Научная статья на тему 'Стилевая специфика новых форм публицистики и проблемы социокультурной самоидентификации (на примере авторской колонки областной газеты «Челябинский рабочий»)'

Стилевая специфика новых форм публицистики и проблемы социокультурной самоидентификации (на примере авторской колонки областной газеты «Челябинский рабочий») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
512
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / ПУБЛИЦИСТИКА / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / АВТОРСКАЯ КОЛОНКА / STYLE / JOURNALISM / IDENTITY / EDITORIAL COLUMN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панова Елена Юрьевна

Объектом внимания является стилевое своеобразие современных публицистических текстов. Практическая значимость и перспективность статьи видятся в попытке осмысления «вечных» теоретических проблем журналистики жанровой системы, в основе которой авторская интенция, и индивидуального стиля автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLISTIC SPECIFICITY OF NEW FORMS OF JOURNALISMAND THE PROBLEMS OF SOCIAL AND CULTURAL IDENTITY (FOR EXAMPLE A COLUMN OF THE REGIONAL NEWSPAPER“CHELYABINSK WORKER”)

Journalistic discourse is the subject of many pressing contemporary humanitarian studies due to the prevalence anthropocentric, personal paradigm in modern society, more attention to the problems of self-identity and self-presentation, search for internal consistency and at the same time holistic organic expression of the author’s own “I”. It may be noted the similarity of mental processes “eign” pivotal era. These processes, in our opinion, it is the search for the crisis of their own place, and “voice” in the world, trying to identify themselves by different criteria indicators: gender, age, nationality, profession, mentality, cultural, social, spiritual level, and so on. D. journalistic discourse by virtue of openness, mobility, style valence allows to realize the potential of experimental contemporary author. The very title of the column is fixed genre of art concept and idea of the prerogative of authorship, and therefore interesting is, firstly, to analyze what becomes the subject of reflection of the author, that excites him and he seems important and urgent, and secondly, you have style mechanisms contribute to the expression of his thoughts. Among the regular contributors texts analyzed group columnists M. Fonotov, A. Valeev and A. Safonov, active-polemical writers and journalists, pointed social and political newspaper “Chelyabinsk worker” and Mediazavod site. Authored understood by us as operative subjective genre where deep connection “problem (from the primary activity) character (category copyright refraction problems and synthesizing / correlation with their own moral and ethical matrix plan content) style mechanisms (author’s stylistic individuality plan expressions)” laconically, and therefore sharpened and made manifest. Consequently, the stylistic design of the column due to the subjectivity of the author’s expressiveness, the column is the transformation of the classical journalism. Another important aspect in the personal statement columnists found specific identification of regional scenarios of social reality, the social and cultural life of the city, the country and the world. Textual analysis allows to build a model of socio-political and cultural identity of a major regional center residents through the prism of modern forms of journalism. Genre and communication installations author suggests column appraisal and subjectivity, as well as various forms of manifestation dialogic: rhetorical questions and appeals, repetition, self-commentary, extended quotation, which becomes the embodiment of a different point of view in the text, irony, precedent texts from various discourses and vernacular elements conversational style. Dialogic marks not just the author’s statement, but it makes contact, the conversation with the reader. Thus, we are witnessing the transformation of classical journalism, is showing signs of a new “publitsizma”: openness to the world (f.ex. “global village” McLuhan), updating of social and cultural stereotypes in a new aspect, dialogue, interactivity.

Текст научной работы на тему «Стилевая специфика новых форм публицистики и проблемы социокультурной самоидентификации (на примере авторской колонки областной газеты «Челябинский рабочий»)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 256-261. УДК 808.1

Е. Ю. Панова

стилевая специфика новых форм публицистики и проблемы социокультурной самоидентификации (на примере авторской колонки областной газеты «челябинский рабочий»)

Объектом внимания является стилевое своеобразие современных публицистических текстов. Практическая значимость и перспективность статьи видятся в попытке осмысления «вечных» теоретических проблем журналистики - жанровой системы, в основе которой - авторская интенция, и индивидуального стиля автора.

Ключевые слова: стиль; публицистика; самоидентификация; авторская колонка.

Публицистический дискурс является темой многих актуальных современных гуманитарных исследований в силу преобладания антропоцентрической, личностной парадигмы в современном обществе, повышенного внимания к проблемам самоидентификации и самопрезентации, поискам внутреннее непротиворечивого и в то же время целостно органичного выражения собственного авторского «Я». На формальном уровне эти изменения касаются трансформации жанровой структуры публицистики, появления новых форм, тенденции «гибридизации» жанров при сохранении доминирования авторской позиции, авторской субъективности, постоянно совершенствующей и усложняющей формы своего присутствия в тексте. А. Дмитровский указывает и на следующее: «Благодаря гласности, плюрализму мнений, открытости общества появилась возможность свободно обсуждать любые проблемы и высказывать свои мысли (журналистика персонализировалась), говоря от собственного имени (вплоть до помещения личной фотографии около материала в газете). Стали доступны и информационные ресурсы - архивы, Интернет, другие СМИ. Усилилась политическая и идеологическая борьба - следствие "переходности" эпохи, требующей осмысления, оценки» [3]. Наши предыдущие исследования, посвященные специфике публицистического наследия рубежа XIX-XX веков, эпохи Серебряного века, позволяют отметить схожесть ментальных процессов «рубежных», переломных эпох. Рубежный характер современного нам общества и времени (пресловутое «fin d'cecle») определяет актуализацию личностного, критического, возможно, «неформатного» начала в публицистике, развитие которого исторически вполне можно описать как преодоление нормативного, цензурированного

плана в движении к субъективно-личностному. В продолжении поиска исторических параллелей заметим также, что этот развитие спирально: аналогичную ситуацию мы наблюдаем на рубеже Х1Х-ХХ веков, когда на фоне повсеместно распространенной, мощной критики сугубо реалистической, «расцвела» и выступила мощным «оппозиционным лагерем» критика субъективная (Розанов, Мережковский и др.). В основе этих процессов, на наш взгляд, крайне кризисные поиски собственного места и «голоса» в мире, попытка идентифицировать себя по разным критериальным показателям: пола, возраста, национальности, профессии, менталитету, культурному, социальному, духовному уровням и т. д.

Публицистический дискурс в силу открытости, подвижности, стилевой валентности позволяет реализовать экспериментальный потенциал современного автора, находящегося в поисках верного коммуникационного канала с аудиторией. Поэтому вполне закономерным представляется интерес в данной статье к «авторской колонке», которую мы склонны рассматривать как особое образование переходного характера: от композиционно-графического структурного раздела (рубрикации) к жанровой модели. «Здесь мы сталкиваемся с почти парадоксальным явлением: колумни-стика занимает прочное (и уважаемое) место как в "информационных", так и в "литературных" моделях журналистики, где может быть как противовесом всей жанровой системе, так и традиционной формой публицистики. Теоретики журналистики называют ее и рубрикой, и жанром, дают и "рубричные", и "жанровые" определения, однако противоречат друг другу они только в этой, формальной части - в ответе на вопрос "что"» [12].

В самом названии жанра закрепляется понятие и идея прерогативности авторства, а потому интересным представляется, во-первых, проанализировать то, что становится предметом рефлексии автора, что волнует его и представляется ему важным и актуальным, а во-вторых, то, какие стилевые механизмы способствуют выражению его мыслей.

Среди постоянных авторов текстов анализируемой группы - колумнисты М. Фонотов, А. Валеев и А. Сафонов, активно-пишущие и полемично-заостренные журналисты общественно-политической газеты «Челябинский рабочий» и сайта Медиазавод, реализующие свой потенциал не только в авторской колонке, но и в аналитических статьях, а также во многих иных различных по степени эссеистично-сти публицистических жанрах. Авторская колонка интересует нас как «сгусток» варящихся мнений и идей, понимается нами как оперативно-субъективный жанр, где глубинная связь «проблема (из первичной деятельности) - характер (категория авторского преломления проблемы и синтезирования/соотнесения с собственной морально-нравственной матрицей, план содержания) - стилевые механизмы (авторская стилевая индивидуальность, план выражения)» предельна лаконична, а следовательно заострена и явлена.

«Авторская колонка <...> актуализирует личные переживания автора по конкретному поводу в виде демонстрации точки зрения субъекта высказывания <...> Предмет колонки - личное переживание по конкретному поводу» [12]. Следовательно, стилистическое оформление колонки связано с субъективностью, авторской выразительностью, колонка представляет собой трансформацию классической публицистики. В одном ряду здесь высказывание на различных коммуникационных платформах, печатных и размещенных в интернет-пространстве (блог, твит, иные социальные сети), но все они объединены рядом конституирующих параметров: лаконичность, экспрессивность, риторический пафос, отказ от привычных коммуникативных правил (неформальность, демократизация речи и самих принципов отбора объектов для обсуждения). Непременным условием, на наш взгляд, является идея персонификации, что противостоит тенденции интернет-коммуникации к «стиранию» четкой категории авторства и растворению ее, преобладанию «масочного» характера. Имя автора (а в нашем случае еще и сопрово-

ждающееся фотографией) является жанровым признаком, причем человек должен быть известным, его мнение интересно, должно привлекать внимание или быть авторитетным. Сами читатели определяют «прелесть» этой рубрики: «Я верю словам Фонотова, потому что в каждой его мысли нахожу что-то близкое и понятное мне». Обусловлено такое отношение изменением вектора движения всей прессы в целом: «Газета в настоящее время больше, чем когда-либо, ориентирована на читательское восприятие, причем она идет за читателем, учитывая его социальный опыт и коммуникативные потребности. Качественно новый тип читателя требует от газеты новых форм воздействия на читательскую аудиторию. Соответственно меняется арсенал приемов, средств воздействия на читателя в самом газетном языке» [8. С. 171].

Другой важный аспект - в персональном высказывании колумнистов обнаруживаются специфические региональные сценарии идентификации социальной реальности, социокультурной жизни города, страны и мира. Анализ текстов позволяет выстроить модель общественно-политической и культурной самоидентификации жителей крупного регионального центра сквозь призму современных форм публицистики. Специфика проявляется на содержательном уровне - отбор тем. Анализ показал, что строго территориальный принцип отбора тем не действует, нет доминанты, темы распределяются примерно в равном отношении общероссийских и региональных: ситуация в Украине, экономическая нестабильность, убийство Немцова, история с монтажем органа в Челябинске, экскурсы по ресурно-экологиче-скому потенциалу Южного Урала легко и непринужденно сменяют друг друга. Нет закрытости, центробежности, о чем даже визуально свидетельствуют врезки в материалы: А чего французы искали в Алжире? Зачем они туда вторглись? Ради экзотики? Или, может быть, из сострадания?Хотели помочь бедным африканцам? Окультурить их? Оевропеить?; Если бы, например, СССР после разгрома немцев под Курском и Сталинградом оттеснил противника, но не стал бы идти дальше, предоставил бы союзникам заканчивать войну. Тогда США могли бы потерять миллион военнослужащих и др. Темы связаны с экономикой и политикой, культурой и историей страны и мира, но приоритет отдается российским информационным поводам. Устойчивым критерием в подобного

рода материалах является новый, интересный взгляд на тему, уже ставшую общеизвестной (например, про кризис и санкции - «Кризис без возможностей?). Местные темы связаны со стереотипными представлениями об Урале в целом и Челябинске в частности, что позволяет говорить об определенной коммуникативной стратегии, параметрах самоидентификации. «Региональный компонент» сужается до конкретного авторского субъективного сознания и его голосом заявляет о себе, обуславливая стилистику и тональность высказывания. Маркеры «уральской» идентичности достаточно предсказуемы: камень и история его освоения («Вилка для императрицы», 14.01.2015), геологическая и культурная история региона («Такая индустриальная усталость», 20.02.2015, «Композиция из Зюраткуля», 18.12.2014), природа - «Жила в лесу осина», 22.01.2015, «Зеленые девственницы в траве», 02.12.2014, «Скворцы улетели...», 02.11.2014). При этом важно, что выбрана уникальная стратегия -авторы говорят от имени большинства, представляют его, чем, в свою очередь, достигается эффект партиципации, что добавляет приближенность к аудитории). Авторская точка зрения претендует на статус взвешенно-обобщенного общественного мнения: нет сомнений, полемичности, есть я, переходящее в мы, а отсюда и очень важный промежуточный вывод о слиянии «я» и «мы» в идентификационных представлениях авторов-колумнистов региональной прессы. Авторская колонка в значении предоставленной «трибуны мнений» обуславливает и некоторый патернализм автора по отношению к своей аудитории: формируемый индивидуально-стилевой образ обнаруживает черты мудрого наставника, корректно, но в нужном направлении, наставляющего свою аудиторию: Когда Россия займется собой? До экономики у нас руки не доходят. Не доходят они и до других наших бед. До какого цинизма мы довели нашу медицину? А как долго и как уперто мы обессмысливаем свое образование? А сколько нам стоять на пороге нашего коммунального хозяйства? На мировую арену надо выходить тогда, когда у себя дома все обустроено ладом. На зависть; И провинция не без плюсов, и столица не без минусов. Их бы - перемешать. Допустим, «покорив» Москву, «нахлебавшись» столицы, способному и, может быть, талантливому парню - вернуться обратно в областной город, в районный центр и даже в родную деревню. <... > потому что

ощущение столичности со временем слабеет, а провинциальность - затягивает...» С этой точки зрения тексты еще одного автора авторской колонки - Митрополита Никодима, -оставленного нами за пределами рассуждений данной статьи в силу специфики православного дискурса, требующего отдельного разговора в контексте публицистического преломления, вписываются в эту стилевую тенденцию наставничества. В то же время внимательно чтение и подобного рода текстов позволяет говорить о «распадении» идентификации и современного православного деятеля (христиане - граждане): Нас, христиан, уже давноудруча-ло то обстоятельство, что налоговые отчисления, которые мы отдаем государству как граждане, могут быть направлены не только на добрые дела, но и на оплату детоубийства. Если инициатива Патриарха Кирилла будет поддержана законодателями, это снимет бремя с нашей совести - мы будем знать, что наши деньги не идут на оплату абортов («Угроза будущему», 05.02.2015).

Возможно, отмеченная черта обуславливает крайне малое количество комментариев даже на крайне злободневные темы (например, зарплаты чиновников, ситуация в Украине и др.), а если они и появляются то выглядят предельно корректно и конструктивно, в ряде случаев проникновенно-лирично (для сравнения - совершенно иная картина активности общественного мнения наблюдается на сайте 74.ru). Причин этого может быть несколько: 1) успешно реализуемая политика работы с общественным мнением на 74.ru, в отличие от сайта Mediazavod; 2) интеллигентность, умная ироничность исследуемых колумнистов, опосредованно влияя на общественное сознание, задействует не примитивно агрессивные формы освоения новой текстовой реальности, а конструктивно сознательные, рефлексивные, намеренно не актуализируя полемичный дискурсивный потенциал.

Возвращаясь к тематике материалов, отметим, что отбор тем предсказуемо ограничен, но, тем не менее, представление о том, чем живет город и область. Так, например, вопросы ЖКХ характерны для разных регионов, а конкретная отрасль или сфера региона сообщают и повестку дня СМИ, а также новый угол, отклонение, что задает «свежий» взгляд. Эту концепцию одним из первых стал разрабатывать Ю. М. Лотман, который и дал определение понятия 'событие' (относительно худо-

жественного дискурса) - пересечение границы семантического поля, какое-либо значимое для структуры изменение [7. С. 282], в самом радикальном случае - отклонение от нормы. Все текстопорождающие практики журналистского дискурса как раз основываются на отборе фактов, в основе которых лежит дихотомия норма / отклонение от нормы, и чем «меньше вероятности в том, что данное происшествие может иметь место <.> тем выше помещается оно на шкале» информативности [7. С. 286].

Жанрово-коммуникативные установки авторской колонки предполагают оценочность и субъективность (Присмотримся к пресловутой нефтяной игле. Тараторим, что сидеть на игле

- не дело. Но сидим. У нас дел по горло везде

- в машиностроении, в сельском хозяйстве, в коммунальной сфере, в дорожном и всяком другом строительстве, а мы хлопаем руками по ляжкам, сокрушаемся: экономика стоит!), а также разнообразные формы проявления диало-гичности: риторические вопросы и обращения (Вы полагаете, это справедливо?), повтор (возвращение к главному тезису), композиция: тезис - иллюстрация, автокомментарий («Намек сделан, но интересно другое...»), расширенное цитирование, которое становится воплощением иной точки зрения в тексте, ирония (во сколько раз заработок дежурной по станции отличается от зарплаты Якунина, если ему доверяет сам Путин, которому, в свою очередь, всецело доверяем мы?! Поэтому нечего копаться ни в чужих шубах, ни в чужом, по выражению Владимира Ивановича, белье (видимо, деньги для него - самое близкое к телу «Якунин совершенно прав», 16.01.2015), прецедентные тексты из различных дискурсов (обещать - не значит жениться «Кризис без возможностей?», 09.02.2015), просторечия и элементы разговорного стиля (народ стал чаще жаловаться на самодурство своих начальников «Золотой дождь для начальницы», 19.01.2015). По мнению, И. Иванчук, «одной из наиболее значимых в современной публичной речи риторических категорий является разговорность, которая входит в понятие современного риторического идеала» [5. С. 5]. Диалогичность маркирует не просто авторское высказывание, но устанавливает контакт, беседу с читателем. Колумнист, в отличие от традиционного публициста, не организует одностороннюю коммуникацию, а создает новую форму публичной массовой коммуникации, в которой постулируется равноправность и толератность ко множественности мнений.

Таким образом, мы наблюдаем трансформацию классической публицистики, демонстрирующей признаки нового «публицизма»: открытость в большой мир (ср. «глобальная деревня» М. Маклюэна), актуализацию социокультурных стереотипов в новом аспекте, диалогичность, интерактивность.

Список литературы

1. Данн, Дж. Найдем ли мы общий язык? Языковая фрагментация в эпоху глобализации / Дж. Данн // Журналистика и культура русской речи. 2004.№ 4.

2. Деяк-Якобишина, Е. М. Авторская колонка: традиционный жанр или новая форма / Е. М. Деяк-Якобишина // Весн. БДУ. 2013. Сер. 4. № 3.

3. Дмитровский, А. Л. Эссе как жанр публицистики: дис. ... канд. филол. наук [Электронный ресурс] / А. Л. Дмитровский СПб., 2002. 202 c. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 08.01.2013).

4. Дмитровский, А. Л. Смысл творчества и критерии мастерства в журналистике (философско-антропологический подход) [Электронный ресурс] / А. Л. Дмитровский // Науч. ведомости БелГУ. Сер.: Гуманитар. науки. 2008. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/ artide/n/smysl-tvorchestva-i-kriterii-masterstva-v-zhumaHstike-filosofsko-antropologicheskiy-podhod (дата обращения: 12.02.2013).

5. Иванчук, И. А. Риторическая категория разговорность в публичной речи носителей элитарного типа речевой культуры: ее специфика и функции / И. А. Иванчук // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2004. Вып. 1. С. 5-11.

6. Карицкая, Л. Ю. Экспрессивные лексические ресурсы современной газетной публицистики (на материале газет Мурманского региона 2001-2008 гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. Ю. Карицкая. Калининград, 2011.

7. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970. 384 с.

8. Нестерская, Л. А. Языковые средства формирования оценочности в современной публицистике / Л. А. Нестерская // Язык, сознание, коммуникация: сб. ст. / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2002. Вып. 21. 184 с.

9. Скороходова, Е. Ю. Некоторые особенности жанровых трансформаций в современной публицистике [Электронный ресурс] /

Е. Ю. Скороходова. URL: www.gramota.net/ materials/2/2008/1-1/51.html.

10. Солганик, Г. Я. Газетные тексты как отражение важнейших языковых процессов в современном обществе (1990-1994 гг.) / Г. Я. Солганик // Журналистика и культура русской речи. М.: МГУ, 1996. Вып. 1.

11. Солганик, Г. Я. О закономерностях развития языка газеты в ХХ веке / Г. Я. Солганик // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 2.

12. Ярцева, С. С. Жанровые признаки колонки [Электронный ресурс] / С. С. Ярцева. URL: http://columnizm.livejournal.com/743.html.

Панова Елена Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

[email protected]

Panova Elena Yur'evna - candidate of philological Sciences, associate professor of the theory of mass communications of the Chelyabinsk State University. [email protected]

stylistic specificity of new forms of journalism and the problems of social and cultural identity (for example a column of the regional newspaper "chelyabinsk worker")

Journalistic discourse is the subject of many pressing contemporary humanitarian studies due to the prevalence anthropocentric, personal paradigm in modern society, more attention to the problems of self-identity and self-presentation, search for internal consistency and at the same time holistic organic expression of the author's own "I". It may be noted the similarity of mental processes "eign" pivotal era. These processes, in our opinion, it is the search for the crisis of their own place, and "voice" in the world, trying to identify themselves by different criteria indicators: gender, age, nationality, profession, mentality, cultural, social, spiritual level, and so on. D. journalistic discourse by virtue of openness, mobility, style valence allows to realize the potential of experimental contemporary author. The very title of the column is fixed genre of art concept and idea of the prerogative of authorship, and therefore interesting is, firstly, to analyze what becomes the subject of reflection of the author, that excites him and he seems important and urgent, and secondly, you have style mechanisms contribute to the expression of his thoughts.

Among the regular contributors texts analyzed group - columnists M. Fonotov, A. Valeev and A. Safonov, active-polemical writers and journalists, pointed social and political newspaper "Chelyabinsk worker" and Mediazavod site. Authored understood by us as operative subjective genre where deep connection "problem (from the primary activity) - character (category copyright refraction problems and synthesizing / correlation with their own moral and ethical matrix plan content) - style mechanisms (author's stylistic individuality plan expressions)" laconically, and therefore sharpened and made manifest. Consequently, the stylistic design of the column due to the subjectivity of the author's expressiveness, the column is the transformation of the classical journalism.

Another important aspect - in the personal statement columnists found specific identification of regional scenarios of social reality, the social and cultural life of the city, the country and the world. Textual analysis allows to build a model of socio-political and cultural identity of a major regional center residents through the prism of modern forms of journalism.

Genre and communication installations author suggests column appraisal and subjectivity, as well as various forms of manifestation dialogic: rhetorical questions and appeals, repetition, self-commentary, extended quotation, which becomes the embodiment of a different point of view in the text, irony, precedent texts from various discourses and vernacular elements conversational style. Dialogic marks not just the author's statement, but it makes contact, the conversation with the reader.

Thus, we are witnessing the transformation of classical journalism, is showing signs of a new "publitsizma": openness to the world (f.ex. "global village" McLuhan), updating of social and cultural stereotypes in a new aspect, dialogue, interactivity.

Keywords: style; journalism; identity; editorial column.

References

1. Dann, Dzh. (2004) "Najdem li my obshhij jazyk? Jazykovaja fragmentacija v jepohu globalizacii" [=Can we find a common language? Linguistic fragmentation in the era of globalization], in: Zhurnalistika i kul'tura russkoj rechi [=Journalism and culture of Russian speech], N 4 (in Russ.).

2. Dejak-Jakobishina, E. M. (2013) "Avtorskaja kolonka: tradicionnyj zhanr ili novaja forma" [=Authored: traditional genre or a new form], in: Vesn. BDU [=Bulletin of the Belarusian University]. part 4, N 3. (in Russ.).

3. Dmitrovskij, A. L. (2002) Jesse kakzhanrpublicistiki: dis. ... kand. filol. nauk [=Essay as a genre of journalism: dis. ... cand. philology. sciences], available at: http://www.dissercat.com, accessed 19.01.2015 (in Russ.).

4. Dmitrovskij, A. L. (2008) Smysl tvorchestva i kriterii masterstva v zhurnalistike (filosofsko-antropologicheskij podhod) [=The meaning of creativity and excellence in journalism criteria (philosophical-anthropological approach)], available at: http://cyberleninka.ru/article/n/smysl-tvorchestva-i-kriterii-masterstva-v-zhurnalistike-filosofsko-antropologicheskiy-podhod, accessed 19.01.2015 (in Russ.).

5. Ivanchuk, I. A. (2004) "Ritoricheskaya kategoriya razgovornost' v publichnoy rechi nositeley elitarnogo tipa rechevoy kul'tury: ee spetsifika i funktsii" [=Rhetorical category conversational in public speaking, media elitist type of speech culture: its specificity and function], in: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [=Bulletin ofthe Tomsk state pedagogical University], Vol. N 1, pp. 5-11 (in Russ.).

6. Karickaja, L. Ju. (2011) Jekspressivnye leksicheskie resursy sovremennoj gazetnojpublicistiki (na materiale gazetMurmanskogo regiona 2001-2008 gg.): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [= Expressive lexical resources of a modern newspaper journalism (based on newspapers Murmansk Region 20012008.): abstract of thesis] (in Russ.).

7. Lotman, Yu. M. (1970) Struktura khudozhestvennogo teksta [=The structure of the artistic text], Moscow, 384 p. (in Russ.).

8. Nesterskaja, L. A. (2002) "Jazykovye sredstva formirovanija ocenochnosti v sovremennoj publicistike" [= Language means of formation evaluation in modern journalism], in: Jazyk, soznanie, kommunikacija: sb. st., eds. V. V. Krasnyh, A. I. Izotov [=Language, consciousness, communication: a collection of articles] vyp. 21, 184 p. (in Russ.).

9. Skorohodova, E. Ju. (2008) Nekotorye osobennosti zhanrovyh transformacij v sovremennoj publicistike [= Some features of genre transformations in modern journalism], available at: www. gramota.net/materials/2/2008/1-1/51.html, accessed 19.01.2015 (in Russ.).

10. Solganik, G. Ja. (1996) "Gazetnye teksty kak otrazhenie vazhnejshih jazykovyh processov v sovremennom obshhestve (1990-1994 gg.)" [= Newspaper texts as a reflection of the major linguistic processes in modern society (1990-1994 gg.)], in: Zhurnalistika i kul'tura russkoj rechi [= Journalism and culture of Russian speech] vyp. 1 (in Russ.).

11. Solganik, G. Ja. (2002) "O zakonomernostjah razvitija jazyka gazety v XX veke" [=Of the laws of language newspaper in the twentieth century], in: Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika [= Bulletin of Moscow University. Ser. 10. Journalism] N 2 (in Russ.).

12. Jarceva, S. S. (2002) Zhanrovyepriznaki kolonki [=Genre features speakers], available at: http:// columnizm.livejournal.com/743.html, accessed 19.01.2015 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.