УДК 801.56
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры доц. кафедры прикладной лингвистики и этнологии, канд. филол. наук Назар Р.Н.;
доц. кафедры прикладной лингвистики и этнологии, канд. филол. наук Гапонова Т.Н.
Донецкая область, г. Макеевка, тел.: +380660882611 e-mail: [email protected]
Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture
The chair of applied linguistics and ethnology PhD, assistant professor Nazar R.N.,
PhD, assistant professor
Gaponova T.N. Donetsk region, Makiyivka, tel.: +380660882611 e-mail: [email protected]
Р.Н. Назар, Т.Н. Гапонова
СТАТУС И СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕПОРТАЖА В СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ
В статье рассмотрены структурно-композиционные особенности репортажного текста. Проанализированы тенденции развития репортажа в системе публицистических жанров. Охарактеризован репор-тажный текст как разновидность информационного речевого жанра. Представлены этапы становления репортажа в публицистике с точки зрения его особенностей и закономерностей. Исследована типология репортажного текста в современной лингвистике и тенденции его изучения в коммуникативно-прагматическом аспекте.
Ключевые слова: репортажный текст, структура, композиция, жанр, публицистика.
R.N. Nazar, T.N. Gaponova
STATUS AND STRUCTURAL AND COMPOSITIONAL FEATURES OF REPORTING IN MODERN JOURNALISM
In the article structural and compositional features of the reporting text are sited. Main trends in the development of reporting in the system of journalistic genres are analyzed. The given text as a type of informative speech genre is characterized. The stages of formation of the report in journalism from the point of view of its characteristics and patterns are presented. The typology of such texts in modern linguistics and its study in the communicative-pragmatic aspect are researched.
Key words: reporting text, structure, composition, genre, journalism.
Языковой жанр и дискурс в современной лингвистике трактуют как соотношение понятий (И.Г. Борисова), связь функционально-стилевых единств и жанроречевого потенциала (М.Г. Кожина, В.А. Салимовский, В.В. Дементьев), языковой жанр как феномен культуры (В.И. Карасик, А. Вежбицка), языковой жанр как элемент в системе риторических знаний (О. Б. Сиротина), языковой жанр и когнитивные процессы (А.Г. Баранов), языковой жанр как феномен социопрагматики (В.В. Дементьев и др.), языковой жанр как коммуникативный феномен (В.Е. Гольдин), языковой жанр как система типологизированных элементов (А.Г. Баранов). Жанры можно классифицировать
© Назар Р.Н., Гапонова Т.Н., 2015
по разным признакам, так выделяют информационные, оценочные, фатические, императивные, ритуальные (Т.В. Шмелева, В.В. Дементьев); простые и сложные, первичные и вторичные (М.М. Бахтин).
Большинство лингвистов в определении языковых жанров опирается на концепцию М.М. Бахтина [1], которая основывается на тематическом содержании, стиле и композиционном строении высказывания.
С точки зрения функциональных стилей речи, один языковой жанр может реализоваться в стилистически разнородных текстах, потому что в каждой сфере существуют свои жанры, которые отвечают ее специфическим условиям; с этими жанрами соотносимы и определенные стили, каждый из которых принадлежит к жанровому единству высказывания (М.М. Бахтин).
В публицистическом дискурсе системно-жанровые особенности оформлены в три группы: информационную (хроникальную), аналитическую и художественно-публицистическую, которые разделены на основные жанры: заметка, информация, обзор, комментарий, отчет, репортаж, интервью, корреспонденция, статья, очерк, фельетон, эссе, памфлет. Позже произошло внутрижанровое разграничение: информация -хроникальная, аналитическая; интервью - интервью-портрет, хроникальное и проблемное интервью; репортаж - хроникальный, аналитический, сюжетный, репортаж-раздумье; комментарий - комментарий-справка, комментарий-реплика, информационный комментарий; отчет - развернутый, тематический; очерк - проблемный, портретный; эссе - проблемное, портретное; фельетон - проблемный, портретный. Внутрижан-ровая дифференциация удостоверяет пластичность авторского сознания относительно истолкования информации, все более и более широкую репрезентацию документального уровня творчества журналиста.
Такое разделение, в определенной мере, условно, поскольку элементы аналитического жанра наблюдаются в репортаже, фрагменты репортажа - в корреспонденции, черты художественно-публицистических жанров используют в аналитических жанрах.
Репортаж - это жанр газетно-журнальной публицистики; информация, сообщение, рассказ о текущих событиях, которые публикуются в периодической печати или транслируются по радио и телевидению. К важным характеристикам репортажа относят документализм изображения действительности. В современном репортаже успешно могут объединяться как информационные, так и художественно-публицистические начала.
Специфика репортажа заключается в том, что общение в нем является дистантным, опосредованным, монологическим, преимущественно имеет устную форму проявления. С точки зрения соблюдения / несоблюдения суровых правил построения целостного текста, различают общение свободное и стереотипное. Коммуникативный режим общения в репортаже реализуется в монологе / диалоге (реже), обращенном к воображаемой аудитории как к получателю продукта массовой коммуникации [3].
В зависимости от предметно-тематического содержания репортаж разделяют на событийный, актуальный, тематико-познавательный, постановочный, специальный, проблемный, расследовательный. Как газетно-публицистический текст репортаж является предметом исследования в роботах Г.Я. Солганика, С.Г. Гуревич, Л.Д. Кобалия, Л.М. Площадной, М.П. Брандес, М.И. Шостак и др. Языково-композиционные формы репортажа описывает Л.Д. Кобалия, отмечая, что наиболее характерным композиционным элементом его является рассказ [2].
Все изложенные в репортаже события, факты доказаны или опровергнуты с помощью размышления, которое должно быть репрезентировано особенно убедительно. Основу репортажа представляют наиболее важные, характерные, тщательно отобранные факты, из которых составляется событие, а авторские аргументы, соображения предоставляют этим фактам эмоциональную окраску, подтверждают их достоверность и вместе с тем воссоздают целостную образную картину события. Чужая речь в форме монолога или диалога при условии, что говорят другие участники события, воспроизведена документально точно [4].
Композиция репортажа предусматривает фиксацию естественного хода события. Однако очень мало событий, да и то лишь в электронных средствах массовой информации, переданы в режиме реального времени от начала и до конца (футбольный матч, военный парад, инаугурация президента и т. п.). В других случаях время уплотняют за счет отбора эпизодов.
Исследователи выделяют такие три структурно-содержательные части репортажа: а) ядерную (здесь речь идет по обыкновению о фактографическом высказывании, оформленном как „констатация факта"); б) конвенционную (ссылка на источник информации, время и место события); в) комментируемую (в этой части напечатано все, что хоть как-то помогает оценить, объяснить, расширить информацию ядерной части).
Публицистическая речь, по мнению Г.Я. Солганика, имеет одну особенность -общедоступность, коммуникативную значимость [5]. Информация, переданная СМИ, должна быть без ограничений доступной для всех членов общества. Раньше преимущественно этот принцип определял выбор языковых средств. Для лексики репортажа нехарактерными, хотя и возможными, были узкоспециальные слова и выражения, диалектизмы, арготизмы, поэтизмы, варваризмы, индивидуальные неологизмы. Доминировала тенденция к исключению средств, которые находятся на периферии языка и не имеют коммуникативной значимости, но в последние десятилетия тенденции меняют свое направление [6].
Однако, как утверждает М. Халлер, чрезмерная насыщенность репортажа специальной лексикой, а также значительное количество метафор, вероятнее завуалируют конкретные факты, удостоверят непрофессионализм репортера, его неумение четко изложить информацию. Соответственно неуместным является использование в репортаже жаргонизмов, однако в отдельных случаях употребление их может быть оправдано, если на жаргоне говорят непосредственные участники описываемых событий.
Итак, актуализация субстандартной лексики в репортаже последних десятилетий обусловлена влиянием разговорной лексики на публицистический стиль, вхождением некодифицированного слова в общее употребление. Введенные в репортаж жаргонизмы возникают одновременно и номинативной единицей, и экспрессемой, и социальным, и стилистическим маркером.
Основные тенденции, которые наблюдаем в языке русского репортажа начала XXI в., связаны с обновлением структурных и семантических особенностей языковых единиц, стилистически маркируют их, давая возможность реализовать самобытность публицистического дискурса вообще и репортажа в частности. Эти изменения усилили и экспрессию синтаксических единиц, обусловили более широкое привлечение к употреблению конструкций устно-разговорного синтаксиса.
Библиографический список
1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб. : Азбука, 2000. С. 249-299.
2. Кобалия Л.Д. Темпоральная структура основних жанров газетной публицистики // Функционирование и структура языка в синхронии и диахронии : Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза, вып. 175. M. : Наука, 1981. С. 29-45.
3. Назар Р.Н. Репортаж у призмi шформацшного мовленневого жанру публщис-тичного дискурсу // Сборник научных трудов SWorld. (Международная научно-практическая Интернет-конференция «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании '2014». База РИНЦ) Выпуск 2. Том 19. Иваново: Маркова А.Д., 2014. С. 76-81.
4. Назар Р.Н. Характеристика репортажу як жанру мовлення // Лшгвютичш студи : зб. наук. праць / Донецький нацюнальний ун-т; наук. ред. Анатолш Загштко. До-нецьк : ДонНУ, 2009. Вип. 19. С. 209-213.
5. СолганикГ.Я. Стиль репортажа. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1970. 75 с.
6. Солганик Г.Я. О языке и стиле газеты // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие [Отв. ред. М.Н. Володина]. М.: Изд. Московского университета, 2003. С. 264-265.
References
1. Bakhtin M.M. The problem of speech genres / M.M. Bakhtin. The author and the hero: To the philosophical foundations of the Humanities. St.-Petersburg, 2000. P. 249-299.
2. Kobalia L.D. Temporal structure of major genres of newspaper journalism // The function and structure of language in a synchronic and diachronic aspects. Vol. 175. Moscow, 1981. P. 29-45.
3. Nazar R.N. Report though the prism of information language genre of publicistic discourse // Collection of scientific works SWorld. (International scientific and practical Internet conference "Modern problems and ways of their solution in science, transport, production and education '2014". Base RISC) ssue 2. Volume 19. Ivanovo: Markova A.D., 2014. P. 76-81.
4. Nazar R.N. Characterization of reporting as a language genre // Linguistic studies CG. Sciences. The Kozhedub / Donetsk national University; Sciences. ed Anatoly Zagnitko. Donetsk: DonNU, 2009. Vol. 19. P. 209-213.
5. Solganik G.J. Reporting style. Moscow State University, 1970. 75 p.
6. Solganik G.J. About newspaper language and style // Mass media language as an object of interdisciplinary research. Tutorial [Ed. by M. N. Volodina]. Moscow State University, 2003. P.264-265.