УДК 159.9.072.423
исследование основных подходов при разработке методики оценки личного информационного иммунитета в отношении толерантности
Лагун Александра Викторовна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры теории права и гуманитарных дисциплин, к.псх.н., e-mail: [email protected]
Строев Николай Николаевич
НКО Межрегиональная общественная организация «Правосознание», руководитель департамента научно-исследовательской деятельности, e-mail: [email protected]
Виноходова Светлана Сергеевна
НКО Межрегиональная общественная организация «Правосознание», президент, e-mail: [email protected]
В статье проанализирован ряд существующих методов исследования толерантности, рассматриваются проблемы ее диагностики в современных условиях при отсутствии новых методик. Предложен авторский подход к формированию методики оценки личного информационного иммунитета, в частности, при психодиагностике толерантности как личностной характеристики
Ключевые слова: толерантность; психодиагностика; проективный метод; информационное воздействие; информационный иммунитет; личный информационный иммунитет
research of mainstream approaches in the development of a methodology to assess of personal informational immunity with respect to tolerance
Lagun Alexandra V.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Legal Theory and Humanitarian Disciplines, PhD, e-mail: [email protected]
Stroev Nikolay N.
NPO Interregional voluntary organization "Pravosoz-nanie", Head of Department of Research Activities, e-mail: [email protected]
Vinokhodova Svetlana S.
NPO Interregional voluntary organization "Pravosoz-nanie", President, e-mail: [email protected]
The article considers a number of existing methods of tolerance research. The problems of diagnosis in modern conditions in the absence of new techniques are considered. The author's approach to development of a methodology to assess of personal information immunity, in particular in Psychological Diagnosis of tolerance as a personal characteristic, is suggested
Keywords: tolerance; Psychological Diagnosis; projective method; information influence; information immunity; personal information immunity
Для цитирования: Лагун А.В., Строев Н.Н., Виноходова С.С. Исследование основных подходов при разработке методики оценки личного информационного иммунитета в отношении толерантности // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3 (71). С. 110-113.
Тема толерантности не один год активно обсуждается в обществе. Но, как правило, слышны лишь общие расплывчатые формулировки - «быть добрее и терпимее» - без разъяснения конкретных примеров толерантности как одного из факторов принятия индивидуумом решений, в том числе и при исполнении им должностных обязанностей. Также мы не находим в работах современных исследователей и единого социологического подхода к рассмотрению данного вопроса. Существует множество отличающихся друг от друга определений толерантности, методов ее оценки и критериев развития. Из-за широты трактовки этого понятия вопрос ее диагностики стоит особенно остро. А по причине того, что исследователями, как правило, дается исключительно «положительное» определение толерантности, отсутствует база для реального научного подхода в исследовании данного явления.
Влияние феномена толерантности на исполнение служащими должностных обязанностей заслуживает проведения отдельного глубокого и полномасштабного исследования, включая формирование актуальных психодиагностических средств, в том числе новых видов проективных методик.
При исполнении должностных обязанностей толерантность не должна быть критерием в принятии решений так же, как и интолерантность. То есть внутреннее психическое состояние служащего при взаимодействии в системе «Человек - Человек», должно находиться внутри предельных состояний формата отношений «Плохо - Очень хорошо», сдерживаясь в силу самоконтроля и правовых норм.
Следует особо подчеркнуть, что толерантность не должна выходить за границы функционала исполнения должностных обязанностей, в противном случае это может привести к искажению результата
деятельности, вплоть до нарушения инструкций и действующего законодательства в конкретной сфере.
Существующие методы исследования толерантности можно поделить на две категории. Первые направлены на выявление установок толерантного сознания, вторые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся, в свою очередь, признаками проявления толерантности (интолерантности). Множество современных методик диагностики этого явления посвящены изучению его выраженности у детей и подростков [1]. Это связано, прежде всего, с прикладным аспектом - на основе полученных результатов вырабатываются рекомендации, проводятся социально-психологические тренинги. Однако с развитием личности эта тема не становится менее актуальной. Особый интерес вызывают люди, занятые в профессиях подобно «Человек - Человек», что предполагает непосредственное взаимодействие с другими людьми. К этой категории, безусловно, относятся и сотрудники таможенных органов.
Авторы в более ранних работах уже касались проблематики динамических стереотипов и информационного иммунитета [2, 3, 4], но в данной статье речь пойдет непосредственно о практическом применении личного информационного иммунитета как инструмента для оценки отношения личности к конкретной проблеме, в данном случае к вопросам толерантности.
В ходе исследования авторами статьи был проведен анализ наиболее распространенных методик, направленных на оценку толерантности.
Мотивами выбора именно этих диагностических средств послужили следующие факторы:
- создателями методик являются российские исследователи, то есть в них учитываются особенности отечественного взгляда на исследуемую тематику;
- авторами методик применяются различные формы стимульного материала, что делает методику наиболее оптимальной для исследования;
- интерпретации данных подходят для тестирования не только детей и подростков, но и взрослого населения.
Первым следует представить широко известный тест коммуникативной толерантности, созданный В.В. Бойко (1998 г.) [5]. Обследуемым лицам предлагается оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми. При ответе важна первая реакция, причем необходимо выразить меру согласия с перечнем суждений в диапазоне «совсем неверно - верно в высшей степени».
Методика включает в себя несколько направлений формирования общего отношения реципиента к поставленным вопросам, ключевыми из которых являются следующие:
- способность принимать или не принимать индивидуальности встречающихся им людей;
- наличие или отсутствие тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я»;
- мера категоричности или неизменности оценки обследуемых в адрес окружающих;
- умение (навыки) скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей;
- наличие склонности переделывать и перевоспитывать партнера;
- уровень склонности подгонять партнеров под себя, делать их удобными;
- наличие обидчивой тенденции поведения;
- степень терпимости к дискомфортным состояниям окружающих;
- адаптационная способность во взаимодействии с людьми.
Чем больше баллов набирается по конкретному признаку, тем менее обследуемые терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по этому направлению отношений с партнерами.
В данном тесте исследователю интересно, прежде всего, то, что диагностируется первая реакция обследуемого лица, которая традиционно считается самой «надежной». Кроме того, разнообразные аспекты взаимоотношений этого лица с окружением, выявляемые методикой, позволяют оценить как внутриличностные процессы, так и внешние поведенческие проявления.
Следующей методикой, которая была включена в анализ, является методика «Интолерант-ность - толерантность» (ИНТОЛ), созданная известным петербургским психологом, профессором Л.Г. Почебут (2005г.) в соответствии с процедурой, предложенной Р. Лайкертом, и предназначенная для исследования уровня толерантности личности. В данном случае толерантность понимается как эмоциональное состояние индивида, при котором личностные качества или поведение другого человека ему не нравятся, эмоционально неприемлемы. Однако индивид проявляет терпение и уважение к мнению другого индивида, при этом сохраняет устойчивость по отношению к неприемлемому или манипулятивному влиянию.
Методика состоит из 16 утверждений, половина из которых выявляет толерантное отношение, а вторая половина - интолерантное. Ответ предполагается в форме степени своего согласия с ними: + 2 -совершенно согласен, - 2 - совершенно не согласен [6, с. 105].
Присваивая степень своего согласия, реципиент, принимающий участие в тестировании, «заряженный» на конечный результат (например, получить высший балл в «зоне толерантности»), достаточно легко «подгонит» свою реакцию под нужный ответ, что приведет к искажению конечного результата в виде получения достоверной информации об отношении тестируемого к вопросам толерантности.
Далее следует отметить экспресс-опросник «Индекс толерантности» (2008 г.), созданный коллективом отечественных авторов [7]. Стимуль-ный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где наиболее явно проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, лицам без определенного места жительства), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности:
- субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия;
- субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерант-ные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам;
- субшкала «толерантность как черта личности» включает в себя пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
Этот опросник, с одной стороны, полезен с точки зрения оценки разнообразных аспектов толерантности как общих, так и личных, однако с другой стороны, достаточно легко позволяет тестируемому подгонять ответ под нужный результат, что приводит, как уже было сказано выше, к искажению конечного результата и неполучению достоверной информации об отношении тестируемого к вопросам толерантности.
Анализ существующих методик оценки толерантности показал, что они не в полной мере соответствует поставленной исследователями задаче. Это связано, в первую очередь, с тем, что люди уже приучились давать готовые ответы, причем именно такие ответы, которые от них ожидают. Исходя из общей оценки, большинство ответов дается под действием стереотипов и шаблонов. Проанализированные методики не учитывают различий между пассивной и активной толерантностью, под которой следует понимать действия, вызванные взглядами индивидуума, или решения, принятые им под
воздействием «толерантности-интолерантности» в рамках профессиональной или иной деятельности.
Современные средства массовой информации, культура, искусство и, конечно же, некоторые политические течения оказывают информационное давление, формируя исключительно положительный образ «толерантного человека». В ходе тестирования, например, с целью выявления служебного соответствия, реципиент подстраивается под вопросы и дает ответы, по его мнению, ожидаемые организатором опроса, базируясь на представлении, навязанном различными источниками. Таким образом, методики, основанные «на закрытых или открытых вопросах» или опросы с «выбором формы степени согласия» не отражают реального отношения к выявляемой проблеме, включая и проблему толерантности/интолерантности.
Следует отметить, что при исследовании представленных методов тестирования возникает вопрос, находящийся, казалось бы, на поверхности. Общество живет в эпоху, когда перемены стремительны, информационный поток обилен и многообразен. Под влиянием данных факторов изменения в сознании людей происходят часто и быстро, при этом методики, изучающие толерантность-интоле-рантность, разработаны более десяти лет назад, что никак не говорит в пользу их эффективности.
По мнению авторов, альтернативой этим методикам в настоящее время является необходимость разработки методики оценки личного информационного иммунитета, в данном случае, в отношении толерантности.
Методика оценки личного информационного иммунитета, в первую очередь, должна быть основана на восприятии реципиентом динамических визуальных образов.
Безусловно, такая методика должна предусматривать ситуационное влияние информационного поля, например, события политического, культурного или социального характера, произошедшие в недавнем прошлом и сохранившие свою актуальность на период тестирования. Это значит, что методика будет способна учитывать основные моменты, которые формируют личный информационный иммунитет, в частности, в отношении толерантно-сти-интолерантности, и учитывать степень влияния событий на принятие реципиентом решений в ходе исполнения служебных обязанностей.
Планируемая к разработке методика определения оценки личного информационного иммунитета, по мнению авторов, должна базироваться на следующих принципах:
1) Проективный тип демонстрируемого материала.
2) Применение современных технологий визуализации для формирования динамически обновляемого визуального ряда.
3) Стабильная вариативность результатов применения методики с учетом различия мужской и женской психологии.
4) Применение современного стимульного материала изображения в формате .gif, .mov, .avi.
5) Формирование обновляемой базы данных медиаконтента из динамических изображений, в том числе связанных с профессиональной деятельностью.
6) Возможность использования цветового теста Люшера для качественной оценки эмоционального отношения реципиента к исследуемой теме.
7) Уход от неструктурированных изображений по принципу «чернильные пятна», стационарных картинок и изображений.
8) Минимизация возможности повтора тестовых заданий.
9) Учет различий между «активной» и «пассивной» составляющими толерантности за счет характера выбора и времени выполнения задания.
10)0днозначность интерпретации полученных результатов, заложенных в программу обработки данных теста, позволяющих дать объективную оценку исследуемого.
11) Учет особенностей формирования и реализации личного информационного иммунитета как в повседневной, так и в служебной деятельности.
Авторы предлагают руководствоваться следующим подходом при реализации методики: используя в качестве стимульного материала изображения в формате .gif, .mov, .avi, применяя для динамически обновляемого визуального ряда современные технологии визуализации, реципиенту следует поставить задачу, ориентируясь на свое внутреннее отношение к выбранному изображению, затем выявить соответствие изображения предлагаемому критерию (характеристике), одновременно устанавливая соответствие этого изображения цвету в контексте выбранного критерия (характеристики).
Устанавливая соответствие изображения критериям (характеристики) и цвету, реципиент демонстрирует свое отношение к исследуемой теме, что соотносится с основными факторами формирования личного информационного иммунитета.
Методику планируется реализовать в виде программного обеспечения, что позволит постоянно обновлять стимульный материал для каждого теста, таким образом, каждый тест становиться уникальным. За счет большого количества изображений из базы данных медиаконтента фактически невозможно подстроиться под алгоритм «чего хочет система», в итоге результаты будут носить максимально достоверный характер.
Предлагаемый подход к разработке методики исследования личного информационного иммунитета, в частности, в отношении толерантности, будет способствовать выработке мероприятий, направленных на исключение из алгоритма принятия
управленческих решений при выполнении служебных (должностных) обязанностей влияния толерантного или нетолерантного мышления и, как следствие, соответствующего поведения.
Авторы статьи полагают, что тестирование с помощью такой методики целесообразно проводить периодически, с учетом перманентно возникающих угроз информационного характера, которые могут оказать влияние на психику служащего.
Аналогичное тестирование будет полезным при профотборе, на стадии поступления абитуриентов в вуз, при участии в конкурсах на замещение вакантных должностей, а также при аттестации служащих на соответствие занимаемой должности.
Применение в исследовании феномена толерантности адаптивной способности психики в форме личного информационного иммунитета позволяет отнести предлагаемый авторский подход к разработке методики в ряд современных психодиагностических средств, в том числе, в разряд проективных методик.
Библиографический список:
1. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-metodikah-diagnostiki-tolerantnosti (дата обращения: 28.07.2019).
2. Лагун А.В., Строев Н.Н. Формирование личного информационного иммунитета в условиях постоянного информационного воздействия // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 3 (67). С. 108-110.
3. Строев Н.Н., Лагун А.В. К вопросу о формировании личного информационного иммунитета в отношении некоторых аспектов толерантности // Таможенные чтения - 2018. Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х тт. Т. II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2018. С. 303-306.
4. Строев Н.Н., Лагун А.В., Строев А.Н. Стереотипы как форма проявления личного информационного иммунитета // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1 (69). С. 107-109.
5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.
6. Логашенко Ю.А. Межкультурная сенситивность студентов в полиэтничной среде: дисс. ... к.псх.н. СПб., 2015. 240 с.
7. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл, 2008. 172 с.