Научная статья на тему 'Роль и место комитета по управлению имуществом Курской области в системе государственных и муниципальных закупок региона'

Роль и место комитета по управлению имуществом Курской области в системе государственных и муниципальных закупок региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные и муниципальные нужды / государственные закупки / Федеральная контрактная система / Закон № 44-ФЗ / комитет по управлению имуществом Курской области. / state and municipal needs / government procurements / Federal contract system / Law No. 44-FZ / committee on administration of Kursk region of property.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подосинников Евгений Юрьевич, Волобуев Сергей Николаевич, Власов Александр Александрович

В статье затрагиваются актуальные вопросы региональныхгосударственных закупок на современном этапе развития. Приводятсярегиональные данные по Курской области – фактологические истатистические, отражающие состояние проблемы. В статье используютсяведомственные данные комитета по управлению имуществом Курской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подосинников Евгений Юрьевич, Волобуев Сергей Николаевич, Власов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PLACE OF COMMITTEE ON ADMINISTRATION OF KURSK REGION OF PROPERTY IN SYSTEM OF THE GOVERNMENT AND MUNICIPAL PROCUREMENTS OF THE REGION

In article topical issues of regional government procurements at the present stage of development are raised. Regional data on Kursk region – the factual and statistical, reflecting a state problems are provided. In article departmental data of committee on administration of Kursk region of property are used.

Текст научной работы на тему «Роль и место комитета по управлению имуществом Курской области в системе государственных и муниципальных закупок региона»

УДК 330.322.14

Подосинников Евгений Юрьевич, кандидат политических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления Курского государственного университета, старший казначей Управления Федерального казначейства по Курской области e-mail: [email protected]

Волобуев Сергей Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления Курского государственного университета e-mail: [email protected]

Власов Александр Александрович, кандидат экономических наук, директор ООО «Курская областная торгово-консалтинговая компания» e-mail: [email protected]

РОЛЬ И МЕСТО КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК РЕГИОНА

Аннотация: в статье затрагиваются актуальные вопросы региональных государственных закупок на современном этапе развития. Приводятся региональные данные по Курской области - фактологические и статистические, отражающие состояние проблемы. В статье используются ведомственные данные комитета по управлению имуществом Курской области.

Ключевые слова: государственные и муниципальные нужды,

государственные закупки, Федеральная контрактная система, Закон № 44-ФЗ, комитет по управлению имуществом Курской области.

Podosinnikov Evgeny Yuryevich, the candidate of political sciences, the associate professor of management and public and municipal administration of Kursk state university, the senior treasurer of Management of Federal Treasury across Kursk region

e-mail: [email protected]

Volobuyev Sergey Nikolaevich, сandidate of economic sciences, associate professor of management and public and municipal administration of Kursk state university,

e-mail: [email protected]

Vlasov Alexander Aleksandrovich, сandidate of economic sciences, the director of JSC Kursk Regional Trade and Consulting Company e-mail: [email protected]

ROLE AND PLACE OF COMMITTEE ON ADMINISTRATION OF KURSK REGION OF PROPERTY IN SYSTEM OF THE GOVERNMENT AND MUNICIPAL PROCUREMENTS OF THE REGION

1

Summary: in article topical issues of regional government procurements at the present stage of development are raised. Regional data on Kursk region - the factual and statistical, reflecting a state problems are provided. In article departmental data of committee on administration of Kursk region of property are used.

Keywords: state and municipal needs, government procurements, Federal contract system, Law No. 44-FZ, committee on administration of Kursk region of property.

В целях реализации на территории Курской области Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1], вступившего в силу 1 января 2014 года, комитетом по управлению имуществом Курской области подготовлены нормативноправовые акты Курской области:

- Закон Курской области от 26.05.2014 г. № 28-ЗКО «Об установлении полномочий единственного подрядчика (исполнителя) работ (услуг) по эксплуатации и содержанию нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, находящихся в государственной собственности Курской области, осуществляемых государственными унитарными предприятиями Курской области»;

- постановление Администрации Курской области от 30.12.2013 г. № 1054-па «О мерах по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- постановление Администрации Курской области от 13.03.2014 г. № 134-па «О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 30.12.2013 г. № 1054-па;

- постановление Администрации Курской области от 28.02.2014 № 113-па «О порядке взаимодействия комитета по управлению имуществом Курской области и заказчиков Курской области по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Курской области»;

- постановление Администрации Курской области от 17 июля 2014 г. № 429-па «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения нужд Курской области»;

- постановление Администрации Курской области от 17.07.2014 № 430па «Об определении уполномоченного органа по осуществлению мониторинга закупок для обеспечения нужд Курской области» [2].

Постановлением Администрации Курской области от 30.12.2013 г. № 1054-па «О мерах по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» комитет по управлению имуществом Курской области (далее-комитет) определен органом исполнительной власти области, уполномоченным на осуществление полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для

2

заказчиков путем проведения конкурса или аукциона при начальной (максимальной) цене контракта свыше 500 тыс. рублей, за исключением заказов в сфере дорожного хозяйства, в сфере безопасности дорожного движения и в сфере капитального строительства и органом исполнительной власти области по регулированию контрактной системы в сфере закупок [8].

Комитетом по управлению имуществом Курской области:

- принято решение от 31.03.20014 г. № 01-19/608 «Об утверждении формы заявки государственного заказчика на осуществление процедуры по определению поставщика (подрядчика, исполнителя)»;

- подготовлено помещение, приобретено и установлено оборудование для проведения закупок путем запроса предложений, запроса котировок, проведения конкурсов;

- налажено электронное взаимодействие с заказчиками области по вопросам закупок товаров, работ, услуг;

- в целях оказания методической помощи в адрес исполнительных органов власти области и муниципальных районов направлены 82 информации об изменениях в законодательной базе в области закупок, в том числе посредством использования электронных способов (по электронной почте);

- проведена работа по рассылке в муниципальные районы и органы управления Курской области актуальной информации по проведению закупок, составлению документации для закупок, в том числе составлению контрактов, ведению планов-графиков закупок;

- постоянно осуществляются устные консультации заказчиков, в том числе муниципальных, а также письменные ответы на обращения заказчиков по вопросам закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд [5].

Комитетом по управлению имуществом Курской области с участием специалистов департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, электронной торговой площадки РТС-тендер и преподавателей Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации 28.03.2014 г. проведен семинар-конференция на тему «Актуальные вопросы применения законодательства о размещении заказов. Инновации в контрактной системе» с должностными лицами органов государственной власти, руководителями областных учреждений.

Проведена работа по подбору и систематизации информации, касающейся реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1], в сети «Интернет». Собранная информация размещена на сайте комитета по управлению имуществом Курской области, что позволило упростить поиск интересующей информации по указанному закону. На сайте комитета размещено 46 документов.

В 2014 году работники комитета и структурных подразделений Администрации области и муниципальных образований Курской области

3

проходили обучение на базе Курской Академии государственной и муниципальной службы по курсу управления государственными и муниципальными заказами в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [8].

Работники комитета и структурных подразделений Администрации Курской области 28 мая 2014 года приняли участие в семинаре, проводимом Минэкономразвития Российской Федерации на базе Форума контрактных отношений (г. Москва).

Постановлением Администрации Курской области от 17.07.2014 г. № 430-па «Об определении уполномоченного органа по осуществлению мониторинга закупок для обеспечения нужд Курской области» комитет по управлению имуществом Курской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Курской области по осуществлению мониторинга закупок для обеспечения нужд Курской области [7].

Комитетом проведена работа по организации ежеквартального мониторинга закупок, осуществляемых за счет бюджетных средств, что позволяет устранить недостатки периодичности статистического наблюдения по субъектам Российской Федерации 2 раза в год, по муниципальным образованиям 1 раз в год, что не в полной мере позволяет отслеживать равномерность проведения закупок в период утвержденного бюджета, оперативно вносить необходимые коррективы. При этом используется форма 1 контракт, применяемая в статистике, Комитетом по управлению имуществом Курской области по результатам мониторинга закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Курской области проведен анализ закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых за счет бюджетных средств за 12 месяцев 2014 года на основании сведений, представленных органами исполнительной власти области и муниципальными районами.

По результатам проводимого мониторинга можно сделать вывод, что наибольшую эффективность для экономии бюджетных средств составляют закупки, осуществляемые на конкурентной основе [4].

Управлением государственного заказа комитета по управлению имуществом Курской области в 2014 году от государственных заказчиков принято 2461 заявок, из них: 1746 заявки согласованы на общую заявленную сумму 9502,34 млн. руб., по 715 заявкам торги отменены. Проведено 1640 торгов на общую сумму 6823,9 млн. руб.

Государственный заказ Курской области при начальной цене в 4269 млн. руб. размещен на общую сумму 4004,5 млн. руб.; экономия бюджетных ассигнований составила 264,5 млн. рублей или 6,2 % [7].

Анализ закупок, проведенных структурными подразделениям Администрации Курской области (с учетом подведомственных учреждений), в 2014 году, показал следующее.

Общее количество процедур определения поставщиков (подрядчиков,

4

исполнителей) проведенных за период с 1 января по 31 декабря 2014 года структурными подразделениями Администрации Курской области - 42 553, из них:

- открытых конкурсов - 18 шт., что составляет - 0,04 %;

- конкурсов с ограниченным участием - 31 шт., что составляет - 0,07 %;

- электронных аукционов - 6 146 шт., что составляет - 14,44 %;

- запрос котировок - 2 323 шт., что составляет - 5,46 %;

- запрос предложений - 39 шт., что составляет - 0,09 %;

- без проведения конкурентных способов определения поставщика - 8 149 шт., что составляет - 19,15 %;

- закупки малого объема 25 847 шт., что составляет - 60,74 % [9]. Начальная максимальная цена контрактов по проведенным конкурентными способами определения поставщиков - 8 631 759,20 тыс. руб.

Общая сумма всех контрактов заключенных по проведенным конкурентными способами определения поставщиков составляет 8 054 891,07 тыс. рублей.

Общая сумма экономии при всех конкурентных способах закупок для обеспечения нужд Курской области за период с 1 января по 31 декабря 2014 года составила 576 868,13 тыс. рублей.

В относительном выражении экономия по результатам состоявшихся процедур закупок составила 6,68 % [10].

Наиболее эффективным по показателю экономии был способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных аукционов, она составляет 473 473,13 тыс. рублей или 82,08 % от суммарной экономии по всем способам определения поставщика.

Сумма контрактов, заключенных после проведенных структурными подразделениями Администрации Курской области процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом контрактов, заключенных с единственным поставщиком за период с 1 января по 31 декабря 2014 года составляет 9 559 511,87 тыс. руб., из них:

- сумма контрактов по открытым конкурсам - 148 361,00 тыс. руб., что составляет - 1,55 %;

- сумма контрактов по конкурсам с ограниченным участием - 33 112,00 тыс. руб., что составляет - 0,35 %;

- сумма контрактов по электронным аукционам - 7 590 411,67 тыс. руб., что составляет - 79,4 %;

- сумма контрактов по запросу котировок - 275 956,40 тыс. руб., что составляет - 2,89 %;

- сумма контрактов по запросу предложений - 7 050,00 тыс. руб., что составляет - 0,07%;

- сумма контрактов, заключенных без проведения конкурентных способов определения поставщика - 1 003 755,03 тыс. руб., что составляет -10,50 %;

- сумма контрактов по закупкам малого объема - 500 865,77 тыс. руб., что составляет - 5,24 % [10].

5

По количеству проведенных процедур определения поставщика неконкурентным способом (у единственного поставщика) составляет 79,89% от общего количества процедур, но по сумме заключенных контрактов закупки у единственного поставщика составляют всего 15,74% от общей суммы заключенных контрактов.

Структурными подразделениями Администрации Курской области для субъектов малого предпринимательства проведено 2 297 торгов.

При начальной максимальной цене размещенного заказа 1 442 687,56 тыс. руб., что составляет 16,71 % от начальной максимальной цены размещенных торгов, заключено контрактов на сумму 1 256 008,59 тыс. руб.

Экономия по проведенным торгам у субъектов малого предпринимательства составляет - 186 678,97 тыс. руб. или 12,94 % от начальной максимальной цены [10].

Анализ закупок, проведенных муниципальными образованиями Курской области в 2014 году показал следующее.

Общее количество процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенных за период с 1 января по 31 декабря 2014 года муниципальными образованиями Курской области, составляет 34 976, из них:

- открытых конкурсов - 25 шт., что составляет - 0,07%;

- конкурсов с ограниченным участием -58 шт., что составляет - 0,17 %;

- электронных аукционов - 1 951 шт., что составляет - 5,58%;

- запрос котировок - 548 шт., что составляет - 1,57%;

- запрос предложений - 87 шт., что составляет - 0,25 %;

- без проведения конкурентных способов определения поставщика -6 958 шт., что составляет - 19,89 %;

- закупки малого объема 25 349 шт., что составляет - 72,48 %.

Общая сумма всех контрактов заключенных по проведенным муниципальными образованиями конкурентным способам определения поставщиков составляет 3 019 979,89 тыс. рублей.

Общая сумма экономии при всех конкурентных способах закупки составила 924 635,51 тыс. рублей.

В относительном выражении экономия по результатам состоявшихся процедур закупок составила 23,44 %.

Наиболее эффективным по показателю экономии был способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных аукционов, она составляет 864 376,60 тыс. рублей или 93,48% от суммарной экономии по всем способам определения поставщика [6].

Сумма контрактов, заключенных после проведенных муниципальными образованиями Курской области процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом заключенных контрактов с единственным поставщиком за период с 1 января по 31 декабря 2014 года составляет 4 469 818,11 тыс. руб., из них:

- сумма контрактов по открытым конкурсам - 308 706,1 тыс. руб., что составляет - 6,91%;

- сумма контрактов по конкурсам с ограниченным участием -

6

25 711,3 тыс. руб., что составляет - 0,58 %;

- сумма контрактов по электронным аукционам - 2 635 746,60 тыс. руб., что составляет - 58,97 %;

- сумма контрактов по запросу котировок - 42 037,07 тыс. руб., что составляет - 0,94 %;

- сумма контрактов по запросу предложений - 7 778,82 тыс. руб., что составляет - 0,17%;

- сумма контрактов, заключенных без проведения конкурентных способов определения поставщика - 784 617,53 тыс. руб., что составляет -17,55%;

- сумма контрактов по закупкам малого объема - 665 220,69 тыс. руб., что составляет - 14,88 % [10].

По количеству проведенных процедур определения поставщика неконкурентным способом (у единственного поставщика) составляет 92,37 % от общего количества процедур, но по сумме заключенных контрактов закупки у единственного поставщика составляют всего 32,44 % от общей суммы заключенных контрактов.

Муниципальными образованиями Курской области для субъектов малого предпринимательства проведено 2 669 торгов.

При начальной максимальной цене размещенного заказа 1 315 031,31 тыс. руб., что составляет 33,34 % от начальной максимальной цены размещенных торгов, заключено контрактов на сумму 968 873,62 тыс. руб.

Экономия по проведенным торгам для субъектов малого предпринимательства составляет - 346 270,92 тыс. руб. или 26,33 %, от начальной максимальной цены.

Комитетом по управлению имуществом Курской области также проведен анализ закупок по эффективности бюджетных расходов при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Курской области за 1 полугодие 2014 года по данным анкеты «Национальный рейтинг прозрачности закупок 2014», в настоящее время проводится анализ за II полугодие 2014 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в целях экономии бюджетных средств рекомендовать заказчикам шире использовать при проведении закупок за счет бюджетных средств конкурентные способы проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, необходимо продолжить формирование нормативно-правовой базы по реализации на территории Курской области Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» после принятия необходимых нормативных правовых актов по вопросам закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд на федеральном уровне.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ в рамках проекта №14-12-46006

7

Список литературы:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, №14, ст. 1652.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября

2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных

заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» // Собрание законодательства РФ, 09.12.2013, №49 (часть VII), ст. 6427.

3. Подосинников Е.Ю., Власов А.А. Совершенствование процедур и методов государственного управления инструментами организации информационных потоков в сфере управления общественными финансами (учебно-методическое пособие) / Курск: Изд. Персона - Принт, 2014. - 110 с. ISBN 978-5-9916-9148-7.

4. Подосинников Е.Ю., Железняков С.С. Внедрение и развитие

элементов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Курской области (монография)/ Курск: Изд-во Юго-Западный государственный

университет, 2014. - 107 с. ISBN 978-5-9905749-8-4.

5. Подосинников Е.Ю. Особенности управления размещением заказов для муниципальных нужд Курской области как важнейшего элемента государственного регулирования расходования бюджетных средств / Орел: Изд-во Среднерусский вестник общественных наук, 2014. - №6 (36). - с. 69-74. ISSN 2071-2367.

6. Подосинников Е.Ю., Борщик Н.Д., Волобуев С.Н., Пясецкая Е.Н. Эволюция систем управления городами Курского края в условиях постсоветской социально-экономической трансформации / Экономические науки. Научно-информационный журнал, 2015. № 6 (127). С. 42-49. ISSN 20720858.

7. http://www.consultant.ru - справочно-правовая система Консультант Плюс.

8. http://adm.rkursk.ru - официальный сайт Администрации Курской области.

9. http://www.roskazna.ru - официальный сайт Федерального казначейства РФ.

10. http://www.imkursk.ru - официальный сайт комитета по управлению имуществом Курской области.

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.