Научная статья на тему 'Статусно-ролевая структура социальной компетентности сотрудников органов внутренних дел'

Статусно-ролевая структура социальной компетентности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудники ОВД / социальная компетентность / статусная дифференциация / профессиональная дифференциация / ролевая дифференциация / конфликтная компетентность / internal affairs officers / social competence / status differentiation / professional differentiation / role differentiation / conflict competence

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Буковцова Т.Н.

В статье выделены и рассмотрены основания дифференциации социальной компетентности сотрудников органов внутренних дел (ОВД): статусное, профессиональное и ролевое основание их дифференциации. Представлены дифференциации социальной компетентности сотрудников органов внутренних дел с учетом видов их профессиональной деятельности. Особое внимание уделено характеристике конфликтной компетентности руководителей и сотрудников ОВД, обоснованию необходимости соответствующих профессиональных и личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status-role structure of social competence of internal affairs officers

The article identifies and discusses the grounds for differentiation of social competence of internal affairs officers: status, professional and role basis for their differentiation. The differentiation of social competence of internal affairs officers is presented, taking into account the types of their professional activities. Particular attention is paid to characterizing the conflict competence of managers and employees of internal affairs officers, substantiating the need for appropriate professional and personal qualities.

Текст научной работы на тему «Статусно-ролевая структура социальной компетентности сотрудников органов внутренних дел»

Буковиова Т.Н.

Аспирант кафедры социологии и управления, Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова.

Статусно-ролевая структура социальной компетентности сотрудников органов внутренних дел

Формирование социальной компетентности сотрудников ОВД как целенаправленный процесс основано на дифференцированном подходе, учитывающем статусно-ролевые особенности различных групп сотрудников, условия их деятельности, характер и масштаб социального взаимодействия, в котором они находятся. Очевидно, что у разных категорий сотрудников, выделяемых по вертикали (служебной иерархии) или по горизонтали (профилю профессиональной, служебной деятельности), различаются социальные компетенции. Они делятся, во-первых, по составу, во-вторых, по степени выраженности. Скажем, руководитель подразделения органов ОВД должен в полном объеме иметь компетенцию «профилактика и урегулирование конфликтов в коллективе», тогда как для рядовой сотрудник должен владеть этой компетенцией в значительно меньшем объеме, а, может, вообще ею не владеть и ограничиться способностью адекватного поведения в конфликтной ситуации.

Формирование социальной компетентности сотрудников ОВД в качестве не только целенаправленного, но и системного процесса должно, на наш взгляд, базироваться на следующих основаниях дифференциации сотрудников:

- профиль служебно-профессиональной деятельности;

- служебный статус, т.е. социальное положение, занимаемое в органе ОВД или его подразделении;

- служебная роль, описываемая через выполняемые служебные функции;

- условия деятельности (нормальные или экстремальные);

- характер ситуации социального взаимодействия, в которых действуют сотрудники ОВД (стандартный, напряженный, конфликтный).

Все эти основания дифференциации, на первый взгляд, не вписываются в рамки статусно-ролевой стратификации. В связи с этим, поясним

свою позицию. Во-первых, базовыми основаниями для дифференциации социальных компетенций являются социально-профессиональный статус и социально-профессиональная роль, поэтому название данной статьи заявлено как «статусно-ролевая стратификация...». Во-вторых, другие основания дифференциации, отнесенные к не базовым, так или иначе связаны со статусно-ролевым разделением. Характер ситуаций, в которых оказываются сотрудники ОВД, зависит во многом от их служебного статуса, а условия деятельности - от выполняемой ими роли. Это же можно сказать и в отношении профиля профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

1. Статусное основание дифференциации социальных компетенций. Обращаясь к данному основанию компетентностной дифференциации, рассмотрим их особенности применительно к деятельности руководителя ОВД или его подразделения, поскольку контекст «руководитель-подчиненный» наиболее показателен для демонстрации статусного основания дифференциации социальных компетенций.

Рассмотрим, прежде всего, конфликтную компетентность, которая значит для руководителя больше, нежели для рядовых сотрудников. Современный руководитель органов внутренних дел должен быть подготовлен не только реализовывать профессиональные задачи в условиях конфликтогенной среды, но и преобразовывать ее с целью предупреждения негативных конфликтов. Используя в управленческой деятельности такой инструмент как конфликт, необходимо, в первую очередь, владение технологиями управления и разрешения конфликтов. Стратегически «выигрывает» тот руководитель, который к конфликтам относится спокойно и профессионально.

Конфликтная компетентность руководителя органов внутренних дел состоит в развитии навыков критического мышления путем сочетания теоретических знаний и практических умений. Руководитель должен быть готов не только находиться в эпицентре конфликта, но и управлять им. Развитие конфликтной компетентности руководителя может повысить управленческую эффективность и снизить затраты различных ресурсов.

Данный вид компетентности руководителя органов внутренних дел создает условия для эффективной коммуникативной деятельности, когда руководитель владеет навыками логически правильного рассуждения, умеет принимать социально и морально правильные решения в конфликтных ситуациях.

Конфликтная компетентность руководителя органов внутренних дел не должна сводиться только к системе знаний о конфликтных характеристиках, она тесно связана и с другими компетентностями:

- психолого-педагогической - руководитель должен уметь осуществлять различные психологические и педагогические воздействия на оппонентов и коллектив, вести индивидуальную работу с каждым сотрудником;

- социально-перспективной - руководитель, влияющий на конфликт и разрешающий его, должен отличаться проницательностью, умением разбираться в людях, истинных мотивах их поведения, возможных стратегиях конфликтного противоборства;

- социально-психологической - конфликты в служебных коллективах являются одной из форм взаимодействия, следовательно, такие факторы, как социально-психологический климат, ценностно-ориентационное единство, стиль руководства, групповые нормы, ролевое поведение и общение оказывают влияние на характер конфликта, причины его возникновения и динамику;

- ауто-психологической - качества руководителя, такие как стрессо-устойчивость, самоконтроль, саморегуляция, адекватная самооценка необходимы в условиях острых эмоциональных переживаний, сопровождающих многие конфликты;

- профессионально-управленческой - наличие административных и правовых ограничений в выборе средств воздействия на оппонентов.

Наличие таких системных связей является благоприятным фактором с точки зрения достижения высокого уровня конфликтной компетентности.

На основе проведенного теоретико-методологического анализа нами сделан вывод о том, что конфликтная компетентность предполагает определенный объем знаний и уровень сформированности умений и навыков, которые позволяют руководителю органов внутренних дел адекватно ориентироваться в различных ситуациях общения, объективно оценивать себя и сотрудников, осуществлять самоанализ и самоконтроль, прогнозировать поведение других, формировать необходимые отношения и успешно влиять на них, исходя из возникающих условий. Конфликтная компетентность предусматривает потенциальную активность и готовность руководителя органов внутренних дел к различным видам деятельности в ситуациях социального взаимодействия, успешно реализованную в ситуациях возникновения конфликта.

Принимая к сведению теоретический наработки Н.И. Леонова и Н.И. Казарина1, выделим следующие уровни конфликтной компетентности руководителя органов внутренних дел:

- нейродинамический уровень, отражающий свойства нервной системы (подвижность, силу, работоспособность);

- психодинамический уровень, представленный свойствами темперамента;

- когнитивный уровень, связанный со способностью к анализу материала;

- личностный уровень, представленный характерологическими особенностями, самооценкой;

- поведенческий уровень представлен как совокупность актов, реакций и операций руководителя в конфликте;

- социальный уровень, связанный с социометрическим статусом руководителя в коллективе.

2. Профессиональное основание дифференциации социальных компетенций. В Федеральном законе Российской Федерации «О полиции» (статья 2)2 выделены основные направления деятельности полиции (всего их 12):

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

1 Леонова Н.И., Казарина Н.И. Понятие и структура конфликтной компетентности: специфика возрастного этапа // Вестник ИжГТУ. 2014. № 1 (61). С. 155-157

2 Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ / Статья 2. Основные направления деятельности полиции.

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

С учетом этих направлений деятельности, в системе МВД РФ выделяется семь ее видов: оперативно-розыскная (оперуполномоченные уголовного розыска, отделы по борьбе с экономическими преступлениями), следственная (следователи и дознаватели), профилактическая (участковые уполномоченные милиции), диспетчерская (оперативные дежурные дежурных частей ОВД), административно-надзорная (милиционеры патрульно-постовой службы милиции, инспекторы дорожно-патрульной службы государственной инспекции по безопасности дорожного движения), охранная (сотрудники отделов вневедомственной охраны), экстремальная (сотрудники отрядов милиции особого назначения и спецотрядов быстрого реагирования).

Выделение этих видов деятельности может быть основанием для профессионально-профильной дифференциации социальных компетенций.

Таблица 1. Дифференциация социальных компетенций сотрудников ОВД с учетом видов их профессиональной деятельности.

Виды профессиональной деятельности сотрудников ОВД Приоритетные социальные компетенции сотрудников ОВД

Оперативно-розыскная 2, 7, 13

Следственная 2, 4, 7, 8, 9

Профилактическая 1, 5, 7, 9, 11

Диспетчерская 3, 4, 14

Административно-надзорная 3, 4, 10, 12

Экстремальная 3, 4, 6, 10, 12, 14

Охранная 4, 5, 14

Примечание: Перечень социальных компетенций:

1. Социально-интеллектуальная,

2. Социально-аналитическая,

3. Социально-ролевая,

4. Социально-правовая,

5. Морально-этическая,

6. Коммуникативная,

7. Социокультурная,

8. Социолингвистическая,

9. Социально-психологическая,

10. Конфликтная,

11. Социально-педагогическая,

12. Социально-управленческая,

13. Самоуправленческая,

14. Социально-технологическая.

Предлагаемая дифференциация социальных компетенций в зависимости от их приоритетности для того или иного вида профессиональной деятельности сотрудников ОВД не означает их исключительности и монополии. Важны и другие социальные компетенции, но указанные в соответствующей строке имеют сравнительно более важное, приоритетное значение.

3. Ролевое основание дифференциации социальных компетенций. Особенности такого рода дифференциации попытаемся раскрыть на примере различий в социально-психологической компетентности (СПК) у сотрудников ОВД, работающих, с одной стороны, с несовершеннолетними правонарушителями (в подразделении по делам несовершеннолетних - ПДН), с другой стороны, с осужденными за преступления (в уголовно-исполнительной системе - УИС).

Особенности проявления социально-психологической компетентности видны, в частности, на примере деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних ПДН.

Таким образом, успешное формирование социальной компетентности сотрудников ОВД возможно в условиях дифференцированного подхода, учитывающего профиль служебно-профессиональной деятельности сотрудников ОВД; их служебный статус; служебные роли; условия деятельности; конкретный характер ситуаций социального взаимодействия. При этом, выделены виды деятельности: оперативно-розыскная, следственная, профилактическая, диспетчерская, административно-надзорная, охранная, экстремальная. Статусное основание дифференциации социальных компетенций имеет особенно важное значение в контексте «руководитель - подчиненный». Характер и степень выраженности социальных компетенций сотрудников ОВД обусловлены также выполняемыми ими ролями, что особенно видно на примере различий в социально-психологической компетентности у сотрудников, занятых в

ПДН и УИС. Значимость высокого уровня социальной компетентности у сотрудников ОВД повышается в стрессовых, экстремальных ситуациях. Состав и степень выраженности социальных компетенций определяются характером ситуаций социального взаимодействия, в которых находятся сотрудники ОВД. Эти ситуации классифицируются с учетом уровня их устойчивости на стабильную, неопределенную, кризисную, конфликтную, рискогенную.

Список литературы:

1. Задачи формулирует жизнь // Полиция России. 2016. № 4. С. 3-5.

2. Леонова Н.И., Казарина Н.И. Понятие и структура конфликтной компетентности: специфика возрастного этапа // Вестник ИжГТУ. 2014. № 1 (61). С. 155-157.

3. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ / Статья 2. Основные направления деятельности полиции.

4. Толопило А. Компетенции руководителя: критерии эффективности. // URL: http://www.nlpbiz.ru/articles/statii/stat10/

5. Шашкин Н.Г. Формирование коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования: автореф. дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2005. 18 с.

6. Шумилова Е.А. Формирование социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в системе высшего образования: автореф. дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 2011. 42 с.

Bibliography

1. Life formulates tasks // Police of Russia. 2016. № 4. P. 3-5.

2. Leonova N.I., Kazarina N.I. Concept and structure of conflict competence: specificity of age stage // Bulletin of Izhevsk State Technical University. 2014. № 1 (61). P. 155-157.

3. On the police: Federal Law of the Russian Federation of February 7, 2011 No. 3-FZ / Article 2. Main areas of police activity.

4. Tolopilo A. Competences of the manager: criteria of effectiveness. // URL: http://www.nlpbiz.ru/articles/statii/stat10/

5. Shashkin N.G. Formation of communicative competence of future employees of internal affairs bodies in the system of higher education: author's abstract. dis. candidate of ped. sciences. Cheboksary, 2005. 18 p.

6. Shumilova E.A. Formation of social and communicative competence of future teachers of vocational training in the system of higher education: author's abstract. dis. doctor of ped. sciences. Chelyabinsk, 2011. 42 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.