Научная статья на тему 'Стереотип «Человек труда» в региональном публицистическом дискурсе'

Стереотип «Человек труда» в региональном публицистическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
185
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ / МИФ / СТЕРЕОТИП / MASS MEDIA / SOCIAL ILLUSIONS / MYTH / STEREOTYPE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юсупова Альбина Муратжановна

Исследуется феномен социальных иллюзий в журналистике. Особое внимание уделяется иллюзиям, которые обладают региональной спецификой. При формулировании социальных иллюзий в СМИ Уральского федерального округа актуализируются советские стереотипы «человек труда», «грабительский капитализм» и другие. Данную тенденцию можно рассматривать и как результат целенаправленной работы политтехнологов, и как определенный сдвиг в системе ценностей современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Soviet Stereotype “Person of Labour” in the Regional Publicistic Discourse

The article investigates the phenomenon of social illusions in journalism. Special attention is paid to illusions with possess regional specifics. At a formulation of social illusions in mass media of Ural federal district the Soviet stereotypes of “people of labour”, “extortionate capitalism” and others are staticized. On the one hand it is result of purposeful work of political strategists: in the specified region employees of the industry make the most active part of electorate. On the other hand, it is a new vector of development of moral and valuable reference points of society. The idea that money is not the main value, perfectly calms electorate during the periods of economic recession. Revival of a stereotype of “people of labour” signals about turn in ideology of the modern Russian state.

Текст научной работы на тему «Стереотип «Человек труда» в региональном публицистическом дискурсе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 26 (355). Филология. Искусствоведение. Вып. 93. С. 148-151.

А. М. Юсупова

СТЕРЕОТИП «ЧЕЛОВЕК ТРУДА» В РЕГИОНАЛЬНОМ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Исследуется феномен социальных иллюзий в журналистике. Особое внимание уделяется иллюзиям, которые обладают региональной спецификой. При формулировании социальных иллюзий в СМИ Уральского федерального округа актуализируются советские стереотипы «человек труда», «грабительский капитализм» и другие. Данную тенденцию можно рассматривать и как результат целенаправленной работы политтехнологов, и как определенный сдвиг в системе ценностей современного общества.

Ключевые слова: СМИ, социальные иллюзии, миф, стереотип.

Как ни парадоксально это звучит, но в век господства разума и отказа от суеверий и предрассудков ученые все чаще обращаются к изучению иррационального в жизни современного человека. Известно, что во времена архаики иллюзорные представления, мифы нужны были обществу для самоорганизации и объяснения мира. Однако человек сохранил свое пристрастие к иллюзиям и по сей день. Р. Гарифуллин даже называет приверженность иллюзиям отличительной чертой человека как вида. «Все мы живем в мире иллюзий и манипуляций, - пишет он. - Именно этот мир отличает нас от животных» [3. С. 13].

О том, что иллюзорные представления имманентны человеческому обществу на любой стадии его развития, ученые заговорили в Х1Х-ХХ вв. Так, З. Фрейд считал, что массам вообще не свойственно стремление к поиску истины. «Они требуют иллюзий, от которых не могут отказаться. Они всегда отдают предпочтение ирреальному, а не реальности, нереальное действует на них с той же силой, что реальное» [10. С. 87]. Воздействие иллюзий на умы людей ученый сравнивал с влиянием наркотических веществ на организм человека.

К. Г. Юнг подчеркивал, что как только разум перестает контролировать жизнь общества, открываются огромные возможности для взращивания мифов и иллюзий. «Мы все, и Запад, и Восток, находимся во власти мифологии и веры во всеобщий мир, равенство людей, незыблемости человеческого права, в Божье царство на земле» [14. С. 78].

Одна из причин этого заключается в том, что современная цивилизация ставит перед человеком столь сложные задачи, что он стремится устраниться от решений. Ему проще предаться иллюзиям, поверить в мифы. Свою

роль, безусловно, играет и информационная перенасыщенность, в которой живет сегодня каждый житель планеты. С экранов телевизоров, из радиоприемников, со страниц газет на нас выливается оглушающий поток информации. Поскольку мы не можем являться экспертами сразу во всех областях, простого сообщения факта нам недостаточно. Мы требуем его анализа и оценки. И этим пользуются СМИ, властные элиты, тиражируя иллюзии, с помощью которых можно оценить (и интерпретировать!) любой факт действительности.

Слово «иллюзия» с латинского языка переводится как «обман», «заблуждение». Новая философская энциклопедия определяет иллюзию следующим образом: «В обыденном плане понятие "иллюзия" употребляется как синоним надежд и мечтаний (как правило, нереальных), утешающего и облегчающего жизнь самообмана или полета творческой фантазии. С философской точки зрения, стремление к иллюзорному восприятию действительности является неотъемлемой чертой человеческого сознания, ищущего в нем отдохновения от "суровой действительности", надежду или удовольствие» [7].

Л. В. Шукшина определяет социальные иллюзии широко как «ложное осознание человеком тех или иных социальных, психологических процессов и явлений. Это феномен часто рассматривают через такие составляющие, как заблуждения, мифы, утопии, главной особенностью которых также является ложное осознание действительности» [12. С. 49].

Применительно к сознанию каждого конкретного индивида можно утверждать, что иллюзии не возникают стихийно, не являются случайным продуктом сознания. Они наследуются человеком в процессе социализации и

отражают не только социально-психологические особенности личности, но и особенности социального времени и окружения, в котором индивид живет [13. С. 48].

Цель нашего исследования - изучение наиболее распространенных социальных иллюзий в СМИ Уральского федерального округа. Поэтому нами был предпринять тематический анализ публикаций трех общественно-политических газет за 2012-2014 гг.: «Областная газета» (Свердловская область), «Челябинский рабочий» (Челябинская область) и «Новый мир» (Курганская область). В процессе исследования выяснилось, что в интересующем нас медиа-дискурсе функционируют как универсальные социальные иллюзии, так и социальные иллюзии, имеющие региональную специфику.

Необходимо заметить, что для Свердловской и Челябинской областей население, занятое в промышленности, является основной частью электората. Поэтому одной из распространенных социальных иллюзий для Урала является представление о том, что представители рабочих профессий задают вектор политического и экономического развития региона.

Основывается эта иллюзия на стереотипе «человек труда», который сформировался в советское время. Под термином «стереотип» мы понимаем обобщенное и упрощенное представление о явлении, которое разделяет большинство носителей одной культуры. «Человек труда» - идеологическое клише, активно используемое в советском публицистическом дискурсе. Как известно, труду в социалистическом обществе отводилась особая роль. Полноценным членом социума мог считаться только тот, кто трудится на его благо. При этом довольно часто речь шла именно о тяжелом физическом труде: «восхваление» человека труда было одним из способов повысить статус представителей рабочих специальностей. В 90-х гг. прошлого столетия гуманистический пафос стереотипа «человек труда» был существенно снижен и, как многие идеологические маркеры советской эпохи, подвергнут забвению и даже осмеянию. И в несколько измененном качестве появился в публицистическом дискурсе в начале 2000-х гг.

Представление об определяющей роли представителей рабочих профессий в политике и экономике стало формироваться и укреплять свои позиции в промышленных регионах, где большая часть населения как раз была занята на производстве. Журналисты вновь стали

много писать о трудовых династиях и свершениях. Приведем только некоторые примеры:

«Я его и раньше уважал. А когда посмотрел, как он точит деталь и как металлическая стружка идет и, нагреваясь, на ходу меняет цвет - был потрясен. В моем сознании объединились авторитет токаря - борца, умницы, смелого человека» [5. С. 11].

«Когда я в юности мечтал делать гравюры, дедушка возразил: "Гравер - это хорошо. Но лучше иметь такую специальность, рабочую. Тогда работа тебе точно будет и уважение"» [5. С. 11].

В газете Курганской области «Новый мир» в силу экономической специфики региона трудовые подвиги совершались на поприще сельского хозяйства:

«Александр Николаевич - механизатор-комбайнер. В ту знатную уборочную кампанию он намолотил более 12 тысяч центнеров зерна и вспахал 217 га пашни. - И знаете, не считаю это каким-то геройством, просто работал на совесть, - признается он» [4. С. 2].

Акцент делается на том, что люди труда не любят высокопарных слов, не считают свои выдающиеся трудовые свершения подвигом, а просто делают свою работу на совесть.

Была сделана попытка сформировать трудовую элиту из представителей рабочих профессий, наполнить стереотип «человек труда» позитивными коннотациями. СМИ стали активно восставать против сознательного снижения роли «трудяг» в жизни общества, негативной оценки результатов их труда и негативных ассоциаций, связанных с их личными качествами. Эти тенденции совпали с предвыборной кампанией Владимира Путина, который, потеряв поддержку российских элит, сознательно сосредоточился на работе с «трудовым» электоратом.

«Металлург из Магнитогорска заявил, что уход Путина из власти будет означат передачу власти "тем, кто называет рабочих дебилами и быдлом"» [2. С. 1].

СМИ настойчиво проводили мысль, что с уходом Путина страна снова будет ввергнута в хаос, как было в 90-е гг. Поскольку за Путина голосовали именно рабочие, их вклад сочли - не больше и не меньше - спасением государства.

«Русские государственники, патриоты, которые с 1991 г. находились в положении маргиналов <...> объединились и спасли государство. В том числе и Урал, и "Уралвагонзавод", в том числе и Холманских» [1. С. 2]

150

А. М. Юсупова

В конечном итоге люди труда почувствовали себя реальной политической силой, получили подтверждение нужности и важности своего труда, по сути, доказали собственную исключительность.

Параллельно происходит идеализация жителей сельской глубинки. Деревня, несмотря на ее скромный вклад в общее экономическое благополучие страны, позиционируется как «сила России». Журналисты не склонны поднимать вопросы обнищания российской деревни, массовой алкоголизации ее населения. Целенаправленно формулируется мысль о том, что деревенские жители, несмотря на трудности, сохраняют лучшие человеческие качества: трудолюбие, терпение, оптимизм, доброту и открытость.

«На чем держится зауральская глубинка? Не на нефти и газе. И даже, по большому счету, не на жирном молоке и тучном колосе. Она держится на людях, которые этот колос выращивают, которые, несмотря на обстоятельства, не опускают руки» [6. С. 11].

«Тарасовка, Топорищево, Катково - маленькие частички Шадринского района, Зауралья и России в целом. И живут люди, как большинство россиян в сельских глубинках. Проблем много, а свет в душе не гаснет. Топают натруженными ногами по неасфальти-рованным дорогам, а жизнь не корят, видят в ней солнечные лучики» [9. С. 5].

Подспудно формируется противостояние города и деревни, но не в географическом, а в трудовом и профессиональном смысле. «Деревня» - это тоже «люди труда», а «город» ничего не выращивает и не производит. Соответственно моральные качества жителей глубинки намного выше, чем горожан:

«Я всегда гордился тем, что родился и вырос в деревне. Многократно в своей жизни убеждался в том, что отзывчивость, сопереживание, открытость и простота общения -наши основные человеческие качества - в большей степени присущи деревенским выходцам, нежели городским <...> Деревня - это корни многовекового дерева любого общества» [8. С. 3].

Советский стереотип «человека труда», получивший второе рождение в 2000-х гг., влечет за собой и другие иллюзорные представления. Например, одной из частотных можно назвать иллюзию об антигуманистическом характере любого бизнеса. На основе стереотипа «человек труда», иллюзии об антигуманистическом

характере бизнеса формируется идеал современного человека: это бессребреник, занимающийся полезным трудом, главная его цель -служить обществу.

Актуализация тех или иных иллюзий может рассматриваться и как результат целенаправленной политтехнологической работы, и как новый вектор развития морально-ценностных ориентиров общества. Например, можно предположить, что актуализация иллюзии об идеальном человеке-бессребренике очень выгодна для власть предержащих в кризисные времена. Мысль о том, что деньги - это не главное, прекрасно успокаивает электорат в периоды экономического спада. Однако социальные иллюзии, как правило, имеют под собой более вескую основу: история социума, культурная специфика, особенности менталитета. Анализ социальных иллюзий - один из способов изучения ценностных оснований общества, познания себя и окружающих.

Список литературы

1. Александр Проханов: «Путин пережил колоссальный шок» // Новый мир. 2013. 6 июля.

2. Варежка - оружие пролетариата // Обл. газ. 2012. 31 янв.

3. Гарифуллин, Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. Йошкар-Ола, 1997.

4. Ежедневный подвиг // Новый мир. 2013. 18 июня.

5. Как правильно вторить историю // Челяб. рабочий. 2013. 19 сент.

6. Люди нового разлива // Новый мир. 2013. 6 июля.

7. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] / под. ред. В. С. Стёпина // Словари и энциклопедии на Академике. иКЪ^йр:// dic.academic.ru/dic .nsf/enc_philosophy/2333.

8. Память обязывает // Новый мир. 2013. 6 июля.

9. Почему сапоги на два размера больше // Новый мир. 2013. 20 июня.

10. Фрейд, З. Эссе о психологии. М., 1996.

11. Хевеши, М. А. Социально-политические стереотипы, иллюзии, мифы и их воздействие на массы // Филос. науки. 2001. № 2.

12. Шукшина, Л. В. Генезис социально-философского осмысления проблемы социальных иллюзий // Среднерус. вестн. обществ. наук. 2009. № 2.

13. Шукшина, Л. В. Философское понятие, структура и функции социальных иллюзий // Вестн. Тамбов. ун-та. 2008. Гуманитарные науки. № 2.

14. Юнг, К. Архетип и символ. М., 1991.

References

1. Prokhanov, А. (2013) «Putin perezhil kolossal'nyy shok» [=Putin endured enormous shock], in: Novyy mir [=New world], 06 July. 2. Varezhka - oruzhie proletariata [=Mitten - the weapon of the proletariat], in: Oblastnaya gazeta [=Regional newspaper], 31 Jan. (in Russ.).

3. Garifullin, R. (1997) Illyuzionizm lichnosti kak novaya filosofsko-psikhologicheskaya kont-septsiya [=Illusionism of the personality as new philosophical and psychological concept], Yosh-kar-Ola (in Russ.).

4. "Ezhednevnyy podvig" [=Daily feat], in: Novyy mir [=New world], 18 June (in Russ.).

5. "Kak pravil'no vtorit' istoriyu" [=As it is correct to make history], in: Chelyabinskiy rabo-chiy [=Chelyabinsk worker], 19 Sep. (in Russ.).

6. "Lyudi novogo razliva" [=People of new flood], in: Novyy mir [=New world], 06 July (in Russ).

7. Novaya filosofskaya entsiklopediya [=New philosophical encyclopedia] / Network literature / pod. red. V. S. Stepina, available at: http://dic.aca-demic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2333/accessed

9.11.2014 (in Russ.)

8. "Pamyat' obyazyvaet" [=Memory obliges], in: Novyy mir [=New world], 06 Jul. (in Russ.).

9. "Pochemu sapogi na dva razmera bol'she" [=Why boots are two sizes more], in: Novyy mir [=New world], 20 Jun. (in Russ.).

10. Freyd, Z.(1996) Esse o psikhologii. Mos-kow (in Russ.).

11. Kheveshi, M. A. (2001) "Sotsial'no-politicheskie stereotipy, illyuzii, mify i ikh voz-deystvie na massy" [=Socio-political stereotypes of illusion, myths and their impact on masses], in: Filosofskie nauki [=The Philosophical sciences]. Volume 2 (in Russ.).

12. Shukshina, L. V. (2009) "Genezis sotsial'no-filosofskogo osmysleniya problemy sotsial'nykh illyuziy" [=Genesis of social and philosophical judgment of a problem of social illusions], in: Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk [=Central Russian messenger of social sciences], Volume 2 (in Russ.).

13. Shukshina, L. V. (2008) "Filosofskoe po-nyatie, struktura i funktsii sotsial'nykh illyuziy" [=Philosophical concept, structure and functions of social illusions], in: Vestnik Tambovskogo gos-udarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Tambov university] Series: Humanities. Volume 2 (in Russ).

14. Yung, K (1991) Arkhetip i simvol ^Archetype and symbol], Moskow (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.