Научная статья на тему 'II международный фестиваль «Косторезное искусство народов мира» в Магадане'

II международный фестиваль «Косторезное искусство народов мира» в Магадане Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
259
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТОРЕЗНОЕ ИСКУССТВО / КОСТОРЕЗНАЯ ШКОЛА / ФЕСТИВАЛЬ В МАГАДАНЕ / BONE-CUTTING ART / BONE-CUTTING SCHOOL / FESTIVAL IN MAGADAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зотова О. И.

Статья посвящена международному фестивалю косторезного искусства в Магадане. Анализируется представленный материал, особенности косторезных школ разных регионов, определяются тенденции развития современного косторезного промысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SECOND INTERNATIONAL FESTIVAL OF BONE-CUTTING ART IN MAGADAN

The paper is devoted to the international festival of bone-cutting art in Magadan. The paper analyzes the presented material, features of bone-cutting schools in different regions and determines the trends in the development of modern bone-cutting industry.

Текст научной работы на тему «II международный фестиваль «Косторезное искусство народов мира» в Магадане»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

УДК 745 О. И.Зотова

Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Россия

II международный фестиваль

«КОСТОРЕЗНОЕ ИСКУССТВО

НАРОДОВ МИРА» В МАГАДАНЕ

Статья посвящена международному фестивалю косторезного искусства в Магадане. Анализируется представленный материал, особенности косторезных школ разных регионов, определяются тенденции развития современного косторезного промысла.

Ключевые слова: косторезное искусство; косторезная школа; фестиваль в Магадане

Н. С. Акишкин. Крест из прошлого. 2018. Кость, дерево, рыбья кожа, резьба. 56x29x12

Собственность автора

Второй международный фестиваль косторезного искусства в Магадане вошел в национальный календарь культурных событий 2019 года как один из серьезнейших проектов, связанных с демонстрацией современного искусства резьбы по кости. По сравнению с Первым фестиваль стал более представительным по количеству художников (их более семидесяти) и по географии: к участникам, творчество которых уже знакомо магаданскому зрителю, добавились мастера Аляски, Норвегии, Новосибирска, Екатеринбурга и других территорий.

Подобные фестивали позволяют увидеть современное искусство резьбы по кости во всем его многообразии. В последнее время в нем все очевиднее становятся тенденции синтеза различных национальных традиций, использования универсальных мотивов, появления новых сюжетов и обра-

зов, связанных с современным культурным ландшафтом, разнообразия художественных решений, цитирования стилей предшествующих периодов, освоения техник, не свойственных ранее конкретной территории, таких как приемы резьбы по дереву и бересте, художественное литье.

Примечательно, что, претерпев утрату популярности в период постсоветского разрушения художественной системы, сегодня косторезный промысел вновь становится остро актуальным. Об этом говорят фестивали в Якутии (очередной проводился в 2019 году), Салехарде («Душа Севера» является событием общероссийского масштаба) и, конечно, Магадане.

Представленные произведения говорят о разнообразии тем, мотивов, стилей и техник. Два основных направления можно выделить в современном косторезном

искусстве: первое - стремление сохранить традиции конкретной местности и школы, второе - найти индивидуальную манеру, не связанную с определенным типом культуры, но обусловливающую узнаваемость автора, демонстрирующую его фантазию и творческую свободу.

В этой ситуации хотелось бы отметить целенаправленную работу магаданских резчиков по развитию и популяризации косторезного искусства (их творчество давно вышло за рамки региональной принадлежности благодаря постоянной связи со столичными городами) и председателя Магаданской организации «Союз художников России» К. Б. Кузьминых, прилагающего большие усилия для того, чтобы фестиваль развивался и прирастал новыми участниками.

Магаданское косторезное искусство известно тем, что объединило черты аборигенной и европейской культур. Магаданская

фабрика сувениров и подарочных изделий, образованная в 1968 году (преобразованная в 1984-м в фабрику народных художественных промыслов и сувениров) для развития народных художественных промыслов в Магаданской области, в свое время славилась высокохудожественными изделиями из кости - сюжетными композициями на клыке моржа, роге оленя, сувенирами из бивня мамонта, зуба кашалота, ребра и уса кита, дру-

гих материалов. Мастера фабрики со своими произведениями участвовали в российских и международных выставках и ярмарках.

В этот же период формируется магаданская косторезная школа, получившая известность благодаря способности авторов соединить знание быта и культуры народов Севера и их традиции в обработке кости с европейскими. Ши-

резьба, гравировка. 92x30x3

Собственность автора

Д. В. Андросова. рота в выборе тем и Панно «Север». персонажей, автор- 2017. Рог лося, кожа, ских приемов, владение материалом (используется бивень мамонта, кость и ус кита, клык моржа, рог лося и снежного барана, зуб кашалота, их комбинации с деревом, янтарем, металлом) говорят о высоком профессионализме магаданских мастеров.

Во Втором международном фестивале Магадан представляли 15 авторов. Это мастера разных поколений, внесших свой вклад в развитие магаданской школы резчиков. Некоторые из них работали в советский

период на вышеназванной фабрике. В произведениях А. Барана, А. Вербицкого, В. Вихлянцева, А. Дьячкова, А. Комарова, И. Корченкова, С. Маниги, В. Московченко, В. Похилюка, В. Татаренкова, Ю. Ханькана, Ю. Шешукова проявлена тенденция к созданию малой декоративной скульптуры. В них органично соединены особенности декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм. По тематике это чаще всего анималистические образы животных и

обитателей моря, образы коренных жителей ментам, использованием цветочного мотива,

Севера. Их отличает пластическая цельность представлено творчеством Г. Арсеньтьевой,

и умение наиболее выигрышным образом М. Богомолова, С. Катарина, Э. Гурьевой, А.

использовать фактуру материала. Резчики Конана, Э. Лысова, А. Лысовой, А. Машиной,

Б. М. Чимитов. Икона Хамбо-лама Даши-Доржи Итыгилов. 2018. Бивень

мамонта, цевка, дерево, резьба, гравировка. 18x26x7

Собственность автора

О. В. Федухина. Апостол Матфей. 2018.

Бивень мамонта, золото, камни, резьба. 11x9x4

Собственность автора

расширяют привычную тематику: так, В. Похилюк, знакомый зрителю произведениями с христианскими сюжетами, обращается к образам из русской языческой культуры, сказочным персонажам. Декоративные композиции в технике рельефной резьбы (А. Дикарев, А. Дьячков, В. Духонин) предлагают выразительные сюжеты охоты, лирические зарисовки природы. Рельефы разнообразны по композиционному решению, отличаются эффектной игрой теней, аккуратной деталировкой, организованным ритмом, в создании больших композиций используются приемы полной выемки фона.

К христианским мотивам обращаются В. Пен-дюков, Т. Олейникова, что говорит о стремлении авторов к разработке европейской линии, выражающейся в обращении к традиции создания иконных образов святых, пасхальных яиц в прорезной ажурной технике.

В целом в современных условиях магаданские резчики, сохраняя накоплен-

О. Федухиной. Работающая сегодня фабрика холмогорской резьбы по кости опирается на традиции, заложенные более 400 лет назад. Прославившие архангельский косторезный промысел ларцы, шкатулки, кубки и другие предметы роскошного интерьера, а также изящные ювелирные украшения, изделия малой пластики фабрика и сегодня предлагает потребителю (в числе мастеров А. Лы-сова, А. Конан).

На фестивале были представлены серии ювелирных украшений (серьги, подвески, броши, камеи) с растительными и цветочными мотивами, анималистические серии, утилитарные предметы обихода (гребни, ножи), интерьерные предметы (шахматы), иконы. В иконах продолжена традиция, издавна заложенная на Русском Севере. Образы «Троица», «Спас Нерукотворный», «Евангелие» (М. Богомолов), «Апостол

ный опыт, внимательны к

новациям, предлагаемым временем. Матфей», «Панагия» (О. Федухина) сопро-

Самобытное искусство холмогорской вождаются ажурной резьбой, на фоне кото-

резьбы по кости, известное тщательной про- рых рельефные изображения евангелистов и

работкой деталей, любовью к ажурным орна- композиция распятия Иисуса выглядят осо-

бенно выразительно, используются драгоценные камни. Это делает вещи нарядными и позволяет говорить о высокой исполнительской культуре авторов.

Якутскую художественную резьбу по кости представляют В. Амыдаев, Н. Амыдаев, А. Андреев, Д. Андросова, С. Габышева, Ф. Марков, К. Мамонтов, Е. Никитина, Р. Петров, Г. Родионов, М. Слепцов, Л. Соловьев. Этот вид искусства претерпел длительный и сложный путь развития, прежде чем сформировались его оригинальные черты [2; 4]. Творческие поиски поколений мастеров-косторезов вместили обращение к традициям разных географических регионов, которые якутские авторы, творчески переработав, обогатили своим национальным колоритом. Лаконичная форма характерна для жанровых сцен и отдельных предметов малой пластики, строгий геометрический орнамент используется не только на шкатулках, но и в ювелирных изделиях и аксессуарах, декоративных панно, выполненных с использованием кости. Художественные рельефы на бивне мамонта, спрос на которые появился еще два столетия назад, отличаются продуманной композицией и определенной сюжетикой. Круг тем, к которым обращаются мастера, связан с традиционным образом жизни, где человек изображен в различных ситуациях (рыбалка, охота), национальным эпосом Олонхо, образами животных. Некоторые мастера используют элементы ювелирных техник, включая в произведение металл, кожу. Опыт, накопленный за предшествующий период, сегодня обогащается новыми достижениями, связанными с поиском особой декоративности, готовностью мастеров к коммуникации с другими регионами. Это дает якутскому искусству резьбы по кости широкое общественное признание.

Резчики из Владивостока А. Доленко и В. Хижняк работают вне пределов территорий, где косторезный промысел является исконным. Творчество первого развивается, исходя из интернациональной линии скрим-шоу, в которой сегодня свое мастер-

ство демонстрируют мастера разных стран.

A. Доленко участвует во многих фестивалях и вошел в каталог Contemporary Scrimshaw [5], посвященный мировым тенденциям в этом виде искусства. Его работы связаны с историей парусного флота, Владивостоком, фауной Приморского края. Автор использует сложную, детализированную, тщательно выполненную гравировку по кости как монохромную, так и тонированную цветом.

B. Хижняк создает миниатюрные произведения, в которых опирается и на традиции холмогорской школы, и современные дизайнерские приемы.

Белорусские и украинские мастера А. Сагалов, А. Корзун, Ю. Шидловский, С. Полунин интерпретируют мотивы мирового искусства. Представлена обширная коллекция

Х. Х. Арнхильд. Восхваление солнца. 2007. Рог оленя, резьба. 27x22x11

Собственность автора

ножей, в декорировании рукоятей которых используется монохромная и цветная гравировка (Ю. Шидловский). Предметом изображения становится животное либо его фрагмент. Отсыл к доисторическому искусству, где гравировка рукоятей обладала сакральным смыслом, трансформируется в прием, связанный, скорее, с внешним эстетическим эффектом. А. Сагалов использует в декорировании рукоятей кинжалов и меча рельефную резьбу, следуя логике средневекового европейского декоративного искусства. С. Полунин в предметах малой пластики использует традиции нэцке, обращаясь к широкому кругу тем.

Ю. Шахоян из Новосибирска работает в области ювелирного и декоративного искусства, скульптуры. Он использует такие материалы, как металл (золото, серебро, бронза), керамика, кость, бетон. Представленные им предметы говорят о внимательном отношении автора к архаическим культурам Сибири.

Мастер из Дудинки В. Бети представил серию композиций по мотивам эвенкийских, долганских сказок (по итогам фестиваля решением жюри был удостоен Гран-при). Это декоративные панно, где изделия из кости становятся элементами общей композиции на ткани, и законченные произведения, обладающие собственной сюже-тикой и выразительностью образа. Искусство, имеющее на Таймырской земле свои многовековые традиции, сегодня развивается благодаря Дому народного творчества в Дудинке, где в 1990-х была организована учебно-производственная мастерская резьбы по кости. Студии для взрослых, желающих освоить мастерство, и подростков способствуют возрождению на Таймыре косторезного промысла. И если ранние произведения таймырских мастеров, хранящиеся сегодня в Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге, являются предметами утилитарного назначения, использовавшимися в качестве долганских домашних календарей-паскаалов, ременной

упряжи, то сегодня таймырская кость - это явление художественного порядка.

Национальный колорит отличают работы мастера из Казахстана С. Баширова. Скульптор по образованию, он на протяжении многих лет занимается ювелирным делом. Его работы отличаются балансом в сочетании больших и малых форм, органичным соединением в едином художественном решении кости, металла, дерева, камней, материалов, используемых в традиционной культуре казахов.

Творчество В. Доржиева из Калмыкии развивается в русле европейской традиции.

В произведениях Б. Чимитова из Улан-Удэ используются приемы национального декоративно-прикладного искусства, связанного с оригинальной орнаментикой бурят, филигранной проработкой, используемой в ювелирных украшениях.

Серия произведений камчатских мастеров А. Адуканова и А. Нестерова из рога оленя отличается особой пластикой, которая строится на естественном рисунке рога. Знание свойств материала и чувство природной линии способствуют тому, что каждая скульптура обладает индивидуальностью.

Представители тобольской школы М. Ти-мергазеев и С. Тимергазеев являются членами династии резчиков. К художественным традициям этой школы относятся грамотная деталировка, проработанность формы, изящество. Известная с XVII века, эта школа претерпела несколько стадий развития и сегодня сохраняет традиции, но открыта к новациям современного культурного контекста. М. и С. Тимергазеевы, И. Вишнякова с равным успехов используют мотивы европейской и национальной истории. Это наглядно воплотилось в серии шахмат («Крестовые походы» и «История Сибири»). Работы резчиков отличаются высоким профессионализмом, а их деятельность тесно связана с педагогикой и просветительской работой, посвященной традиционной культуре народов Сибири [1].

Одним из самых самобытных явлений

считается искусство мастеров-косторезов Чукотки. Уникальная чукотская культура, одной из особенностей которой является органичная связь с природой, верования и традиции, мифология и образ жизни кочевых и оседлых чукчей, обусловливает круг тем и сюжетов. Перемещение по тундре вместе с оленьими стадами, рыболовство и охота на морских обитателей позволяют наблюдать за естественной пластикой животных, которые издревле служили отправной точкой в образной системе чукотских резчиков. Традиции национального художественного промысла воплощаются в мелкой пластике из рога лося, клыка моржа и кости кита, гравировке на клыке моржа, создании пеликенов, композициях в технике объемной резьбы и др. предметах, лаконичных и выразительных, в которых авторы используют обобщенную форму, нерасчлененный объем. Сюжетная гравировка на клыке моржа, тонированная цветом, является одной из интереснейших страниц чукотского косторезного промысла. Это направление тесно связано с древним ритуальным рисунком, являясь визуальным повествованием, которое дает наглядное представление об образе жизни. Композиционный ритм и пропорции связаны с ощущением человека, который проживает в условиях плоского ландшафта и определенной цветовой среды с преобладанием белого. Украшения из кости, отличающиеся лаконизмом формы, отсылают к традиционному укладу. Н. Ионова, В. Коваль, В. Манасбаев, А. Ныпевги, С. Пелянто, Л. Эйнес, Г. Эттувыгыргин представили зрителю разнообразную коллекцию предметов, дающую представление о современном состоянии чукотского косторезного искусства.

Интересными работами участвуют в фе-

стивале мастера из Хабаровска Н. Акишкин, М. Ананенко, В. Бабуров. Хорошо знакомые зрителю как мастера ювелирного и декоративно-прикладного искусства, они выступают авторами изысканных камей, малой пластики и декоративных панно, в которых использованы изобразительные мотивы коренных культур Приамурья.

Дальнее зарубежье представлено автора-

В. Х. Бети. Трагедия. Царь-рыба. 2018. Бивень мамонта, рог оленя, дерево, резьба. 12x25x51

Собственность автора

С. А. Лугинин. К седьмому небу. 2017. Бивень мамонта, рог лося,

20x21x27

Собственность автора

< Т. Леви. Дух шамана. 2019. Клык моржа, ус кита, резьба. 10x6x5,5

Собственность автора

ми Норвегии, Швеции, США, КНР, что, безусловно, делает фестиваль чрезвычайно интересным.

Серия работ европейских авторов Г. Фингер, Х. Арихильд отсылает к доисторическому искусству, которое, несмотря на принадлежность к разным географическим регионам, объединяло общее отношение к форме. Является ли элемент из кости частью украшения или это предмет малой пластики, их отличают обобщенность формы, в которой форма и материал доминируют. Нарочитый примитив в условиях современной художественной культуры делает произведения самобытными и самодостаточными.

Черты наивного искусства присущи коллекции, представленной мастерами из США. В их творчестве прослеживается связь с культурой традиционных народов Севера.

Абсолютно иную линию представляют резчики из КНР Лю Фэнхай, Лян Хунде. Искусство резьбы и гравировки по кости в этой стране уходит в глубокую древность, являясь одним из самых ранних направлений декоративно-прикладного искусства Китая. Кость использовалась и в качестве по-

верхности для письма в так называемой древней книге, и в качестве материала для изготовления утилитарных и ритуальных предметов. В нынешем фестивале представлены рельефные композиции на мотивы традиционного искусства и шкатулки со вставками из инкрустированной кости.

Подводя итог, вновь хотелось бы вернуться к актуализации косторезного искусства в условиях современной художественной жизни. Эта тенденция связана с поиском уникальности в современной массовой культуре, с возможностью вернуться к истокам.

Этнографическая тема, по мнению исследователей, сегодня обретает новое звучание как следствие поиска смысловых координат, принадлежности к определенным родовым корням [3]. Не случайно так активно развиваются этнокультурные комплексы, центры культуры коренных и малочисленных народов в различных регионах, в деятельности которых делается акцент на изучение и популяризацию быта и культуры народов, форм материальной культуры, обычаев, религии, духовной культуры, в том числе искусства, фольклора и т. д.

Утрата традиционного, естественного образа жизни приводит к утрате понимания сакрального смысла орнаментов, образного строя и изобразительного языка, которые отражают картину мира этноса. В этой ситуации косторезное искусство может быть формой познания древних культур.

Естественно, современное косторезное искусство развивается сообразно реалиям действительности. Невозможно механически вернуть традиционный уклад жизни северных территорий. В связи с этим кость становится в ряд других материалов (дере-

во, камень и т.д.) для производства предметов, никак не связанных с традиционными устоями, - первую очередь сувениров и украшений, чей внешний вид напрямую зависит только от эстетического вкуса и платежеспособности заказчика. В прошлых фестивалях принимал участие Михаил Михайлов, руководитель компании «Легенды Сибири» из Тюмени: основное направление его деятельности - изготовление сувениров.

Аналогичным образом предлагаются украшения из кости - браслеты, серьги, бусы, подвески и и.д.

Интернетизация современной жизни упростила многие процессы - от обучения первичным навыкам резьбы и советов по обработке материалов до продвижения товара на сайтах. Существуют сайты, созданные коллективами резчиков, отдельно взятыми мастерами, страницы-презентации в «Живом журнале» и так далее. Однако все это не заменит живого общения, знакомства с оригинальными изделиями и обмена опытом, практическими навыками друг с другом.

Фестивали косторезного искусства, существующие сегодня в России, дают такую возможность взаимодействия. Они очень сложны в организации, и хотелось бы, чтобы результатом были не только выставки, но и программы действий, которые будут работать на решение различных вопросов, связанных с развитием этой области искусства, в течение периода между фестивалями.

Так, очень проблемным остается вопрос сбора мамонтовой кости, вызвавший в свое время выступления сборщиков материалов в Якутии. Об этом говорилось на совещании, проведенном Министерством культуры в 2017 году в Хабаровске, когда Александр Мартынов, руководитель Министерства культуры в ДВФО, инициировал ряд действий по регламентированию этого вопроса. Однако в российском законодательстве продолжает оставаться ряд лакун, ограничивающих резчиков.

Есть вопросы, относящиеся к организации образовательных и просветительских

М. В. Тимергазее, И. Вишнякова. Чайханщик. 2019. Рог лося, дерево, резьба, гравировка, тонирование. 9,5x7x4,5

Собственность автора

инициатив. Государство все более активно побуждает некоммерческие творческие организации к участию в системе грантов и субсидий. Это непростой, но результативный путь. Хочется привести пример Дудинки, где в рамках грантовых проектов проходят мастер-классы таких резчиков, как Федор Марков (Якутия), Минсалим Тимер-газеев (Салехард).

Хочется еще раз подчеркнуть масштабность и многогранность фестиваля в Магадане, который дает возможность увидеть промысел в его развитии. Это стремление проявилось в том числе в организации экспозиции: произведения из Норвегии дают возможность увидеть этот промысел в его исконном архаическом виде (от самых примитивных форм), а включение в экспозицию реберных костей и позвонков кита, других фрагментов скелета животных, которые изначально использовались в строительстве жилищ, а потом в производстве предметов быта, одновременно с высокохудожественными произведениями современных резчиков наглядно демонстрирует, какой путь был пройден за тысячелетия.

А. В. Вербицкий. Едящий мясо. 2018.

Кость кита, рог лося, резьба. 20x22x17

Собственность автора

В.М. Вихлянцев. В гости. 2017. Клык моржа, дерево, резьба, гравировка. 11x46x5

Собственность автора

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Вишнякова, И. Миф. Мифология. Мифотворчество : альбом / [И. Вишнякова, И. Минсалим, Ю. Неруш, А. Омельчук ; худож. Минсалим [и др.]]. -Реж : Лазурь, 2014. - 204 с.

2. Иванова-Унарова, З. И. Косторезное искусство Якутии. Тенденции развития // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 2019. - Декабрь, 2019. - № 1. - С. 121-132.

3. Корольков, С. В. Традиции северной резьбы по кости у современных мастеров // Вестник Костромского государственного университета. Кострома, 2012. - № 4. - С. 71-75. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/traditsii-severnoy-rezby-po-kosti-u-sovremennyh-masterov (дата обращения 20.02.2020).

4. Родионов, Г.Н. Косторезное искусство Арктики // Вестник Северо-Восточного федераль-

ного университета. - Якутск, 2007. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kostoreznoe-iskusstvo-arktiki (дата обращения 20.02.2020)

5. Halat E. Contemporary scrimshaw / Eva Halat. -Schiffer, 2017. - 240 с.

Об авторе

Зотова Ольга Ивановна - кандидат искусствоведения, доцент Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, главный специалист Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске, почетный член Российской академии художеств

E-mail: [email protected]

THE SECOND INTERNATIONAL FESTIVAL OF BONE-CUTTING ART IN MAGADAN

Olga Ivanovna Zotova

Candidate of arts, associate professor of the School of Arts and Humanities of the Far Eastern Federal University, the main specialist of the Regional branch of the Russian Academy of Arts "Ural, Siberia and Far East" in Krasnoyarsk, honored member of the Russian Academy of Arts

Abstract: The paper is devoted to the international festival of bone-cutting art in Magadan. The paper analyzes the presented material, features of bone-cutting schools in different regions and determines the trends in the development of modern bone-cutting industry.

Keywords: bone-cutting art; bone-cutting school; festival in Magadan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.