Архитектура Китая:
сталинский ампир и новая народная архитектура
Козыренко Иван Сергеевич
старший преподаватель кафедры «Дизайн архитектурной среды», Институт архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, [email protected]
Настоящая статья посвящена архитектуре Китая в период Большого скачка. Советский Союз оказывал помощь во всех областях и в том числе в строительстве гражданских объектов. Советские зодчие проектировали крупные градостроительные ансамбли в китайских городах в стиле сталинского ампира и активизировали образование и развитие в Китае направление Новая народная архитектура, которое определили стили «Стиль 1959» и «Chinese Form». Три стиля были в государстве признаны официально национальными и определили новый образ социалистических городов. Каждый стиль имел характерные признаки: средства и виды композиции, детали и элементы, колористика.
Не смотря на различные приемы построения сооружений, эти стили были генетически связаны, и в национальной архитектуре определили целую эпоху. Все ансамбли в Харбине этого периода вошли в архитектурную коллекцию города, стали памятниками архитектуры и охраняются государством. Сооружения в стиле сталинского ампира являются советским наследием за рубежом. В настоящее время они стали прототипами для многих новых зданий.
Ключевые слова: архитектура, стиль, ансамбли, декор, детали, элементы, социалистические города, образ.
CSI
0
CSI
fO
01
п
S I-О ш m х
<
m о х
X
Политические и экономические преобразования в Китае после войны определили целую эпоху в социально-культурной области. Большое значение имела экономическая помощь Советского Союза. По проектам советских архитекторов формировалась новая инфраструктура китайских городов. В стиле сталинского ампира («Стиль СУ») строятся крупные градостроительные ансамбли в Шанхае, Пекине, Харбине. Крупные градостроительные задачи эпохи первых пятилеток решались комплексно, новые здания органически входили в ансамбли площадей и магистралей в качестве композиционных доминант. Построенные в эти годы общественные здания играли важную роль в широкомасштабном процессе преобразования городского ландшафта, рождения нового облика социалистических городов. Сталинский ампир, основанный на принципах классицизма, был признан национальным стилем. Козыренко Н. Е. отмечает, что «Классицизм стал в социалистическом Китае стилем не менее национальным, чем историческая архитектура. Китайские зодчие, используя приемы классицизма открывали в нем ресурсы адаптации к современным условиям» [1, с. 13].
Архитектура в исполнении советских зодчих имела ярко выраженный западный вектор и ее культурные коды были не понятны китайскому народу. Но многие китайские архитекторы начинают проектировать сооружения в «Стиле СУ». К масштабным градостроительным проектам относится Дом радио в Пекине, архитектура которого сравнима с сооружением Политехнического института в Харбине. Но в пекинской архитектуре явно уже проявляются мотивы национальной архитектуры (рис. 1). А. П. Иванова отмечает «У безымянных китайских архитекторов не было мощной материальной базы сталинских академиков, поэтому даже ключевые для формирующегося национального сознания объекты на пл. Тяньаньмынь кажутся аскетичными по сравнению с московской застройкой того периода. Не имея возможности злоупотреблять лепниной, скульптурой и коринфским ордером, китайские архитекторы пытались, по мере возможности, добиваться эффектных силуэтов зданий и усложняли композицию фасада с помощью лоджий, портиков, выступающих ризалитов, свободно стоящих колоннад и проч.» [2, с. 98].
В большинстве случаев китайские архитекторы разрабатывали проекты в «Стиле СУ» камерных сооружений (рис. 2, 3). В результате освоения новых приемов получались своеобразные архитектурные решения. В сооружениях отмечаются главные стилистические элементы «Стиля СУ»: высокий фронтон, портал, коринфские полуколонны и колонны, несколько типов окон, аркады, открытые галереи и т. д. Но копирование элементов не определило в целом композиционный строй сооружений. Симметричная композиция определяется жесткими правилами построения: на оси симметрии находятся всегда оконные или дверные проемы, использование четного количества колонн и на оси находится не колонна, а пролет.
Рис. 1. Дом радио. Пекин. 1954-1958 гг.
Рис. 2. Бильярд-клуб. Харбин. Середина 50-х гг.
вертикальном центральной части и горизонтальными боковыми частями, силуэтным решением объема. Но в них уже отмечаются мотивы национальной архитектуры: традиционные китайские крыши, монументальные боковые опоры, глухие башни, окна-бойницы.
Рис. 3. Музыкальный центр. Харбин. Середина 50-х гг.
Осознанное непонимание другой эстетики, чуждых архитектурных идей привело к тому, что активизировались поиски новых китайских стилей, которые должны были сочетать элементы европейской и национальной архитектурных традиций. И параллельно стилю сталинского ампира начинает развиваться направление, которое получило название «Новая народная архитектура». Его определили два стиля: «Стиль 1959» и «Chinese Form». «Стиль 1959» основывался на приемах сооружений, которые были построены по проектам советских архитекторов (рис. 4). Первые проекты, в исполнении китайских архитекторов, характеризуются выделением
Рис. 4. Дворец культуры национальности. Пекин «Стиль 1959»
В дальнейшем китайские архитекторы отказываются от вертикальной доминанты. Основным отличием репрезентативной национально-ориентированной архитектуры от монументальных построек «Стиля Су» является горизонтальный вектор развития сооружений и отказ от ступенчатых башенных объемов, акцентирующих композиционные центры зданий. Вертикальный вектор, острые динамичные силуэты башен ассоциировались с западной, чуждой культурой и были неорганичны историческим традициям восточного зодчества. Многоярусные пагоды имели ритуальный характер и не использовались в гражданском строительстве.
Вместо башен центральные части протяженных фасадов общественных зданий стали выделяться двух-трех-ярусными характерными черепичными крышами. Толстые, крытые черепицей крыши в традиционных китайских домах сохраняли тепло зимой и обеспечивали прохладу летом. Загнутые верх карнизы отводили дождевую воду от фундамента. Считалось, что они, в первую очередь, не дают попасть в дом злым духам, отбрасывая их подальше, словно по трамплину. Именно крыши «Ласточкино крыло» стали главным знаком нового направления, развивавшегося в китайских городах. Двускатными крышами с высокими гребнями перекрывали прямоугольные корпуса. На торцах корпусов крыши образовывали треугольные фронтоны, выделяющие фланги и подчеркивающие трехчастную композицию парадных фасадов (рис. 5). По всему Китаю развернулось массовое строительство сооружений в «Стиле 1959».
В этом стиле китайскими архитекторами в Харбине было построено 14 крупных комплексов. Новые административные здания оформили архитектурный ансамбль Правительственного проспекта. После завершения строительства их стали называть «Азия над Европой» (рис. 6). Фасады 3-4-х этажных зданий имели нейтральное решение и минимальное количество декоративных элементов, были расчленены метрическими рядами
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м
окон. Основной акцент был сделан на форме азиатской кровли.
сч
0 сч
01
О Ш
m
X
<
m о х
X
мЛ I
Рис. 5. Санаторий для студентов стран Азии и Африки. Пекин. Середина 50-х гг.
образных объектов, живописно разбросанных по ландшафтному парку и «Замок Конфуция» - дворцово-пар-ковый ансамбль, состоящий из 9 прямоугольных в плане, регулярно расставленных павильонов одинаковой величины.
Основоположниками и признанными архитекторами в развитии данного направления в архитектуре стали Ян Тинбао, Тун Ляо, Лю Дуньчжэнь, Лу Яньчжи и Лян Сичэн [4]. Все они обучались в Европе и Америки, хорошо знали европейскую архитектуру. Но все они уделяли много времени исследованию национальную архитектуру. Поэтому в их творчестве в 50-х гг. отмечается возврат к национальным традициям, к китайской архитектурной форме (рис. 7).
Рис. 6. Комплекс административных сооружений. Харбин. 1954г.
В Китае был накоплен большой опыт формирования многосоставных ансамблей, который оказался востребованным в 1950-х гг. Поиски идейно-художественной характеристики архитектуры зданий на основе традиций мирового и национального зодчества порой вступали в противоречие с требованиями функциональной, экономической и технической целесообразности. В композициях ансамблей стали использоваться классические дворцовые схемы, выявлялась торжественность их внешнего облика вне связи с конкретным назначением и новым социальным содержанием постройки. Национальные традиции отразились в стиле «Chinese Form». В качестве идеальных образцов были приняты сакральный комплекс «Окончательного блаженства» 1924 г, включающий около 40 разно-
Рис. 7. Информационное агентство. Нанкин. Архитектор Ян Тинбао
Все новые объекты, отнесенные в категорию «Новой народной архитектуры» имеют усложненные структуры, варьирующие различные комбинации Т, Н, Ш, П-образ-ных планов. Перпендикулярно главным, горизонтально развитым корпусам, пристраивались короткие объемы, к которым, в свою очередь, под прямым углом присоединялись новые блоки. Благодаря подобной конфигурации в структуре рассматриваемых зданий появлялось много внутренних дворов, которые можно трактовать как творчески переработанное развитие традиции дворов сыхэ-юань (ИП^ - четыре связанных постройки вокруг двора).
Самый простой вариант сыхэюань представляет собой четырехугольный двор, ориентированный по сторонам света, по периметру которого построены четыре одноэтажных здания с обращенными вовнутрь окнами. В зависимости от размеров семьи и её финансовых возможностей использовались многочисленные вариации с сохранением общей структуры. По принципу сыхэюань строились не только китайские жилые дома, но и монастыри, императорские дворцы, учреждения.
Традиция формировать комплекс строений вокруг двора-сыхэюань воспроизводилась в градостроительных ансамблях 1950-х гг. на новом уровне. Ярким примером является Музей Китайской революции в Пекине, который имеет несколько замкнутых дворов.
Основными композиционными акцентами всех этих построек являются входные группы, которые, наряду с многоярусными черепичными крышами, играли роль главных национально-окрашенных маркеров. Традиционно вход в китайское жилище (ЖП дамэнь - большие или главные ворота) располагался в юго-восточной стороне строения, что считалось благоприятным знаком.
Во дворцах вельмож парадные входные группы состояли из пяти проемов (открывались трое центральных). Над входом размещались благопожелания: иероглифы «долголетие», «счастье», «исполнение желаний» и т. п.
В большинстве рассматриваемых построек, пространство, предваряющие парадный вход трактовано как одно-двухярусная терраса, на которую ведут несколько многомаршевых лестниц. Широкие террасы, фиксирующие границы центральной части, визуально сокращают протяженные главные фасады. Резное мраморное ограждение террас является наиболее эффектным элементом декора рассматриваемых сооружений.
Если говорить о конструктивной основе рассматриваемых построек, то все они были выполнены из кирпича, за единичными исключениями оштукатуривались, двухскатные крыши со стропильными фермами обязательно покрывались черепицей, детали и декор выполнялись из дерева. Эти традиционные, тысячелетние приемы были творчески переосмыслены архитекторами социалистического Китая, которые искали вдохновения в глубинных корнях народной культуры.
Наследие СССР в Китае не ограничивается объектами, построенными советскими архитекторами. Их идеи, концепции, творческие методы нашли отражения в новых тенденциях китайского зодчества - в направлении «Новая народная архитектура».
Литература
1. Козыренко Н.Е. — Архитектура сталинского ампира в Китае // Урбанистика. - 2020. - № 4. - С. 1-17.
2. /Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30248
3. Иванова А. П. История архитектуры и градостроительства Китая: формирование русскоязычного научного дискурса //Вестник ТОГУ. - № 4 (27). - С. 15-21
4. Архитектура Китайской Народной Республики. «Всеобщая история архитектуры. Том 12. Книга вторая. Архитектура зарубежных социалистических стран» под редакцией Н.В. Баранова. Автор: Г.З. Лазарев. /Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ussr.totalarch.com/architecture_peoples_republic_chi na
5. Пять мастеров современной китайской архитектуры: Ян Тинбао, Тун Ляо, Лю Дуньчжэнь, Лу Янь-чжи, Лян Сичэн. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. artdesign. org.cn/article/view/id/45657
6. Лян Сы-чэн. О традициях и новаторстве, исходя из принципов «практической пригодности, экономности и при наличии условий, внимания к красоте» // Советская архитектура № 10. - 1959. - С. 57-60.
7. The Oxford Handbook of Cities in World History. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://books.google.ru/books?isbn=0199589534
8. Козыренко Н. Е., Хунвэй Ян, Иванова А. П. Архитектурное наследие Харбина. Хабаровск: изд-во Тихо-океан. гос. ун-та, 2015. — 563 с.
9. Чжоу Цзюнъянь. Тектоническо-декоративные системы неоклассической архитектуры Китая. Диссертация на соискание .... канд. искусствоведения: 17.00.04. Санкт-Петербург. 2009.
Architecture of China: stalin's empire and new folk architecture Kozyrenko I.S.
Pacific State University
JEL classification: L61, L74, R53
This article focuses on the architecture of China during the Great Leap Forward. The Soviet Union provided assistance in all areas, including architecture. Soviet architects designed large urban-planning ensembles in Chinese cities in the Stalinist Empire style and intensified the education and development in China of the New Folk Architecture direction, which was determined by the styles "Chinese Form" and "Style 1959". Three styles were officially recognized as national in the state. They defined a new image of socialist cities. Each style had characteristic features: means and types of composition, details and elements, colors. Despite the various methods of constructing buildings, these styles were genetically related, and they defined an entire era in national architecture. All ensembles in Harbin of this period were included in the architectural collection of the city, became architectural monuments and are protected by the state. Buildings in the Stalinist Empire style are a Soviet legacy abroad. They are now the prototypes for many new buildings.
Keywords: architecture, style, ensembles, decor, details, elements, socialist
cities, image. References
1. Kozyrenko N.Ye. - Architecture of the Stalinist Empire in China // Urban
Studies. - 2020. - No. 4. - P. 1-17.
2. [Electronic resource]. - Access mode: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30248
3. Ivanova AP History of architecture and urban planning in China: the
formation of the Russian-language scientific discourse // Bulletin of Togu. - No. 4 (27). - S. 15-21
4. Architecture of the People's Republic of China. "General history of
architecture. Volume 12. Book two. Architecture of foreign socialist countries "edited by N.V. Baranova. Author: G.Z. Lazarev. [Electronic resource]. - Access mode:
http://ussr.totalarch.com/architecture_peoples_republic_china
5. Five masters of modern Chinese architecture: Yang Tingbao, Tong Liao,
Liu Dunzhen, Lu Yanzhi, Liang Xicheng. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.artdesign.org .cn/article/view/id/45657
6. Liang Si-cheng. About traditions and innovation, proceeding from the
principles of "practical suitability, economy and in the presence of conditions, attention to beauty" // Soviet architecture № 10. - 1959. - pp. 57-60.
7. The Oxford Handbook of Cities in World History. [Electronic resource]. -
Access mode: https://books.google.ru/books?isbn=0199589534
8. Kozyrenko N. Ye., Hongwei Yang, Ivanova A. P. Architectural heritage of
Harbin. Khabarovsk: Pacific Publishing House. state University, 2015 .-563 p.
9. Zhou Junyan. Tectonic and decorative systems of neoclassical architecture
in China. Dissertation for competition.... Cand. art history: 17.00.04. St. Petersburg. 2009.
X X О го А С.
X
го m
о
ю
2 О
м