Особенности реконструкции застройки Харбина
Козыренко Наталия Ефремовна
доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды», Институт Архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, [email protected]
В настоящей статье рассматриваются вопросы развития Харбина, который формируется как крупный северо-восточный мегаполис. С каждым годом меняется его архитектурная среда, которая приобретает современный облик столицы Хэйлунцзян-ской провинции. Но актуальными остаются вопросы сохранения исторических зданий русского города и реконструкции типовых жилых домов, построенных в период Большого скачка. В настоящее время многие сооружения, которые построены по проектам российских архитекторов, признаны памятниками архитектуры и охраняются государством.
В течение последних 10 лет китайские архитекторы занимаются реконструкцией типовых построек. Первоначально они декорировали фасады лепниной и только сейчас стали обращать внимание на их стилистическое решение. И в качестве образцов были приняты готика, барокко, классицизм. В их проектах отмечается свободная стилевая импровизация. Разработаны приемы, которые позволяют придать типовому зданию образ исторического объекта: рустовка, колонны, фронтоны, купола, шатры, высокие крыши, аркады.Активная реконструкция привела к изменению застройки Пристани. В настоящее время современная среда одного из районов Харбина имеет образ старого города.
Ключевые слова: реконструкция, реновация, среда, архитектура, декор, стиль, импровизация.
В настоящее время Харбин развивается в качестве современного крупного мегаполиса с сохранением бренда исторического города. Архитектурное наследие состоит из нескольких исторических слоев: русская архитектура (начало ХХ в.), японская архитектура (1932 по 1945 гг.), социалистическая архитектура периода Большого скачка (1945 - 1960 гг.). В процессе развития в исторической части Пристани в период социалистической индустриализации для нового строительства уничтожалась старая застройка. На ее месте были построены типовые 5-этажные жилые дома (рис. 1). За короткий период времени практически все исторические улицы и внутриквартальные пространства района Пристани получили новое архитектурно-планировочное решение. Небольшими фрагментами сохранилась историческая
среда.
Рис. 1. Типовая застройка в городах Китая. 50-е гг. XX в.
см о см
со
О!
о ш т
X
<
т О X X
Внимание к историческим объектам города отмечается в конце XX в. К этому времени застройка русского Харбина находилась в критическом состоянии. Активно администрацией города стал подниматься вопрос о сохранении среды [1]. Эту инициативу поддержали ученые Харбинского политехнического института и специалисты Харбинского института по градостроительству (Чжан Гэ, Ван Цзэ и другие). Они отметили, что Харбин стал городом с архитектурным искусством Китая и Запада, соединением древности и современности. Этот имидж города необходимо сохранить путем реконструкции зданий 50-70-х гг. строительства.
В первую очередь обсуждалась проблема сохранения исторических зданий, построенных в начале ХХ в. российскими архитекторами. Около 200 старых зданий были признаны памятниками архитектуры. После этого были выполнены ремонтные работы сооружений и определены их современные функции.
В начале ХХ1 в. администрация города принимает решение изменить существующую городскую среду. Очевидным становится, что типовые дома, заполнившие исторические районы, снижают ее качество. Поэтому началась масштабная их реконструкция. Прежде всего, это относилось к району Пристани. Первые работы по изменению архитектуры типовых построек администрация города оценила как положительный опыт и
признала развитие данного направления перспективным.
На первом этапе реконструкции подлежали жилые дома, расположенные вдоль красных линий на исторических улицах (Садовая, Рыночная, Сквозная, Коммерческая и др.). Их отремонтировали, застеклили балконы, объединили первые этажи. В дальнейшем китайские архитекторы стали применять прием, который можно назвать декорацией. Несложным лепным декором заполнялись плоскости между оконными проемами, простенки между объемами, растительный орнамент покрывал балконные ограждения (рис. 2). За короткий период практически все лицевые фасады жилых домов в районе Пристани были декорированы. И перед архитекторами была поставлена новая задача -реконструкция 5-этажных сооружений в европейских ретро стилях (барокко, готика, классицизм). Для достижения этой цели необходимо было изменить пластику фасадов не столько за счет декора, сколько за счет активного использования характерных стилистических деталей и элементов. Для этого необходимо было провести стилистический анализ русской архитектуры в старом Харбине, изучить характерные архитектурные приемы и способы организации плоскости фасадов.
Маркерами исторических стилей стали: рустованный первый этаж с метрическим рядом крупных арочных проемов, пилоны высотой на два этажа, разных размеров окна, портал с пилонами и завершение его треугольным фронтоном, колоннады, шатры, башенки, купола, аттиковый этаж, высокие крыши сложной конфигурации. Арсенал архитектурных элементов был широкий и охватывал все стили. Не ставилась задача найти стилистический образ каждой исторической улицы. Поэтому в короткий период времени существующие улицы Пристани стали характеризоваться стилевым многообразием. Реконструкции подлежали только здания, которые располагаются по контуру кварталов или на главных проспектах и площадях.
За короткий срок определился свод приемов, которые были растиражированы. С этого времени образы сооружений усложняются. Особенно это отмечается в зданиях, которые занимают ключевые места. Идет активная свободная импровизация на исторические стили. И в одном здании отмечаются мотивы готики, барокко, классицизма. Во многих случаях сохраняется существующее членение фасада метрическими рядами окон. В некоторых случаях изменяется форма проемов: арочные, стрельчатые, круглые, овальные («бычий глаз»)
сплошное остекление, пристраиваются дополнительные объемы.
Примером такой стилевой импровизации стали объекты на площади Наводнения. После длительной реконструкции участка с гостиницей «Глория» полностью трансформировался фрагмент городской среды. Кардинально изменилась архитектура отеля. С целью расширения функций и количества номеров в гостинице был достроен высокий мансардный этаж с круглыми окнами. Углы сооружения был зафиксированы высокими шестигранными башенками. Крыша приобрела сложные очертания. Анализ главного фасада показал, что архитекторами не решались композиционные вопросы. Отмечено, что авторы использовали разные метрические ряды окон, формальное объединение проемов 3 и 4 этажей и завершение их небольшими фронтонами. Попытка авторов выделить акцент получилась только на 2 и 3 уровнях. Плоский портал подчеркивает своеобразный карниз, который опирается на ионические пилястры. Разрушают композицию высокие боковые башни. В реконструкции гостиницы не использовались декоративные элементы, и это оказало влияние на пластику фасадов.
Рядом стоящее типовое жилое здание решалось с гостиницей в ансамбле. В сооружении достроен еще один этаж, полностью остекленный по периметру и перекрытый четырехскатной крышей с высоким треугольным фронтоном с круглым проемом. Для усиления готического образа сооружения на левом фланге возведена башенка. К зданию достроены дополнительные объемы (подобие ризалитов) с вертикальными оконными проемами, балконами, которые опираются на тонкие колонны. Архитектура правой части сооружения в стилевом отношении отличается от левой контрастно и напоминает в архитектуре мотивы модерна.
Но нарушения архитектурной композиции гостиницы «Глория» и эклектичный новый образ жилого здания не повлияли на градостроительное решение площади. В результате реконструкции сооружений образовался ансамбль, который стал заметным архитектурным объектом на главной набережной города, активным градостроительным акцентом. Он эффектно воспринимается как с набережной, с улицы Центральной, а также с противоположного берега реки Сунгари (рис. 3).
Рис. 3. Реконструкция сооружений на площади Наводнения. Харбин. 2018 г.
Масштабные работы проходили по реконструкции площадей, которые занимали в структуре района Пристани ключевые места. Актуальным являлась реконструкция площади Победа, которая выходит на Правительственный проспект и открывается на набережную. Она была застроена в 50-60-х гг. пятиэтажными домами.
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
см
0 см
со
01
о ш т
X
<
т О X X
Для архитекторов задачей было не только придать площади историческое звучание, а сделать ее единым градостроительным ансамблем.
После продолжительных дискуссий был реализован проект, который утвердила администрация города (рис. 4). На фасаде были добавлены вертикальные элементы - рустованные пилястры. Балконы по вертикали были объединены и декорированы под ионические полуколонны. Окна были взяты в обрамление и подчеркнуты дополнительно подоконными досками. При простом решении фасадов, в значительной степени усложнено решение завершений сооружений. 9-этажный жилой дом, акцентирующий пересечение улиц, завершен высоким шатром. К существующему 5-этажному жилому сооружению была достроена высокая двухскатная крыша с чердачными арочными окошками. Ось симметрии подчеркнута сложным фронтоном, над которым выделяется вальмовый шатер.
протяжении нескольких веков. В результате площадь была разделена на две части и стала представлять собой закрытый тип, который оформили сооружения в стиле барокко с элементами готики и классицизма (рис. 5). Силуэтность застройки придавали высокие срезанные шатры и купола. Достаточно хорошо были проработаны элементы первого плана (1 и 2 этажи) - руст, детали, открытые аркады, декоративные элементы. На высоком уровне выполнен средовой дизайн площади: перепады высот, уличные вазоны, монументальные стелы, открытые металлические проходы, фонтан.
Значительные изменения произошли и в застройке исторической Софийской площади. За всю свою историю ее несколько раз перестраивали, периодически изменяли ее образ. Коренное преобразование площади произошло в начале 60-х гг. и связано со сносом целого ряда сооружений, в том числе уникального Гостиного двора в стиле неоклассицизма. Было принято решение окружить Соборную площадь крупными торговыми центрами. Новые постройки имели типовое решение (фасады с большими оконными проемами), которые окружили площадь с трех сторон. Со стороны проспекта сохранилась историческая малоэтажная застройка. В непосредственной близости от площади сохранились крупные административные объекты в стиле неоклассицизма и ар-деко конца 20-х - начала 30-х гг. ХХ в.
Все это время Софийский собор без изменений оставался сохранным. В конце 90-х гг. на месте универмагов были построены новые торговые центры. Основной особенностью их архитектуры является бесстилевое решение - сооружения из стекла и бетона. В самом соборе, фасадная реконструкция которого была выполнена за счет средств жителей города, был организован музей архитектуры. Интерьеры претерпели сильные изменения - разрушена алтарная часть, закрашены фрески, повреждены внутренние несущие стены и т.д. В 2015 г. начались работы по кардинальной реконструкции соборной площади. Основной целью было создание эффекта исторической зоны, которая формировалась на
Рис. 5. Софийская площадь. Харбин. 2019 г.
В результате такого масштабного преобразования района Пристани появилась новая комфортная историческая среды. Сформировалась своеобразная разно стилевая городская застройка, живописность которой придают яркие колористические решения сооружений. Однозначно можно сказать, что администрация города достигла поставленной перед архитекторами цели. В крупном северном мегаполисе появились целостные фрагменты старого города (рис. 6). Определенный колорит им придают тактичные вставки национальной архитектуры (павильоны, входы, вывески, реклама и т. д.).
Рис. 6. Фрагмент застройки центральной части Пристани.
Харбин. 2019 г.
Архитектура, построенная в разное время в разных городах, представляет собой отражение того времени, когда эти города строились и развивались. Методы строительства, исторический фон и городское планирование разных времен сливаются в архитектуру, являющуюся картиной памяти застывшей истории. Хотя исто-
рию можно упростить, ее нельзя искоренить [2]. Современное творчество китайских архитекторов привело к искусственно созданной исторической среде. Всегда перед архитекторами будет стоять вопрос - как эффектно и разумно обновить историю? По мнению Джона Рас-кина "Архитектуру следует сделать исторической и сохранить как таковую" [3]. Современная архитектура со временем становится исторической. Именно в этом заключается ее ценность. Но не вся архитектура имеет историческую, культурную или архитектурную ценность.
Первые работы по реконструкции исторической среды улиц Харбина имеют большое теоретическое и практическое значение. При проектировании заметно, что проводился стилистический анализ русской архитектуры, изучение характерных архитектурных приемов и способов организации фасадов. Это объясняется слабым знанием особенностей европейской архитектуры, другими ценностными ориентирами и предпочтениями. Данные теоретические и практические работы в области истории архитектуры русского Харбина можно рассматривать как очередную попытку осознать европейскую архитектурную культуру. Положительным результатом этого стало сохранение большого количества исторических объектов от физического уничтожения.
Литераутра
1. Китайско-российский форум на высшем уровне на тему архитектурных стилей и проектирования города. Данные конференции. Китай, Харбин. - 2006.
2. Проект обновления водонапорной башни Цзясин Наньху. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.architime.ru/activity/2021/competition200121yb p.htm
3. Лампа памяти. Джон Раскин. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hisour.com/ru/the-seven-lamps-of-architecture-28277/
4. Палий И. Г.Отражение пространства и времени в социокультурных мирах городской архитектуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-prostranstva-i-vremeni-v-sotsiokulturnyh-mirah-gorodskoy-arhitektury
5. Yu Binyang, XieQingguo (Eds.). The condensed music.Urban planning Bureau of Harbin municipality.Overview of protected constructions in Harbin. Vol. 1-4 - Publisher: China Architecture & Building Press -2005.
Features of reconstruction of Harbin buildings Kozyrenko N.E.
Pacific State University
JEL classification: L61, L74, R53
This article examines the development of Harbin, which is being formed as a large northeastern metropolis. Its architectural environment changes every year, which acquires the modern look of the capital of Heilongjiang province. But the issues of preserving the historical buildings of the Russian city and the reconstruction of typical residential buildings built during the Great Leap Forward remain. Currently, many buildings that were built according to the projects of Russian architects are recognized as architectural monuments and are protected by the state.
Over the past 10 years, Chinese architects have been engaged in the reconstruction of standard buildings. Initially, they decorated the facades with stucco moldings and only now began to pay attention to their stylistic solution. And Gothic, Baroque, Classicism were taken as samples. Free stylistic improvisation is noted in their projects.Techniques have been developed that allow you to give a typical building the image of a historical object: rustication, columns, pediments, domes, tents, high roofs, arcades.Active reconstruction has led to a change in the development of the Pier. Currently, the modern environment of one of the districts of Harbin has the image of an old city.
Keywords: reconstruction, renovation, environment, architecture, decor, style, improvisation
References
1. Chinese-Russian Forum on Architectural Styles and Urban Design. Conference data. China, Harbin. - 2006.
2. Jiaxing Nanhu Water Tower Renovation Project. [Electronic resource]. -Access mode: https://www.architime.ru/activity/2021/competition200121ybp.htm
3. Lamp of memory. John Ruskin. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.hisour.com/ru/the-seven-lamps-of-architecture-28277/
4. Paliy I. G. Reflection of space and time in the sociocultural worlds of urban architecture. [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-prostranstva-i-vremeni-v-sotsiokulturnyh-mirah-gorodskoy-arhitektury
5. Yu Binyang, XieQingguo (Eds.). The condensed music.Urban planning Bureau of Harbin municipality.Overview of protected constructions in Harbin. Vol. 1-4 - Publisher: China Architecture & Building Press - 2005.
X X О го А С.
X
го m
о
ю
2 О M