Научная статья на тему 'Адаптация подростков с умственной отсталостью в обществе: оценки специалистов психоневрологических учреждений г. Волгограда'

Адаптация подростков с умственной отсталостью в обществе: оценки специалистов психоневрологических учреждений г. Волгограда Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / АНКЕТИРОВАНИЕ ВРАЧЕЙ-ПСИХИАТРОВ / МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ / СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / ADAPTATION / MENTALLY RETARDED ADOLESCENTS / SURVEY OF PSYCHIATRISTS / MEDICAL PSYCHOLOGISTS / SPECIALISTS IN SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хвастунова Елена Петровна

Анкетирование 67 врачей-психиатров, 39 медицинских психологов и 24 специалистов по социальной работе и социальных работников показало негативную оценку специалистами ситуации с социальной адаптацией подростков с умственной отсталостью в обществе. Выделены основные проблемы, которые преимущественно связаны с недостаточно эффективным функционированием института социальной помощи населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The survey of 67 psychiatrists, 39 medical psychologists and 24 specialists in social work (social workers) revealed their negative evaluation of the condition of social adaptation of mentally retarded adolescents in society. The main problems most of which were related to the inefficient activities of the institute of social assistance to the population were identified.

Текст научной работы на тему «Адаптация подростков с умственной отсталостью в обществе: оценки специалистов психоневрологических учреждений г. Волгограда»

УДК 616.899.3-053..6-036:316

АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ОБЩЕСТВЕ: ОЦЕНКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

г. ВОЛГОГРАДА

Е. П. Хвастунова

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Анкетирование 67 врачей-психиатров, 39 медицинских психологов и 24 специалистов по социальной работе и социальных работников показало негативную оценку специалистами ситуации с социальной адаптацией подростков с умственной отсталостью в обществе. Выделены основные проблемы, которые преимущественно связаны с недостаточно эффективным функционированием института социальной помощи населению.

Ключевые слова: адаптация, подростки с умственной отсталостью, анкетирование врачей-психиатров, медицинских психологов, специалистов по социальной работе.

ADAPTATION OF MENTALLY RETARDED ADOLESCENTS IN SOCIETY:

THE ASSESSMENT OF SPESIALISTS IN VOLGOGRAD NEUROPSYCHIATRIC

INSTITUTIONS

E. P. Khvastunova

Volgograd State Social Pedagogical University

The survey of 67 psychiatrists, 39 medical psychologists and 24 specialists in social work (social workers) revealed their negative evaluation of the condition of social adaptation of mentally retarded adolescents in society. The main problems most of which were related to the inefficient activities of the institute of social assistance to the population were identified.

Key words: adaptation, mentally retarded adolescents, survey of psychiatrists, medical psychologists, specialists in social work.

Умственная отсталость встречается не менее чем у 3—5 % населения; число детей с данным нарушением достигло в РФ к 2011 г. 166400 человек (764,4 на 100 тыс. человек детского населения); умственная отсталость оказывает значительное негативное влияние на качество жизни самого человека, его семьи и общества в целом, хотя в 80—85 % встречается ее легкая степень (F70 по МКБ-10), при которой возможна достаточно успешная адаптация в обществе [2—7, 9].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Выяснить оценки специалистов психоневрологических учреждений (врачей-психиатров, медицинских психологов, специалистов по социальной работе) адаптации подростков с умственной отсталостью в обществе.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В феврале-мае 2014 г. с учетом принятых в социологии медицины требований [1,8] в психоневрологических учреждениях г. Волгограда было проведено анкетирование:

• 67 врачей психиатров; со стажем до 5 лет было 10 врачей (14,9 %), со стажем 5 и более лет—57 (85,1 %);

• 39 медицинских (клинических) психологов, работающих в психоневрологических учреждениях; со стажем до 5 лет было 16 специалистов (41,0 %), со стажем 5 и более лет — 23 (59,0 %);

• 24 специалиста по социальной работе и социальных работников, сотрудников психоневрологичес-

ких учреждений; со стажем до 5 лет было 11 человек (45,8 %), со стажем 5 и более лет — 13 (54,2 %).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что подавляющее большинство респондентов считало проблему адаптации в обществе подростков с умственной отсталостью актуальной — такое мнение высказали 100 % специалистов по социальной работе и социальных работников, 84,6 % медицинских психологов и 76,1 % врачей-психиатров. Однако никто из респондентов не считал, что данная проблема решается достаточно успешно, зато 79,2 % специалистов по социальной работе и социальных работников, 51,3 % психологов, 37,3 % врачей-психиатров ответили, что она практически не решается; по мнению 59,7 % психиатров и 46,2 % психологов, она «решается недостаточно успешно» (в остальных случаях было встречено «затрудняюсь ответить»).

Успешность адаптации в обществе круглых или социальных сирот с умственной отсталостью (выпускников учреждений VIII вида) была оценена крайне пессимистично: по мнению 83,4 % специалистов по социальной работе и социальных работников, 74,3 % медицинских психологов и 52,3 % врачей-психиатров, успешно интегрируются в общество менее 10 % данного контингента подростков. Более оптимистично была оценена адаптация выпускников учреждений VIII вида, у которых есть родители. То, что среди них успешно

Выпуск 4 (56). 2015

37

интегрируется 25—50 %, высказались 64,1 % психологов, 53,7 % психиатров и 12,5 % специалистов по социальной работе и социальных работников. Однако приведенные оценки свидетельствуют о том, что и среди данного контингента выпускников учреждений VIII вида большинство не адаптируется в обществе.

Среди выделенных респондентами основных проблем выпускников учреждений VIII вида чаще всего называлось нежелание работодателей предоставлять им работу: на это указали 92,3 % психологов, 79,2 % специалистов по социальной работе и социальных работников и 56,7 % психиатров. При этом большинство опрошенных (84,6 % психологов, 73,1 % психиатров,

50.0 % специалистов по социальной работе и социальных работников) считали, что контролировать трудоустройство выпускников учреждений VIII вида должна служба социальной помощи населению; значительно реже в данном контексте назывались другие структуры: специальные (коррекционные) учреждения VIII вида; медицинские учреждения психоневрологического профиля; профессиональные училища, которые заканчивает данная категория учащихся.

Далее (согласно ранжированию частоты называния проблем) шло отсутствие навыков самостоятельной жизни — эту проблему выделили 87,2 % психологов,

75.0 % специалистов по социальной работе и социальных работников, 58,7 % психиатров. Негативное отношение со стороны окружающих людей к выпускникам учреждений VIII вида отметили 48,7 % психологов, 33,3 % специалистов по социальной работе и социальных работников и 21,0 % психиатров. Такие проблемы, как практическое отсутствие перспектив получения собственного жилья, трудности получения места в общежитии вследствие чего многим просто «негде жить», бедственное экономическое положение, что подростки с умственной отсталостью часто становятся жертвами различных мошенников, склонность к алкоголизации и совершению правонарушений также отмечались в ответах 40—60 % опрошенных специалистов (при этом относительно под-ростков-сирот они звучали в 2—11 раз чаще).

В контексте проведения исследования заслуживают внимания ответы по следующим двум позициям. На трудности получения социальной помощи указали 33,3 % специалистов по социальной работе и социальных работников, 15,4 % психологов и 9,0 % психиатров, в то время как на трудности получения медицинской помощи указали 12,0 % специалистов по социальной работе и социальных работников, но никто из опрошенных медицинских психологов и врачей-психиатров.

Вопрос относительно количества выпускников учреждений VIII вида, которые в последующем переводятся в дома-интернаты для хронически психически больных не столько по медицинским, сколько по социальным основаниям, носил, в значительной мере, обобщающий характер. По мнению 45,8 % специалистов по социальной работе и социальных работников, таких подростков 40—50 % или даже больше (еще 12,5 %

решили, что 20—25 % и 25,0 % — что 5—10 %). Среди психологов 18,1 % считали, что таких подростков 40— 50 % или даже больше; 25,6 % решили, что 20—25 % и 25,6 % — что 5—10 % и всего 5,1 % думали, что практически никто или только отдельные подростки переводятся в дома-интернаты для хронически психически больных не столько по медицинским, сколько по социальным основаниям. Наибольшая поляризация мнений была встречена в ответах врачей-психиатров (наряду с наиболее высоким показателем затруднившихся ответить — 37,3 %). По мнению 14,9 % психиатров, таких подростков 40—50 % или даже больше; 10,5 % решили, что 20—25 %; 25,4 % — что 5—10 % и 11,9 % — что практически никто или только отдельные лица. Резюмируя ответы специалистов, можно считать, что до 20—25 % выпускников учреждений VIII вида переводятся в дома-интернаты для хронически психически больных не столько по медицинским, сколько по социальным основаниям.

Относительно перспектив улучшения ситуации с социальной адаптацией подростков с умственной отсталостью, то 43,6 % медицинских психологов считали, что в настоящее время есть реальные перспективы ее улучшения; 38,5 % сомневались в этом и 7,7 % отрицали наличие подобных перспектив. Более пессимистической позиции придерживались психиатры и специалисты по социальной работе. Так, среди врачей наличие реальных перспектив улучшения социальной адаптации данной категории лиц отметили 23,9 %, сомневались — 34,3 % и отрицали — 7,5 %; распределение ответов среди специалистов по социальной работе и социальных работников было 33,4 %, 50,0 % и 8,3 % соответственно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ответы представителей разных профессиональных групп имели определенные различия, но эти различия не носили принципиального характера и свидетельствовали о неблагополучной ситуации с адаптацией подростков с умственной отсталостью в обществе. При этом опрошенные специалисты констатировали, в первую очередь, недостаточно эффективное функционирование института социальной помощи населению, в меньшей мере — институтов здравоохранения и образования, поскольку большинство отмеченных проблем носило «управляемый характер» и их решение входит в зону ответственности именно института социальной помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деларю В. В. Социологические методы исследования в медицине. — Волгоград: ВолгГАСА, 2002. — 68 с.

2. Деларю В. В. Психология отклоняющегося поведения: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2004. — 53 с.

3. Деларю В. В. Вопросы психиатрии, наркологии и неврологии в диссертационных исследованиях по социоло-

38

Выпуск 4 (56). 2015

гии медицины // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — 2013. — № 3. — С. 78—80.

4. Замятина И. И., Поплавская О. В., Черная И. А. Клинико-эпидемиологические и социальные аспекты оказания амбулаторной психиатрической помощи недееспособным лицам в Волгограде // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. — 2013. — Вып.3 (47). — С. 50—52.

5. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. — СПб: Речь, 2003. — 391 с.

6. Михейкина О. В. Эпидемиология умственной отсталости // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — 2012. — № 3. — С. 24—33.

7. Туровская Н. Г., Тимофеев А. В. Психические расстройства в детском возрасте. Возможности психологического сопровождения // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. — 2012. — Вып. 2 (42). — С. 112—116.

8. Хвастунова Е. П., Юдин С. А., Вершинин Е. Г., Де-ларю В. В. Компаративный анализ позиций заинтересованных социальных групп как современное требование социологии медицины // Врач-аспирант. — 2014. — № 2.1 (63). — С. 168—172.

9. Bouras N., Szymanski L. Services for people with mental retardation and psychiatric disorders: US-UK comparative overview // Intern J Soc Psychiatry. — 1997. — Vol. 43 (1). — P 64—71.

Контактная информация

Хвастунова Елена Петровна — старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии, Волгоградский государственный социально-педагогический университет; e-mail: elena_volga68@mail.ru

Выпуск 4 (56). 2015

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.