ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В КРУЖКЕ «ЮНЫЙ КОСТОРЕЗ»
Работа представлена кафедрой педагогики начального обучения Педагогического института Якутского государственного университета им. М. К Аммосова.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Д. Неустроев
Подняты вопросы художественного образования и эстетического воспитания личности в условиях общеобразовательной школы. Раскрыты педагогические условия, которые способствуют творческому и духовно-нравственному развитию школьников в процессе занятий в кружке «Юный косторез».
Ключевые слова: педагогические условия, художественное образование, искусство, мамонтовая кость, косторезное ремесло, творчество, школьный кружок, эстетическое воспитание, декоративное, прикладное, саха, Якутия.
G. Rodionov
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SCHOOLCHILDREN’S CREATIVE DEVELOPMENT IN THE CLUB “YOUNG BONE CARVER”
The paper is devoted to the problems of art education and aesthetic upbringing of a person at general education school. The author reveals pedagogical conditions that
promote creative and moral development of schoolchildren studying at the club “Young Bone Carver”.
Key words: pedagogical, conditions, art, education, mammoth, bone carving, craft, creative work, hobby group, school, aesthetic, upbringing, decorative, applied, Sakha, Yakutia.
Развитие современной производственной инфраструктуры в экономике всего Дальневосточного региона, включая Республику Саха (Якутия), требует повышенного внимания к формированию поколения, имеющего развитые способности к прикладному ремеслу, промышленному производству, способности к инструментально-операторским действиям.
Занятия народными ремеслами охватывают широкий круг вопросов производственной техники, технологии и практического ознакомления с ними. В отличие от других учебных дисциплин они дают возможность учащимся не только получать представления о тех или иных видах деятельности, но и развивать свои способности.
Занятия в кружке «Юный косторез» предоставляют большие возможности для воспитания у школьников интереса к творческому процессу. Так, в кружке занимаются школьники 9-16 лет 2 раза в неделю по 2 часа. Группы подбираются так, чтобы в них было не более 10 учащихся - такое количество детей позволяет учителю во время занятий без напряжения уделять внимание каждому своему воспитаннику. Школьники учатся работать с уникальным природным материалом -бивнем мамонта.
Существуют специальные технические стандарты и правила безопасности работы с инструментами. Они должны неукоснительно соблюдаться. Например, помещение для работы кружка должно быть достаточно просторным - около 40 кв. м - с хорошим дневным освещением, подсобными комнатами, водопроводом, а также иметь хорошее электрическое освещение, чтобы свет от них падал на объект работы (мамонтовую кость) во время работы под углом 45 градусов. Оборудование помещения кружка обязательно включает: стол-верстак, стул твердый (дере-
вянный), бормашины заводского производства. Необходимы и соответствующие инструменты для резьбы: стамески, ножовки по металлу, набор слесарных напильников, надфилей всех форм, сверлильный и токарный станки, электрическое точило и другие.
Учитель тщательно наблюдает за отношением учащихся к занятиям. Заметив интерес ученика к какой-либо теме, он дает индивидуальные задания теоретического и практического характера, стремится расширить и углубить знания ученика об интересующем его объекте. Вовремя отмечая те или иные успехи, учитель постепенно прививает учащимся устойчивый характер зародившемуся интересу к резьбе по кости.
Необходимо хорошо знать возрастные возможности учеников, чтобы творчески их использовать при решении различных задач. Школьник может начать заниматься в кружке в любом возрасте, и руководителю надо проявить гибкость при составлении индивидуальных программ кружка с учетом возраста и возможностей своих воспитанников [2, с. 11]. Дети могут быть не равны не только по возрастным возможностям, но и по природным данным. Надо понимать, что занятия в кружке не профессиональное обучение. Поэтому необходимо уделять одинаковое внимание всем членам кружка, независимо от успешности их занятий. Чрезмерное требование к ученику и критика его работы могут погасить интерес и увлеченность новым делом. Важно, чтобы творческое начало было заложено в каждом ученике, учителю необходимо искать способы раскрытия способностей детей. Поскольку задачей кружка является главным образом общее эстетическое, а не только художественное развитие школьников, то именно эстетическому воспитанию и должно всегда отдаваться предпочтение.
Руководитель кружка, индивидуально работая с ребенком, подбирает ему соответствующие его возрасту и возможностям задания, определенный режим работы, ориентирует на тот или иной вид деятельности. В индивидуальном подходе к творческому развитию школьников главным остается развитие личности в органическом единстве общих требований и личных особенностей. Как бы ни был своеобразен, оригинален, талантлив ученик, его личные качества формируются в коллективе, в нашем случае - в кружке.
Занятия изобразительным творчеством, обучение ремеслам, приобщение детей к декоративно-прикладному, народному искусству включают учащихся в высокий план творческих поисков. На различные индивидуальные особенности школьников занятия прикладным искусством воздействуют неодинаково. Физически ребенка развивает сам процесс деятельности, а нравственно его личность формируется через те отношения, которые складываются в процессе общения между учащимися: как они взаимодействуют, какие силы их развивают?
Задача руководителя - сформировать сплоченный коллектив, чтобы каждый отдельный член кружка чувствовал свою сопричастность с ним и был предан его интересам. Здесь создается творческое общение. Какова деятельность и ее ориентация - таковы отношения, складывающиеся между детьми; каково общение - таковы качества, формирующиеся у личности.
Для развития личности ребенка нужна всесторонняя деятельность: не только умственная, но и эстетическая. Управляя деятельностью детей, мы можем следить за их развитием с точки зрения педагогического предвидения. Для этого нужно знать условия формирующего влияния деятельности, связанной с изобразительным искусством и ремеслом. Воспитательные возможности изобразительного творчества в деле духовно-нравственного формирования личности
безгранично велики. В творчестве воспитываются не отдельные качества ученика, а личность в целом, т. е. не только творческая активность, дисциплинированность, ответственность, а целостная личность.
Национальная культура, традиционные виды искусства и ремесел создают возможность и условия в формировании у детей духовности, доброты, отзывчивости, чувства сопричастности к судьбе своего народа. Приобщение школьников к национальным видам творчества способствует развитию художественного вкуса, формированию эстетической культуры, воспитывает уважение к родной культуре.
В условиях целенаправленного обучения и воспитания искусство побуждает у подростков стремление к созидательности, вызывает у них волевое напряжение и эмоциональный подъем. А без воздействия на чувства невозможно воспитание убежденного человека, личности. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность искусства доходчива и имеет большое значение для эстетического воспитания, а также профессионального становления личности [2, с. 99].
Высокие воспитательные возможности различных видов декоративно-прикладного искусства заключены в самой их основе, базирующейся на народном творчестве, сочетающей в себе эстетическое начало с промышленной технологией и ручным трудом. Ручной творческий труд, составляющий основу трудовой деятельности народных художественных промыслов, - это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других.
Занятия резьбой позволяют видеть красоту природы, работая с натуральными материалами - мамонтовой костью, деревом, камнем. Это способствует формированию у детей художественного вкуса и творческого
зрительного восприятия. Наблюдая природу, готовя рисунки и эскизы для дальнейшего воплощения в материале, школьники приучаются анализировать натуру, отыскивают в ней незаметные с первого взгляда эстетические свойства. В частности, умение по-особому видеть мир является одним из компонентов эстетической оценки окружающей действительности. Природа не только подсказывает школьникам сюжеты для их декоративных композиций, но и является для них источником глубокого эстетического наслаждения. Ведь именно в природе, в окружающей жизни народные мастера черпали и продолжат черпать образы для своих произведений. В результате преобразования материалов в декоративные формы и образы у детей формируются художественные и трудовые навыки. На занятиях резьбой по мамонтовой кости элементы эстетического и трудового воспитания настолько взаимосвязаны, что трудно разделить, когда развиваются художественные навыки, а когда трудовые [3, с. 28].
Здесь органично сочетается решение творческих задач с необходимостью овладения приемами тех или иных ремесел, с приобретением определенных трудовых навыков при воплощении замыслов. Различного рода инструменты и приспособления, используемые для создания произведений прикладного искусства, являются средством воздействия на материал. Но и сами инструменты могут быть объектами труда, так как многие из них школьники должны изготовить самостоятельно [2, с. 17].
Обучение традиционным видам прикладного народного творчества включает в себя все познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, наблюдательность, мышление, речь [3, с. 56].
Определение целей эстетического обучения и воспитания обусловливает выполнение социального заказа общества, предъявляемого школе. При обосновании целей важно учитывать как накопленный материальный и духовный потенциал, так и общественные условия, в которых предстоит жить и работать будущим поколениям. Следовательно, при определении целей образования находит отражение все то положительное, что уже было достигнуто школой реально, и то, чего она может достичь в будущем.
Вместе с качеством выполнения социальных целей эстетическое обучение и воспитание, воздействуя на личность, обогащает ее эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, стремлению к самореализации и проявлению личностных качеств. Все это в конечном итоге позволяет интегрировать личность в этнокультурную, общероссийскую и мировую среду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванов В. Х. Якутская резьба по кости. М.: Наука, 1979.
2. Пестерев С. Н. Советы умельцам. Якутск: Якуткнигоиздат, 1972.
3. Шпикалова Т. Я. Технология. Художественный труд. М.: Просвещение, 2008.