Колобов В.Н., старший преподаватель кафедры ювелирного и косторезного искусств, руководитель косторезной мастерской ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. А, e-mail: kolobov.kvn@gmail.com
Kolobov V.N., senior lecturer of the Department ofjewelry and bone carving arts, head of the bone carving workshop, of the Higher school of folk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2., lit. А, e-mail: kolobov.kvn@gmail.com
Развитие профессионального образования в области холмогорского косторезного искусства Development of vocational education in the field of Kholmogory bone carving art Аннотация. Статья посвящена анализу процесса развития и формирования обучения художественной резьбе по кости в области холмогорского косторезного искусства с момента его возникновения до настоящего времени. Представлены и раскрыты основные типы обучения: семейное обучение; ученичество; обучение в профессиональных образовательных учреждениях, выявлено влияние на холмогорскую художественную резьбу по кости традиций западноевропейского и отечественного академического искусства. Обоснована закономерность появления и становления образовательных учреждений по подготовке холмогорских косторезов на уровне начального и среднего профессионального образования; описан опыт подготовки художников в области художественной резьбы по кости на уровне высшего образования в Высшей школе народных искусств.
Ключевые слова: косторезное искусство, промысел, обучение, ученичество, профессиональное образование, профессиональное образование, мастер, художник, Ломоносово, резьба по кости, выпускник, изделие.
Abstract. The article is devoted to the analysis of the process of development and formation of training in bone carving in the Kholmogory bone carving art for several centuries to the present. The main types of education are presented and disclosed: family education; discipleship; training in vocational educational institutions. The influence on the Kholmogorsk bone carving of Western European and domestic art is revealed. The appearance and formation of educational institutions for the preparation of Kholmogory bone carvers at the level of primary and secondary vocational education is justified. The experience of training artists in the field of artistic bone carving at the level of higher education at the Higher school of folk arts is described.
Key words: bone carving art, craft, training, apprenticeship, vocational education, vocational education, master, artist, Lomonosovo, bone carving, graduate, product.
Косторезное искусство - один из древнейших видов деятельности человека. Этот художественный промысел прошел долгий путь развития, в ходе которого совершенствовались инструменты и технологические приемы резьбы, усложнялось видовое разнообразие изделий, менялись организационные формы существования, формировались регионально-исторические художественно-стилистические особенности оформления произведений.
Косторезный промысел возникал и развивался в разных регионах России, в результате чего до настоящего времени сохранились и продолжают существовать четыре, исторически сложившихся традиционных художественных косторезных промысла: с. Ломоносово (Холмогорский район, Архангельская область, г. Якутск (Якутия), г. Тобольск (Тюменская область), с. Уэлен (Чукотский автономный округ).
В статье исследуется холмогорское косторезное искусство, сформировавшееся в селе Ломоносово (Холмогорский район, Архангельская область), что обусловлено: исторически наиболее ранним временем возникновения и формирования традиций этого региона; разнообразием художественно-стилистических и технико-технологических особенностей резьбы по кости; многообразием форм изделий: от простых бытовых - до высокохудожественных произведений.
По мере развития и совершенствования косторезного промысла, формирования художественных особенностей холмогорской резьбы, происходит изменение обучения и образования молодых косторезов.
В области косторезного искусства выявлены три основных типа обучения: семейное обучение; ученичество; обучение в профессиональных образовательных учреждениях. К первому типу подготовки молодых резчиков относится семейное обучение. Оно было связано с повседневностью, в которой освоение техникам резьбы по кости органично соединено с укладом жизни. Ребенок с детства наблюдал за работой взрослых, постепенно приобщаясь к ней. С возрастом, он осваивал технологические операции по обработке материалов с помощью различных инструментов.
Семейное обучение будет существовать продолжительное время и сохранять свою значимость до XX века. Его значение в построении системы, которая дает возможность осваивать специфику ремесла, при этом сохранять в целости традиции, дошедшие до настоящего времени практически неизменными в течении долгого времени [4, с. 43].
По письменным упоминаниям уже в XVII в. Холмогоры являются одним из главных центров косторезного искусства на Русском Севере, т.к. в то время резьбой по кости занимались в Вологде, Великом Устюге, Сольвычегодске. в результате всю северную резную кость часто называли «холмогорской».
Важную роль в развитии промысла в Холмогорах сыграла Оружейная палата в Москве, куда работать и учиться приглашались холмогорские косторезы, а с XVIII в. и в Санкт-Петербург.
Совершенствование стилевого разнообразия холмогорского косторезного искусства в этом регионе в течении длительного периода, тесно связано с местной культурой, бытом и природой, аккумуляции традиционных мировоззренческих представлений народов Русского Севера, самобытных черт русской национальной культуры, и способности выразить их в ярких, эмоционально-выразительных и духовно-наполненных образах. Оно впитало и европейские стилевые особенности барокко, рококо, классицизма и ампира, трансформировав их, и сформировало уникальный вид косторезного искусства Русского Севера, сумев сохранить при этом регионально -историческое своеобразие (природные мотивы, травные орнаменты, анималистика Севера и др.).
Знакомство холмогорских мастеров резьбы по кости как с отечественным, так и с западноевропейским искусством, повлияло на развитие и совершенствование северной русской резьбы по кости, повысив ее значимость в культуре на необыкновенную высоту [4, с. 6].
С XVII - XIX вв. широкому распространению холмогорского косторезного искусства способствует новый тип подготовки мастеров -ученичество, но семейное обучение, по-прежнему, остается преобладающим типом подготовки косторезов. Ученичество развивается в цехах, артелях, мастерских, а также в специализированных школах.
Мастера-косторезы преимущественно занимались художественной резьбой по кости на дому или в собственных мастерских, куда набирали подмастерьев-учеников. Бывало семейное обучение совмещено с ученичеством, например, деятельность отца и сына Бобрецовых (XIX в.). Михаил Никитич Бобрецов обучал косторезному ремеслу своих сыновей, но позже организовал учебный класс на дому. [8].
Формирование ученичества в мастерских, артелях или цехах резьбы по кости давало возможность ученикам заимствовать мастерство и стиль известных косторезов. К ученикам могли относиться подмастерья и работающие ремесленники, не набравшие достаточно навыков и опыта чтобы называться «мастером».
При наличии у мастера нескольких учеников или работников, создавалась артель или крупная мастерская, в которой он мог стать предпринимателем. У большинства косторезов академического художественного образования не было, но многие получали подготовку в Санкт-Петербурге или Москве, становясь носителями холмогорского стиля и его распространителями.
Развитие ученичества способствовало приглашению лучших мастеров из центров косторезного искусства в столицу для работы, а также зарубежных мастеров для обмена знаниями. Вместе с тем, из Санкт-Петербурга и Москвы в региональные центры косторезного промысла направляли художников и мастеров для обучения местных ремесленников, обогащения их деятельности новыми технологиями.
Особую роль в формировании профессионализма косторезов сыграла Оружейная палата в Москве. «Оружейная палата была центром обучения ремесленников разных специальностей, в том числе и резчиков по кости. В 1711 г. начался переезд мастеров из Москвы в Петербург, где они занимались профессиональной деятельностью в мастерских коллегии Адмиралтейства» [9, с. 154].
В ХУШ в. создаются специализированные школы для обучения молодежи конкретным традиционным художественным промыслам в Москве и Санкт-Петербурге, в которых специальная профессиональная подготовка была обогащена дополнительными учебными дисциплинами по грамоте, арифметике, языкам, рисованию, копированию и др. [5]
Значимую роль в формировании мастеров исполнила школа при гофинтендантской конторе в Санкт-Петербурге. В ней велись предметы по геометрии, арифметики, архитектуры и рисованию. Учениками были мастера разных специальностей, куда входили и косторезы, которые приезжали на стройки Санкт-Петербурга с Крайнего Севера. По завершению обучения выпускники работали при гофинтендантской конторе [9, с. 176-178]. Например, сын известного костореза ХУШ в. О.Х. Дудина - Петр Дудин (резчик по кости) в 1758 г. зачислился в гимназию при Академии наук, в которой обучался математике, рисунку и французскому языку [9].
Возникновение в Петербурге цеховой организации, распространяющейся и на другие города, является важной ступенью для развития системы профессионального обучения косторезному искусству. «В указе о цехах 1761 г. подчеркнута необходимость поездки мастеров за границу для специального обучения не только ремеслу, но и обхождению» [1, с. 29]. Сирот и подростков отдавали на обучение различным ремеслам и художествам в Москву и Санкт-Петербург, а после завершения учебы возвращали на родину.
Таким образом, до конца XIX в. в косторезном искусстве в основе профессиональной два типа обучения: семейное и ученичество.
В конце XIX в. открывается первый ремесленный класс художественно резьбы по кости при сельском училище в селе Денисовка (современное название «Ломоносово»), в котором закладывались основы системы профессиональной подготовки косторезов, который просуществовал 15 лет (1885-1900). Б.М. Зубакин и М. Рехачев в своих исследованиях приводят выдержки из положения, разработанного Статистическим комитетом, об организации обучения в классе резьбы по кости при сельском училище в селе Денисовка. Обучение осуществлялось в два этапа: школьный курс и ремесленный. Школьный курс был двухгодичным: обучали только мальчиков с согласия родителей; лучшим ученикам присваивали звание «Резчик по кости», выдавали набор инструментов, необходимых для самостоятельной работы. Ученики изготовляли простейшие гладкие изделия (ножи, коробки, марки, закладки) [4, 8,]. Обучение проходило поэтапно: в первое полугодие ученики изучали и выполняли самостоятельно гладкие работы (ножи,
закладки, марки, шпильки и др.); второе полугодие - чеканные работы; второй год обучения - изготовление резных и сложных изделий из кости [8].
После двухлетнего школьного курса в классе резьбы по кости мальчики могли поступить в ремесленное отделение сельского училища. Это был трехлетний курс, во время обучения ученики выполняли сначала простейшие изделия из коровьей кости, потом граверные, чеканные, ажурные и другие работы. После получения необходимых навыков ученикам разрешали работать с благородными материалами: моржовыми и мамонтовыми бивнями, изготавливать сложные и дорогие изделия.
Для истории холмогорского искусства это педагогическое начинание имело огромное значение для формирования и развития промысла, т.к. ученики М.И. Перепелкина - В.П. Гурьев, В.Т. Узиков, Г.Е. Петровский -впоследствии стали известными мастерами. Именно они не дали пропасть холмогорскому искусству в начале XX в., обеспечили его сохранение и развитие [8, с. 36-37], смогли передать свой опыт и знания в XX веке своим ученикам.
Начало формированию системы начального профессионального образования положила в 1930 г. Холмогорская профессионально-техническая школа художественной резьбы по кости им. М.В. Ломоносова, которая связана с восстановлением и совершенствованием старинного холмогорского искусства резьбы по кости.
К началу XX века в Холмогорах остаются всего три мастера резьбы по кости (Г.Е. Петровский, В.Т. Узиков, В.П. Гурьев), сохраняющие традиции промысла. Они объединились как преподаватели в 1929 г., когда в с. Ломоносове (бывшее с. Денисовка) образовали «Холмогорский учебный пункт художественной резьбы по кости». В 1930 г. был реформирован в «Холмогорскую профессионально-техническую школу художественной резьбы по кости им. М.В. Ломоносова». Эти учебные заведения давали начальную ремесленную подготовку, помогали осваивать приемы косторезного мастерства, кроме того в программу входили производственное обучение, лепка, физкультура, композиция, история скульптуры, технология рога и кости, обществоведение, русский язык, математика. В 1931 г. в «Холмогорской профессионально-технической школе художественной резьбы по кости им. М.В. Ломоносова» обучалось более 40 учеников, в том числе впервые девушки. В программу обучения входили: композиция, история скульптуры, лепка, технология рога и кости, обществоведение, русский язык, математика и физкультура [8, с. 42].
Ученики школы параллельно с изучением теории занимались и практикой. Выпускники создавали дипломную работу на свободную тему, которую должны были разработать и выполнить самостоятельно. Создание школы положило начало формированию системы профессиональной подготовки резчиков по кости.
На первом году обучения велось освоение технологии изготовления инструментов, навыки работы на токарном станке, простые прорезные работы.
Изготавливали: гладкие работы - переплетные косточки, закладки, гладкие ножи, ножички, шпильки головные и вязальные крючки. После трех месяцев обучения выполняли: фруктовые ножички, вилочки, ручки для пера (с рельефной насечкой) несложную ажурную резьбу на ножах и закладках. На третьем семестре приступали к изделию брошей и ножей, фигурных уховерток (с человеческими фигурками) и пр.
На втором курсе обучения приступали к усложненным ножам со сквозной резьбой на ручке или лезвии, сверлильным работам. Обучались изготавливать фурнитуру из металлической проволоки (застежки, штифты и скрепы для брошей, серег, портсигаров, ларцов и прочее). Впервые разрабатывали и выполняли в материале собственные простые композиции резного орнамента и изделий, высокий и низкий резной рельеф («в накладку»).
На третьем осваивали мастерство изготовления скульптурных костяных украшений, бытовых предметов, выполнения ажурной резьбы работе по образцам; композиции скульптурных групп, фигурные шахматы, бюсты, модели памятников, объемные украшения чернильниц, тростей, ларцов [4].
Вместе с «Холмогорской профессионально-технической школой художественной резьбы по кости им. М.В. Ломоносова» традиции холмогорской резьбы и подготовки резчиков поддерживала холмогорская косторезная артель (основана в 1933 г.), обеспечивающая выпускников работой, инструментами и материалом [6, с. 22]. Позднее артель была реорганизована в фабрику художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова.
XX в. - в развитии холмогорского косторезного искусства, отмечен сложными переменами в судьбе уже сформировавшегося исторического центра резьбы по кости в с. Ломоносово пережившего полный упадок, а потом и возрождение, развитие, в том числе и профессионального образования.
Решающее значение для сохранения и развития косторезного промысла в России имело создание системы профессионального образования. Принципиально новым явлением XX в. стало зарождение и развитие первых образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (профтехшколы, училища, специальные учебные заведения), позже (училища, техникумы, колледжи), присваивающие выпускнику квалификации «мастер-исполнитель», «художник-мастер», «резчик».
Значимым результатом профессиональной подготовки в советский период была налаженная система взаимодействия учебных заведений и предприятий (фабрики, артели, мастерские). Функционировала активная работа по созданию учебных программ и пособий, организована тесная взаимосвязь процессов обучения и производства. Выпускники, закончившие обучение в учебном заведении, могли гарантированно устроиться на работу на фабрике.
После 1990-х гг. ситуация в центре косторезного искусства изменилась: предприятия находятся в тяжелом производственном положении. Такое
состояние повлияло на сокращение количество абитуриентов, поступающих в учебное заведение.
В настоящее время важнейшим образовательным центром, сохраняющим традиции холмогорской художественной резьбы по кости, является профессиональное училище № 27 им. Н.Д. Буторина в селе Ломоносово - уровень среднего профессионального образования [3]. В основе ее образовательной деятельности стандарт 2015 г. 072612.01 «Резчик». Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 54.01.14 Резчик. Квалификация «Резчик по камню», «Резчик по кости и рогу».
Начального профессионального образования в косторезном искусстве нет с 2013 г., т.к. согласно закону «Об образовании» в РФ система начального профессионального образования включена в структуру среднего профессионального образования. Учащиеся осваивают различные учебные дисциплины необходимые специалистам в области художественной резьбы по кости: рисунок, лепка, технология резьбы по кости и рогу, проектирование, учебные и производственные практики. Выпускники создают выпускные квалификационные работы в материале на свободную тему по собственному проекту. После защиты диплома, они могут работать на предприятиях, заниматься самостоятельной творческой деятельностью или продолжать обучение на следующих уровнях образования.
До конца XX в. в России существовало только начальное и среднее профессиональное образование в косторезном искусстве. Лишь на рубеже ХХ - XXI вв. возникает острая необходимость в изменении существующей системы. В результате происходит развитие высшего образования в традиционном прикладном искусстве.
Совершенствование системы профессионального образования связано с созданием первого в России учебного заведения высшего образования -Высшей школы народных искусств (академии), к которой осуществляется подготовка художников среднего профессионального и высшего образования по видам традиционно прикладного искусства, в том числе, косторезного [2]. Разработана двухуровневая система образования в области косторезного искусства: в среднем профессиональном образовании подготовка по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) Вид: художественная резьба по кости», в высшем образовании - по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Профиль: художественная резьба по кости».
Обучение в Высшей школе народных искусств (академии) ориентировано на подготовку художников в области резьбы по кости, основу которой составляет именно севернорусский (холмогорский) стиль. Именно историко-региональные традиции холмогорского искусства художественной резьбы по кости и приемы обучения в настоящее время стали основой формирования будущих художников-косторезов.
Базой образовательного процесса высшего учебного заведения является органичная взаимосвязь академической подготовки, составляющей общепрофессиональные и общекультурные компетенции, с высоким уровнем профессионального мастерства, дает возможность создавать высокохудожественные произведения.
Высшее образование в традиционном прикладном искусстве обеспечивает подготовку высококвалифицированных художников в области конкретного вида народных художественных промыслов, принимая во внимание требования общества и государства, обогащая разные стороны развития индивидуальности обучающегося в интеллектуальном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [7, с. 12].
Овладение художественной резьбой по кости предполагает высокий художественно-творческий уровень, который может дать только непрерывное образование, основанное на преемственности среднего профессионального и высшего образования, что является залогом развития профессионального образования, гарантом сохранения и развития данного художественного промысла как важнейшей части национального культурного наследия страны. При этом серьезной корректировки требуют профессиональные компетенции, которые во ФГОСах «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» среднего профессионального и высшего образования представлены в самом общем виде и едины для художественного кружевоплетения, лаковой миниатюрной живописи, ювелирного искусства, художественной резьбы по кости и т.д., что абсурдно.
Сложившаяся ситуация предполагает корректировку стандарта, уточнение и дополнение профессиональные компетенции выпускников; разработку содержания современного непрерывного профессионального образования в косторезном искусстве, основанного на преемственности среднего профессионального и высшего образования (бакалавриат); разработку квалификационные требования к художнику косторезного искусства, учитывающие сущность и особенности художественной резьбы по кости.
Именно наличие многоуровневой системы профессионального образования обеспечивает высокий художественный уровень подготовки художников, способных на сохранение и развитие высокохудожественного косторезного искусства. Наличие среднего профессионального и высшего образования образует базу для становления не только исполнителей-ремесленников высокого уровня профессионального мастерства, но, прежде всего, формирование художника, реализующего процесс деятельности от проектного выражения художественно-творческой идеи - до материализации в изделии. Миссия высшего образования в обеспечении высокого качества художественного образования и профессионализма будущих художников в области художественной резьбы по кости, что является одним из гарантов развития и сохранения традиций косторезного искусства.
Литература
1. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X - XX веков. - М.: Советский художник, 1974. - 296 с.
2. Высшая школа народных искусств: история становления академии. Коллективная монография / Под науч. ред. В.Ф. Максимович. -СПб.: ВШНИ, 2018. - 190 с.
3. ГБПОУ АО «Профессиональное училище № 27 имени Н.Д. Буторина». - URL: https: //butorin.nubex.ru/historia/ (дата обращения: 15.08.2019).
4. Зубакин Б.М. Холмогорская резьба по кости. История и техника производства / Под ред. Н. Ульянова. - Архангельск: Севкрайгиздат, 1931. -112 с.
5. Куракина И.И. Теория и история традиционного прикладного искусства в профильной подготовке бакалавров в области традиционных художественных промыслов: Монография / Под науч. ред. Л.М. Ванюшкиной. - СПб.: ВШНИ, 2019. - 185 с.
6. Крюкова И.А. Русская народная резьба по кости. - М.: Всесоюзное кооперативное издательство,1956. - 117 с.
7. Максимович В.Ф., Александрова Н.М. Современное профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства России: монография. - СПб.: ВШНИ, 2014. - 56 с.
8. Рехачев М.В. Холмогорская резьба по кости. - Архангельск: Арх. обл. гос. изд-во, 1949. 96 с.
9. Уханова И.Н. Резьба по кости в России XVIII - XIX веков. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - 240 с.
References
1. Vasilenko V.M. Narodnoe iskusstvo. Izbrannye trudy o narodnom tvorchestve X - XX vekov. - M.: Sovetskij hudozhnik, 1974. - 296 s.
2. Vysshaya shkola narodnyh iskusstv: istoriya stanovleniya akademii. Kollektivnaya monografiya / Pod nauch. red. V.F. Maksimovich. - SPb.: VSHNI,
2018. - 190 s.
3. GBPOU AO «Professional'noe uchilishche № 27 imeni N.D. Butorina». - URL: https: //butorin.nubex.ru/historia/ (data obrashcheniya: 15.08.2019).
4. Zubakin B.M. Holmogorskaya rez'ba po kosti. Istoriya i tekhnika proizvodstva / Pod red. N. Ul'yanova. - Arhangel'sk: Sevkrajgizdat, 1931. - 112 s.
5. Kurakina I.I. Teoriya i istoriya tradicionnogo prikladnogo iskusstva v profil'noj podgotovke bakalavrov v oblasti tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov: Monografiya / Pod nauch. red. L.M. Vanyushkinoj. - SPb.: VSHNI,
2019. - 185 s.
6. Kryukova I.A. Russkaya narodnaya rez'ba po kosti. - M.: Vsesoyuznoe kooperativnoe izdatel'stvo,1956. - 117 s.
7. Maksimovich V.F., Aleksandrova N.M. Sovremennoe professional'noe obrazovanie v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva Rossii: monografiya. -SPb.: VSHNI, 2014. - 56 s.
8. Rekhachev M.V. Holmogorskaya rez'ba po kosti. - Arhangel'sk: Arh. obl. gos. izd-vo, 1949. 96 s.
9. Uhanova I.N. Rez'ba po kosti v Rossii XVIII - XIX vekov. - L.: Hudozhnik RSFSR, 1981. - 240 s.