Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ АДМИНИСТРАТИВНО-КОММЕРЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ХАРБИНЕ'

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ АДМИНИСТРАТИВНО-КОММЕРЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ХАРБИНЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
27
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / СТИЛЬ / ДЕКОР / ДЕТАЛИ / ЭЛЕМЕНТЫ / ОБРАЗ / КОМПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Козыренко Н.Е., Козыренко И.С.

Настоящая статья посвящена архитектуре в стиле китайского барокко. Впервые на основе многолетних исследований проводился стилистический анализ памятников архитектуры, которые сконцентрированы в районе Фудзядьзянь в Харбине. Активное новое строительство в данном престижном районе привело к массовому уничтожению уникальных исторических сооружений, построенных в период с 1910 г. по 1930 г. В данной работе рассматривается архитектура исторического объекта, который был возведен в 1917 г. в качестве административно-коммерческого учреждения. В настоящее время он жителям известен как фотостудия. Камерное сооружение значительно отличается в стилистическом отношении от окружающей застройки и поэтому рассматривается как самостоятельный объект исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL STYLE OF THE ADMINISTRATIVE AND COMMERCIAL INSTITUTION IN HARBIN

This article is devoted to architecture in the Chinese Baroque style. For the first time, based on many years of research, a stylistic analysis of architectural monuments was carried out, which are concentrated in the Fujian area in Harbin. Abstract. This article is devoted to architecture in the Chinese Baroque style. For the first time, based on many years of research, a stylistic analysis of architectural monuments was carried out, which are concentrated in the Fujian area in Harbin. Active new construction in this prestigious area led to the massive destruction of unique historical buildings built between 1910 and 1930. This paper discusses the architecture of a historical object, which was built in 1917 as an administrative and commercial institution. Currently, it is known to the residents as a photography studio. The chamber structure differs significantly in stylistic terms from the surrounding buildings and, therefore, is considered as an independent object of study.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ АДМИНИСТРАТИВНО-КОММЕРЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ХАРБИНЕ»

Архитектурный стиль административно-коммерческого учреждения в Харбине

Козыренко Наталия Ефремовна

к.т.н., доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды», Институт архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, kozyr77@mail.ru

Козыренко Иван Сергеевич

Старший преподаватель кафедры «Дизайн архитектурной среды», Институт архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет,к^угепкогуап92@дтаН.сот

Настоящая статья посвящена архитектуре в стиле китайского барокко. Впервые на основе многолетних исследований проводился стилистический анализ памятников архитектуры, которые сконцентрированы в районе Фудзядьзянь в Харбине. Активное новое строительство в данном престижном районе привело к массовому уничтожению уникальных исторических сооружений, построенных в период с 1910 г. по 1930 г. В данной работе рассматривается архитектура исторического объекта, который был возведен в 1917 г. в качестве административно-коммерческого учреждения. В настоящее время он жителям известен как фотостудия. Камерное сооружение значительно отличается в стилистическом отношении от окружающей застройки и поэтому рассматривается как самостоятельный объект исследования.

Ключевые слова: архитектура, стиль, декор, детали, элементы, образ, композиция.

В 1917 г. на одной из центральных улиц китайского района было построено двухэтажное кирпичное частное административно-коммерческое здание (рис. 1). Оно органично вписалось во фронт улицы и как большинство зданий в этом районе имело 2 фасада: главный и дворовой. Объект имеет П-образный план, что определило наличие внутреннего двора, проход в который осуществляется через арку. У китайцев существовали свои представления о функционально-планировочном решении административных зданий. Поэтому часто можно встретить свободную организацию помещений, которые имеют самостоятельные входы. Кроме этого, в процессе эксплуатации и изменения функций сооружение неоднократно перестраивалось (административные, жилые, торговые). Основные изменения затрагивали планировку здания: снос старых и возведение новых перегородок, несущих стен, дополнительные входы в помещения. Это привело к изменению фасада сооружения, который был запроектирован по симметричной схеме (левый фланг). При перепланировке здания владельцы преследовали только функциональные цели и поэтому в настоящее время отмечаются неосвещенные комнаты и помещения коридорного типа. В настоящее время для сооружения характерно вертикальное зонирование. На первом этаже располагаются несколько маленьких торговых бутиков и фотостудия с отдельными входами. На втором этаже располагаются две жилые квартиры и два офиса. Вход в каждое помещение на второй этаж осуществлялся через открытую галерею (рис. 2, 3).

5541 • 5041

И" .№1. ¡-VI .11». МП . Ж *» - к« ли ИЯЛ 1 П(]

II II II 1 1 1 11М1И

сч сч

0

сч ^

01

о ш Ш X

<

т о х

X

Рис. 3. План 2 этажа. Современное состояние

Как и все сооружения в этом районе данный объект имел два разных фасада. Это, прежде всего, манифест - через архитектуру соединить Россию и Китай, русский и китайский Харбин. Парадный фасад, выходящий на улицу, имел ярко выраженные стилистические особенности, отражающие архитектуру русского Харбина. Дворовой фасад представлял собой традиционное китайское исполнение. Для проведения стилистических и композиционных особенностей обмеры сооружения были выполнены китайской фирмой «Сегмаг» Харбина (руководитель Ян Хунвэй) (рис. 4-6).

Рис. 4. Чертеж главного фасада

Рис. 5. Чертеж дворового фасада

оконные и дверные проемы обведены лаконичными тягами и украшены замковыми камнями.

Подоконные доски окон второго этажа поддерживаются кронштейнами с оригинальным декором. Горизонтальные подоконные ниши профилированы. В нижнем ярусе расположены несколько входных дверей и большая сквозная арка. Деконструкция стилистики главного фасада позволяет вычленить источники влияния: боз-арт (сильная раскреповка плоскости фасада, четкая схема вертикально-горизонтального членения), неоклассицизм (очертания окон, симметричное построение главного фасада) и национальный китайский декор, имеющий функции оберега (магические узлы с кисточками, размещенные в вертикальных нишах тумб парапета, маленькие витые шнуры в оформлении подоконных досок, геометрический узор в горизонтальных нишах карниза).

Следует отметить высокий профессионализм, с которым национальные мотивы интегрированы в класси-цистскую схему фасада. На оси симметрии находится большая арка, глубокая ниша с балконом и сложносо-ставной фронтон. Именно сквозной фронтон является главным маркером стиля китайского барокко. Он состоит из трех арочных проемов, разделенных парапетными столбиками с оригинальным завершением. Этот «портик» с двух сторон фланкируется крупными тумбами (рис. 6). Во всех сооружениях района Фудзядьзянь сквозной фронтон выполнен массивно. Такой прием в китайском барокко фиксирует ось симметрии, но в тоже время вносит диспропорции в фасаде. Главным элементом на фасаде является заглубленный балкон, выход на который осуществляется через арочный проем. Балконный проем фиксируется классическими полуколоннами. Надоконная перемычка украшена флористическим орнаментом, выполненным с большим мастерством. По бокам он зафиксирован геометрическим декором, который является типичным для национального китайского зодчества (рис. 7).

Рис. 6. Разрез сооружения

Можно определить стиль сооружения как неоклассицизм. Главный фасад имеет четкую схему вертикально-горизонтального членения - межоконные импосты оформлены пилястрами с прямоугольными нишами-филенками. Горизонтальное членение - широкие межэтажные пояски, украшенные горизонтальными нишами. Плоскость главного фасада сильно раскрепована: пилястры и межэтажный карниз значительно выступают от плоскости стены, создавая живописную светотень. Наиболее сильно раскрепован антаблемент.

Верхний ярус включает в себя широкий карниз с шестью группами фигурных кронштейнов, украшенных пальметтами (по четыре кронштейна в группе) и аттик, состоящий из высоких тумб, объединенных горизонтальными металлическими стержнями. Характер переплета и очертания больших квадратных окон в обрамлениях характерны для неоклассицизма. На первом этаже

Рис. 6. Фрагмент главного фасада

Интерес представляет дворовой фасад. В отличие от оштукатуренного главного фасада, на дворовом фасаде оставлена открытая кирпичная кладка, эффектно контрастирующая с ажурными кронштейнами и решетками открытой галереи. На оси симметрии дворового фасада расположена арка. Рядом с ней с двух сторон располагались открытые двух маршевые лестницы. Вход во все помещения второго этажа осуществляется с открытой галереи, которая выполняет функции коридора. На дворовом фасаде оконные проемы имеют

х

X

О

ГО >

п.

X

го гп

о

N3

о

N3 N3

иную конфигурацию - сильно вытянутые прямоугольники.

Architectural style of the administrative and commercial institution in Harbin

Kozyrenko N.E., Kozyrenko I.S.

Pacific State University

JEL classification: L61, L74, R53

Рис. 7. Фрагмент главного фасада. Балкон

В настоящее время памятнику архитектуры, выполненному в стиле китайское барокко, требуются восстановительные работы. Агрессивная реклама закрывает фасад и мешает восприятию архитектурных особенностей. Крепление баннеров полностью разрушила декоративную отделку межэтажного пояска. При проведении косметического ремонта не были восстановлены утраченные детали в оконных простенках. Дворовые фасады имеют фрагментарные разрушения: ограждение галерей и лестниц, декоративного деревянного декора.

В заключении можно отметить, что данный пример ярко демонстрирует соединение двух разных культур, в архитектуре осуществляется диалог Востока и Запада за счет разных семантических кодов. Приведенный пример показал, что на фасад, выполненный в стиле неоклассицизма, наложены китайские декорации. В настоящее время в районе Фудзядьзянь Харбина подобное архитектурное решение сохранилось в единственном экземпляре.

This article is devoted to architecture in the Chinese Baroque style. For the first time, based on many years of research, a stylistic analysis of architectural monuments was carried out, which are concentrated in the Fujian area in Harbin. Abstract. This article is devoted to architecture in the Chinese Baroque style. For the first time, based on many years of research, a stylistic analysis of architectural monuments was carried out, which are concentrated in the Fujian area in Harbin. Active new construction in this prestigious area led to the massive destruction of unique historical buildings built between 1910 and 1930. This

paper discusses the architecture of a historical object, which was built in 1917 as an administrative and commercial institution. Currently, it is known to the residents as a photography studio. The chamber structure differs significantly in stylistic terms from the surrounding buildings and, therefore, is considered as an independent object of study. Keywords: architecture, style, ensembles, decor, details, elements, socialist

cities, image. References

1. Liang Si-cheng. About traditions and innovation, proceeding from the

principles of "practical suitability, economy and in the presence of conditions, attention to beauty" // Soviet architecture № 10. - 1959. - pp. 57-60.

2. The Oxford Handbook of Cities in World History. Electronic resource]. -

Access mode:https://books.google.ru/books?isbn=0199589534

3. Kozyrenko N. E., Hongwei Yang, Ivanova A. P. Architectural heritage of

Harbin. Khabarovsk: PNU, 2015. - 563 p.

4. Zhou Junyan. Tectonic and decorative systems of neoclassical architecture

in China. Dissertation for competitio. Cand. art history: 17.00.04. St. Petersburg. 2009.

Литература

1. Лян Сы-чэн. О традициях и новаторстве, исходя из принципов «практической пригодности, экономности и при наличии условий, внимания к красоте» // Советская архитектура № 10. - 1959. -С. 57-60.

2. The Oxford Handbook of Cities in World History. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://books.google.ru/books?isbn=0199589534

3. КозыренкоН. Е., Хунвэй Ян, Иванова А. П. Архитектурное наследие Харбина. Хабаровск: изд-во Тихо-океан. гос. ун-та, 2015. — 563 с.

4. Чжоу Цзюнъянь. Тектоническо-декоративные системы неоклассической архитектуры Китая. Диссертация на соискание. канд. искусствоведения: 17.00.04. Санкт-Петербург. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.