Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель начальных классов / проектная деятельность / профессиональные компетенции / primary school teacher / project activities / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фарафонова Ирина Владимировна

Актуальной проблемой современного профессионально-педагогического образования рассматривается проблема формирования проектных компетенций у студентов педагогических профилей образовательных программ в университете. Проектная деятельность в методологии компетентностного и личностно-деятельностного подходов современного образования рассматривается как образовательная основа различных видов деятельности обучающихся. Автором актуализируется включение в подготовку студентов будущих учителей начальных классов теоретических и практических вопросов организации проектной деятельности младших школьников на основе специальной методики формирования проектных компетенций, осуществляемой в образовательном процессе этапно в совокупности содержательного, организационного и оценочного компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фарафонова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The actual problem of modern professional and pedagogical education is the problem of the formation of project competencies among students of pedagogical profiles of educational programs at the university. Project activity in the methodology of competence-based and personal-activity approaches of modern education is considered as an educational basis for various types of students' activities. The author actualizes the inclusion in the training of students future primary school teachers of theoretical and practical issues of organizing project activities of younger students on the basis of a special methodology for the formation of project competencies, carried out in the educational process stage by stage in the aggregate of content, organizational and evaluative components.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

курсе. Вместе с тем у курсантов экспериментального взвода, которые по морфологическим характеристикам обуславливают потенциал к занятиям боевыми искусствами (в том числе и рукопашной подготовкой), достоверное увеличение показателей отмечается уже на втором году использования личностно-ориентированного подхода к занятиям.

Потенциал последующих исследований направлен на доказательства эффективности личностно-ориентированной педагогической технологии рукопашной подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России в периодах предшествующих фундаментальной подготовки с учетом исследованных авторами экспериментальных показателей.

Литература:

1. Маряшин, Ю.Е. Современное каратэ. Концептуальные вопросы: монография / Ю.Е. Маряшин. - М.: ACT, 2002.- 186 с.

2. Микрюков, В.Ю. Каратэ-до. Техника, тактика, стратегия, сущность, педагогические принципы и методика обучения: монография / В.Ю. Микрюков. - М.: Астрель, 2009. - 428 с.

3. Сидлецкий, A.B. Тактическое разнообразие на основе индивидуальных психофизиологических характеристик в учебно-воспитательном процессе каратэ-до и дзю-до / A.B. Сидлецкий, C.B. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология : научный журнал. -2018. - В. 58,- Ч. 1. - С. 243-246

4. Прокопенко, В.В. Индивидуализация физической подготовки курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России: дис. ... канд. пед. наук / В.В. Прокопенко. - СПб., 2007. -219 с.

5. Светличный, Е.Г. Совершенствование организации профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД России / Е.Г. Светличный, О.С. Панова, Е.А. Хенцинский, В.В. Хорольский, A.A. Белецкий // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2022. - Выпуск 2 (204). - С. 362-367

6. Светличный, Е.Г. Использование 3D программ-конструкторов в профессиональной подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов / Е.Г. Светличный, М.М. Хамгоков, С.П. Чобитько // Проблемы современного педагогического образования. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 2. - С. 296-299

7. Сырников, А.Ю. Повышение эффективности обучения курсантов приемам рукопашного боя на основе индивидуализации учебного процесса: дис. ... канд. пед. наук/А.Ю. Сырников. - Челябинск, 2001. - 157 с.

8. Сышко, Д.В. Личностно-ориентированные системы и технологии профессиональной рукопашной подготовки курсантов высшей школы полиции / Д.В. Сышко, C.B. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. -2022. - В.74. -Ч.1.-С. 257-260.

9. Токарчук, P.E. Эффективные тесты для специальной подготовки сотрудников ОВД, позволяющие проверять знания, а не способность угадывать правильный ответ / P.E. Токарчук // Сборник научных статей «Актуальные проблемы теории и практики специальной подготовки в ОВД». - Москва. - 2021. - С. 285-291

10. Усков, C.B. Рукопашная подготовка (частная педагогическая технология преподавания учебной дисциплины для ВУЗов МВД России): научно-практическое пособие / C.B. Усков. - Симферополь: ДИАИПИ, 2017. - 96 с.

11. Усков, C.B. Теоретико-методические основы оптимизации занятий по единоборствам в образовательных организациях высшего образования: монография / C.B. Усков. - Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2021. - 240 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук Фарафонова Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орёл)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. Актуальной проблемой современного профессионально-педагогического образования рассматривается проблема формирования проектных компетенций у студентов педагогических профилей образовательных программ в университете. Проектная деятельность в методологии компетентностного и личностно-деятельностного подходов современного образования рассматривается как образовательная основа различных видов деятельности обучающихся. Автором актуализируется включение в подготовку студентов - будущих учителей начальных классов теоретических и практических вопросов организации проектной деятельности младших школьников на основе специальной методики формирования проектных компетенций, осуществляемой в образовательном процессе этапно в совокупности содержательного, организационного и оценочного компонентов.

Ключевые слова: учитель начальных классов, проектная деятельность, профессиональные компетенции.

Annotation. The actual problem of modern professional and pedagogical education is the problem of the formation of project competencies among students of pedagogical profiles of educational programs at the university. Project activity in the methodology of competence-based and personal-activity approaches of modern education is considered as an educational basis for various types of students' activities. The author actualizes the inclusion in the training of students - future primary school teachers of theoretical and practical issues of organizing project activities of younger students on the basis of a special methodology for the formation of project competencies, carried out in the educational process stage by stage in the aggregate of content, organizational and evaluative components.

Key words: primary school teacher, project activities, professional competencies.

Введение. Компетентностная методология современного профессионально - педагогического образования выступает акселератором развития компетенций разного вида, как вида результативности образовательных программ и персонификации [3, С. 19], формируемых у студентов будущих профессиональных действий.

Изложение основного материала статьи. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) содержит требования к результатам освоения образовательной программы [4], среди которых заложено получение младшими школьниками первичных навыков проектирования. Для формирования этих навыков у обучающихся по профилям Педагогического образования (М.И. Алдошина, А.А. Вербицкий, Н.В. Горбунова, Ю.И. Лебедева, И.В. Фарафонова, А.С. Фетисов, Т.Ш. Шихнабиева и др.) в частности, программам подготовки учителя начальных классов, обосновывается необходимость обладания соответствующими компетенциями [2, С. 96], связанными с формированием у младших школьников первоначальных навыков проектирования. Проектная деятельность младших школьников имеет свою специфику, резко отличающую её от проектной деятельности вообще. Элементы проектирования в

системе школьного образования появились в виде метода проектов, который имеет давнюю историю. Первые попытки внедрения элементов проектирования в массовую школу в начале двадцатого века имели негативные последствия. Среди причин отрицательного результата можно назвать и недостаточный уровень подготовки учителей к реализации данной педагогической технологии. Переосмысление негативного опыта позволило включить основы проектирования и организации деятельности, связанной с ним, в подготовку будущих учителей, реализующих ФГОС НОО. Специфика профессиональных компетенций педагога начальной школы заключается в:

- охвате большого количества учебных предметов, преподаваемых в начальной школе одним учителем, в результате в подготовку должны быть включены теоретические вопросы и методика нескольких учебных предметов начального общего образования филологического, математического и естественнонаучного циклов;

- многофункциональности владения педагогом компетенциями в области образования, воспитания и развития младших школьников, умения взаимодействовать с различными институтами, привития обучающимся национальных традиций и ценностей [1,С.46];

- учете характерных особенностей обучающихся данного возраста, оказывающих влияние на образовательный процесс, т.е. особенностей психики и мышления младших школьников.

Отметим, что возрастающие требования и запросы государства к уровню подготовки будущих учителей начальных классов связаны с быстротечностью изменений, происходящих в них. В результате процесс подготовки будущих учителей начальной школык осуществлению свой профессиональной деятельности по организации проектной деятельности младших школьников приобретает стихийный характер. И как следствие этого, лишь незначительное количество выпускников направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование обладают необходимыми профессиональными компетенциями на момент окончания обучения в вузе.

Таким образом, подготовка будущих учителей начальных классов к организации проектной деятельности младших школьников должна носить специальный, обязательный характер. Для достижения обозначенной цели необходимо создать специальные педагогические условия, позволяющие разрешить выявленную проблему в полном объёме в рамках подготовки будущих учителей начальных классов на этапе профессиональной подготовки в вузе.

Специально организованная подготовка подразумевает методику обучения. Как утверждает Т.Ш. Шихнабиева [5, С. 46], «весьма долго методика обучения отождествлялось с простым использованием технических средств обучения, лишь к 1970 г. установилось более определенное понимание сути методики обучения. Было признано, что механическое введение в учебный процесс технических средств может лишь его "осовременить", но необходима при этом и строгая теоретическая база для модернизации процесса обучения». В своём научном исследовании она даёт следующее определение понятия: «Понятие «методика» в педагогической деятельности можно понимать как синтез теоретического, прикладного и процессуального. Поэтому методика как «педагогическая технология», трактуется нами как единство теоретических положений в некоторой области (в частности педагогике или методике), прикладных положений в этой же области и, наконец, их реализация во времени и пространстве» [5].

Методика подготовки будущего учителя начальных классов включает сочетание нескольких компонентов: содержательного, организационного и оценочного компонентов.

Содержательный аспект методики подготовки представим в виде двух частей: теоретической и практической. Все изучаемые студентами направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль - Начальное образование дисциплины разбиты на три блока. К первому блоку относятся дисциплины предметной подготовки, т.е. это теоретические основы учебных предметов начальной школы. Второй блок охватывает методические аспекты преподаваемых предметов начального общего образования. В третий включены дисциплины по выбору, рассматривающие различные аспекты организации проектной деятельности младших школьников в разных предметных областях. Также эта часть, изучаемых студентами дисциплин основной образовательной программы содержит теоретические основы проектированияи технологии организации проектной деятельности младших школьников. Практическая часть предполагает знакомство будущего учителя со способами реализации теоретических основ и технологий проектирования в своей профессиональной деятельности. Это происходит при участии студентов в деловых играх в рамках практических занятий по различным дисциплинам, а также в процессе ведения научно-исследовательской работы (курсовые проекты, учебные лаборатории, выпускная квалификационная работа) и в процессе прохождения педагогических практик. Прохождение студентом производственной (педагогической) практики предполагает, прежде всего, применение полученных на занятиях в вузе знаний в профессиональной деятельности, в том числе и в процессе формирования навыков проектирования у младших школьников. Очень важным в этот период является подтверждение студентам того факта, что одной из эффективнейших технологий развития познавательной деятельности младших школьников выступает проектная деятельность, реализуемая в учебном процессе на уроках и во внеурочное время. А также осознания недостаточного уровня подготовки к реализации этой технологии в профессиональной деятельности, как следствие, повышение мотивации будущих педагогов к ликвидации недостающих знаний [6]. Всё это демонстрирует тесную связь и постоянное взаимодействие теоретической и практической частей подготовки будущих специалистов.

Остановимся более подробно на дисциплинах по выбору, которые, на наш взгляд, наиболее полно формируют необходимые профессиональные компетенции будущих учителей начальной школы к обучению учащихся основам проектирования. В рамках нашего исследования была организована специальная подготовка студентов - бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева. В процесс специальной подготовки была включена дисциплина по выбору -«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников». На изучение дисциплины отводится 2 зачетные единицы (72 часа). Она включает 5 модулей.

Модуль 1. История и хронология развития проектных технологий в мировой и отечественной педагогике.

Модуль 2. Проектная деятельность младших школьников как психолого-педагогическая проблема.

Модуль 3. Организационные возможности проектной деятельности в учебном процессе начальной школы.

Модуль 4. Последовательность работы над учебным проектом в начальной школе. Решение проектных задач.

Модуль 5. Особенности организации проектной деятельности в различных предметных областях.

Результатом изучения дисциплины по выбору «Организация проектной деятельности младших школьников» является презентация студентом учебного проекта, в своей квазипрофессиональной (A.A. Вербицкий) в ходе профессиональной практики.

Одним из последних в институте педагогики и психологии «Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева» студенты разрабатывали проект «Орёл - место рождения гениев». Это проект направлен на историко-патриотическое воспитание молодёжи на региональных этнокультурных традициях нашего народа и формирование нравственных ценностей и идеалов, а также развитие познавательного интереса к истории родного края. Процесс создания и

проведения этого проекта предполагает прохождение студентами нескольких этапов. Первый этап - исполнительский. На этом этапе студенты должны участвовать в роли непосредственных исполнителей проектов.

Первая часть проекта посвящена знаменитым литераторам Орловской области, в частности, Андрееву Леониду Николаевичу, Благининой Елене Александровне, Бунину Ивану Алексеевичу, Блынскому Дмитрию Ивановичу, Лескову Николаю Семеновичу, Пришвину Михаилу Михайловичу, Тургеневу Ивану Сергеевичу, Тютчеву Федору Ивановичу, Фету Афанасию Афанасьевичу.

Вторая часть проекта иллюстрирует вклад Орловского региона в развитие научного и искусствоведческого потенциала страны и повествует о деятелях науки, культуры и искусства. В частности, Бабухине Александре Ивановиче, Ермолове Алексее Петровиче, Калинникове Василии Сергеевиче, Конраде Николае Иосифовиче, Курнакове Андрее Ильиче, Позднееве Дмитрии Матвеевиче, Садовском Прове Михайловиче, Федотовой Гликерии Николаевне, Хитрово Владимире Николаевиче, Хохлове Рэме Викторовиче и Штернберге Павле Карловиче.

При разработке учебных проектов студентами четко алгоритмизируется этапность их познавательной и проектной деятельности. Этап «мозговой штурм» осуществляется при изучении студентами дисциплины «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников». Этап поиска информации осуществляется студентами самостоятельно. Продуктом проекта является коллективное портфолио, составленное о знаменитых представителях Орловской области. Этап презентации проводится в соответствии с планом учебно-воспитательной работы института педагогики и психологии.

Зачастую, студенты, обучающиеся в вузах в Орловской области, плохо осведомлены о знаменитых земляков, которых взрастила Орловщина. Проект даёт уникальную возможность восполнить этот пробел и в общем развитии студентов, повышая их общекультурный и интеллектуального уровни.

Отметим, что в процессе выполнения проекта студенты отрабатывают навыки участия в проектной деятельности в разных ролях: и как исполнители, и как организаторы. Таким образом, разработка и проведение этого проекта позволяет сформировать необходимые профессиональные компетенции будущих педагогов.

Процесс специальной подготовки будущих учителей начальных классов не ограничивается только содержательным компонентом. В него входит и организационный, который включает в себя методы, формы и средства обучения. Среди методов, отвечающих за реализацию деятельностного подхода в обучении, главную роль отдают продуктивным методам, поскольку именно они повышают активность школьников при изучении учебных предметов. К ним отнесём: метод проектов, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский. Однако, несмотря на более пассивную роль обучающихся при их использовании, традиционные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) также доказали своё право на существование и применение.

В процессе подготовки будущих педагогов начальной школы нельзя исключить использование традиционных форм, таких как лекция, практическое занятие, самостоятельная работа. Однако, современные требования внесли свои коррективы и в этот компонент подготовки. И в процессе подготовки была апробирована ещё одна форма - вебинары. Определяющим при выборе методов можно считать сложность и неоднозначность трактовок рассматриваемых понятий учебного материала. Эти же факторы и определяют роль преподавателя в процессе организации занятий.

Отметим, что в процессе формирования когнитивного компонента готовности к организации этого деятельности младших школьников, использовались в большей степени коллективная и групповая формы обучения, а другие компоненты (мотивационный, деятельностный и рефлексивный) формировались в процессе индивидуальной работы. Таким образом, оптимальное сочетание различных форм организации обучения даёт более эффективный уровень сформированности изучаемого вида готовности будущих педагогов начального звена к организации проектирования младшими школьниками.

Также разнообразие средств обучения помогает сформировать необходимые профессиональные умения будущих учителей начального звена.

Как и в любом процессе важен не сам процесс, а его результат. Итогом специальной подготовки будущих учителей начального звена является формирование профессиональных компетенций области организации и оценки проектной деятельности младших школьников.

Апробация представленной методики проходилана базе института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». Студенты были вовлечены в образовательный процесс по формирования профессиональных компетенций по организации проектной деятельности младших школьников на разных уровнях своего обучения. Однако, это обстоятельство не помешало им повысить уровень своих знаний и умений в рамках рассматриваемой проблемы. Опросы выпускников и работодателей позволяют сделать вывод об успешности предложенной методики. Её эффективность также была доказана с помощью методов математической статистики (критерий Вилкоксона).

Полученные в ходе экспериментальной работыданные позволяют утверждать, что процесс подготовки в соответствии с представленной методикой даёт студентам дополнительные возможности в реализации своих профессиональных навыков. И это достигается за счёт постепенного освоения студентами различных способов достижения высокого уровня сформированности профессиональных компетенций будущих учителей начального звена к организации проектирования проектной деятельности младших школьников. Представим их:

- изменение мотивированности студентов при включении младших школьников в творческие проекты математического содержания;

- ознакомление обучающихся с теоретическими основами проектирования;

- проигрывание студентами реальных ситуаций по включениюмладших школьников в проектнуюдеятельность;

- создание и апробация в практике работы школы проектных заданий различных типов сложности для младших школьников;

- активное применение проектных технологий в профессиональную деятельность при теоретическом обучении и на практике.

Выводы. Таким образом, положительные результаты проведённого исследования позволяют считать, что осуществление представленной методики через изучение специальных дисциплин обеспечивает получение планируемых результатов по формированию профессиональных компетенций к организации проектной деятельности младших школьников, а статистическая обработка результатов эксперимента показало явное преимущество предложенной методики. Однако, не все компоненты профессиональных компетенций были сформированы полностью, поэтому продолжим её дальнейшее совершенствование рассмотренной методики.

Литература:

1. Алдошина, М.И. Университетское образование как гарант национальной безопасности в полицентричном мире / М.И. Алдошина // Образование и общество. - 2017. - №4 (105). - С. 46-49

2. Горбунова, Н.В. Создание инновационной образовательной среды педагогического вуза как одно из условий обеспечения высокого качества профессиональной подготовки будущих педагогов / Н.В. Горбунова, А.С. Фетисов // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№75-2. - С. 96-99

3. Фетисов, А.С. Алгоритм-сторож как механизм снижения рисков при персонализации образования / А.С. Фетисов // Образование и общество. -2023. -№2 (139). - С. 19-22

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. № 286 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. mon.gov.ru. (дата обращения: 25.05.2023)

5. Шихнабиева, Т.Ш. Использование технологий компьютерного обучения для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/Т.Ш. Шихнабиева.-М.: 1999. - 166 с.

6. Aldoshina, М. Additional Professional Education in a Region as an Indicator of its Quality / M. Aldoshina, S. Artamonova 11 Bducation and City: Education and Quality of riving in the City. The Third Annual International Symposium. - Moscow. -2021.-3009 p.

Педагогика

УДК 372

кандидат педагогических наук, доцент Фардзинова Мадина Дзибусовна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Диалог» (г. Владикавказ); кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Моуравова Марина Лазаревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский биотехнологический университет (РОСБИОГЕХ) (г. Москва)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЭПОХ (НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ТАЙМУРАЗА ХАДЖЕТЫ «БОГ» И СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

«МНЕ ОСТАЛАСЬ ОДНА ЗАБАВА...»)

Аннотация. Данная работа посвящена творчеству двух известных авторов, которые жили в разное время, однако несмотря на это, тематика их произведений во многом перекликается. На примере двух стихотворений «Бог» Таймураза Хаджеты и «Мне осталась одна забава...» Сергея Гсенина авторы проводят сравнительный анализ и описывают формы и приемы, которые могут быть использованы преподавателем в сравнительно-сопоставительном аспекте на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: сравнительно-сопоставительный анализ произведений, методический аспект изучения стихотворений на уроках русского языка и литературы в старшей школе, текстовая деятельность на уроках русского языка и литературы в школе.

Annotation. This paper is devoted to the work of two famous authors who lived in different times, but despite this, the themes of their works are largely echoed. On the example of two poems "God" by Taimuraz Hajety and "I have only one amusement left..." by Sergei Esenin, the authors make a comparison between the poems of Taimuraz Hajety and Sergei Esenin. The authors conduct a comparative analysis and describe the forms and techniques that can be used by teachers in the comparative aspect of Russian language and literature lessons.

Key words: comparative analysis of works, methodical aspect of studying poems at the lessons of Russian language and literature in high school, textual activity at the lessons of Russian language and literature at school.

Введение. На современном этапе обучения в школе основной образовательной целью является формирование у обучающихся речевой компетенции. Обществу необходимы люди, владеющие словом, способные вести дискуссию, творчески включаться в процессы межличностной коммуникации.

В связи с этим преподавателю в процессе методической работы необходимо решить следующие задачи: научить учащихся воспринимать художественный текст, анализировать его и на основе этих наблюдений создавать собственные связные высказывания. [12].

Изложение основного материала статьи. Вопросы речевого развития обучающихся не раз становились предметом изучения в области лингвистики текста и методики обучения: Г.С. Антонова, Л.Г. Антонова, Е.В. Архипова, М.Т. Баранов, Т.Г. Бирюкова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина, Т.К. Донская, А.П. Еремеева, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, Е.И. Никитина, С.И. Львова, Е.И. Пассов, Л.А.Ходякова и мн. др.

В своих трудах вышеуказанные авторы описывают оптимальные методы и приемы формирования речевой компетенции у обучающихся. Большинство исследователей сходятся в том, что именно работа над текстом (текстовая деятельность) на уроках должна стать эффективным средством речевого развития школьников.

В данном аспекте нас интересует язык художественных произведений, так как именно он может стать действенный проводником, позволяющим помочь вдумчивому читателю проникнуть в мир автора, рассказать о нем такие вещи, о которых он сам и не догадывается. [9].

Отражая мир человека и его культуру, язык выполняет еще одну неоценимую функцию: хранит культуру и передает ее из поколения в поколение.

В любой культуре выделяются универсальные и индивидуальные, доминантные и дополнительные смыслы, находящие отражение в языке, например, в каждой культуре порицается жадность, трусость, предательство, скупость и т.д. Вместе с тем, для каждой культуры присущи параметры, которые будут «своеобразными ее координатами. Такие параметры будут считаться исходными ценностными признаками». Для подтверждения данной мысли обратимся к поэтическим текстам двух известных поэтов: Сергея Есенина «Мне осталась одна забава...» и Таймураза Хаджеты «Бог».

Как мы знаем, стихотворение произведение - это сплав мига и вечности и обучающиеся должны разглядеть и осмыслить весь мир поэта.

Однако при чтении и анализе стихотворных текстов, у обучающихся могут возникать определенные трудности. Как правило, ученики либо не откликаются на проблему и ситуацию стихотворения, либо подменяют их своим жизненным опытом, который пока скуден и не так хорошо развит и осмыслен ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.