Научная статья на тему 'Стереотипы как форма проявления личного информационного иммунитета'

Стереотипы как форма проявления личного информационного иммунитета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
164
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИП / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ / ЛИЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ / STEREOTYPE / INFORMATION INFLUENCE / INFORMATION IMMUNITY / PERSONAL INFORMATION IMMUNITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Строев Н. Н., Лагун А. В., Строев А. Н.

В статье рассмотрен феномен стереотипа через призму информационного иммунитета. Предложено авторское видение связи между этими понятиями, а также упражнения, помогающие любому человеку выявить свои стереотипы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Строев Н. Н., Лагун А. В., Строев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEREOTYPES AS A FORM OF EXPRESSION OF PERSONAL INFORMATION IMMUNITY

The article deals with the phenomenon of stereotype through the prism of information immunity. The author's vision of the relationship between these concepts are offered, as well as the exercises that help any person to identify own stereotypes

Текст научной работы на тему «Стереотипы как форма проявления личного информационного иммунитета»

УДК 316.64

СТЕРЕОТИПЫ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ИММУНИТЕТА

Строев Николай Николаевич

ООО «ТЕРРА», заместитель генерального директора, e-mail: [email protected]

Лагун Александра Викторовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры теории права и гуманитарных дисциплин, к.псх.н., e-mail: [email protected]

Строев Алексей Николаевич

ООО «Муниципальные информационные технологии», заместитель генерального директора, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрен феномен стереотипа через призму информационного иммунитета. Предложено авторское видение связи между этими понятиями, а также упражнения, помогающие любому человеку выявить свои стереотипы

Ключевые слова: стереотип; информационное воздействие; информационный иммунитет; личный информационный иммунитет

STEREOTYPES AS A FORM OF EXPRESSION OF PERSONAL INFORMATION IMMUNITY

Stroev Nikolay N.

LLC TERRA, Deputy General Director, e-mail: [email protected]

Lagun Alexandra V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Legal Theory and Humanitarian Disciplines, PhD, e-mail: [email protected]

Stroev Аlexey N.

LLC Municipal Information Technologies, Deputy General Director, e-mail: [email protected]

The article deals with the phenomenon of stereotype through the prism of information immunity. The author's vision of the relationship between these concepts are offered, as well as the exercises that help any person to identify own stereotypes

Keywords: stereotype; information influence; information immunity; personal information immunity

Для цитирования: Строев Н.Н., Лагун А.В., Строев А.Н. Стереотипы как форма проявления личного информационного иммунитета // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1 (69). С. 107-109.

Термин «стереотип» введен в научный оборот американским социологом У. Липпманом [1]. В книге «Общественное мнение», вышедшей еще в 1922 г., он сделал попытку определить место и роль стереотипов в системе общественного мнения.

Понятие «стереотип» исследуют представители многих наук - социологи, этнографы, психологи, этнопсихолингвисты и лингвисты, при этом каждый специалист выделяет в стереотипе только те характеристики, которые отражают роль, находящуюся, прежде всего, в сфере их компетенции. По мнению ряда исследователей [2, 3, 4], стереотипы классифицируются на социальные, ментальные, этнические, стереотипы общения, речевые и тому подобные. Наиболее общее определение стереотипу дано Дэвидом Мацу-мото: «Стереотипы - это наши обобщенные представления о группах людей, в частности, об их основополагающих психологических характеристиках или чертах личности» [5, с. 42].

Исследователь Дж. Лакофф под стереотипами понимает типичные примеры, которые применяются для формирования быстрого суждения о каком-либо предмете или явлении, и посредством которых воспринимаются многие категории [6].

Изучение этого феномена обретает все большее значение в связи со все возрастающей ролью общения. В первую очередь, в фокусе внимания оказываются

представители профессий, непосредственно связанных со взаимодействием с людьми, к которым относятся, безусловно, и сотрудники таможенных органов. Влияние стереотипов на поведение личности велико, их наличие, точнее количество стереотипов у каждого конкретного человека, может способствовать или препятствовать эффективной коммуникации между людьми. Знание же о наличии собственных стереотипов может помочь отдельной личности справляться с ними более или менее успешно.

Для более глубокого анализа и понимания сути личного информационного иммунитета, исследованием которого авторы занимались в предыдущих работах [7, 8, 9, 10], необходимо рассмотреть понятие «стереотип» как форму его проявления, которая оказывает влияние на повседневное поведение личности в окружающем мире.

Авторская модель личного информационного иммунитета представляет собой многоплановую и многомерную структуру матрицы личности, динамически изменяемого состояния психики человека, выражающегося в активном отражении личностью объективного мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Безусловно, личный информационный иммунитет формируется всю жизнь индивидуума, который находится под постоянным воздействием

Строев Н.Н., Лагун А.В., Строев А.Н.

информационного потока. По предположению авторов, личный информационный иммунитет подвержен изменениям, которые опираются на жизненный опыт, возраст, уровень нравственного развития (по Л. Коль-бергу [11]).

Интересно, что использование дефиниции личного информационного иммунитета позволяет посмотреть с новой точки зрения на такое понятие, как «психологическая резилентность личности». Рези-лентность принято описывать как врожденное свойство, выражающееся в способности личности преодолевать стрессы и трудные периоды конструктивным путем, и которое можно развивать [12].

На наш взгляд, психологическая резилентность личности, в отношении восстановления и сохранения целостности психики личности, основывается на личном информационном иммунитете, а способы развития резилентности коррелируют с основными способами развития информационного иммунитета и синхронизированы между собой.

Психологическая резилентность личности напрямую связана с использованием стереотипов.

Стереотипы являются продуктом преобразования входящего потока информации через информационный иммунитет. Информационный иммунитет обладает мобильной психологической структурой и является продуктом естественных психологических процессов, которые в любом случае ведут к их формированию и хранению.

Следовательно, чтобы разобраться, как стереотипы создаются и хранятся, важно обладать базовым пониманием психических процессов, из которых они произрастают, включая исследование способов формирования личного информационного иммунитета.

Обобщая исследование феномена стереотипов, следует отметить, что они, выстраиваясь в ассоциативную цепочку, по сути, являются своеобразными схематичными «блокчейнами» в сознании личности, которые экономят ее усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают ее (этой личности) ценностные позиции и права [1].

Стереотип - это не только ментальный образ, но и его вербальная оболочка, понятная представителям определенной культуры [13].

Анализируя феномен стереотипа через характеристики информационного иммунитета следует выделить: личные стереотипы, групповые стереотипы и общие (национальные) стереотипы.

Так, личные стереотипы, в основном характеризуются индивидуальными чертами, присущими только данному индивидууму. Личные стереотипы формируются под воздействием окружающей среды (семья, общество, СМИ и прочее). Личные стереотипы по своему образу (гештальт, «картина мира», «ментальный образ») могут совпадать с аналогичными образами, которые сформировались у других индивидуумов.

В случае анализа группового стереотипа следует разделять автостереотипы (образ своей группы) и гетеростереотипы (образ иной группы). Аналогичным образом классифицируются и общественные

стереотипы, в частности, как наиболее часто применяемые, национальные или этнические стереотипы.

При сопоставлении индивидуальных и групповых стереотипов человек может отвергать групповые нормы или полностью соответствовать им. Таким образом, наилучшим выходом становится сочетание собственных интересов с групповыми, динамичное по своей сути.

Исходя из того, что формирование стереотипов происходит под воздействием различных источников информации, следует учитывать степень сопротивляемости психики человека в отношении принятия или непринятия поступающей информации (образов) в отношении компонентов, характеризующих стереотип. Уровень развития информационного иммунитета зависит от основных способов развития, к которым можно отнести следующие:

- получение, обработка и проверка актуальности и достоверности информации;

- готовность и способность смотреть на ситуацию («ментальный образ») с другой точки зрения;

- развитие уверенности в себе;

- забота о теле и духе, регулярные занятия спортом, внимание к собственным нуждам и чувствам.

Фактически исследуя способы формирования и развития информационного иммунитета можно ставить задачу исследования психологического механизма стереотипизации, который включается всякий раз, когда, возникает ситуация спонтанного развертывания стереотипа как созданного личностью самостоятельно, так и за счет «вирусного пакета» путем информационного воздействия.

Явление стереотипизации - характерная способность обработки личностью информационного воздействия. Она тесно связана со стремлением человека «рассортировать» полученную им информацию, разложить ее «по полочкам» в сознании. Формирование и функционирование феномена стереотипа не может быть понято в отрыве от опыта, возраста и уровня нравственного развития личности.

Следует также отметить, что понятие «потенциал информационного иммунитета» является важным элементом в структуре исследований по рассматриваемой теме; это обосновывается тем, что наличие потенциала информационного иммунитета, по своей сути, объясняет возможность наличия у личности базового, «нерушимого» (пусть и условно) состояния психики этой личности или состояния группы-носителя социально-психологических черт, которое в дальнейшем учитывается как базовое состояние информационного иммунитета и которое напрямую завязано с психологической резилентностью.

Кроме того, потенциал информационного иммунитета объединяет все виды информационных иммунитетов (личный, групповой и общественный) в единый компонент.

Для того чтобы исследовать наличие собственных стереотипов, авторами предлагаются следующие упражнения, основанные, в первую очередь, на саморефлексии:

108

Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (69) 2019

Самоанализ. Упражнение предназначено для исследования стереотипов по отношению к группе (или любому другому феномену, социальному явлению). Необходимо сделать акцент на образе, представленном в сознании. Этот образ может быть как негативного, так и позитивного свойства. Рекомендуется в процессе самоанализа выделить характерные черты рассматриваемой общности образа, после чего отметить те из них, которые вызывают наиболее сильные эмоции (как положительного, так и отрицательного заряда). Проводить исследование рекомендуется в письменном виде, составив список.

Эта работа требует достаточно глубокого осмысления для наиболее верного результата. После составления списка, необходимо отметить те из качеств (свойств, черт), с которыми человек непосредственно сталкивался в процессе взаимодействия с выбранной для исследования категорией. Далее необходимо отметить эмоции представителей референтной для исследователя группы в отношении исследуемых лиц или явлений. После этого идет сравнение списков и выявление совпадений или противоречий. Такая работа позволяет наглядно отразить наличие в сознании индивидуума стереотипов, при этом проследить природу их появления и оценить уровень личного информационного иммунитета.

Это упражнение полезно проводить на регулярной основе для представителей профессий «человек-человек», причем, меняя исследуемые группы стереотипов.

Анкета для самого себя. Данное упражнение представляет собой мини-опросник, адресованный самому себе. Тип вопросов и их форма может меняться, в зависимости от опыта самого обследуемого лица, однако важно сохранить исходно заданную направленность. Приведем примеры вопросов:

- Что я чувствую, когда...

- Когда у меня возникает это чувство, то.

- Мне привычнее всего.

- Если я не сделаю ..., то.

- Прежде всего, я ценю в себе следующее качество:.

Отвечая на вопросы подобного рода, человек имеет возможность находиться в контакте с собой и окружающим миром, дифференцировать свои эмоции и отношение к происходящим событиям.

Исходя из вышеизложенного, на сегодняшний день перед исследователями стоят следующие задачи:

- анализ и исследование этапов формирования информационного иммунитета личности;

- определение факторов, с точки зрения психологии, которые могут оказать влияние на изменение состояния информационного иммунитета, формирование стереотипов;

- разработка методик и способов развития рези-лентности, информационного иммунитета;

- определение методов «сохранения» базового информационного иммунитета;

- исследование потенциала информационного иммунитета.

Библиографический список:

1. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.

2. Манаенко Е.А. Концепт в ряду смежных понятий: смысл - значение - фрейм - гештальт - прототип -стереотип // Язык. Текст. Дискурс: научный альманах Ставропольского отделения РАЛК / под ред. проф. Г.Н. Манаенко. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. Вып. 9. С. 83-93.

3. Галкина Е.А. Стереотип: формирование и хранение в сознании человека // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2007. № 2. С. 9-13.

4. Ильюшкин В.В. Роль и значение национальных стереотипов как разновидности стереотипов социальных // Вестник науки и образования / Bulletin of Science and Education. 2015. № 4 (6). С. 193-197.

5. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-ев-рознак, 2002. 416 с.

6. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 23. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. 318 с.

7. Лагун А.В., Строев Н.Н. Формирование личного информационного иммунитета в условиях постоянного информационного воздействия // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 3 (67). С. 108-110.

8. Строев Н.Н., Лагун А.В. К вопросу о формировании личного информационного иммунитета в отношении некоторых аспектов толерантности // Таможенные чтения - 2018. Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х тт. Т. II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени

B.Б. Бобкова филиал РТА, 2018. С. 303-306.

9. Строев Н.Н., Лагун А.В., Строев А.Н. Психологические аспекты антикоррупционной деятельности через призму информационного иммунитета // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68).

C. 65-69.

10. Строев Н.Н., Лагун А.В., Строев А.Н. Психическая эпидемия коррупционных проявлений через призму информационного иммунитета // Коррупция как угроза безопасности личности, общества, государства: сборник научных статей межвузовской научно-практической конференции 14 декабря 2018 г. Санкт-Петербург: Первый пограничный кадетский военный корпус ФСБ России, 2018. С. 72-76.

11. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер. 2000. 992 с.

12. The Road to Resilience. URL: https://www.apa.org/ helpcenter/road-resilience.aspx (дата обращения: 18.02.2019).

13. Лукьященко И.Е. Понятие стереотипа. Некоторые подходы и проблемы // Вестник КРСУ. 2017. Том 17. № 11. С. 99-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.