Научная статья на тему 'Правовой аспект деятельности иностранного корреспондента'

Правовой аспект деятельности иностранного корреспондента Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
423
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный корреспондент / средства массовой информации / правовой статус / аккредитация / журналистика в России / foreign correspondent / mass media / legal status / accreditation / journalism in Russia

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Т. А. Куликова

В статье рассматриваются вопросы относительно правого статуса иностранных корреспондентов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Выделяются правовые аспекты пребывания журналистов на территории государства, особенности их аккредитации. Рассмотрена зарубежная практика относительно регулирования деятельности иностранных агентов. На сегодняшний день правовой статус иностранных агентов четко не определен. Современные нормативно-правовые положения требуют дальнейших корректировок относительно регулирования деятельности иностранных онлайн-ресурсов и их представителей на территории Российской Федерации. Под описание иностранного агента попадают не только представители традиционных СМИ, но и те, кто публикует свои материалы на любых онлайн-ресурсах, информационных порталах, разных YouTube-каналах. Эти материалы будут считаться «материалами иностранного СМИ», если обнаружится, что автор получает иностранное финансирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECT OF THE ACTIVITY OF A FOREIGN CORRESPONDENT

The article discusses the legal status of foreign correspondents operating in the territory of the Russian Federation. The legal aspects of the stay of journalists in the state, the features of their accreditation are highlighted. Foreign practice regarding the regulation of the activities of foreign agents is considered. Today the legal status of foreign agents is not clearly defined. Current legal regulations require further adjustments regarding the regulation of foreign online resources and their representatives in the Russian Federation. The description of a foreign agent includes not only representatives of traditional media, but also those who publish their materials on any online resources, information portals, and various YouTube channels. These materials will be considered “foreign media materials”, if it turns out that the author receives foreign funding.

Текст научной работы на тему «Правовой аспект деятельности иностранного корреспондента»

УДК 070

Kulikova T.A., MA student, Saint Petersburg State University (St. Petersburg, Russia), E-mail: nikonovs@mail.ru

Akopov G.L., Doctor of Sciences (Politics), Director, Rostov Branch of Moscow State Technical University of Civil Aviation (MSTU GA) (Rostov-on-Don, Russia),

E-mail: nikonovs@mail.ru

LEGAL ASPECT OF THE ACTIVITY OF A FOREIGN CORRESPONDENT. The article discusses the legal status of foreign correspondents operating in the territory of the Russian Federation. The legal aspects of the stay of journalists in the state, the features of their accreditation are highlighted. Foreign practice regarding the regulation of the activities of foreign agents is considered. Today the legal status of foreign agents is not clearly defined. Current legal regulations require further adjustments regarding the regulation of foreign online resources and their representatives in the Russian Federation. The description of a foreign agent includes not only representatives of traditional media, but also those who publish their materials on any online resources, information portals, and various YouTube channels. These materials will be considered "foreign media materials", if it turns out that the author receives foreign funding.

Key words: foreign correspondent, mass media, legal status, accreditation, journalism in Russia.

Т.А. Куликова, магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), г. Санкт-Петербург, Е-mail: nikonovs@mail.ru Г.Л.

Акопов, д-р полит. наук, директор Ростовского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации

(МГТУ ГА), г. Ростов-на-Дону, Е-mail: nikonovs@mail.ru

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА

В статье рассматриваются вопросы относительно правого статуса иностранных корреспондентов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Выделяются правовые аспекты пребывания журналистов на территории государства, особенности их аккредитации. Рассмотрена зарубежная практика относительно регулирования деятельности иностранных агентов. На сегодняшний день правовой статус иностранных агентов четко не определен. Современные нормативно-правовые положения требуют дальнейших корректировок относительно регулирования деятельности иностранных онлайн-ресурсов и их представителей на территории Российской Федерации. Под описание иностранного агента попадают не только представители традиционных СМИ, но и те, кто публикует свои материалы на любых онлайн-ресурсах, информационных порталах, разных YouTube-каналах. Эти материалы будут считаться «материалами иностранного СМИ», если обнаружится, что автор получает иностранное финансирование.

Ключевые слова: иностранный корреспондент, средства массовой информации, правовой статус, аккредитация, журналистика в России.

Международная журналистика стала неотъемлемой частью всех сфер деятельности, осуществляемой в рамках конкретного государства и за его пределами: культурной, спортивной, научной, экономической. Это направление отличается разнообразием коммуникационных компонентов, а также высоким уровнем компетентности журналистов, работающих в медиапространстве. В связи с этим особый интерес представляет изучение специфики деятельности иностранного корреспондента. Однако до сих пор эта тема остается малоизученной современными исследователями: среди литературы по данной проблематике на данном этапе превалируют в основном ненаучные тексты - публицистические труды и мемуары иностранных журналистов [1]. Среди них можно выделить «Moscow Calling: Memoirs of a Foreign Correspondent» Ангуса Роксбург [2], «Journal of Contemporary History» [3], Р. Коккета, а также книгу «Discovering Russia: 200 years of American Journalism» американского автора Мюррея Сиджера [4].

С точки зрения российского права деятельность иностранных корреспондентов, касающаяся посещения масштабных, локальных мероприятий и политических действий, регулируется законом «О средствах массовой информации» -ст. 48 «Аккредитация» и ст. 55. «Зарубежные корреспонденты» [5]. Кроме того, деятельность иностранного журналиста в России регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.1994 «Об утверждении правил аккредитации и пребывания иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации» [6].

В последнем документе содержится информация о тех журналистах, которые имеют право осуществлять свою деятельность на территории России, а именно - правила для тех, кто может выполнять журналистские обязанности в течение длительного временного периода (от 1 года), и для тех, кто приехал в страну на короткий срок.

В качестве работников корпунктов иностранных СМИ в России могут быть аккредитованы все журналисты, независимо от гражданства. Прошение об аккредитации в МИД отправляет работодатель, то есть иностранное СМИ. В случае одобрения на въезд и осуществление журналисткой деятельности корреспонденту и членам его семьи выдается документ, где прописан их особый статус. Удостоверение иностранного корреспондента действует в течение двух лет. Все шеф-корреспонденты иностранных СМИ, которые имеют аккредитацию в России, перечислены в списке на официальном сайте МИД РФ с указанием адреса и контактов корпункта. По последним данным (на 6 декабря 2019 г), таких иностранных корреспондентов - 318 [7].

Рассматривая особенности деятельности специальных корреспондентов, стоит отметить, что они также должны получить в МИДе РФ временную аккредитацию. Такой документ будет действителен в течение трех месяцев после его оформления, с возможностью продления до шести месяцев. После истечения срока действия заявление необходимо подать заново. В правовых документах выделены и те группы иностранных корреспондентов, которые не имеют права осуществлять журналистскую деятельность на территории Российской Федерации. Например, к аккредитации не допускаются те лица, которые имеют связь с военными и дипломатическими организациями. Стоит отметить, что

для иностранных СМИ возможно открытие корпунктов на территории РФ. Для этого необходимо получить аккредитацию - ее оформляет внешнеполитическое ведомство. Представители СМИ должны отправить информацию о своих намерениях - характеристику деятельности, информацию о себе, данные о форматах журналистского взаимодействия. В нормативных документах указано, что деятельность корпункта может быть в любой момент остановлена, если иностранные агенты нарушат правила нахождения на территории России и правила ведения журналисткой деятельности. Эти нарушения определяются ст. 48 закона «О СМИ» [5], а также ст. 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах [8].

Например, такими нарушениями могут быть пропаганда военных действий, проявление национальной и религиозной ненависти. Представители МИД РФ оставляют за собой право предпринимать ответные меры к корреспондентам из тех стран, в которых власти ввели ограничения в отношении граждан России [7]. Отметим, что данный пункт становится особенно актуальным при возникновении спорных ситуаций - военных действий, политических разногласий (например, присоединение Крыма к Российской Федерации) и других событиях, влияющих на развитие страны и ее население.

Отметим, что ограничения могут быть не только для деятельности отдельных корпунктов, но и для конкретных иностранных корреспондентов. На современном этапе в зарубежной практике представлено немало примеров, где журналисты нарушали международные права и законодательные нормы, повлиявшие на ограничение их деятельности. Такие ограничения, как правило, соответствуют всем нормам международного права.

Министерство иностранных дел России установило ряд правил, которые могут повлечь за собой приостановление иностранной журналисткой деятельности (аннулирование аккредитации). В практике было всего несколько случаев. Например, в 1982 году из СССР депортировали главу корпункта Э. Нагорски, который представлял журнал «Newsweek» за осуждение советской власти; в 1986 году арестовали Николаса Данилова, корреспондента газеты «U.S. News & World Report» - его обвинили в шпионаже; в 2011 году не продлили аккредитацию журналисту авторитетного издания «The Guardian» Люку Хардингу из-за осуждения действий русских политических деятелей [9].

Большую роль в правовом регулировании деятельности иностранных корреспондентов играют законы об иностранных агентах.

Иностранный агент - «лицо (физическое или юридическое), которое прямо или косвенно занимается политической и финансовой деятельностью в интересах иностранного государства. Законодательства многих стран налагают ограничения на деятельность иностранных агентов - СМИ, некоммерческих организаций (НКО) и физических лиц» [10]. Так, например, в США деятельность иностранных агентов регулируется Законом о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA). Этот закон был принят в 1938 году для того, чтобы «ослабить» воздействие пропагандистских материалов, создаваемых и распространяемых немецкими журналистами в преддверии военных действий. До 2007 года в этот документ вносили коррективы для защиты политических ин-

тересов на территории США [11]. В рамках этого закона иностранные журналисты должны предоставлять полную информацию о себе; организации, для которой они собирают материал (издание, телекомпания, медиахолдинг); информацию о материалах. За нарушение нормативно-правовых положений предусмотрен штраф в размере 10 тыс. долл. или тюремное заключение сроком до пяти лет

В Австралии соответствующий документ приняли в 2018 году - Закон о программе прозрачности иностранного влияния. Это сделано для того, чтобы члены правительства могли получить доступ информации о характере и степени иностранного влияния в стране. За нарушение законодательных положений предусмотрен штраф и лишение свободы до пяти лет Подобные законы были приняты в Израиле и Венгрии. Разработка законодательных положений в других государствах относительно данного международно-правового аспекта еще находится на стадии обсуждения. Например, министр юстиции Эстонии Урма-са Рейнсалу говорит о том, что такие документы необходимо разрабатывать постепенно и учитывать интересы общества, государства и возможные угрозы, преимущества, так как любая иностранная деятельность в первую очередь влияет на «общественное мнение» и «настроение в обществе», но в то же время может стать и дополнительным источником финансирования деятельности государства.

В российской правовой действительности в связи с принятием Федерального закона от 20 июля 2012 г №121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» [12] в конце 2012 года появилось новое понятие - «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента». Данный федеральный закон, прозванный общественностью законом «об иностранных агентах», представляет собой совокупность поправок, вносимых в другие действующие законодательные акты, - в Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», в Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В ФЗ-121 под «некоммерческой организацией» понимается та кампания, «которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории России» [13]. Этими организациями могут быть открытые акционерные общества, международные иностранные организации, юридические и физические лица - представители других государств. Таким образом, для получения статуса «иностранный агент» достаточно получить пожертвование в российскую некоммерческую организацию от любого иностранного гражданина, которое будет подтверждаться соответствующими документами -данными бухгалтерии.

В ноябре 2017 года были приняты поправки в закон, которые ввели понятие «иностранное СМИ» и «СМИ-иностранный агент»: изменения внесены в ст. 6 Закона РФ «О средствах массовой информации» [5]. Согласно ему по решению Минюста РФ любой информационный ресурс может быть признан СМИ - иностранный агентом, если он получает финансирование из-за рубежа. В законе это звучит так: «Юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (иностранное средство массовой информации), могут быть признаны иностранными средствами массовой инфор-

Библиографический список

мации, выполняющими функции иностранного агента, независимо от их организационно-правовой формы, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников» [5].

Стоит отметить, что в законодательных положениях есть проблемные концепты. Например, в законе отсутствуют точные характеристики «иностранная структура без образования юридического лица» - под описание попадают не только представители традиционных СМИ, но и те, кто публикует свои материалы на любых онлайн-ресурсах, информационных порталах, разных YouTube-ка-налах. Эти материалы будут считаться «материалами иностранного СМИ», если обнаружится, что автор получает иностранное финансирование. На современном этапе Минюст признал девять иностранных организаций, которые выполняют функции иностранных агентов: «Голос Америки», «Радио Свобода», телеканал «Настоящее время», информационный проект «Сибирь», журналистская организация «Ме1», «Фактограф», «Кавказ. Реалии».

В поправках к ст. 6 Закона «О средствах массовой информации» также говорится, что «иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Таким образом, по аналогии с НКО - иностранными агентами СМИ -иностранные агенты обязаны маркировать свои информационные материалы пометкой, что они распространяются «иностранным СМИ - иностранным агентом». Также СМИ-иностранные агенты ежеквартально обязаны предоставлять в Минюст отчет о финансово-хозяйственной деятельности по определенной форме и сведения о персональном составе руководства два раза в год со всеми персональными данными лиц, входящих в состав руководства [14]. Кроме того, СМИ - иностранные агенты ежегодно обязывают проходить аудиторскую проверку и публиковать ее результаты онлайн, а также специальном «федеральном ресурсе» в течение трех дней с момента получения аудиторского заключения. За несоблюдение требований закона на должностных лиц накладывается административный штраф от 100 до 300 тысяч, на юридических - от 300 до 500 тысяч рублей [15]. За особо злостные нарушения предусмотрено применение ст. 330.1 УК РФ [16]. В этом случае максимальное наказание составляет до 2 лет лишения свободы.

В ноябре 2017 года были также расширены основания для внесудебной блокировки сайтов [17]. Теперь ресурс могут заблокировать по требованию Генпрокурора без ведома их владельцев, если на нем обнаружены материалы «нежелательной организации» или ссылки на них [17]. В этом случае блокировка происходит без предварительного судебного решения. Стоит отметить, что ранее внесудебную блокировку применяли к сайтам, содержащим материалы с призывами к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. 2 декабря 2019 года в России был подписан закон о расширении списка СМИ, которые могут быть признаны иностранными агентами, а также о присвоении этого статуса физическим лицам, если они распространяют сообщения или материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц, и получают финансирование из-за рубежа.

В заключение отметим, что на сегодняшний день правовой статус иностранных агентов четко не определен. Поэтому нынешние нормативно-правовые положения требуют дальнейших корректировок относительно регулирования деятельности иностранных онлайн-ресурсов и их представителей на территории Российской Федерации.

1. Кульчитская Д.Ю. Специфика работы иностранных корреспондентов в России: правовой и творческий аспекты. МедиаАльманах. 2015; № 5 (70): 34 - 40.

2. Roxburgh A. Moscow Calling: Memoirs of a Foreign Correspondent. Birlinn Ltd, 2017.

3. Cockett R.B. Wartime Every Objective Reporter Should Be Shot.' The Experience of British Press Correspondents in Moscow, 1941- 45. Journal of Contemporary History. 1988.

4. Seeger M. Discovering Russia: 200 years of American Journalism. Bloomington, 2005.

5. О средствах массовой информации. Закон РФ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/

6. Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации, 1994. Available at: mid. ru/nszhur.nsf/

7. Список шеф-корреспондентов иностранных СМИ, аккредитованных при МИД России. Available at: https://www.mid.ru/accredited

8. Международный пакт о гражданских и политических правах. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml

9. Кириленко В.П. Особенности правового положения субъектов международной журналистики. Политика и правовое государство. 2014; № 6: 25.

10. Об информации, информационных технологиях и о защите информации. ФЗ о внесении изменений в закон российской федерации «О средствах массовой информации» и ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339109/

11. Иностранные агенты в законодательстве зарубежных стран. Статус и деятельность. Available at: https://tass.ru/info/7253197

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (с изменениями и дополнениямиФЗ от 20.07.2012 №121-Фз (ред. от 04.06.2014 Available at: http://www.pravo.gov.ru

13. О некоммерческих организациях. ФЗ-121. Право. Available at: http://www.pravo.gov.ru

14. О некоммерческих организациях. Федеральный закон «» от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/

15. КоАПРФ. Статья 19.7. Непредставление сведений (информации). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/7b011357d4e047a506940779e1 98e462946c9456/

16. УК РФ. Статья 330.1. Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/b858e785e1074f0000bb4a39d9a

17. Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Ст. 15.3 Федерального закона. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 61798/34547c9b6ddb60cebd0a6759394

References

1. Kul'chitskaya D.Yu. Specifika raboty inostrannyh korrespondentov v Rossii: pravovoj i tvorcheskij aspekty. MediaAI'manah. 2015; № 5 (70): 34 - 40.

2. Roxburgh A. Moscow Calling: Memoirs of a Foreign Correspondent. Birlinn Ltd, 2017.

3. Cockett R.B. Wartime Every Objective Reporter Should Be Shot.' The Experience of British Press Correspondents in Moscow, 1941- 45. Journal of Contemporary History. 1988.

4. Seeger M. Discovering Russia: 200 years of American Journalism. Bloomington, 2005.

5. O sredstvah massovoj informacii. Zakon RF. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/

6. Pravila akkreditacii i prebyvaniya korrespondentov inostrannyh sredstv massovoj informacii na territorii Rossijskoj Federacii, 1994. Available at: mid.ru/nszhur.nsf/

7. Spisok shef-korrespondentov inostrannyh SMI, akkreditovannyh pri MID Rossii. Available at: https://www.mid.ru/accredited

8. Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml

9. Kirilenko V.P. Osobennosti pravovogo polozheniya sub'ektov mezhdunarodnoj zhurnalistiki. Politika ipravovoe gosudarstvo. 2014; № 6: 25.

10. Ob informacii, informacionnyh tehnologiyah i o zaschite informacii. FZ o vnesenii izmenenij v zakon rossijskoj federacii «O sredstvah massovoj informacii» i FZ. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339109/

11. Inostrannye agenty v zakonodatel'stve zarubezhnyh stran. Status i deyatel'nost'. Available at: https://tass.ru/info/7253197

12. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti regulirovaniya deyatel'nosti nekommercheskih organizacij, vypolnyayuschih funkcii inostrannogo agenta" (s izmeneniyami i dopolneniyamiFZ ot 20.0l.2012 №121-FZ (red. ot 04.06.2014 Available at: http://www.pravo.gov.ru

13. O nekommercheskih organizaciyah. FZ-121. Pravo. Available at: http://www.pravo.gov.ru

14. O nekommercheskih organizaciyah. Federal'nyj zakon «» ot 12.01.1996 N 7-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/

15. KoAPRF. Stat'ya 19.l. Nepredstavlenie svedenij (informacii). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/7b011357d4e047a506940779e198e46294 6c9456/

16. UK RF. Stafya 330.1. Zlostnoe uklonenie ot ispolneniya obyazannostej, opredelennyh zakonodatel'stvom Rossijskoj Federacii o nekommercheskih organizaciyah, vypolnyayuschih funkcii inostrannogo agenta. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/b858e785e1074f0000bb4a39d9ae0ec8cd65f067/

17. Ob informacii, informacionnyh tehnologiyah i o zaschite informacii. St. 15.3 Federal'nogo zakona. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/34547 c9b6ddb60cebd0a67593943fd9ef64ebdd0/

Статья поступила в редакцию 12.05.20

УДК 811.35

Magomedov D.M., Cand. of Sciences (Philology), researcher, Institute of Language, Literature and Art n.a. G. Tsadasy, Dagestan Federal Research Center

of the Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: m.daniyal@yandex.ru

SYNTACTIC DIFFERENCES OF AVAR DIALECTS. The article explores some syntactic differences between Avar dialects. The syntactic phenomena of dialects are analyzed with the indication of features common with the literary language, as well as features that are not characteristic of the literary language. For the study of the Avar language, the role of dialectology becomes even more significant, since dialect data is the only source that compensates for the absence of written monuments. However, in the Dagestan dialectological literature there is not a single work about directly the syntax of dialects. The relationship between the Avar dialects, the degree of their commonality and differences are determined not by one attribute, but by a whole complex of attributes. This approach makes it possible to create a more complete picture of the Avar dialects.

Key words: dialect, syntax, phrase, sentence, literary language, dialect, ergative, nominative, postposition.

Д.М. Магомедов, канд. филол. наук, науч. сотр. Института языка, литературы и искусства имени Г. Цадаш Дагеcтанcкoгo федерального

исследовательского центра Российской академии наук, г. Махачкала, E-mail: m.daniyal@yandex.ru

СИНТАКСИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ АВАРСКИХ ДИАЛЕКТОВ

В статье исследуется некоторые синтаксические различия аварских диалектов. Анализируются синтаксические явления диалектов с указанием черт, общих с литературным языком, а также особенностей, не свойственных литературному языку. Для исследования аварского языка роль диалектологии становится еще более значимой, так как диалектные данные являются для него единственным источником, компенсирующим отсутствие письменных памятников. Однако в дагестанской диалектологической литературе нет ни одной работы, специально посвященной синтаксису диалектов. Взаимоотношения между аварскими диалектами, степень их общности и различия определяются не одним признаком, а целым комплексом. Такой подход дает возможность составить более цельное представление об аварских диалектах.

Ключевые слова: диалект, синтаксис, словосочетание, предложение, литературный язык, говор, эргатив, номинатив, послелог.

Основными элементами аварского языка являются литературный язык со своими письменной и устной формами и диалектные формы языка с многочисленными говорами. В качестве критериев членения языкового ареала на диалекты учитываются, как правило, следующие факторы: во-первых, наличие или отсутствие взаимопонимания между носителями диалектной речи; во-вторых, наличие или отсутствие единой письменной литературной нормы или же наличие корней; в-третьих, наличие или отсутствие у носителей диалектов сознания этнического единства, которое выявляется в едином самосознании и самоназвании.

Аварский язык подразделяется на два больших наречия - северное и южное. В северное наречие входят восточный, западный (или салатавский) и хун-захский диалекты. Южное наречие составляют следующие диалекты: закаталь-ский, анцухский, карахский, андалальский и гидский. Особенности тех или иных диалектов образуют сложное переплетение изоглосс.

Если представители каждого наречия относительно свободно понимают друг друга, то взаимное понимание речи представителями северного и южного наречий в значительной степени затруднено некоторыми различиями этих наречий в области фонетики, морфологии и лексики. В географическом плане диалектные черты могут иметь определенную территорию распространения, за пределами которой их почти не отмечают Тем не менее, развиваясь в тесном взаимодействии, при наличии объединяющего единого литературного языка аварские диалекты подвергаются изменениям, несмотря на значительные их расхождения.

Все аварские диалекты оказывают определенное влияние друг на друга. Однако, несмотря на взаимный характер контактирования этих диалектов, сильнее других на прочие диалекты влияет хунзахский диалект, который вобрал в себя наиболее общие черты других диалектов. Задача выявления общих и част-

ных закономерностей междиалектных взаимодействий представляет собой необходимый этап в изучении аварских диалектов.

Одна из причин малой разработанности синтаксических явлений в аварских диалектах заключается в том, что до сих пор отсутствуют обобщающие работы по данной проблеме, хотя бы и чисто описательного характера, ограничивающиеся синхронным планом, но вместе с тем с точным указанием границ распространения той или иной синтаксической конструкции. В работе такого рода должна быть указана полная характеристика синтаксических явлений диалектов с указанием черт, общих с литературным языком, а также особенностей, не свойственных литературному языку [4, с. 153].

В аварском литературном языке представлены своеобразные синтаксические черты, отсутствующие в диалектах. Так, в диалектах отсутствуют назывные предложения, которые встречаются в литературном языке. Например: Рокьи. Та-лих1. Лъимер. ЦВа (Гъ.Гъ.). - «Любовь. Счастье. Дитя. Звезда»; Март. Гъут1би. Дурги дирги плащ (Гъ.Гъ.). - «Март. Деревья. Твой и мой плащ» и др. Односоставные предложения как особый семантико-структурный тип простого предложения с одним главным членом в качестве организующего центра высказывания, таким образом, являются новым явлением в синтаксисе аварского языка. Вероятно, этот тип предложений аварский язык заимствовал из русского.

Возможны ли предложения, в которых вовсе нет предикативности? Разумеется, да. Если в предложении нет сказуемого или другого аналогичного ему члена, то конечно, в нем нет и предикативности. Так, например, нет предикативности в назывных предложениях типа: Их. Т1угьдул. Хинал къоял. - «Весна. Цветы. Теплые дни».

Определенные различительные явления наблюдаются в структуре после-ложных и беспослеложных конструкций. Например, послеложные конструкции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.