Научная статья на тему 'Бюджетирование национальных проектов в условиях низкого кассового исполнения'

Бюджетирование национальных проектов в условиях низкого кассового исполнения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ / УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ № 204 / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / MONITORING OF THE NATIONAL PROJECTS / RF PRESIDENT’S EXECUTIVE ORDER 204

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идрисов Георгий Искандерович, Плескачев Юрий Андреевич

Анализ изменений в структуре и объемах расходов на реализацию национальных проектов в рамках законопроекта «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» позволяет отметить позитивные тенденции, связанные с ростом соответствующих расходов федерального бюджета. В то же время в условиях низкого кассового исполнения расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов в 2019 г. возникают вопросы, связанные с этим ростом. Первое увеличение расходов по национальным проектам с низким уровнем исполнения расходов бюджетных средств в 2019 г. повышает риски формального выполнения мероприятий будущих лет с целью освоения средств. Второе сбалансированность распределения расходов между проектами: уровень расходов по некоторым из них представляется недостаточным с учетом значимости этих национальных проектов. Третье рост расходов по одним национальным проектам при одновременном сокращении по другим происходит в условиях отсутствия координации между долгосрочным финансированием приоритетов через проектные и программные инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Budgeting of the National Projects Amid Low Cash Execution

Analysis of the changes in the structure and volume of spending on the implementation of the national projects executed in the framework of the law «On the Federal Budget for 2020 and the 2021 and 2022 Planning Period» allows noting positive trends due to the growth of corresponding federal budget expenditures. At the same time, amid low cash execution of the federal budget expenditures allocated on the implementation of the national projects in 2019 questions arise regarding growth. Firstly, increased spending on the national projects amid low cash execution of budget funds seen in 2019 raises risks of the formal implementation of future measures in order to spend funds. Secondly, balanced distribution of expenditures between projects: level of spending on certain projects seems insufficient taking into account the urgency of these national projects. Thirdly, growth of spending on some national projects with simultaneous decrease on the other occurs in the context of lacking coordination between long-term financing of priorities via project and program tools.

Текст научной работы на тему «Бюджетирование национальных проектов в условиях низкого кассового исполнения»

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ НИЗКОГО КАССОВОГО ИСПОЛНЕНИЯ

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ НИЗКОГО КАССОВОГО ИСПОЛНЕНИЯ

Г. И. ИДРИСОВ Ю. А. ПЛЕСКАЧЕВ

Анализ изменений в структуре и объемах расходов на реализацию национальных проектов в рамках законопроекта «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» позволяет отметить позитивные тенденции, связанные с ростом соответствующих расходов федерального бюджета. В то же время в условиях низкого кассового исполнения расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов в 2019 г. возникают вопросы, связанные с этим ростом.

Первое — увеличение расходов по национальным проектам с низким уровнем исполнения расходов бюджетных средств в 2019 г. повышает риски формального выполнения мероприятий будущих лет с целью освоения средств. Второе — сбалансированность распределения расходов между проектами: уровень расходов по некоторым из них представляется недостаточным с учетом значимости этих национальных проектов. Третье — рост расходов по одним национальным проектам при одновременном сокращении по другим происходит в условиях отсутствия координации между долгосрочным финансированием приоритетов через проектные и программные инструменты.

Ключевые слова: мониторинг национальных проектов, Указ Президента РФ № 204, федеральный бюджет.

Для оценки перспективных объемов финансирования, направленных на реализацию национальных проектов, было проведено сопоставление расходов, предусмотренных на их реализацию в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и с утвержденными версиями паспортов национальных проектов. (См. табл. 1.)

Расходы на национальные проекты, заложенные в проекте федерального бюджета, превышают расходы, заложенные в паспортах национальных проектов, в среднем на 4,8%. В 2020 и 2021 гг. соответствующие увеличения запланированы на уровне 4,6 и 4,4%, а в 2022 г. плановое увеличение составит 5,3%. Рост совокупных расходов на национальные проекты в годовом выражении составит 13,6, 11,9 и 21,4% в 2020, 2021 и 2022 гг. соответственно. Важно отметить, что доля расходов федерального бюджета, которые будут направлены на финансирование национальных проектов в

2022 г. (12,4%), в общей сумме расходов бюджета вырастет по сравнению с 2019 г. (9,7%) на 2,7 п.п1.

На основании этих данных можно сделать вывод о том, что запланировано значимое увеличение расходов по национальным проектам, особенно в 2022 г., однако для понимания аспектов этого роста необходимо рассмотреть более детально, как это увеличение распределяется внутри самих национальных проектов. (См. табл. 2.)

В соответствии с проектом федерального бюджета по национальным проектам «Демография» и «Наука» запланировано существенное увеличение расходов в течение всего рассматриваемого периода; также рост расходов на 12% предусмотрен по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020 г. (Изменение совокупных расходов федерального бюджета по национальным проектам по сравнению с их паспортами представлено в табл. 3.)

Идрисов Георгий Искандерович, проректор РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; директор Института отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС, д-р экон. наук, е mail: idrisov@ranepa.ru; Плескачев Юрий Андреевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, е-mail: pleskachyev-ya@ranepa.ru

1 В 2019 г. в федеральном бюджете в рамках расходов на национальные проекты было запланировано 1746 млрд. руб., или 9,7% от общего объема расходов федерального бюджета.

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 26 • № 11 • NOVEMBER 2019 9

Наиболее существенное увеличение расходов за период 2020-2022 гг. предусмотрено по национальным проектам «Наука», «Демография» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - на 20,8, 18,0 и 4,3% соответственно. (См. табл. 3.) По трем национальным проектам - «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Экология» и «Международная кооперация и экспорт» - запланировано снижение расходов федерального бюджета на 0,1, 1,5 и 5,4% соответственно. Значительное сокращение расходов по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» вызывает определенные вопросы вследствие его значимости для промышленного развития страны и увеличения экспортного потенциала.

Важно отметить, что общий рост расходов федерального бюджета на реализацию нацио-

нальных проектов при подготовке проекта закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» планировался в условиях низкого кассового исполнения по большинству проектов. Только по двум из них (из 13) рост расходов на 01.08.2019 г. превысил средний уровень исполнения расходов федерального бюджета. (См. табл. 4.)

Уровень исполнения расходов на реализацию национальных проектов «Экология», «Цифровая экономика Российской Федерации», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Производительность труда и поддержка занятости» и «Комплексный план модернизации инфраструктуры» оказался значительно ниже среднего уровня для всех нацпро-ектов, составившего на указанную дату 41,2% (от 14,4 до 26,5% - см. табл. 4). Таким образом, по данным национальным проектам су-

Таблица 1

Сопоставление общего объема расходов на национальные проекты

2020 г. 2021 г. 2022 г.

Расходы федерального бюджета на реализацию национальных проектов - всего, млрд. руб.:

в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2020 год ч_„„ «оно п™

и на плановый период 2021 и 2022 годов»

в соответствии с утвержденными президиумом Совета при Президенте

Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 1895 2124 2558 паспортами национальных проектов (финансирование из федерального бюджета)

Увеличение расходов относительно объемов, заложенных в паспортах национальных проектов, в %

Увеличение расходов к предыдущему году, в % 13,6 11,9 21,4

Справочно: расходы в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете

на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»:

Финансирование национальных проектов - всего, в % ВВП 1,76 1,84 2,1

Финансирование национальных проектов из федерального бюджета, в % от объема федерального бюджета 10,17 10,75 12,37

Номинальный ВВП, млрд. руб. 112 863 120 364 128 508

Общий объем расходов федерального бюджета, млрд. руб. 19 503 20 634 21 763

Прогноз темпов роста ВВП, в % 1,7 3,1 3,2

Источник: прил. 14 к проекту закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»; среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года Минэкономразвития России (базовый вариант) от 01.10.2019 г.; утвержденные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам паспорта национальных проектов; расчеты авторов.

Рост расходов по национальным проектам в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

Национальный проект (программа)

Проект закона «О федеральном

бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», млрд. руб.

Утвержденные паспорта национальных проектов (финансирование из федерального бюджета), млрд. руб.

Рост расходов по национальным проектам в соответствии с новым бюджетом, в %

2020 г. 2021 г. 2022 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Демография 616 635 588 532 538 487 16 18 21

Здравоохранение 300 240 254 299 239 251 0 1 1

Образование 126 135 119 123 133 119 3 1 0

Жилье и городская среда 105 108 189 105 108 189 0 0 0

Экология 88 123 146 89 127 147 -1 -3 0

Безопасные и качественные автомобильные дороги 104 137 24 93 137 24 12 0 0

Производительность труда и поддержка занятости 7 7 7 7 7 7 0 0 0

Наука 47 70 96 42 54 80 13 28 20

Цифровая экономика Российской Федерации 124 178 258 124 178 258 0 0 0

Культура 15 18 21 15 18 21 0 0 0

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 39 51 95 39 51 96 0 0 0

Международная кооперация и экспорт 75 124 219 79 129 234 -6 -4 -6

Комплексный план модернизации инфраструктуры 337 392 675 349 404 645 -3 -3 5

Всего 1983 2218 2693 1895 2124 2558 5 4 5

п о г о

п о

гп

<

гп

I—

о

< о

Источник: прил. 14 к проекту закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»; утвержденные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам паспорта национальных проектов; расчеты авторов.

О <

ществуют риски формальной реализации части мероприятий с целью расходования средств -либо же нереализации части запланированных мероприятий. Этим национальным проектам должно уделяться особое внимание.

По национальным проектам «Демография» и «Здравоохранение» уровень исполнения расходов на их реализацию значительно превысил средний уровень исполнения бюджетных расходов по нацпроектам, а также по всему федеральному бюджету в целом и составил 59,1 и 57,6% соответственно. По национальным проектам «Наука», «Культура» и «Образование» уровень исполнения расходов на их реализацию превысил средний уровень по нацпроектам на несколько процентных пунктов, однако оказался ниже среднего уровня исполнения расходов всего федерального бюджета на 2019 г. (См. табл. 4.)

Важно также рассмотреть распределение расходов федерального бюджета в связке с ключевыми целевыми показателями национальных проектов. (См. табл. 5.)

Основной объем расходов в проекте федерального бюджета на период 2020-2022 гг. направляется на «Демографию», «Здравоохранение», «Комплексный план модернизации инфраструктуры» и «Цифровую экономику Российской Федерации», что представляется обоснованным в связи со значимостью целевых показателей этих национальных проектов.

Вместе с тем расходы федерального бюджета на национальные проекты «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также «Производительность труда и поддержка занятости» остаются на достаточно низком уровне и составляют 206 млрд.

Таблица 3

Рост совокупных расходов по национальным проектам на 2020-2022 гг. в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

Национальный проект (программа)

Проект федерального бюджета на 2020-2022 гг., млрд. руб.

Паспорта национальных проектов на 2020-2022 гг., млрд. руб.

Рост расходов по национальным проектам в соответствии с новым бюджетом в 2020-2022 гг., в %

Наука 213 177 20,8

Демография 1839 1558 18,0

Безопасные и качественные автомобильные дороги 266 255 4,3

Образование 380 375 1,3

Здравоохранен ие 793 788 0,6

Комплексный план модернизации инфраструктуры 1405 1398 0,5

Цифровая экономика Российской Федерации 560 560 0,1

Культура 53 53 0,1

Жилье и городская среда 403 403 0,0

Производительность труда и поддержка занятости 21 21 0,0

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 185 185 -0,1

Экология 357 363 -1,5

Международная кооперация и экспорт 418 442 -5,4

Всего 6893 6578 4,8

Источник: прил. 14 к проекту закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»; утвержденные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам паспорта национальных проектов; расчеты авторов.

о <

Таблица 4

Уровень исполнения расходов федерального бюджета на национальные проекты на 01.08.2019 г.

п о г о

п о

m

<

m i—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

< о

Национальный проект (программа) Запланировано на 2019 г., млрд. руб. Израсходовано на 01.08.2019 г., млрд. руб. Исполнение расходов федерального бюджета на национальные проекты на 01.08.2019 г., в % Доля бюджетных расходов на национальные проекты в общем объеме расходов федерального бюджета на нацпроекты, в %

Демография 526 311 59,1 29,6

Здравоохранение 160 92 57,6 9,0

Наука 37 17 46,2 2,1

Культура 14 6 43,3 0,8

Образование 105 46 43,2 5,9

Жилье и городская среда 105 44 41,5 5,9

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 66 27 40,4 3,7

Международная кооперация и экспорт 86 33 38,7 4,8

Комплексный план модернизации инфраструктуры 378 100 26,5 21,3

Производительность труда и поддержка занятости 7 2 23,9 0,4

Безопасные и качественные автомобильные дороги 130 31 23,6 7,3

Цифровая экономика Российской Федерации 108 17 16,0 6,1

Экология 56 8 14,4 3,2

Всего 1779 733 41,2 100,0

Справочно: средний уровень исполнения расходов федерального бюджета на 2019 г. 19 139 9320 48,7

Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.

W

О) А

0

1

о

п

А

о

>

LU

О п п

о

Распределение расходов федерального бюджета на 2020-2022 гг. в связке с ключевыми целевыми показателями национальных проектов

о

Национальный проект (программа) Ключевые целевые показатели национального проекта Значение в 2018 г. Значение по итогам 2022 г. Проект федерального бюджета на 2020-2022 гг., млрд. руб.

Демография Смертность населения старше трудоспособного возраста (женщины, достигшие возраста 55 лет и старше, мужчины, достигшие возраста 60 лет и старше), человек на 10ОО населения соответствующего возраста 37,9 36,7 1839

Суммарный коэффициент рождаемости, детей на 1 женщину 1,6 1,68

Комплексный план Средняя коммерческая скорость товародвижения на железнодорожном транспорте, км/сутки 380 410 1405

модернизации инфраструктуры Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути, млн. т 9,9 61

Транспортная подвижность населения, тыс. пасс-км на 1 человека в год 8,5 9,1

Младенческая смертность, на 1 тыс. родившихся детей 5,5 4,8

Здравоохранение Смертность населения трудоспособного возраста (женщины в возрасте 16-55 лет, мужчины в возрасте 16-60 лет), на 100 тыс. населения 455 383 793

Цифровая экономика Российской Федерации Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны), в % 1,9 3,6 560

Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет», в % 75 92

Международная Доля экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственной продукции и услуг в валовом внутреннем продукте страны, в % 17,8 19,2 418

кооперация и экспорт Объем экспорта услуг, млрд. долл. 64 88

Объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров, млрд. долл. 149 202

Объем ввода в многоквартирных жилых домах, млн. кв. м 49,7 68,3

Жилье и городская среда Средний уровень процентной ставки по ипотечному кредиту, в % годовых 9,5 8,4 403

Средняя стоимость 1 кв. м модельного жилья на первичном рынке, тыс. руб. 68,9 87,8

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, в % 71,5 77

Образование Место России в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов 17 13 380

Продолжение таблицы 5

п о г о

п о

гп

<

гп

I—

о

< о

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в % от общего объема образованных твердых коммунальных отходов 7 40

Экология Количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов из общего количества свалок, выявленных на 1 января 2018 г. 0 108 357

Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, в % 100 93

Ущерб от лесных пожаров, млрд. руб. 32,3 16

Безопасные и качественные автомобильные дороги Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в % 44,1 46,8 266

Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях, человек на 100 тыс. населения 11,7 8,4

Соотношение темпа роста внутренних затрат на исследования и разработки за счет всех источников к темпу роста валового внутреннего продукта, ед. 1 1,02

Наука Численность российских и зарубежных ученых, работающих в российских организациях и имеющих статьи в научных изданиях первого и второго квартилей, индексируемых в международных базах данных, тыс. человек 27,7 28,9 213

Малое и среднее предпринимательство и Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте, в % 22,9 27,5

поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, млн. человек 29,6 22,9 185

Культура Число посещений организаций культуры, отношение показателя к базовому году, в % 101 107 53

Производительность труда и поддержка занятости Рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики, в % к предыдущему году 101,4 103,6 21

Всего 6893

Источник: прил. 14 к проекту при Президенте Российской

закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»; утвержденные президиумом Совета Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам паспорта национальных проектов; расчеты авторов.

О <

руб.2 из почти 7 трлн. руб. бюджетных средств, направляемых на реализацию всех национальных проектов в период 2020-2022 гг., что, в условиях необходимости повышения производительности экономики как ключевого фактора для достижения ряда национальных це-лей3, вызывает серьезные вопросы.

Необходимо отметить, что два указанных национальных проекта должны оказывать значимое влияние на достижение таких ключевых национальных целей развития, как цель 8: «Вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов», цели 3 «Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции» и цели 4 «Снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации».

При сопоставлении табл. 3 и 4 можно видеть, что по уровню исполнения расходов федерального бюджета национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» находится на третьем месте с конца (23,6% при среднем уровне исполнения по национальным проектам в 41,2% - см. табл. 4), однако он одновременно находится на третьем месте в списке лидеров по росту расходов федерального бюджета на 20202022 гг. (4,3% - см. табл. 3). При этом основной рост расходов по этому национальному проекту предусмотрен на 2020 г. (на 12% по отношению к запланированному объему в соответствии с паспортом национального проекта - см. табл. 2). Поскольку основной рост

расходов запланирован на 2020 г.4, это может косвенно свидетельствовать о попытке перенести финансирование с неисполненных мероприятий 2019 г. на 2020 г.

Для двух национальных проектов - «Наука» и «Образование», по которым запланирован рост расходов федерального бюджета в каждый год в 2020-2022 гг. (на 20,8 и 1,3% совокупно по итогам трех лет - см. табл. 3), уровень исполнения расходов федерального бюджета в текущем 2019 г. превысил средний уровень исполнения по всем национальным проектам (46,2 и 43,2% соответственно - см. табл. 4), но оказался ниже среднего уровня исполнения расходов всего федерального бюджета на 2019 г. (48,7% - см. табл. 4). Необходимо подчеркнуть, что планируемый рост расходов с 2020 по 2022 гг. по национальным проектам, по которым кассовое исполнение расходов федерального бюджета на 2019 г. находится на уровне ниже среднего, может создавать риски нереализации всех запланированных мероприятий по соответствующему национальному проекту и риски неэффективного распределения ресурсов.

Отдельного рассмотрения заслуживают плановые доли расходов на национальные проекты по разделам федерального бюджета. (См. табл. 6.)

Доля расходов федерального бюджета на национальные проекты увеличивается с 10,2% в 2020 г. до 12,4% в 2022 г. При этом по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство», вклад в который вносят пять национальных проектов5, к 2022 г. доля расходов на национальные проекты будет составлять 60% по сравнению с 47% в 2020 г. Аналогичная величина по разделу «Национальная экономика»,

2 При этом по данным национальным проектам также практически отсутствует и внебюджетное финансирование. В соответствии с утвержденными паспортами национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Производительность труда и поддержка занятости» уровень внебюджетного финансирования в период 2020—2022 гг. составит 24,4 и 3,2 млрд. руб. соответственно (13 и 15% от уровня расходов федерального бюджета на названные национальные проекты за указанный период).

3 В Указе Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 сформулировано 9 национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г.

4 На 12% по отношению к запланированному в соответствии с паспортом национального проекта.

5 «Демография», «Жилье и городская среда», «Образование», «Цифровая экономика Российской Федерации», «Экология».

Плановые доли расходов на национальные проекты по разделам федерального бюджета за период 2020-2022 гг.

п о г о

п о

гп

<

ГП I—

о

< о

Направление расходов федерального бюджета

Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов, млрд. руб.

Общий объем расходов федерального бюджета, млрд. руб.

Доля расходов на национальные проекты в направлениях расходов федерального бюджета, в %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2020 г. 2021 г. 2022 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Жилищно-коммунальное хозяйство 117 139 232 248 286 384 47 49 60

Национальная экономика 667 867 1250 2522 2754 3152 26 31 40

Здравоохранение 301 240 254 990 935 949 30 26 27

Охрана окружающей среды 64 80 88 348 411 438 18 19 20

Образование 194 210 169 1025 1055 1001 19 20 17

Социальная политика 557 573 559 4999 5033 4813 11 11 12

Общегосударственные вопросы 39 61 91 1456 1537 1585 3 4 6

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 25 28 32 1009 996 1004 3 3 3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 16 18 17 1456 1497 1545 1 1 1

Средства массовой информации 0 0 0 92 71 71 0 0 0

Национальная оборона 1 1 1 1069 1090 1112 0 0 0

Обслуживание государственного (муниципального) долга 897 1037 1156 0 0 0

Физическая культура и спорт 70 61 64 0 0 0

Всего 1983 2218 2693 19 503 20 634 21 763 10,2 10,7 12,4

Источник: прил. 14 к проекту закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов; расчеты авторов.

О <

вклад в который вносят девять национальных проектов6, за 2020-2022 гг. вырастет с 26 до 40%.

По разделам «Образование» и «Здравоохранение» доля расходов на национальные проекты в 2022 г. снизится, однако это снижение будет незначительным. При этом стоит отметить, что вклад в раздел «Образование» вносят сразу восемь различных национальных проектов7. Вклад самого национального проекта «Образование» в одноименный раздел расходов федерального бюджета составляет в среднем около 57%. По другим разделам значимых изменений не наблюдается, что позво-

ляет сделать вывод о том, что объем и доля финансирования через проектные инструменты по ним существенно увеличиваются.

Таким образом, увеличение расходов федерального бюджета по одним национальным проектам при одновременном снижении по другим на период 2020-2022 гг. происходит в условиях низкого кассового исполнения бюджетных расходов на реализацию национальных проектов в текущем году и показывает значимое перераспределение бюджетных средств между программными и проектными инструментами исполнения бюджета в пользу последних. ■

Budgeting of the National Projects Amid Low Cash Execution

Georgy I. Idrisov - Director of Center for Real Sector of the Gaidar Institute; Director of Institute for Sectoral Markets and Infrastructure, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Doctor of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: idrisov@iep.ru

Yury A. Pleskachyev - Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: pleskachyev-ya@ranepa.ru

Analysis of the changes in the structure and volume of spending on the implementation of the national projects executed in the framework of the law «On the Federal Budget for 2020 and the 2021 and 2022 Planning Period» allows noting positive trends due to the growth of corresponding federal budget expenditures. At the same time, amid low cash execution of the federal budget expenditures allocated on the implementation of the national projects in 2019 questions arise regarding growth.

Firstly, increased spending on the national projects amid low cash execution of budget funds seen in 2019 raises risks of the formal implementation of future measures in order to spend funds. Secondly, balanced distribution of expenditures between projects: level of spending on certain projects seems insufficient taking into account the urgency of these national projects. Thirdly, growth of spending on some national projects with simultaneous decrease on the other occurs in the context of lacking coordination between long-term financing of priorities via project and program tools.

Key words: monitoring of the national projects, RF President's Executive Order No. 204, federal budget.

6 «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Демография», «Комплексный план модернизации инфраструктуры», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт», «Наука», «Производительность труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика Российской Федерации», «Экология».

7 «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Демография», «Здравоохранение», «Культура», «Наука», «Образование», «Производительность труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.