DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_148
СТАТУС ИНОСТРАННОГО АГЕНТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ The status of a foreign agent in the Russian Federation: problems of transformation
ПЕТРОВА-ЯДРЕЕВА Яна Александровна,
Старший преподаватель кафедра «Арктическое право и право стран Азиатско-Тихоокеанского региона» юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42. E-mail: [email protected];
НАЗАРОВА Надежда Николаевна,
Бакалавр юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42. E-mail: [email protected];
PETROVA-YADREEVA Yana Alexandrovna
Senior Lecturer, Department of Arctic Law and the Law of the Asia-Pacific Region, Faculty of Law, North-Eastern Federal University. M.K. Ammosov. 677007, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Kulakovsky str., 42. E-mail: [email protected];
NAZAROVA Nadezhda Nikolaevna,
Bachelor of study at the Faculty of Law of the North-Eastern Federal University. M.K. Ammosov. 677007, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Kulakovsky str., 42. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье рассмотрены аспекты нормативной трансформации статуса иностранного агента в Российской Федерации. Проанализированы общие положение данной категории лиц, выявлены правовые пробелы в толковании самого статуса «иностранного агента», и также связанных с ним терминов «иностранное влияние», «иностранный источник». Определены критерии признания и формы деятельности для закрепления за ними данного статуса. Рассмотрены ограничения, вытекающие после включения лиц в реестр иностранных агентов.
Abstract: The article considers aspects of the regulatory transformation of the status of a foreign agent in the Russian Federation. The general situation of this category of persons is analyzed, legal gaps in the interpretation of the status of "foreign agent" itself, as well as the terms "foreign influence", "foreign source" associated with it, are identified. The criteria for recognition and forms of activity for securing this status for them are defined. The restrictions arising after the inclusion of persons in the register of foreign agents are considered.
Ключевые слова: иностранный агент, иностранное влияние, иностранный источник, реестр иностранных агентов.
Keywords: foreign agent, foreign influence, foreign source, register of foreign agents.
Для цитирования: Петрова-Ядреева Я.А., Назарова Н.Н. Статус иностранного агента в Российской Федерации: проблемы трансформации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 148-150. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_148.
For citation: Petrova-Andreeva Ya.A., Nazarova N.N. The status of a foreign agent in the Russian Federation: problems of transformation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 148-150. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_148.
Статья поступила в редакцию: 25.03.2023
21-ый век ознаменовал начало эпохи глобализации, вследствие которой культурные и общественные границы между людьми и даже государствами начали стираться. Сегодня каждый человек имеет множество инструментов получения самой разнообразной информации. К сожалению, такой тренд несет за собой не только положительные эффекты, но и негативные. В настоящее время информация начала влиять на жизнь общества и государства кардинальным образом. Так называемая «информационная война» ведется беспрерывно, огромное количество взбросов и пропаганды, нацеленных на создание искусственного конфликта между разными общественными группами или даже с органами власти, что может нанести огромный вред для общественной безопасности и целостности государственного суверенитета. Контроль за распространением такой информации и ее фильтрация являются очень сложными процессами. Во-первых, это связано с правовым аспектом: право человека на беспрепятственное получение или распространение информации является международным принципом, который закреплен во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, она считается основным документом, закрепляющим естественные права каждого человека. Также и в Основном законе нашей страны данное право гарантировано в первой главе, определяющей основы конституционного строя всего государства, а конкретно в ч. 4 ст. 29. Во-вторых, с точки зрения практики, контроль за распространением ненадлежащей информации считается одной из самых трудоёмких в сегодняшних реалиях. С развитием цифровых технологий всемирный поток информации стал практически не обхватываемым, вследствие чего данный объект не поддается никакому существующему виду сдерживания.
А значит, государство, как основной субъект по обеспечению безопасности общества, должно создавать и развивать методы для регулирования данной сферы. Практика доказала, что бороться с информацией как таковой невозможно, вследствие в нормативной базе закреплены санкции в адрес конкретных субъектов, распространяющих ненадлежащую информацию. Основным источником информации сегодня считаются Средства массовой информации (далее - СМИ), которые ведут свою деятельность в качестве юридического лица, но и наряду с ними существуют простые люди, ведущие активную публичную жизнь в различных общественных сферах. Особую опасность в отношении безопасности нашей страны в настоящее время стало представлять иностранное влияние, направленное на разобщение общества и государства, в основном выраженное в виде дискредитирующей информации в адрес решений органов и должностных лиц публичной власти.
В связи с этим в 2012 году был принят Федеральный закон от 20.07.2012 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента". Данный акт дал полномочия Министерству юстиции Российской Федерации (далее - Минюст РФ) закреплять за определенными некоммерческими организациями (далее -НКО) статус иностранного агента. Присвоение такого статуса должно быть при случае, если НКО финансируется средствами (деньги или иное имущество) зарубежных государств или организаций, в том числе и от иностранных граждан, также организация должна заниматься «политической деятельностью» на
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
территории Российской Федерации (далее - РФ). Регистрация НКО как иностранного агента обязывает их: 1) отчитываться Минюсту РФ о своей деятельности; 2) включение их специальный реестр; 3) помечать все свои материалы специальной отметкой. Данные меры будут использоваться государством и в дальнейшем в отношении новых появившихся субъектов со статусом иностранного агента.
В 2017 году случилась скандальная история с международным-российским телеканалом «Russia Today», Министерство юстиции Соединенных Штатов Америки принудительно заставило вышеуказанный канал зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Российская сторона этого просто так не оставила, сразу были осуществлены меры на принятие «зеркальных» мер в отношении иностранных СМИ. Таким образом, к концу того года вступил в силу новый Федеральный закон от 25 ноября 2017 года № 327-Ф3 "О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Полномочия Минюста РФ в сфере регулирования деятельности иностранных агентов были увеличены, теперь появилась возможность закреплять статус иноагента зарубежным СМИ. Вследствие спешки и политики «ответного удара» законодатель не предусмотрел или даже не желал уточнить множество правовых нюансов. Основным пробелом стали критерии признания: теперь СМИ, осуществляющим свою деятельность в качестве иностранного агента, «можно признать любую иностранную структуру, имеющую зарубежное финансирование независимо от ее организационно-правовой формы, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы» [1]. Эксперты в области права посчитали, что такое определение является слишком общим, и что по сути под данную категорию могут входить не только СМИ, но и любые сайты и аккаунты в социальных сетях. Также интересным показалось в то время то, что хоть и российский законодатель утверждал о полной правовой аналогичности с американским законодательством, но там основным признаком для регистрации как иноагента является «политическая деятельность». В нашем же законе это не упоминается как какой-либо критерий признания, то есть по факту содержание публикаций СМИ вообще не имеют значение.
Спустя два года произошло кардинальное изменение, которое по версии многих юристов, журналистов и публичных людей ознаменовало конец свободы СМИ в России. Был принят Федеральный закон от 02.12.2019 N 426-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", определявший, что физическое лицо -может быть признано как СМИ, осуществляющее деятельность иностранного агента, если лицо распространяет информационные материалы и получает деньги из иностранных источников. Это стало относится не только к иностранным организациям и гражданам, но и к российским. Также в тексте закона говорится, что «даже если какой-то человек просто перепостил сообщение, которое изначально распространило СМИ - «иноагент», его самого все равно могут признать «иностранным агентом» (если он получает деньги из-за рубежа). Этот же статус грозит тем, кто помогал создавать сообщения СМИ - «ино-агентов» (и получает деньги из-за рубежа)» [2]. Принятие данного закона не смогло уменьшить уже существующие правовые проблемы, связанные с регулированием данной сферы, а даже увеличило их. В первую очередь, это связано с правовым статусом СМИ в России. По законодательству о средствах массовой информации под СМИ могут пониматься только газеты, телеканалы, радиостанции и определенные сайты. В 2017 году уже стало можно объявлять СМИ - «иноагентом» практически любую иностранную «структуру». С принятием нового закона любого отдельно взятого человека можно будет приравнять к целой редакции. На практике получилось, что за физическим лицом, публикующим что-то в интернете и получающим деньги с любого зарубежного источника, можно закрепить данный статус. Во вторую очередь, проблема образовалась в том, что, если человека признают СМИ - «иноагентом», он обязан создать юридическое лицо для взаимодействия с Минюстом РФ. Мы считаем, что это противоречит доктринальному подходу учреждения юридического лица как такового, ведь основным принципом данной процедуры является добровольное волеизъявление учредителя и невозможность влияния государства в частную жизнь граждан. Данный закон получил ожидаемо широчайший резонанс в обществе. Известные правозащитники, сотрудники образовательных учреждений, деятели культуры подписались под письмом, обращенным к Президенту Российской Федерации, о недопустимости подписания такого акта, «ведь закон вводит меры принуждения, которые связаны с ограничением права граждан свободно получать и распространять информацию из любых источников, также само словосочетание иностранный агент, имеющее ярко выраженный негативный характер. Клеймо иностранного агента дискредитирует человека в глазах его сограждан, умаляет его достоинство несмотря на то, что он не совершал ничего плохого и противоправного, и не исполнял волю иностранных заказчиков». Также имелась критика со стороны российских юристов, например, бывший эксперт Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, доктор юридических наук Илья Шиблинский написал труд, в котором определил, что данный «закон игнорирует ряд важных положений Конституции Российской Федерации, а также административного, гражданского и информационного законодательства, очевидно преследуя не правовую, но политическую цель» [3].
В 2020 году был подписан новый Федеральный закон от 30.12.2020 N 481-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности", еще сильнее увеличивший основания для признания лица иностранным агентом. Стало возможно прикрепление статуса иноагента любому лицу, который занимается «политической деятельностью» в интересах «иностранного источника». В законе определение «политической деятельности» считается крайне широким, под него можно попасть практически в любом удобном для административного аппарата государства случае. С точки зрения законодателя, под такой деятельностью можно признать «любое участие в организации публичных мероприятий; публичные обращения к органам власти по поводу их деятельности; распространение любым образом информации, связанной с решениями органов власти; формирование общественно-политических взглядов и убеждений; вовлечение граждан в такую деятельность; финансирование такой деятельности» [4]. Подчеркивается, что основным критерием все равно является факт «иностранного влияния» в отношение лица, но форма этого влияния необязательно должна быть в качестве материальных средств (деньги или имущество), оно и может выражаться в виде координационно-организационных мер или методических рекомендаций и т.д. Таким образом, в нашей стране образовались три группы субъектов, за которыми можно закрепить статус иностранного агента. Первая группа - это лица, публикующие и (или) распространяющие любую информацию, получая иностранное финансирование, их могут признать СМИ - «иноагентом». Вторая группа - лица, распространяющие информацию от СМИ -«иноагентов», могут попасть в перечень простых иностранных агентов. И третья группа - лица, занимающиеся в соответствии с законом «политической деятельностью» или сбором военной информации и получающие любую форму «иностранной поддержки», тоже признаются иностранными агентами. Интересным также является контроль за такими лицами, если за первой и второй группой Минюст РФ отслеживает сам, то субъекты, подпадающие под третью группу, должны самостоятельно обратиться в Минюст РФ о том, что занимаются такой деятельностью и зарегистрироваться в качестве иностранного агента.
В случае уклонения от этой процедуры сначала предусмотрена административная ответственность (если в действиях лица не зафиксированы признаки преступления) в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей в соответствии с ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ. Уголовная же ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 330.1 УК РФ наступает при двухразовом уклонении в течении одного года от исполнения обязанности, связанной с включением его в реестр иностранных агентов, то есть существует административная преюдиция.
С 1 декабря 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", этот нормативный правовой акт объединил все выработанные за 10 лет положения о статусе иностранного агента в стране. Шаг законодателя понятен, ведь существование единого акта намного упрощает правоприменение. Данный закон впитал в себя все разработанные за все годы идеи о регулировании этой сферы. Были закреплены основные положения: 1) иностранный агент - лицо, физическое (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства) или юридическое независимо от ее организационно-правовой формы; общественные объединения и иные объединения; любая иностранная структура; 2) Иностранное влияние - можно считать любую форму оказания какой-либо помощи иностранным источником. Отсутствие конкретики в толковании данного положения, считаем опасным пробелом, который может привести к злоупотреблению в отношении граждан или может быть способом давления на них; 3) Иностранный источник - признается любая иностранная структура, начиная с государства, но также это может быть и гражданин РФ или российское юридическое лицо, имеющие иностранных бенефициаров. Тут тоже имеется большая свобода усмотрения для правоприменителя, с точки зрения этой нормы, иноагентом можно признать любого работника организации, ведущей бизнес с зарубежными партнерами; 4) Создание единого реестра иностранных агентов (объединяющий четыре существовавших); 5) Физическое лицо, аффилированное с иностранным агентом - признается лицо входящее (входившее) в состав юридического лица или иного незарегистрированного объединения или признанных иностранными агентами лиц в качестве любого его члена, также лицо осуществляющее (осуществлявшее) политическую деятельность, получающее (получавшее) иностранное финансирование от иностранных агентов или его посредников; 6) Новый пакет ограничений для иноагентов - запрет в организации публичных мероприятий, получение финансовой поддержки от государства, участие в любых закупках, связанных с государственным обеспечением деятельности в сфере детского образования и т.д. Данные запреты, как отмечают юристы, ограничивают права и свободы человека. В 2014 году в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 N 10-П определялось, что «нормы закона о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, не означают их негативную законодательную оценку, не рассчитаны на формирование отрицательного отношения и не могут восприниматься как проявление недоверия или желания дискредитировать такую некоммерческую организацию» [5]. По Конституции РФ ограничение прав и свобод граждан может быть только в соответствии с федеральным законом и обязательно в мере необходимости конституционно важным целям, а данные запреты трудно назвать конституционно значимыми.
Таким образом, ныне существующая нормативная база в сфере правового регулирования статуса иностранного агента считается крайне неоднозначной. С одной точки зрения, данная сфера должна обязательно регулироваться для обеспечения суверенитета государства и безопасности граждан. С другой точки зрения, меры, которые использует власть, считаются дискриминирующими одну категорию граждан от других и являются искусственным инструментом охраны, на деле предназначенным для создания рычагов давления и ограничения со стороны административного аппарата страны. Ясным остается одно, что законодательная база в этой области нуждается в усовершенствовании, имеющиеся правовые проблемы могут создать беспрецедентную опасность в жизни государства и общества в целом.
Библиография:
1. Федеральный закон от 25.11.2017 N 327-Ф3 "О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283382/ (дата обращения 20.03.2023).
2. Федеральный закон от 02.12.2019 N 426-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339109/ (дата обращения 20.03.2023).
3. Шаблинский И.Г. Заключение о Федеральном законе «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // https://drive.google.com/file/d/1CG5TkPaYgE-K7n2hdNsOKAdc7o07GELm/view
4. Федеральный закон от 30.12.2020 N 481-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности" // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372648/ (дата обращения 20.03.2023).
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева" // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161690/ (дата обращения 20.03.2023).
References:
1. Federal Law No. 327-FZ of 25.11.2017 "On Amendments to Articles 10.4 and 15.3 of the Federal Law "On Information, Information Technologies and Information Protection" and Article 6 of the Law of the Russian Federation "On Mass Media" // SPS ConsultantPlus [Electronic resource]: - http://Www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283382 / (accessed 20.03.2023).
2. Federal Law No. 426-FZ of 02.12.2019 (as amended on 14.07.2022) "On Amendments to the Law of the Russian Federation "On Mass Media" and the Federal Law "On Information, Information Technologies and Information Protection" // SPS ConsultantPlus [Electronic resource]: - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339109 / (accessed 20.03.2023).
3. Shablinsky I.G. Conclusion on the Federal Law "On Amendments to the Law of the Russian Federation "On Mass Media" and the Federal Law "On Information, Information Technologies and Information Protection" // https://drive.google.com/file/d/1CG5TkPaYgE-K7n2hdNsOKAdc7o07GELm/view
4. Federal Law No. 481-FZ of 30.12.2020 (as amended on 14.07.2022) "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the Establishment of additional measures to counter threats to national security" // SPS ConsultantPlus [Electronic resource]: - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372648 / (accessed 20.03.2023).
5. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 08.04.2014 N 10-P "In the case of checking the constitutionality of the provisions of paragraph 6 of Article 2 and paragraph 7 of Article 32 of the Federal Law "On Non-Profit Organizations", Part six of Article 29 of the Federal Law "On Public Associations" and Part 1 of Article 19.34 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation in connection with complaints of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, the Foundation Kostroma Center for Support of Public Initiatives, citizens L.G. Kuzmina, S.M. Smirensky and V.P. Yukecheva" // SPS ConsultantPlus [Electronic resource]: - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161690 / (accessed 20.03.2023).