Научная статья на тему 'Статистическое исследование производственного сегмента алкогольной отрасли в рамках обеспечения продовольственной безопасности государства'

Статистическое исследование производственного сегмента алкогольной отрасли в рамках обеспечения продовольственной безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продовольственная безопасность / алкогольная безопасность / алкоголь / производство алкоголя / алкогольная отрасль. / food safety / alcohol safety / alcohol / alcohol production / alcohol industry.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светлана Юрьевна Мустафина

Продовольственная безопасность, по мнению автора, подразумевает создание условий для обеспечения безопасности алкогольной отрасли рынка. С целью определения размеров отрасли, производящей алкогольную и спиртосодержащую продукцию, в ходе работы проанализированы объемы производства этилового спирта, спиртосодержащей продукции и алкогольной продукции по видам в натуральном выражении. Выявлены тенденции изменения динамики и структуры, а также составлен рейтинг распределения мест по объемам производства между федеральными округами за период 2000—2016 гг., что способствует выявлению тенденций в производстве алкогольной продукции и структурных движениях розничных продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Светлана Юрьевна Мустафина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATISTICAL RESEARCH OF THE PRODUCTION SEGMENT OF THE ALCOHOL INDUSTRY IN THE FRAMEWORK OF FOOD SECURITY OF THE STATE

Food security, according to the author, implies the creation of conditions to ensure the safety of the alcohol industry market. To determine the size of the sector producing alcoholic and alcohol-containing products in the course of the work are analyzed the volume of production of ethyl alcohol, alcohol products and alcohol products by types in physical terms. Identified trends in dynamics and structure, and the rating distribution of seats in terms of production between Federal districts for the period 2000— 2016. that facilitates the identification of trends in alcohol production and structural movements of retail sales.

Текст научной работы на тему «Статистическое исследование производственного сегмента алкогольной отрасли в рамках обеспечения продовольственной безопасности государства»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

© С.Ю. Мустафина, 2018

УДК 338

ББК65

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕГМЕНТА АЛКОГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Светлана Юрьевна Мустафина,

адъюнкт ФПНПиНК Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по кафедре экономической безопасности, финансов и экономического анализа

E-mail: swetlana.mustafina2012(aiyandex.ru Научный руководитель: Т.Н. Агапова, профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

Citation-индекс в электронной библиотеке НИНОН

Аннотация. Продовольственная безопасность, по мнению автора, подразумевает создание условий для обеспечения безопасности алкогольной отрасли рынка. С целью определения размеров отрасли, производящей алкогольную и спиртосодержащую продукцию, в ходе работы проанализированы объемы производства этилового спирта, спиртосодержащей продукции и алкогольной продукции по видам в натуральном выражении. Выявлены тенденции изменения динамики и структуры, а также составлен рейтинг распределения мест по объемам производства между федеральными округами за период 2000—2016 гг., что способствует выявлению тенденций в производстве алкогольной продукции и структурных движениях розничных продаж.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, алкогольная безопасность, алкоголь, производство алкоголя, алкогольная отрасль.

Для цитирования: Мустафина С.Ю. Статистическое исследование производственного сегмента алкогольной отрасли в рамках обеспечения продовольственной безопасности государства. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):331-6.

THE STATISTICAL RESEARCH OF THE PRODUCTION SEGMENT OF THE ALCOHOL INDUSTRY IN THE FRAMEWORK OF FOOD SECURITY OF THE STATE

Svetlana Yu. Mustafina,

Adjunct FPNP1NK Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot on the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis

Abstract. Food security, according to the author, implies the creation of conditions to ensure the safety of the alcohol industry market. To determine the size of the sector producing alcoholic and alcohol-containing products in the course of the work are analyzed the volume of production of ethyl alcohol, alcohol products and alcohol products by types in physical terms. Identified trends in dynamics and structure, and the rating distribution of seats in terms of production between Federal districts for the period 2000— 2016. that facilitates the identification of trends in alcohol production and structural movements of retail sales

Keywords: food safety, alcohol safety, alcohol, alcohol production, alcohol industry.

Одним из критериев, характеризующих степень развития общества, выступает состояние продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность является составной частью экономической и, как следствие, национальной безопасности страны.

Она обеспечивает устойчивое производство отечественных продуктов питания, достаточный уровень качества и доступность продукции населению.

Для современного государства проблема обеспечения и поддержания достаточного уровня про-

№1/2018

Вестник экономической безопасности

331

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

довольственной защищенности населения весьма актуальна, так как налицо проблемы, стоящие сегодня перед страной: резкое падение производства сельскохозяйственной продукции, сокращение материально-технической базы агропромышленного комплекса и ее устаревание, тенденции переселения граждан из сельской местности в города, рост дифференциации доходов населения, а также ухудшение качества продуктов питания. Продовольственную безопасность связывают напрямую не только с платежеспособностью населения, но и с состоянием ресурсов, позволяющих обеспечивать территорию внутри страны результатами производства пищевой промышленности, не прибегая к необходимости использования импортных продуктов.

Обеспечение продовольственной безопасности— это сложная и многоуровневая проблема, которая требует комплексного подхода и сосредоточения усилий специалистов из разных областей, предприятий и государственных органов, обладающих правом контроля за исследуемой областью безопасности.

Роль продовольственной безопасности характеризуется тем, что производство продуктов питания является важнейшим фактором, определяющим уровень социальной жизни, работоспособности экономической структуры и государственного устройства страны. Отметим, что продовольственная безопасность исследуется на различных уровнях (табл. 1), однако составляющие компоненты на понятийном уровне еще не выработаны.

Обобщая анализ полученных результатов специалистов в области экономики, учитывая, что на наш взгляд одной из составляющих является алкогольная безопасность, предлагаем считать, что продовольственная безопасность подразумевает создание условий для обеспечения безопасности продуктов питания и алкогольной безопасности (включающей алкогольные напитки и табачные изделия).

Проблема обеспечения алкогольной безопасности высокоактуальна, однако, научное определение термина разработано не было. Тем не менее, совершенно очевидно, что ее основными составляющими являются уровень производства и качество производимой продукции.

Контроль государства над сферой производства, хранения, поставок алкогольной продукции в последние годы усиливается. Это обуславливается многими факторами, в том числе и формированием новой культуры потребления алкогольных напитков в России. В частности, в научных кругах признается, что в 2000-е гг. произошел переход от культуры северного типа, где большей частью потреблялись крепкие спиртные напитки, к центрально-европейской модели потребления, в рамках которой предпочтение отдается пиву и слабоалкогольным напиткам.

Основными факторами таких изменений на территории страны указываются [1, с. 105—112]:

• общемировые тренды, которые проявляются в подражании структуре потребления таким странам как Германия, Соединенные Штаты

Уровни продовольственной безопасности1

Таблица 1

Уровень Контролирующий субъект Основные функции

1. Глобальный специализированные организации: Всемирная торговая организация. Организация Объединенных Наций, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Комитет по продовольственной безопасности и др. помощь правительствам стран мира в осуществлении программ по обеспечению продовольственной безопасности, работа по разработке и оптимизации национальных стратегий по развитию производства

2. Межнациональный межнациональные образования, форумы разработка документов по стандартизации, ценообразованию, торговле

3. Государственный правительства, законодательные органы страны разработка нормативно-продовольственной базы, обеспечение достаточного уровня продовольственной безопасности, его поддержание, формирование продовольственных резервов

4. Региональный территориальные органы власти контроль за качеством производства и обеспечением продуктами питания населения

1 Разработано автором

332_________________

Вестник экономической безопасности

№ 1/2018

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 2

Производство этилового спирта, спиртосодержащей пищевой и алкогольной продукции, млн дал2

годы этиловый спирт (из пищевого сырья и технический) спиртосодержащая пищевая продукция алкогольная продукция пиво и напитки, изготавливаемые на его основе

спиртные напитки слабоалкогольная продукция винодельческая продукция сидр, пуаре, медовуха всего

водка ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта коньяк и коньячные напитки другие

свыше 25% до 25%

2000 - - 122,60 1,75 - - 33,70 - 158,05 516,60

2001 82.40 - 131,50 2,06 - - 38,60 - 172,16 637,80

2002 95.16 - 140,00 2,66 - - 44,00 - 186,66 702,70

2003 96.95 - 135,00 3,53 - - 48,50 - 187,03 755,40

2004 101.92 - 135,00 3,91 - - 55,40 - 194,31 837,90

2005 86.28 - 132,40 4,25 4,51 - 47,43 48,80 - 237,39 909,90

2006 60.74 - 119,70 4,24 6,44 - 55,05 65,80 - 251,23 1000,5

2007 61.07 - 131,50 4,09 8,06 - 32,64 76,30 - 252,60 1147,2

2008 54.79 - 122,00 4,15 9,93 - 41,80 75,00 - 252,88 1139,7

2009 50.03 - 113,00 4,93 12,65 - 30,13 73,70 - 234,40 1091,1

2010 62,83 36,46 95,10 7,50 3,40 9,02 - 30,20 82,43 - 227,64 984,00

2011 51,93 38,33 86,30 4,53 3,09 8,12 - 31,88 74,03 - 133,93 994,00

2012 64,25 39,06 97,80 5,22 3,70 9,78 - 20,54 65,24 - 202,27 975,00

2013 61,13 30,26 85,70 5,24 3,41 7,44 - 26,28 67,85 - 195,91 889,00

2014 70,48 89,73 67,66 3,94 2,95 7,47 0,08 17,31 72,98 1,23 173,61 807,52

2015 72,12 110,87 68,61 3,90 2,81 7,66 0,20 9,01 86,78 5,43 184,41 779,02

2016 74,51 105,78 74,16 4,98 2,71 8,19 0,49 5,61 89,22 25,70 211,05 770,65

2 Разработано автором

Америки, Дания и другие, где предпочтение отдается распитию слабоалкогольных и пивных напитков;

• локализация производства алкогольных напитков на территории России, что наблюдается, когда базирование производства на территории субъекта государства приводит к распространению потребления именно производимого напитка;

• туризм, так как посещение других стран зачастую сопряжено с потреблением национальных либо общепотребляемых алкогольных напитков;

• реформы антиалкогольной политики, в результате которых снижается доступность крепких спиртных напитков.

В ходе исследования был осуществлен анализ структуры и динамики производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации за 2000—2016 гг. (табл. 2).

По итогам 2016 г. в целом по Российской Федерации было произведено 211,05 млн дал алкогольной продукции в натуральном выражении и 770,65 млн дал пива и пивных напитков. По сравнению с базисным годом показатель повысился на 33,15% и 49,18% соответственно.

По объемам производимой алкогольной продукции по итогам 2016 г. на первом месте расположен Северо-Кавказский федеральный округ. Доля произведенной алкогольной продукции без учета пива составила 19,81% от общего произведенного объема

№1/2018

Вестник экономической безопасности

333

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рейтинг объемов производства алкогольной продукции без учета пива по федеральным округам3

Наименование

субъекта

Центральный федеральный округ Южный федеральный округ Приволжский федеральный округ Северо-Западный федеральный округ

Таблица 3

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ Крымский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ

3 Разработано автором

по России. На втором месте Южный федеральный округ с показателем 18,58%. Затем Приволжский федеральный округ (17%), Северо-Западный федеральный округ (16,5%), Центральный федеральный округ (12,22%), Сибирский федеральный округ (6,27%), Крымский федеральный округ (5,9%), Уральский федеральный округ (2,78%), Дальневосточный федеральный округ (0,93%).

Анализируя долю участия производства каждого федерального округа в общем объеме, начиная с 2000 г., была составлена таблица распределения мест по совокупному объему производства алкогольной продукции в натуральном выражении (табл. 3).

Наибольшую долю по объему производимой продукции занимает пиво и напитки на его основе. При подведении итогов по результатам сбора статистических данных в общем сумме произведенной алкогольной продукции пиво и пивные напитки не учитываются и данные по ним приводятся отдельно. В 2016 г. объем сегмента выпущенного пива, составивший 715,7 млн дал, составил 82% от всего произведенного алкоголя за год на территории страны. Прирост производства в 2016 г. в сравнении с 2000 г. составил 200,1 млн дал, что составило увеличение объемов выпуска на 38,81% (рис. 1).

По итогам 2016 года лидером в производстве пива и пивных напитков стал Центральный ФО,

334

выпустивший 224 млн дал в год. На втором месте с небольшим отставанием Приволжский ФО (212 млн дал). В сравнении с базисным годом Приволжский ФО увеличил объемы производимой продукции в 2,29 раза. Самый большой объем производства за исследуемый период приходится на 2009 г., после чего наметилась тенденция к постепенному снижению выпуска пива. Из общего количества произведенного пива, составившего 1147,2 млн дал (84,35% от общего объема произведенной алкогольной продукции за год по стране). Центральный ФО выпустил 29,24%, что на 103,15% превышает первоначальный объем производства.

С 2007 года объемы производства алкогольной продукции и пива начинают снижаться (рис. 2). Причинами являются приостановка действия лицензий, перелицензирование крупных производителей и акцизная политика государства, которая привела к необходимости повышения отпускных цен, увеличению нагрузки на производителей и товаропроводящую инфраструктуру. Антиалкогольный комплекс мер, проводимый в рамках политики по всей стране, включающий запрет на рекламу в средствах массовой информации, запрет на продажу алкоголя в ночные часы и в интернет-магазине, привел к снижению официального потребления населением крепких спиртных напитков. Однако снижение количества реализуемой алкогольной продукции про-

Вестник экономической безопасности

№ 1/2018

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

2000 г.

2016 г.

Дальневосточный

.федеральный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

округ

2%

Приволжский

федеральный

округ

18%

Дальневосточный

федеральный

округ

4%

Рис. 1. Производство пива и пивных напитков в Российской Федерации4

ГЧГМГМГМГЧГМГМГЧГЧГМГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧ

-а— этиловый спирт (из пищевого сырья и технический)

■ спиртосодержащая пищевая продукция

■ алкогольная продукция

■ пиво и напитки, изготавливаемые на его основе

Рис. 2. Производство этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, пива и пивных напитков в Российской Федерации3

4 Разработано автором

5 Разработано автором

исходит не за счет снижения уровня потребления, а путем переключения потребительского спроса в теневой сектор алкогольного рынка.

Необходимо отметить, что на протяжении всего исследуемого периода объемы потребляемого алкоголя росли, но при этом наблюдались структурные изменения. Если в 1980-е гг. 70% потребления приходилось на крепкие напитки, то теперь они вытеснены легким алкоголем [2].

№1/2018

При изучении динамики и структуры производства алкогольной продукции на территории Российской Федерации и отдельно по федеральным округам за период 2000—2016 гг. были использованы такие статистические показатели, как абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста, показывающее значимость каждого процента за анализируемый период времени.

335

Вестник экономической безопасности

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Динамика производства алкогольной продукции в России6

Таблица 4

ГОДЫ производство алкогольной продукции, млн дал абсолютный прирост, млн дал темп роста, % темп прироста, % абсолютное значение 1% прироста, млн дал

базисный цепной базисный цепной базисный цепной

У< > о\ II ч; 1 О гН 1 £ 1 £ II £ т6 = Y, 100 'о Т = 1 ц Yj — *100 Ч-1 ДТ6 = Т® - 100 ДТц = Т£ - 100 А ^ 0/0 ДТц

2000 670,9 - - 100 - - -

2001 806,4 135,5 135,5 120 ДО 120,20 20,20 20,20 6,71

2002 886,67 215,8 80,27 132,16 109,95 32,16 9,95 8,06

2003 939,2 268,3 52,53 139,99 105,92 39,99 5,92 8,87

2004 1028 357,1 88,8 153,23 109,45 53,23 9,45 9,39

2005 1093 422,1 65 162,92 106,32 62,92 6,32 10,28

2006 1189 518,1 96 177,22 108,78 77,22 8,78 10,93

2007 1360 689,1 171 202,71 114,38 102,71 14,38 11,89

2008 1342 671,1 -18 200,03 98,68 100,03 -1,32 13,60

2009 1286 615,1 -56 191,68 95,83 91,68 -4,17 13,42

2010 1189 518,1 -97 177,22 92,46 77 22 -7.54 12,86

2011 1184 513,1 -5 176,48 99,58 76,48 -0,42 11,89

2012 1168 497,1 -16 174,09 98,65 74,09 -1,35 11,84

2013 1067 396,1 -101 159,04 91Д5 59,04 -8,65 11,68

2014 988,9 318 -78,1 147,40 92,68 47,40 -7,32 10,67

2015 951,78 280,9 -37,1 141,87 96,25 41,87 -3,75 9,89

2016 981,7 310,8 29,92 146,33 103,14 46,33 3,14 9,52

средние 1066,56 19,43 19,43 102,39 2,39 8,13

6 Разработано автором

Анализ данных показывает, что ежегодно с 2000 г. наблюдалось увеличение производства алкогольной продукции вплоть до 2007 г. (табл. 4). Максимальный объем производства за исследуемый период в размере 1360 млн дал. был зафиксирован в 2007 году, что составило прирост 689,1 млн дал. к базисному году. С 2008 г. объемы производства начали снижаться.

Известно, что средняя величина обобщает качественно однородные значения признака, и, следовательно, является типической характеристикой признака в рассматриваемой совокупности. Таким образом, обобщая полученные показатели, делаем вывод о том, что за период 2000—2016 гг. производство алкогольной продукции в среднем по Российской Федерации за год увеличивалось на 19,43 млн дал.

В разрезе структуры видов производства наблюдается тенденция к снижению объемов производства водки и ликероводочных изделий с содержанием этилового спирта свыше 25%, в то время как объемы выпуска коньяков и коньячных напитков, винодельческой продукции наращивают обороты.

336

Таким образом, в результате проведенного анализа были получены количественные значения, отражающие рост объемов производства алкогольной продукции в среднем на 2,39% в год. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что за исследуемый период поменялась структура производства в алкогольной отрасли: доля крепких алкогольных напитков снижается и уступает место легким алкогольным напиткам, пиву и пивным напиткам.

Литература

1. Котельникова З.В. Взаимосвязь практик потребления алкоголя с социальной структурой современной России // Социологические исследования. 2015. №4.

2. Промышленность России. Сборник Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www. gks. ru/wp s/wcm/connect/ro s statm ain/ro s st at/ ru/statistics/publicalions/catalog/doc_l 139918730234 (дата обращения: 04.10.2017).

Вестник экономической безопасности

№ 1/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.