ПЕДАГОГИКА
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 3 (69). 2017. № 1. С. 9-14.
УДК 378.011.3
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕВЕРНОГО КОСТОРЕЗНОГО ИСКУССТВА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЯМАЛЬСКОГО КОЛЛЕДЖА
Корольков С. В.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-
Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж», Салехард, Россия
E-mail: [email protected]
Современное образование в средне-специальных учреждениях по направлению подготовки: Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (резьба по кости), связано с профессиональным обучением на базе сложившихся косторезных школ Российского Севера. В процессе практики студент получает навыки работы с костью на примере косторезных изделий Чукотки, Якутии и Ямала. Сравнительный анализ дает возможность формирования профессиональных знаний, умений и навыков в косторезном искусстве, предполагающего разработку техники и обработки кости, что связано с особенностями художественной пластики и декорирования скульптурных композиций. Цель статьи заключается в сравнительном анализе косторезного искусства северных школ для применения в практико-ориентированном обучении.
Ключевые слова: косторезное искусство, северные косторезные школы, традиция, декоративное оформление.
ВВЕДЕНИЕ
Современное образование требует формирование профессиональной компетентности студента, выпускника Ямальского колледжа по направлению подготовки: Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (резьба по кости). Подготовка специалиста связана с освоением знаний об особенности костей животных, умений обработки кости и навыков в техническом и художественно-эстетическом создании косторезных изделий. Требования постоянно возрастают в связи с реформой образования, поэтому практико-ориентированное обучение становится приоритетным направлением в образовании. Особенности работы с костью и косторезными изделиями в практико-ориентированном обучении проводится на примере изделий чукотских, якутских и ямальских мастеров.
Цель статьи заключается в сравнительном анализе косторезного искусства Чукотки, Якутии и Ямала в обучении студентов Ямальского многопрофильного колледжа.
9
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
В современном образовании важное значение имеет практико-ориентированное обучение, так как в средне-специальных учреждениях ведется профессиональная подготовка мастеров-практиков своего дела. В Ямальском многопрофильном колледже готовят специалистов в области косторезного искусства по направлению подготовки: Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (резьба по кости). Цель обучения заключается в освоении техники резьбы по кости и обучения художественной обработки косторезных изделий. Применение сравнительного анализа северных косторезных школ дает возможность научить студента особенностям резьбы по кости на примере скульптур мастеров-косторезов.
Народная художественная традиция, являясь частью традиционной художественной культуры, стала основой в развитии декоративно-прикладного искусства и в резьбе по кости. «Традиция - важнейший элемент культуры, она обеспечивает сбор, хранение, передачу жизненного опыта поколений, являясь при этом механизмом трансляции этого опыта, обеспечивая тем самым тесную связь между прошлым и настоящим» [1, с. 26]. Мифологические образы макрокосма и микрокосма в единстве мировоззренческих универсалий северных народов формируют этнокультурную обусловленность художественно-выразительных средств, связанных с костяными материалами и их обработкой. Кость как материал была необходима в традиционной хозяйственной деятельности северных народов. Добыча и обработка кости, бивня мамонта, клыка моржа в северных регионах является древнейшим промыслом, поэтому косторезное искусство стало визитной карточкой современной этнорегиональной культуры северных территорий Российской Федерации Чукотки, Якутии и Ямала.
Сравнивая скульптуры чукотских, якутских и ямальских мастеров, мы видим отличия в декоративном оформлении скульптурных композиций. В том числе оформление подставок под скульптурами. На чукотских изделиях подставка декорируется цветной гравировкой со сложными сюжетными мотивами, форма подставки плавная со скошенными углами. Якутские формы подставок квадратные с устойчивыми фигурными композициями, символизирующими устойчивость этнорегиональной культуры. У ямальских скульптур подставки имеют простую форму без декорирования и представлены в разных наклонных плоскостях, символизирующих неустойчивость климатических условий региона.
Чукотские косторезы изображают обтекаемые плавные формы антропоморфных фигур и фигур животных в линейной пластике перетекающего сюжета из одной формы в другую без детальной резной проработки. На Чукотке использовались в основном моржовые клыки, так как охота на моржей было более доступна. [2]. Для резьбы характерна лаконичность и простота формы, отсутствие деталей. Плавность линий и текучесть формы повторяются во всех предметах резьбы по кости.
Уэленские косторезные мастерские являются старейшими традиционными народными художественными промыслами в России. Современные мастера-косторезы продолжают традиции косторезного искусства в создании зооморфных
10
изображений. На примере работы «Удачная охота» В. А. Эргиро (Рис. 1), мы видим пластику фигур в малых скульптурных формах, передающих текучесть времени и зыбкость бытия окружающего мира в устойчивости изображения животного, сохраняющего стабильность мироустройства.
Рис. 1. Эргиро В. А. «Удачная охота». Клык моржа, кость кита. Уэленская косторезная мастерская. ХХ век. URL: http://xn--j 1aet.ru.com/downloads/udachnaya-ohota/
В Якутии популярен бивень мамонта, бивень моржа [3]. Бивни и кости украшаются ажурной резьбой с орнаментальными композициями геометрической формы. Скульптура отличается проработкой деталей на основе построения макета, на его основе косторезы изображают статичную форму фигуры человека в сочетании с фигурами животных и ажурной прорезной резьбой окружающих деталей (Рис. 2).
Ямальские резчики создают реалистические композиции с использованием художественных средств, костяных материалов и инструментов. Использовались кости оленя, мамонта и других животных [4]. Сюжетные композиции отражают мифологические представления о мироустройстве, а также реалистические бытовые сцены и сцены охоты. Ямальские изделия отличаются простотой формы и реалистичностью сюжетных композиций с ярко выраженной эмоциональной напряженностью фигур человека и животных, при этом цвет кости помогает выразить гармонию эмотивного фона в композиционном построении сюжета (Рис.
3).
Сравнительный анализ показал особенности косторезного искусства северных школ России. Чукосткие, якутские и ямальские изделия из кости отличаются построением сюжетных композиций, художественной обработкой, мифологическим сценами, особенностями подставок для скульптур, сочетающими цвет кости и пластику изображения.
11
Рис. 2. Аммосов Т. В. 1. Шкатулка «Север». 2. Кубок (чорон) «Животноводство». Бивень мамонта. Объемная и рельефная резьба. ХХ век. URL: https://www.liveinternet.ru/users/4085298/post173625000/
«семья с уловом)
материал: бивеЖмамонта, рог лося, тик
Рис. 3. Корольков С. В. Семья с уловом. Бивень мамонта, рог лося, дерево. ХХ век. (Из личных архивов автора).
Северное косторезное искусство продолжает активно развиваться, что связано с освоением природных ресурсов бивней мамонтов, традиционной охотой на моржа, кита и т. д., оленеводством и другими факторами. Художественные образы в
12
косторезном искусстве отражают мифологические представления и традиционный образ жизни кочевых народов и остаются неизменными на протяжении исторического развития.
На примере работ мастеров-косторезов студенты осваивают техники резьбы по кости и обучаются основам создания художественных образов, создаваемых, как в традиционных, так и в современных сюжетных идеях и композициях из природных материалов. В процессе обучения только практический опыт мастеров и собственный опыт создает условия для формирования профессиональных знаний, умений и навыков в косторезном искусстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Получение профессиональных знаний, умений и навыков в косторезном искусстве предполагает освоение техники обработки кости и художественного оформления скульптур из кости. Этнорегиональные отличия художественной резьбы по кости выражаются в технике изображения статики и динамики скульптурных фигур, в пластике формы, колорите естественного цвета кости, сюжетной композиции. Профессиональное владение костью и искусством декоративной художественной обработки косторезных изделий формируется, в том числе, на основе сравнительного анализа северных косторезных школ Чукотки, Якутии и Ямала.
Список литературы
1. Санжеева Л. В. Синергетический подход в моделировании культурной традиции // Традиции в современной культуре бурят: коллективная монография. / [Алексеева Л.Ц. и др.]; Под общей редакцией д. культ. Санжеевой Л. В. - СПб.: Астерион, 2012. - 186 с.
2. Бронштейн М. М. Резная кость Уэлена / М. М. Бронштейн, И. Л. Карахан, Ю. А. Широков // Народное искусство Чукотки. - М.: Изд-во «Святигор», 2002. - 97 с.
3. Иванов В. Х. Якутская резьба по кости / В. Х. Иванов. - М.: Наука, 1979. - 111 с., ил.
4. Алексашенко Н. А. Усть-Полуй: техника художественной резьбы по кости / Н. А. Алексашенко // Уральский исторический вестник. - 2006. - № 14. - С. 105-117.
5. Корольков С. В. Скульптуры. - URL: https://www.sculptorkorolkov.com/skulptury (дата обращения: 02.12.2016).
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE NORTHERN ART OF BONE CARVING IN THE TRAINING OF STUDENTS OF THE YAMAL COLLEGE
Korolkov S. V.
State budget professional educational institution of Yamal-Nenets Autonomous district "Yamal multidisciplinary College», Salehard, Russian Federation E-mail: [email protected]
Modern education in secondary special institutions is associated with professional training on the basis of established bone-cutting schools in the Russian North. In the course of practice, the student gets the skills to work with bone on the example of bone-
13
cutting products of Chukotka, Yakutia and Yamal. Comparative analysis makes it possible to form professional knowledge, skills and abilities in bone-cutting art, which involves the development of techniques and processing of bone, which is associated with the features of artistic plastics and decoration of sculptural compositions. The purpose of the article is a comparative analysis of the bone-cutting art of Northern schools for use in practice-oriented training.
Keywords: bone-cutting art, Northern bone- cutting schools, tradition, decorative design.
References
1. Sanzheeva L.V., Synergetic approach in modeling cultural tradition, Traditions in modern culture of the Buryats: a collective monograph, Alekseeva L. TS and others; under the General editorship of d. kult. Sanzheeva L.V., 186 p. (Asterion, Saint Petersburg, 2012).
2. Bronstein M.M., Karakhan I.L., Shirokov Yu.A., Uelen's Carved bone, Folk art of Chukotka, 97 p. (Svyattigor Publishing house, Moscow, 2002).
3. Ivanov V.Kh., Yakut carving on the bone, 111 p. (Nauka, Moscow, 1979).
4. Aleksashenko N.A., Ust-Polui: technique of artistic carving on the bone, Ural historical Bulletin, 14, 105 (2006).
5. Korolkov S.V., Sculptures. URL: https://www.sculptorkorolkov.com/skulptury (accessed: 02.12.2016).
14