Научная статья на тему 'Структура социальных иллюзий в журналистике'

Структура социальных иллюзий в журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
335
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / MASS-MEDIA / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ / SOCIAL ILLUSIONS / МИФ / MYTH / СТЕРЕОТИП / STEREOTYPE / СТРУКТУРА / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юсупова Альбина Муратжановна

Исследуется феномен социальных иллюзий в журналистике. Дается общее определение понятия «социальные иллюзии», а также подробно рассматривается универсальная структура социальных иллюзий на примере анализа публикаций общественно-политических СМИ Уральского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of social illusions in journalism

Article investigates a phenomenon of social illusions in journalism. The general definition of the concept “social illusions” is given, and also the universal structure of social illusions which includes an invariant kernel, world outlook, historical, estimated and verbal components is in detail considered. The kernel of social illusion is a thesis in which the idea is in summary form formulated. The myth, a stereotype or a case phenomenon can act as a kernel of social illusion. Any illusion occurring in society always has under itself historical justification, weighty for mythological thinking. It, maybe, for example, repetition of the historical events which are of great importance for the concrete people. In it the historical component of social illusions is expressed. One of the most important problems of social illusions it isn't simple to explain this or that event, but also to give the assessment to it developed, fixed so the estimated component is also the major an illusion element. The last component of social illusions verbal. In order that illusion was informed and “explained” as it is possible for bigger number of people, it has to be repeated and recognized in various texts. The universal structure of social illusions is considered on the example of the analysis of publications of political mass media of Ural federal district.

Текст научной работы на тему «Структура социальных иллюзий в журналистике»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 15 (370). Филология. Искусствоведение. Вып. 96. С. 122-126.

УДК 80

ББК (Ч)76.01

А. М. Юсупова

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Исследуется феномен социальных иллюзий в журналистике. Дается общее определение понятия «социальные иллюзии», а также подробно рассматривается универсальная структура социальных иллюзий на примере анализа публикаций общественно-политических СМИ Уральского федерального округа.

Ключевые слова: СМИ, социальные иллюзии, миф, стереотип, структура.

В стремительно развивающемся мире, для которого характерна многомерность информационных потоков, человеку нужен ориентир, который помогает ему осмысливать происходящее. Таким ориентиром становятся средства массовой информации, которые индивид выбрал в качестве достоверных и авторитетных.

Поток сообщений избранных СМИ подспудно меняет мнения и поведение человека, порождает совершенно новые формы социальных практик. И как следствие в информационном пространстве возникает совершенно иная реальность - медиареальность [7. С. 16].

По определению А. М. Шестериной, «медиареальность - это некий мир, детально прорисованная, динамичная самостоятельно развивающаяся структура на основе модели мира, которую создают СМИ» [12. С. 23]. Одним из способов формирования модели мира становится актуализация и создание социальных иллюзий.

Термин «иллюзия» на латинском языке означает обман, заблуждение. Новая философская энциклопедия определяет иллюзию как искаженное восприятие или представление действительности.

«В обыденном плане понятие "иллюзия" употребляется как синоним надежд и мечтаний (как правило, нереальных), утешающего и облегчающего жизнь самообмана или полета творческой фантазии. С философской точки зрения, стремление к иллюзорному восприятию действительности является неотъемлемой чертой человеческого сознания, ищущего в нем отдохновения от "суровой действительности", надежды или удовольствия. Так, страх смерти порождает представление о загробной жизни, надоевшая обыденность пробуждает мечты о чуде или "красивой жизни"», полет творческой

фантазии создает произведения искусства, доставляющие удовольствие [10].

Л. В. Шушкина определяет социальные иллюзии широко как «ложное осознание человеком тех или иных социальных, психологических процессов и явлений. Это феномен часто рассматривают через такие составляющие, как заблуждения, мифы, утопии, главной особенностью которых также является ложное осознание действительности» [13. С. 49].

М. А. Хевеши считает иллюзии проявлением «обманывающегося сознания». «Под иллюзиями обычно принято понимать ложные представления о действительности, часто вызванные определенными социальными установками или обусловленные особым социально-психическим состоянием масс или групп населения», - пишет исследователь [11. С. 5].

При всем многообразии научных работ, так или иначе затрагивающих значение социальных иллюзий в жизни общества, исследований, посвященных детальному изучению структуры социальных иллюзий, практически нет. Так, целенаправленную работу по изучению и описанию структуры социальных иллюзий ведет исследователь Л. В. Шукшина. Ученый полагает, что социальные иллюзии включают в себя четыре компонента: когнитивный, эмоциональный, волевой и терапевтический [14. С. 32]. Однако предложенная Л. В. Шукшиной структура социальных иллюзий - это, по сути, взгляд на них преимущественно со стороны носителя, то есть человека, который находится во власти определенной иллюзии. На основе анализа социальных иллюзий, которые тиражируются с помощью СМИ, нами предпринята попытка описать универсальную структуру социальных иллюзий. Она включает в себя: ядро, мировоззренческий, историче-

ский, оценочный и вербальный компоненты. Рассмотрим эту структуру на примере одной из наиболее популярных социальных иллюзий о вечном противостоянии России и Запада, которая постоянно актуализировалась в текстах СМИ УрФО начиная с 2012 г., а в последние месяцы, учитывая сложную политическую обстановку в мире, приобрела особое звучание.

Материалом для исследования послужили тексты трех общественно-политических изданий Уральского федерального округа: «Новый мир» Курганской области, «Челябинский рабочий» Челябинской области, «Областная газета» Свердловской области с 2012 по 2014 г. За указанный период было исследовано 516 текстов, найдено свыше 700 примеров, иллюстрирующих специфику различных социальных иллюзий, в том числе и иллюзии о противостоянии России и Запада. В силу ограниченного объема настоящей статьи, в качестве иллюстраций приведены наиболее яркие примеры, охватывающие весь период - с 2012 по 2014 г.

Поскольку социальная иллюзия - это категория мышления, идея, она нуждается в вербальном воплощении. Ядро социальной иллюзии - это некий тезис, в котором в сжатом виде сформулирована идея. Смысловое ядро социальной иллюзии инвариантно, это главный фактор ее существования. Какими бы словами, с использованием каких бы средств выразительности социальная иллюзия не была бы выражена, ее смысл, то есть ядро, остается неизменным.

В качестве ядра социальной иллюзии может выступать миф, стереотип или прецедентный феномен. Так, иллюзия о вечном противостоянии России и Запада базируется на архетипи-ческой бинарной оппозиции «мы - они» или «свои - чужие».

Оппозиция «свои - чужие» в мифологическом аспекте носит космогонический характер: это не просто противостояние космоса и хаоса, в конечном счете, это великая битва добра и зла. В мифологическом пространстве существует центр и опасная периферия. Мир, который носитель мифа, маркирует как «свой» является центром, воплощением порядка, мир «чужаков» - это хаос. Неслучайно слова «чужак» и «чужбина» в русском языке скрывают в себе негативные коннотации.

Также любая социальная иллюзия содержит мировоззренческий компонент. Это связано с тем, что стойкими, повторяющимися в разных текстах и ситуациях оказываются те иллюзии,

в которых находят отражение ценности данного общества и данной культуры. Социальная иллюзия - это всегда срез ценностных оснований социума. По тому, какие иллюзии господствуют в обществе, можно сделать безошибочный вывод относительно того, какие ценности оно исповедует.

В текстах исследуемых СМИ журналисты реанимируют советский стереотип о «загнивающем Западе». Особенно часто авторы таких материалов обращают внимание на тенденции, которые российское общество в силу своего исторического традиционализма воспринимает неоднозначно. Это, например, толерантное отношение к представителям сексуальных меньшинств, наделение их полным объемом прав и возможностей.

«Фактически сформулирована повестка дня, которая приемлема для большинства -приоритет моральных ценностей, неприятие современного Запада (с однополыми браками, огромной роли гражданского общества при ослаблении традиционных институтов, в том числе конфессий), особое внимание к теме безопасности и суверенитета страны [8. С. 5].

Очень часто звучит мысль о том, что во всех определяющих благополучие страны отраслях положение Запада крайне нестабильно. Газеты навязывают мысль о том, что экономика западных стран находится на грани непреодолимого кризиса:

«Еще в 30-е гг. прошлого века был изобретен рецепт, как в период кризиса поместить экономику под капельницу <...> Сегодня многие страны загнали себя в угол. Какие есть варианты выхода из кризиса у Америки или Европы? Можно устроить дефолт, можно снизить на 40-50 % бюджетные расходы.» [4. С. 1].

Кроме того, страны Европы, как болезнью, поражены коррупцией, там регулярно возникают конфликты на национальной почве:

«Ни одна страна Евросоюза не может похвастаться, что свободна от коррупции. Просто в одних болезнь маргинальна, в других серьезно поразила экономическую и политическую ткань, повседневный быт» [6. С. 12]

«В старой Европе проблема мигрантов и их потомков существует давно и время от времени проявляется вспышками насилия» [1. С. 7]

Следующий обязательный элемент социальных иллюзий - исторический компонент. Любая иллюзия, бытующая в обществе, всегда имеет под собой веское для мифологического мышления историческое обоснование. Это,

124

А. М. Юсупова

может быть, например, повторение исторических событий, имеющих большое значение для конкретного народа.

В случае с социальной иллюзией о вечном противостоянии России и Запада актуализируется представление об особой миссии нашей страны. Оно восходит к историческим и религиозным концепциям, сформулированным еще много веков назад, типа «Москва - третий Рим».

Вера в особую миссию России оказывается особенно актуальной в силу компенсаторной функции любой социальной иллюзии. После поражения в холодной войне и распада Советского Союза вера в мощь и величие России сильно пошатнулись. Население страны болезненно переживало и свою экономическую отсталость, и шаткое положение на международной политической арене.

Для поддержания жизнеспособности данной иллюзии активно интерпретируются в нужном ключе исторические события:

«В отличие от западноевропейских варваров, которые порабощали и уничтожали порой целые народы с их культурой в Африке, Азии и Америке, русские люди несли культуру и прогресс, делали огромные материальные затраты на развитие и приобщение к цивилизации многих народов» [9. С. 8].

Поскольку величие России исторически часто связывают с Российской империей и Советским Союзом, который фактически тоже был империей, часто используется самодержавная символика. Вот как описывает журналист образ России в своем тексте:

«Это статная женщина в длинном платье с кольчугой, на голове - древнерусский шлем, на груди - трехступенчатый крест. В правой руке она держит меч, а в левой - щит, которым прикрывает корону, скипетр и державу» [2. С. 4]

Россия предстает как женщина. Она не воительница, о чем свидетельствует платье, на которое надета кольчуга, но в случае угрозы эта хрупкая дева готова дать отпор. Именно поэтому в правой руке к у нее меч, а в левой -щит, которым она прикрывает русскую государственность, русских людей.

Даже события мирового финансового кризиса, с которым столкнулись все развитые страны в 2008 г., подаются под определенным соусом. Складывается впечатление, что Россия от него пострадала меньше остальных. Более того, последовательно проводится мысль о том, что

Россия будет сохранять стабильность и при последующих экономических катаклизмах:

«Выступая на церемонии награждения, Дмитрий Медведев заявил, что «несмотря на трудности, мы не сворачиваем с избранного пути» <...> Победили один кризис, мир стоит на пороге нового, так что работать придется всем, - отметил глава государства» [5. С. 1]

«Многие страны накрыло волной экономического, финансового, политического кризиса, - сказал Анатолий Волкович, председатель совета ветеранов. - Россия в этом бушующем океане событий остается островом стабильности» [3. С. 1]

Оценка - еще один важный элемент социальных иллюзий. Одна из важнейших задач социальных иллюзий - не просто объяснять то или иное событие, но и давать ему развернутую, фиксированную оценку. Эта оценка может быть как положительно, так и отрицательной, но она наличествует обязательно.

В исследуемом нами примере формируется однозначная оценка: Россия - оплот стабильности, духовности, спокойной силы. Запад -агрессор с сомнительными моральными устоями и кровавой историей.

Последний компонент социальных иллюзий - вербальный. Для того, чтобы иллюзия была донесена и «растолкована» как можно большему количеству людей, она должна быть повторяемой и узнаваемой в различных текстах. Так, социальная иллюзия о противостоянии России и Запада активно использует метафоры, сравнения и советские клише.

Таким образом, предпринятая нами попытка описания универсальной структуры социальных иллюзий интересна не только с точки зрения методологии научного анализа данного феномена. Особенности структуры проливают свет на «живучесть» многих иллюзорных представлений.

Список литературы

1. Zachistka - понятие не европейское // Челябинский рабочий. - 2013. - 1 авг.

2. Гулять так гулять, или Единство в глубинке // Новый мир. - 2013. - 18 июн.

3. Заткнуть «варежку» рабочей рукавицей // Областная газета. - 2012. - 14 янв.

4. Кто не утонет в «тихой гавани»? // Областная газета. - 2012. - 24 янв.

5. Назначать или избирать? // Областная газета. - 2014.- 5 янв.

6. Никто не свободен // Челябинский рабочий. - 2014. - 13 февр.

7. Пронин, Е. И. Психологические проблемы современной журналистики / Е. И. Пронин // Проблемы медиапсихологии. - М.: МГУ, 2001.

8. Против всех, кроме него // Челябинский рабочий. - 2013. - 1 авг.

9. Россия непобедима! // Челябинский рабочий. - 2014. - 24 апр.

10.Суворов, О. В. Иллюзия / О. В. Суворов // Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001. - URL: http://dic.academic.ru/dic. nsf/enc_philosophy/2333/%D0%98%D0%9B%D 0%9B%D0%AE%D0%97%D0%98%D0%AF. -Дата обращения: 12.10.2012.

11.Хевеши, М. А. Социально-политические стереотипы, иллюзии, мифы и их воздействие на массы / М. А. Хевеши // Философские науки. - 2001. - № 2. - С. 5-17.

12.Шестерина, А. М. Психология журналистики / А. М. Шестерина. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2010.

13.Шукшина, Л. В. Генезис социально-философского осмысления проблемы социальных иллюзий // Среднерусский вестник общественных наук. - 2009. - № 2. - С. 48-58.

14.Шукшина, Л. В. Философское понятие, структура и функции социальных иллюзий / Л. В. Шукшина // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2008. - № 2. - С. 296-301.

Сведения об авторе

Юсупова Альбина Муратжановна - ассистент кафедры журналистики и речевой коммуникации Магнитогорского государственного технического университета им. И. Г. Носова. yusupova88@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 15 (370). Philology. Arts. Issue 96. Pp. 122-126.

STRUCTURE OF SOCIAL ILLUSIONS IN JOURNALISM

A. M. Yusupova

Assistant to department of journalism and speech communication of Magnitogorsk state technical university of I. G. Nosov. yusupova88@yandex.ru

Article investigates a phenomenon of social illusions in journalism. The general definition of the concept "social illusions" is given, and also the universal structure of social illusions which includes an invariant kernel, world outlook, historical, estimated and verbal components is in detail considered. The kernel of social illusion is a thesis in which the idea is in summary form formulated. The myth, a stereotype or a case phenomenon can act as a kernel of social illusion. Any illusion occurring in society always has under itself historical justification, weighty for mythological thinking. It, maybe, for example, repetition of the historical events which are of great importance for the concrete people. In it the historical component of social illusions is expressed. One of the most important problems of social illusions - it isn't simple to explain this or that event, but also to give the assessment to it developed, fixed so the estimated component is also the major an illusion element. The last component of social illusions - verbal. In order that illusion was informed and "explained" as it is possible for bigger number of people, it has to be repeated and recognized in various texts. The universal structure of social illusions is considered on the example of the analysis of publications of political mass media of Ural federal district.

Keywords: Mass-media, social illusions, myth, stereotype, structure.

References

1. Zachistka - ponyatie ne evropeyskoe [Zachistka - concept not European]. Chelyabinskiy rabochiy [Chelyabinsk worker], 08.01.2013. (In Russ.).

126

A. M. Wcynoea

2. Gulyat' tak gulyat', ili Edinstvo v glubinke [To celebrate so to celebrate, or Unity in the remote place]. Novyy mir [New world], 06.18.2013. (In Russ.).

3. Zatknut' «varezhku» rabochey rukavitsey [To stop up "mitten" with a working mitten]. Oblastnaya gazeta [Regional newspaper], 01.14.2012. (In Russ.).

4. Kto ne utonet v «tikhoy gavani»? [Who won't roll in "smooth water"?]. Oblastnaya gazeta [Regional newspaper], 01.24.2012. (In Russ.).

5. Naznachat' ili izbirat'? [To appoint or choose?]. Oblastnaya gazeta [Regional newspaper], 01.05.2014. (In Russ.).

6. Nikto ne svoboden [Nobody is free]. Chelyabinskiy rabochiy [Chelyabinsk worker], 02.13.2014. (In Russ.).

7. Pronin E.I. Psikhologicheskie problemy sovremennoy zhurnalistiki [Psychological problems of modern journalism]. Problemy mediapsikhologii [Media psychology problems]. Moscow, MGU Publ., 2001. 230 p. (In Russ.).

8. Protiv vsekh, krome nego [Against all, except it]. Chelyabinskiy rabochiy [Chelyabinsk worker],

08.01.2013. (In Russ.).

9. Rossiya nepobedima! [Russia is invincible!]. Chelyabinskiy rabochiy [Chelyabinsk worker],

04.24.2014. (In Russ.).

10.Suvorov O.V. Illyuziya [Illusion]. Novaya filosofskaya entsiklopediya [New encyclopedia of philosophy]. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2333/%D0%98%D0%9B%D 0%9B%D0%AE%D0%97%D0%98%D0%AF, accessed 12.10.2012. (In Russ.).

11. Kheveshi M.A. Sotsial'no-politicheskie stereotipy, illyuzii, mify i ikh vozdeystvie na massy [Socio-political stereotypes of illusion, myths and their impact on masses]. Filosofskie nauki [The Philosophical sciences. Volume 2]. Moscow, Gumanitariy Publ., 2001. Pp. 5-17. (In Russ.).

12.Shesterina A.M. Psikhologiya zhurnalistiki [Journalism psychology]. Voroneszh, 2010. 368 p. (In Russ.).

13.Shukshina L.V. Genezis sotsial'no-filosofskogo osmysleniya problemy sotsial'nykh illyuziy [Genesis of social and philosophical judgment of a problem of social illusions]. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian messenger of social sciences], Orel, 2009, vol. 2, pp. 48-53. (In Russ.).

14.Shukshina L.V. Filosofskoe ponyatie, struktura i funktsii sotsial'nykh illyuziy [Philosophical concept, structure and functions of social illusions]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov university. Series: Humanities], Tambov, 2008, vol. 2, pp. 296-301. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.