Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОГРЕШНОСТИ'

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОГРЕШНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
25
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОГРЕШНОСТИ»

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОГРЕШНОСТИ

Кандидат медицинских наук М, С. Каценеленбаум (Москва)

В статье кандидата медицинских наук Г. В. Колчиной «Об эффективности пребывания учащихся в школах продленного дня» в общем интересной и актуальной, имеются досадные статистические погрешности, в которых повинны как редакция журнала, так и автор статьи. Так, во втором абзаце на стр. 95 указано, что под наблюдением находилось 852 ребенка, а в скобках приводятся слагаемые, которые в сумме дают 952 (306 + 646) человек. В действительности же под наблюдением было не 852 или 952 (что может быть простой опечаткой), а 643 ребенка. Последнее подтверждает и табл. 1 (сумма 10 возрастных групп мальчиков и девочек в наблюдаемых объектах) и первой строкой на стр. 97. В табл. 1 автор приводит материал о физическом развитии детей двух групп, аргументируя различиями в средних прибавках роста и веса и т. д. Делает он это, к сожалению, неправильно, так как различия в средних вариационного ряда и их достоверность определяются методом ошибок, а не арифметической разницей. Тем самым автор пошел по неубедительному пути и не привел типичных статистических величин — сигму и ошибку, что придало бы приведенной таблице необходимую научную опору. Рассуждения и выводы автора остаются вследствие этого неубедительными. Что касается табл. 2, то на основании представленных абсолютных данных легко подсчитать, что различия недостоверны (формула достоверности относительных чисел). Приходится сожалеть, что интересный материал статистически не обработан.

Поступила 18/V 1962 г.

Ъ Ъ <Г

ПО ПОВОДУ СТАТЬИ Г. В. КОЛЧИНОЙ «ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ»1

^ Доктор Ханнелёре Вольф (ГДР)

Исследуемая тема является в настоящее время очень интересной не только для СССР, но и для ГДР, так как в ГДР создается все больше школ продленного дня. Поэтому я с особым интересом прочла статью Г. В. Колчиной. Автор пишет в заключении: «Из изложенного следует, что строгий режим, включающий рациональное и своевременное питание, улучшает физическое развитие детей, снижает заболеваемость и число пропущенных уроков». Вот именно с этим ясным заключением я не могу согласиться, так как основа этого заключения, по-моему, недостаточно убедительна.

Основная ошибка заключается в неправильном применении статистического метода работы. Действительно, на первый взгляд, кажется, что табл. 1 дала основу для такого заключения в отношении физического развития детей. Но, во-первых, не приведены исходные данные ни о весе, ни о росте. Чистый средний прирост этих показателей в таком виде не может служить доказательством. На основании многолетних исследований Целлера (2е11ег) мы знаем, что в возрасте 6—9 лет происходит так называемое первое изменение детского облика. Скорость и начало этого изменения у отдельных детей могут быть разны-

1 Гигиена и санитария, 1962, К? 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.