Научная статья на тему 'СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ ПРОРЕКТОРАКАК СУБЪЕКТА ИЗМЕНЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА'

СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ ПРОРЕКТОРАКАК СУБЪЕКТА ИЗМЕНЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОРЕКТОР / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюрина Юлия Александровна

Статья представляет собой результат научной рефлексии на изменения в сфере высшего образования, направленные на построение единой системы воспитания студенческой молодежи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях и социальной солидарности российского общества. Несмотря на многочисленность научных публикаций и дискурса, направляемых активной деятельностью органов государственной власти и вузовского сообщества, не сложилось системного понимания профессиональных компетенций и личностных характеристик основных участников и инициаторов этих изменений на уровне высших учебных заведений. Речь идет прежде всего о статусно-ролевых позициях проректоров по молодежной политике и воспитательной деятельности в происходящих изменениях, а также определении совокупности их личностных качеств и компетенций для эффективного выполнения своих функций в сфере высшего образования. Исследование базируется на деятельностно-активистском подходе, предоставляющем теоретико-методологический инструментарий в рассмотрении специфики и содержания деятельности акторов, как элементов механизма изменений. Полученные в ходе исследования результаты представляют интерес для оптимизации социально-профессиональной деятельности проректоров по молодежной политике и воспитательной работе в организациях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND ROLE POSITIONS OF THE VICE-RECTOR AS A SUBJECT OF CHANGES IN THE YOUTH POLICY ANDEDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

This article refl changes in the fi of higher education aimed at creating a unifi system of education of students based on traditional spiritual and moral values and social solidarity of the Russian society. Despite the large number of scientifi publications and discourse directed by the active activities of public authorities and the university community, there has not been a systematic understanding of professional competencies and personal characteristics of the main participants and initiators of these changes at the level of higher education institutions. It is primarily about the status and role positions of vice-rectors for youth policy and educational activities in the ongoing changes, as well as determining the totality of their personal qualities and competencies for the effective performance of their functions in the higher education. The research is based on the activity-activist approach, which provides theoretical and methodological tools in considering the specifi and content of the activities of actors as the elements of mechanism of change. The results obtained in the course of the study are of interest for optimizing the socio-professional activities of vice-rectors for the youth policy and educational work in the higher education organizations.

Текст научной работы на тему «СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ ПРОРЕКТОРАКАК СУБЪЕКТА ИЗМЕНЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА»

СОЦИОЛОГИЯ

Научная статья УДК 316.4

^1:10.22394/1818-4049-2023-103-2-51-65

Статусно-ролевые позиции проректора как субъекта изменений в молодежной политике и воспитательной деятельности вуза

Юлия Александровна Тюрина

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург, Россия jultur2005@yandex.ru

Аннотация. Статья представляет собой результат научной рефлексии на изменения в сфере высшего образования, направленные на построение единой системы воспитания студенческой молодежи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях и социальной солидарности российского общества. Несмотря на многочисленность научных публикаций и дискурса, направляемых активной деятельностью органов государственной власти и вузовского сообщества, не сложилось системного понимания профессиональных компетенций и личностных характеристик основных участников и инициаторов этих изменений на уровне высших учебных заведений. Речь идет прежде всего о статусно-ролевых позициях проректоров по молодежной политике и воспитательной деятельности в происходящих изменениях, а также определении совокупности их личностных качеств и компетенций для эффективного выполнения своих функций в сфере высшего образования. Исследование базируется на деятельностно-активистском подходе, предоставляющем теоретико-методологический инструментарий в рассмотрении специфики и содержания деятельности акторов, как элементов механизма изменений. Полученные в ходе исследования результаты представляют интерес для оптимизации социально-профессиональной деятельности проректоров по молодежной политике и воспитательной работе в организациях высшего образования

Ключевые слова: система воспитания, воспитательной процесс, высшее образование, студенческая молодежь, проректор, субъект деятельности, ценности, знания, умения, навыки

Благодарность: исследование выполнено в рамках инициативной НИР СЗИУ РАН-ХиГС при Президенте РФ, номер в системе ЕГИСУ НИОКТР 122112800087-2

Для цитирования: Тюрина Ю. А. Статусно-ролевые позиции проректора как субъекта изменений в молодежной политике и воспитательной деятельности вуза // Власть и управление на Востоке России. 2023. № 2 (103). С. 51-65. Ы±рБ:/^01. ощ/10.22394/1818-4049-2023-103-2-51-65

Status and role positions of the vice-rector as a subject of changes in the youth policy and educational activities of the university

Yuliya A. Tyurina

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the North-Western institute of management, Saint Petersburg, Russia jultur2005@yandex.ru

Abstract. This article reflects charges in the field of higher education aimed at creating a unified system ofeducation ofstudents based on traditional spiritual and moral values and social solidarity of the Russian society. Despite the large number of scientific publications and discourse directed by the active activities of public authorities and the university community, there has not been a systematic understanding of professional competencies and personal characteristics of the main participants and initiators of these changes at the level of higher education institutions. It is primarily about the status and role positions of vice-rectors for youth policy and educational activities in the ongoing changes, as well as determining the totality of their personal qualities and competencies for the effective performance of their functions in the higher education. The research is based on the activity-activist approach, which provides theoretical and methodological tools in considering the specifics and content of the activities of actors as the elements of mechanism of change. The results obtained in the course of the study are of interest for optimizing the socio-professional activities of vice-rectors for the youth policy and educational work in the higher education organizations.

Keywords: education system, educational process, higher education, student youth, vice-rector, subject of activity, values, knowledge, skills, skills

Ask.nowledgm.ents: the study was carried out within the framework of the initiative research NWIM branch RANEPA, № 122112800087-2

For citation: Tyurina Yu. A. Status and role positions of the vice-rector as a subject of changes in the youth policy and educational activities of the university / / Power and Administration in the East of Russia. 2023. No. 2 (103). Pp. 51-65. https://doi. org/10.22394/1818-4049-2023-103-2-51-65

Введение

В России за последние 2-3 года наблюдается интересный, с точки зрения управленческой практики и научного поиска, процесс построения единой системы воспитания детей и молодежи в сфере образования. Отправной точкой наблюдаемого стало принятие в 2020 г. Федерального закона № 304 от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»1. С этого времени под руководством Министерства высшего образования и нау-

ки (далее - Минобрнауки) в содружестве с Федеральным агентством Росмолодежь (далее - Росмолодежь) проводятся изменения нормативно-методической базы воспитания, управленческие и структурно-организационные преобразования в обеспечении функционирования воспитательного блока (на уровне Федерации, Субъекта Федерации, на уровне вуза), формируется единая концепция воспитания, все высшие учебные заведения страны интегрируются в информационное поле во взаимодействии с органами власти образовательной сферы и реали-

1 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ. URL: https://base. garant.ru/

зации молодежной политики.

Под эгидой Минобрнауки РФ и Рос-молодежи во всех высших заведениях в штатное расписание вводится должность проректора по молодежной политике и воспитательной деятельности. Если в 2021 г. из 491 государственного вуза ставку профильного проректора имели только 123 вуза, то в 2022 г. она была введена в 100% государственных высших учебных заведениях2. Воспитательный блок вузов приобретает рекомендуемую организационную структуру, штатное расписание и функционал, а его сотрудники проходят поэтапное обучение, погружаясь в социокультурное пространство жизнедеятельности молодежи. При столь масштабных и оперативных изменениях особый интерес и значение приобретает роль проректора по молодежной политике и воспитательной деятельности, тем более что для части вузов данная должность была введена впервые, а для части высших учебных заведений должность хоть и была, но имела смешанный функционал, который порой не был связан с работой со студенческой молодежью. Стоит отметить, что даже при наличии должности проректора в вузе, из-за выведения воспитательного процесса из высшего образования страны в конце ХХ - начале XXI века его функционал предполагал концентрацию управленческого и организационного внимания только на спортивной (развитие вузовских спортивных команд), творческой (вокальные, хореографические, театральные студенческие коллективы) и частично общественной деятельности (развитие студенческого актива).

Определение статусно-ролевой позиции руководителя воспитательным блоком высшего учебного заведения, его должностных обязанностей, а также этических норм поведения, стало предметом обсуждений на уровне Министерства на-

уки и высшего образования РФ и в профессиональном воспитательном сообществе высшей школы России. Наиболее значимые площадки работы в этом направлении на уровне всей страны были организованы:

- окружные (в Федеральных округах) семинары-совещания с проректорами, ответственными за молодежную политику и воспитательную деятельность в образовательных организациях высшего образования (ООВО), и представителями Минобранауки и Росмолодежи в период 17 апреля по 1 июня 2022 г.3;

- образовательная программа Минобрнауки «Голос поколений. Проректоры», проводимая с 22 октября по 11 декабря 2022 г. в центре знаний Машук в г. Пя-тигорске4;

- Всероссийский конгресс по молодежной политике и воспитательной деятельности 14-16 декабря 2022 г.5

Однако при активном, массовом и оперативном обсуждении значения и содержания статуса и роли проектора в наблюдаемых изменениях, на наш взгляд, до сих пор существует ряд неразрешенных проблем, требующих научной рефлексии.

Во-первых, в контексте столь масштабных изменений в высшей школе построения системы воспитания и введения в систему управления вузом обязательной должности профильного проектора, что является формальным статусом, нет единой системной регламентации его действий, должностных обязанностей, а следовательно, и содержания формальной роли в соответствии с его статусом.

Во-вторых, при расширении государственных задач перед высшей школой в работе со студенческой молодежью по организации условий социализации граждан России, носителей духовно-нравственных, патриотических ценностей на фоне изменившейся геопо-

2 Во всех госуниверситетах России появились проректоры по делам молодежи. URL: https://ria. ru/20220517/prorektor-1788941176.html

3 Окружные семинары - совещания с проректорами, ответственными за молодежную политику и воспитательную деятельность в ООВО. URL: https://prorektors.ru/seminars

4 Программа Минобрнауки «Голос поколений. Проректоры». URL: https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/announcements/59468/

5 Всероссийский конгресс по молодежной политике и воспитательной деятельности. URL: https://prorektors.ru/

литической ситуации, так и не произошло создание обоснованной концепции компетенций, профессиональных и личностных качеств проректора по молодежной политике и воспитательной деятельности.

В третьих, в обеспечении работы вузов как площадок самореализации студенческой молодежи и в обеспечении более чем десяти направлений воспитательной деятельности в вузе, включая творческое воспитание, воспитание в научно-исследовательской деятельности, формирование ценностей культуры безопасности, предпринимательских и проектных компетенций и т. д., не разработан научно обоснованный пакет компетенций для ведения профессиональной деятельности в статусе проектора по молодежной политике и воспитательной деятельности.

Все это может стать причиной рассогласованности в реализации государственных задач в области молодежной политики в высшей школе, усиления декларативного подхода в принятии управленческих решений по развитию систем воспитания в высших учебных заведениях, непрофессионализма в работе со студентами.

Теоретико-методологический инструментарий исследования

В рассуждениях о статусно-ролевых позициях и значимости проректора по молодежной политике и воспитательной деятельности в происходящих в высшем образовании страны изменениях обратимся к инструментарию деятельностно-активистского направления столь эффективного в исследовании процессов в контексте взаимообусловленного взаимодействия двух уровней социальной реальности: уровня индивидуальностей и уровня структур. Лидерами направления являются М. Арчер [Кучинов, 2014], П. Бурдье [Бурдье, 2005], Э. Гидденс [Гидденс, 2003], П. Штомпка [Штомпка, 2005, 1996], А. Ядов [Ядов, 2014] и др. Позволим также воспользоваться разработанной на основе данного подхода авторской концепцией исследования трансформационных процессов отечественного института образования [Тюрина, 2012], сконцентрировав свое внима-

ние на уровне индивидуальностей в протекании процесса изменения.

Уровень индивидуальностей сферы образования как части структурно-индивидуального поля в изменении института образования представлен акторами - субъектами социальных изменений, отдельными людьми или представителями определенных коллективов, которые совершают повседневные действия, тем самым конструируя социальный контекст своего существования, в данном случае сферу образования, являясь участниками и/или инициаторами изменений. В наблюдаемом процессе изменения высшего образования (построение единой воспитательной системы) акторами являются представители федеральных и региональных органов власти, ректорского и проректорского корпуса, профессорско-преподавательского сообщества, студенчества и т. д.

Значение перечисленных акторов -субъектов деятельности - в рассматриваемом процессе в высшем образовании анализируется посредством трех плоскостей-измерений [Тюрина, 2012]:

- соотношение социального ресурса, актуализация сильноресурсных субъектов [Ядов 2014];

- мотивационно-побуждающие компоненты (ценности, целевые установки, особенности мышления, ментальность, знания и т. д.) [Штомпка, 2005, 1996];

- нормативное становление (принятие/отторжение инновации, повседневное воспроизводство/ отторжение принятых норм и правил) [Бергер, Лукман, 1995].

Результаты исследования

Соотношение социального ресурса, актуализация сильноресурсных субъектов. Проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности как участник/инициатор происходящего в высшей школе в области воспитания является актором/ субъектом деятельности наблюдаемых изменений. Как представитель топ-менеджмента вуза проректор объективно относится к сильноресурсным субъектам, чем представляет еще больший исследовательский интерес, а также интерес в управленческой практике.

Сильноресурсные субъекты одни из основных элементов механизма прохождения процесса изменений со стороны уровня индивидуальностей, так как объем их ресурса позволяет менять структуры, системы. По мнению В. А. Ядова, ориентация на поиск в процессе социальных изменений сильноресурст-ных субъектов деятельности и есть цель исследователя, изучающего социальные изменения [Ядов 2014]. Основываясь на работах отечественных ученых [Шкара-тан, Кирдина, 2007, 2001], отметим, что в российском контексте власть имеет особое значение в устроении российского общества и в социальном становлении. И направление вектора изменений и скорости таковых зависит от наличия или отсутствия власти у субъектов деятельности.

Следовательно, особое значение имеет укрепление и повышение статуса проректора в управленческой и организационной структуре вуза посредством:

- определения и наделения проректоров по воспитательной работе и молодежной политике регламентированными полномочиями;

- выстраивания организационной структуры воспитательного блока вуза, выделения штатного расписания и требуемых для эффективной деятельности нормативно-правовых, административных, финансовых, технологических, технических ресурсов;

- встраивания воспитательного блока в систему управления вузом на всех управленческих уровнях и по всем функциональным направлениям (учебное, научное, финансово-экономическое, медиа и т. д.) в обеспечении условий для прохождения эффективного воспитательного процесса.

Все это позволит более оперативно и системно осуществить изменения в организациях высшего образования в построении единой воспитательной системы.

Мотивационно-побуждающие компоненты. При понимании общества М.

Вебер отмечал, что для любого действия существует мотивация и то, что «... люди в обществе воспринимают как должное даже в своем поведении, на самом деле заключает в себе основные верования и убеждения, без которых они не могут функционировать» [Бенедикс, 1994. С. 574]. В концепции Э. Гидденса в поиске и определении стимула действия акцентируется внимание на практическом сознании, так как «субъекты деятельности обладают способностью понимать, что они делают, в то время как они это делают, и это является неотъемлемой характеристикой их деятельности» [Тюрина, 2012. С. 18.]. Проректор как сильноресурсный субъект деятельности характеризуется мотивационно-побуждающими компонентами, которые и являются основой его активности, в том числе и деятельности в происходящих изменениях в образовании. Мотивационно-побуждающие компоненты - это комплекс мотивов, стимулов человеческой деятельности, куда относятся: ценности, ценностные установки, интересы, идеи, знания, идеалы и т. д.

Смоделируем эти компоненты для проректора в контексте заданных государством целей и задач в работе с молодежью и воспитательной деятельности в системе высшего образования, сосредоточив свое внимание на:

- ценностях;

- знаниях как совокупности теории и практики (знания, умения и навыки/ или иначе компетенции);

- личностно-профессиональных качествах, определяющих содержание активности субъекта деятельности.

Ценности. Превалирующим подходом в воспитании студенческой молодежи в нормативно-методической документа-ции6, разработанной и принятой после введения закона1, признан ценностно-ориентированный подход, исходя из содержаний которого, проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности призван создавать условия

6 Методические рекомендации по разработке Рабочей программы воспитания и Календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования. URL: https:// minobrnauki.gov.ru/upload/2021/04/Методические%20 рекомендации%20по%20разработке%20ра-бочей%20программы%20воспитания%20и%20к....pdf

для их формирования у студенческой молодежи.

Обращаясь к работам М. Вебера, который в своих рассуждениях о социальных сущностях отмечал, что объяснить их - «значит проследить человеческие действия до самых корней, а это, в свою очередь, означает, что объяснить (понять) можно лишь тогда, когда будет выделен (установлен) смысл, психологические мотивы действий, равно как и культурные ценности, нормы и правила, придающие человеческим действиям определенную форму» [Вебер, 1990. С. 295], отметим, что ценности - это мотивы поведения личности. Следовательно, носителем каких ценностей является личность, таким содержательно и будет его поведение. Проректор в создании условий для культивирования задаваемых ценностей у молодежи и сам должен быть носителем таковых.

Определяемые государством базовые ценности в работе с молодежью содержатся в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»: «... жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»7.

Перечень основополагающих ценностей при обосновании значимости ценностно-ориентированного подхода представлен и в методических рекомендациях по разработке нормативно-методических документов вуза, регулирующих воспитательную деятельность в работе со студенческой молодежью и определяющих процесс построения вос-

питательных систем (Рабочая программа воспитания и Календарный план воспитательной деятельности)6:

- жизнь и здоровье человека;

- духовно-нравственные;

- социальные;

- общение, контакт и диалог;

- развитие и самореализация;

- самостоятельный и профессиональный опыт;

- дружба;

- свобода и ответственность.

В этом же документе6 в воспитательной сфере вуза актуализируются ценности, содержащиеся в Стратегии национальной безопасности РФ8:

- приоритет духовного над материальным;

- защита человеческой жизни, прав и свобод человека;

- семья, созидательный труд, служение Отечеству;

- нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм;

- историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

Придерживаясь деятельностно-

активистского подхода, отметим, что формирование в вузах условий культивирования рассмотренных ценностей у студенческой молодежи, что является заданной целью государства, особо актуализирует приверженность к таковым ценностям основных инициаторов/ участников изменений в воспитании на уровне высшего учебного заведения -профильных проректоров как сильноресурсных субъектов в процессе протекающих изменений. Являясь приверженцем значимых ценностей, проектор ставит их в основу в своих повседневных практиках в управлении воспитательным процессом и построении воспитательной системы вуза.

Знания. Э. Гидденс, рассуждая о зна-

7 Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/

8 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «<О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (с изменениями от 6 марта 2018 г.). URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/40391

чимости знаний и убеждений в стимуле/ начале действий акторов и, как следствие, в воспроизводстве социального процесса, отмечал, что субъекты деятельности информированы, компетентны и осведомлены о своих действиях [Гидденс, 2005]. Знания человека - это основа его поведения как по содержанию, так и по направленности. Знания и компетенции проректора по молодежной политике и воспитательной деятельности должны соответствовать содержанию и масштабам поставленных перед ним задач.

Требуемые знания, умения и навыки (компетенции) для проректоров в выполнении столь серьезной миссии в изменениях воспитательной сферы высшего образования возможно рассмотреть через:

- методологические подходы построения воспитательных систем в вузах и организации воспитательной деятельности, представленные в нормативно-методической документации, разработку которой курировало Министерство высшего образования и науки, и базирующиеся на потенциале гуманитарного, социально-экономического и управленческого знания6;

- типовые трудовые функции проректора по молодежной политике и воспитательной деятельности, которые обсуждались на окружных семинарах-совещаниях под эгидой Министерства высшего образования и науки и были представлены министерством в методических материалах для руководства в вузах9;

- государственную повестку, транслируемую на основных площадках обсуждения вопросов воспитания в вузах страны10.

Итак, рассмотрим содержание основных методологических подходов, определенных Министерством науки и высшего образования в построении воспитательных систем в вузах, и типовые трудовые функции проректоров, акцентируя вни-

мание на требуемых знаниях и компетенциях для построения таковых систем и выполнения профильных функций.

Аксиологический или ценностно-ориентированный подход, являющийся исторически традиционным для России в определении содержания воспитательной деятельности, актуализируется на фоне постепенного нивелирования компетент-ностного, который активно внедрялся в последнее десятилетие в рамках Болон-ского соглашения. Проректору необходимо не только знать суть подхода, его гуманистическую направленность, но и ориентироваться в задаваемых государством ценностях, которые культивируются посредством воспитательной деятельности и работы с молодежью, осознавать, что в основе применения этого подхода в вузе созидательная и социально-направленная деятельность, а также иметь навыки и умения организации таковой в работе со студенческой молодежью.

Системный подход имеет особое значение в современных условиях построения воспитательной системы страны и воспитательных систем вузов. Специфика его рассмотрения в методических рекомендациях заключается в акценте внимания при организации воспитательной деятельности на взаимодействии двух подсистем на уровне вуза: управляющей (система управления вуза) и управляемой (студенческое сообщество ООВО, студенческий актив, студенческие коллективы, студенческие группы и др.).

В реализации данного подхода на практике проректору необходимо знать теорию систем, вопросы их построения и структурирования. Формирование системы воспитания на уровне вуза и ее взаимодействие со студенческим сообществом требует овладение знаниями теории организации и организационного поведения. Проректору важны навыки и умения создания системы воспитания

9 Письмо Министерства высшего образования и науки РФ «О направлении методических рекомендаций» от 07.07.2022 № МН-11/787-ГГ

10 Всероссийский конгресс по молодежной политике и воспитательной деятельности // НИрв:// prorektors.ru/; %20программы%20воспитания%20и%20к....pdf; Окружные семинары - совещания, с проректорами, ответственными за молодежную политику и воспитательную деятельность в ООВО //https://prorektors.ru/seminars; Программа Минобрнауки «Голос поколений. Проректоры» https://minobrnauki.gov.ru/press-center/announcements/59468/

и ее интеграции в систему управления и организации вуза, формирования структуры воспитательного блока (управления, отделы, сектора и т. д.) и штатного расписания с функционалом каждого структурного подразделения и должностных лиц. Видение системы воспитания на уровне высшего учебного заведения и структуры воспитательного блока обсуждалось на окружных семинарах и было представлено в рекомендациях Министерства высшего образования и науки.

Проректор должен иметь и компетенции выстраивания коммуникации с внешней средой системы, обеспечивая взаимодействие с органами власти, общественными организациями и партнерами вуза на уровне региона и страны.

Все это нашло свое отражение в двух блоках типовых трудовых функций: «Организационные связи» и «Сетевое взаимодействие» с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, социальными институтами и иными акторами»9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В своем функционировании система воспитания вуза должна обеспечивать условия для развития конструктивных форм самоорганизации студенчества в решении задач воспитательного характера и реализации государственной молодежной политики в сфере образования, что конкретизируется в типовой трудовой функции проректора, как «. обеспечение условий деятельности студенческих организаций и объединений (совет обучающихся, студенческий совет, студенческая медиа-служба, волонтерские объединения, студенческий спортивный клуб, движение/лига КВН и др.)»9.

Данное направление деятельности предполагает не только наличие теоретических и практических знаний организационного и группового поведения, но и специфику такого в молодежной среде.

Проблемно-функциональный, подход направлен на обеспечение целеполага-ния исходя из проблематики в области воспитания. В рамках данного подхода процесс управления системой воспитания рассматривается как последовательность функций анализа, планирования, организации, регулирования, контроля,

сориентированных на достижение определенных целей.

В контексте данного подхода проректор рассматривается как менеджер высшего звена, обладающий всем комплексом профильных знаний, а также навыками и умениями обеспечения эффективного протекания всех управленческих процессов в организации, а также целостности и скоординированности всех структурных элементов системы воспитания в обеспечении достижения основных целей работы со студенческой молодежью. Отметим, что уровень управления (вузом) и сфера управления (работа с молодежью - с будущим общества/ страны), предполагают наличие компетенций стратегического, проектного и инновационного управления.

Этот комплекс компетенций является базой для выполнения целого ряда типовых трудовых функций проректора. Прежде всего, это обеспечение процесса целеполагания и стратегического управления: «. разработка и реализация стратегии развития молодежной политики и воспитательной деятельности ООВО в отношении всех целевых групп возраста 14-35 лет, находящихся в зоне ответственности и интересов университета (совместно со студенческим сообществом, администрацией, ППС и другими акторами).»9. Кроме того, процессов организации и координации: «. руководство структурными подразделениями, непосредственно реализующими молодежную политику и организующими воспитательную деятельность в ООВО (управление по молодежной политике/ воспитательной работе, центр карьеры, служба психологический помощи и др.); . координация работы структурных подразделений (институтов, факультетов, кафедр и т. п.) ООВО по реализации молодежной политики и организации воспитательной деятельности»9.

Системно-деятельностныш. подход акцентирует внимание на активной самостоятельной деятельности обучающегося в своем познании и развитии, определяющий значимость воспитания в организации образовательного процесса. В контексте данного подхода обучающийся

рассматривается активным субъектом собственного становления и развития, участником организации образовательного процесса и условий жизнедеятельности в высшем учебном заведении.

Проректору для обеспечения реализации подхода необходимо обладание не только комплексом педагогических, социологических и психологических знаний, но и навыками и умениями для обеспечения условий активной позитивной деятельности студентов, в выстраивании их индивидуальной личностной и профессиональной траектории в достижении успеха, а также обеспечения интеграции воспитательного процесса в процесс образовательный.

Культурологический - предполагает рассмотрение содержания учебной и внеучебной деятельности как обобщенной культуры, подход направлен на создание социокультурной среды и организационной культуры, повышения уровня культуры обучающихся, формирование профессиональной и культуры труда.

С принятием закона1 и внедрением воспитательной компоненты в содержание основных профессиональных образовательных программ «пакет» необходимых проректору компетенций значительно увеличился, так как потребовались знания, умения и навыки проектирования образовательных программ и дисциплин, организации и обеспечения ресурсами протекания образовательного процесса, формирования содержания воспитания и обучения, реализации нормативно-методической базы не только в воспитательной деятельности, но и в деятельности учебной, что представлено в типовой функции: «. обеспечение разработки и реализации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы ООВО (совместно с проректором, курирующим образовательную деятельность, со студенческим сообществом, администрацией, ППС и другими акторами)»9.

В контексте данного методологического подхода выполнение функции «. обеспечение условий для самореализации обучающихся в социокультурной среде ООВО . создание условий для карьер-

ного и профессионального развития обучающихся, содействие в формировании карьерных траекторий (совместно с проректором, курирующим образовательную деятельность)»9 предполагает наличие знаний культурологии, социологии, психологии, педагогики в понимании процессов социализации, личностного и профессионального становления молодых людей, особенностей их развития.

Научно-исследовательский подход актуализирует целый комплекс научно-исследовательских компетенций у проректора в обеспечении эффективного воспитательного процесса и построения воспитательной системы в высшем учебном заведении. Как участник создания нового на уровне страны и непосредственно в вузе проректор должен быть способен организовать или самостоятельно провести исследовательскую работу, дать объективную оценку на базе научного знания, наблюдаемых проблем и путей их разрешения. Именно научный подход позволяет моделировать и прогнозировать, что эффективно в работе с молодежью как наиболее активно развивающейся социально-возрастной группой общества. Обозначенные компетенции являются важными в функциях: «Обеспечение регулярного мониторинга состояний и настроений студенческого сообщества» и «Исследование запросов и потребностей обучающихся для сопровождения построения индивидуальных развивающих траекторий»9.

Проектный подход интересен в реализации воспитательной деятельности на всех уровнях воспитательной системы вуза. Эффективен в управлении и в поиске новых форм работы со студенческой молодежью, благодаря своему теоретическому и практическому потенциалу достижения новых целей и решения новых задач. Предполагает наличие у проректора проектных компетенций и компетенций проектного управления. При наличии таковых возможно и качественное выполнение трудовой функции: «.Вовлечение обучающихся в федеральные и региональные проекты и программы, направленные на развитие студенческого потенциала (проекты Ми-

нобрнауки России, проекты платформы «Россия - страна возможностей»9.

Ресурсный, подход применяется в работе проректора в целях ресурсного обеспечения проектируемой и реализуемой воспитательной системы в вузе, а также предполагает наличие соответствующих компетенций у проректора, способного организовать коммуникацию со всеми структурными подразделениями и службами вуза в данном направлении. Необходимы теоретические и практические знания, а также навыки и умения применения таковых, в области права, кадровой политики, финансового планирования, бухгалтерского учета, информационного и научно-исследовательского развития и т. д., что интегративно отражено в типовых трудовых функциях проректора.

Здоровьесберегающий подход направлен на культивирование ценностей ЗОЖ и создание условий в вузе для сохранения и поддержания здоровья студенческой молодежи, требующий знаний о физиологических особенностях и развитии молодых людей, современных и популярных технологиях и методах организации ЗОЖ территории на площадке вуза, а также законодательства по формированию доступной среды университета для разных категорий обучающихся. Все это необходимо проректору в выполнении блока функций «Социальная защита и стипендиальное обеспечение»9.

Информационный подход в деятельности проректора понимается как постоянное обновление информации о системе воспитания и воспитательной работе с целью ее актуализации. Значимы цифровые и коммуникативные компетенции в обеспечении коммуникационной и информационной политики воспитательной систе-

11 Всероссийский конгресс по молодежной политике и воспитательной деятельности // НИрв:// prorektors.ru/; Реализация государственной молодёжной политики и воспитательная деятельность в вузах — приоритетные направления высшего образования https://news.myseldon.com/ru/ news/index/273903692

12 Окружные семинары - совещания с проректорами, ответственными за молодежную политику и воспитательную деятельность в ООВО //https://prorektors.ru/seminars

13 Программа Минобрнауки «Голос поколений. Проректоры» https://minobrnauki.gov.ru/press-center/announcements/59468/

14 Реализация государственной молодёжной политики и воспитательная деятельность в вузах — приоритетные направления высшего образования https://news.myseldon.com/ru/news/ index/273903692

мы вуза во взаимодействии и со студенческой молодежью, что в функциях проректора рассматривается как: «Разработка и управление коммуникационной и информационной политикой ООВО в отношении студенческой молодежи»9.

В современной государственной повестке, представленной на масштабных площадках обсуждения вопросов воспитания и реализации молодежной политики, содержатся целевые установки в деятельности проректора в новом формате, также предполагающие определённые и соответствующие компетенции.

Субъект - субъектное взаимодействие в работе со студенческой молодежью. Студент рассматривается как полноправный субъект организации жизнедеятельности вуза - среды раскрытия и применения молодежного потенциала 11. Особое значение имеет внедрение принципов индивидуального подхода 12, основное внимание в воспитательной деятельности фокусируется на достижении успехов студентами и управлении траекторией их всестороннего развития 13.

Системное управление молодежной политикой в университетах13 14.

В новом формате проректору становится необходимо быть авторитетным и понимаемым в молодежной среде, что делает важным для него знание о молодёжи не только как об объекте управления, но и как о партнере происходящих изменений в сфере образования.

Необходимы системные знания об особенностях данной социальной и возрастной группы. О роли и месте молодежи в социальной структуре общества и социальном развитии; о специфике социализации, образования и воспитания молодежи; ценностях и ценностных ориентациях, интересах и потребностях,

социальных ожиданиях молодежи в различных сферах ее жизнедеятельности (семья, образование, культура, экономика и т. д.); о психологических особенностях молодежи, о развитии ее самосознания, трансформации личных отношений в период молодости. Умения анализировать социальный и психологический портрет молодежных групп, исследовать особенности адаптации в различных социальных сферах, жизненные планы молодежи и определение оптимальных условий их реализации, причин и условий социальной активности и пассивности. Навыки организации условий социализации, развития и самореализации молодых людей для формирования их активной жизненной позиции, стиля жизни поведения, организации социально-значимых мероприятий и реализации молодежных проектов, формирования молодежных объединений, навыки общения с молодежью и построения коммуникаций; организации психологического сопровождения.

Характеризуя весь спектр рассмотренных знаний, умений и навыков (компетенций), необходимых проректору в контексте реализации молодежной политики и построения воспитательной системы в вузах страны, отметим:

- во-первых, проректор - это специалист, который должен разбираться на высоком уровне в различных областях научно-практической и управленческой деятельности, а также иметь колоссальный организационный, педагогический, управленческий и т. д. опыт;

- во-вторых, для получения такого специалиста необходима планомерная и научно обоснованная подготовка.

Личностно-профессиональные качества. Проректор в системе управления вузом относится к топ-менеджменту, является сильноресурсным субъектом деятельности/актором, и его социальный статус в университетской структуре довольно высок. Исходя из задач по построению воспитательной системы вуза и управления молодежной политикой в современном формате, от проректора в его деятельности ожидается выполнение нескольких социальных ролей. Роль, если обратиться к работе Э.Гидденса [Гидденс, 2005], это

ожидаемое поведение от человека в соответствии с его социальным статусом. И содержание задаваемых в контексте реализации государственной молодежной политики и построения единой системы образования в высшей школе России ролей выглядит следующим образом:

- менеджер / управленец, обеспечивающий построение системы воспитания в вузе и в стране, авторитетный в молодежной среде, ориентированный на новое, инновационное, являющийся проводником государственной повестки в работе с молодёжью;

- педагог и андрагог (специалиста по обучению взрослых);

- специалист в области работы с молодёжью в новом формате, придерживающийся в выстраивании взаимодействия в контексте субъек-субъектной парадигмы.

Следовательно, в организации эффективной работы проректора интерес представляют личностные и профессиональные качества по всем трем направлениям деятельности, перечень наиболее свойственных и/или общепринятых (исходя из предназначения деятельности/ профессии) из них сгруппирован в таблице 1 [Вавилкин и Ануфриенко, 2015; Ростовская и Фомина, 2016; Никишина, 2017]. Отметим, что часть качеств совпадает, часть является свойственной конкретному направлению деятельности.

Как видно из таблицы, набор качеств разнообразен, формирование таковых зависит и от врождённых особенностей личности, и от эффективности и уровня ее подготовки к выполнению столь интегративной деятельности. Подготовка может быть осуществлена в процессе обучения/образования и в процессе профессионального выстраивания карьерной траектории с формированием управленческого и педагогического опыта будущего профильного проректора.

Позволим отметить, что роль управленца высшего звена в иерархичной и линейно-функциональной структуре, что свойственно отечественным вузам, и роль специалиста по молодежной политике, работающего в контексте субъект -субъектной парадигмы, могут вступать в ролевой конфликт из-за парадигмальных

Таблица 1

Личностные и профессиональные качества

Педагог/ андрагог Менеджер / лидер Специалист по работе с молодежью

терпеливость, эрудированность, эрудированность,

оптимизм, самосовершенствование, лидерство,

эмоциональная умение разбираться в волевые качества, интеллект,

уравновешенность, делах/ компетентность, способность убеждать,

терпимость, ответственность, коммуникабельность,

душевная щедрость, организованность, критическое мышление,

точная и быстрая высокая высокая работоспособность,

реакция, работоспособность, терпимость,

интеллект, честолюбие, этичность,

организаторские контроль над поведением эмпатия, внимательность,

качества, и эмоциями, авторитетность, способность

волевые качества, позитивное видение, вызывать доверие,

коммуникабельность, устойчивость к стрессам, высокая скорость реакции,

умение убеждать, готовность к переменам, целеустремлённость,

креативность, умение прогнозировать и высокий уровень

доброжелательность, планировать, адаптивности, способность к

эмпатия, уверенность в успехе, прогнозированию,

отзывчивость, четкость в выражении способность к тактическому

стремление к мыслей, планированию,

лидерству, готовность к преодолению самоорганизованность,

корректность, трудностей, креативность, уверенность

тактичность, умение грамотно в себе, отсутствие

самокритичность, распоряжаться временем, догматического мышления,

артистичность, способность к убеждению, открытость к новому,

стремление к умение вести социальная и деловая

постоянному конструктивный диалог активность,

совершенствованию образованность, организаторские способности

Источник.: составлено автором.

различий их содержания. Этот аспект в работе профильных проректоров пока не получил должного внимания в процессе проводимых изменений.

Нормативное становление (принятие/отторжение инновации, повседневное воспроизводство/отторжение принятьх норм и правил). Особое значение в прохождении процесса изменения в воспитании в сфере образования имеет принятие/отторжение инновации сильноресурными субъектами, коими являются проректора по молодежной политике и воспитательной деятельности. Учитывая активное вовлечение проректоров в происходящие события в отечественной высшей школе, усиление значения воспитательной компоненты в реа-

лизации образовательного процесса в вузах и скорость происходящих изменений в построении системы воспитания молодежи в стране, позволим утверждать, что наблюдается принятие внедряемых инноваций со стороны проректорского корпуса и их постепенное встраивание в повседневную жизнь вузов в организации работы со студенческой молодежью.

Заключение

Подводя итог исследованию статусно-ролевых позиций и значимости проректора по молодежной политике и воспитательной деятельности в построении единой системы воспитания в высшей школе страны, представим ряд ключевых результатов.

Во-первых, проректор по молодежной

политике и воспитательной деятельности - сильноресурсный субъект, являющийся основным механизмом процесса изменения со стороны уровня индивидуальностей в рассматриваемой сфере на уровне высшего учебного заведения. Укрепление и усиление его статуса через регламентацию его полномочий и выстраивание структуры воспитательного блока в управленческой и организационной структуре вуза с соответствующими ресурсами обеспечивает оперативность и системность проводимых изменений.

В-вторых, в формировании условий культивирования ценностей у молодежи, задаваемых в контексте реализации государственной молодежной политики, проректор сам должен быть приверженцем таковых.

В-третьих, деятельность проректора базируется на комплексе гуманитарных, социально-экономических и управленческих знаний. Предполагает «пакет» компетенций в области:

организационного, инновационного, проектного управления в обеспечении прохождения воспитательного процесса;

построения разноуровневых социальных систем, систем воспитания;

формирования социокультурной среды социализации, личностного и профессионального становления молодежи, индивидуальных траекторий развития;

создания и развития коммуникаций между различными акторами взаимодействия в работе системы воспитания;

организации условий для реализации социально-ориентированной и созидательной деятельности;

проектирования образовательных программ в контексте единства учебного и воспитательного процессов;

ресурсного обеспечения социальных систем и процессов;

реализации современных форм и технологий в работе со студенческой молодёжью;

научно-исследовательской деятельности по молодежной проблематике и т. д.

Формирование представленного «пакета» компетенций требует системной высокоуровневой образовательной подготовки профильных проректоров.

В-четвертых, в задаваемом функционале проректора государством сочетаются три направления профессиональной деятельности, а именно: педагог/ андрагог, менеджер/лидер и специалист по работе с молодежью. Исходя из этого особый интерес представляют качества указанных профессиональных групп в эффективной работе проректора по молодежной политике и воспитательной деятельности, а также условия их культивирования. Роли менеджера/лидера в иерархической организационной структуре вуза (что свойственно отечественной высшей школе) и специалиста по работе с молодежью в контексте субъект-субъектной парадигмы (что определено в современной государственной повестке), могут вступить в ролевой конфликт из-за парадигмальных различий их содержания.

В-пятых, на наш взгляд, принятие инноваций как части механизма протекания процесса изменений в проректорском корпусе наблюдается.

Список источников:

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. 322 с.

2. Бурдье Пьер, Социология социального пространства / Пер. с фр., общ. ред. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя; М.: Ин-т эксперим. социологии: Алетейя, 2005. 288 с.

3. ВавилкинН. В, Ануфриенко Л. В. История изучения лидерских качеств у зарубежных и отечественных авторов / /Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России», 2015. № 3. С. 179-183.

4. Вебер М. Избранное. Образ общества: пер. с нем. М.: Юрист, 1994. 704 с.

5. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.

6. Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. 632 с

7. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академ. Просрект, 2003. 538 с.

8. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. 308 с.

9. Кузина Н. Н. Новые профессиональные роли в деятельности преподавателя системы ППО / / Андрагогическая компетентность преподавателя системы постдипломного педагогического образования: монография / под ред. С. Г. Вершловского, А. Н. Шевелева. СПб., 2012. Ч. 2.

10. Кучинов А. М. Теория морфогенеза М. С. Арчер (сводный реферат) / / Политический вектор = Political vector. M.; Челябинск: ЮУрГУ: НОЦ «Комплексные проблемы современной политики», 2014. № 2. С. 70-91.

11. НикишинаА. Ю. Определениекачествуспешногоменеджера// Международный электронный научный журнал, 2017. № 3 (27). С. 61-64.

12. Ростовская. Т. К., Фомина С. Н. Профессиональное образование специалистов по работе с молодежью: генезис развития // Вопросы управления, 2016. № 4. С. 230-241.

13. Тюрина Ю. А. Трансформация образования в советской и постсоветской России: сравнительный анализ: монография. В 2 т. Т. 1. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. 203 с.

14. Шкаратан О. И. К сравнительному анализу влияния цивилизационных различий на социальные процессы в посткоммунистическом мире // Социологические исследования. 2007. № 10. С. 15-25.

15. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / пер. с польск. С. М. Червоной. М., 2005. - 273 с.

16. Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка; пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект-Пресс, 1996. 416 с.

17. Ядов В. А. Современное состояние мировой социологии. 2007. URL: https:// litresp.ru/chitat/ru/Я/yadov-vladimir-aleksandrovich/sovremennoe-sostoyanie-mirovoj-sociologii

References

1. Berger P., Lukman T. (1995) Social construction of reality. Treatise on the sociology of knowledge. M., 322 p.

2. Bourdieu Pierre (2005), Sociology of social space / Per. from fr., total. ed. ON THE. Shmatko. - St. Petersburg: Aletheia. M.: Institute of experiments. Sociology: Aletheia, 288 p.

3. Vavilkin N. V., Anufrienko L. V. (2015) The history of the study of leadership qualities in foreign and domestic authors // Scientific and analytical journal "Bulletin of St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia". No. 3: 179-183.

4. Weber M. (1994) Favorites. The image of society: per. with him. M.: Lawyer, 704 p.

5. Weber M. (1990) Selected works. M., 808 p.

6. Giddens E. (2005) Sociology / With the participation of K. Birdsall: Per. from English. Ed. 2nd, completely revised. and additional. M.: Editorial URSS, 632 p.

7. Giddens E. (2003) Organization of society: Essay on the theory of structuration. M.: Academ. Prosrect, 538 p.

8. Kirdina S. G. (2001) Institutional matrices and development of Russia. Novosibirsk: IEiOPP SO RAN, 308 p.

9. Kuzina N. N. (2012) New professional roles in the activity of the teacher of the PPO system // Andragogical competence of the teacher of the system of postgraduate pedagogical education: monograph / ed. S.G. Vershlovsky, A. N. Shevelev. St. Petersburg. Part 2.

10. Kuchinov A. M. (2014) Theory of morphogenesis M.S. Archer (summary abstract) // Political vector = Political vector. - M.; Chelyabinsk: SUSU: REC "Complex problems of modern politics". No. 2: 70-91.

11. Nikishina A. Yu. Determination of the qualities of a successful manager // International electronic scientific journal, 2017. No. 3 (27): 61-64.

12. Rostov. T. K., Fomina S. N. Vocational education of specialists in work with youth: the genesis of development // Issues of management, 2016. No. 4: 230-241.

13. Tyurina Yu. A. (2012) The transformation of education in Soviet and post-Soviet Russia: a comparative analysis: a monograph. In 2 vols. Vol. 1. Khabarovsk: Publishing House of the Far East State University of Transportation, 203 p.

14. Shkaratan O. I. (2007) Towards a comparative analysis of the impact of civilizational differences on social processes in the post-communist world//Sociological research. No. 10: 15-25.

15. Sztompka P. (2005) Sociology. Analysis of modern society / per. from Polish. S. M. Chervonoy. M., 273 p.

16. Sztompka P. (1996) Sociology of social change / P. Sztompka; per. from English. ed. V. A. Yadova. M.: Aspect-Press, 416 p.

17. Yadov V. A. (2007) The current state of world sociology. URL: https://litresp.ru/ chitat/ru/H/yadov-vladimir-aleksandrovich/sovremennoe-sostoyanie-mirovoj-sociologii

Статья поступила в редакцию 06.06.2023; одобрена после рецензирования 16.06.2023; принята к публикации 19.06.2023.

The article was submitted 06.06.2023; approved after reviewing 16.06.2023; accepted for publication 19.06.2023.

Информация об авторе

Ю. А. Тюрина - доктор социологических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления.

Information about the author

Yu. A. Tyurina - Doctor of Sociology, Professor, the chair of state and municipal management, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the North-Western institute of management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.