Научная статья на тему 'СТИЛЬ КИТАЙСКОЕ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ ТОРГОВОГО ДОМА (ХАРБИН)'

СТИЛЬ КИТАЙСКОЕ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ ТОРГОВОГО ДОМА (ХАРБИН) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
130
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / АРХИТЕКТУРА / КОМПОЗИЦИЯ / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / КИТАЙСКОЕ БАРОККО / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ДЕТАЛИ / ОРНАМЕНТ / ДЕКОР

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Козыренко Н.Е.

В настоящее время внимание историков и архитекторов г. Харбина привлекает исторический район Фудзядьзянь, на территории которого сконцентрированы сооружение, выполненные в стиле китайского барокко. Этот стиль признан национальным и поэтому определяются истоки его образования и направления развития. Данные исследования связаны не только с разрушением исторической среды района. В 2006 г. в Харбине была построена фармацевтическая фабрика № 6, выполненная в стиле китайского барокко. Это явилось началом активного строительства новых объектов в историческом стиле в разных районах города, в том числе и в восточной части Фудзядьзянь. Во всех новых сооружениях прослеживается общее стилистическое сходство с архитектурой начала ХХ в. Сравнительный анализ старых и новых объектов показал, что в качестве образца китайские проектировщики взяли Торговый дом, построенный в 1921 г. Он и сейчас после фасадной реконструкции производит сильное впечатление. В данной статье на примере архитектуры Торгового дома раскрываются стилистические особенности китайского барокко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE BAROQUE STYLE IN ARCHITECTURE TRADING HOUSE (HARBIN)

Currently, the attention of historians and architects of Harbin is attracted by the Fujian historical district, on the territory of which the buildings made in the Chinese Baroque style are concentrated. This style is recognized as national and therefore the origins of its formation and directions of development are determined. These studies are not only related to the destruction of the historical environment of the district. In 2006, Pharmaceutical Factory No. 6, made in the Chinese Baroque style, was built in Harbin. This was the beginning of the active construction of new historical-style facilities in various districts of the city, including in the eastern part of Fujian. In all the new buildings there is a general stylistic similarity with the architecture of the early twentieth century. A comparative analysis of old and new objects showed that the Chinese designers took a Trading house built in 1921 as a sample. Even now, after the facade reconstruction, it makes a strong impression. In this article, the stylistic features of the Chinese Baroque are revealed using the example of the architecture of a Trading house.

Текст научной работы на тему «СТИЛЬ КИТАЙСКОЕ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ ТОРГОВОГО ДОМА (ХАРБИН)»

Стиль китайское барокко в архитектуре торгового дома (Харбин)

Козыренко Наталия Ефремовна

к.т.н., доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды», Институт архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, kozyr77@mail.ru

В настоящее время внимание историков и архитекторов г. Харбина привлекает исторический район Фудзядьзянь, на территории которого сконцентрированы сооружение, выполненные в стиле китайского барокко. Этот стиль признан национальным и поэтому определяются истоки его образования и направления развития. Данные исследования связаны не только с разрушением исторической среды района. В 2006 г. в Харбине была построена фармацевтическая фабрика № 6, выполненная в стиле китайского барокко. Это явилось началом активного строительства новых объектов в историческом стиле в разных районах города, в том числе и в восточной части Фудзядьзянь. Во всех новых сооружениях прослеживается общее стилистическое сходство с архитектурой начала ХХ в. Сравнительный анализ старых и новых объектов показал, что в качестве образца китайские проектировщики взяли Торговый дом, построенный в 1921 г. Он и сейчас после фасадной реконструкции производит сильное впечатление. В данной статье на примере архитектуры Торгового дома раскрываются стилистические особенности китайского барокко.

Ключевые слова: стиль, архитектура, композиция, традиции, культура, китайское барокко, восстановление, строительство, реконструкция, детали, орнамент, декор.

Торговый дом был построен в 1921 г.в центральной части района Фудзядьзянь на пересечении двух улиц. Это кирпичное трехэтажное компактное в плане здание с двумя короткими боковыми фасадами и срезанным углом, выходящим на перекресток. Его архитектура и сегодня поражает своеобразным сочетанием хрестоматийных общеевропейских архитектурных элементов и национальных китайских деталей. Это одно из немногих зданий в стиле китайского барокко в районе Фудзядь-зянь Харбина, которое имеет хорошую сохранность (рис. 1). В начале XXI в. сооружению был присвоен статус памятника архитектуры. По мнению историка Ли Сю Шао оно входит в историческую архитектурную коллекцию Харбина.

Сооружение производит монументальное впечатление, но планировочное решение выполнено компактно. Торговое здание имеет L-образный план. Как все объекты в этом районе оно имеет вертикальное функциональное зонирование. На первом этаже располагались торговые помещения, на втором и третьих - торговые, жилые (типа гостиничных номеров) и административные.

Рис. 1. Архитектура магазина «Свадебные принадлежности». Современное состояние

В настоящее время в здании на 1 этаже располагается салон «Свадебные платья». В связи с этим было перепланировано правое крыло, в котором разместились большой торговый зал и два подсобных помещения. Центральный вход в салон осуществляется с пятого фасада. В левом крыле располагаются проходная закрытая арка во внутренний двор, лестничный марш и подсобное неосвещаемое помещение. Подъем на верхние этажи осуществляется по внутренней лестнице. На втором и третьем уровнях практически не изменилась планировка. За счет устройства из окон дверных проемов на первом этаже изменилась композиция крыльев.

Правый фланг объекта представляет собой целостное решение. В 2004 г. были выполнены обмеры и разработаны фиксационные чертежи фасадов, планов и всех деталей сооружения (ООО «Сегмаг», Харбин). Это позволило провести достоверно не только стилистический анализ, но и композиционный (рис. 2 - 6).

1——Г

Рис. 2. План первого этажа

I!,') ,

(-

сч сч о

сч ^

О!

Рис. 3. План 2 этажа

О ш т х

<

т о х

X

ЦДЕ__ц^^я]_ущ_\да чЦ

;

!

—р

?

1

1 !

:

Ё Ё

Ж1

31 з

г

=55

5 . ^

3 з

3| 33

Рис. 5. Фасад левого крыла

Рис. 4. План 3 этажа

Рис. 6. Фасад правого крыла. Пятый (угловой) фасад

Так же, как и все рассматриваемые здания, Торговый дом имеет оштукатуренные парадные фасады, украшенные ордерными элементами и лепным декором; дворовой фасад - из красного кирпича. Всего на уличных фасадах имеется 5 входных групп. Оконные проемы различаются: прямоугольные окна второго этажа чуть больше по размеру чем окна первого, хотя имеют похожие переплеты и скругленные углы, характерные для восточного модерна. Окна первого этажа скромно оформлены рустовкой под замковый камень, окна второго этажа имеют подоконные доски на кронштейнах и замковые камни с декоративной штукатуркой «под шубу». На третьем этаже используются довольно редкие в Фудзядьзяне сдвоенные «флорентийские» окна с архивольтами, опирающимися на миниатюрную коринфскую полуколонну, размещенную в импосте.

Судя по архивным фотографиям на уровне третьего этажа имелись крошечные балкончики. Широкие межоконные простенки оформлены декоративной штукатуркой «под шубу». Боковые фасады имеют трехчастное деление: цоколь и первый этаж расшиты квадратным рустом, второй этаж оформлен горизонтальным французским рустом, третий этаж отделен широким лепным фризом. Подоконный фриз также имеет значительную ширину и украшен горельефной лепниной, расположенной в длинных горизонтальных нишах, разделенных парными фигурными кронштейнами, которые поддерживают вынос карниза. В роли вертикального членения выступают лопатки, оформленные нишами разного размера, как заглубленными, так и выпуклыми.

При натурном обследовании сооружения большое внимание уделялось деталировки фасадов. На главном

фасаде привлекают внимание граненные колонны, обрамляющие угловой, выходящий на перекресток, фасад. Солярный символ, размещенный на криволинейном аттике, одновременно напоминает и готическую розу, и буддистское колесо Сансары, и полностью раскрывшийся бутон - символ долголетия и многочисленного потомства. Дублирование элементов, возможно, продиктовано бытовой, низовой магией удвоения богатства и потомства. Отсюда несколько неожиданные на европейский взгляд парные пилястры, колонки и проч. От первоначального парапета сохранились высокие, квадратные в сечении тумбы, увенчанные миниатюрными четырехскатными шатрами с фронтончиками.

Оригинальной особенностью этого небольшого строения является уникальная форма тумб парапета, увенчанных сложными шатровыми четырехскатными завершениями, которые являются промежуточной вариацией между готическими пинаклями и фигурными дымоходами печных труб, имея в тоже время характерные ориентальные силуэты. На старых фотографиях решетки парапета отсутствуют, возможно, их не было изначально, так как боковые грани тумб покрыты рельефом. Скорее всего не связанные тумбы являются символами ритуальных столбов, которые располагались в историческом прошлом в Фудзядьзяне.

Угловой фасад выделен мощными граненными столбами, украшенными накладными панно со встроенными вертикальными линиями и прорезанными меандрами, трактованными в ориентальном духе. Вплотную к столбам примыкают тоненькие канеллированные колонны с лотосовидными капителями, обрамляющими плоскость, предназначенную для размещения вертикальной иероглифической надписи.

Весь декор - и ордерный и лепной - имеет гипертрофированный характер и производит впечатления «самодельного», воспроизведенного по памяти (рис. 7). Сечения колон, невозможно узкие или необыкновенно широкие (в импостах третьего этажа), детали (гирлянды пионов и гербовые картуши в сложных виньетках) горельефных фризов, идущих по фасадам двумя широкими полосами, преувеличенно большие и сбивают общий масштаб. В верхнем ярусе декор сплошь покрывает и плоскость стены, и конструктивные элементы, в том числе и парные кронштейны. Они украшены четырехчастными вертикальными гирляндами из магических узлов.

ажурным лепным кружевом, сплошь покрывающим фронтон и фриз. Композиционным центром фасада является высокий зубчатый фронтон, венчающий угловой фасад и рассчитанный на обозрение с разных ракурсов. Фронтон состоит из большого щита, фланкируемого с двух сторон пучками витых колонн и тумб, сплошь покрытых растительным декором. На щите размещен диск с солярной символикой (раскрывшийся бутон на знаке солнцеворота). Отметим, что в декоре рассматриваемого сооружения отсутствует обычный для Фудзядьзяня мотив восточного модерна (кольцо=строенные линии), зато есть довольно редкие элементы: ниши с брильянтовой рустовкой, «трехэтажные» канеллюрованные колонны, различные вариации узлов из шнура и редкая модификация распространенного декоративного мотива «гирлянда из колокольчиков» (рис. 8).

Рис. 7. Фрагмент деталировки левого крыла

Угловой фасад поражает контрастом между грубой брутальной трактовкой мощных столбов-пилонов и

Рис. 8. Фрагмент углового фасада

Анализ архитектуры Торгового дома показал, что в основу формирования его фасадов были положены принципы стиля необарокко, в котором были выполнены сооружения в русском Харбине в начале ХХ в. Однозначно можно утверждать о китайском авторстве данного памятника архитектуры. Об этом свидетельствуют декоративные вставки между кронштейнами, которые не повторяются на фасадах по всей плоскости карниза.

В заключении можно отметить, что в современных сооружениях в стиле китайского барокко копируются внешние характерные признаки. В настоящее время определился набор декоративных элементов и способы их компоновки, которые часто можно встретить в новостройках. В современном использовании декоративных элементов они, как правило, имеют гипертрофированный масштаб. Декор подробно прорабатывается только на уровне первого этажа и рассчитан на восприятия с близкого расстояния. Китайскими архитекторами в декорировании современных зданий мастерски освоен главный принцип барокко - отсутствие пустых плоскостей.

Литература

1. Козыренко Н. Е., Хунвэй Ян, Иванова А. П. Архитектурное наследие Харбина. Хабаровск: изд-во Тихо-океан. гос. ун-та, 2015. — 563 с.

2. Иванова А. П. История архитектуры и градостроительства Китая: формирование русскоязычного научного дискурса //Вестник ТОГУ. - № 4 (27). - С. 15-21

3. Иванова А.П. Архитектура китайских сеттльментов: к проблеме культурных стратегий дальневосточной

О

ГО >

го т

о

N3 О N3 N3

колонизации //Вестник Тихоокеанского государственного университета. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013 - № 3 (30) - С. 129-138.

4. Иванова А.П. Стилистический анализ. Региональный аспект: учебное пособие. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. - 206 с.

5. Крадин Н.П. Харбин — русская Атлантида. Хабаровск: Издатель Хворов А.Ю., 2001. - 352 с.

Chinese baroque style in architecture trading house (Harbin) Kozyrenko N.E.

Pacific State University

JEL classification: L61, L74, R53

Currently, the attention of historians and architects of Harbin is attracted by the Fujian historical district, on the territory of which the buildings made in the Chinese Baroque style are concentrated. This style is recognized as national and therefore the origins of its formation and directions of development are determined. These studies are not only related to the destruction of the historical environment of the district. In 2006, Pharmaceutical Factory No. 6, made in the Chinese Baroque style, was built in Harbin. This was the beginning of the active construction of new historical-style facilities in various districts of the city, including in the eastern part of Fujian. In all the new buildings there is a general stylistic similarity with the architecture of the early twentieth century. A comparative analysis of old and new objects showed that the Chinese designers took a Trading house built in 1921 as a sample. Even now, after the facade reconstruction, it makes a strong impression. In this article, the stylistic features of the Chinese Baroque are revealed using the example of the architecture of a Trading house.

Keywords: style, architecture, composition, traditions, culture, Chinese Baroque, restoration, construction, reconstruction, details, ornament, decor.

References

1. Kozyrenko N. E., Hong Wei Yang, Ivanova A. P. Architectural heritage of Harbin. Khabarovsk: PNU, 2015. - 563 p.

2. Ivanova A. P. History of architecture and urban planning in China: formation of Russian-language scientific discourse //Bulletin of the TOGU. - No. 4 (27). - pp. 15-21.

3. Ivanova A.P. Architecture of Chinese settlements: on the problem of cultural strategies of Far Eastern colonization //Bulletin of the Pacific State University. Khabarovsk: Publishing House of the Pacific State University, 2013 - No. 3 (30) - pp. 129-138.

4. Ivanova A.P. Stylistic analysis. Regional aspect: textbook. Khabarovsk: Publishing House of the Pacific State University, 2013. - 206 p.

5. Kradin N.P. Harbin — Russian Atlantis. Khabarovsk: Publisher A.Y. Khvorov, 2001. - 352 p.

СЧ СЧ

о

СЧ

о ш m

X

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.