенством и гармонией форм. Древние резчики узнаваемо передавали головы хищников - белого медведя, тюленя, моржа. Вместе с тем они наделяли их фантастическими чертами в соответствии с первобытными верованиями, представлениями о всесильных духах, которые воплощались в фигурках животных. Скульптуры, изображающие животных, служившие амулетами - предвестниками счастливой охоты, выполненные мастерами как в V-VII вв., так и в XVШ-XIX вв., отличаются скупостью порезки, но, несмотря на это, большой выразительностью. Декоративные скульптуры имели простые очертания, минимум деталей и выражали самое типичное для данного зверя: грозную силу медведя, неподвижность могучего моржа. Стремление отобразить окружающий мир особенно ярко проявилось в сюжетной гравировке на клыке моржа, популярной у чукчей и эскимосов в конце XIX -начале XX в. В 20-30-е годы XX века постепенно менялся быт и взгляды мастеров на свое искусство. Мастера, чукчи и эскимосы, объединяются в 1931 году в мастерскую, расположенную в поселке Уэлен. Теперь резчики все реже создают предметы из кости. В основном их творчество связано с созданием скульптуры и гравюры на клыках.

Резные фигурки и разнообразные костяные гравированные бытовые предметы отличались наблюдательностью и талантом чукотских мастеров. Характерными мотивами художественного промысла становятся миниатюрные изображения оленьих и собачьих упряжек. Охота на морских животных по-прежнему играет важную роль в жизни наро-

дов Крайнего Севера. Поэтому анималистическая тема является ведущей в скульптурных работах. Хорошо зная повадки и особенности животных, постоянно наблюдая их во время охоты, мастера выбирают для изображения самые типичные моменты движения, самые важные моменты борьбы. Охота на моржа или схватка медведя с собаками полны напряжения и динамики, убедительны и правдивы при известной условности в передаче пространства и трактовки формы. Художники передают свое уважительное отношение к диким животным, подчеркивая их мощь и природную красоту. При небольшом размере скульптуры, которая может легко уместиться в ладони, мастера лаконичными средствами дают точную характеристику животного, акцентируя самые необходимые детали. Ритм в чередовании фигур охотников и животных (если, например, изображается сцена охоты) создает выразительную группу, в которой хорошо просматривается движение, а верно выбранный силуэт подчеркивает декоративность скульптуры. На боковой стороне подставки, как правило, резался гравированный рисунок, дополняющий рассказ об охоте или другом событии, зафиксированном в персонажах скульптуры. Сочетание двух видов искусства - скульптуры и гравюры - подчеркивает и расширяет содержание изображаемого события. Также в современной гравировке произошли значительные изменения: повысилось мастерство рисунка, обогатился цвет, расширился круг сюжетов, усовершенствовалось и усложнилось построение многофигурной композиции. В то же время мастера сохранили ценные черты чукотско-эскимосского искусства: скупость художественных средств, выразительность скульптурных образов.

В якутском косторезном искусстве нашли яркое воплощение особенности этнического мышления народа саха и традиции, передававшиеся из поколения в поколение. В XVIII веке якутские мастера следовали традициям холмогорского косторезного искусства, подражая предметам, привезенным переселенцами и путешественниками с Русского Севера. Но так как якутские резчики обладали навыками обработки дерева и бересты, используя технику плоскорельефной и ажурной резьбы, то и в косторезном искусстве они в очень короткий срок выработали собственный национальный стиль. В основе лаконичной выразительности якутской резьбы по кости лежит обобщенная пластика форм, сочетающаяся с изощренной изобразительной повествовательностью и строгостью декоративного оформления. Определилось формирование косторезного промысла как одного из ярких видов местного народного творчества.

Во второй половине XIX столетия усилилась ориентация на объемную резьбу, которая получила широкое развитие и в XX веке. В жанровых композициях, посвященных жизни сибирского наро-

да, проявился интерес мастеров к пространственной взаимосвязи фигур и предметов. В 1924 году якутские мастера объединились в артель «Муосчут» («Косторез»), но спустя год она распадается. В 1930-х годах в промартели «Ширпотреб» открывается косторезный цех, где начинают заниматься изготовлением бытовых предметов: гребней, мундштуков, трубок. Во второй половине 40-х годов

XX века в косторезном искусстве наметилось стремление переосмыслить богатые традиции местной художественной резьбы по бивню мамонта. В 1945 году в Якутии создается художественное училище, что способствует становлению косторезного искусства. Опираясь на народные традиции якутской резьбы, художники разработали якутскую орнаментацию. В 1968 году в Якутске организуется фабрика «Сардаана», которая объединяет мастеров по изготовлению национальных утилитарных и декоративных изделий из природных материалов. Якутские мастера предпочитают шлифованную и полированную поверхность, любят сочетать изделия из кости и рога с другими материалами, а также украшают изделия чеканным рисунком геометрического орнамента. Ассортимент изделий включает в основном три группы: утилитарные предметы, украшенные резьбой (ножны с ручками в виде головы оленя, деревянные ножны с костяными накладками); предметы-украшения (чаще всего это серьги) и декоративные (скульптуры и скульптурные композиции «Охота на медведя» и другие). Старшее поколение мастеров, сохранивших приемы ремесла, возрождает и обогащает якутскую резную кость новыми образами и приметами преображенной жизни, тем самым определяет дальнейшие пути развития этого самобытного вида искусства.

Тобольск, один из основных российских центров резьбы по кости, основанный в результате похода Ермака в Сибирь, на протяжении XVII-

XVIII веков являлся административным, военным, культурным и религиозным центром Сибири. Первые косторезные изделия появляются в Тобольске в начале XVIII века. Наличие ископаемой мамонтовой кости, которую до сих пор находят в Сибири, а также опыт народностей, проживающих в бассейне реки Обь (ханты, манси), подсказывают возможность заниматься художественной обработкой кости и русскому населению. Вскоре организовываются мастерские, где налаживается изготовление изделий из мамонтовой кости. Ориентация мастеров на критический реализм, в русле которого развивалось русское изобразительное искусство второй половины XIX в., направляла их внимание на реалистическое изображение человека в типичной обстановке. Особенно заметно такой подход к скульптуре проявлялся в однофигурных композициях, когда образ человека имел ярко выраженные этнические признаки в лице, одежде, пропорциях. Сочувствие обездоленным, тема социальной неспра-

ведливости занимала в творчестве тобольских резчиков важное место. Рядом с этим выполнялись композиции «поездки на оленях» и другие экзотические сцены из жизни народов Севера и Сибири, которые раскупались как сувениры. Изготовлялись мастерами и недорогие предметы декоративно-прикладного искусства - шкатулки, ножи для разрезания бумаги - с применением техники инкрустации, скульптурных дополнений формы предмета.

Небольших размеров скульптурные композиции определяли основной путь художественного развития тобольских мастеров. Они изображали северных жителей, занятых своими повседневными делами (кормление собак, ловля рыбы, охота, хозяйство остяков). Персонажи скульптур вырезались отдельными фигурами и размещались на подставке. При большом количестве фигур, деревьев и чума вся скульптурная группа напоминала макет, в котором рассказ о событии был важнее художественно-пластической организации пространства.

Судьба промысла в дореволюционный период аналогична другим центрам народного искусства. В конце 1920-х годов мастера, владеющие резьбой, были объединены в артель. Возрождение ассортимента и восстановление мастерства началось с повтора типичных для старого промысла многофигурных композиций. Правда, теперь это сцены, отражающие преобразования в жизни народов Севера. Вместо чума появляются здания фактории, включается в композицию и самолет. Иногда макетные наборы приобретали большой размер и становились непонятными по назначению. Гораздо ближе к декоративной скульптуре стоят традиционные поездки на собаках или оленях, хотя принцип макетности изживается и здесь не так быстро.

С 1950-х годов в работах тобольских мастеров начинают складываться принципы композиции, приближающие скульптуру к декоративной выразительности. Сцены «поездок» приобретают единство ритма и динамики в передаче движения и расстановке фигур животных на подставке. В композициях на эту тему становится убедительнее силуэт всего построения, лаконичнее прорабатывается форма. Постепенно мастера отказываются от излишней детализации.

С переходом на выполнение изделий из зуба кашалота уменьшается размер работ и наблюдается интерес к созданию очень компактной скульптуры. Если раньше объем скульптуры расчленялся, фигура человека находилась в сильном движении, то теперь это почти монолитные куски материала, рельефная проработка которых выявляет самое необходимое для обозначения скульптурного мотива. «Старик, курящий трубку», «Мать с ребенком, делающим первые шаги», «Дети, играющие с собакой». В каждой такой скульптуре скупая лепка формы усиливается привлекательностью материала, бережно сохраняемого резчиком. Подлинная

скульптурность миниатюрной пластики окончательно вытеснила подставки, на которых раньше монтировались даже несложные двухфигурные группы.

Обозначившееся в 1960-е годы направление закрепилось в творчестве тобольских мастеров на долгие годы. Согласно такому подходу к скульптурной форме создаются и более сложные композиции, главным достоинством которых являются отказ от макетности и постоянное совершенствование пластики как средства выразительности. Современный ассортимент изделий тобольского промысла не ограничен скульптурой. В комбинации кости с деревом мастера выполняют курительные трубки, миниатюрные панно, украшения женской одежды, приборы для рабочего стола, закладки-листорезы. На темном фоне дерева твердых пород кость применяют как инкрустацию или рельефную накладку. В настоящее время зависящие от размера и назначения вещи, костяные вставки имеют как орнаментальные, так и изобразительные сюжеты.

Рассмотрев развитие традиционных центров резьбы по кости, можно отметить, что весьма плодотворными для всех были 1960-е - 1980-е годы. Как и во всем советском декоративно-прикладном искусстве, основным становится возрастание декоративного начала, внимание к текстуре материала, характерной - обобщенная пластика, в общее решение активно вводится силуэт, объемно-линейный ритм. Эти общие требования, тем не менее, давали возможность всем мастерам косторезных школ проявить творческое, индивидуальное начало, а пластические характеристики соответствовали возможностям материала. Плодотворность изучения своей национальной культуры и искусства приносит косторезам Севера и Сибири несомненный успех. Их творчество постоянно развивается, совершенствуясь в техническом и эстетическом отношении, так как искусство резьбы по кости не может развиваться без традиций и прошлых достижений. Стремление как можно лучше познать традиционное искусство, сочетание знаний с освоением нового и возможности собственной творческой индивидуальности постоянно помогают в процессе развития искусства у современных мастеров.

На рубеже XX-XXI столетий заметно меняется общая картина российского косторезного искусства. Этот период характеризуется своего рода переломом, поиском новых тем и сюжетов, новых видов и стилей, новых образно-пластических решений, новых вариантов организации производства, новых способов взаимоотношений художника и рынка. Возникает одновременное сосуществование разных стилей, линий. В целом, наиболее образно и художественно выразительные произведения создаются косторезами, обращающимися к традиционной культуре, к мифологии. Это свойственно не только для косторезного искусства: процесс возрастающего темпа культурных изменений, бы-

строй смены стилистических и образных систем, характерный для искусства в целом, привел к необходимости обращения к традициям, способным быть и ценностными ориентирами, и источниками новых форм. Искусство резной кости продолжает развиваться, несмотря на утрату многих уникальных приемов старинной техники, и с приходом современных технологических приемов работы с костью. Народные традиции живы и находят свое продолжение в работах современных мастеров.

Библиографический список

1. Абросимова А.А., КапланН.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: практ. пособие. - М.: Высш. школа, 1989. - 160 с.

2. Давыдов Исай. Тобольские косторезы. - Тюмень, 1954. - 72 с., илл.

3. Иванов В.Х. Якутская резьба по кости. - М.: Наука, 1979. - 111 с., илл.

4. Петерс Б.Г. Косторезное дело в античных государствах Северного Причерноморья. - М.: Наука, 1986. - 185 с., илл.

5. Северорусская резная кость XVIII - начала

XIX вв.: альбом. - М.: Сов. художник, 1969. -105 с., илл.

6. Уханова И.Н. Северорусская резная кость

XVIII - начала XIX века: альбом. - Л.: Сов. художник, 1969. - 112 с., илл.

7. ФедотовГ.Я. Дарите людям красоту Из практики нар. худож. ремесел: кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1985. - 255 с., илл.

8. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: учеб. пособие для средн. ПТУ. 2-е изд., пере-раб. - М.: Высш. шк., 1984. - 159 с., илл.

УДК 39

Мазалова Наталия Евгеньевна

Музей антропологии и этнографии РАН [email protected]

ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА ИЗ НЕРЕХТЫ

В статье рассматривается ритуальная деятельность целительницы из Нерехты, сакральное знание связано с представлениями биоэнергетики и других современных теорий. Автор исследует функции и статус ритуального специалиста в современном обществе и делает вывод о том, что социальные функции современных целительниц заключаются в том, что их деятельность направлена на помощь членам общества в адаптации к условиям динамически изменяющейся социальной среды.

Ключевые слова: этномедицина, целители, сакральное знание, социальный статус, социальные функции.

В настоящее время в России есть целители, обладающие традиционными «тайным знанием» и способами лечения, и целители, сакральное знание которых представляет соединение традиционных народных верований с представлениями биоэнергетики и других современных теорий. В последние годы в отечественной науке исследователи обратились к проблемам, связанным с изучением различных аспектов деятельности современных ритуальных специалистов [3; 5]. Вместе с тем недостаточно исследованными остаются некоторые вопросы, например, новые функции целителей.

В наши дни, в связи с повышением роли церкви, вновь усиливаются христианские элементы в народном православии. В последние годы появились «знающие», которые «лечат святыми». Они являются посредниками между больными и христианскими святыми, и их основная функция заключается в передаче силы или энергии святых. С одной из новых «знающих», Галиной Александровной Смирновой (1930 г.р.), я работала в г. Не-рехта Костромской области в 2005 г. Нерехта - старинный город с населением в несколько десятков тысяч человек, в советское время там были льнокомбинат, макаронная фабрика и оборонное предприятие. Сейчас многие предприятия закрыты, часть населения ездит на работу в Ярославль, в го-

роде много безработных. Следует отметить, что в Костромской области в настоящее время чрезвычайно активна церковь и высок ее авторитет: возрождаются монастыри, восстанавливаются церкви. Здесь очень много воцерковленных людей, принадлежащих к разным слоям общества. Именно к таким воцерковленным относится Галина Александровна. Она много молится, читает книги из библиотеки при монастыре. Галина Александровна -достаточно образованный человек, в прошлом -учительница со среднеспециальным образованием.

Мировоззрение Г.А. Смирновой, как и других современных «знающих», включает традиционные элементы, христианские, а также новые, почерпнутые из современных научных концепций наук о природе Вселенной и человека, среди которых -теории торсионных полей и физического вакуума. С этим связаны и изменения в практиках лечения. Наряду с традиционными способами лечения (заговорами, фитотерапией, мануальной терапией) появляются новые. В.И. Харитонова отмечает такие новые методы воздействия на человеческий организм, получающие все большее распространение среди практикующих нетрадиционное лечение, как биоэнергетическое воздействие, эниосуггестия, гипноз, оккультизм и др. [6].

Галина Александровна относится к числу «посвященных», она получила свои магические спо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.