ДУДКИНА С. В.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация. В статье представлены результаты исследования бюджетного обеспечения и реализации национальных проектов на территории Пензенской области. Проведен анализ структуры и равномерности распределения финансирования реализуемых национальных проектов. Выявленные проблемы актуализируют необходимость поиска источников для дофинансирования отдельных проектов, а также потребность проведения постоянного мониторинга распределения расходов по национальным проектам.
Ключевые слова: национальные проекты, бюджетное обеспечение, структура финансирования национальных проектов, плановые объемы, источники дофинансирования.
DUDKINA S. V.
STATISTICAL ANALYSIS OF FINANCING AND IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS IN THE PENZA REGION Abstract. The article presents the results of a study of budget support and implementation of national projects in the Penza region. An analysis of the structure and uniformity of the distribution of funding for ongoing national projects was carried out. The identified problems actualize the need to search for sources for additional financing of individual projects, as well as the need for ongoing monitoring of the distribution of costs for national projects.
Key words: national projects, budget support, financing structure of national projects, planned volumes, sources of additional financing.
Национальные проекты в России были разработаны во исполнение Указа Президента России №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. и направлены на создание условий для появления прорывных эффектов во всех наиболее значимых сферах общества. Общий бюджет у национальных проектов составляет 25,7 трлн. руб. и делится на 3 направления: «Человеческий капитал» (объем финансирования 5,7 трлн. руб. или 22% средств), «Комфортная среда для жизни» (объем финансирования 9,9 трлн. руб. или 38% средств), «Экономический рост» (объем финансирования 10,1 трлн. руб. или 40% средств) [5].
Постановлениями Правительства Пензенской области от 18.12.2020 г. №888-пП и от 11.03.2021 г. №124-пП утвержден перечень государственных программ развития Пензенской области и выделены мероприятия, реализуемые в рамках национальных проектов. В 2019 -2024 г. общий объем финансирования национальных проектов в Пензенской области
1
составляет более 65 млрд. руб. и распределен по 11 направлениям федеральных проектов [3].
Анализ выполнения плана по наиболее затратным национальным проектам позволяет проследить эффективность использования бюджета, а также оценить необходимость контроля исполнения и распределения финансирования. Цель исследования явился анализ направлений и неравномерности финансирования национальных проектов в Пензенской области. Объектом исследования, таким образом, выступили национальные проекты, реализуемые в Пензенской области. В ходе исследования применялись следующие методы статистического анализа: план-фактный анализ, анализ устойчивости структур, расчет показателей неравномерности и концентрации распределения.
В ходе исследования была проанализирована плановая структура финансирования 11 национальных проектов, реализуемых в Пензенской области за 2019-2024 гг. (рис. 1). В приоритетной пятерке национальных проектов по финансированию в Пензенской области находятся: Здравоохранение, Демография, Безопасные и качественные автомобильные дороги, Жилье и городская среда и Образование, а три первых проекта получают более 70% общего объема финансирования.
■ N Здравоохранение
■ P Демография
■ R Безопасные и качественные автомобильные дороги
■ F Жилье и городская среда
■ E Образование
■ I МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
■ A Культура
■ G Экология
■ T Международная кооперация и экспорт
28%
Рис. 1. Структура планового финансирования национальных проектов в Пензенской области в 2019 - 2024 гг. (составлено автором на основе [3]).
Распределение в целом по России не отличается от плановых значений в Пензенской области: на первых пяти позициях также отмечены: Здравоохранение, Демография, Безопасные и качественные автомобильные дороги, Жилье и городская среда, Образование. Такое распределение финансирования демонстрирует приоритетные направления социально-
экономической политики в России в целом, и в Пензенской области - в частности.
Анализ динамики распределения планового финансирования (рис. 2) показал, что в плановом периоде 2019 - 2024 гг. приоритетными в Пензенской области также остаются: Здравоохранение, Демография, Безопасные и качественные дороги; их финансирование значительно отличается от объемов финансирования всех остальных проектов [4]. Самыми недофинансированными проектами на протяжении 2019 - 2024 гг. являются: Цифровая экономика, Производительность труда и поддержка занятости, Экология, Международная кооперация.
Следует отметить значительное снижение плановых объемов финансирования в 2024 г. (на 45% по сравнению с 2023 г.), что может быть связано с недостаточной эффективностью процедуры планирования, и в дальнейшем эта сумма будет скорректирована.
5000
4000
3000
2000
1000
■ A Культура ^ Цифровая экономика ^ Образование ^ Жилье и городская среда
■ G Экология
I МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы ^ Производительность труда и поддержка занятости
N Здравоохранение ^ Демография
^ Безопасные и качественные автомобильные дороги ^ Международная кооперация и экспорт
3855
2019 г.
,т1 167 2021 г.
86 2022 г.
2023 I108
2704
1571
988 77 61 63
00 2024 г.
Рис. 2. Динамика планового финансирования национальных проектов в Пензенской области в 2019 - 2024 гг., млн. руб.
0
Анализ выполнения плана реализации национальных проектов за 2019 и 2020 гг. (рис. 3) показал, что структура финансирования претерпела значительные изменения по сравнению с запланированными показателями [2; 3]. По одному из самых недофинансированных проектов Цифровая экономика процент выполнения плана составил 484% в 2019 г. и 710% в 2020 г., что говорит о серьезной смене приоритетов и осознании важности процессов цифровизации для региональной экономики. Большое внимание в 2019 г. было уделено
проекту Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, его финансирование составили 484% от плана.
Т Международная кооперация и экспорт
Выполнения плана в 2019 году, %
А Культура
Б Цифровая экономика
---" ^484%
Я Безопасные и качественные...
Р Демография
N Здравоохранение
167%
27% 91% 82%
79% 42% 75%
90% 00%
Е Образование
Б Жилье и городская среда
Ь Производительность труда и поддержка.
439% в Экология
I МСП и поддержка ИПИ
Т Международная кооперация и экспорт
Выполнения плана в 2020 году, %
А Культура
710% Б Цифровая экономика
Я Безопасные и качественные .
Р Демография
N Здравоохранение
177%
180% 27% 128%
26% 51% 96% 192% 122%
Е Образование
Б Жилье и городская среда
Ь Производительность труда и поддержка.
в Экология I МСП и поддержка ИПИ
Рис. 3. Выполнение плана финансирования национальных проектов в Пензенской области.
В целом же по всем проектам в 2019 - 2020 гг. наблюдается недофинансирование: выполнение плана в 2019 г. составил 76%, а в 2020 г. - 77%. Особенно это заметно по проекту Культура, фактическое финансирование которого составляет всего 27% от планового уровня во всем исследуемом периоде. Также одним из недофинансированных проектов по итогам фактического распределения средств стал проект «Здравоохранение». Несмотря на то, что по плану этот проект должен был стать лидером среди остальных проектов, фактически выполнение плана составило лишь 42% в 2019 г. и 51% в 2020 г.
Значительное расхождение планового и фактического финансирования проектов актуализируют оценку структуры фактического финансирования национальных проектов в Пензенской области в 2019 - 2020 гг. (таблица 1), а также устойчивость данной структуры.
4
При выполнении плана финансирования национальных проектов в Пензенской области акценты сместились: в 2019 г. наибольшее финансирование пришлось на проекты Демография (29%), Безопасные и качественные автомобильные дороги (22%), Жилье и городская среда (18%). Здравоохранение же, занимающие первые позиции по плановым показателям, оказалось лишь на четвертом месте. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2020 г.: лидером по финансированию стал проект Безопасные и качественные автомобильные дороги (36%), а Здравоохранение (21%) поднялось на второе место. Однако смещение акцентов в данной ситуации можно также объяснить пандемией и существенно возросшей необходимостью модернизации системы здравоохранения.
Таблица 1
Показатели структурных различий
Национальный проект Плановые объемы финансирования Фактические объемы финансирования
2019 г. - 2020 г. 2019 г. - 2020 г.
Линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов (К1) 0,02 0,05
Квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов(К2) 0,04 0,26
Квадратический коэффициент относительных структурных сдвигов (К3) 1,77 0,48
Интегральный коэффициент структурных различий Гатева (К4) 0,18 0,44
Интегральный коэффициент структурных различий Салаи (К5) 0,27 0,25
Индекса В.М. Рябцева (Кб) 0,13 0,33
Анализ структуры плановых и фактических показателей финансирования национальных проектов (рис. 4) показал, что структура не однородна и подвержена значительному изменению в 2020 году по сравнению с 2019 как в плановых, так и в фактических значениях [2; 3]. Вместе с эти при сравнении плановых и фактических значений можно отметить, что структура фактических значений более неоднородная. Однако перераспределение объемов финансирования происходит только среди первых мест, в то время как последние места, как в плановом, так и в фактическом периоде принадлежат одним и тем же недофинансированным проектам Экология, Международная кооперация и экспорт, Производительность труда и поддержка занятости, Цифровая среда.
Плановое финансирование, 2019
Б; 16%
Е; 6%
Я; 19%
N 25%
Другой; 0,069952 021
Плановое финансирование, 2020
Б; 13%
I; 8%
Я; 16%
Другой; 4,24%
А; 4%
Р; 28%
I; 1,17%
; 0,73% Р; 22% Т;. Ь; 0,29%
Б; 0,04%
А; 3,25%
в; 0,35% Т; 0,35% Ь; 0,26% Б; 0,03%
N 32%
Фактическое финансирование, 2019
N; 14%
Б; 18%
Я; 22%
Р; 29%
Фактическое финансирование, 2020
Б; 10%
I; 13%
Е; 9%
1,53%
Т; 1,09%
в ; 0,95% Ь; 0,28% Б; 0,22%
N 21%
Я; 36%
Рис. 4. Сравнение структур планового и фактического финансирования национальных проектов в Пензенской области.
А; 1,15%
в; 0,88%
Т; 0,81% Ь; 0,32% Б; 0,26%
Для оценки устойчивости распределения финансирования по мероприятиям национальных проектов были рассчитаны показатели структурных различий (таблица 1). Практически все показатели свидетельствует о том, что в 2020 структурные различия по проектам нарастают по сравнению с плановыми значениями.
Значение К1 и К2 указывают на существенные изменения структур финансировании национальных проектов в 2019 - 2020 гг. К3, используемый для расчета интенсивности структурных различий, показал, что средний относительный прирост удельных весов фактических данных составил 0,48%. К6, рассчитанный удельным весам фактического финансирования, находится в диапазоне 0,301 - 0,5, что также свидетельствует о значительном уровне различия структур.
Подтвердить гипотезу о значимости структурных различиях в финансировании национальных проектов можно с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена [6], который используется для сравнения проранжированных структур явлений и процессов (таблица 2). Полученные значения коэффициента Спирмена частично опровергают нашу гипотезу, так как его значение близки к 1, однако фактические данные показывают более существенные структурные различия по сравнению с плановыми.
Таблица 2
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Код Фактические объемы Плановые объемы
финансирования финансирования
национального Ранг Ранг Разность Ранг Ранг Разность
проекта 2019 г. 2020 г. рангов 2019 г. 2020 г. рангов
Л 5 5 0 6 5 -1
Б 1 1 0 1 1 0
Е 6 7 1 7 6 -1
F 9 8 -1 8 8 0
О 3 4 1 4 4 0
I 7 9 2 5 7 2
Ь 2 2 0 2 2 0
N 8 10 2 10 11 1
Р 11 6 -5 11 10 -1
R 10 11 1 9 9 0
Т 4 3 -1 3 3 0
Коэффициент Спирмена 0,81 0,96
^критерий расчетный 4,17 10,33
^критерий табличный 2,26
Для сопоставления нескольких структур между собой применим коэффициент неравномерности распределения С. В. Курышевой и коэффициент концентрации (таблица 3) [1].
Таблица 3
Анализ неравномерности распределения финансирования
национальных проектов в Пензенской области
Плановые объемы Фактические объемы
Национальный проект финансирования финансирования
2019 2020 2019 2020
Число доминантных групп (¿) 3 3 4 3
Коэффициент неравномерности распределения (кнр) 0,47 0,45 0,42 0,79
Коэффициент концентрации (кКонц) 0,46 0,51 0,43 0,47
Коэффициент неравномерности распределения по плановому финансированию национальных проектов в 2019 - 2020 гг. составил 0,47 и 0,45 соответственно, что свидетельствует о средней степени разнообразия, т.е. финансирование разных проектов относительно равномерное за исключением выделенных 5 наиболее затратных национальных проектов. Коэффициент неравномерности распределения по фактическому финансированию
национальных проектов в 2020 г. стремится к 1, что означает неравномерное распределение значений. Оно достигается за счет 7-кратного выполнения плана по проекту Цифровая экономика (710%), что также видно по рис. 3. В сравнении с остальными элементами структуры его значение сильно выбивается. Одним из недостатков коэффициента неравномерности распределения является условность выбора параметра Ь. В рамках данного исследования нами выбрано 3 и 4 доминантных групп, так как 3 - 4 национальных проекта образуют до 80% общего объема их финансирования в Пензенской области. Коэффициент концентрации также указывает на значительную концентрацию финансирования национальных проектов в Пензенской области на 5 наиболее профинансированных проектов.
На основе проанализированных данных можно сделать вывод о том, что плановое распределение финансирования по национальным проектам в Пензенской области является относительно равномерным, в то время как кассовое их исполнение в 2019 - 2020 гг. стремится к неравномерному распределению. Это указывает на недофинансирование одних проектов и избыточное финансирование других, либо на недостаточный контроль выполнения проектов. Например, проекты: Цифровая экономика, Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы показывают превышение кассового исполнения над запланированным финансированием, а Культура и Здравоохранение демонстрируют значительное невыполнение плана.
Проведенный анализ данных по бюджетному обеспечению и реализации национальных проектов в Пензенской области показал, что есть необходимость пересмотра объемов и структуры финансирования некоторых из проектов для их реализации в соответствии с плановыми показателями. Анализ структуры финансирования национальных проектов в Пензенской области с использованием традиционных показателей устойчивости структур определил, что в целом структура финансирования неустойчива и подвержена заметным изменениям в динамике. Чуть меньшие колебания отмечаются при использовании коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Оценка равномерности распределения финансирования по национальным проектам указывает, что отдельные социально-значимые и ориентированные на стратегическое развитие проекты крайне недофинансированы. Выявленные проблемы актуализируют необходимость поиска источников для дофинансирования отдельных проектов, таких как Цифровая экономика и Экология, а также потребность проведения постоянного анализа распределения расходов по национальным проектам для стимулирования реализации наиболее важных государственных программ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трифонов Ю. В., Веселова Н. В. Методологические подходы к анализу структуры экономики на региональном уровне // Вопросы статистики. - 2015. - № 2. -С. 37-49.
2. Отчеты об исполнении государственных программ Пензенской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://econom.pnzreg.ru/ekonomika/gosudarstvennye-programmy/otchety-ob-ispolnenii-gosudarstvennykh-programm/ (дата обращения 12.12.2021).
3. Финансирование региональных проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://budget.gov.ru/epbs/faces/oracle/webcenter/portalapp/pagehierarchy/Page591. jspx?message=eyJJTkRfcGFyYW1QZXJpb2QiOnsibmFtZSI6IklORF9wYXJhbVBlcmlvZ CIsInZhbHVlIjoiMjAyMi0wMS0xMlQwMDowMDowMC4wMDBaIiwidHlwZ SI6IkRBV EUifSwicHJvamVjdFBhcmFtIjp7Im5hbWUiOiJwcm9qZWN0UGFyYW0iLCJ2YWx1ZSI6 IlЛiLCJ0eXBlIjoiU1RSSU5HIn19&_adf.ctrl-state=hymvluoy7_4®ionId=56 (дата обращения 25.12.2021).
4. Тугушев Р. И. Финансирование национальных проектов в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - № 15(12). - С. 73-81.
5. Национальные проекты: Целевые показатели и основные результаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: p7nn2CS0pVhvQ9800wAt2dzCIAietQih.pdf (дата обращения 30.12.2021).
6. Ковалева Т. Ю. Статистические показатели в анализе структуры социально-экономической системы // Инновационная наука. - 2015. - № 4. - С. 63-71.