УДК: 352.93
Лукьянова Инна Игоревна, студентка заочного обучения 1-го курса магистратуры, Курский государственный университет
e-mail: [email protected]
СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ И ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ. ПОЛИТИКА ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОК
Аннотация: в данной статье рассматривается степень влияния государственных закупок на экономику страны и отдельных регионов. Выявляются положительные стороны и направления осуществляемой политики по регулированию государственных закупок. Раскрываются основные недостатки для определения дальнейших путей работы государства в этой области.
Ключевые слова: государственные закупки, система управления государственными закупками, государство, экономика.
Lukyanova Inna Igorevna, student h/o 1st year master student, Kursk state University
e-mail: [email protected]
THE DEGREE OF INFLUENCE OF PUBLIC PROCUREMENT ON THE ECONOMY OF THE COUNTRY AND INDIVIDUAL REGIONS. POLICY TO INCREASE PURCHASING EFFICIENCY
Abstract: this article examines the degree of influence of public procurement on the economy of the country and individual regions. Identifies positive aspects and directions of policies for the regulation of public procurement.Reveals the basic deficiencies to determine future ways of working of the state in this area.
Key words: public procurement system public procurement administration, state, economy.
В настоящее время, в условиях экономического кризиса, возрастает роль государственного регулирования процесса расходования средств бюджета, которое осуществляется через систему управления размещением заказов на поставки товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных и муниципальных нужд. Основное направление данного регулирования -сокращение бюджетов всех уровней и оптимизация расходов.
Для того чтобы поддержать и стимулировать национальных производителей, для регулирования структуры региональной и отраслевой экономики необходимо увеличить объемы государственных заказов. Так же, по средствам государственных заказов, может быть осуществлено влияние на динамику цен по определенным видам продукции. С каждым годом растут
расходы бюджетов всех уровней на государственные и муниципальные закупки, их роль и место постепенно набирают свои обороты. Вследствии этого, необходимой мерой является развитие системы управления и контроля этой области деятельности.
Государство, практически во всех странах, является на рынке важнейшим закупщиком продукции (до 50 % национального бюджета). Как показывает практика и мировой опыт, осуществление закупок посредством проведения конкурсных торгов - наиболее эффективные и рациональные способ закупок для государственных нужд. Данный способ осуществления закупок способствует здоровой конкуренции среди производителей, значит, является инструментом для поддержания наиболее устойчивых и сильных предприятий, что, в конечном итоге, формирует экономику страны в целом.
Основной целью системы государственных закупок служит оптимизация затрат государства на свое содержание. Исходя из этого, можно выделить типы потребления государственных и муниципальных организаций:
- для поддержания собственной жизнедеятельности;
- для выполнения своих функций.
В бюджете Российской федерации государственные закупки играют немаловажную роль. Посредством них решаются некоторые социально-экономические проблемы, а также обеспечивает проведение научных исследований, создание и внедрение новых технологий и разработок. С каждым годом растет число заказчиков [2].
На рис. 1 представлена диаграмма, показывающая распределение цены заключенных контрактов по уровням организации заказчиков в целом по России за 2015 год [3].
Муниципальный уровень 979085.32 млн. руб
Рис.1. Распределение цены заключенных контрактов по уровням организации
заказчиков за 2015 год
Эффективность и качество исполнения государственных закупок во многом определяется способ размещения заказа. Проанализировав рис. 2 можно сделать вывод, что в целом по России за 2015 год самым востребованным видом размещения заказа является электронный аукцион. Именно таким способом было заключено более половины контрактов на государственные закупки.
7,62% Иные способы 415 414,4 млн*
21,73%
Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) 1 184 459,2 млн. руб.
1,03% Запрос котировок 56 169,6 млн. руб.
17,94%
Открытый конкурс 978 132,9 млн. руб.
51,68%
Электронный аукцион 2 816 663,2 млн. руб.
Рис. 2. Распределение цен заключенных контрактов по способам определения поставщика (размещения заказа) за 2015 год
Согласно официальным данным органов власти Курской области (управления Федерального казначейства, администрации Курской области) по состоянию на 1 апреля 2015 г. в Курском регионе осуществляют государственные закупки 3184 организации, из них:
- 150 (4,71 %) - федеральный уровень бюджета;
- 365 (11,46 %) - бюджет субъекта Российской Федерации;
- 2466 (77,45 %) - местный бюджет;
- 20 (0,63 %) - бюджет Государственного внебюджетного фонда;
- 1 - бюджет территориального Государственного внебюджетного фонда;
- 170 (5,34 %) - средства юридических лиц (бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия);
- 12 (0,38 %) - иные организации [1].
Статистика исполняемости заключенных контрактов в 2015 году представлена на рис. 3. [3]. Отставание системы государственных закупок в Курской области по сравнению с другими регионами и в целом по российским показателям наталкивает на возможность совершения правовой реформы в ускоренном порядке, а также заполнении имеющихся пробелов современными проверенными нормативными актами.
Размещенные извещения
Завершенные процедуры
Заключенные контракты
Размещенные извещения
Процедуры состоялись
Процедуры не состоялись 9 051,1 тыс
Исполняющиеся контракты
37 861,7тыс
Исполненные контракты 9 586 тыс.
Расторгнутые контракты
Рис. 3. Статистика исполняемости заключенных контрактов по Курской области за 2015 г.
К одному из отрицательных показателей, имеющих непосредственную связь с государственными закупками, относится соотношение начальной цены размещенных закупок и реальной суммы по заключенному договору. Из рис.4 мы видим, что за 2015 год начальная цена превышает фактическую сумму почти на 5000 млн. руб. [3].
-15 396
Начальная (максимальная) цена размещённых закупок, млн руб.
-10 539
Сумма договоров в размещённых сведениях об отчетности о договорах, млн руб.
Рис. 4. Общая статистика количества закупок по ценовым показателям в Курской области за 2015 год
На Комитет по экономике и развитию Курской области возложен контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. За 2014 год он провел 31 проверку -13 плановых и 18 внеплановых, рассмотрел 120 дел об административных правонарушениях. В первом квартале 2015 года в Курской области проведено 11 проверок в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По сообщению комитета по экономике и развитию в этот же период рассмотрено 23 дела об административных правонарушениях, допущенных при проведении этой работы, и в 13 случаях виновные должностные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов [4].
Однако, в ходе всего вышеизложенного, система управления государственными закупками в Российской Федерации нуждается в своем совершенствование с целью эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участников и обеспечения гласности, прозрачности размещения заказов, развития добросовестной конкуренции и предотвращения коррупции в сфере размещения заказов. Это все приобретает особую остроту в контексте политики развития высокотехнологичных отраслей национальной промышленности.
Таким образом, необходимое условие эффективного развития современной экономики является успешное функционирование системы государственных закупок.
Список литературы: 1. Борщик Н.Д., Волобуев С.Н., Подосинников Е.Ю., Пясецкая Е.Н. Эволюция систем управления городами Курского края в условиях
постсоветской социально-экономической трансформации // Экономические науки. - 2015. - № 6 (127). - С. 42-49. ISSN 2072-0858.
2. Волобуев С.Н., Подосинников Е.Ю., Пясецкая Е.Н. Политика контроля и надзора в сфере государственных и муниципальных закупок, на примере деятельности органов власти Курской области // Политика, экономика и инновации. - 2015. - № 4 (5). - С. 9.
3. Подосинников Е.Ю. Внедрение единой информационной системы в сфере закупок как элемента системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Курской области // Политика, экономика и инновации. - 2016. - № 2 (4). - С. 11.
4. Официальный сайт госзакупок [Электронный ресурс]. - URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html
5. Официальный сайт Администрации Курской области [Электронный ресурс]. - URL: http://adm.rkursk.ru.