ПЕДАГОГИКА
Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 19. С. 7-14. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 19. P. 7-14.
Научная статья УДК 378.1
doi: 10.24412/2712-827Х-2024-19-7-14
steam-проектирование в формировании исследовательской компетенции обучающихся в вузе
Людмила Александровна Кузнецова1, Оксана Григорьевна Лысак2, Ирина Николаевна Слободская
' Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орёл, Россия 3 Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия, [email protected]
Аннотация. Важнейшей педагогической проблемой профессионального образования выступает формирование у студентов исследовательской компетенции. Рассматриваемая идея сущности университетского образования в контексте его фундаментальности и реализации исследовательского потенциала, дает возможность соединения возможностей в логической цепочке: университет - наука - исследование -проект - STEAM-проектирование. Методологическими основами рассмотрения заявленной педагогической проблемы выступает компетентностный, проектный и технологический подходы. Важность исследовательской компетенции для студентов заключается, с одной стороны, в ее возможностях для формирования компетентного, современного, ищущего, самобытного специалиста, а, с другой стороны, привязанностью университетского образования в своих сущностных основах к исследованию, фундаментальным основам наук, образования. Актуальность исследовательской составляющей профессиональной компетентности подтверждает акценты восполнения профессиональных дефицитов в России и введения в стране Десятилетия науки и технологий. Автором дается дефиниция понятия исследовательской компетенции, ее структура, особенности формирования в образовательной организации профессионального образования, пути и технологии формирования в образовательном процессе (в учебном процессе, через элективные курсы, организацией проектирования, сетевизации, проектированием по заказ работодателя) и профессиональной сфере деятельности. Среди путей формирования исследовательской компетенции студентов наиболее продуктивным определяется STEAM-проектирование, описывается образовательная практика его организации в ходе конкурса проектов, этапного его разворачивания и завершающей диагностики удовлетворенности ею (в сравнительном срезе взглядов студентов классического университета и курсантов ведомственного вуза). Сделан вывод о возможности использования средств студий исторического танца в формировании социокультурной адаптированности студентов университета. Проведенное теоретическое исследование и последующая экспериментальная верификация с диагностическим срезом позволили установить положительное влияние STEAM-проектирования на формирование исследовательской компетенции студентов классического университета и ведомственного вуза.
Ключевые слова: проектирование, STEAM-проектирование, исследовательская компетенция, университетское образование.
Для цитирования: Кузнецова Л. А., Лысак О. Г., Слободская И. Н. STEAM-проектирование в формировании исследовательской компетенции обучающихся в вузе // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 19. С. 7-14. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-19-7-14
Original article
steam projecting in the formation of research competence of students in higher education institution
12 3
Ludmila A. Kuznetsova , Oksana G. Lysak , Irina N. Slobodskaya
1,2 Orel State University named after I. S. Turgenev, Orel, Russia
3 Vologda Institute of Law and Economies, Vologda, Vologda, Russia, [email protected]
© Кузнецова Л. А., Лысак О.Г., Слободская И. Н., 2024
Abstract. The most important pedagogical problem of professional education is the formation of students' research competence. The considered idea of the essence of university education in the context of its fundamentally and realisation of research potential, gives an opportunity to connect opportunities in a logical chain: university - science - research - project - STEAM-projecting. The methodological basis for the consideration of the stated pedagogical problem is the competence, project and technological approaches. The importance of research competence for students lies, on the one hand, in its potential for the formation of a competent, modern, searching, original specialist, and, on the other hand, in the attachment of university education in its essentials to research, fundamental bases of sciences, education, and the development of a knowledge base. The relevance of the research component of professional competence confirms the emphasis on filling professional deficits in Russia and the introduction of the Decade of Science and Technology in the country. The author defines the concept of research competence, its structure, peculiarities of its formation in the educational organisation of professional education, ways and technologies of its formation in the educational process (in the educational process, through elective courses, by the organisation of design, networking, design according to the employer's order) and professional sphere of activity. STEAM-projecting is defined as the most productive way to form students' research competence; the educational practice of its organisation during the project competition, its stage-by-stage unfolding and final diagnostics of satisfaction with it (in a comparative cross-section of views of students of a classical university and cadets of a departmental higher education institution) is described. It is concluded that it is possible to use the means of historical dance studios in the formation of sociocultural adaptability of university students. The conducted theoretical research and subsequent experimental verification with a diagnostic cross-section allowed us to establish the positive impact of STEAM design on the formation of research competence of students of a classical university and a departmental university.
Keywords: design, STEAM-projecting, research competence, university education.
For citation: Kuznetsova L. A., Lysak O. G., Slobodskaya I. N. STEAM-projecting in the formation of research competence of students in higher education. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;19:7-14. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-19-7-14
Введение
Провозглашение Десятилетия науки и технологий в РФ (№ 231 от 25 апреля 2021 г.) ориентирует отечественную науку на привлечение талантливой молодежи, содействие и включение ее в исследования социальных и образовательных проблем, доступность сведений о научных свершениях и возможностях для студенчества, понимании их роли и объема участия в решении исследовательских задач (пролонгированных, ситуативных, перспективных и т. п.). Исследовательская функция изначально понималась сущностной характеристикой университета, возникшего как Домен Культуры и Науки.
В чистом виде исследовательской (научной) можно назвать Гумбольдтовскую модель университета, существовавшую в германских университетах XIX в. Современные университеты в структуре системы высшего образования мало отличаются от профильных вузов, реализуя образовательные программы на основе ФГОС ВО, унифицировавших содержание и фундаментальной и профессиональной подготовки будущих специалистов.
Современный университет в своем большинстве сталкивается с необходимостью формирования исследовательских навыков (для решения вопросов курсового проектирования, исследовательских задач на практиках, написания рефератов, аналитических и сравнительных обзоров и, конечно, написания квалификационных работ). Заявленные наборы универсальных учебных действий обучающихся общеобразовательных организаций не всегда оказываются сформированными на должном уровне.
Современный работодатель также изменяет свои требования к потенциальным работникам, усиливая их креативный, поисковый, исследовательский окрас, так как востребованными становятся ищущие, способные к аналитико-синтетическим процедурам, критичные и адаптивные специалисты, устремленные к усовершенствованию и поиску лучших практик решения насущных профессиональных задач. Востребованные и университетом, и потенциальным работодателем исследовательских компетенций студентов делает их наличие необходимой базой формирования профессиональных и универсальных компетенций в университетском образовании.
Основная часть
Важность и непреходящая значимость сформированности исследовательских компетенций у будущих педагогов детерминируется скоростью изменений в профессионально-педагогической сфере, веерностью инновационного вектора преобразований образовательных практик, непрекращающейся положительной динамикой профессиограммы педагога в ее акмеологическом векторе [Фетисов 2022: 90],
что актуализирует способность и готовность педагога к исследованию проблем, поиску вариантов их решения, актуализации и аргументации выбора подобного обоснования решения.
Вместе с тем, значимость исследовательских навыков и уровень их сформированности актуализируется при понимании необходимости внедрения научных разработок в практику, проведения исследования в ходе педагогического эксперимента, научно- исследовательской компетентности видения, анализа, определения исследовательской сути задания, веера предположений и определения приоритета в решении, определения достоверности верификации, доказательности и аргументированности своего предложения для использования в образовательной практике. Значимой характеристикой в изучении проблем сущности и особенностей организации исследовательских компетенций выступает их базирование на исследовании (как его результат и процесс).
Методологическими основами рассмотрения педагогической проблемы формирования исследовательской компетенции студентов в проектной деятельности средствами STEAM-проектирования выступает компетентностный, проектный и технологический подходы. Компетентностный подход характеризует формирование исследовательской компетенции обучающихся как процесс получения результатов учебных действий при изучении дисциплин учебного плана, элективов и факультативов, практик, воспитательной и научно-исследовательской деятельности студентов (НИРС).
Нами актуализируется STEAM-проектирование как эффективный путь формирования исследовательской компетенции в проектной деятельности, близкой по структуре организации друг с другом, что усиливает их суммарный потенциал и утверждает в правильности выбора проектной методологии как основы исследования. STEAM-проектирование рассмотрено как образовательная технология в университете, соответствующая требованиям технологичности (В. А. Сластенин), и организованное этапно, концептуально, воспроизводимо на практике, диагностично в оценке результата и гарантированно в получении эффективного продукта, что верифицирует и технологический методологический подход как основу исследуемой проблемы.
Анализ аспектов исследовательской деятельности (В. И. Андреев, А. С. Обухов) позволяет провести ее структурирование (В. Н. Борздун, А. В. Леонтович, В. И. Слободчиков, Н. А. Федотова) [Андреев 2015; Развитие исследовательской деятельности учащихся 2015; Исследовательская деятельность учащихся 2007]) и выделение определенных этапов ее организации [Шашкина 2006; Фетисов и Пешкова 2023]. Способность и готовность педагога к исследовательской деятельности в профессионально-педагогической сфере позволяет говорить об исследовательских компетенциях и этапах их целенаправленного формирования в профессионально- педагогическом образовании [Алдошина 2020; Голуб 2013; Ясвин 2019].
Компетентностная методология современного профессионального образования детерминирует рассмотрение учебных результатов студентов через совокупность компетенций, формирование которых привязано к конкретным дисциплинам учебного плана в соответствии с логикой освоения профессиональной образовательной программы. Важность исследовательской деятельности, способность и готовность педагогом продуктивно совершать учебные и, впоследствии, профессиональные «действия в исследовательской деятельности Х. Сальменто рассматривает, как один из главных элементов научного мышления» [Ежова 2023: 116].
Актуальными ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование предписано, что выпускники должны уметь осуществлять поиск, анализ и синтез информации (УК-1), обладать навыками в разработке и реализации проектных работ (УК-2). Рассматривая исследовательскую компетенцию частью профессиональной компетентности или интегративной личностной чертой деятельности (М. Д. Гочияева, Т. Ф. Орехова, В. А. Сластёнин, В. Д. Шадриков и др.), в совокупности включающей разные характеристики личности, некоторыми исследователями подчеркивается важность ценностно-смысловой компоненты для формирования в будущем у воспитанников мировоззренческих личностных структур. Например, Л. А. Черняева указывает, что знаниевая основа исследовательской компетенции должна носить ценностный, личностно-осмысленный характер [Черняева 2013: 14].
Содержание исследовательских компетенций педагога составляют готовность видеть и способность профессионально решать педагогические ситуации в многоаспектном представлении анализа ее развития, решения и прогнозирования; постановку и актуализацию задач; планирование хода исследования, выбора оптимальных средств его достижения;
поиска, анализа и интерпретации информации и полученных результатов; верификации данных; формулировки исследовательских выводов. Важной характеристикой исследовательских компетенций педагога выступает развитие критичности и инициативы поиска, самостоятельности творческой деятельности, расширение кругозора и зоны внимания, контекста проблемного поля, выработанный исследовательский навык.
Исследователями отмечается интеграционная тенденция как перспектива развития отечественного профессионального образования. Существующий в традиционной дидактике принцип межпредметной связи и связи теории с практикой модифицируется на фоне цифровой трансформации образования и кластерной организации контента в междисциплинарный вектор исследовательских потенций дисциплин вокруг проблем (близких, востребованных в определенной сфере, парадоксальных, развивающихся равными темпами и т. п).
Современное понимание междисциплинарности выводит новый терминологический уровень его смысловой трансформации - трансдисциплинарности. «Трансдисциплинарность как наиболее современное проявление интегративных тенденций в науке характеризует исследования, выходящие за пределы конкретных дисциплин, характеризующиеся «переносом когнитивных схем из одной дисциплинарной области в другую, разработкой и осуществлением совместных проектов исследования» [Князева 2011: 28].
«Концептуальной основой трансдисциплинарного образования должны выступать три принципа, три «столпа трансдисциплинарности», выделенные еще Б. Николеску. Первый предполагает рассмотрение научной или учебной проблемы с точки зрения смежных и несмежных наук и научных направлений. Второй, именуемый «логикой включенного среднего», ориентирует обучающихся на поиск общих точек соприкосновения при совместном изучении трансдисциплинарных объектов. Третий (важнейший) столп трансдисциплинарности состоит в формировании особой трансдисциплинарной этики, признающей и уважающей культурное разнообразие» [Калинин 2022: 6].
Междисциплинарность в университетском профессионально-педагогическом образовании достигается разнообразными путями: актуализацией связей преподавателем и междисциплинарными связями соединимых и нелогично соединимых дисциплин, тем, разделов, аспектов, контекстов и т. п.; наличием комплекса дисциплин выбора, факультативов в учебном планы (которые могут опосредованно воздействовать на формирование компетентности специалиста заданного профиля; междисциплинарными исследовательскими работами и проектами (учебными, грантовыми, конкурсными, научно-исследовательскими, социальными и т. п.); развитием сетевых образовательных программ; курсовыми и дипломными проектами, выполняемыми под заказ работодателя, решение конкретного проекта в рамках разворачивания целевой региональной программы и т. п.).
В университетском образовании широкое распространение получает проектная деятельность. Проектные компетенции носят исследовательский характер, если реализуются на базе незнакомого или мало изученного материала. Именно эта особенность проектной деятельности эффективно используется для ее применения в формировании исследовательской компетенции студентов. Конкретной формой использования идеи междисциплинарности в профессиональном образовании «выступает зародившееся в Юго-Восточной Азии и широко распространившееся в ряде стран (Австралия, Великобритания, Израиль, Канада, Китай, Сингапур, США и др.) - STEAM-образование (science - наука, technology - технология, engineering - инжиниринг, arts - искусства, mathematics -математика). Распространению данной технологии способствует глобализация, изменение социального заказа на уровень подготовленности инженеров в эпоху развития информационно-коммуникационных средств и усиление экологических и иных техногенных рисков, которые обосновывают необходимость не предметной подготовленности специалиста, а обязательный уровень некой междисциплинарной, универсальной метапредметной компетентности. Психофизиологической основой качества подобного подхода заявлено объединение работы обоих полушарий головного мозга, логического и интуитивного в структуре личности» [Анисимова 2018: 322].
В рамках традиционно проводимого в Орловском государственном университете имени И. С. Тургенева конкурса магистерских проектов «Педагог57» для подготовки высококвалифицированного педагога объявляется обязательным условием при разработке проектов междисциплинарность продукта, его STEAM - проектирование и презентация, а также учет региональной специфики. Студентка факультета технологии. предпринимательства и сервиса ОГУ имени И. С. Тургенева Надежда З. разработала проект «Этнокукла», который вписала в реализацию стратпроекта «Орёл - литературная столица».
Этот стартпроект явился одним из нескольких отчетных мероприятий команды вузов-получателей базовой части гранта в отчете о реализации программ развития в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Предлагаемый проект ОГУ им. И. С. Тургенева информационного пространства для Государственного мемориального и природного музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» подразумевал разработку ряда мобильных приложений для туристических пространств [Кретова 2022: 32]. Приложение содержит маршрут-квест по территории усадьбы с элементами финансового просветительства, пул маршрутов с аудиокнигами И. С. Тургенева, тематический календарь проводимых на территории музея-заповедника событий и развлечений, сканер QR-кодов и интерактивную карту Спасского-Лутовиново. З. Надеждой был предложен комплекс мастер-классов ^ТЕАМ-проектов) по изготовлению традиционных этнокукол Орловского края (обрядовых, игровых и кукол - оберегов, составление и сезонные трансформации «Кукольного календаря» и «Кукольной азбуки»). Мастер-классы адресованы разновозрастным участникам, ориентированы на организацию детского досуга, когда родители становятся участниками экскурсионных программ, квестов, просветительских челленджей и т. п., а дети занимаются по «кукольной» программе. Итоговый проект нужно было не только задумать - оформить - аргументировать - реализовать - продвинуть в реальном или виртуальном пространстве [Носков 2023: 32]. Интересно, что данный проект без ограничений вплетается в комплекс дел мобильного приложения Спасское-Лутовиново и, в перспективе, может быть использован для построения информационного пространства на любой территории.
После подведения внутривузовского и межвузовского этапов конкурса «Педагог57» данный проект вызвал интерес курсантов ведомственных вузов. По условиям организации итогового тура участникам-номинантам вузовского этапа нужно было предложить нелогичные сочетания сотрудничества и спроектировать их для дальнейшего использования в ранее оговоренных условиях. Курсанты дополнили проект «Этнокукла» системой мобильной безопасности, организацией службы безопасной системы пожаротушения с использованием всего каскада водоемов музея-усадьбы и разработанным алгоритмом оказания первой медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации (пожара, пурги, отказа телефонной и систем мобильной связи и т. п.).
Организованное подобным образом междисциплинарное проектирование ^ТЕАМ-проектирование) вызвало интерес не только совместного творчества, но и исследования литературоведческой, туристско-краеведческой, предпринимательской, исторической, технологической, психолого-педагогической, художественно-оформительской, юридической и т. п. составляющих проектной деятельности студентов и курсантов.
Значимой чертой данного примера является его адаптивность к разным условиям последующего использования. STEAM-технологии активно используются в рамках систем корпоративного образования, в деятельности фаблабов, кванториумов, тематических каникулярн ых смен и организации досуговой деятельности детей и подростков по месту жительства [Аldoshina, Artamonova 2021: 3009]. Эффективность данной технологии опосредуется соединением не только когнитивного потенциала разных научных областей, но и суммированием возможностей проектной, симуляционной, предпринимательской, организаторской, аналитической деятельности, интуиции и креативности.
Организаторами было проведено исследование удовлетворенности 42 студентов и курсантов, участвующих в STEAM-проектировании. Исследование удовлетворенности обучающихся использованием образовательной технологии STEAM-проектировании осуществлялось дистанционно посредством Google-формы, в два этапа.
Первый этап эксперимента выявлял индивидуальную удовлетворенность каждого на основе Шкалы Ликерта: 1 - полностью согласен, 2 - согласен, 3 - затрудняюсь, 4 - не согласен, 5 - полностью не согласен.
Второй этап итоговой диагностики эффективности STEAM-технологии с последующей интерпретацией полученных данных был проведен с привлечением коллегии экспертов (ведущих специалистов в области педагогического проектирования, практиков, преподавателей вузов). Вторая часть исследования включала дистанционное обсуждение позиций: стимулирования профессионального интереса, организации с учетом особенностей какого-то профессионального действия, потенциала для решения проблемы, распределенности времени, совмещения частного, группового и итогового проектирования, рискогенности, возможности контролирования, диагностичности этапной организации проектной деятельности.
В итоге проведенной диагностической процедуры были получены следующие результаты: самыми высокими (по шкале повторяемости результата) положительными чертами STEAM-проектирования для формирования исследовательской компетенции называется студентами и курсантами алгоритмическая и диагностическая структура (93 %), командная работа (58 %), возможность усилить положительный эффект продукта (40,2 %) разными способами.
К отрицательным характеристикам студенты и курсанты отнести недостаток профессионального с одногруппниками (40,2 %) и с преподавателями (58 %), а также превалирование словесных методов образования - около 98 %. Значимых различий в ответах студентов классического университета и ведомственного вуза выявлено не было.
Заключение
Среди путей формирования исследовательской компетенции студентов университета (учебный процесс, элективные курсы, организация проектирования в научных, грантовых, конкурсных сессиях, сетевые образовательные программы, проектирование по заказ работодателя) наиболее продуктивным выступает STEAM-проектирование Рассматриваемая идея сущности университетского образования в контексте его фундаментальности и реализации исследовательского потенциала, дает возможность соединения этих возможностей в логической цепочке: университет - наука - исследование - проект -STEAM-проектирование.
Важность исследовательской компетенции для студентов заключается, с одной стороны, в ее потенциале формирования компетентного, современного, ищущего, самобытного специалиста, а, с другой стороны, в привязанности университетского образования в своих сущностных основах к исследованию, фундаментальным основам наук, образованию. Актуальность исследовательской составляющей профессиональной компетентности подтверждает акценты восполнения профессиональных дефицитов в России и введения в стране Десятилетия науки и технологий.
Среди путей формирования исследовательской компетенции студентов наиболее продуктивным определяется STEAM-проектирование, описывается образовательная практика его организации в ходе конкурса проектов, этапного его разворачивания и завершающей диагностики удовлетворенности ею (в сравнительном срезе взглядов студентов классического университета и курсантов ведомственного вуза).
Проведенное теоретическое исследование и последующая экспериментальная верификация с диагностическим срезом позволили установить положительное влияние STEAM-проектирования на формирование исследовательской компетенции студентов классического университета и ведомственного вуза.
Список литературы
1. Алдошина М. И. Формирование профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 79-87. DOI: 10.15293/1813-4718.2001.08
2. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань : Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.
3. Анисимова Т. И., Шатунова О. В., Сабирова Ф. М. STEAM-образование как инновационная технология для Индустрии 4.0 // Научный диалог. 2018. № 11. С. 322-332. DOI: 10.24224/2227-1295-201811-322-332.
4. Голуб Г. Б., Фишман И. С., Фишман Л. И. Общие компетенции выпускников высшей школы: что стандарт требует от вуза // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 156-173.
5. Ежова Т. В., Санжаровская К. Ю. Сущность и содержание понятие «исследовательская компетенция будущего учителя» // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-2. С.116-119.
6. Заграничная Н. А., Маркелова Н. В. Основы проектной и исследовательской деятельности. Ч. 1 : учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2012. 56 с.
7. Исследовательская деятельность учащихся : Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А. С. Обухова. Т. 2: Практика организации. М. : Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. 495 с.
8. Калинин С. И., Панкратова Л. В. О реализации трансдисциплинарного подхода в подготовке будущих учителей математики // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 9. С. 11-42. DOI: 10.17853/19945639-2022-9-11-42
9. Князева Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10. С. 193-201. vestnik-10-112-2011_3.indd (elibrary.ru)
10. Кретова Л. Н., Рябова И. И. Онлайн-ресурсы как вспомогательный инструмент формирования иноязычной аудитивной компетенции // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 28-35. DOI 10.24412/2712-827X-2022-12-28-35. EDN HVFNTM.
11. Носков Н. Г., Крузе Б. А., Филипович В. В. Формирование инженерного образовательного пространства в школе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 13. С. 32-41. DOI 10.24412/2712-827X-2023-13-32-41. EDN REIBYG.
12. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М. : Национальный книжный центр, 2015. 280 с
13. Фетисов А. С., Пешкова И. А. Здоровьесбережение в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности старшеклассников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 353-356.
14. Фетисов А. С. Психолого-педагогические классы как элемент системы непрерывного профессионально-педагогического образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 89-95. DOI 10.24412/2712-827X-2022-12-89-95. EDN PSQMSJ.
15. Черняева Л. А. Подходы к решению проблемы формирования исследовательской компетенции в педагогической науке и практике // Сибирский учитель. 2013. № 6 (91). С. 12-15.
16. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода : монография. Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2006. 240 с.
17. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. 448 с.
18. Aldoshina M. Additional Professional Education in a Region as an Indicator of its Quality / M. Aldoshina, S. Artamonova// Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow: SHS Web of Conferences,2021. С. 3009.
References
1. Aldoshina M. I. Formirovanie professional'nykh tsennostey studentov v sovremennom universitetskom obrazovanii [Formation of professional values of students in modern university education]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2020, no. 1, pp. 79-87. DOI: 10.15293/18134718.2001.08 (In Russ.).
2. Andreev V. I. Pedagogika. Uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy. A course of study for creative self-development]. Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy, 2003, 608 p. (In Russ.).
3. Anisimova T. I., Shatunova O. V., Sabirova F. M. STEAM-obrazovanie kak innovatsionnaya tekhnologiya dlya Industrii 4.0 [STEAM education as an innovative technology for Industry 4.0] Nauchnyy dialog [Scientific dialogue]. 2018, no. 11, pp. 322-332. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-11-322-332 (In Russ.).
4. Golub G. B., Fishman I. S., Fishman L. I. Obshchie kompetentsii vypusknikov vysshey shkoly: chto standart trebuet ot vuza [General competencies of higher education graduates: what the standard requires from the university]. Voprosy obrazovaniya [Educational issues]. 2013, no. 1, pp. 156-173. (In Russ.).
5. Ezhova T. V., Sanzharovskaya K. Yu Sushchnost' i soderzhanie ponyatie «issledovatel'skaya kompetentsiya budushchego uchitelya» [The essence and content of the concept "research competence of the future teacher"]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2023, no. 80-2, pp. 116-119. (In Russ.).
6. Zagranichnaya N. A., Markelova N. V. Osnovy proektnoy i issledovatel'skoy deyatel'nosti [Fundamentals of design and research activities]. Part 1, Moscow, INFRA-M, 2012, 56 p. (In Russ.).
7. Issledovatel'skaya deyatel'nost' uchashchikhsya [Research activities of students]. Nauchno-metodicheskiy sbornik v dvukh tomakh [Scientific and methodological collection in two volumes]. Ed. by A. S. Obukhova, vol. 2, Moscow, Obshcherossiyskoe obshchestvennoe dvizhenie tvorcheskikh pedagogov «Issledovatel'», 2007, 495 p. (In Russ.).
8. Kalinin S. I., Pankratova L. V. O realizatsii transdistsiplinarnogo podkhoda v podgotovke budushchikh uchiteley matematiki [On the implementation of a transdisciplinary approach in the training of future mathematics teachers]. Obrazovanie i nauka [Education and Science]. 2022, vol. 24, no. 9, pp. 11-42. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-9-11-42(In Russ.).
9. Knyazeva E. N. Transdistsiplinarnye strategii issledovaniy [Transdisciplinary research strategies]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University]. 2011, no. 10, pp. 193-201. vestnik-10-112-2011_3.indd (elibrary.ru) (In Russ.).
10. Kretova L. N., Ryabova I. I. Onlayn-resursy kak vspomogatel'nyy instrument formirovaniya inoyazychnoy auditivnoy kompetentsii [Online resources as an auxiliary tool for developing foreign language auditing competence]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya [Humanitarian studies. Pedagogy and psychology]. 2022, no. 12, pp. 28-35. DOI 10.24412/2712-827X-2022-12-28-35. EDN HVFNTM (In Russ.).
11. Noskov N. G., Kruze B. A., Filipovich V. V. Formirovanie inzhenernogo obrazovatel'nogo prostranstva v shkole [Formation of engineering educational space in school]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya [Humanitarian studies. Pedagogy and psychology]. 2023, no. 13, pp. 32-41. DOI 10.24412/2712-827X-2023-13-32-41. EDN REIBYG (In Russ.).
12. Razvitie issledovatel'skoy deyatel'nosti uchashchikhsya [Development of students' research activities]. Moscow, Natsional'nyy knizhnyy tsentr, 2015, 280 p. (In Russ.).
13. Fetisov A. S., Peshkova I. A. Zdorov'esberezhenie v ramkakh realizatsii proektno-issledovatel'skoy deyatel'nosti starsheklassnikov vo vneurochnoy deyatel'nosti [Health preservation in the framework of the implementation of project-research activities of senior pupils in extracurricular activities]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2023, no. 79-1, pp. 353-356. (In Russ.).
14. Fetisov A. S. Psikhologo-pedagogicheskie klassy kak element sistemy nepreryvnogo professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical classes as an element of the system of continuous professional and pedagogical education]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya [Humanitarian studies. Pedagogy and psychology]. 2022, no. 12, pp. 89-95. DOI 10.24412/2712-827X-2022-12-89-95. EDN PSQMSJ (In Russ.).
15. Chernyaeva L. A. Podkhody k resheniyu problemy formirovaniya issledovatel'skoy kompetentsii v pedagogicheskoy nauke i praktike [Approaches to solving the problem of developing research competence in pedagogical science and practice]. Sibirskiy uchitel' [Siberian teacher]. 2013, no. 6 (91), pp. 12-15. (In Russ.).
16. Shashkina M. B., Bagachuk A. V. Formirovanie issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyakh realizatsii kompetentnostnogo podkhoda [Formation of research activities of students of a pedagogical university in the context of implementation of a competence-based approach]. Krasnoyarsk, KGPU im. V. P. Astafeva, 2006, 240 p. (In Russ.).
17. Yasvin V. A. Shkol'naya sreda kak predmet izmereniya: ekspertiza, proektirovanie, upravlenie [School environment as a subject of measurement: expertise, design, management]. Moscow, Narodnoe obrazovanie, 2019, 448 p. (In Russ.).
18. Aldoshina M. Additional Professional Education in a Region as an Indicator of its Quality / M. Aldoshina, S. Artamonova// Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow: SHS Web of Conferences,2021. С. 3009.
Информация об авторах Л. А. Кузнецова — кандидат педагогических наук, доцент Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева;
0. Г. Лысак - кандидат педагогических наук, доцент Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева;
И. Н. Слободская - кандидат физико-математических наук Вологодский институт права и экономики ФСИН России.
Information about the authors L. A. Kuznetsova - Ph. D. (Education), Associate Professor Оге1 State University named after I. S. Turgenev; O. G. Lysak - Ph. D. (Physics and Mathematics), Associate Professor Orеl State University named after I. S. Turgenev;
1. N. Slobodskaya - Ph. D. (Physics and Mathematics), Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary
Service of Russia.
Статья поступила в редакцию 29.02.2024; одобрена после рецензирования 26.03.2024; принята к публикации 25.08.2024.
The article was submitted to the editorial office on 29.02.2024; approved after review on 26.03.2024; accepted for publication on 25.08.2024.