Научная статья на тему 'СТИЛЬ КИТАЙСКОЕ БАРОККО: ГОСТИНИЦА «ФУДЗЯДЬЗЯНЬ» В ХАРБИНЕ'

СТИЛЬ КИТАЙСКОЕ БАРОККО: ГОСТИНИЦА «ФУДЗЯДЬЗЯНЬ» В ХАРБИНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТИЛЬ / АРХИТЕКТУРА / КОМПОЗИЦИЯ / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / КИТАЙСКОЕ БАРОККО / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ДЕТАЛИ / ОРНАМЕНТ / ДЕКОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козыренко Н.Е., Козыренко С.М.

В течение длительного времени проходили натурные обследования архитектуры Фудзядьзянь в Харбине. В 1999 г. исторический китайский район русского города представлял единое архитектурно-планировочное целое с фрагментарными типовыми жилыми домами 50-60-х гг. ХХ в. В 2002 г. специалисты и правительство города стали проявлять интерес к исторической архитектуре, которая была сконцентрирована в трех районах: Пристань, Новый город и Фудзядьзянь[1]. По результатам исследования в 2004 году были изданы альбомы, в которые вошли памятники архитектуры города. Одновременно с восстановлением исторических объектов происходил и массовый снос сооружений. В значительной степени изменения коснулись сооружений в районе Фудьзядьзянь, которые были построены в стиле китайского барокко. Поэтому актуальным является не только восстановление и реконструкция объектов, но и сохранение их от уничтожения. В настоящее время выделены особенности формирования стиля китайского барокко и отмечены его характерные признаки. В данной статье рассматривается архитектура в стиле китайское барокко на примере исторической гостиницы «Фудзядьзянь», которая была выполнена русским архитектором в 1915 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESEBAROQUESTYLE: «FUJIAN» HOTEL IN HARBIN

For a long time, full-scale surveys of Fujian architecture in Harbin were conducted. In 1999 year the historical Chinese district of the Russian city represented a single architectural and planning whole with fragmentary typical residential buildings of the 50-60-s of the twentieth century. In 2002 year specialists and the city government began to show interest in historical architecture, which was concentrated in three districts: the Pier, the New City and Fujian. According to the results of the study, volumes were published in 2004 year, which included the architectural monuments of the city[1]. Simultaneously with the restoration of historical sites, massive demolition of structures took place. Largely, the changes affected the buildings in the Fujian area, which were built in the Chinese Baroque style. Therefore, it is relevant not only to restore and reconstruct objects, but also to preserve them from destruction. Currently, the features of the formation of the Chinese Baroque style are highlighted and its characteristic features are noted. This article discusses architecture in the Chinese Baroque style on the example of the historical hotel "Fujiadzian", which was made by a Russian architect in 1915 year.

Текст научной работы на тему «СТИЛЬ КИТАЙСКОЕ БАРОККО: ГОСТИНИЦА «ФУДЗЯДЬЗЯНЬ» В ХАРБИНЕ»

Стиль китайское барокко: гостиница «Фудзядьзянь» в Харбине

Козыренко Наталия Ефремовна

доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды», Институт Архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, kozyr77@mail.ru

Козыренко Сергей Михайлович

доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды», Институт Архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, kozyr77@mail.ru

В течение длительного времени проходили натурные обследования архитектуры Фудзядьзянь в Харбине. В 1999 г. исторический китайский район русского города представлял единое архитектурно-планировочное целое с фрагментарными типовыми жилыми домами 50-60-х гг. ХХ в. В 2002 г. специалисты и правительство города стали проявлять интерес к исторической архитектуре, которая была сконцентрирована в трех районах: Пристань, Новый город и Фудзядьзянь[1]. По результатам исследования в 2004 году были изданы альбомы, в которые вошли памятники архитектуры города. Одновременно с восстановлением исторических объектов происходил и массовый снос сооружений. В значительной степени изменения коснулись сооружений в районе Фудьзядьзянь, которые были построены в стиле китайского барокко. Поэтому актуальным является не только восстановление и реконструкция объектов, но и сохранение их от уничтожения. В настоящее время выделены особенности формирования стиля китайского барокко и отмечены его характерные признаки. В данной статье рассматривается архитектура в стиле китайское барокко на примере исторической гостиницы «Фудзядьзянь», которая была выполнена русским архитектором в 1915 г. Ключевые слова: стиль, архитектура, композиция, традиции, культура, китайское барокко, восстановление, строительство, реконструкция, детали, орнамент, декор.

Обследование архитектуры района Фудзядьзянь позволило выявить характерные особенности стиля китайского барокко (деталировка, композиция, функционально-планировочная организация, образ, символика). Всего было обследовано 56 объектов, которые имеют разную сохранность, историческую или культурную ценность. Все сохранившиеся постройки на настоящий момент можно разделить на три типа.

1 тип. Уникальные объекты, выполненные профессиональными русскими специалистами (11 объектов);

2 тип. Объекты, выполненные китайскими мастерами с высоким качеством исполнения (12 объектов);

3 тип. Массовые объекты, выполненные китайскими ремесленниками с типовым решением (33 объекта).

Из них 25 объектов относятся к памятникам архитектуры. В настоящее время полная картина формирования уникального для Китая стиля не раскрыта полностью, так как большое число объектов уничтожено. Отсутствие архивных материалов и фотодокументов затрудняют однозначно ответить на многие вопросы.

Формирование стиля китайского барокко совпадает с историческими этапами развития Китайского города в Харбине (1898-1910; 1911 -1920; 1921 -1931; 1932-1945). По времени возведения объектов их можно разделить на несколько групп:

1. Ранние постройки датированы в период 1901-1910 гг.;

2. Объекты, возведенные с 1911 по 1920 гг.;

3. Здания, построенные в 20-е гг.

4. Поздние постройки, сооруженные в начале 30-х гг.

Для всех объектов был характерен ряд признаков, которые позволяют определить их стиль как китайское барокко. Прежде всего, их конкретное местоположение. В районе Харбина Фудзядьзянь отмечены только 2 вида сооружений: национальная традиционная китайская застройка хутунами (восточный район) и народная архитектура в стиле китайского барокко (западный район). Наиболее презентабельные объекты (1 тип) были построены в ключевых местах и выполняли активную роль в пространственной композиции. При застройке китайского района в 20-е гг. ХХ в. фронт улицы формировался практически одинаковыми двухэтажными зданиями (3 тип). Во фронтальной застройке на фоне практически одинаково решенных зданий выделялся 2 тип сооружений. Массовое строительство сооружений в одном стиле придало Китайскому городу своеобразное образное решение.

При натурном обследовании и обмерах чертежи составлялись по современному состоянию. На этом этапе не ставилась цель выполнить их фасадную реконструкцию, поскольку для этого необходимо было составить полный каталог архитектурных деталей, многие из которых были в процессе эксплуатации зданий утрачены. Также было отмечено, что в отдельных сооружениях утрата деталей не влияет на основные стилистические характеристики. Не восстанавливалась и планировка сооружений, поскольку все здания в настоящее время функционально активны. Практически все объекты строились как доходные дома (полностью или частично являясь жилыми) с торговой функцией. В работе использовались материалы китайских исследователей: датировка строительства сооружений, названия; обмерные чертежи (выполнены фирмой «Сегмаг»).

Отсутствие архивных материалов, проведенное исследование памятников, позволило выдвинуть ряд гипотез. Изучение стилистических особенностей архитектуры китайского города Фудзядьзянь затрагивает проблему поиска национальной идентичности. Образы колониального русского барокко в Харбине имеют прямые связи с петербургским необарокко и общеевропейским боз-артом начала XX в. Они имели ярко выраженный западный вектор и активизировали культурные коды, чуждые или непонятные китайскому народу. Подобная архитектура апеллировала к общеевропейскому наследию, которое мало кто из китайских жителей Харбина видел в реальности. Закономерной реакцией на распространение универсального «европейского» стиля стало обращение к традициям национального зодчества, все отчетливей проявляющееся в декоре уличных фасадов.

Данное положение можно проиллюстрировать на примере гостиницы «Фудзядьзянь», которое относится к 1 типу - уникальные объекты. Сооружение было построено в 1915 г. на главной улице западного района (рис. 1). Оно стало зданием манифестом и образцом для подражания. Это единственное сооружение, в котором стиль модерн стал основой для формирования нового китайского архитектурного направления.

Здание имеет прямоугольник в плане. На первом этаже располагались администрация гостиницы и ресторан. Второй этаж имел коридор, по обе стороны которого находились номера. От проезжей части гостиница была отделена забором, который был сооружен из каменных столбов, соединенных ажурной кованой решеткой. В связи с этим перед главным входом располагался партер. Местных жителей здание впечатляло своей роскошью, их удивляли маркизы и уличная драпировка окон. Гостиница пользовалась большой популярностью у китайских коммерсантов, а ресторан был каждый вечер заполнен русскими жителями. Интерьеры всех помещений были ре-

шены с использованием элементов модерна: лепной растительный орнамент по линии карниза, потолочные розетки, настенные кольца, натуральные отделочные материалы и т.д.)

Рис. 1. Гостиница «Фудзядьзянь». 1901 г

После 1945 г. была выполнена перепланировка дома, на первом этаже разместились изолированные друг от друга торговые помещения и каждое имело отдельный вход. Второй этаж был перестроен под квартиры, вход в которые осуществлялся со двора. Для этого были построены открытая галерея и двух маршевая лестница. Высокие карниз и кровля (высота 4 м) позволили расширить жилую площадь, для освещения которой на карнизе на месте декоративных вставок были сделаны проемы, а в кровле - слуховые окна (рис. 2). Вход в жилые помещения на 3 уровень осуществлялся с внутреннего двора, через открытую галерею и по крутой лестнице на 2 этаже. Небольшие оконные проемы на месте карниза в центральной части здания практически не инсолировали жилые помещения.

Эта была первая крупная перепланировка исторического здания, которая стала началом его конструктивного разрушения.

Сооружение на главном фасаде разделено на 3 части: протяженная центральная часть и два боковых ризалита. Центральная часть на первом этаже разделена большими прямоугольными окнами со скругленными углами, на втором этаже - спаренными окнами. Объем характеризуется симметричным построением, на оси которого расположены центральный вход, балкон на втором уровне и фронтон. И хотя в это время китайские сложносоставные фронтоны в виде палоу широко использовались в архитектуре Фудзядьзяня, в данном объекте фронтон выполнен по традиционной

схеме. Низкий сплошной парапет не закрывает высокую кровлю. Отсутствие тумб создает впечатление схематизма в решении и незавершенности этой части сооружения.

Рис. 2. Современное состояние

Наиболее насыщена декором развитая карнизная линия. Между спаренными кронштейнами находились вставки с орнаментами (метопы). Фасадная декорация складывается из французского руста, пилястр, сандриков и различных вариаций карту-шей. На фронтоне картуш украшен тремя кисточками и колокольчиками. Стены, сплошь покрытые декором, напоминают зрителям натюрморты.

Заметно расхождение с классической традицией: в гирляндах появляются листья лотоса, ордерные элементы увенчаны непропорционально миниатюрными коринфскими капителями. Китайские национальные мотивы прочитываются над окнами второго этажа: раскрывающиеся лотосы, цветы пионов, плоды граната, подвески и колокольчики и т. п. Если на главном фасаде национальные мотивы имеют деликатное решение в декоре, то дворовой фасад обильно украшен сквозной резьбой, характерной для народного китайского зодчества (объемные кронштейны тонких колонн и гео-метричная резьба карнизов).

Дать однозначную оценку архитектуре данного сооружения трудно. Мы отказались использовать в исследовании архитектуры русского Харбина термин эклектика[2].

Скорее всего сооружение выполнялось в стиле модерн с использованием китайского флористического декора и приемов декорирования фасадов барокко (рис. 3). Несомненно, автором гостиницы «Фудзядьзянь» являлся российский архитектор. Об этом свидетельствуют целостное композиционное построение, выделение акцентов, сохранение ритмо-метрических рядов как в расположении элементов, так и в повторении декоративных деталей, сомаштабность частей между собой. Следует отметить высокий профессионализм, с которым национальные мотивы интегрированы в композицию фасада. Можно предположить, что здание построено по проекту Ю. Жданова, у которого были прекрасные знания по европейским архитектурным стилям. В Харбине в районе Нового города сохранились его сооружения в стиле неоклассицизма, необарокко и неоготика. Также известно, что он изучал и восточную культуру, национальную архитектуру и китайские традиции.

В настоящее время фасады сооружения отремонтированы. Бывшая гостиница потеряла в застройке свою средовую значимость. На светло-охристом фоне не выделяются четко элементы. Из-за частого окрашивания фасада детали потеряли свой контур, орнаментные линии сильно сглажены. Частые перепланировки привели к сносу внутренней несущей стены на первом этаже и сооружению грозит в ближайшее время разрушение.

Рис. 3. Главный фасад гостиницы «Фудзядьзянь». 1915 г.

В качестве заключения можно отметить, что в пластическом убранстве фасадов европейские схемы служат основой для реализации национальных декоративных традиций. Была предпринята попытка проследить процесс культурного трансфера из западной архитектурной традиции (модерн) в народную застройку Харбина первой половины XX в. Для осмысления феномена китайского барокко можно использовать принцип «эффекта просачивания» (диффузии). Обмен ценностями между двумя культурами, населявшими город Харбин, осуществлялся по тому же принципу. С помощью фасадной архитектуры, перенасыщенной символикой процветания и благополучия, жители китайских кварталов Фудзядьзяня демонстрировали общность с русской частью города.

Литература

1. Градостроительное планирование Харбина. Сборник конференции. Харбин. 2004. - 254 с.

2. Козыренко Н. Е., Хунвэй Ян, Иванова А. П. Архитектурное наследие Харбина. Хабаровск: изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. — 563 с.

3. Иванова А. П. История архитектуры и градостроительства Китая: формирование русскоязычного научного дискурса //Вестник ТОГУ. - № 4 (27). - С. 15-21

4. Иванова А.П. Архитектура китайских сеттельментов: к проблеме культурных стратегий дальневосточной колонизации //Вестник Тихоокеанского государственного университета. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013 - № 3 (30) - С. 129-138.

5. Иванова А.П. Стилистический анализ. Региональный аспект: учебное пособие. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. - 206 с.

6. Иванова А.П.Ретроромантизм в Дальневосточной архитектуре. 1860 - 1960 гг.: учебное пособие. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. - 123 с.

7. Крадин Н.П. Харбин — русская Атлантида. Хабаровск: Издатель Хворов А.Ю., 2001. - 352 с.

8. Левошко С.С. Архитектурное наследие Русского Зарубежья: международная научная конференция. [Электронный ресурс]. -

Режим доступа:http://zarubezhje.narod.ru/texts/levoshko.htm

Chinesebaroquestyle: «Fujian» hotel in Harbin Kozyrenko N.E., Kozyrenko S.M.

Pacific State University

For a long time, full-scale surveys of Fujian architecture in Harbin were conducted. In 1999 year the historical Chinese district of the Russian city represented a single architectural and planning whole with fragmentary typical residential buildings of the 50-60-s of the twentieth century. In 2002 year specialists and the city government began to show interest in historical architecture, which was concentrated in three districts: the Pier, the New City and Fujian. According to the results of the study, volumes were published in 2004 year, which included the architectural monuments of the city[1]. Simultaneously with the restoration of historical sites, massive demolition of structures took place. Largely, the changes affected the buildings in the Fujian area, which were built in the Chinese Baroque style. Therefore, it is relevant not only to restore and reconstruct objects, but also to preserve them from destruction. Currently, the features of the formation of the Chinese Baroque style are highlighted and its characteristic features are noted. This article discusses architecture in the Chinese Baroque style on the example of the historical hotel "Fujiadzian", which was made by a Russian architect in 1915 year. Keywords: style, architecture, composition, traditions, culture, Chinese Baroque, restoration, construction, reconstruction, details,

ornament, decor. References

1. Urban planning of Harbin. Conference proceedings. Harbin. 2004. - 254 p.

2. Kozyrenko N. E., Hong Wei Yang, Ivanova A. P. Architectural heritage of Harbin. Khabarovsk: PNU, 2015. - 563 p.

3. Ivanova A. P. History of architecture and urban planning in China: formation of Russian-language scientific discourse //Bulletin of the TOGU. - No. 4 (27). - pp. 15-21.

4. Ivanova A.P. Architecture of Chinese settlements: on the problem of cultural strategies of Far Eastern colonization //Bulletin of the Pacific State University. Khabarovsk: Publishing House of the Pacific State University, 2013 - No. 3 (30) - pp. 129-138.

5. Ivanova A.P. Stylistic analysis. Regional aspect: textbook. Khabarovsk: Publishing House of the Pacific State University, 2013. - 206 p.

6. Ivanova A.P. Retro romanticism in Far Eastern architecture. 1860 - 1960: Textbook. Khabarovsk: Publishing House of the Pacific State University, 2013. - 123 p.

7. Kradin N.P. Harbin — Russian Atlantis. Khabarovsk: Publisher A.Y. Khvorov, 2001. - 352 p.

8. Levoshko S.S. Architectural heritage of the Russian Abroad: International scientific conference. [electronic resource]. - Access mode:http://zarubezhje.narod.ru/texts/levoshko.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.