Яблонский Иван Владимирович Харитонов Илья Константинович
Проблемы формирования
правового статуса иностранных агентов
в Российской Федерации
Исследуются законодательные основы правового статуса иностранных агентов в Российской Федерации. Анализируются действующие нормативные акты, регламентирующие порядок признания субъекта иностранным агентом, виды ограничений и запретов, связанных с обладанием данным статусом. Выявляются проблемы теоретического и практического характера, связанные с несовершенством понятийного аппарата, схематичностью критериев классификации иностранных агентов.
Ключевые слова: иностранный агент, правовой статус иностранного агента, иностранное влияние, ограничения и запреты, экстремистская организация, некоммерческие организации, аффилированные лица.
Problems of formation of the legal status of foreign agents in the Russian Federation
This article is devoted to the study of the legislative foundations of the legal status of foreign agents in the Russian Federation. The current regulations regulating the procedure for recognition as a foreign agent, as well as the types of restrictions and prohibitions associated with the possession of this status are analyzed. Problems of a theoretical and practical nature related to the imperfection of the conceptual apparatus, the schematic nature of the criteria for classifying foreign agents are identified.
Keywords: foreign agent, legal status of a foreign agent, foreign influence, restrictions and prohibitions, extremist organization, non-profit organizations, affiliated persons.
Об особой значимости вопроса классификации субъектов, подпадающих под определение иностранного агента, свидетельствует высказанное заместителем председателя Совета безопасности России Д.А. Медведевым мнение о том, что в России необходимо на законодательном уровне ввести более точную классификацию иностранных агентов (далее - иноагентов) и предусмотреть для них более строгую ответственность. Это, с точки зрения политика, сможет сделать деятельность иностранных агентов более прозрачной для общества [1].
При этом Д.А. Медведев подчеркнул, что западные страны очень жестко охраняют свои идеологические, моральные, экономические и любые другие границы от иностранного вмешательства. Россия на их фоне выглядит гораздо более либеральной и гуманной. По его словам, даже принятый в стране закон об иноагентах стал слабым препятствием на пути «вредоносных» некоммерческих организаций.
Следует отметить, что в условиях проведения специальной операции на Украине возникают дополнительные вопросы к нормативному регулированию правового статуса иноагентов на территории Российской Федерации, поскольку их деятельность зачастую направле-
на на дискредитацию государственной власти в стране, подрыв общественных устоев и дестабилизацию внутренней ситуации. В связи с этим значительные усилия властей должны быть направлены на предотвращение и минимизацию последствий от их противоправной деятельности.
В действующем законодательстве России предусмотрены соответствующие правовые основания придания субъекту особого статуса «иностранного агента», для которого характерно наличие дополнительных обязанностей и ограничений.
Ограничение прав субъектов, которые обладают статусом иностранного агента, обусловлено функционированием охранительного режима суверенных прав Российского государства, системой гарантий независимости и самостоятельности государственной власти в стране.
В Основном законе страны обладание политическими правами закреплено за гражданами Российской Федерации, для иностранных граждан реализация данных прав исключена. Это объясняется тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. За гражданами Российской Федерации признается право участвовать в управлении делами
90
государства как непосредственно, так и через своих представителей, которое признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в соответствии с конституционным принципом равноправия.
Следует отметить, что условия признания субъекта иностранным агентом и виды ограничений и запретов становились предметом рассмотрения самых высших судебных инстанций. Так, жалобы на несоответствие положений законодательства об иностранных агентах Конституции России неоднократно подавались в Конституционный Суд Российской Федерации.
В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что признаков нарушения Основного закона России в части нормативного регулирования статуса иностранных агентов нет, а следовательно, основная часть подобных претензий безосновательна [2].
Деятельность субъектов, активно взаимодействующих с зарубежными партнерами, приобретает новые формы, что объективно требует совершенствования нормативных положений об иноагентах. Кроме того, существующие терминологические неточности, необходимость уточнения критериев отнесения субъектов к иноагентам объективно требуют новых законодательных подходов.
Так, существует неопределенность в понимании самого термина «иностранный агент» и в разграничении различных видов иноагентов.
В законодательстве используются термины «некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента», «лица, находящиеся под иностранным влиянием» и т.п. Кроме того, выделяют иноагентов - юридических лиц и физических лиц и, соответственно, коллективных и индивидуальных субъектов. Термин «иностранный агент» употребляется и в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [3]. К данной категории лиц были отнесены и незарегистрированные общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента.
Главным критерием отнесения лица к разряду иностранных агентов является источник финансирования его деятельности. Если материальное и финансовое обеспечение осуществляется зарубежным государством, международными организациями, иностранными гражданами, то в данном случае при наличии всей совокупности формальных признаков имеются основания для признания субъекта иностранным агентом.
Таким образом, доказанными должны быть факты иностранного финансирования и участия в политической деятельности.
Что касается физических лиц, то это могут быть аффилированные лица и физические лица, выполняющие статус иноагента.
В Федеральном законе от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» формальные критерии конкретизируются в отношении физических лиц, добавляется цель их деятельности -целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации. Одновременно указанным лицам должна оказываться материальная, финансовая, организационная помощь из-за рубежа тем или иным способом [4].
Таким образом, действующее законодательство делает акцент на конкретных критериях, позволяющих относить субъекта к иноагенту. В то же время сам термин «иностранный агент» требует конкретизации применительно к видам внешних проявлений вредоносной деятельности организации или физического лица, действующих в интересах иностранного государства.
В теории и на практике выделяются непосредственно иноагенты, нежелательные и экстремистские организации. Для каждой из указанных категорий есть отдельные нормы закона и наказания как для руководства и участников, так и для пособников. Самыми опасными являются экстремистские организации. В число организаций, занимающихся экстремистской деятельностью, попадают только по решению суда. В отличие от двух других подобных субъектов последствия от контакта с такой организацией чреваты серьезными последствиями (тот, кто оказывает любую поддержку и помощь такой организации, может лишиться денежных средств, быть привлечен к административной или уголовной ответственности).
С целью упорядочения правового регулирования статуса иноагентов принят Федеральный закон 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», который вступит в силу 1 декабря 2022 г. [5]. Его положения позволяют более избирательно относиться к организациям и гражданам, имеющим какие-либо связи с зарубежными странами.
Новый закон об иностранных агентах позволит ответить на новые внешние вызовы, способные нанести ущерб российскому суве-
91
ренитету. Об этом 24 мая заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов [6].
Теперь под собирательным иностранным агентом предлагается понимать лицо, получившее поддержку или находящееся под иностранным влиянием в иных формах, осуществляющее политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов или участие в создании таких сообщений и материалов.
Для того чтобы субъект был признан иностранным агентом, нужны три критерия:
иностранное влияние;
определенные виды деятельности (например, распространение информации для неопределенного круга лиц);
критика органов государственной власти и ее действий.
Вызывает интерес то, как в законе определяется, кто является иностранным лицом: это любое юридическое лицо, работающее на территории Российской Федерации, кроме государственных компаний.
Иностранным агентом может быть российское или иностранное юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, иное объединение лиц или физическое лицо независимо от его гражданства либо отсутствия такового при наличии определенных критериев, таких как материальное и финансовое обеспечение из иностранных источников, осуществление политической деятельности, целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, которые могут быть использованы против безопасности Российской Федерации [7].
В дополнение к этому следует отметить, что в законе предусмотрено ведение одного ограниченного реестра иностранных агентов вместо четырех реестров, которые велись раньше, что создавало определенные неудобства при их использовании.
Также будет вестись единый реестр физических лиц, аффилированных с иноагентами, который будет включать учредителей, членов, участников, руководителей либо работников юрлица-иноагента, а также любых лиц, которые занимаются политической деятельностью на территории Российской Федерации и получают финансовые и материальные средства из-за рубежа.
В отношении данных субъектов устанавливается ряд ограничений принципиального характера. Так, им запрещено осуществлять просвети-
тельскую, преподавательскую и воспитательную работу с детьми, производить для несовершеннолетних продукцию информационного типа, а также получать гранты от государства.
Организационно-правовая форма иноагентов может отличаться. Например, это могут быть некоммерческие организации всех видов.
Согласно Федеральному закону от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» иностранным агентом может быть признан гражданин России со всеми вытекающими последствиями (запрет на участие в выборах, на работу на государственных и муниципальных должностях, занятие бизнесом, просветительской и образовательной деятельностью).
В связи с изложенным считаем необходимым обозначить ряд вопросов, требующих пояснения или дополнения.
Прежде всего нужно уточнить, что следует понимать под иностранным влиянием и в каких формах оно может проявляться, а также что понимать под деятельностью, наносящей ущерб безопасности России.
Объективно назрела необходимость классификации иноагентов, для чего следует более четко определить основания и критерии разграничения таких субъектов. Соответственно, дифференцировать ограничения и запреты в зависимости от вида и статуса субъекта - иноагента.
При этом новый закон содержит одну важную оговорку: вышеперечисленная деятельность не будет политической только в том случае, если она «не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации».
Таким образом, если деятельность ино-агента не наносит ущерба национальным интересам России, дополнительных ограничений устанавливаться не будет.
Данные изменения статуса иноагента следует признать позитивными, поскольку предусмотренные критерии и виды ограничений уже имеют под собой конкретные формулировки, что на практике значительно упрощает процесс признания субъекта иноагентом и условия ограничения их прав.
Таким образом, изменения в действующем законодательстве следует признать своевременными для дальнейшего развития правового статуса иноагентов в России. При этом в настоящее время особое внимание должно уделяться реализации уже принятых норм и приведению в соответствие всех нормативных актов, действующих в этой сфере отношений.
92
1. URL.: https://er.ru/activity/news/dmitiij-medvedev -na-zakonodatelnom-urovne-sleduet-vvesti-bolee-tochnuyu-klassifikaciyu-i-bolee-stroguyu-otvetstvennost-inoagentov?ysclid=l57uszu5 gn822497813
2. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»: определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2019 г. № 1483-О. URL: https:// legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-29052019-n-1483-o/
3. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 14.07.2022) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
4. О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации: федер. закон от 28 дек. 2012 г. № 272-ФЗ (в ред. от 14.07.2022) // Собр. законодательства РФ. 2012. № 53, ч. I. Ст. 7597.
5. О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием: фе-дер. закон от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ. URL: https://www.buhgalteria.ru/article/kak-otrazitsya-zakon-ob-inoagentakh-na-ikh-khozyaystvennoy-deyatelnosti
6. URL: https://www.pnp.ru/social/klimov-novyy-zakon-ob-inoagentakh-stanet-otvetom-na-vneshnie-vyzovy.html
7. URL: https://ldpr.ru/event/216622
1. URL: https://er.ru/activity/news/dmitrij-medvedev -na-zakonodatelnom-urovne-sleduet-vvesti-bolee-tochnuyu-klassifikaciyu-i-bolee-stroguyu-otvetstvennost-inoagentov?ysclid=l57uszu5 gn822497813
2. On the refusal to accept for consideration the complaint of the Foundation for the Promotion of Mass Communications and Legal Education 'Tak-Tak-Tak" on violation of constitutional rights and freedoms by paragraph 6 of article 2 of the Federal Law "On NonCommercial Organizations": determination of the Constitutional Court of the Russian Federation d.d. May 29, 2019 No. 1483-O. URL: https//legalacts. ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-29052019-n-1483-o/
3. On Non-Profit Organizations: fed. law d.d. Jan. 12, 1996 No. 7-FZ (as amended on 14.07.2022) // Coll. legislation of the Russian Federation. 1996. No. 3. Art. 145.
4. On Measures of Influence on Persons Involved in Violations of Fundamental Human Rights and Freedoms, Rights and Freedoms of Citizens of the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 28, 2012 No. 272-FZ (as amended on 14.07.2022) // Coll. legislation of the Russian Federation. 2012. No. 53, pt. I. Art. 7597.
5. On Control Over the Activities of Persons under Foreign Influence: fed. law d.d. July 14, 2022 No. 255-FZ // URL: https://www.buhgalteria. ru/article/kak-otrazitsya-zakon-ob-inoagentakh-na-ikh-khozyaystvennoy-deyatelnosti
6. URL: https://www.pnp.ru/social/klimov-novyy-zakon-ob-inoagentakh-stanet-otvetom-na-vneshnie-vyzovy.html
7. URL: https://ldpr.ru/event/216622
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Яблонский Иван Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России; e-mail: viy.kmr.kr-r@inbox.ru;
Харитонов Илья Константинович, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры гражданского права и процесса Краснодарского университета МВД России; e-mail: urpom.haritonoff@yandex.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
I.V. Yablonsky, Candidate of Sciences in History, Associate Professor, Chief of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: viy.kmr.kr-r@inbox.ru;
I.K. Kharitonov, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Deputy Chief of the Department of Civil Law and Procedure, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: urpom.haritonoff@yandex.ru
93