Научная статья на тему 'Косторезное искусство Арктики'

Косторезное искусство Арктики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1871
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Родионов Г. Н.

Автор рассказывает о косторезном искусстве народов, населяющих Арктику. В материале показана история развития косторезного ремесла жителей Чукотки и Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bone-carving art of the Arctic

The author tells about bone-carving art of the peoples of the Arctic. The article presents a history of development of bone-carving handicraft of the people of Chukotka and Yakutia

Текст научной работы на тему «Косторезное искусство Арктики»

самосознания народов, в частности, должно основываться на обязательном учете достижений науки и практики межнационального взаимодействия в современных условиях [2]. Об этом нас предупреждают последние негативные события в разных регионах России, произошедшие на почве национальной неприязни.

Таким образом, раскрепощенное сознание оказывает свое влияние на все современные процессы и явления. И оно выражается практически во всех областях человеческой деятельности и обуславливает их, «управляет» ими, а также вызывает ряд существенных изменений в проблеме формирования национальной идентичности.

Литература

1. Симонян Р.Х. От национально-государственных объединений к региональным // Вопросы философии. № 3. 2005. С. 20-28.

2. Родионов Т.П. О проблеме самосознания малых народов. / / Тезисы XV ежегодной конференции «Философское осмысление судеб цивилизации», 29-30 января. М., 2002. С. 125-126.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Практикум: Учебное пособие для студенов вузов / Т.Г. Стефаненко. М.: Аспект-Пресс, 2006. 208 с.

4. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Academia, 2002. 480 с.

PG. Nikiforova

Problem of national identity in terms of function of unfettered consciousness in contemporary Russia

The author discusses an issue of national identity in context of function of unfettered consciousness in contemporary Russia. The article presents results of sociological research that is aimed at study of national identity of Sakha young people under condition of modern period.

■4НКГ

УДК 745/749

Г.Н. Родионов

КОСТОРЕЗНОЕ ИСКУССТВО АРКТИКИ

Автор рассказывает о косторезном искусстве народов, населяющих Арктику. В материале показана история развития косторезного ремесла жителей Чукотки и Якутии.

Искусство народов, проживающих в Арктике, часто называют уникальным. Люди, живущие в суровых природных условиях, создали исключительно своеобразную художественную культуру. Одно из ярких ее проявлений -резьба по кости животных. В настоящее время косторезное искусство существует лишь в нескольких регионах -на Аляске, в Якутии и на Чукотке.

Наиболее древним это искусство считается на Чукотке, где произведения, вырезанные из кости животных, были найдены на стоянках людей, датируемых 2000 лет назад. Эти находки наиболее древние в Арктике. Обнаруженные на этих стоянках многочисленные изделия и предметы из костей животных обладают высокими художественными достоинствами и имеют неоспоримую эстетическую ценность . Об этом говорят результаты первой выставки худо -жественных изделий Чукотки, проходившей в 1937 г. в Государственной Третьяковской галерее Москвы. Многие экспонаты выставки были собраны А. Л. Горбунковым.

Изобразительное творчество, по-видимому, играло большую роль в жизни чукчей и эскимосов Чукотского полуострова [1]. Следует отметить, что косторезное искусство Чукотки первых веков нашей эры имеет много общего с искусством Аляски, прослеживаются в нем и влияние древних цивилизаций Южной Сибири, а также Восточной Азии и Центральной Америки. В 1920-1930-х гг. традиции косторезного искусства народа нашли свое продолжение в работах советских художников Чукотки [2]. В это время резьба по кости животных уже выделилась в один из видов изобразительного искусства и отошла от утилитарности. В этот период художники-резчики изображали одиночные фигуры, несколько позднее - в 1950-1980-х гг. - мастера стали тяготеть к созданию многофигурных композиций. У самого известного резчика этого периода - Хухутана сюжеты произведений были связаны с охотой. В конце XX и в начале XXI вв. в косторезном искусстве Чукотки ярко проявились два основных направления. Одно из них - стрем -

ление мастеров воспроизводить уже созданные ранее и получившие широкую известность творения предыдущих резчиков или создавать вещи по «мотивам» существующих произведений в духе лучших традиций народа. Второе характеризуется разнообразием тем и сюжетов композиций, использованием вместе с костью животных самых разных природных материалов. Тем не менее резчики обоих направлений объединены обращением к наследию своих предшественников. Древнее искусство морских зверобоев отзывается в современных работах, позволяя безошибочно узнавать «чукотский» почерк.

Резьба по мамонтовой кости является визитной карточкой якутского декоративно-прикладного искусства. Она получила развитие еще в глубокой древности. Об этом свидетельствуют многочисленные находки археологов на территории Якутии. Большому распространению в Якутии искусства резьбы по мамонтовой кости способствовало изобилие сырья. В ХУІІ-ХУШ вв. из Якутии вывозили от 1500 до 2000 пудов мамонтовой кости в год. Так, за один только год в Москву, а оттуда в Западную Европу и восточные страны были отправлены бивни порядка 250 мамонтов. А.Ф. Миддендорф подсчитал, что за два столетия было вывезено клыков около 40 тысяч мамонтов [3].

Расцвет якутской резьбы по кости приходится на ХІХ в. Резные шкатулки, туалетные коробочки, шахматы, гребни, посохи, пороховницы, фигурки животных, женские украшения - эти изящные изделия из уникального материала относились к атрибутам роскошной жизни, были востребованы и вывозились за пределы Якутии. Путешественник Н.С. Щукин, посетивший Якутию в 1829 г., в своей книге «Поездка в Якутск», изданной в Петербурге в 1833 г., пишет о якутских косторезах: «Из мамонтовой кости делают они гребни, гребенки, фишки очень хорошо» [4, с. 143]. В

ХІХ в. якутские косторезы были хорошо знакомы с самы-ми разными техническими способами работы с костью. Изделия старинных мастеров поражают совершенством современных искусствоведов. Многообразны и интересны сюжеты и тематика композиций. Мастера зачастую украшают изделия изображениями львов, единорогов, драконов, двуглавого орла и других фантастических существ. Заимствованные из других культур мотивы творчески перерабатывались и имели свои характерные для якутских мастеров признаки. Но все же чаще всего косторезы изображали сцены из повседневного быта и окружающую природу: охоту, рыбалку, диких и домашних животных, народный праздник ысыах. Изделия из мамонтовой кости нередко имели утилитарное значение. Резными костяными вставками украшали предметы обихода, гребни из мамонтовой кости можно было видеть даже в небогатых семьях.

Известные косторезы начала ХХ века А.И. Говоров, К. И. Неустроев и Д.М. Никифоров были посланы якутским губернатором И.И. Крафтом совершенствовать свое умение в Земские кустарные мастерские Сергиево-Посада в Загорске, где они проходили обучение под руководством за -мечательного русского мастера резьбы И.С. Хрустачева с

1909 по 1911 годы. Якутский косторез ДМ. Никифоров еще в дореволюционные годы получил широкую известность. Более 70 его работ были приобретены для Якутского областного музея. А работа «Якутская юрта с хотоном» была приобретена музеем антропологии и этнографии АН СССР. Д.М. Никифоров стал одним из первых членов Союза художников СССР среди якутских мастеров [5].

Обучение трех якутских косторезов в мастерских Сер-гиево-Посада, по мнению искусствоведов, имело двоякое значение. С одной стороны, якутские мастера переняли богатый опыт русских резчиков, овладели приемами резьбы объемных скульптурных миниатюр в сочетании с навыками токарного ремесла, что позволило уйти от упло-щенности якутской резьбы и обрести навыки профессиональной станковой скульптуры. С другой стороны, усвоив жанровое многообразие искусства русских резчиков, они увлеклись составлением объемных тематических композиций, что было чу^до традициям якутского косторезного искусства. А также произошел крен в пользу создания сугубо утилитарных вещей, таких как кабинетные скульптурные бюсты, письменные и туалетные принадлежности, брелоки, женские украшения, бытовые предметы: ручки ножей и вилок, чубуки курительных трубок, набалдашники для тростей и пр.

Народные традиции, сложившиеся в конце Х1Х-начале

XX века под влиянием северорусской школы резьбы по кости, продолжались в косторезном искусстве последующих поколений мастеров вплоть до 1940-х гг. Переломным моментом можно считать 1947 год, когда косторез В.П. Попов создает одно из лучших произведений якутского косторезного искусства - жанровую скульптуру «Якутка у коновязей». Эта работа экспонировалась в 1948 году на Всесоюзной выставке художественной промышленности и народных ремесел в Москве. В.П. Попов - первый из якутских резчиков ушел от схематизма при создании образов. В фигуре невесты, совершающей обряд поклонения трем священным коновязям-сэргэ, соблюдаются близкие к естественным пропорции, при этом автор широко использует орнаментальные мотивы. Творчество В.П. Попова вносило совершенно новое понимание красоты мамонтовой кости. Соблюдая исконные народные традиции в жанровом отношении, он использует технику раздельной резьбы народных мастеров прошлого, стремясь «вырастить» композицию из отдельных частей. Каждая фигурка вырезается из цельного куска кости, а затем прикрепляется к поверхности подставки при помощи клея. При этом природная красота благородного материала сохраняется. Его работам присуща декоративность наряду с обобщением форм и общей монолитностью композиции. Элементы декоративного убранства придают работам В.П. Попова нарядность, праздничное звучание. Вместе с тем его произведения глубоко традиционны, национальны по духу. Позднее фольклорно-этнографический сюжет у коновяз-ного столба-сэргэ находил повторение в произведениях последующих поколений косторезов.

Обращаясь к истории косторезного искусства Арктики, нельзя обойти вниманием творчество выдающегося мастера С.Н. Пестерева, заслуженного деятеля искусств Якутской АССР. Творческий путь художника начался в 40-е годы двадцатого века. Вершиной его творчества считаются работы 1970-х - начала 1980-х гг. Наиболее известные работы этого периода, обогатившие и поднявшие на новый уровень развития якутское косторезное искусство: «Ловля оленей», «Арканщик оленей», «Прыгающий жеребец», «Журавли на отдыхе», «Оленья нарта» и др. Его творчество характеризуется стремлением сохранить целостность и красоту материала и одновременно достижением изящной декоративности за счет ажурной сквозной резьбы, ритмичностью композиций, динамикой и певучей пластикой. Многие старинные приемы тончайшей сквозной ажурной резьбы к тому времени были уже утеряны и не возрождены до сих пор. Тем большее восхищение вызыва -ет ажурная легкость работ мастера, выполненная в безупречной технике.

Невозможно в одной статье отобразить творчество всех мастеров, оставивших след в истории косторезного искусства Якутии, а значит, и всей российской Арктики. Искусство резной кости не остановилось с утратой многих уникальных старинных техник и приходом современных технологических приемов работы с костью. Народные традиции живы и находят свое продолжение в работах молодых мастеров

[6]. Такие известные профессиональные художники-косторезы, как В.Н. Амыдаев, Ф.И. Марков, K.M. Мамонтов, Г.Н. Родионов, A.A. Винокуров, A.B. Андреев и другие не менее талантливые творцы, по мнению искусствоведов, берут корни в традициях своего народа, оставляя надежду на сохранение и развитие косторезного искусства.

Литература

1. Бронштейн М.М., Карахан И.Л., Широков Ю.А. Резная кость Уэлена. Народное искусство Чукотки. М.: Изд-во «Свя-тигор». М., 2002. 97 с.

2. Диков H.H. Древние костры Камчатки и Чукотки. Магадан: Магаданское книжное издательство, 1969. 207 с.

3. Габышев Л.М. Малоизвестные якутские косторезы XIX и начала XX веков // Материалы научно-творческой конференции по вопросам якутского декоративно-прикладного искусства. Якутск, 1966. С. 47.

4. Иванов В.Х. Якутская резьба по кости. М.: Наука, 1978. 104 с.

5. Гаврильева P.C. Мастера народного прикладного искусства Якутии // Творчество художников Советской Якутии. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1990. С. 66-77.

6. Габышева А.Л. Народное и декоративно-прикладное искусство // Искусство Якутии. Якутск: НКИ «Бичик», 2005. 121 с.

G.N. Rodionov

Bone-carving art of the Arctic

The author tells about bone-carving art of the peoples of the Arctic. The article presents a history of development of bone-carving handicraft of the people of Chukotka and Yakutia.

■ФФФ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.