Научная статья на тему 'Формирование личного информационного иммунитета в условиях постоянного информационного воздействия'

Формирование личного информационного иммунитета в условиях постоянного информационного воздействия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
652
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ / ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ / ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННОГО ИММУНИТЕТА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION IMPACT / INFORMATION IMMUNITY / VISUAL ENVIRONMENT / PERSONAL INFORMATION IMMUNITY / POTENTIAL OF INFORMATION IMMUNITY / INFORMATION SECURITY / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лагун А. В., Строев Н. Н.

Статья посвящена исследованию понятий «информационный иммунитет» и «личный информационный иммунитет». Предлагается авторское видение данных терминов, приведена классификация и определение связанных с ними дефиниций в контексте информационного воздействия, определены направления дальнейших исследований в данной области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лагун А. В., Строев Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONAL INFORMATION IMMUNITY UNDER THE CONDITIONS OF CONTINUAL INFORMATION INFLUENCE

The article is devoted to the research of the concepts “information immunity” and “personal information immunity”. The author’s vision of these terms is suggested, the classification and definition of the related definitions in the context of information impact are presented and directions for further research in this area are determined

Текст научной работы на тему «Формирование личного информационного иммунитета в условиях постоянного информационного воздействия»

t* S

н

<

в о

го

£ из

о

о

г

W

а

с в

W ä

о р

П

УДК 316.774

формирование личного информационного иммунитета

в условиях постоянного информационного воздействия

Лагун Александра Викторовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры теории права и гуманитарных дисциплин, к.псх.н., e-mail: [email protected]

Строев Николай Николаевич

ООО «ТЕРРА», заместитель генерального директора, e-mail: [email protected]

Статья посвящена исследованию понятий «информационный иммунитет» и «личный информационный иммунитет». Предлагается авторское видение данных терминов, приведена классификация и определение связанных с ними дефиниций в контексте информационного воздействия, определены направления дальнейших исследований в данной области

Ключевые слова: информационное воздействие; информационный иммунитет; визуальная среда; личный информационный иммунитет; потенциал информационного иммунитета; информационная безопасность; средства массовой информации

FORMATION OF PERSONAL INFORMATION IMMUNITY UNDER THE CONDITIONS OF CONTINUAL INFORMATION INFLUENCE

Lagun Alexandra V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Legal Theory and Humanitarian Disciplines, PhD, e-mail: [email protected]

OOO TERRA, [email protected]

Stroev Nikolay N.

Deputy General

Director, e-mail:

The article is devoted to the research of the concepts "information immunity" and "personal information immunity". The author's vision of these terms is suggested, the classification and definition of the related definitions in the context of information impact are presented and directions for further research in this area are determined

Keywords: information impact; information immunity; visual environment; personal information immunity; potential of information immunity; information security; media

Для цитирования: Лагун А.В., Строев Н.Н. Формирование личного информационного иммунитета в условиях постоянного информационного воздействия // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 3 (67). С. 108-110.

«Мы живем в эпоху нового перцептуального вызова, обращенного непосредственно к человеку и развивающегося в условиях усиления глобальных визуальных коммуникаций» - эта цитата психолога В.А. Филина [1], написанная свыше 10 лет назад, не потеряла своей актуальности и сегодня. Большая часть жизнедеятельности современных людей проходит в визуально-ориентированной среде, в восприятии созданных обществом и культурой образов и их фона.

Можно выделить ряд проблем современного общества, порожденных интенсивным информационным потоком:

1. Информации становиться все больше, а смысла в ней все меньше.

2. «Многослойность» и «многомерность» информационного потока, который выражается в наличии скрытых смыслов в потоке информации, кроме того растянутых во времени этапов воздействия на сознание личности этого потока.

3. Воздействие на сознание личности осуществляется фактически постоянно - 24 часа в сутки, 7 дней в неделю (даже в фазе сна работает подсознание).

4. Возможность манипулирования сознанием личности достигла критической отметки.

5. Отсутствие инструментов противодействия манипулированию сознанием личности

с помощью информационного потока различной направленности приводит к осреднению индивидуальных особенностей личности, его «оболваниванию» и формированию из населения «серой массы».

Аналогичной точки зрения придерживается в своей статье Е.Л. Вартанова: «Современный человек, живущий в мире глобальной коммуникации, уже не может быть уверен ни в своей информационной свободе, ни в своей информационной безопасности. Сложные информационные системы, предоставляя ему удобный и быстрый доступ к цифровым коммуникационным сетям, одновременно создают существенные угрозы безопасности личности. Сегодня диалектически неразрывны понятия информационной свободы и информационной безопасности, причем число последних только растет. Неслучайно информационная безопасность индивидуума в современных сетях становится одной из критических проблем информационного общества» [2, с. 29].

Существует множество работ, рассматривающих влияние информационного потока на личность, однако не так много трудов посвящено вопросам формирования способности личности к снижению уязвимости от информационного воздействия и укреплению способности личности к преодолению такого рода

Формирование личного информационного

негативных последствий в условиях постоянного информационного воздействия.

Можно предположить, что каждая личность изначально, в зависимости от возрастного уровня и уровня нравственного развития, обладает устойчивостью к информационному воздействию. Есть все основания полагать о целесообразности исследования феномена устойчивости к информационному воздействию через призму социальной психологии. В настоящей работе предлагается вместо фразы «устойчивость к информационному воздействию» применять понятие «информационный иммунитет», используя аналогию с медицинским термином «иммунитет», который означает способность организма к снижению уязвимости к болезням и укреплению способности к их преодолению, что, в понимании авторов, полностью характеризует основную суть «информационного иммунитета».

Следует отметить, что введение понятия «информационный иммунитет» личности или «личный информационный иммунитет» позволяет раскрыть такое понятие, как «культура личной информационной безопасности», которая упоминается в разделе IV (п. 27 «д») Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 [3].

По своей сути культура личной информационной безопасности может включать в себя компьютерную грамотность, наличие знаний как результата переработки информации, личный жизненный опыт, в том числе опыт развития личностных способов активной и пассивной защиты от информационных воздействий, и способна выражаться через формирование и развитие личного информационного иммунитета.

Ряд исследователей (С.Н. Ениколопов [4], Л.В. Оконечникова [5], Е.Е. Пронина [6], Т.И. Колесникова [7], О.С. Чаликова, Н.А. Томина [8] и другие) в своих работах изучают или упоминают данное понятие. Их труды посвящены, главным образом, описанию агрессивного воздействия медиасреды на индивидуумы различных возрастных групп и социальной принадлежности.

Можно говорить о том, что в настоящее время отсутствуют исследования, посвященные изучению информационного иммунитета в аспекте динамики увеличивающегося информационного потока, а значит и в условиях постоянного информационного воздействия на личность.

В этом случае встает ряд вопросов: как, когда и на каких этапах у личности формируется информационный иммунитет? Какие факторы, с точки зрения психологии, могут оказать влияние на изменение состояния информационного иммунитета? Как сформировать способности и навыки личности к снижению уязвимости от информационного воздействия и укреплению способности личности к преодолению их негативных последствий в условиях постоянного информационного воздействия? Как «сохранить» базовый информационный иммунитет?

На наш взгляд, главным, при построении исследовательской модели информационного

иммунитета, является ориентация на личные особенности каждого реципиента.

Для выявления характеристик личного информационного иммунитета авторами высказано предположение о необходимости формирования личностных «матриц ценностей», позволяющих учитывать отношение личности к объективному миру и саморегуляции на основе своего поведения и деятельности (имеется в виду психика личности, сознание).

Очевидно, что для личности, в зависимости от ее индивидуальных социально-психологических черт (пол, возраст, образование и так далее), в том числе и от стадии нравственного развития (по Л. Кольбер-гу [9]), существует различное отношение к объективному миру. Это, в привязке к макетам личностных «матриц ценностей» (максимально возможно учитывающих все аспекты жизнедеятельности человека), позволяет перейти к формированию «матрицы сознания» с возможностью ее дальнейшей оцифровки, что позволит выделить пределы личного информационного иммунитета.

По мнению авторов, информационный иммунитет представляет собой комплексный показатель устойчивости сознания, находящегося под постоянным информационным воздействием до пределов, которые не приводят к нарушению целостности психики личности.

Информационный иммунитет по своему состоянию может изменяться, что объясняется способностью личности к саморегуляции поведения и деятельности на основе отношения к объективному миру, которое зависит от приобретаемых личностью жизненного опыта и знаний.

Очевидно, что личный информационный иммунитет обладает свойством инерционности, которое взаимосвязано с психологическим состоянием личности в зависимости от времени воздействия, факторов воздействия, способов воздействия, эмоционального состояния личности, наличия устойчивой психики и способности личности сопротивляться информационным воздействиям.

Инерционность изменения личного информационного иммунитета характеризуется периодом времени, за который личность может изменить свое поведение и деятельность на основе отношения к объективному миру от «начального» до «существующего», при информационном воздействии в отношении конкретного аспекта жизнедеятельности личности, что определяет суть понятия «потенциал информационного иммунитета».

Следует признать, что информационная безопасность как состояние защищенности личности может выражаться через информационный иммунитет (значения, показатели, уровень, состояние, характеристики).

В целях дальнейшего раскрытия темы информационного иммунитета и в рамках расширения исследований по данной тематике авторами предлагается различать: личный информационный иммунитет, групповой информационный иммунитет, общий

Проблемы высшего образования

109

информационный иммунитет. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов.

Авторами впервые (это следует отметить) вводится определение понятия личного информационного иммунитета, который определяется как способность личности формировать навыки, направленные на снижение уязвимости от информационного воздействия и укрепление способности личности к преодолению их негативных последствий в условиях постоянного информационного воздействия. Это выражается в умении личности при восприятии информационного потока различной модальности ориентироваться на собственные убеждения и установки, в зависимости от степени нравственного развития, интериоризируя только ту информацию, которая кажется верной и совпадающей с её внутренними установками, в том числе путем проверки информации на актуальность и достоверность.

Авторами впервые вводится определение понятия «группового информационного иммунитета», который определяется как способность отдельной группы - носителя социально-психологических черт - при постоянном информационном воздействии сохранить основные ценностные ориентиры основной группы - носителя социально-психологических черт. Здесь следует отметить, что данный вид иммунитета позволяет выделять отдельные характеристики для различных групп-носителей.

Авторами также впервые вводится определение понятия «общий информационный иммунитет», который определяется как способность граждан своей страны при постоянном информационном воздействии сохранить систему ценностей (основные общенациональные ценностные ориентиры), принятую в данном обществе.

Формирование группы-носителя для формирования исследовательской модели группового и общественного информационного иммунитета может осуществляться подбором носителей по основным социально-психологическим чертам, например, тип мышления, уровень образования, половозрастная структура, способ реализации трудовых сил и ресурсов, вероисповедание и так далее.

Понятие «потенциал информационного иммунитета» является важным элементом в структуре исследований по рассматриваемой теме. Это обосновывается тем, что наличие потенциала информационного иммунитета, по сути, объясняет возможность наличия у личности базового, «нерушимого» (пусть и условно) состояния психики отдельной личности или состояния группы - носителя социально-психологических черт, которое в дальнейшем следует учитывать как базовое состояние информационного иммунитета.

Кроме того, потенциал информационного иммунитета объединяет все виды информационных иммунитетов (личный, групповой и общественный) в единый комплекс, как писал В.И. Ленин: «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» [10].

Потенциал информационного иммунитета фактически означает такие понятия, как «запас прочности», «запас устойчивости», «запас доверия».

Таким образом, в современных условиях перед исследователями стоят следующие задачи:

- выявление этапов формирования информационного иммунитета личности;

- определение факторов, которые, с точки зрения психологии, могут оказать влияние на изменение состояния информационного иммунитета;

- поиск способов формирования навыков личности к снижению уязвимости от форм информационного воздействия;

- разработка методик укрепления способности личности к преодолению негативных последствий в условиях постоянного информационного воздействия;

- определение методов «сохранения» базового информационного иммунитета;

- расширение темы исследования, включающее в себя изучение понятия «потенциал информационного иммунитета».

Библиографический список:

1. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо. М: Видеоэкология. 2006. 505 с.

2. Вартанова Е.Л. Человек и цифровая революция в СМИ: вызовы и проблемы // Человек как субъект и объект медиапсихологии. М: МГУ 2011. С. 11-38.

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646. URL: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения: 15.08.2018).

4. Ениколопов С.Н. Насилие и массовая коммуникация // Человек как субъект и объект медиапсихоло-гии. М: МГУ. 2011. С. 555-575.

5. Оконечникова, Л.В. Особенности формирования информационного иммунитета как показателя психического здоровья у детей старшего дошкольного возраста // VII Уральский демографический форум с международным участием «Динамика и инерционность воспроизводства населения и замещения поколений в России и СНГ» (Екатеринбург, 02.06.201603.06.2016). URL: http://hdl.handle.net/10995/43232 (дата обращения: 16.08.2018).

6. Пронина Е.Е., Пронин Е.И. Медиапсихология: новейшие информационные технологии и феномен человека // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 151-161.

7. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. URL: https://psyera.ru/4877/ informacionnaya-agressiya-i-immunitet (дата обращения: 15.08.2018).

8. Оконечникова Л.В., Томина Н.А., Чаликова О.С. Влияние информационной среды и формирование информационного иммунитета в детском возрасте // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 97-101.

9. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер. 2000. 992 с.

10. В.И. Ленин Партийная организация и партийная литература. URL: http://leninism.su/works/50-tom-12/3035-partijnaya-organizacziya-i-partijnaya-literatura.html (дата обращения: 15.08.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.