Научная статья на тему 'Стигматизация подростков с умственной отсталостью как один из ключевых факторов, препятствующих их адаптации в обществе'

Стигматизация подростков с умственной отсталостью как один из ключевых факторов, препятствующих их адаптации в обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
366
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / СТИГМАТИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION / STIGMATIZATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратьев Г.В., Хвастунова Е.П., Ковалева М.Д.

Анкетирование 219 преподавателей специального (коррекционного) образования VIII вида; 134 педагогов образовательных учреждений начального профессионального образования, осуществляющих начальное профессиональное образование выпускников школ VIII вида; 67 врачей-психиатров; 39 медицинских психологов и 24 специалистов по социальной работе показало негативную оценку специалистами адаптации подростков с умственной отсталостью в обществе. Сложившаяся ситуация в значительной мере обусловлена нежеланием работодателей предоставлять им работу вследствие стигматизационных установок по отношению к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кондратьев Г.В., Хвастунова Е.П., Ковалева М.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIGMATIZATION OF TEENAGERS WITH MENTAL RETARDATION AS A KEY FACTOR PREVENTING THEIR SOCIAL ADAPTATION

A survey of 219 special education teachers, 134 of which are vocational training specialists, 67 psychiatrists, 39 medical psychologists and 24 social workers showed that adolescents with mental retardation are ineffectively integrated into society. This is accounted for by employer reluctance to hire these workers due to employment-related stigmas.

Текст научной работы на тему «Стигматизация подростков с умственной отсталостью как один из ключевых факторов, препятствующих их адаптации в обществе»

4. Педанова, Е. А. Особенности рецидивирующего обструктивного бронхита у детей раннего возраста / Е. А. Педанова, М. А. Троякова, Н. И. Чернышова // Матер. XIII нац. конгр. по бол. орг. дых. - СПб., 2003. -С. 188.

5. Самсыгина Г. А. Инфекции респираторного тракта у детей раннего возраста. - М.: Изд-во МИКЛОш, 2006. - 280 с.

6. Синдром бронхиальной обструкции у детей раннего возраста с респираторными инфекциями различной этиологии: особенности клинических проявлений и иммунного ответа / В. К. Котлуков, Б. М. Бло-хин, А. Г. Румянцев и др. // Педиатрия. - 2006. - № 3. -С. 14-21.

7. Сравнительная эффективность различных вариантов терапии step down у детей 3-6 лет

с бронхиальной астмой, получающих терапию ингаляционными глюкокортикостероидами / В. И. Петров, Н. В. Mалюжинская, Е. Ю. Блинкова и др. // Вестник ВолгШУ. - 2013. - № 1. - С. 17-20.

8. Clinical Practice Guideline: The Diagnosis, Management, and Prevention of Bronchiolitis / S. Ralston, et al. // Pediatrics. - 2014. - Vol. 134, № 5. - P. 1474-1502.

9. Gadomski A. M. Bronchodilators for bronchiolitis / A. M. Gadomski, A. L. Bhasale // Cochrane Database Syst. Rev. - 2006. - Vol. 3, № 3. - Р. 1259-1266.

10. Glucocorticoids for acute viral bronchiolitis in infants and young children / H. Patel, R. Platt, J. M. Lozano, E. E. Wang // Cochrane Database Syst. Rev. - 2004. -№ 3. - Р. 4870-4878.

Г. В. Кондратьев, Е. П. Хвастунова, М. Д. Ковалева

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, кафедра общей и клинической психологии; Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины

СТИГМАТИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ИХ АДАПТАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

УДК 616.899-052.6:[61:316]

Анкетирование 219 преподавателей специального (коррекционного) образования VIII вида; 134 педагогов образовательных учреждений начального профессионального образования, осуществляющих начальное профессиональное образование выпускников школ VIII вида; 67 врачей-психиатров; 39 медицинских психологов и 24 специалистов по социальной работе показало негативную оценку специалистами адаптации подростков с умственной отсталостью в обществе. Сложившаяся ситуация в значительной мере обусловлена нежеланием работодателей предоставлять им работу вследствие стигматизационных установок по отношению к ним.

Ключевые слова: подростки с умственной отсталостью, стигматизация, адаптация.

G. V. Kondratiev, E. P. Khvastunova, M. D. Kovaleva

STIGMATIZATION OF TEENAGERS WITH MENTAL RETARDATION AS A KEY FACTOR PREVENTING THEIR SOCIAL ADAPTATION

A survey of 219 special education teachers, 134 of which are vocational training specialists, 67 psychiatrists, 39 medical psychologists and 24 social workers showed that adolescents with mental retardation are ineffectively integrated into society. This is accounted for by employer reluctance to hire these workers due to employment-related stigmas.

Keywords: adolescents with mental retardation, stigmatization, integration.

В настоящее время стигматизация представляет собой проблему, актуальность которой выходит за пределы института здравоохранения не только в России, но и во всем мире [1-3, 8-14]. При этом, когда речь идет о психических расстройствах, то в большинстве случаев акцент делается на шизофрении [9, 11, 13, 14]; значительно меньше внимания уделяется умственной отсталости, которая встречается у 1-3 % населения и оказывает значительное негативное влияние на качество жизни самого человека, его семьи и общества в целом [3-5, 7]. Однако в подавляющем большинстве случаев (около 85 %) умственная отсталость представлена легкой степенью ^70 по МКБ-10), при которой

возможно освоение упрощенной программы общеобразовательной школы и простейших трудовых навыков с получением начального профессионального образования.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Рассмотреть стигматизацию подростков с умственной отсталостью как фактора, влияющего на их адаптацию в обществе.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

С учетом принятых в социологии медицины требований [11] было проведено анкетирование:

- 219 преподавателей государственных казенных образовательных учреждений специального (коррекционного) образования Волгоградской области (гнездовые выборки); со стажем работы до 5 лет было 73 человека (33,3 %), 5 лет и более - 219 (66,7 %);

- 134 педагогов образовательных учреждений начального профессионального образования Волгоградской области, осуществляющих начальное профессиональное образование выпускников школ VIII вида (сплошные выборки);

- 67 врачей-психиатров (сплошные гнездовые выборки); со стажем до 5 лет было 10 человек (14,9 %), 5 лет и более - 57 (85,1 %);

- 39 медицинских (клинических) психологов (сплошные гнездовые выборки); со стажем работы до 5 лет в профессии было 16 человек (41,0 %), 5 лет и более - 23 (59,0 %);

24 специалистов по социальной работе, оказывающих профессиональную помощь данному контингенту подростков (сплошные гнездовые выборки); со стажем работы до 5 лет в профессии было 11 человек (45,8 %), 5 лет и более -13 (54,2 %).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Актуальной проблему адаптации в обществе подростков с умственной отсталостью считало подавляющее большинство представителей всех профессиональных групп: такое мнение высказали все педагоги образовательных учреждений начального профессионального образования (ОУНПО) и специалисты по социальной работе, 90,4 % преподавателей государственных казенных образовательных учреждений специального (коррекционного) образования (ГКОУ СКО), 84,6 % медицинских психологов и 76,1 % врачей-психиатров. При этом 79,2 % специалистов по социальной работе, 51,3 % психологов,

37.3 % врачей-психиатров, 34,2 % преподавателей ГКОУ СКО и 6,7 % педагогов ОУНПО ответили, что она практически не решается (что решается успешно считали всего 14,6 % преподавателей ГКОУ СКО, 3,7 % педагогов ОУНПО и никто из опрошенных специалистов по социальной работе, психологов, врачей-психиатров).

Успешность адаптации в обществе круглых или социальных сирот с умственной отсталостью (выпускников учреждений VIII вида) была оценена крайне пессимистично. В частности, по мнению

83.4 % специалистов по социальной работе, 74,3 % медицинских психологов, 52,3 % врачей-психиатров, 36,1 % преподавателей ГКОУ СКО успешно интегрируются в общество менее 10 % данного контингента подростков.

Более оптимистично была оценена адаптация выпускников учреждений VIII вида, у которых есть родители. То, что среди них успешно интегрируется 25-50 % подростков, высказались 64,1 % психологов, 53,7 % психиатров, 53,0 % преподавателей ГКОУ СКО и 12,5 % специалистов по социальной работе. Однако приведенные

оценки свидетельствуют о том, что и среди данного контингента выпускников учреждений VIII вида большинство не адаптируется в обществе.

Далее представители всех 5 профессиональных групп выделили основные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники учреждений VIII вида после окончания обучения в образовательных учреждений начального профессионального образования. В контексте направленности данного сообщения представляет интерес частота выделения двух проблем: «негативное отношение к ним со стороны окружающих людей» (что, фактически, означает стигматизацию) и «нежелание работодателей предоставлять работу данному контингенту» (что свидетельствует не только о стигматизации, но и во многом способствует их дезадаптации в обществе); предложенный формализованный список проблем включал двенадцать, при этом респонденты могли назвать и другие (был предложен полузакрытый вопрос, на который можно было дать несколько ответов).

Среди преподавателей ГКОУ СКО нежелание работодателей предоставлять работу круглым или социальным сиротам - выпускники учреждений VIII вида - отметили 72,1 % респондентов, относительно имеющих родителей данной категории подростков - 66,7 % (в обоих случаях данная проблема выделялась чаще всего); о негативном отношении окружающих людей к подросткам-сиротам с умственной отсталостью высказались 71,2 % преподавателей, о подобном отношении к имеющим родителей подросткам - 64,4 % (по частоте выделения в обоих случаях эта проблема шла на 2-м месте).

Педагоги ОУНПО о нежелании работодателей предоставлять лицам с умственной отсталостью работу также высказывались чаще всего (относительно сирот - 91,0 %, имеющих родителей - 85,8 %); однако наличие негативного отношения к выпускникам учреждений VIII вида представители данной профессиональной группы отмечали реже: относительно сирот - 40,3 %, имеющих родителей - 30,6 % (соответственно, 8-е и 3-е ранговые места по частоте выделения).

Среди врачей-психиатров на нежелание работодателей предоставлять работу выпускникам учреждений VIII вида указали 56,7 % (3-е ранговое место), на негативное отношение со стороны окружающих людей - 21,0 % (7-е ранговое место).

В группе медицинских (клинических) психологов о нежелании работодателей предоставлять работу подросткам с умственной отсталостью высказались 92,3 % (1-е ранговое место), о негативном отношении со стороны окружающих людей - 48,7 % (5-е ранговое место).

Среди специалистов по социальной работе отметили нежелание работодателей предоставлять работу выпускникам учреждений VIII вида 79,2 % (1-е ранговое место), негативное отношение со стороны окружающих людей - 33,3 % (6-е ранговое место).

Таким образом, представители 4 из 5 профессиональных групп, которые работают с данной категорией подростков среди их проблем чаще всего указывали на нежелание работодателей предоставлять им работу (только врачи-психиатры поставили эту проблему на 3-е место). Нежелание предоставлять работу определенному контингенту населения - это не только свидетельство стигматизационных установок, но и ключевое препятствие для социальной адаптации. При этом выпускники учреждений VIII вида получают в образовательных учреждениях начального профессионального образования востребованные специальности, по которым могут успешно работать: облицовщик-плиточник, мастер отделочных строительных работ (штукатур), мастер общестроительных работ (каменщик-печник), мастер столярно-плотничных работ (плотник), мастер сельскохозяйственного производства, маляр, портной, швея, повар-кондитер, пекарь. Реже респонденты прямо отмечали наличие стигматизационных установок («негативного отношения окружающих»), что преимущественно было связано с акцентированием других проблем (бедственное экономическое положение, часто становятся жертвами различных мошенников, практическое отсутствие перспектив получения собственного жилья, склонность к алкоголизации и совершению правонарушений).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало негативную оценку специалистами адаптации подростков с умственной отсталостью в обществе. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена нежеланием работодателей предоставлять им работу вследствие стигматизационных установок по отношению к ним и в значительной мере может быть скорретирована активизацией деятельности института социальной помощи населению в данном направлении.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Биопсихосоциальный подход в медицине: теория и практика реализации / Г. В. Кондратьев, С. А. Юдин, Е. Г. Вершинин и др. // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 9. - С. 14-16.

2. Вершинин Е. Г., Ковалева М. Д., Хвастунова Е. П. Какие новые социальные проблемы медицины

интересуют отечественных исследователей? // Международный журнал экспериментального образования. -2015. - № 8-1. - С. 14-16.

3. Деларю В. В. Вопросы психиатрии, наркологии и неврологии в диссертационных исследованиях по социологии медицины // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 2013. - № 3. -С. 78-80.

4. Замятина И. И., Поплавская О. В., Черная И. А. Клинико-эпидемиологические и социальные аспекты оказания амбулаторной психиатрической помощи недееспособным лицам в Волгограде // Вестник ВолгГМУ. -2013. - Вып. 3 (47). - С. 50-52.

5. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2003. - 391 с.

6. Компаративный анализ позиций заинтересованных социальных групп как современное требование социологии медицины / Е. П. Хвастунова, С. А. Юдин, Е. Г. Вершинин и др. // Врач-аспирант. - 2014. -№ 2.1 (63). - С. 168-172.

7. Михейкина О. В. Эпидемиология умственной отсталости // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 2012. - № 3. - С. 24-33.

8. Навроцкий Б. А, Деларю В. В. Проблемы биоэтики в социологических исследованиях городской тематики // Биоэтика. - 2014. - № 1 (13). - С. 31-33.

9. Проблема стигмы и дискриминации больных шизофренией и их родственников, возможные пути преодоления / И. Я. Гурович, Е. М. Кирьянова, Г. И. Ви-нидиктова и др. // Социальная и клиническая психиатрия. - 2003. - Т. 13, вып. 3. - С. 26-30.

10. Социальная активность врачей: ситуация не меняется / Г. В. Кондратьев, Е. Г. Вершинин, Н. В. Деларю и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 9. - С. 60-63.

11. Тараканова Е. А. Стигматизация и самостигматизация в динамике качества жизни больных шизофренией: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Волгоград, 2011. - 48 с.

12. Юдин С. А, Деларю В. В. Стигматизация больных туберкулезом людей как актуальная социальная проблема // Форум. Сер.: Инновационные технологии в образовании: проблемы и перспективы развития. -2013. - № 1 (1). - С. 71-73.

13. Evaluation of the German WPA «Program against stigma and discrimination because of schizophrenia, - open the doors»; results from representative telephone surveys before and after three years of antistigma intervention / W. Gaebel, H. Laske, A. E. Baumann, et al. // Schizoph. Res. - 2008. - Vol. 98, № 1-3. - P. 184-193.

14. Stuart H. Fighting the stigma caused by mental disorders: past perspectives, present activities, and future directions // World Psychiatry. - 2008. - Vol. 7, № 3. -Р. 185-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.