УДК 74 DOI: 10.34130/2223-1277-2019-3-223-236
с. л. Чернышова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
Санкт-Петербург
Особенности косторезного искусства Чукотки
Статья посвящена выявлению основных факторов и процессов исторического развития косторезного искусства береговых чукчей и азиатских эскимосов. Основная тематика изделий чукотско-эскимосского косторезного искусства связана с особым мировосприятием окружающей действительности палеоазиатских этносов, основанным на высокохудожественном вкусе, прирожденной наблюдательности, зрительной памяти, а также хороших знаниях анатомического строения того или иного животного. Своеобразное косторезное искусство Чукотки занимает исключительное место в арктической циркумполярной цивилизации.
Ключевые слова: косторезное искусство, художественные промыслы, арктические этносы, этнокультура, арктическая цивилизация.
S. L. Chernyshova
Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Peculiarities of the Chukotka bonecarving art
The article is devoted to identifying the main factors and processes of historical development of bone-carving art of the coastal Chukchi and Asian Eskimos. The main theme of the Chukchi-Eskimo bone-carving art products is associated with a special worldview of the surrounding reality of the Paleo-Asian ethnic groups, based on a highly artistic taste, natural observation, visual memory, as well as good knowledge of animal anatomical structure. The peculiar bonecarving art of Chukotka occupies an exceptional place in the Arctic circumpolar civilization.
Keywords: Bone carving art, crafts, arctic ethnic groups, ethnoculture, arctic civilization.
© Чернышова С. Л., 2019
Введение
Современная социокультурная ситуация России характеризуется ростом интереса общества к уникальным традициям этнической культуры, формированием новых ценностно-мировоззренческих ориентиров. Этот интерес связан прежде всего с выявлением проблем сохранения и развития этнических культур.
Адаптационная способность выживать в суровых природно-климатических, ландшафтно-географических условиях Арктики, специфические особенности мировоззрения и мироощущения, высокие художественно-эстетические задатки автохтонных арктических этносов способствовали формированию уникальных художественно-выразительных средств изображения окружающего мира, созданию образов восприятия и передачи этого «видения» в искусстве. Данная особенность автохтонных народов Арктики ярко отражена в чукотско-эскимосской танцевально-пластической, музыкально-песенной культуре, а также в декоративно-прикладном искусстве и художественных промыслах, особое место в котором занимает косторезное искусство. Художественно-образное мышление, гармоничное сосуществование с природой и наблюдательность сформировали из охотников-морзверобоев искусных мастеров резьбы и гравировки по кости. Традиционный художественный промысел, связанный с резьбой и гравировкой по кости промысловых животных, — яркое и уникальное проявление художественно-изобразительного творчества палеоазиатов Арктической пустыни. Уникальность и эксклюзивность данного феномена художественной культуры, как полагают М. Бронштейн, И. Карахан и Ю. Широков, заключаются также в том, что: «Распространенное когда-то по всему Северу, косторезное искусство существует в наши дни лишь в нескольких ареалах, главным образом, на Аляске, в Якутии, а также в Чукотском автономном округе. Причем именно на Чукотке оно сохранилось в наиболее полном объеме, именно здесь продолжают развиваться стилистические традиции, утраченные художниками других арктических регионов» [1, с. 2]
Надо отметить, что косторезное искусство Чукотки, имеющее многолетние уникальные традиции и до настоящего времени сохранившее свои архаические черты, занимает исключитель-
ное место в общероссийской и мировой художественной культуре. Художественная обработка моржового клыка стала для чукотских и эскимосских мастеров-косторезов некой этнической философией.
Основная часть
Исследованию особенностей развития традиционного художественного промысла чукчей и эскимосов посвящены труды:
B. В. Антроповой, С. А. Арутюнова, А. В. Бакушинского, В. Г. Богораза, Ю. В. Бромлея, М. М. Бронштейна, Б. Василевского, В. М. Василенко, И. С. Вдовина, Н. И. Вуквукай, Н. Л. Гондатти, А. Л. Горбункова, И. С. Гуревича, А. К. Ефимовой, Е. Зиберт, С. В. Иванова, З. И. Ивановой-Унаровой, Н. И. Каплан, И. Л. Карахан, М. Кирьяк (Дикова], Е. Н. Клитиной, Н. В. Кочешкова, С. П. Крашенинникова, И. П. Лаврова, Т. Б. Милянской, Н. П. Мосоловой, А. П. Окладникова, Е. П. Орловой, Н. П. Отке, Г. Н. Родионова, И. И. Романова, С. И. Руденко, Д. А. Сергеева,
C. А. Семенова, П. Я. Скорика, В. А. Тишкова, М. В. Хабаровой, А. Я. Чадаевой, Л. И. Чубаровой, Ю. А. Широкова [2—6, др.].
В работах данных исследователей дается подробное описание становления уникального художественного творчества коренных малочисленных народов Чукотки, связанного с косторезным промыслом, выявляются основные его виды (скульптурное изображение, гравировка по кости, плоскорельефная резьба], даются искусствоведческий анализ произведений из кости и биографические описания выдающихся чукотских мастеров и мн. др.
На основании теоретического и сравнительного анализа искусствоведческой и этнографической литературы, освещающей особенности косторезного промысла Чукотки как вида искусства, были определены основные факторы и процессы исторического развития чукотского косторезного искусства, обусловленные социально-культурными особенностями и традициями национальной культуры палеоазиатских этносов Чукотского полуострова:
— I—V вв. (древнеберенгоморский период) — появление рельефной резьбы, создание первых зооморфных и антропоморфных скульптур из клыка моржа (амулетов], в форме упрощенных фигурок полярных животных, птиц и человека, которыми украшали предметы быта и охоты, одежду;
— вторая половина 1-го тысячеления н. э. (пунукский период) — изменение криволинейного гравированного орнамента анималистических скульптур на геометризированный, прямолинейный;
— XVIII—XIX вв. — развитие малой скульптуры анималистического характера, украшенной гравированным орнаментов в виде точек, полосок;
— начало XIX в. — появление первых орнаментальных гравированных изображений на бытовых предметах и на целом моржовом клыке;
— вторая четверть XIX в. — распространение более разработанной реалистической скульптуры в виде фигурок с характерными выразительными чертами того или иного арктического животного;
— начало и серединаXIXв. — изготовление скульптурных гравированных изделий из целой кости моржа в форме сувениров, не имеющих высокого художественного значения, предназначенных для обмена с торговцами;
— середина XIX в. — расширение ассортимента художественных изделий из кости моржа утилитарного и декоративного назначения, отражающих быт побережных чукчей и азиатских эскимосов;
— середина XIX в. — создание произведений из клыка моржа на тему «Жизнь арктических зверобоев»;
— первая половина XIX — начало XX в. — создание сюжетного гравировочного рисунка (графическая композиция] на цельном моржовом клыке;
— первая половина XX в. — развитие плоскорельефной резьбы по кости моржа (клыки с барельефными изображениями];
— 20— 30-е гг. XX в. — совершенствование приемов сюжетной гравировки на моржовых клыках;
— 20— 30-е гг. XX в. — становление гравировки как самостоятельного вида чукотско-эскимосского искусства и определение пути его дальнейшего развития (п. Дежнев, п. Наукан);
— 1928 г. — организация первых учебных групп, кружков, бригад резчиков по кости на основе Чукотской культбазы в с. Сиреники и с. Чаплино;
— 1931 г. — создание первой профессиональной косторезной мастерской в с. Уэлен, предназначенной для организации косторез-
ного художественного промысла на Чукотке, профессионального обучения и подготовки мастеров;
— начало 30-х гг. XXв. — разработка Научно-исследовательским институтом художественной промышленности (НИИХП] специальной программы, направленной на сохранение и развитие художественных традиций народов Чукотки;
— 30-е гг. XXв. — появление изображений, выгравированных на клыках, отражающих окружающую реальную действительность арктических жителей Чукотки;
— 30-е гг. XX в. — появление ажурной резьбы в обработке резной кости у чукчей и эскимосов;
— 1933 г. — появление первых чукотских и эскимосских женщин-косторезов;
— 30-е г. XX в. — обогащение цветовой гаммы графических композиций на клыке моржа, связанной со сменой черно-белых гравированных изображений на многосложные и многоцветные композиции;
— середина 30-х гг. XX в. — создание произведений из клыка моржа на тему фольклора;
— конец 30-х — начало 40-х гг. XX в. — демонстрация гравированных клыков и скульптурных изделий чукотских мастеров на всесоюзных и международных художественных выставках (например, Государственная Третьяковская галерея, выставочные павильоны Брюсселя (Бельгия], Монреаля (Канада], Осаки (Япония]];
— 30—50-е гг. XXв. — усовершенствование орудий для обработки кости (появление электрооборудования и электроинструментов в работе резчиков и граверов];
— 40-е гг. XX в. — изготовление предметов декоративно-прикладного характера и европейского обихода, а также сувениров, предназначенных для музеев и выставок;
— 30—70-е. гг. XX в. — изменение тематики гравировки кости и скульптурных композиций из нее, отражающей социально-экономические и культурные преобразования советской Чукотки;
— 40—50-е гг. XX в. — создание многофигурных изображений скульптуры (многофигурная скульптурная композиция] из кости моржа;
— 40—50-е гг. XX в. — включение в скульптурные композиции графических изображений (скульптура на подставке, украшенной гравировкой);
— начало 50-х гг. XX в. — обогащение коллекций фонда Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника художественными изделиями из кости;
— начало 50-х гг. XXв. — обогащение коллекций Музея антропологии и этнографии Академии наук СССР художественными изделиями из резной кости;
— 50-е гг. XX в. — совершенствование круглой скульптуры малых форм;
— вторая половина XX в. — создание декоративных предметов с использованием различных материалов: кусочков крашеной кости, китового уса, сухожилий оленя, использование различных оттенков кости;
— 60-е гг. XX в. — объемная резьба из мамонтовой, поделочной кости и рога оленя;
— 1965 г. — основание Магаданской фабрики резьбы по кости и рогу оленя;
— 70—80-е гг. XX в. — возрождение традиций создания браслетов, брелоков, декоративных подвесок из клыка моржа;
— 80-е гг. XX в. — начало художественных работ со скелетной костью моржа и кита, рогом оленя и лося, бивнем мамонта;
— 80-е гг. XXв. — включение в гравированные клыки мотива орнамента I тысячелетия нашей эры (орнаментальная композиция);
— конец XX в. — использование аппликативного метода в косторезном искусстве, основанного на наложении оленьего волоса в при-креп;
— конец XX — начало XXI в. — усовершенствование приемов и техники круглой скульптуры, рельефной резьбы (плоскорельефная резьба, барельеф и горельеф], ажурной резьбы и цветной гравировки;
— конец XX — начало XXI в. — использование в косторезном искусстве чукчей и эскимосов техники инкрустации, основанной на включении в изделие различных материалов (клык моржа и кость кита, клык моржа и дерева);
— конец XX — начало XXI в. — появление в уэленской скульптуре произведений жанрового характера.
Именно эти факторы и процессы обусловили сохранность многовековых традиций чукотско-эскимосской художественной обработки кости, которая, пройдя длительный и сложный путь развития, из простого изготовления утилитарных предметов быта, выработала свой собственный этнический художественно-творческий стиль и преобразовалась в уникальный вид художественного искусства народов Чукотки, представленного круглой скульптурой, рельефной резьбой и гравировкой по кости.
Выявляя особенности развития косторезного искусства Чукотки, необходимо отметить, что основное место в нем занимает процесс создания изображений и образов полярных животных. Во-первых, это обогащало знания морских охотников и оленеводов об окружающей их природе. Именно на основе постоянных наблюдений за повадками животных в процессе морской охоты, хороших знаний их внутреннего строения формировалась уникальная художественная техника объемного изображения этих животных в природном материале (по кости]. Во-вторых, способствовало изменению отношения человека к окружающей арктической природе, многие ее явления становились ему понятнее. Собственно благодаря развитию искусства создания изображения полярных животных из кости побережные чукчи и азиатские эскимосы приобрели возможность почувствовать себя неотъемлемой частью Арктики.
На наш взгляд, преобладание зооморфного декора в традиционном косторезном промысле коренных малочисленных народов Чукотки является неким проявлением их этнической ментальности. В своих произведениях мастера-косторезы искусно передают характерные позы животных, их манеру, повадки, поведения в естественных условиях. Например, в искусстве мелкой пластики середины XX века среди чукотских косторезов популярны сюжеты, ярко отражающие поединки крупных хищников (моржей, белых медведей и др. животных]. Помимо тревожных сцен, в скульптурных группах мастерски изображаются нежные чувства животных, проявляемые ими к своим детенышам.
Скульптурные композиции на тему, связанную с морским зверобойным промыслом, оленеводством, рыболовством, также занимают особое место в работах косторезов Чукотки. Все эти повествовательные изображения дают глубокое представление о специфике ведения этих видов хозяйств у автохтонных народов Чукотского полуострова.
Уникальным явлением, не имеющим аналогий в современном многонациональном российском искусстве, является отражение в искусстве чукотской гравировки фольклорных мотивов. Сказочно-фольклорные сюжеты в графических изображениях на клыках характерны для первой половины XX века. «В середине 1930-х годов мастер Рыпхыргин из эскимосского поселка Наукан впервые выполнил на клыке гравировку на сюжет народной сказки о глупом великане Келе («Черт и девки»). С тех пор фольклорные сюжеты прочно вошли в практику многих художников» [6, с. 7]. Таким образом, в данном виде народного творчества наблюдается тесное единство устного и изобразительного начала. Примечательно и то, что у каждого гравера один и тот же сюжет мог иметь авторскую интерпретацию, благодаря чему персонажи получали индивидуальную трактовку и отличительный пейзаж.
В процессе культурно-исторического развития для чукотско-эскимосского косторезного искусства выделились два основных направления: мелкая пластика и сюжетная гравировка. Основным материалом для создания изделий служил моржовый клык. Характеризуя моржовый клык как основной материал для художественной резьбы по кости у чукотско-эскимосских мастеров, Н. И. Каплан отмечает его уникальные природные особенности. «Костная ткань моржового клыка плотная, что называется литая; поверхность клыка хорошо полируется и может быть отполирована до зеркального блеска; цвет кости приятный, живой, чуть желтоватый» [4, с. 64] Помимо художественных изделий из кости моржа, резчики изготавливали самые разнообразные утилитарные вещи, необходимые в быту. «Совсем недавно целые клыки моржа употреблялись как полозья для ручных саней; из моржовой кости изготавливались части собачьей упряжки, рыболовные крючки, скребки для обработки кожи и другие промысловые предметы. В более от-
даленном прошлом кость почти целиком заменяла металл; из нее, кроме вышеназванных предметов, изготавливались наконечники стрел, копий, дротиков, посуда, рукояти ножей, застежки для поясов и многие другие бытовые вещи» [2, с. 5].
В дальнейшем чукотские мастера-художники стали использовать кости и других морских животных, например скелетную кость кита. Несмотря на то что она уступает моржовой кости, кость кита все же обладает некоторыми преимуществами. Как отмечает Н. И. Каплан: «Конечно, скелетная кость кита не так красива сама по себе и не так благородна по структуре и цвету. Но все же кость достаточно крупная, массивная и представляет собой естественный, природный, типично северный материал. По сравнению с прежними скульптурами из моржового клыка скульптуры из китовой кости более чем в два раза крупнее, поверхность их лишена блеска, поскольку исходный материал плохо поддается полировке. Но пластическая выразительность, образная убедительность, присущая чукотской скульптуре, остается на прежнем высоком уровне» [4, с. 71—72].
В современном косторезном искусстве нашли широкое применение рога оленя или лося, на наш взгляд, прежде всего за счет его качественных характеристик: как наиболее мягкого и легко поддающегося обработке материала, который после обработки и полировки приобретает разнообразные декоративные качества, в том числе богатство тона и цвета [7, с. 239].
Итак, среди материалов для создания предметов косторезного искусства наиболее распространенными у мастеров-резчиков Чукотки являются моржовая кость, скелетная кость морских животных (диски позвоночника кита], зуб кашалота, бивень мамонта, рог оленя, лося.
Необходимо отметить, что именно чукотское косторезное искусство характеризуется тем, что оно сохранило свои специфические особенности в наиболее полном объеме и развило стилистические традиции, которые, к сожалению, утрачены косторезами других регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Положительные тенденции наметились в современном развитии косторезного искусства Чукотки. Так, Н. И. Вуквукай отмечает:
«Сегодня косторезный промысел на Чукотке — неотъемлемая и самобытная часть художественной культуры. Древнему ремеслу обучаются дети в школах искусств, Чукотском многопрофильном колледже, где им преподают основы мастерства опытные резчики» [3, с. 140]
В ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж» (г. Анадырь) успешно осуществляется дополнительная подготовка специалистов в области традиционной культуры и искусства народов Севера. Обучение косторезному искусству здесь осуществляется в форме секционных занятий, которые проводятся в рамках творческой лаборатории «Народные художественные промыслы народов Севера».
Особое значение в сохранении и развитии чукотского косторезного промысла приобретает деятельность социокультурных институтов, среди которых выделяется Фонд национальной культуры, сформированный общественным объединением «ЭйнВэв». Его деятельность направлена на возрождение уникальных техник чукотского косторезного искусства, в том числе и передачу этих знаний молодым мастерам. Фонд также организует внеучебную деятельность в рамках творческих кружков, действующих при школах, домах творчества, а также при музеях и музейных центрах Чукотского автономного округа. Например, в Билибинском районном краеведческом музее им. Г. С. Глазырина на протяжении многих лет плодотворно ведется обучение молодежи основам косторезного искусства. Занимаясь в студии, школьники приобретают уникальные знания по художественным традициям народов Севера с учетом современных тенденций и направлений. Обучают школьников косторезному промыслу Чукотки Дьячков Александр Иванович (эвен, родом из с. Омолон Билибинского района ЧАО) и Рультырей Александр Сергеевич (чукча, родом из села Кепервеем Билибинского района ЧАО). Творческие работы данных мастеров неоднократно выставлялись на Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера» (г. Москва).
Музейный центр «Наследие Чукотки» является на сегодняшний день крупным фондовым собранием косторезной коллекции заслуженных мастеров — резчиков по клыку моржа и граверов, а так-
же произведений молодых косторезов, позволяющих проследить новые тенденции в этом виде народного художественного промысла [5, с. 75].
Эффективными мерами сохранения, поддержки и развития народных художественных промыслов Чукотского автономного округа является ежегодная окружная выставка-ярмарка «Пеликен», организуемая в г. Анадыре на базе Музейного центра «Наследие Чукотки». Среди основных задач выставки-ярмарки необходимо выделить следующие:
— стимулирование творческого потенциала мастеров народных художественных промыслов ЧАО;
— выявление традиций, современного состояния и перспектив развития народных художественных промыслов и художественных ремесел ЧАО, в том числе сувенирного производства;
— развитие преемственности и новаторства в области передачи традиций народных художественных промыслов Чукотки [8].
Целью Художественной галереи «Кайныран» (г. Анадырь] является охрана памятников истории и культуры Чукотского автономного округа, а также актуализация традиционного косторезного искусства побережных чукчей и азиатских эскимосов. На выставках, организованных галерей, проходят презентации творческих работ молодых мастеров-косторезов, благодаря этому получили известность мастера, выполняющие свои работы из оленьего рога и скелетной кости кита в необычной технике.
На сегодняшний день одним из самых крупных в мире центров изобразительного искусства аборигенных народов Арктики остается Центр развития народных промыслов «Уэленская косторезная мастерская им. М. Вуквола» (директор — Оськин Анатолий Александрович]. Уэленская косторезная мастерская — самый узнаваемый бренд традиционной художественной культуры, народного искусства России. Косторезная мастерская Уэлена ежегодно становится участником ведущих региональных, российских и международных выставок, популяризируя самобытное изобразительное искусство чукчей и эскимосов Чукотки.
В сохранении и развитии косторезного искусства Чукотского полуострова особую роль играет Институт народов Севера РГПУ им.
А. И. Герцена (далее — ИНС Герценовского университета). В кабинете ДПИ и художественных промыслов коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока при кафедре этнокультурологии ИНС Герценовского университета проводятся лекционные и практические занятия, на которых студенты бакалавриата и магистратуры изучают историю косторезного искусства и приобретают начальные навыки обработки кости (клыка моржа, бивня мамонта, рога оленя). Занятия проводит народный мастер Чукотки, член Союза дизайнеров России, член союза художников России, старший преподаватель кафедры этнокультурологии ИНС Герценовского университета Елена Станиславовна Реснайс. «На занятиях в процессе преподавания основ ДПИ ведется поиск способов сочетания традиционных и современных техник мастерства, совмещения природных и синтетических материалов изделия, а также способов актуализации творческих методик, имеющих достаточно древнее происхождение, возникших в ином, часто утраченном культурном контексте» [8, с. 239]. Авторские работы Е. С. Реснайс имеют особую роль в современном чукотско-эскимосском косторезном искусстве.
Выводы
Уникальное специфическое искусство чукотских косторезов играло важную роль в становлении и развитии художественной культуры Чукотки, оставив заметный след в арктической циркумполярной цивилизации. Тематические сюжеты скульптуры и графические рисунки косторезного искусства Чукотки отражают этническое своеобразие убедительного пластического отображения окружающего мира, характерного для сурового арктического региона, и этническую культуру коренных арктических жителей.
Современная художественная резьба по кости народов Чукотки переживает активную фазу творческих поисков, создавая образ циркумполярной цивилизации. Именно эта особенность позволяет поддерживать историческую связь с предшествующими поколениями, обусловливает устойчивое развитие Арктики.
Библиографический список
1. Бронштейн М. М., Карахан И. Л., Широков Ю. А. Резная кость Уэлена. Народное искусство Чукотки. М.: Святигор, 2002. 100 с.
2. Антропова В. В. Современная чукотская и эскимосская резная кость // Сборник Музея антропологии и этнографии: [научные статьи] / Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР; отв. ред. С. П. Толстов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. 554 с.
3. Вуквукай Н. И. Декоративно-прикладное искусство на Чукотке: история и перспективы развития // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 1.
4. Каплан Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1980. 125 с.
5. Романова И. И. Косторезное искусство Чукотки // Культура и искусство Арктики: Научно-популярный журнал. 2015. № 1 (1).
6. Хабарова М. В. Народное искусство Чукотки. Л.: Художник РСФСР, 1978.
32 с.
7. Чернышова С. Л., Реснайс Е. С. Преподавание основ декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов народов Севера, Сибири и Дальнего Востока кафедрой этнокультурологии Института народов Севера Герценовского университета // Реальность этноса. Роль образования, культуры и литературы в формировании российской гражданской идентичности: сборник статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Института народов Севера Герценовского университета, Санкт-Петербург, 10—12 ноября 2015 г. / под науч. ред. И. Л. Набока. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. 503 с.
8. Урванцев В. В. V выставка-ярмарка народных художественных промыслов Чукотского автономного округа «Пеликен-2018». URL: http://anadir. monavista.ru/news/2510265/ (дата обращения: 15.01.2018)
References
1. Bronstein M. M., Karakhan I. L., Shirokov Yu. A. Reznaya kost' Uelena. Narodnoe iskusstvo CHukotki [Carved bone of Uelen. Folk art of Chukotka]. Moscow, Svyatigor Press, 2002, 100 p. (In Russ.)
2. Antropova V. V. Sovremennaya chukotskaya i eskimosskaya reznaya kost' [Modern Chukchi and Eskimo carved bone]. Sbornik Muzeya antropologii i etnografii: [nauchnye stat'i] [Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography: [scientific articles]] / Institut etnografii im. N. N. Mikluho-Maklaya AN SSSR; otv. red. S. P. Tolstov [Institute of Ethnography. N .N. Miklouho-Maclay Academy of Sciences of the USSR; open ed. S. P. Tolstov]. Moscow; Leningrad, AN SSSR, 1953, 554 p. (In Russ.)
3. Vukvukai N. I. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo na CHukotke: istoriya i per-spektivy razvitiya [Decorative and applied art in Chukotka: history and develop-
ment prospects]. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke [Humanitarian research in Eastern Siberia and the Far East], 2012 no. 1. (In Russ.)
4. Kaplan N. I. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo Krajnego Severa i Dal'nego Vostoka: Kn. dlya uchashchihsya st. klassov [Folk arts and crafts of the Far North and the Far East: Prince. for students of art. Classes]. Moscow, Prosveshchenie, 1980, 125 p. (In Russ.)
5. Romanova I. I. Kostoreznoe iskusstvo Chukotki [Bone-carving art of Chukotka]. Kul'tura i iskusstvo Arktiki [Culture and art of the Arctic]. Nauchno-populyarnyjzhurnal [Popular science magazine], 2015, no. 1 (1). (In Russ.)
6. Khabarova M. V. Narodnoe iskusstvo CHukotki [Folk art of Chukotka]. Leningrad, Hudozhnik RSFSR Press, 1978, 32 p. (In Russ.)
7. Chernyshova S. L., Resnays E. S. Prepodavanie osnov dekorativno-prikladnogo iskusstva i hudozhestvennyh promyslov narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka kafe-droj etnokul'turologii Instituta narodov Severa Gercenovskogo universiteta [Teaching the fundamentals of arts and crafts and crafts of the peoples of the North, Siberia and the Far East, Department of Ethnocultural Studies, Institute of the Peoples of the North, Herzen University]. Real'nost' etnosa. Rol' obrazovaniya, kul'tury i literatury v formirovanii rossijskoj grazhdanskoj identichnosti. Sbornik statej po materialam XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 85-letiyu Instituta narodov Severa Gercenovskogo universiteta. Sankt-Peterburg, 10 — 12 noyabrya 2015g. [The reality of the ethnic group. The role of education, culture and literature in the formation of Russian civil identity. A collection of articles based on the materials of the XVII International Scientific and Practical Conference dedicated to the 85th anniversary of the Institute of the Northern Peoples of Herzen University. St. Petersburg, November 10 — 12, 2015] / Pod nauch. red. I. L. Naboka [Under the scientific. ed. I. L. Naboka]. SPb., RGPU im. A. I. Gercena, 2016, 503 p. (In Russ.)
8. Urvantsev V. V. V vystavka-yarmarka narodnyh hudozhestvennyh promyslov CHukotskogo avtonomnogo okruga «Peliken-2018» [V exhibition-fair of folk art crafts of the Chukotka Autonomous Okrug «Peliken-2018»]. Available at: http://anadir.mo-navista.ru/news/2510265/. (accessed 01.15.2018)