Научная статья на тему 'Стерлитамакская государственная педагогическая академия: приоритеты деятельности'

Стерлитамакская государственная педагогическая академия: приоритеты деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баймурзин Хамит Хаерварович

The primary aim of education as seen by the author is to form a free and responsible person capable of constructive activity in problematic situations, a person combining professional competence with civil responsibility and having an adequate world outlook and moral consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sterlitamak State Pedagogical Academy: priorities in educational work

The primary aim of education as seen by the author is to form a free and responsible person capable of constructive activity in problematic situations, a person combining professional competence with civil responsibility and having an adequate world outlook and moral consciousness.

Текст научной работы на тему «Стерлитамакская государственная педагогическая академия: приоритеты деятельности»

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ: ПРИОРИТЕТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Функционирование рынка рабочей силы значительно влияет на развитие современной системы высшего педагогического образования. Вузы повседневно ощущают воздействие рыночных отношений на состояние дел в подготовке учителей общеобразовательной школы. В данной ситуации руководство академии вынуждено быстро реагировать на реалии переходного периода, находить нетрадиционные решения, адаптировать вуз к переменам и новациям. Все это происходит при недостаточной материальной обеспеченности высших учебных заведений на фоне постоянных реорганизаций системы высшего образования России. Несмотря на это, СГПА удалось решить проблему выживания - обеспечить жизнедеятельность педагогической академии; в значительной степени не только сберечь кадры, но и подготовить новые высококвалифицированные кадры из числа своих выпускников; сохранить и приумножить студенческий контингент, обеспечить студентам и аспирантам условия для получения качественного образования, дающего возможность уверенно себя чувствовать на рынке труда. Все это позволяет СГПА оставаться в ряду ведущих педагогических вузов Республики Башкортостан и России в целом. И главное, она имеет хорошую учебно-методическую, материально-техническую базу, научный потенциал и человеческий ресурс для дальнейшего развития.

Вернуть утраченные за годы кризисного состояния страны позиции возможно лишь в случае перевода академии из режима выживания в режим активного устойчивого развития.

Означенное понимание состояния педагогических вузов и внешних условий, реализация целей, сформулированных в Концепции развития СГПА, обусловливают необходимость решения ряда задач в основных сферах деятельности вуза: в сфере управления, в сфере образовательной политики, в сфере научной и инновационной деятельности, в сфере экономики, в социальной сфере и др.

Как показывает наш опыт, эффективность управления достигается не только путем совершенствования его структуры, но и внедрением таких принципов, как гласность и прозрачность управленческих решений, активной

ролью общественных организаций сотрудников и студентов. Формирование и в административно-общественном плане конструирование системы моральных и материальных стимулов и поощрений (персональные надбавки, премии, гранты, призы) за творческие достижения и исключительный вклад в решение ключевых задач академии достигается путем развития системы подготовки и контроля исполнения решений Ученого совета, приказов и распоряжений администрации, разработкой и внедрением информационных технологий управления на основе автоматизированных систем управления вузом.

Тем не менее, основной задачей академии является подготовка специалистов для республики в соответствии с требованиями нового времени.

Стерлитамакская государственная педагогическая академия является правопреемником Стерлитамакского учительского института, который был организован Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР № 463 от22 июня 1940 года и реорганизован Приказом Министерства просвещения РСФСР № 954 от 26 июля 1954 года в Стерлитамакский государственный педагогический институт. В 2004 году исполнилось 50 лет со дня создания педагогического института.

Текущая жизнь вуза во многом зависит от слаженной работы всех его подразделений. Сегодня СГПА - это 6 факультетов: филологический, физико-математический, технолого-экономический, исторический, педагогики и методики начального образования, башкирской филологии; 40 кафедр, 335 штатных единиц профессорско-преподавательского состава, из них 235 с учеными степенями и званиями, 27 докторов наук и профессоров; 32 специальностей. Все специальности в академии лицензированы. Вместе с тем имеются специальности, по которым еще не было выпуска: Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (прием 2006/07 уч. г.); Журналистика (2007/08 уч. г.); Физика (2007/08 уч. г.); Управление персоналом (2006/07 уч. г.). Общее количество студентов превысило 7 тыс. человек, из которых более 4,5 тыс. обучается по очной форме. Основной контингент - выходцы из сельской местности, значительная часть выпускников - до 80% - возвращается в родные края и работает по специальности. Количество осваиваемых программ высшего профессионального образования приближается к 30, послевузовского (аспирантура) достигло 13, ведется интенсивная переподготовка и повышение квалификации лиц, имеющих высшее образование. Имеется специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по физико-математическим, гуманитарным наукам, специальностям экономики и управления.

Академия располагает шестью учебно-лабораторными корпусами, оснащенными новейшим оборудованием и приборами, 20 компьютерными и 9 мультимедийными классами и специализированными аудиториями, установлены спутниковые антенны, в библиотеке имеется электронный каталог, а общее количество единиц хранения достигло 523 тысяч, включая редкие издания, обеспечен повсеместный доступ в Интернет. Студенты имеют возможность проходить все виды практики: педагогическую, полевые, производственную.

Иногородние студенты обеспечиваются местами в общежитиях СГПА, к их услугам - столовая и буфеты, спортивные залы, стадион, актовый зал на 650 мест, медицинский пункт.

В условиях жесткой конкурентности среди вузов особое внимание уделяется работе со школьниками. В юго-западном регионе Башкортостана академия проводит подготовительные курсы для выпускников по всем учебным предметам. Результатом такого постоянного сотрудничества с образовательными учреждениями являются показатели на вступительных экзаменах. В 2007 году прием на первый курса составил 1483 человек. Из них на дневное отделение - 981 студент (559 на бюджетной основе, 422 на контрактной основе); на заочное отделение - 502 (285 на бюджетной основе, 217 на контрактной основе).

Соответственно выпуск составил 751 человек (из них 564 - по бюджету). Востребованность выпускников (имеется подтверждение работодателей) - в среднем 80% для бюджетников.

Два года подряд мы участвовали в Интернет-экзамене, который проводился в два этапа: в первом этапе приняли участие 74 учебных групп общим количеством 1599 (из 1660 заявленных) человек (посещаемость 96,3%), а во втором - 169 учебных групп общим количеством 3522 (из 3711 заявленных) человек (посещаемость 95%).

Выпуск составил 751 человек (из них 564 - по бюджету). Востребованность выпускников (имеется подтверждение работодателей) - в среднем 80% для бюджетников.

Студенты тестировались по следующим дисциплинам: «Русский язык и культура речи», «Математика и информатика», «Информатика», «Математика», «Отечественная история», «Философия», «Физика», «Химия», «Английский язык», «Концепции современного естествознания», «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия и физиология», «Экономика», «Менеджмент», «Мировая экономика», «Маркетинг».

Расширилась сфера оказания информационных услуг. В библиотеке имеется справочно-информационный зал, на факультетах - мультимедийные аудитории с доступом в Интернет, которые подключены к фондам РГБ и Российской государственной библиотеки. Ежегодно обновляется фонд библиотеки.

Перестройка системы управления наукой, поставив в основу стратегическое планирование, координацию деятельности всех структур по развитию финансирования НИР, инновационной деятельности и обеспечения благоприятных условий для научной работы является неотъемлемой частью всех вузов. Сегодня в СГПА госбюджетная научно-исследовательская работа ведется по двенадцати основным направлениям. Вопросы организации фундаментальной, поисковой, прикладной и методической работы преподавателей и студентов находятся под постоянным контролем ректората.

СГПА не ведет научных исследований по международным программам, хотя связи вуза несколько расширяются. Так, ученые СГПА участвуют в конкурсах грантов, включая конкурсы на зарубежные поездки, на звания и

т.п. Расширились контакты ученых вуза с зарубежными партнерами: на филологических факультетах обучаются студенты из Китая.

Укрепились контакты ученых СГПА с партнерами из других вузов РФ и РБ. Творческие и координационные связи институт поддерживает с семнадцатью университетами России, с Академией наук РБ, со СФ АН РБ, с Баш ГНОЦ УрО РАО, ИИЯЛ УНЦ РАН, лицеями, гимназиями и школами.

В вузе функционирует диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций, успешно работает аспирантура по двенадцати специальностям. Большое значение имеет вовлечение студентов в НИР. Численность студентов, участвовавших в НИР, в 2007 году достигла 3957 человек, работает 210 кружков и проблемных групп. Учебно-исследовательской работой охвачено 100%, научно-исследовательской свыше 80% студентов.

Студентами академии получена 51 награда за лучшую научноисследовательскую работу на Международных, Всероссийских, Региональных и Республиканских конкурсах, олимпиадах и выставках - это медали, грамоты, дипломы, премии.

Постоянно функционирует активная работа по хоздоговорной тематике в Кугарчинском, Миякинском, Зилаирском, Куюргазинском, Стерлитамак-ском, Хайбуллинском, Альшеевском, Стерлибашевском районах, также в городах Салавате, Ишимбай, Давлеканово.

Следует отметить, что хоздоговорные работы НИС ведет как со средними общеобразовательными школами, так и с учреждениями среднего профессионального образования: Ишимбайским нефтяным колледжем, профессиональным лицеем в с. Мраково. Планируется заключение договора с Ишимбайским филиалом УГАТУ - учреждением высшего профессионального образования. Это показывает востребованность наших преподавательских кадров и их высокую профессиональную подготовку.

Популярностью среди учеников старших классов пользуется заочная школа, где занимаются 450 учащихся из всех южных районов республики.

С начала учебного года через курсы повышения квалификации обычно проходят около 600 слушателей. Это огромная цифра, показывающая высокую пропускную способность и творческий потенциал академии.

Преподаватели академии принимают активное участие во всех начинаниях НИС. Многие из них своим профессионализмом и глубокими знаниями заслужили особенное уважение среди учителей районов и слушателей курсов, например, профессоры В.И. Левашова, В.А. Беглов Н.Н. Биккулова, В.Н. Кризский, Л.М. Линецкая, В.И. Баймурзина; доценты Л.А. Ярославова, А.Х. Исянгильдин, С.В. Сиротин, Л.Я. Юсупова, А.М. Анохин; старшие преподаватели Н.П. Миколайчук, О.С. Павлова, Н.Н. Пояркова и другие. С полной отдачей трудятся члены кафедры башкирского языка и башкирской литературы на курсах переподготовки учителей башкирского языка в Куюргазинском, Миякинском районах и в г. Салавате.

Как видно, мы достигли хороших результатов во всех направлениях НИР. Это результат труда всего коллектива нашей академии.

Формирование системы обеспечения высокого качества образования -одно из важнейших направлений нашей деятельности. Оно включает в себя

повышение педагогического мастерства преподавателей, освоение ими современных дидактических технологий высшей школы, информатизацию учебного процесса, повышение роли и укрепление кафедр как центрального звена учебно-научной системы. За последние годы резко повысился уровень научнометодической и учебно-методической работы, обеспечены условия для разработки на кафедрах учебно-методических комплексов для дистанционного образования с использованием сети Интернет. В этих целях предусмотрено выделение средств на оплату труда создателей такого методического обеспечения, функционирует система материального стимулирования использования технологий дистанционного образования в учебном процессе.

Разными формами повышения квалификации ППС, включая краткосрочные семинары, защиту докторских и кандидатских диссертаций, иПк и ФПК, стажировку, обучение в докторантуре, в аспирантуре и т.д. за 2006 и 2007 годы было охвачено 119 человек, то есть 36,5 % (план 20 %). Преподавателями СГПА было издано 28 монографий. Число сборников научных трудов, подготовленных и выпущенных учеными СГПА, включая аспирантов и студентов, достигло в 2006 году 15. Количество учебников и учебных пособий, изданных в отчетном году учеными вуза, достигло 115. Опубликовано 12 учебников и учебных пособий с грифами УМО и НМС РФ, в том числе 2 учебных пособия, изданы в издательстве «Высшая школа». Издано 43 учебника и учебных пособия под грифами УМО МО и Госкомнауки РБ. Опубликовано 60 учебных пособий с грифами СГПА и других издательств: БГУ, «Г илем» и др. В 2006 году опубликовано 797 статей, докладов, тезисов докладов, из них 5 зарубежных публикаций. Зарегистрировано 14 программ для ЭВМ в отраслевом фонде алгоритмов и программ Рособразования.

Ученые академии приняли участие в 56 конференциях, из них в 8-ми -международных, 17 - организованных на базе вуза.

Таким образом, Стерлитамакская государственная педагогическая академия деятельностью подтверждает свой статус и является одним из успешно функционировавших вузов республики, который обеспечивает высококвалифицированными педагогическими кадрами юго-западный регион Башкортостана.

Одним из приоритетных направлений деятельности академии является воспитательная работа со студентами. Она строится на основе концепции, которая была дополнена и утверждена на Ученом совете академии в ноябре 2006 года. Разработка концепции осуществлялась с учетом требований к подготовке специалиста, на основе анализа нормативных документов, а также имеющегося в академии опыта воспитания, его традиций с учетом национально-регионального компонента.

В соответствии с рекомендациями аттестационной комиссии введена должность проректора по воспитательной и социальной работе, утверждено положение об отделе.

Большую роль в воспитании студентов оказывают кураторы, ФДПП, студенческий профком, средства массовой информации, библиотека.

В академии проводятся различные мероприятия, посредством которых студентам прививается любовь к Родине, уважение к старшим, бережное отношение к окружающей среде, пропагандируется здоровый образ жизни.

Проходят традиционные мероприятия, посвященные красным датам календаря; встречи с писателями и поэтами города, республики; конкурс «Алло, мы ищем таланты» среди первокурсников, посвящение в студенты, «Джентельмен-шоу», «Леди совершенство», «Студенческая Весна - 2006»: по факультетам, гала-концерт. Наши студенты ежегодно принимают участие в межвузовском вокальном конкурсе «Голоса-2006».

В академии активно развивается движение КВН. Команда КВН СГПА «Достучаться до небес» являлась участником гала-концерта фестиваля на I канале и является участником первой лиги.

Команда «БаСТА» филологического факультета (татарское отделение) принимала участие в Поволжских играх КВН и являлась победителем и Лауреатом II степени (гг. Казань, Набережные Челны).

Большой популярностью пользуются отделения факультета дополнительных педагогических профессий, где можно получить профессиональную подготовку в качестве руководителей школьной самодеятельности. Стало доброй традицией проведение студенческих фестивалей, конкурсов, концертов.

Успешно выступают студенческие коллективы: народный фольклорноэстрадный ансамбль «Марьяна», вокальный татарский ансамбль «Навруз», чувашский ансамбль «Савни», ансамбль народного танца «Дервиш», ансамбль эстрадного танца «Экстрим» и др. Они становились призерами городских, республиканских, всероссийских, международных конкурсов.

Спортивно-оздоровительная работа осуществляется по 20 видам спорта. Работают 12 секций. Традиционно проводится конкурс «А ну-ка, парни!» ко Дню защитника Отечества, «Веселые старты» среди девушек к 8 Марта, туристический слет первокурсников.

В спартакиаде Республики Башкортостан академия принимает участие по 16 видам спорта. По итогам спартакиады имеет общекомандное восьмое место среди 16 вузов. Спортивные команды академии занимают призовые места в городских и республиканских соревнованиях. В академии обучаются 1 мастер спорта, 9 кандидатов в мастера спорта.

В трех общежитиях академии проживают 1560 студентов. Для повышения эффективности воспитательного процесса введена должность директора студенческого городка. В общежитии имеются необходимые социальнобытовые условия проживания. Постоянно проводится текущий ремонт мест общего пользования, в общежитии №2 проведен капитальный ремонт, в данный момент идет ремонт общежития №3. Ежегодно проводится конкурс в академии на «Лучшее общежитие». В мае 2006 года принимали участие в республиканском конкурсе «На лучшую организацию социально-бытовых условий проживания студентов в общежитиях», в котором общежитие № 2 заняло второе место.

На приобретение оборудования и спортивного инвентаря для спортивных, актовых залов академии было выделено 644 698 рублей; на культурно-

педагогический журнал епшнортостпнп ы i(i4), 200a s§

массовые мероприятия - 230 тыс. рублей; на материальную помощь - 1 млн. 680 тыс. рублей; на спортивно-оздоровительные мероприятия в зимние каникулы около 200 тыс. рублей; 130 тыс. рублей было выделено на посещение спектаклей и концертов.

Вместе с тем имеются и проблемы. На мой взгляд, необходимо:

* усилить воспитательный потенциал преподаваемых предметов;

* и дальше развивать воспитательную среду, способствующую творчеству студентов, воспитанию здорового образа жизни, повышению уровня нравственности всеми подразделениями академии, в том числе студенческим клубом, ФДПП;

* активизировать работу преподавателей, кураторов в общежитиях (вне-учебный отдел, деканы, зав. кафедрами);

* использовать потенциал ветеранов труда. Для активизации деятельности по социальной защите ветеранов и по использованию их потенциала в воспитательной работе на каждом факультете создан Совет ветеранов, также обновлен состав Совета ветеранов академии, председателем которого является М.Г. Хамидуллин. В коллективе сохранены и развиваются лучшие традиции и нравственные ценности. Укрепляется корпоративная культура, основанная на порядочности и честности, взаимоуважении и доверии сотрудников. Всячески поддерживается развитие студенческой активности с целью сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья, гражданского самосознания и патриотизма.

Также необходимы создание психологической и социологической лабораторий, активизация студенческого самоуправления.

Развитие социальной поддержки сотрудников, студентов, молодых преподавателей, ветеранов и пенсионеров, разработка комплексных социальных программ и их реализация, создание благоприятных условий труда и отдыха преподавателей, сотрудников и студентов также находит частичное решение. Так, в д. Бикбулатово Кугарчинского района функционирует база для прохождения полевой практики студентами биохимического факультета, в «Сосновке» - база отдыха для преподавателей и сотрудников. Совместными усилиями СГПА и администрации г. Стерлитамака только в 2007 году были обеспечены социальным жильем пять малообеспеченных семей.

Исходным приоритетом при формулировке целей современного обучения и воспитания, на мой взгляд, должно быть формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием.

ABSTRACT

The primary aim of education as seen by the author is to form a free and responsible person capable of constructive activity in problematic situations, a person combining professional competence with civil responsibility and having an adequate world outlook and moral consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.